Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение создания Молодежного кампуса для выпускников-сирот'

Организационно-методическое обеспечение создания Молодежного кампуса для выпускников-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ-СИРОТЫ / ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНИЦА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / GRADUATES ORPHANS / AFTER BOARDING ADAPTATION / SOCIAL HOSTEL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых С. В., Кузина Н. Н.

Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается для социально-педагогической поддержки и патронатного воспитания выпускников сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью обеспечения успешной постинтернатной адаптации и интеграции в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривых С. В., Кузина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONALMETHODICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT THE YOUTCAMPUS FOR GRADUATES ORPHANS

One means of preparation for self and family life we see in the strengthening of the role of residence of students orphans in social hostel, which we shall submit a structural division we have developed a theoretical model of the Youth Campus. The Youth Campus is created for a temporary stay from the socio-pedagogical support and foster care alumni of orphanages, caught in difficult life situations, to ensure the suction after boarding adaptation and integration into society.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение создания Молодежного кампуса для выпускников-сирот»

3. Воспоминания Бестужевых / Ред., ст. и коммент. М.К. Азадовского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

4. Трубецкой, С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. - Т.2.

5. Ваганова, Е.В. В.К. Кюхельбекер на поселении в Сибири 1836-1846 гг. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001.

6. Лунин, М.С. Письма из Сибири. - М.: Наука, 1987.

Статья поступила в редакцию 16. 12.09

УДК 37.035; 376.6

С.В. Кривых, д-р. пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства;

Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц., г. Санкт-Петербург, E-mail: k182@km.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО КАМПУСА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ

Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается для социально-педагогической поддержки и патронатного воспитания выпускников сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью обеспечения успешной постинтернатной адаптации и интеграции в обществе.

Ключевые слова: выпускники-сироты, постинтернатная адаптация, социальная гостиница, социально-психологическое сопровождение.

Молодежный кампус - некий центр помощи молодым людям, испытывающим временные затруднения в жизни: это и выпускники детских домов - студенты профессиональных учебных заведений, студенты из приемных семей, и категория выпускников, которые продолжают свое образование на вечерних и заочных отделениях и одновременно работают. А также это могут быть юноши и девушки, которые по воле обстоятельств потеряли родителей во время обучения в профессиональном учебном заведении.

Главной проблемой подготовки к будущей жизнедеятельности является способность к индивидуальному выбору - из спектра предоставляемым социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое «Я» - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности. Воспитание в изолированной среде учреждения для детей-сирот ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Её представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений. Таким образом, несмотря на оказываемую помощь учреждениями в различной степени развития самостоятельности у детей-сирот, остаются нерешенными многие проблемы, с которыми выпускники приходят в систему других учреждений или в самостоятельную взрослую жизнь, отмечается многими исследователями [1; 2; 3; 4].

После окончания профессионального учреждения у вы-пускника-сироты происходит переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы, известных людей, ежедневного распорядка, особого типа организации жизни к иному распорядку и личному, и жизненному, который до сих пор был мало им известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, поиском учебы и работы и, как следствие, с несоответствием своих ожиданий в период социально-психологической адаптации.

Вхождение в социальную среду, процесс усвоения социального опыта, приобщение к системе социальных связей у сирот сильно искажены и имеет ряд особенностей: низкая социальная компетентность, неуверенность в себе или отрицание себя как личности, выученная беспомощность, пассивная позиция по отношению к миру и самому себе, перегруженность негативным опытом, страхом - все это препятствует социально-профессиональной адаптации и, в частности, трудоустройству или дальнейшему обучению [5]. Молодежный кампус для выпускников-сирот - юношей и девушек, обучающихся в учреждениях профессионального образования, создается для решения следующих задач:

• оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов на начальном этапе их поступления в профессиональные заведения;

• защита прав и интересов выпускников сиротских учреждений в период поступления, обучения и окончания учреждений профобразования;

• организация помощи в устройстве в общежития;

• создание необходимых материальных и психологопедагогических условий для развития личности в период пребывания в Молодежном кампусе;

• создание благоприятных условий, способствующих освоению программы обучения в профессиональных учреждениях;

• обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья юношей и девушек, проживающих в кампусе;

• оказание необходимой социальной и психолого-педа-гогической помощи на всем протяжении обучения;

• организация при необходимости реабилитационной работы;

• организация спортивной и социокультурной деятельности.

Молодежный кампус организует деятельность:

- по оказанию непосредственной помощи выпускникам детских домов, школ-интернатов и приемных семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- по созданию условий социально-профессиональной адаптации и гармоничной интеграции в обществе нуждающихся в этом выпускников сиротских учреждений;

- по опережающей подготовке воспитанников детских домов, школ-интернатов, приемных семей к самостоятельной взрослой жизни по всем направлениям, разрабатывая и внедряя эффективные программы обучения и воспитания будущих выпускников.

В организационную структуру Молодежного кампуса в качестве подразделений и служб входят:

1) социальная гостиница;

2) социально-психолого-педагогическая служба;

3) учебно-тренинговый центр;

4) спортивно-оздоровительный комплекс;

5) учебно-методический центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

6) вспомогательные помещения (прачечная, кладовые, склады, гараж).

Социальная гостиница на 100 - 120 мест как структурное подразделение Молодежного кампуса имеет два подразделения (мужское и женское), в состав каждого из них входят:

- жилые комнаты на 2 человека (кровати, платяной шкаф, тумбочки, книжный шкаф, рабочий стол, стулья);

- на этаж общий холл, оборудованный мягкой мебелью, телевизором, DVD-проигрывателем, музыкальным центром;

- на этаж кухня-столовая, оборудованная плитой, посудным шкафом, посудой, обеденным столом, холодильником, микроволновой печью, электрическим чайником и т. д.

- на этаж душевая комната;

- на этаж туалетная комната;

- гигиеническая комната (в женском подразделении).

Оптимальным вариантом является проживание 3 уча-

щихся-сирот в четырехкомнатном номере (квартире) в отдельных комнатах площадью не менее 10 метров с общей гостиной и местами общего пользования. Каждая из комнат может быть оборудована диваном-кроватью или тахтой, шкафом для одежды, тумбочкой, письменным столом, книжными полками, двумя стульями, небольшим радиоприемником. Гостиная (комната отдыха) оборудована комплектом мягкой мебели, столом, 6 стульями, телевизором, телефоном. Кухня со встроенной мебелью оснащена газовой плитой, холодильником, столом и стульями. В квартире должны быть отдельный туалет, комната с умывальником, зеркалом и душевой кабиной, небольшое помещение, в котором расположена стиральная машина, гладильная доска с утюгом, подставка-сушилка. В общем коридоре в квартире - шкаф-купе для верхней одежды и обуви. Квартиры предназначены для раздельного проживания юношей и девушек. Уборка квартиры полностью закрепляется за проживающими. Для соблюдения необходимых санитарногигиенических требований каждая квартира обеспечивается ежемесячно санитарными средствами и перчатками. Ежемесячно проводится коллективная генеральная уборка квартиры. Первоначально каждому проживающему в квартире предоставляются 2 комплекта спального белья. В дальнейшем юноши и девушки самостоятельно распоряжаются деньгами, выделяемыми на их содержание, сами полностью покупают пищу, готовят еду, обслуживают себя. Оплата проживания, электроэнергии, отопления и др. производится проживающими в квартире юношами или девушками. Социальные и жизненные навыки они совершенствуют при поддержке и методическом сопровождении педагогов-наставников.

На первом этаже располагаются следующие помещения -кабинет директора социальной гостиницы, кабинеты заместителей по воспитательной работе и административно-хозяйственной работе, 2 кабинета педагогов-наставников, кабинет социального педагога, кабинет психолога, компьютерный класс, помещение для занятий, зал для коллективного отдыха, помещение для дежурного администратора, вспомогательные помещения для административно-хозяйственного персонала -уборщиц. Кабинеты специалистов должны быть оснащены компьютерами, зал для коллективного отдыха - музыкальным центром и, желательно, мультимедийной установкой.

Штатное расписание социальной гостиницы:

- директор социальной гостиницы - 1 ставка,

- заместитель директора по воспитательной работе - 1 ставка,

- заместитель директора по административно-хозяйственной работе - 1 ставка,

- дежурный администратор - 4 ставки,

- педагог-наставник - 6 ставок,

- педагог-организатор - 2 ставки,

- социальный педагог - 1 ставка,

- психолог - 1 ставка,

- уборщица - 4 ставки.

Заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает контроль за организацией благоприятного социальнопсихологического климата, созданием условий для развития социального опыта юношей и девушек, успешного обучения, организации досуга и оптимального отдыха. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе обеспечивает контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, безопасности жизнедеятельности, комфорта проживания.

Круглосуточное дежурство в социальной гостинице обес-

печивается дежурным администратором, который одновременно отвечает за охрану порядка, прием и выдачу ключей, и 2 педагогами - наставниками. За дежурства - сутки через трое суток - предусматриваются дополнительные выплаты. Психолог, социальный педагог, педагоги-наставники осуществляют социально-психолого-педагогическую диагностику сформиро-ванности навыков самостоятельности и на этой основе разрабатывают групповые и индивидуальные программы, организуют проведение тренинговых занятий, индивидуальных консультаций и бесед с юношами и девушками. Уборщицы убирают помещения первого этажа и лестничные площадки.

В функциональные обязанности педагогов-организаторов входят информирование о социокультурных событиях и возможностях города и организация разнообразного совместного досуга для создания духовной атмосферы общения, развития эмоционально-позитивных связей, ощущения успешности и уверенности в своих силах, укрепление традиций. Работники социальной гостиницы могут помочь юношам и девушкам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести:

• автономность;

• информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

• умением принимать решения;

• умение планировать;

• самостоятельность;

• положительное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Социальная гостиница как модель самостоятельного проживания включает в себя:

• ведение домашнего хозяйства;

• рациональное использование денежных средств;

• проживание в хороших отношениях с соседями по коммунальной квартире;

• рациональную организацию времени на учебную и досуговую деятельность;

• знание, когда и где платить за квартиру;

• умение защитить свои гражданские права;

• знание, куда обращаться, если есть проблемы со здоровьем;

• знание, где находятся кризисные центры и для чего они существуют;

• куда обращаться, если нужна работа.

В Молодежном кампусе производится комплексная диагностика каждого воспитанника при его поступлении в учреждение с целью выявления у него социальных навыков, характерологических особенностей личности и профессиональной направленности. На основании этого разработаны диагностические карты уровня социального развития, психологических особенностей. На основании психодиагностики составляется индивидуальная программа работы с воспитанником, которая затем обсуждается с педагогическим коллективом, чтобы определить его дальнейшее обучение и воспитание. Фактором, значительно осложняющим самостоятельную жизнь учащихся-сирот, является личностные проблемы (трудности в общении, не сформирована потребность и способность трудиться, иждивенчество, недостаточное развитие индивидуальности, нравственного иммунитета, ограниченность знаний).

Социально-психолого-педагогическая служба в Молодежном кампусе многофункциональна:

■ защита и улучшение положения студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, комплексное решение проблем социализации студентов-сирот, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия;

■ психологическая диагностика с целью выявления проблем и трудностей социально-профессиональной адаптации и гармоничной интеграции в обществе;

■ помощь в социально-профессиональной адаптации

(адаптационные сборы, тренинги, консультирование), в случае необходимости реализация программ коррекции тех или иных нежелательных качеств и свойств личности;

■ создание адресной поддержки учащихся-сирот в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий и образовательных программ;

■ обеспечение доступности социальной реабилитации, адаптации и интеграции в студенческое сообщество;

■ создание условий для личностного развития, психологического благополучия и оздоровления сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации;

■ достижение уровня толерантности через осознание и признание абсолютного приоритета безопасности человеческой жизни как непреходящей ценности.

Работниками службы создаются и реализуются индивидуальные программы сопровождения: реабилитационные, коррекционные, адаптирующие, развивающие, креативные, коммуникативные, социальные и т.д. Сотрудники службы оказывают правовую, социальную и психологическую помощь воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации при непосредственном обращении выпускников. Кроме того, знакомясь с учебной деятельностью студентов, совместно с их руководством предотвращают кризисные ситуации (академические задолженности, дисциплинарные проступки и нарушения студентов), а также решают вопросы социальной защиты: обеспечение государственных гарантий и льгот, улучшения условий проживания выпускников детских домов и приемных семей и т.д.

При решении вопросов подготовки и адаптации к успешной учебной деятельности и жизни педагогический коллектив Дома ведущими считает следующие направления:

1) защита прав и интересов выпускников сиротских учреждений на всех уровнях обучения и подготовка к позитивному жизненному выбору;

2) вскрытие причин неуспеха в обучении и возможная педагогическая и коррекционная работа с этими юношами и девушками;

3) проведение работы по преодолению предрасположенности к негативным жизненным выборам;

4) формирование умений и навыков, в том числе и в семейных отношениях;

5) формирование экономических и правовых знаний и умений, организация помощи в получении жилья и работы;

6) научное обеспечение сопровождения выпускников интернатных учреждений в период обучения в вузах: сбор статистических материалов, анализ данных, разработка программ работы, создание методических материалов, организация конференций, обучение специалистов по сходной проблематике.

По мнению некоторых практиков [6; 7; 8], работа со-циально-психолого-педагогической службы организуется по нескольким направлениям:

1. Информационное направление. Формирование знаний о профессиях, об образовательных услугах региона, о специфике рынка труда в регионе, о востребованных профессиях и специальностях, показаниях и противопоказаниях к условиям и характеру труда. Для реализации данного направления используются индивидуальные консультации, встречи с представителями разных профессий, знакомство с рабочими местами.

2. Диагностическое направление. Данное направление является важным в социально-психологическом сопровождении. С помощью него будут расширены границы самовос-приятия, сформирован образ своего «Я», сформировано чувство своей изначальной ценности как индивидуальности, будут определены интересы и склонности молодых людей в соотношении с конкретными профессиями. Психологическая диагностика охватывает все сферы, характеризующие индивидуальные психологические ресурсы личности:

- психофизиологическую - психические и поведенческие направления основных свойств нервной системы;

- мотивационную - присущие личности склонности и интересы, связанные с выбором профессии;

- характерологическую - черты характера, проявляю-

щиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру;

- эмоционально-волевую - типичные для личности эмоциональные состояния;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеллектуальную - сформировать интеллектуальную способность с учётом показателей интеллектуальной продуктивности;

- социально-психологическую - коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми.

3. Консультативное направление. Умение выбрать и нести ответственность за свой выбор. Обращение за помощью в различных жизненных ситуациях в такие организации, где будет оказана действенная помощь.

4. Тренинговое направление. Практическое выполнение тренинговых знаний, групповых игр и упражнений. Это направление осуществляется через реализацию программ образовательных курсов.

Учебно-тренинговый центр Молодежного кампуса в своем составе имеет:

- актовый зал,

- учебные комнаты,

- компьютерный класс с выходом в Интернет,

- современную библиотеку,

- консультационно-тренинговый центр (специалисты центра проводят как на своей базе, так и выезжая в регионы занятия-тренинги под условным названием «Погружение в самостоятельную жизнь», для чего штатные сотрудники центра разрабатывают программы тренинговых занятий и непосредственно проводят эти занятия. На базе центра организуются занятия по индивидуальному предпринимательству, обучению ремеслам, оказывается содействие в открытии собственного дела).

Спортивно-оздоровительный комплекс Молодежного кампуса имеет два подразделения:

1) спортивный комплекс, представленный спортзалом, тренажерным залом, бассейном и сауной. Штат комплекса состоит из тренеров, инструкторов и т. д.

2) медицинский центр представлен процедурным, массажным и физио-кабинетом, в своем штате имеет дежурных медицинских сестер и врачей специалистов: терапевта, дефектолога, гинеколога и др.

Учебно-методический центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации в составе Молодежного кампуса - лицензированный Центр дополнительного профессионального образования различных специалистов сиротских учреждений с правом выдачи документов государственного образца (диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство и удостоверение о повышении квалификации).

Кроме того, Молодежный кампус должен иметь вспомогательные помещения: прачечная, кладовые, склады, гараж и т.д., располагаемые в цокольном этаже или подвальном помещении. На первом этаже здания располагаются холл, ре-сепшин, административно-хозяйственные кабинеты и службы, а также помещения спортивно-оздоровительного комплекса. На втором этаже - учебно-тренинговый и учебно-методический центры. Кабинеты специалистов социально-психологопедагогической службы и медицинских работников. Выше находятся помещения социальной гостиницы, имеющие отдельные входы в мужское и женское отделение.

Роль Молодежного кампуса - помочь юноше или девушке стать самостоятельными, взрослыми людьми, придерживающимися своих собственных ценностей, способными вести себя с другими людьми надлежащим образом, исходя из своего «Я», не опираясь на внешние правила, чуждые их «Я». При этом условия проживания в таком учреждении должны быть приближены к реальным условиям жизни; юноши и девушки должны самостоятельно решать возникающие проблемы, формировать позитивный жизненный опыт. Под самостоятельностью понимается одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ста-

вить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе, требующих принятия нестандартных решений.

Специфика Молодежного кампуса в постинтернатной адаптации учащихся-сирот заключается в создании для них условий проживания, максимально приближенных к условиям реальной жизни. Под руководством специалиста силами проживающих проводится ремонт комнат и помещений. У ребят появляется возможность на практике применить ремонтно-строительные умения и навыки. Для многих выпускников данные навыки возможно станут второй профессией и источником дополнительного дохода, а также появляется возможность раскрыть свой личностный потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помещений.

Поскольку жизнь постояльцев кампуса построена на принципе полного самообслуживания, то ежедневно назначаются дежурные из числа проживающих по уборке помещений, приготовлению ужина. Данные навыки будут необходимы им для проживания в коммунальной квартире, а также пригодятся и в будущей семейной жизни. Особое внимание в период проживания в кампусе уделяется становлению индивидуальности, активного и творческого отношения к жизни; формированию у каждого проживающего опыта индивидуальных достижений в развитии своих способностей; формированию здорового образа жизни, и предотвращению возможных правонарушений; развитие чувства патриотизма и любви к истории и культуре места проживания.

Разнообразный совместный досуг создает духовную атмосферу общения среди выпускников - возможность развития эмоционально-позитивных связей, потребности в общении, созданию ощущения успешности и уверенности в своих силах. В этот период в кампусе реализуются различные программы, направленные на успешную адаптацию юношей и девушек к условиям учебного заведения, возможностям города в удовлетворении разнообразных потребностей молодежи, на организацию культурно-досуговой деятельности.

Библиографический список

Образовательная программа Молодежного кампуса направлена на вопросах нравственного воспитания, развитие индивидуального сознания проживающих. Особое место в программе занимает гражданско-правовое просвещение, воспитание навыков семейных отношений обучение правилам проживания в коммунальной квартире, обучение правильному оформлению документов, квитанций и т.д. Большое внимание уделяется вопросу воспитания семейных отношений среди выпускников сиротских учреждений, у которых никогда не было опыта семейной жизни. Проводятся беседы, во время которых ребята знакомятся семейным кодексом РФ, где определяется статус семьи, роль обоих родителей в воспитании детей, права и обязанности супругов и т.д. Педагогические работники службы оказывают постоянную консультативную помощь проживающим в кампусе, необходимую им для выполнения домашних заданий (подготовка к семинарам, коллоквиумам, проектирование и т.д.), при подготовке к зачетам и экзаменам.

Возможности Молодежного кампуса позволяют социально психологически подготовить выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь, помогают им развивать индивидуальность, созидательное отношение к собственной судьбе, интегрироваться в обществе, оказывают помощь в обучении, в решении бытовых, жилищных проблем, в профессиональном самоопределении и ценностной ориентации, формировании жизненных планов. Педагогический коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной гостиницы сформировалась модель самостоятельного проживания.

Вместе с тем и в этих учреждениях существуют типичные проблемы в решении вопросов подготовки выпускни-ков-сирот к самостоятельной жизни: отсутствие современных научно обоснованных методик по подготовке к самостоятельной жизни; отсутствие специальной подготовки кадров, умеющих входить в контакт с воспитанниками; недостаточное количество штатных единиц разнообразного педагогического персонала, неразработанность их должностных обязанностей.

1. Куричкис, И.В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях начального профессионального образования. Методическое пособие. - СПб.: УМЦ, 2004.

2. Левин, С.А. Проблемы адаптации. Выпускников детских домов к самостоятельной жизни / С.А. Левин, Ю.В. Логинова. Материалы Межрегиональной конференции "Сироты России: проблемы, надежды, будущее". - М., 1994.

3. Травникова, Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. - СПб.: 1999.

4. Социальное закаливание детей-сирот: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Кривых. - М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007.

5. Кузина, Н.Н. Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в учреждениях постинтернатной адаптации // Решение задач концепции модернизации российского образования: Сборник научных трудов. - СПб.: ИПК СПО, 2007. - Выпуск 2.

6. Лактионова, С.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений: дисс.... канд. пед. наук. - СПб., 2008.

7. Семья, Г.В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В.Семья, С.А. Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдинцева. - М.: СИМС, 1999.

8. Школьник, Т. Центр социальной адаптации и независимого проживания детей-сирот в работе с выпускниками и старшеклассниками школ-интернатов // Дети России: право ребенка на семью: Материалы общероссийской конференции. - М., 2001.

Статья поступила в редакцию 16.12.09

УДК 74.58

И.В. Никитин, соискатель Учреждения РАО «ИПО», г. Санкт-Петербург, E-mail: irakonstant@yandex.ru

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПОСТРОНИЮ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК» НА ОПЫТЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье рассматривается один из вариантов подготовки педагогов в системе повышения квалификации на основе разработанной и предложенной цикловой модели обучения на опыте. В сфере образования и социуме действуют негативные факторы, противоречия, управленческий формализм, стереотипы, значительно затрудняющие реализацию гуманистической позиции педагогов и администрации. В основу подготовку педа-гога-тренера к построению культуры отношений нами заложены разные идеи, лежащие в основе социального взросления ребенка, значимого для построения культуры отношений.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, ситуации взаимодействия, культура отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.