Научная статья на тему 'Модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете'

Модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТ КУРАТОРОВ / КУРАТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ / МОДЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРОВ / СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ / EDUCATION / CURATOR'S INSTITUTE / CURATOR OF AN ACADEMIC GROUP / MODEL / CURATOR ACTIVITY / SUPPORT AND CURATOR ACTIVITY SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельская Елена Якубовна

Отмечена роль института кураторства в технических вузах в развитии социально-личностных и общекультурных компетенций студентов, а также выделены существующие сложности в организации и реализации кураторской деятельности. Следует констатировать, что деятельность кураторов академических групп в техническом университете нуждается в большей степени в организационно-методическом сопровождении и поддержке. Разработана и обоснована модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Определены компоненты модели. По результатам реализации модели установлено, что разработанные и реализованные структурно-содержательные компоненты модели позволяют достичь поставленной цели по повышению эффективности деятельности кураторов академических групп и могут успешно использоваться в современном техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF ACADEMIC GROUPS CURATORS’ ACTIVITIES IN A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

The role of the curator’s institute in technical universities in the development of students’ social-personal and general cultural competencies is noted. The existing difficulties in the organization and implementation of curatorial activities are highlighted. It should be noted that the activities of curators of academic groups at a technical university need a greater degree of organizational and methodological support at the levels of objectives, content, organization and activity. Organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups is defined as a systematically organized complex that includes the means, types and forms of support for curatorial activities. It is aimed at increasing the effectiveness of the activities of the curators of academic groups. Also aimed at the professional and personal growth of curators and students. A model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university has been developed and substantiated. The components of the model are determined: target, content-organizational, activity-oriented and effective. A significant task of the study was to conduct experimental work on the implementation of a model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university. According to the results of the experimental work carried out on the implementation of the model in a modern technical university, it was established that the developed and implemented structural and informative components of the model make it possible to achieve the goal of improving the performance of curators of academic groups. Accordingly, they can be successfully used in a modern technical university. The study confirms the effectiveness of the developed model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university.

Текст научной работы на тему «Модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

УДК 378. 18

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-83-89

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Е. Я. Бельская

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Отмечена роль института кураторства в технических вузах в развитии социально-личностных и общекультурных компетенций студентов, а также выделены существующие сложности в организации и реализации кураторской деятельности. Следует констатировать, что деятельность кураторов академических групп в техническом университете нуждается в большей степени в организационно-методическом сопровождении и поддержке. Разработана и обоснована модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Определены компоненты модели. По результатам реализации модели установлено, что разработанные и реализованные структурно-содержательные компоненты модели позволяют достичь поставленной цели по повышению эффективности деятельности кураторов академических групп и могут успешно использоваться в современном техническом университете.

Ключевые слова: воспитание, институт кураторов, куратор академической группы, модель, деятельность кураторов, сопровождение и поддержка деятельности кураторов.

В последнее время однозначно прослеживается возрастание внимания к проблемам воспитания, адаптации и социализации студентов (о чем свидетельствует содержание образовательных стандартов, основных образовательных программ, вузовских нормативных документов). В современном техническом вузе роль института кураторства приобретает особый статус, так как при соответствующей организации его деятельности он способен компенсировать определенный недостаток гуманитарной составляющей подготовки инженеров с тем, чтобы полноценно развивать социально-личностные и общекультурные компетенции, сформулированные в собственных образовательных стандартах университетов и в федеральных государственных образовательных стандартах подготовки выпускников-бакалавров технических вузов.

Принимая во внимание особую роль института кураторства в современном техническом университете, обусловленную прежде всего тенденцией гуманитаризации технического образования, необходимо отметить существующие сложности в организации и реализации кураторской деятельности: недостаточная квалификация кураторов и отсутствие у них гуманитарного, психолого-педагогического образования; большой численный состав академических групп; необходимость компенсации недостатка гуманитарной составляющей содержания подготовки; многофункциональность деятельности института кураторства; недостаток учебно-методического обеспечения данной деятельности. Следует конста-

тировать, что деятельность кураторов академических групп в техническом университете нуждается в большей степени в организационно-методическом сопровождении и поддержке по сравнению с деятельностью в гуманитарных вузах на уровнях целей, содержания, организации и деятельности.

Казалось бы, современные требования к подготовке выпускника технического университета должны были повлечь за собой обновление организации и содержания деятельности кураторов (ДК), способствующее ее эффективности, однако на практике она остается во многом формальной [1-3], ограничивается выполнением кураторами общепедагогических обязанностей, базируется на их интуитивном представлении о специфике и эффективности педагогической, кураторской деятельности и в целом о деятельности в системе «человек-человек», отчасти по причине отсутствия у подавляющего большинства кураторов технических вузов психолого-педагогического, гуманитарного образования. Сами кураторы академических групп технических университетов, как показало исследование, проведенное автором статьи, также подтверждают потребность в соответствующей организационно-методической поддержке.

В статье речь идет не только о поддержке, но и об организационно-методическом сопровождении деятельности кураторов академических групп, поскольку поддержка имеет адресный и эпизодический характер, тогда как сопровождение характеризуется непрерывностью и комплексностью [4]. Организационно-методическое сопровождение и поддержка деятельности кураторов академических групп (ОМСиП ДК) определяется в данной статье как системно организованный комплекс, включающий в себя средства, виды и формы сопровождения и поддержки кураторской деятельности, направленный на повышение эффективности деятельности кураторов академических групп, а также на профессионально-личностный рост как кураторов, так и студентов.

Констатируя факт наличия ряда разработанных и описанных в современных диссертационных исследованиях моделей кураторской деятельности, большинство из которых касается либо воспитательной, внеучебной работы куратора [5-8], либо адаптации студентов [9-11], необходимо отметить отсутствие моделей, одновременно относящихся к кураторской деятельности именно в техническом вузе и отражающих в комплексе специфику организационно-методического сопровождения и поддержки данной деятельности.

Автором разработана и обоснована модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете (модель ОМСиП ДК), где определены компоненты модели: целевой, содержательно-организационный, деятельностный и результативный (рисунок).

Целевой компонент модели ОМСиП ДК включает в себя цель, принципы и подходы к реализации организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Так, принципы ОМСиП ДК включают: вариативность, гуманизацию, преемственность, разнообразие средств и форм сопровождения и поддержки, продуктивность.

Содержательно-организационный компонент модели ОМСиП ДК включает в себя средства, виды и формы ОМСиП ДК, перечень структурных подразделений и субъекты реализации ОМСиП ДК. Предложена следующая классификация средств ОМСиП ДК: внешние и внутренние средства; основные и вспомогательные средства.

Так, к внешним средствам ОМСиП ДК отнесены средства, регламентирующие деятельность кураторов на государственном и вузовском уровне (нормативная документация, методические пособия, информационные среды и т. д.), а к внутренним средствам ОМСиП ДК - те, которые разрабатывает сам куратор (планы работ, сценарии занятий, мероприятия и т. д.).

Цель - повышение эффективности деятельности кураторов (ДК) посредством ее организационно-методического сопровождения и поддержки (ОМ СиП)

Подходы к реализации ОМСиП ДК

- личностно ориентированный;

- системный;

- деятельностный

х

Принципы ОМСиП ДК

преемственности, вариативности, гуманизации, продуктивности, разнообразия средств и форм сопровождения и поддержки ДК

Содержание и организация ОМСиП ДК

Средства

- основные: документы государственного уровня и локальные вузовские документы; средства информационно-организационной поддержки; методические материалы;

- вспомогательные: тесты, анкеты, опросы для кураторов и студентов

Виды и формы

- методическая подготовка и сопровождение деятельности кураторов (организация и обеспечение качества кураторской деятельности);

- повышение квалификации кураторов (повышение профессионального уровня куратора, развитие личностных и профессиональных качеств, стимулирование кураторов к самообразованию, к профессиональному росту);

- тиражирование опыта кураторской деятельности (развитие и обогащение личностного и профессионального опыта куратора)

Структурные подразделения, субъекты реализации

администрация вуза и структурных подразделений, Психологическая служба, Центр социальной работы, Совет кураторов, Студенческий совет кураторов, сектор воспитательной работы, старшие кураторы, кураторы (преподаватели, студенты)

Деятельность кураторов академической группы (ДК)

Направления ДК

- адаптация: академическая, психологическая, социальная;

- внеучебная деятельность;

- профилактическая деятельность

Функции ДК

- адаптационная;

- посредническая;

- компетентностно-формирующая;

- личностно-самореализующая;

- инновационная

Принципы ДК

- инновационности;

- профессиональной, гуманитарной направленности;

- аксиологичности;

- многоаспектности;

- последовательности;

- легитимности

Формы ДК

традиционные:

кураторские часы, внеучебные мероприятия, взаимодействие куратора с учебной частью, консультирование студентов;

инновационные: тренинги, мастер-классы, квизы, квесты, кейсы

Результат - повышение эффективности кураторской деятельности (КД) Уровни эффективности КД: высокопродуктивный, среднепродуктивный, низкопродуктивный

Критерии эффективности реализации модели ОМСиП ДК

Критерии на уровне сопровождения ДК

- позитивная оценка студентами ДК в университете;

- разнообразие и взаимодополняемость средств организационно-методического сопровождения ДК;

- разнообразие и содержательность форм ДК;

- наличие отчетности посещения часов куратора посредством ведения ведомостей;

- активное участие студентов в общественной жизни университета;

- регулярность проведения часов куратора и их позитивная оценка;

- регулярное обновление и совершенствование методического обеспечения КД

Критерии на уровне поддержки ДК

- наличие комплекса взаимодополняющих нормативных документов по поддержке ДК в университете;

- положительная динамика востребованности средств и форм поддержки ДК;

- сохранность контингента кураторов;

- постоянный мониторинг ДК, тестирование;

- наличие и постоянная пополняемость базы средств для КД;

- системная работа, посещаемость Клуба кураторов и круглого стола для кураторов;

- системная деятельность сетевого общества «Студенты-кураторы»;

- проведение профессиональных творческих конкурсов для кураторов;

- стимулирование ДК

Критерии на уровне профессионально-личностного роста куратора и студента

- научный интерес к проблемам кураторства со стороны кураторов;

- положительная динамика уровня адаптации и мотивации студентов к обучению в вузе;

- положительная динамика уровня успеваемости студентов;

- востребованность и результативность участия кураторов в конкурсах профессионального мастерства;

- выявление наиболее перспективных кураторов

Рис . Модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете

Основные средства ОМСиП ДК включают документы, регламентирующие деятельность куратора, средства информационно-организационной поддержки деятельности кураторов, методические материалы. Вспомогательные средства ОМСиП ДК включают тесты, анкеты, опросы для кураторов и студентов, позволяющие проводить мониторинг качества кураторской деятельности, анализ социально-психологического климата в студенческой среде.

Формы сопровождения и поддержки деятельности куратора классифицированы по группам, связанным с видами ОМСиП ДК: методическая подготовка и сопровождение ДК (разработка методических рекомендаций и материалов, обсуждение дополнений в нормативную базу института кураторства, подготовка приказов о назначении кураторов); повышение квалификации кураторов (методические занятия и семинары-практикумы с кураторами, Школы кураторов, курсы повышения квалификации, аттестация участников школ и курсов); тиражирование опыта кураторской деятельности (обмен опытом подразделений по организации ДК, круглые столы, мастер-классы, клуб кураторов, конкурсы мастерства, встречи с кураторами, обсуждение новых форм и методов работы кураторов, конференции, публикации о кураторской деятельности, подведение итогов работы). Организаторами реализации форм ОМСиП ДК выступают структурные подразделения университета: администрация вуза, Психологическая служба, Центр социальной работы, Совет кураторов, Студенческий совет вуза, старшие кураторы подразделений. Предусматривается регулярная основа применения форм ОМСиП ДК, например: Клуб кураторов ЭНИН - 1 раз в месяц; круглый стол «Актуальные проблемы кураторской деятельности»; Школа кураторов -1-2 раза в год, конкурс «Лучший куратор ЭНИН» - 1 раз в год.

Деятельностный компонент модели ОМСиП ДК содержит направления, функции и формы деятельности кураторов, а также принципы кураторской деятельности.

Формы деятельности куратора были дифференцированы автором исследования по характеру отношений к социальному опыту и его передачи: традиционные (кураторские часы, различные мероприятия, консультирование и т. д.) и инновационные (тренинги, мастер-классы, квизы, квесты, кейсы и т. д.).

К принципам реализации форм ДК, обеспечивающим ее результативность, отнесены: инновационности, профессиональной и гуманитарной направленности, аксилогичности, многоаспектности и последовательности, легитимности.

Здесь организатором традиционных и инновационных форм ОМСиП ДК, проводимых на регулярной основе (1-2 раза в неделю), является куратор академической группы. Организатором внеучебных мероприятий может являться администрация подразделения (уровень института), Центр социальной работы, Совет старост (университетский уровень).

Тематика мероприятий направлена на социальную адаптацию (например, тренинги «Знакомство», «Создание коллектива»), психологическую адаптацию (например, тренинги «Стресс-менеджмент», «Социометрия», индивидуальная психологическая консультация), академическую адаптацию (например, тренинги «Тайм-менеджмент», «Учебное целепола-гание», лекция-семинар «Публичное выступление») и профилактическую направленность (например, квест «Спартакиада энергетиков», квиз «Мое здоровье. Рецепт долголетия»).

Результативный компонент модели ОМСиП ДК включает уровни эффективности деятельности кураторов, критерии и показатели эффективности реализации данной модели. Критерии и показатели эффективности реализации модели ОМСиП ДК проявляются на уровнях организационно-методического сопровождения ДК, поддержки ДК и профессионально-личностного роста кураторов и студентов, где эффективность оценивается по следующим уровням продуктивности: высокопродуктивный, среднепродуктивный и низкопродуктивный.

Показателями высокой продуктивности организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете выступают: высокая оценка студентами ДК в университете; достаточность, разнообразие и взаимодополняемость средств организационно-методического сопровождения; разнообразие и содержательность форм деятельности кураторов; полнота комплектации и регулярность ведения ведомостей отчетности посещения часов куратора, оценки качества ДК; активное участие студентов в общественной жизни университета; высокая степень регулярности проведения и позитивная оценка часов куратора; регулярность обновления и совершенствование методического обеспечения ДК.

Показателями высокой продуктивности поддержки ДК в современном техническом университете являются: максимально полная комплектация документации по поддержке ДК в университете; положительная динамика востребованности средств и форм поддержки кураторской деятельности; сохранность контингента кураторов; систематичность, результативность мониторинга ДК; максимально полный комплекс средств ДК, стабильная пополняемость базы средств ДК; систематичность проведения и высокая посещаемость Клуба кураторов и круглого стола для кураторов; проведение профессиональных творческих конкурсов на постоянной основе; наличие материального и морального поощрения участников и победителей конкурсов кураторов [12].

Показателями высокой продуктивности профессионально-личностного роста куратора и студентов выступают: высокая публикационная активность кураторов и положительная динамика их участия в круглом столе кураторов; положительная динамика роста уровня адаптации и мотивации студентов к обучению в вузе, уровня успеваемости; систематичность участия кураторов и победы на конкурсах профессионального мастерства; систематичность выявления наиболее перспективных кураторов [13].

По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы по реализации модели ОМСиП ДК в современном техническом университете установлено, что разработанные и реализованные структурно-содержательные компоненты модели ОМСиП ДК позволяют достичь поставленной цели по повышению эффективности деятельности кураторов академических групп и могут успешно использоваться в современном техническом университете.

Проведенное исследование подтверждает результативность разработанной модели организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете.

Список литературы

1. Бородина Е . С . Качество исполнения функций куратора в вузе // Вестник Южно-Уральского гос . ун-та . Серия: Образование . Педагогические науки . 2014 . Т . 6, № 3 . С . 89-95.

2 . Исмиянов В . В. Совершенствование воспитательного процесса студентов-сирот технического вуза на основе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внедрения программы «куратор-педагог» // Вестник Томского гос . пед. ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . № 13 (141) . С . 63-65.

3 . Шмакова Е . Б . Роль куратора в учебной и воспитательной деятельности вуза // Проблемы современной науки и

образования . 2015 . № 11 (41) . С . 179-182 .

4 . Борытко Н . М . , Соловцова И . А. , Байбаков А. М . Теория и методика воспитания . Волгоград: ВГИПКРО, 2006 . 98 с .

5 . Горшкова М . А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: автореф .

дис .. . . канд . пед. наук. М . , 2011. 21 с .

6 . Зайнуллина Л .Н .Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической

основе: автореф дис канд пед наук Казань, 2009 21 с

7 . Кириллова В . Э . Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-

куратора в современном вузе // Теория и практика общественного развития . 2014 . № 5 . С . 101-104 .

8 . Шаипова А. Я . Формирование готовности преподавателей вуза к внеучебной работе со студентами (на примере

реализации функций куратора в педвузе): дис .... канд . пед . наук. Тюмень, 2010 . 211 с .

9 . Дарьенкова Н . Н . Результаты апробации модели «адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе

в условиях информатизации образования» в учебно-воспитательном процессе технического вуза // Наука, образование, общество . 2016 . № 1 (7) . С . 44-54.

10 . Лаптева С . В . Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе // Ярославский

пед . вестник. 2016 . № 6 . С . 54-57. 11. Самадова И . Н . Особенности деятельности кураторов по адаптации первокурсников и их осознанному профессиональному выбору в вузе: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Душанбе, 2010 . 25 с .

12 . Бельская Е . Я . Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы //

Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2018 . № 3 (21), С . 94-100 . DOI: 10 . 23951/2307-6127-2018-394-100 .

13 . Belskaya E . , Moldovanova E . , Rozhkova S . , Tsvetkova O . , Chervach M . University Smart Guidance Counselling // Smart

Innovation, Systems and Technologies . 2016 . Vol . 59: Smart Education and Smart e-Learning . P. 39-49. URL: http://dx . doi . org/10 . 1007/978-3-319-39690-3_4 (дата обращения: 23.04. 2018) .

Бельская Елена Якубовна, ведущий эксперт ОПиТ Управления проректора по образовательной деятельности, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.11.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-83-89

MODEL OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF ACADEMIC GROUPS CURATORS' ACTIVITIES IN A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

E. Ya. Bel'skaya

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

The role of the curator's institute in technical universities in the development of students' social-personal and general cultural competencies is noted. The existing difficulties in the organization and implementation of curatorial activities are highlighted. It should be noted that the activities of curators of academic groups at a technical university need a greater degree of organizational and methodological support at the levels of objectives, content, organization and activity. Organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups is defined as a systematically organized complex that includes the means, types and forms of support for curatorial activities. It is aimed at increasing the effectiveness of the activities of the curators of academic groups. Also aimed at the professional and personal growth of curators and students. A model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university has been developed and substantiated. The components of the model are determined: target, content-organizational, activity-oriented and effective. A significant task of the study was to conduct experimental work on the implementation of a model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university. According to the results of the experimental work carried out on the implementation of the model in a modern technical university, it was established that the developed and implemented structural and informative components of the model make it possible to achieve the goal of improving the performance of curators of academic groups. Accordingly, they can be successfully used in a modern technical university. The study confirms the effectiveness of the developed model of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups in a modern technical university.

Keywords: education, curator's institute, curator of an academic group, model, curator activity, support and curator activity support.

References

I. Borodina E . S . Kachestvo ispolneniya funktsiy kuratora v vuze [Quality of functions performance of university curator] . Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences, 2014, vol . 6, no . 3, pp . 89-95 (in Russian) .

2 . Ismiyanov V V. Sovershenstvovaniye vospitatel'nogo protsessa studentov-sirot tekhnicheskogo vuza na osnove vnedreniya

programmy «kurator-pedagog» [Improving the educational process of orphan students at technical higher school implementation of the program «supervisor-teacher»] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no . 13 (141), pp . 63-65 (in Russian) .

3 . Shmakova E . B . Rol' kuratora v uchebnoy i vospitatel'noy deyatel'nosti vuza [The curators role in the university academic and

educational activities] . Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya - Problems of Modern Science and Education, 2015, no . 11 (41), pp . 179-182 (in Russian) .

4 . Borytko N . M . , Solovtsova I.A. , Baybakov A. M . Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and methods of education] . Volgograd,

VGIPKRO Publ. , 2006 . 98 p . (in Russian) .

5 . Gorshkova M . A. Model' vospitatel'noy deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy v pedagogicheskom vuze. Avtoref. dis.

kand. ped. nauk [Tutorial work of students groups' curators in pedagogical college . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Moscow, 2011. 21 p . (in Russian) .

6 . Zaynullina L . N . Sovershenstvovaniye vospitatel'noy deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy na diagnosticheskoy

osnove. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the educational activities of the student group curator on a diagnostic basis . Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Kazan, 2009 . 21 p . (in Russian) .

7 . Kirillova V E . Soderzhaniye i sostav nauchno-metodicheskogo obespecheniya vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga-kuratora

v sovremennom vuze [The content and composition of the scientific and methodological support of the teacher-curator educa-tional activity in the modern university] . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2014, no . 5, pp . 101-104 (in Russian) .

8 . Shaipova A . Ya . Formirovaniye gotovnosti prepodavateley vuza k vneuchebnoy rabote so studentami (na primere realizatsii

funktsiy kuratora v pedvuze). Dis. kand. ped. nauk [Formation of university teachers readiness for extracurricular work with students (on the example of the implementation of the functions of a curator in a pedagogical university) . Diss ... cand . ped . sci . ] . Tyumen, 2010 . 211 p . (in Russian) .

9 . Dar'enkova N . N . Rezul'taty aprobatsii modeli «adaptatsiya studentov pervogo kursa k obucheniyu v tekhnicheskom vuze v

usloviyakh informatizatsii obrazovaniya» v uchebno-vospitatel'nom protsesse tekhnicheskogo vuza [The results of testing the model Adaptation of first-year students for learning at the technical university in conditions of Informatization of education in the educational process of the technical university] . Nauka, obrazovaniye, obshchestvo - Science, Education, Society, 2016, no 1 (7), pp 44-54 (in Russian)

10 . Lapteva S . V. Organizatsionno-pedagogicheskoye soprovozhdeniye sotsial'noy adaptatsii studentov v vuze [Organizational-

pedagogical support of students' social adaptation in a higher education institution] . Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik -Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2016, no . 6, pp . 54-57 (in Russian) .

II. Samadova I . N . Osobennosti deyatel'nosti kuratorov po adaptatsii pervokursnikov i ikh osoznannomu professional'nomu vyboru v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Peculiarities of the activities of curators in the adaptation of first-year students and their conscious professional choice in high school . Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Dushanbe, 2010, 25 p . (in Russian) .

12 . Bel'skaya E . Ya . Formy organizatsii, soprovozhdeniya i podderzhki deyatel'nosti kuratora akademicheskoy gruppy [Forms of organization, supervision and support of academic group curator's activity] Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2018, vol . 3 (21), pp . 94-100 (in Russian) . DOI: 10 . 23951/2307-6127-2018-3-94-100 . 13. Belskaya E . , Moldovanova E . , Rozhkova S . , Tsvetkova O. , Chervach M . University Smart Guidance Counselling . Smart Innovation, Systems and Technologies, 2016, vol . 59: Smart Education and Smart e-Learning, pp . 39-49. URL: http://dx. doi . org/10 . 1007/978-3-319-39690-3_4 (accessed 23 April 2018) .

Bel'skaya E. Ya., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.