Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (41). С. 17-26 PedagogicalReview. 2022, 'vol. 1 (41), pp. 17-26
Научная статья УДК 378. 18
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-1-17-26
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Елена Якубовна Бельская1, Ольга Николаевна Игна2
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, belpen@tpu.ru
2 Томский государственный педагогический университет, Томск, onigna@tspu.edu.ru
Аннотация
В статье отмечена значимость института кураторства в технических вузах в развитии профессиональных и универсальных компетенций, личностного роста, самореализации, а также адаптации студентов; выделены существующие проблемы в реализации кураторской деятельности.
Определено, что кураторская деятельность в техническом университете нуждается в организационно-методическом сопровождении на уровнях целей, содержания, организации и деятельности для повышения эффективности деятельности кураторов академических групп. Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной системы организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете.
Представленные итоги проведенной работы подтверждают результативность разработанной системы, реализация которой позволяет повысить эффективность кураторской деятельности.
Ключевые слова: деятельность кураторов, куратор академической группы, сопровождение деятельности кураторов, организационно-методическое сопровождение, технический университет
Для цитирования: Бельская Е. Я., Игна О. Н. Опытно-экспериментальная работа по организационно-методическому сопровождению деятельности кураторов академических групп в техническом университете // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (61). С. 17-16. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-17-26
Original article
EXPERIMENTAL WORK ON ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF THE CURATORS OF THE ACADEMIC GROUPS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY
Elena Ya. Belskaya1, Olga N. Igna2
1 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, belpen@tpu.ru
2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, onigna@tspu.edu.ru
Abstract
The article notes the importance of the supervising in technical universities institution in development of professional and universal competencies, personal growth, self-realization, as well as adaptation of students, highlights the existing problems in the implementation of curatorial activities.
The main problems of the curators institute at a technical university include: insufficient qualification of curators; the majority of them have no humanitarian, psychological and pedagogical education; the difficulty in implementing systematic refresher courses for all curators; insufficient replication of
© Е. Я. Бельская, О. Н. Игна, 2022
curatorial experience, the use of network communication tools in curatorial activities; the need to increase the level of socio-psychological adaptation of students to study at a technical university; difficulties in implementing a personality-oriented approach in the activities of curators; lack of humanitarization of the educational process. Solving the existing problems of the curators at a technical university institution requires the creation of an appropriate organizational and methodological support system for the curators of academic groups activities. Organizational and methodological support for the academic groups curators activities at a technical university is a systemically organized process of comprehensive, continuous professional development of curators, methodological training and curators experience replication.
Experimental work was carried out to implement the developed system of organizational and methodological support for the academic groups curators activities at a modern technical university. The presented results confirm the developed system effectiveness, which implementation makes it possible to increase the curatorial activities effectiveness.
Keywords: curators' activities, curator of the academic group, support of the curators' activities, organizational and methodological support, technical university
For citation: Belskaya E. Ya., Igna O. N. Experimental work on organizational and methodological support of the activities of the curators of the academic groups at the technical university [Opytno-eksperimental'naya rabota po organizatsionno-metodicheskomu soprovozhdeniyu deyatel'nosti kuratorov akademicheskikh grupp v tekhnicheskom universitete]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2022, vol. 1 (61), pp. 17-16. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-17-26
Значимость института кураторства, содействующего развитию профессиональных и универсальных компетенций, личностному росту, самореализации, а также адаптации студентов в современном техническом университете, обусловлена тенденцией гуманитаризации технического образования. Анализ современных научных исследований, относящихся к кураторской деятельности [1-7], позволил отнести к проблемам института кураторства в современном техническом вузе следующие факторы: формальное выполнение кураторской работы из-за недостаточной квалификации и профессиональной компетентности кураторов, отсутствия у кураторов профильного педагогического образования; назначение кураторами неопытных преподавателей, не имеющих склонности к кураторской деятельности; невозможность прохождения углубленных курсов повышения квалификации всеми кураторами технического вуза; трудности реализации личностно ориентированного подхода из-за активной реализации дистанционных форм обучения; необходимость компенсации недостаточной гуманитарной подготовки студентов.
Все вышеназванные проблемы требуют создания системы организационно-методического сопровождения для результативной деятельности кураторов. Организационно-методическое сопровождение деятельности кураторов (ОМС ДК) академических групп в техническом университете в указанной статье определяется как системно организованный процесс комплексного, непрерывного повышения квалификации кураторов, методической подготовки и тиражирования опыта деятельности кураторов, включающий сетевые средства коммуникации. Данный процесс направлен на эффективность указанной деятельности, а также на профессионально-личностный рост его участников.
Реализация системы ОМС ДК направлена на поддержку кураторов академических групп, на систематическое повышение их квалификации; связь с потенциальными работодателями при реализации кураторской деятельности; гуманитаризацию кураторской деятельности; обновление, совершенствование, разработку методического обеспечения для эффективности и сопровождения кураторской деятельности; назначение и сохранность кураторов, обладающих профессиональной и психолого-педагогической компетентностью; рост научного интереса к кураторской деятельности у самих кураторов как из числа преподавателей, так и студентов старших курсов.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по реализации системы ОМС ДК относится к естественному эксперименту; она проводилась на площадке научно-образовательного Энергетического
института (ЭНИН) (в данное время - Инженерная школа энергетики) в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) в период с 2013 по 2018 г. Цель данной ОЭР - подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, заключающуюся в том, что система ОМС ДК повышает эффективность кураторской деятельности.
ОЭР по реализации системы ОМС ДК состояла из трех этапов, характерных для педагогического эксперимента [8]: констатирующего (2013-2014 гг.); формирующего (2014-2017 гг.); контрольного (обобщающего) (2017-2018 гг.). Участниками ОЭР являлись студенты-бакалавры 1-го и 2-го курсов и кураторы академических групп ЭНИН ТПУ. В общей сложности на разных этапах ОЭР по реализации системы ОМС ДК приняло участие 974 человека. ОЭР проводилась со студентами 1-2-го курсов, так как в ТПУ кураторы активно работают именно с 1-м курсом, на 2-м курсе куратор продолжает работать с группой в качестве академического консультанта.
На констатирующем этапе на площадке проведения ОЭР были решены следующие задачи:
- выявлены проблемы в деятельности кураторов ЭНИН технического вуза, где среди основных проблем можно отметить следующие: назначение кураторами авторитарным решением неопытных и не подготовленных к выполнению своих обязанностей преподавателей; отсутствие временных возможностей у назначенных кураторов для проведения внеаудиторных мероприятий с группой; невысокий показатель проведения часов куратора (ЧК), недостаточное соответствие содержания ЧК утвержденному плану работы куратора; недостаточный уровень стимулирования кураторской деятельности в подразделении; отсутствие целенаправленной деятельности по обмену опытом и решению задач кураторской деятельности;
- проведен анализ наличия существующей документации, средств и форм сопровождения деятельности куратора, а также их специфики, где среди основных проблем были выявлены факты недостаточной комплектации нормативных документов, отсутствие единой базы ОМС ДК, отсутствие использования современных электронных, информационно-программных средств в деятельности кураторов;
- на площадке ОЭР выявлена достаточно высокая степень заинтересованности в кураторской деятельности как кураторов, так и студентов (85 %);
- определены и выделены уровни эффективности кураторской деятельности на площадке проведения ОЭР по всем критериям эффективности.
Для уровней эффективности ОМС ДК (высокопродуктивного, среднепродуктивного, малопродуктивного) по всем критериям эффективности были определены методы и показатели оценивания. Например, на уровне ОМС ДК критериями эффективности кураторской деятельности определены следующие показатели и приведены методы их оценивания:
- позитивная оценка студентами кураторской деятельности (опрос мнения студентов о кураторской деятельности в подразделении);
- разнообразие, взаимодополняемость, востребованность средств и форм ОМС ДК, регулярное обновление и совершенствование данных средств (анализ наличия базы средств ОМС ДК, использования форм ОМС ДК, методического обеспечения кураторской деятельности, наличия нормативных документов, посещаемости блога «Кураторский час» и сообщества студентов-кураторов; опрос кураторов о средствах деятельности кураторов);
- системная работа по функционированию клуба кураторов, круглого стола, сетевого сообщества, профессиональных творческих конкурсов для кураторов (анализ работы клуба и его посещаемости через отчеты кураторов; анализ деятельности сетевого сообщества; изучение отчетов совета кураторов);
- систематическая работа по проведению ЧК (анализ ведомостей с отчетом по проведению ЧК и оценки качества их работы, отчетов кураторов, ведомостей с отчетами о посещении ЧК и оценкой качества работы кураторов);
- систематическая работа по тестированию, мониторингу, стимулированию деятельности кураторов (тестирование «Коммуникативные тренинги как формы часа куратора»; анализ приказов и распоряжений по кураторской деятельности в подразделении);
- активное участие обучающихся в общественной жизни вуза (опрос «Портрет студента-первокурсника»);
- сохранность контингента кураторов (статистика сохранности контингента).
На уровне профессионально-личностного роста кураторов и студентов критериями эффективности кураторской деятельности выделены следующие показатели и приведены методы их оценивания:
- выявление наиболее перспективных кураторов (наблюдения за кураторами, индивидуальные беседы, результаты отчетов по кураторской деятельности, отчетов кураторов);
- результативность участия кураторов в творческих конкурсах профессионального мастерства (анализ приказов и распоряжений по итогам конкурсов);
- развитие научного интереса к проблемам кураторства (анализ участия кураторов в круглом столе, публикационной активности);
- выявление уровня адаптации, мотивации к успеху и успеваемости студентов (тестирование студентов «Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Социально-психологическая адапти-рованность»; анализ успеваемости студентов по результатам сессии).
На констатирующем этапе на площадке проведения ОЭР в целом был выявлен средний уровень по всем критериям эффективности ОМС ДК.
Далее из академических групп 1-2-го курсов ЭНИН были выбраны экспериментальные и контрольные группы для проведения ОЭР по выявлению уровня мотивации студентов к успеху, адаптации к обучению в вузе, уровня их успеваемости, а также были определены периоды проведения предэкспериментального, текущего и контрольного срезов, обусловленные сроками обучения студентов. Далее приведены данные экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп по срезам: предэкспериментальный, текущий и контрольный (табл. 1).
Таблица 1
Данные ЭГ и КГ групп по срезам
Группа Срез
Предэкспериментальный Текущий Контрольный
Группа 1 (ЭГ и КГ) I курс, начало 2013/14 уч. года I курс, окончание 2013/14 уч. года II курс, начало 2014/15 уч. года
Группа 2 (ЭГ и КГ) I курс, начало 2014/15 уч. года I курс, окончание 2014/15 уч. года II курс, начало 2015/16 уч. года
Группа 3 (ЭГ и КГ) I курс, начало 2015/16 уч. года I курс, окончание 2015/16 уч. года II курс, начало 2016/17 уч. года
Для определения уровня мотивации студентов к успеху тестирование студентов проводилось по методике диагностики личности Т. Элерса, для определения уровня адаптации к обучению в вузе использовалась диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймон-да, в данном случае использовалась модификация теста Т. В. Снегиревой.
Во всех ЭГ и КГ на предэкспериментальном срезе фиксировался начальный уровень мотивации студентов к успеху и адаптации к обучению в вузе. Для этого была условно принята градация уровней: 1 - низкий, 2 - средний и 3 - высокий уровни. По результатам предэкспериментального среза уровни интегрального показателя адаптации и мотивации к успеху у студентов как ЭГ, так и КГ, преимущественно низкие или средние (рис. 1).
Уровни адаптации Уровни мотивации к успеху
Рис . 1. Уровни адаптации, мотивации к успеху КГ и ЭГ в предэкспериментальном срезе
На констатирующем этапе в ЭГ и КГ также был зафиксирован уровень успеваемости студентов по результатам первой сессии на основании среднего балла (использовалась 5-балльная шкала оценивания) (табл. 2).
Таблица 2
Констатирующий этап: уровень успеваемости студентов ЭГ и КГ
Результат 1-й сессии ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 КГ1 КГ2 КГ3
Средний балл успеваемости 4,2 3,8 4,2 3,9 4,1 4,0
Таким образом, на констатирующем этапе ОЭР были решены все заявленные задачи.
На следующем этапе ОЭР (формирующем) были поставлены следующие задачи для решения: организация оценки качества и результативности деятельности кураторов студентами ЭНИН на систематической основе; доработка и апробация разработанных средств ОМС ДК; реализация системы ОМС ДК; вовлечение и стимулирование участия кураторов академических групп в научной работе по вопросам кураторской деятельности; вовлечение кураторов академических групп в кураторскую деятельность через участие в собраниях клуба кураторов, в круглом столе, во внеучебных мероприятиях с группой, в заседаниях совета кураторов ЭНИН, в различных семинарах и т. д.; выявление уровня подготовленности кураторов к проведению ЧК в форме тренингов; выявление уровня мотивации и адаптации студентов к обучению, уровня успеваемости.
На данном этапе одновременно проводилась работа по следующим направлениям:
- выявление наиболее перспективных кураторов и обеспечение сохранности контингента кураторов;
- формирование студенческого объединения из студентов старших курсов «Студенческое кураторство ЭНИН»;
- регулярное повышение уровня квалификации кураторов академических групп с помощью курсов, семинаров, тренингов, специального методического обеспечения как на университетском уровне (организатор - центр социальной работы), так и на уровне подразделения (организатор - совет кураторов подразделения) (1-2 раза в месяц);
- регулярное проведение проверок ЧК, их соответствие тематике рекомендованного плана куратора академической группы (4-5 раз в месяц);
- проведение анализа деятельности кураторов на основании отчетов кураторов академических групп, ведомостей оценки кураторской деятельности в подразделении (2 раза в год);
- регулярное проведение профессиональных конкурсов кураторского мастерства среди кураторов, как преподавателей, так и студентов старших курсов (2 конкурса 1 раз в год).
На констатирующем этапе ОЭР были разработаны и введены в кураторскую деятельность подразделения следующие нормативные документы: «Положение о творческом конкурсе "Лучший ку-
ратор ЭНИН"», «Положение о творческом конкурсе "Лучший студент-куратор ЭНИН"», «Положение о студенческом кураторстве в ЭНИН». На постоянной основе на площадке ОЭР проводились заседания клуба кураторов (1 раз в месяц), круглого стола «Актуальные проблемы кураторской деятельности ЭНИН» (1-2 раза в год).
Кураторы становились активными участниками различных конференций, регулярно публиковали тезисы, статьи о кураторской деятельности в научных сборниках и журналах, рецензируемых ВАК, РИНЦ, SCOPUS (более 40 публикаций). В научных публикациях рассмотрены такие аспекты кураторской деятельности, как опыт кураторской деятельности и опыт студенческого кураторства; повышение эффективности в обучении студентов через эффективную кураторскую деятельность; вопросы адаптации студентов младших курсов; влияние кураторской деятельности на мотивацию к обучению; воспитание гражданской позиции, патриотизма через кураторскую деятельность и т. д.
Кроме того, были разработаны и внедрены в кураторскую деятельность подразделения следующие средства и формы ОМС ДК: интернет-блог «Кураторский час»; интернет-сообщество «Студенты-кураторы ЭНИН»; электронный учебник и электронные методические пособия; тест «Коммуникативные тренинги как формы кураторских часов»; опрос «Мнение студентов о кураторской работе»; опрос «Портрет студента-первокурсника ЭНИН»; клуб кураторов [9].
На площадке ОЭР в кураторской деятельности активно использовались средства информационно-организационной поддержки, разработанные на уровне университета: «Сайт института кураторов ТПУ»; «Информационно-программный комплекс куратора ТПУ»; «Персональная страница куратора».
На основании результатов проведенного опроса студентов «Мнение студентов о кураторской работе» на формирующем этапе сделан вывод о том, что показатели эффективности ОМС ДК выросли по сравнению с констатирующим этапом. 90 % студентов оценили работу кураторов по 5-балльной шкале на «4» и «5», примерно 74 % студентов отметили внимательное отношение со стороны куратора.
Также по результатам опроса выявилась положительная динамика и в других аспектах, например, студентами отмечено активное вовлечение кураторами во внеучебную жизнь подразделения, университета (более всего это выражено со стороны студентов-кураторов). Также студенты отметили увеличение уровня содействия со стороны кураторов в их адаптации, в определении образовательной траектории и т. д.
На формирующем этапе увеличились показатели вовлеченности кураторов в кураторскую деятельность [10]. Такие параметры, как «Участие кураторов в собраниях клуба кураторов», «Участие в круглом столе», «Участие во внеучебных мероприятиях с группой», с 2014 по 2017 г. постоянно возрастали, их динамика увеличилась на 15 %. Прирост на 10 % произошел и по таким параметрам, как «сохранность контингента кураторов» и «участие кураторов в заседаниях (советах кураторов ЭНИН)». Немного меньше был прирост по показателям «Проведение часов куратора» (13 %) и «Участие в семинарах для кураторов» (3 %), что связано с достаточно высоким уровнем количественного показателя на начало формирующего этапа (85 и 82 % соответственно). Количественные показатели всех параметров на формирующем этапе ОЭР показали высокопродуктивный уровень.
На последнем, контрольном, этапе ОЭР результаты проведенной итоговой диагностики уровня адаптации и уровня мотивации к успеху показали у студентов Эг значительную положительную динамику, соответственно, прирост составил 22,0 и 23,4 % (табл. 3).
У студентов Кг приращение показателя небольшое, что обосновано влиянием традиционной кураторской деятельности (табл. 4).
Таблица 3
Уровни адаптации и мотивации к успеху у студентов ЭГ после ОЭР
Показатель Уровень до ОЭР Уровень после ОЭР Приращение
ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1-ЭГ3
Интегральный показатель адаптации 1,9 1,9 1,8 2,3 2,5 2,4 + 22,0 %
Мотивация к успеху 1,8 1,9 1,7 2,3 2,4 2,4 + 23,4 %
Таблица 4
Уровни адаптации и мотивации к успеху у студентов КГ
Показатель Уровень до ОЭР Уровень после ОЭР Приращение
КГ1 КГ2 КГ3 КГ1 КГ2 КГ3 КГ1-КГ3
Интегральный показатель адаптации 1,9 2,0 1,9 2,0 2,0 2,1 + 4,4 %
Мотивация к успеху 1,9 2,0 1,7 2,0 2,1 2,0 + 7,9 %
Средний арифметический показатель по каждой ЭГ и КГ, представленный в табл. 4, 5, условно обозначает высокий уровень (3 балла), средний (2 балла) и низкий (1 балл).
Далее была проведена итоговая диагностика уровня успеваемости студентов ЭГ и КГ по окончании данными студентами второго курса (средний балл успеваемости по 5-балльной системе оценивания) с последующим анализом данного показателя. В табл. 5 представлена динамика уровня успеваемости студентов ЭГ, включенных в ОЭР по реализации модели ОМС ДК.
Динамика уровня успеваемости студентов КГ, включенных в ОЭР, представлена в табл. 6.
Таблица 5
Динамика уровня успеваемости студентов экспериментальных групп
Показатель Уровень до ОЭР Уровень после ОЭР Приращение
Средний балл успеваемости ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1-ЭГ3
4,2 3,8 4,2 4,6 4,5 4,7 + 12,2 %
Таблица 6
Динамика уровня успеваемости студентов контрольных групп
Показатель Уровень до ОЭР Уровень после ОЭР Приращение
Средний балл успеваемости КГ1 КГ2 КГ3 КГ1 КГ2 КГ3 КГ1-КГ3
3,9 4,1 4,0 4,1 4,3 4,1 + 5,0 %
Итоги проведенного исследования по уровням адаптации к обучению в вузе, мотивации к успеху, успеваемости студентов подтверждают, что система ОМС ДК способствует их росту.
Проведенная с помощью компьютерной программы «Статистика в педагогике» математико-статистическая обработка данных для выявления достоверности совпадений и различий между ЭГ и КГ, сопоставления показателей срезов ОЭР (автоматический расчет эмпирического значения критерия Уилкоксона - Манна - Уитни) подтвердила, что применение модели ОМС ДК приводит к статистически значимым отличиям результатов (до начала эксперимента характеристики ЭГ, КГ совпадают с уровнем значимости 0,05; после эксперимента достоверность различий - 95 %) [11].
После окончания ОЭР был проведен анализ результатов реализации системы ОМС ДК. Данные показали, что на площадке эксперимента положительная оценка студентами кураторской деятельности (на «4» и «5» по 5-балльной шкале) увеличилась с 39 до 90 %; с 40 до 70 % увеличилось количество студентов, принимающих участие в общественной жизни вуза, деятельность кураторов регламентируется и поддерживается достаточным количеством разнообразных взаимодополняющих форм и средств ОМС ДК, на регулярной основе проводятся различные мероприятия, ведется отчетность, обновляется и совершенствуется методическое обеспечение. Востребованность форм и средств ОМС ДК, например интернет-блога «Кураторский час», сетевого сообщества «Студенты-
кураторы ЭНИН», клуба кураторов ЭНИН, круглого стола для кураторов ЭНИН - достаточно высокая. Расширило свои границы «Студенческое кураторство ЭНИН», в университете во всех подразделениях официально появилось студенческое кураторство (студенты-кураторы ЭНИН предварительно проводили обучающие семинары, являлись участниками собраний для потенциальных кураторов из числа студентов старших курсов).
Отмечено увеличение публикационной активности кураторов (в 3 раза к окончанию ОЭР), обозначилась положительная динамика участия кураторов академических групп в круглом столе (от 52 до 67 % к окончанию ОЭР). На площадке ОЭР на постоянной основе проводятся профессиональные творческие конкурсы на звание лучшего студента-куратора, лучшего куратора ЭНИН. Систематичной стала работа по выявлению наиболее перспективных кураторов, увеличилась сохранность контингента кураторов. Кураторы из числа преподавателей ежегодно участвуют в конкурсе «Лучший куратор года» на уровне университете и становятся номинантами и победителями конкурса, что свидетельствует о профессионально-личностном росте кураторов.
Приращение показателей по адаптации, мотивации и успеваемости произошло у студентов ЭГ: увеличились показатели социально-психологической адаптации к обучению в вузе (22,0 %), мотивации к успеху (23,4 %), успеваемости (12,2 %).
Таким образом, по результатам проведенной ОЭР (2013-2018 гг.) установлено, что все показатели эффективности реализованной системы ОМС ДК как на уровне организационно-методического сопровождения, так и на уровне профессионально-личностного роста участников эксперимента характеризуются высокой продуктивностью, что, в свою очередь, подтверждает результативность разработанной системы, реализация которой позволяет повысить эффективность кураторской деятельности.
Список литературы
1. Бейлина Н. С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестн. Самарского гос. технического ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 10-18.
2. Бородина Е. С. Качество исполнения функций куратора в вузе // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6, № 3. С. 89-95.
3. Кириллова В. Э. Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в современном вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 101104.
4. Куприна А. В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.
5. Мандель Б. Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 29-36.
6. Середа А. В., Титова Г. Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 84-91.
7. Шаипова А. Я. Формирование готовности преподавателей вуза к внеучебной работе со студентами (на примере реализации функций куратора в педвузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010. 26 с.
8. Басова Н. В. Этапы опытно-экспериментальной работы по активизации самостоятельной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 32. С. 45-49.
9. Бельская Е. Я. Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 94-100. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-94-100.
10. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Vol. 59: Smart Education and Smart e-Learning. P. 39-49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_4 (дата обращения: 24.08.2021).
11. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
References
1. Beylina N. S. Vospitatel'naya deyatel'nost' kuratora studencheskoy gruppy po formirovaniyu obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy [Educational activity of the curator of students' groups aimed at developing cultural and professional competences]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta -Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2015, no. 2 (26), pp. 10-18 (in Russian).
2. Borodina E. S. Kachestvo ispolneniya funktsiy kuratora v vuze [Quality of functions performance of university curator]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universitetа - Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences, 2014, vol. 6, no. 3, pp. 89-95 (in Russian).
3. Kirillova V. E. Soderzhaniye i sostav nauchno-metodicheskogo obespecheniya vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga-kuratora v sovremennom vuze [The content and composition of the scientific and methodological support of the teacher-curator educational activity in the modern university]. Teoriya ipraktika obshestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 5, pp. 101-104 (in Russian).
4. Kuprina A. V Institut kuratorstva kak faktor sotsiokul 'turnogo razvitiya studentov. Dis. kand. ped. nauk [Institute of curators as a factor in the socio-cultural development of students. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2013. 209 p. (in Russian).
5. Mandel' B. R. Kuratorstvo: poiski smysla i opravdaniya [The curatorship: the search for meaning and justifi cation]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2013, no. 4 (12), pp. 29-36 (in Russian).
6. Sereda A. V., Titova G. Yu. Kuratorskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noy kompetentnosti studentov pedvuza [Curator's activity as a means of development of professional competence of teacher training university students]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 2 (12), pp. 84-91 (in Russian).
7. Shaipova A. Ya. Formirovaniye gotovnosti prepodavateley vuza k vneuchebnoy rabote so studentami (na primere realizatsii funktsiy kuratora v pedvuze). Dis. kand. ped. nauk [Formation of university teachers' readiness for extracurricular work with students (on the example of the implementation of the functions of a curator in a pedagogical university). Diss. cand. ped. sci.]. Tyumen', 2010. 211 p. (in Russian).
8. Basova N. V. Etapy opytno-eksperimental'noy raboty po aktivizatsii samostoyatel'noy deyatel'nosti [Experimental work stages in independent activities activation]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii -Education development problems and perspectives in Russia, 2015, no. 32, pp. 45-49 (in Russian).
9. Bel'skaya E. Ya. Formy organizatsii, soprovozhdeniya i podderzhki deyatel'nosti kuratora akademicheskoy gruppy [Forms of organization, supervision and support of academic group curator's activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, vol. 3 (21), pp. 94-100 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2018-394-100
10. Bel'skaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2016, vol. 59: Smart Education and Smart e-Learning, pp. 39-49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39 690-3_4 (accessed 28 August 2021).
11. Novikov D. A. Statisticheskiye metody vpedagogicheskikh issledovaniyakh (tipovye sluchai) [Statistical methods in pedagogical researches (typical cases)]. Moscow, MZ-Press Publ., 2004. 67 p. (in Russian).
Информация об авторах
Е. Я. Бельская, ведущий эксперт, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).
О. Н. Игна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Information about the authors
E. Ya. Belskaya, Leading expert, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).
O. N. Igna, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor,
Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Статья поступила в редакцию 19.08.2021; принята к публикации 27.12.2021. The article was submitted 19.08.2021; accepted for publication 27.12.2021