Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева А.С., Попова В.Б., Акиндинов В.В.

В статье рассматриваются особенности организационно-методического сопровождения деятельности куратора академической группы в высшем учебном заведении. Приведены основные направления, задачи и структурные компоненты методической работы куратора. Предложены современные формы рабочей документации куратора и сформулированы перспективные направления развития организационно-методической работы куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF THE CURATOR OF THE ACADEMIC GROUP

The article discusses the features of organizational and methodological support for the activities of the curator of an academic group in a higher educational institution. The main directions, tasks and structural components of the methodological work of the curator are given. Modern forms of the curator's working documentation are proposed and promising directions for the development of the curator's organizational and methodological work are formulated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Алла Сергеевна Лосева

кандидат экономических наук, доцент Loseva.ange@yandex. ш Вера Борисовна Попова кандидат экономических наук, доцент verapopova456@yandex.ru Валерий Викторович Акиндинов кандидат экономических наук, доцент

t34ert@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организационно-методического сопровождения деятельности куратора академической группы в высшем учебном заведении. Приведены основные направления, задачи и структурные компоненты методической работы куратора. Предложены современные формы рабочей документации куратора и сформулированы перспективные направления развития организационно-методической работы куратора.

Ключевые слова: методическая работа, куратор, воспитательная работа, учебная группа.

Российская система высшего образования в связи с ее модернизацией переживает в настоящее время достаточно сложный период. И в этот период, наряду с образовательной и научно-исследовательской деятельностью, в высших учебных заведениях большое значение придают воспитательной работе со студентами. Образование и воспитание неразрывно влияют на формирование личности студента.

В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Одной из форм реализации воспитательной работы в вузе является институт кураторства. Работа куратора частью учебно-воспитательного процесса. Куратор обеспечивает участие студентов во внеучебной деятельности группы, в мероприятиях, проводимых институтом, вузом, направляет свою деятельность на формирование в группе сплоченного студенческого коллектива, создает в нем атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимной тветственности, атмосферу творчества, увлеченности, общественной активности.

В работе со студентами куратор особое внимание уделяет адаптации студентов к условиям обучения, оказанию помощи в овладении культурой умственного труда, методами самостоятельной работы студентов [6].

Работа куратора студенческой группы носит целенаправленный систематический характер. Она должна быть «двуполярной», то есть охватывать как учебную, так и воспитательную работу [2].

Организация учебной работы куратора нацелена на приобретение студентами высоких теоретических знаний, организацию и контроль над учебной работой и успеваемостью студентов для возможной их корректировки.

Методическая работа куратора группы направлена на непрерывное совершенствование своей квалификации, непрерывное содействие совершенствование воспитательной работы и методики ее осуществления. Основные задачи методической работы куратора группы: - повышение культурного уровня обучающихся, -стимулирование общественной активности обучающихся;

- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися;

-совершенствование деятельности по организации и содействию

творческой, активной, самостоятельной работы студентов, как на занятиях, так и во внеучебное время;

-формирование умений и навыков анализа воспитательного процесса в целом;

-приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Структура методической работы куратора группы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения воспитательного процесса, их целенаправленности при решении поставленных задач [1].

С целью оптимизации и совершенствования методической работы куратора группы предлагается вести следующую документацию:

- план работы куратора;

- журнал куратора учебной группы;

- программа изучения куратором личности студента;

- учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися группы;

- социально-психологическая характеристика учебной группы;

-банк методических материалов куратора учебной группы (разработки и сценарии воспитательных мероприятий, информационных часов и т.д.);

-материалы профилактической работы с обучающимися;

-протоколы собраний учебной группы.

Основным документом работы куратора выступает план работы на учетный год (таблица 1).

Примерный план работы куратора на учебный год

№ Мероприятие Срок проведения Отметка о выполнени и, краткий анализ

1. Проведение бесед с обучающимися по вопросам поведения и поддержания чистоты в аудиториях и на территории образовательной организации Сентябрь

2. Проведение бесед по работе с учебной и методической литературой Октябрь

3. Проведение беседы о роли творческой деятельности Ноябрь

4. Проведение бесед на темы: об этике поведения; об успеваемости обучающихся; о поддержании морального климата в учебной группе В течение года

5. Контроль за посещаемостью, сбор и анализ информации об успеваемости обучающихся согласно данным промежуточной аттестации В течение года

6. Проведение лекций для обучающихся по истории возникновения образовательной организации В течение года

7. Проведение собрания в группах по вопросам аттестации в период обучения В течение года

8. Беседы с ведущими преподавателями в данной группе В течение года

9. Проведение бесед, приуроченных к праздничным мероприятиям В течение года

10. Участие во всероссийских акциях В течение года

11. Проведение анализа успеваемости В течение года

12. Информирование обучающихся о порядке и сроках сдачи сессии В течение года

13. Оказание помощи в участии в конкурсах В течение года

14. Оказание помощи в участии в исследовательской деятельности В течение года

15. Оказание помощи в подготовке к различным мероприятиям В течение года

16. Проведение конкурса стенных газет, пропагандирующих здоровый образ жизни Январь, Июнь

17. Информирование обучающихся об изменениях в организации учебного процесса В течение года

18. Посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок, форумов, презентаций Июнь

19. Анализ опыта воспитательной работы с обучающимися В течение года

20. Ориентация обучающихся на участие в активной жизни, в т.ч. спортивной деятельности В течение года

21. Проведение бесед, кураторских часов по пропаганде здорового образа жизни, лекций о вреде наркомании и т.д. В течение года

В планировании жизнедеятельности учебной группы должны быть задействованы как минимум две стороны: обучающиеся, преподаватели. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся. План составляется и обсуждается при активном участии всей группы, что способствует заинтересованности учащихся в выполнении порученных им заданий, соответствует их интересам, склонностям и способностям. Источником планирования являются:

- государственные документы, касающиеся вопросов воспитания;

- план воспитательной работы университета на учебный год

-даты государственных, профессиональных и международных праздников;

- текущие события в стране и за рубежом; -пожелания и предложения обучающихся [4].

Можно создать в группе "банк идей", в который поступают предложения студентов в результате опроса, изучения мнений, обсуждения результатов работы актива группы [3].

С целью изучения личности каждого обучающегося в отдельности в своей деятельности целесообразно использовать программу изучения куратором личности студента (таблица 2).

Программа изучения куратором личности студента

Содержание программы Методы реализации

фамилия, имя. отчество • знакомство с

число, месяц и год рождения, страна личным

Общие название учебного заведения и датаокончания делом; • педагогическое наблюдение

сведения семенное положение

(систематнческ ое.выборочное); • анализ

где и кем работают родители

состояние здоровья студента

домашний адрес усиеваемост

физическое развитие и.

интеллектуальное разви I не общее твенн

Общин отношение к учебе ои

уровень усневаемось студента деятельност

развития отношение к физическому труду и студента. • проведение индивиду альн ых бесед;

уровень дисциплины

шггересы

участие в общественной жизни • проведение бесед с

Общественная группы,курса, факультета, вуза преподавателями.

характер выполнения товарищами.

раоота общественнойработ ы соседями по

место студента в коллективе группы комнатеи т.д.;

Основные черты личности студента общественное сознание • проведение

моральные качества социоло!пческ нхопросов. анкетирование, диспутов н др.

волевые черты характера

особенности темперамента студента и его психических процессов

Направления развития организационно-методической работы куратора включают:

- создание системы воспитательного взаимодействия с учебной группой (по проблемам экологического воспитания, по формированию мировоззрения, коллективизма, творческого потенциала учащегося и педагога, ответственного поведения личности) на основе результатов психолого-педагогической диагностики, с опорой на индивидуальные особенности обучающихся [5];

- разработка сценариев воспитательных мероприятий;

- вынесение предложений по совершенствованию образовательного

процесса на рассмотрение учебно- методического совета;

- участие в конкурсах педагогического мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по всем направлениям воспитательной деятельности;

- разработка методических материалов по современным формам воспитательной деятельности;

- создание технологий взаимодействия с обучающимися по выполнению поставленных задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания.

Список литературы:

1. Лосева А. С. Создание видеокурса "Внутренний контроль в организациях АПК" на платформе Stepik // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

2. Кириллова С. С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25.

3. Попова В. Б. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 экономика, реализуемых в университете // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

4. Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Попова В. Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222.

6. Фецкович И. В., Лосева А.С. Развитие экологического учёта и анализа на предприятиях агропромышленного комплекса // Лучшая научно-

исследовательская работа 2017: Сборник статей победителей VI международного научно-практического конкурса, Пенза. 2017. С. 69-72.

7. Zhidkov S.A., Ananskikh A.A., Kuzicheva N.Yu., Trunova S.N., Kalyakin E.V. 2021 Food security as a result of the effective use of agricultural land in the agricultural region / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 845(1), 012144

UDC 378

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE

ACTIVITIES OF THE CURATOR OF THE ACADEMIC GROUP

Alla S. Loseva

candidate of economic sciences, associate professor

Loseva.ange@ yandex.ru Vera B.Popova

candidate of economic sciences, associate professor

verapopova456@yandex.ru Valery V. Akindinov candidate of economic sciences, associate professor

t34ert@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article discusses the features of organizational and methodological support for the activities of the curator of an academic group in a higher educational institution. The main directions, tasks and structural components of the methodological work of the curator are given. Modern forms of the curator's working documentation are proposed and promising directions for the development of the curator's organizational and methodological work are formulated.

Keywords: methodological work, curator, educational work, study group.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.