вить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе, требуюшдх принятия нестандартных решений.
Специфика Молодежного кампуса в постинтернатной адаптации учашихся-сирот заключается в создании для них условий проживания, максимально приближенных к условиям реальной жизни. Под руководством специалиста силами проживающих проводится ремонт комнат и помещений. У ребят появляется возможность на практике применить ремонтно-строительные умения и навыки. Для многих выпускников данные навыки возможно станут второй профессией и источником дополнительного дохода, а также появляется возможность раскрыть свой личностный потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помещений.
Поскольку жизнь постояльцев кампуса построена на принципе полного самообслуживания, то ежедневно назначаются дежурные из числа проживающих по уборке помещений, приготовлению ужина. Данные навыки будут необходимы им для проживания в коммунальной квартире, а также пригодятся и в будущей семейной жизни. Особое внимание в период проживания в кампусе уделяется становлению индивидуальности, активного и творческого отношения к жизни; формированию у каждого проживающего опыта индивидуальных достижений в развитии своих способностей; формированию здорового образа жизни, и предотвращению возможных правонарушений; развитие чувства патриотизма и любви к истории и культуре места проживания.
Разнообразный совместный досуг создает духовную атмосферу общения среди выпускников - возможность развития эмоционально-позитивных связей, потребности в общении, созданию ощущения успешности и уверенности в своих силах. В этот период в кампусе реализуются различные программы, направленные на успешную адаптацию юношей и девушек к условиям учебного заведения, возможностям города в удовлетворении разнообразных потребностей молодежи, на организацию культурно-досуговой деятельности.
Библиографический список
Образовательная программа Молодежного кампуса направлена на вопросах нравственного воспитания, развитие индивидуального сознания проживающих. Особое место в программе занимает гражданско-правовое просвещение, воспитание навыков семейных отношений обучение правилам проживания в коммунальной квартире, обучение правильному оформлению документов, квитанций и т.д. Большое внимание уделяется вопросу воспитания семейных отношений среди выпускников сиротских учреждений, у которых никогда не было опыта семейной жизни. Проводятся беседы, во время которых ребята знакомятся семейным кодексом РФ, где определяется статус семьи, роль обоих родителей в воспитании детей, права и обязанности супругов и т.д. Педагогические работники службы оказывают постоянную консультативную помощь проживающим в кампусе, необходимую им для выполнения домашних заданий (подготовка к семинарам, коллоквиумам, проектирование и т.д.), при подготовке к зачетам и экзаменам.
Возможности Молодежного кампуса позволяют социально психологически подготовить выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь, помогают им развивать индивидуальность, созидательное отношение к собственной судьбе, интегрироваться в обществе, оказывают помощь в обучении, в решении бытовых, жилищных проблем, в профессиональном самоопределении и ценностной ориентации, формировании жизненных планов. Педагогический коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной гостиницы сформировалась модель самостоятельного проживания.
Вместе с тем и в этих учреждениях существуют типичные проблемы в решении вопросов подготовки выпускни-ков-сирот к самостоятельной жизни: отсутствие современных научно обоснованных методик по подготовке к самостоятельной жизни; отсутствие специальной подготовки кадров, умеющих входить в контакт с воспитанниками; недостаточное количество штатных единиц разнообразного педагогического персонала, неразработанность их должностных обязанностей.
1. Куричкис, И.В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях начального профессионального образования. Методическое пособие. - СПб.: УМЦ, 2004.
2. Левин, С.А. Проблемы адаптации. Выпускников детских домов к самостоятельной жизни / С.А. Левин, Ю.В. Логинова. Материалы Межрегиональной конференции "Сироты России: проблемы, надежды, будущее". - М., 1994.
3. Травникова, Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. - СПб.: 1999.
4. Социальное закаливание детей-сирот: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Кривых. - М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007.
5. Кузина, Н.Н. Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в учреждениях постинтернатной адаптации // Решение задач концепции модернизации российского образования: Сборник научных трудов. - СПб.: ИПК СПО, 2007. - Выпуск 2.
6. Лактионова, С.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений: дисс.... канд. пед. наук. - СПб., 2008.
7. Семья, Г.В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В.Семья, С.А. Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдинцева. - М.: СИМС, 1999.
8. Школьник, Т. Центр социальной адаптации и независимого проживания детей-сирот в работе с выпускниками и старшеклассниками школ-интернатов // Дети России: право ребенка на семью: Материалы общероссийской конференции. - М., 2001.
Статья поступила в редакцию 16.12.09
УДК 74.58
И.В. Никитин, соискатель Учреждения РАО «ИПО», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПОСТРОНИЮ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК» НА ОПЫТЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматривается один из вариантов подготовки педагогов в системе повышения квалификации на основе разработанной и предложенной цикловой модели обучения на опыте. В сфере образования и социуме действуют негативные факторы, противоречия, управленческий формализм, стереотипы, значительно затрудняющие реализацию гуманистической позиции педагогов и администрации. В основу подготовку педа-гога-тренера к построению культуры отношений нами заложены разные идеи, лежащие в основе социального взросления ребенка, значимого для построения культуры отношений.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, ситуации взаимодействия, культура отношений.
Многие исследователи отмечают, что обучение в системе повышения квалификации через организацию лекционно-семинарской системы - непродуктивно [1; 2; 3; 4]. Изменились социокультурные условия, изменился характер межсубъект-ного взаимодействия, изменились ценности и ценностные отношения, изменилась обучающая среда, что ставит вопрос включения иных форм обучения. Изменение характера обучения с учетом опыта педагога может проходить на основе внедрения «циклической модели обучения на опыте» в сжатые сроки и конкретными действиями. В этом ключе обучение рассматривается как изменение поведения, которое происходит в ходе накопления опыта. «Опытом» может быть наблюдение за другими людьми, использование источников информации, ощущение последствий собственного поведения. Такой способ адаптации к окружающему миру имеет большое значение, при рассмотрении вопросов «культуры отношений», он связан с индивидуальными отличиями в установках, перцепции и чертах личности.
Нами предложена модель процесса обучения педагога на опыте в системе повышения квалификации, которая схематически представлена на рис. 1. В этой модели приобретение знаний представляется в виде цикла, имеющего четыре стадии. Сначала педагог в системе повышения квалификации приобретает некий конкретный опыт. За ним следует осмысление и рефлективное наблюдение, что приводит к построению абстрактных концепций, которые требуют активной опытной проверки, т.е. приводят к столкновению с новым опытом, и цикл повторяется. Необходимо пополнение нового знания, которое педагог получает самостоятельно, в зависимости от степени его интеллектуальных потребностей, необходимых для осмысления нового опыта.
Организация процесса обучения слушателей в системе повышения квалификации осуществляется поэтапно. В преддверии организации курсов предполагаемый преподаватель предлагает выполнить задание - наблюдение за конкретным опытом (сбор ситуаций), выявление знания о своем собственном «не знании», затем в условиях обучения на курсах повышения квалификации, дается информация о своем «незнании», андрагог анализирует все позиции слушателей, классифицирует их по степени «схожести», предлагает информацию, раскрывающую отдельные аспекты культуры отношений, организует рефлексивную деятельность по осмыслению ситуаций, собранных в ходе наблюдения до начало курсов с использованием собственного опыта и знаний полученных в период обучения на курсах.
Рефлективное наблюдение Рефлективное наблюдение
Активное экспериментирование ' Абстрактная
концептуализация
Рис. 1. Модель процесса обучения педагога на опыте в системе повышения квалификации
В ходе исследования нами выделены типы ситуаций -взаимодействия:
- Ситуации репродуктивные
- Ситуации «тупикового разрешения»
- Ситуации «многовариативного разрешения»
- Ситуации развития
- Ситуации творчества
- Ситуации воспроизведения
Описание ситуаций, приведенных в рисунке представлено в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика ситуаций - взаимодействия, характеризующих культуру отношений______________________________________
№ Название ситуации- взаимодействия Содержательная характеристика ситуаций
1 Ситуации репродуктивные Ситуации, разрешение которых позволяют отрабатывать навыки репродуктивного характера (диагностика, установление коммуникаций с родителями ...)
2. Ситуации «тупикового разрешения» Ситуации, в которых способ разрешения не будет иметь однозначной нравственной оценки
3. Ситуации «много вариативного разрешения» Ситуации, которые позволяют подобрать множественность вариантов решения и предоставить право выбора одного из способов решения
4. Ситуации развития Ситуации разрешения, которых помогают в развитии коммуникативных навыков и способствуют более целенаправленного построения культуры отношений
5. Ситуации творчества Ситуации разрешение, которых возможно в ходе творческого взаимодействия и подключения дополнительных средств (культурные мероприятия, совместное посещение, обсуждение ...) в построении культуры отношений
6. Ситуации воспроизведения Ситуации разрешение, которых возможна на основе воспроизведения ранее известных поступков, особенностей культуры отношений в различных системах взаимодействия «педагог-тренер -ученик», «педагог - тренер - родитель»
Реализация предложенной модели осуществляется поэтапно. Поэтапный процесс организации процесса подготовки слушателей к построению культуры отношений в системе повышения квалификации на основе цикловой модели обучения на опыте представлен в таблице 2.
Таблица 2
Этапы организации процесса обучения построению культуры отношений слушателей в системе повышения квалификации
№ Название этапа обучения Содержательная характеристика этапа организации процесса обучения построению культуры отношений
1. Наблюдательно-собирательный Осуществляется наблюдение, сбор ситуаций, характеризующих культуру отношений в своей профессиональной деятельности, фиксация результатов наблюдения, выявление знания о своем «незнании» и др.
2. Информационно- системный На основе полученной информации, осуществляется сбор банка данных ситуаций, их систематизация, выявление критической трудности при их разрешении
3. Рефлексивно-дея- тельностный Организация деятельности по осмыслению банка ситуаций, характеризующих культуру отношений, получение представления «Каков я сейчас» в аспекте межсубъектного взаимодействия.
4. Когнитивно-проектный Изучение теории вопросы культуры отношений при реализации учебной программы «Построение культуры отношений», организация процесса обсуждения ситуаций на основе полученных теоретических знаний и опыта практической деятельности при использовании технологии «образовательный ретренинг», выход на проекты разрешения ситуаций межсубъектного взаимодейст-
вия. Использование технологий образовательный ретренинг, технологии моде-рации.
С позиций антропоэкологического подхода [5] образование строится на интеграции в сфере образования любого этапа педагогического процесса. Информационный компонент педагогической деятельности в системе «педагог-тренер - ребенок» объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности), последнее имеет отношение к построению культуры отношений. Поэтапная конструкция обучения личности соотносится с особенностями динамики разворачивания педагогического процесса.
Решение задач образования в актуализации - активном овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и разновидностей физкультурной деятельности, обеспечивающие формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей, составляющих основу культуры отношений.
Реализуя антропоэкологический подход в процессе подготовки педагога в системе повышения квалификации мы определили основные принципы к содержанию образования, ориентированного на построение культуры отношений:
1 группа принципов описывает содержание и характер деятельности педагога-тренера:
1. Культуросообразность содержания, отражающая физическую культуру как социальное явление, ее непосредственную связь с другими видами и формами культуры человека и общества - как условие и результат развития личности ребенка в единстве его физического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья.
2. Личностная ориентация содержания, проявляющаяся в освоении социально-значимых, предметно- и личностно-ориентированных образцов физической культуры, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственных физических качеств и способностей, овладение индивидуальными способами их углубленного развития и совершенствования на основе личных интересов и потребностей.
3. Фундаментальность содержания, позволяющая целостно формировать естественнонаучное и социогуманитарное мировоззрение на каждом этапе образования, понимание существа развития таких отношений как организм-личность; активность-труд; существование-развитие; человек-общество и т. п.
4. Возрастная периодизация содержания, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психическим возможностям учащихся, особенностям возрастной динамики развития их физических качеств и интереса к занятиям физическими упражнениями.
5. Профилирование и дифференцирование содержания, отражающиеся в возможностях детей специализироваться в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности, осуществлять личностно-ориентированные занятия физическими упражнениями, общую и специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, в том числе к предстоящей трудовой деятельности и службе в армии.
6. Креативность содержания, создающая возможность разрабатывать собственное индивидуализированное содержание разнообразных форм занятий физической культурой с функционально различной направленностью, организовывать и проводить эти занятия в самостоятельных и самодеятельных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.
2 группа принципов ориентирует на характер построения культуры отношений как процесса воспитания:
- принцип природоссобразности,
- принцип целостности в подходе к ребенку,
- деятельностный принцип,
- эгоцентрированный принцип,
- возрастной принцип,
-принцип гуманизма,
- принцип самоактуализации,
- принцип индивидуализации,
- принцип субъективности,
- принцип выбора,
- принцип творчества и успеха,
- принцип доверия и поддержки,
- принцип ориентации на социально-ценностные отношения,
- принцип принятия ребенка как данности,
Мы выделяем уроки физической культуры структурным основанием физкультурной деятельности, целью которых является на начальном этапе - идентификация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью; в среднем звене - индивидуализация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной спортивно-рекреационной направленностью; в старших классах -актуализации личности школьников в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей, мы формируются комплексы частных задач, которые можно классифицировать по следующим направлениям.
1. Развивающие задачи, предполагающие личностное развитие школьника по интеллектуальному вектору в направлении формирования научного мировоззрения с широким спектром мировоззренческих представлений и понятий в сфере физической культуры, освоение основных законов развития человека средствами физической культуры, максимально возможного развития физкультурной лексики в ее системных отношениях с различными речевыми компонентами, формирования интеллектуальных способностей в виде операций и приемов мышления, способов и форм познавательной деятельности. По физическому вектору в направлении развития оптимального личностного уровня развития комплекса основных физически качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) и координационных способностей. По интенционному вектору в направлении формирования комплекса устойчивых мотиваций, потребностей и интересов к физическому самосовершенствованию, широкому использованию средств физической культуры в учебной и досуговой деятельности.
2. Обучающие задачи предполагают традиционное освоение комплекса общетеоретических операционных знаний, двигательных умений и навыков в широком кругу существующих видов физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой работы.
3. Оздоровительные задачи предполагают укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни.
Для решения всего комплекса задач предполагается использовать систему занятий, преимущественно решающих каждую из задач. При этом, кроме традиционных комплексных уроков, выделяются: интеллектуально-развивающие,
кондиционно-развивающие, интенционно-развивающие, преимущественно решающие развивающие задачи, и соответственно обучающие занятия, оздоровительные и воспита-тельно-формирующие занятия. Выделение контрольных уроков решает задачи результирующего технологического блока по оценке оперативных, текущих и этапных состояний учащихся как субъектов педагогического процесса.
Важнейшей методологической основой антропоэкологи-ческого подхода в физкультурном образовании является определение условий, в которых должен проходить личностноориентированный педагогический процесс освоения запланированного содержания дисциплины. Если содержание образования определяет обучение, то условия образования составляют воспитание, которое влияет на культуру отношений. В ходе организации системы повышения квалификации в со-
держании следует перевести вектор взаимодействия с родителями из установки «Вы должны» в отношение «Что бы вы хотели и могли сделать?».
Взаимодействие, сотрудничество, поддержки, взаимопонимание, взаимодействие - эти качества отношений детей и взрослых составляют отличительные качества личностно-ориентированного образования. Не всякая воспитательная система и не каждый педагог, в том числе и педагог-тренер могут обеспечить отношения, в которых ребенок и взрослый действуют как значимые друг для друга участники в интересной и продуктивной для них деятельности. Эти качества взаимоотношений строятся на особой гуманной педагогической этике и составляют основное содержание жизнедеятельности школ, которые называются по-разному, свободные, демократические, открытые, альтернативные, спортивные, общеобразовательные, музыкальные ит.д.. Педагоги этих школ преодолевают традиционную, функциональную ограниченность и формализм отношений «учитель-ученик», «воспитатель-вос-питуемый», «тренер-педагог- ученик» которые основаны на
Библиографический список
установке ( и привычке) взрослого эффективно управлять послушным ребенком и определять все, что и как тому нужно знать и делать.
Организация жизнедеятельности детей не на основе целенаправленного воздействия (которое, чаще всего, приносит больше вреда, чем пользы), а на основе разностороннего взаимодействия, отражающего заинтересованную активность каждого ребенка в самореализации. Взаимодействие, которое превращает ребенка и взрослого в значимые друг для друга личности и открывает пути подлинного человеческого, глубинного влияния на саморазвитие ребенка. Оно двухсторонний процесс (в отличие от одностороннего «воздействия»). Во взаимодействии педагог- тренер и ребенок выступают оба (возможно в разной степени) как инициаторы, организаторы и эксперты деятельности. Педагог-тренер выполняет и новую для него функцию супервизора. Взаимодействие, сотрудничество, поддержка, взаимопонимание, взаимодоверие - нормы построения и обеспечения гуманных, демократических взаимоотношений в школе.
1. Вершловский, С.Г. Андрагогика постдипломного образования: научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2007.
2. Красношлыкова, О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. - 2006. - № 1.
3. Кудрявцева, М.Е. Учитель как субъект творчества. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2006.
4. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Кривых, С.В. Антропоэкологический подход в образовании: монография / С.В. Кривых, А. А. Макареня. - СПб: НОУ «Экспресс», 2007.
Статья поступила в редакцию 16. 12.09
УДК 371:002
Н.С. Кольева, аспирант ГОУВПО «ЧГПУ», г. Петропавловск, Казахстан, E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ СПОСОБНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
В работе описаны проблемы формирования информационной компетентности, которые являются ключевым фактором развития конкурентоспособной личности в быстроменяющемся информационном обществе. Представлена модель формирования информационной компетентности.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Начиная с последней трети XX века? общество в развитых странах мира все чаще называют информационным. Сегодня это утверждение превратилось в тезис, не нуждающийся в доказательствах. Можно уверенно предсказать дальнейший рост объема информации и стремительное совершенствование информационных и коммуникационных технологий ее передачи и приема. В связи с этим возникает проблема когнитивного диссонанса: возможности человека по переработке информации совершенствуются медленнее, чем осуществляется развитие технических средств приема, передачи и хранения информации. Возникновение когнитивного диссонанса означает обострение проблем социальной адаптации личности в информационном обществе.
Система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений в информационно перенасыщенной среде, вынуждена пересматривать образовательные идеалы прошлого, ставя задачи соответственно новым потребностям. Поэтому едва ли не ведущей целью современного образования должно стать повышение уровня информационной компетентности учашцхся на всех его ступенях. С такой постановкой масштабной задачи нужно как можно более точно представлять себе цель на каждом операционном уровне системы образования. Поэтому первое, что необходимо сделать - это определить объем и понятие «информационная компетентность».
Прежде чем определять понятие «информационная компетентность», следует определиться в понятии «информация». Проанализируем существенные признаки данного понятия. В философском энциклопедическом словаре [1] информация определяется как:
- сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо сообщаемые людьми;
- уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;
- сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналами в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
- передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы.
Как видим, значение понятия «информация» зависит от контекста. Исходя из темы исследования, связанной с педагогическими аспектами информационной компетентности нам следует сосредоточиться на толковании информации как отражения и ее применения для управления.
Теория информации обычно имеет дело именно с относительной информацией, которая тесно связана с отражением.
Следуя аксиомам элементарной логики понятие обладает объемом (количество предметов, определяемых данным понятием) и содержанием (перечень признаков данного понятия), и не может быть определено иначе как с помощью других понятий. Все «другие понятия» так же обладают объемом и содержанием. При использовании их для определения другого понятия из содержания выбираются признаки, существенные в контексте данного определения. В этом состоит смысл «отражения» в определении информации.
В [2] подчеркивается, что с середины ХХ века понятие информации превратилось в общенаучное понятие «включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму». Одна из приведенных трактовок понятия «информация» связывает его с управлением. Сигналы, воспринимаемые организмом, изменяют его состояние, что в свою очередь ведет к модификации поведе-