Организационно-педагогические критерии профессиональной ориентации будущих
специалистов
Кенжаев Ш. Х.1, Хусанов А. Ш.2
Кенжаев Шавкатжон Хусанович /Kenjaev Shavkatjon Khusanovich - преподаватель, кафедра национальной идеи и философии,
Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Узбекистан;
2Хусанов Азиз Шавкатжон оглы /Khusanov Aziz Shavkatzhon ogly - студент, факультет английской филологии,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрено значение профессиональной ориентации будущих специалистов -педагогов. Правильная организация профориентации обеспечивает формирование личности как субъекта будущей профессиональной деятельности, создаёт условия для его приспособления к профессиональным отношениям, формирует навыки компетентности.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, современный специалист, требования, подходы, социализация личности.
Совершенствование системы высшего образования, подготовка конкурентоспособных кадров является одной из важнейших задач в сфере реформирования системы образования в Республике Узбекистан. Национальная программа подготовки кадров и Государственные образовательные стандарты предусматривают профессиональную ориентацию будущих специалистов. В этом направлении подготовка студентов по педагогическим направлениям сегодня требует особого подхода. Прежде всего, необходимо формировать у будущих педагогов положительное отношение к самой педагогической профессии, что предполагает повышение престижности и авторитета педагога, качества подготовки работников образования, создание условий для развития личности учителя и позволяет раскрыть новые стороны действительности человеческих отношений, связанные с выбором людьми их жизненных интересов, ориентиров, процессом социализации личности [2].
Как известно, необходимость специальной подготовки определяется социальным заказом общества, установлением прямых связей с предприятиями, организациями и учреждениями, в связи с чем возрастает значение подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям. Современный специалист - это широко образованный человек, в какой-либо конкретной области имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации.
В настоящее время цель профориентации будущих педагогов состоит в том, чтобы подготовить студентов к самостоятельному сознательному выбору профессии, заинтересовать их в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками. Поэтому очень важно в этом смысле введение педагогической практики с 1 курса, с выделением для этого одного дня в неделю (например, суббота).
Процесс профориентации личности внедряется через специальную научно-практическую деятельность. На этапах формирования учащихся и студентов как всесторонне развитых личностей, личность и общество рассматриваются как единая система, и учитываются требования, связанные с рыночной экономикой. Проведение профориентационной работы, исходя из этих требований, требует, в свою очередь, выбора содержания занятий, в которых раскрываются местные и региональные потребности, структура и содержание профессиональной деятельности, особенности объектов профессии, трудности и сложности профессии и др.
Как подчеркивает Ю. В. Грачева, в системе для повышения эффективности профориентационной деятельности вуза необходимо использовать четыре подхода:
- информационный: обеспечение молодежи разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру;
- диагностико-консультационный: установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям;
- развивающий: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства;
- активизирующий: формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального жизненного пути [1].
Воспитание будущих кадров как профессионалов должно быть направлено, прежде всего, на развитие у них глубокого интереса и любви к будущей профессии, профессиональной эрудиции и компетенции, сознания профессионального интереса и ответственности, способности ставить и творчески решать профессиональные задачи в избранной сфере деятельности. Воспитание у них конкурентоспособности требует от них трудолюбия, непрерывного профессионального саморазвития, развития коммуникативности и лидерских качеств, ответственности, способности доводить начатое дело до конца и выполнять работу на высоком уровне качества [2].
Литература
1. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития. // Вестник науки и образования 2014. № 2. С. 120-125. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scienceproblems.ru/202.pdf (Дата обращения 24.06.2015)
2. Кенжаев Ш. ХСовершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов [Текст]. / Ш. Х. Кенжаев. // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1. — С. 19-21.