Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Росгвардия / курсанты / организационно-методическое обеспечение / противодействие / структура / профессиональная подготовка / образовательная деятельность / экстремизм / терроризм / идеология / Rosgvardiya / cadets / organizational and methodological support / counteraction / structure / professional training / educational activities / extremism / terrorism / ideology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.В. Рябцев

Проблемы, связанные с такими факторами, как терроризм и экстремизм, достаточно актуальны в последнее время. Это в определенной степени спровоцировано сложной международной обстановкой. Одной из задач, возложенных на войска Национальной гвардии Российской Федерации, является их участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Образовательные программы для обучающихся в военных институтах Росгвардии – одно из обязательных направлений, обеспечивающих высокий уровень их профессиональной подготовки. Эта же тема включена и в процесс всестороннего методического обеспечения этой подготовки. Статья посвящена обоснованию и раскрытию содержания организационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN GUARD TO COUNTER THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM

The problems associated with such factors as terrorism and extremism have been quite relevant recently. This is to a certain extent provoked by the difficult international situation. One of the tasks assigned to the troops of the National Guard of the Russian Federation is their participation in the fight against terrorism and extremism. Educational programs for students studying at the military institutes of the Russian Guard are one of the mandatory areas that ensure a high level of their professional training. The same topic is included in the process of comprehensive methodological support for this training. This topic remains quite important and relevant for a long time. The article discloses the content of organizational and methodological support for the process of professional training of cadets of the military institutes of the Russian Guard to counter the ideology of extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА»

звезды», участниками которой являются пары - молодой учитель и его наставник. В ходе презентации практической деятельности начинающих педагогов и наставников тьюторы получают огромный материал для дальнейшей работы по сопровождению начинающих учителей. После завершения мероприятий организуются встречи, где тьютор в форме беседы предлагает участнику конкурса провести самоанализ, рефлексию, помогает выделить уникальные, авторские подходы, формы работы молодого педагога.

«Лига педагогов» является конкурсом педагогического мастерства в условиях коллективной деятельности педагогов. В нем также важна тьюторская поддержка молодых, заключающаяся в организации тьютором творческих встреч молодых учителей с участниками профессиональных конкурсов прошлых лет и консультаций психолога. Тьютор является организатором стажировок там, где работают победители конкурсов. Это форма организации неформального обучения, когда стажер включается в практику конкретного педагога - носителя актуального опыта [9].

Интересной и продуктивной формой является презентация опыта молодых педагогов в совместных мероприятиях учителей и студентов различных образовательных организаций с целью изучения опыта адаптации молодых педагогов, возникающих трудностей и переноса знаний, полученных в вузе и на курсах повышения квалификации в деятельность образовательной организации, где работает педагог

Внимание тьютора также направлено и на создание среды для развития педагога, включающей ресурсы, из которых сопровождаемому педагогу можно выбрать место для индивидуальной работы, информационную программу, организацию для стажировки и др. Обеспечить эффективность проведения разноформатных мероприятий по сопровождению профессионального развития педагогов в ЦНППМ позволяют специальные материально-технические условия - это комфортная среда с современными пространствами: коворкинг информационный центр с современным техническим оборудованием, легко трансформируемое пространство актового зала и аудиторий, а также доступность и высокая скорость Интернета. Сотрудниками центров проектируются пространства под конкретные задачи программ обучения и мероприятий по сопровождению педагогов, учитываются особенности состава участников, предлагаемые формы работы: индивидуальная, парная, групповая, мероприятия, требующие быстрой смены пространств, смешанное обучение. Помещение прежде всего ориентировано на организацию диалога, дискуссий, коммуникации на равных. Здесь проходят консультации тьюторов по выстраиванию индивидуальных образовательных

маршрутов, тренинги психологов: управление эмоциями, стрессом, тайм-менеджмент. Создавая условия для работы, тьютор подбирает удобную мебель, учитывает и возможность регулирования яркости света, т. е. все, чтобы обеспечить комфортное неспешное общение или горячую дискуссию.

Таким образом, опыт деятельности тьюторов ЦНППМ Тюменского института показывает, что тьюторское сопровождение молодых педагогов является условием их адаптации и профессионального развития. Результат обеспечивается диагностикой профессиональных компетенций молодых педагогов и подбором из перечня разнообразных форм, наиболее оптимальных для сопровождения, а также анализом запросов начинающих педагогов.

Результаты представленного в исследовании опыта деятельности тьюторов ЦНППМ получены по итогам использованных нами подходов, принципов, форм, в основе которых анкетирование, наблюдения, диагностики профкомпетенций молодых педагогов:

1. Удовлетворенность разработанными индивидуальными образовательными маршрутами и качеством сопровождения со стороны тьюторантов.

2. Активизация профессиональной деятельности педагогов на основе активных практик сообществ начинающих педагогов и постоянного обмена опытом.

3. Корректировка профессиональной деятельности молодых специалистов в области образования посредством организации их неформального общения.

4. Проверка результативности работы начинающих педагогов в ходе их участия в конкурсах, конференциях и других мероприятиях.

Рекомендации, к которым мы пришли на основе анализа практик тьютор-ского сопровождения молодых педагогов:

- тьютор, работающий с молодыми педагогами, должен понимать трудности, которые испытывает учитель в первые годы работы;

- уметь диагностировать их, выявлять интересы и склонности, образовательные потребности и возможности, мотивы их профессиональной деятельности;

- на основе диагностики предоставлять широкий спектр для выбора форм сопровождения, построения индивидуального образовательного маршрута;

- тьютору необходимо обеспечивать психологическую готовность тьюто-ранта к совместной деятельности с тьютором, например, через проведение тренингов.

Перспективами исследования по представленной теме является подбор инструментов, позволяющих тьютору более точно измерять динамику результатов деятельности, учитывать разнообразные аспекты, влияющие на решение проблем, связанных с сопровождением молодых педагогов.

Библиографический список

1. Дука Н.А., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография. Омск: Амфора, 2011.

2. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

3. Ковалева Т.М. Школа Понимания и технологии тьюторского сопровождения. Available at: d.p.n._T.M.Kovaleva_doklad.pdf (rodnoe-slovo.org)

4. Тьюторство в образовании. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2023.

5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 06.07.2021 № 2163 о направлении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Available at: https://docs.cntd.ru/document/727552511

6. Бородкина В., Золотарева А.В., Пикина А.Л., Тихомирова О.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.

7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции). Москва, 2019.

8. Белан Н.В. Тьюторское сообщество как экосистема профессионального самообразования. Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «А-Приор», 2021.

9. Кускова М.В. Неформальное образование педагога в условиях подготовки к конкурсу «Учитель года». Непрерывное образование взрослых: материалы международного форума. Санкт-Петербург: ИНОВ, 2015.

References

1. Duka N.A., Makarova N.S., Chekaleva N.V. Didaktika vysshej shkoly: ot klassicheskih osnovanij k postneklassicheskim perspektivam monografiya. Omsk: Amfora, 2011.

2. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslyh: mezhdisciplinarnyjslovar' terminologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

3. Kovaleva T.M. Shkola Ponimaniya i tehnologii t'yutorskogo soprovozhdeniya. Available at: d.p.n._T.M.Kovaleva_doklad.pdf (rodnoe-slovo.org)

4. T'yutorstvo v obrazovanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2023.

5. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 06.07.2021 № 2163 o napravlenii Metodicheskih rekomendacij dlya sub'ekíov Rossijskoj Federacii po sozdaniyu i obespecheniyu funkcionirovaniya regional'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov. Available at: https:// docs.cntd.ru/document/727552511

6. Borodkina V., Zolotareva A.V., Pikina A.L., Tihomirova O.V. T'yutorskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya. Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2017.

7. T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: obrazovatel'naya situaciya i t'yutorskaya deyatel'nost': sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (XXIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii). Moskva, 2019.

8. Belan N.V. T'yutorskoe soobschestvo kak 'ekosistema professional'nogo samoobrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: GAOU VO MGPU, OOO "A-Prior", 2021.

9. Kuskova M.V. Neformal'noe obrazovanie pedagoga v usloviyah podgotovki k konkursu «Uchitel' goda». Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh: materialy mezhdunarodnogo foruma. Sankt-Peterburg: INOV, 2015.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378

Ryabtsev E.V., senior lecturer, Department of Psychology of Official Activity, Faculty of Military and Patriotic Work, Saint Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN GUARD TO COUNTER THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM. The problems associated with such factors as terrorism and extremism have been quite relevant recently. This is to a certain extent provoked by the difficult international situation. One of the tasks assigned to the troops of the

National Guard of the Russian Federation is their participation in the fight against terrorism and extremism. Educational programs for students studying at the military institutes of the Russian Guard are one of the mandatory areas that ensure a high level of their professional training. The same topic is included in the process of comprehensive methodological support for this training. This topic remains quite important and relevant for a long time. The article discloses the content of organizational and methodological support for the process of professional training of cadets of the military institutes of the Russian Guard to counter the ideology of extremism and terrorism.

Key words: Rosgvardiya, cadets, organizational and methodological support, counteraction, structure, professional training, educational activities, extremism, terrorism, ideology

Э.В. Рябцев, доц., Санкт-Петербургский военного ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,

E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Проблемы, связанные с такими факторами, как терроризм и экстремизм, достаточно актуальны в последнее время. Это в определенной степени спровоцировано сложной международной обстановкой. Одной из задач, возложенных на войска Национальной гвардии Российской Федерации, является их участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Образовательные программы для обучающихся в военных институтах Росгвардии - одно из обязательных направлений, обеспечивающих высокий уровень их профессиональной подготовки. Эта же тема включена и в процесс всестороннего методического обеспечения этой подготовки. Статья посвящена обоснованию и раскрытию содержания организационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: Росгвардия, курсанты, организационно-методическое обеспечение, противодействие, структура, профессиональная подготовка, образовательная деятельность, экстремизм, терроризм, идеология

В 2022-2023 годах на фоне проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины Российская Федерация столкнулась с проблемой роста экстремистских и террористических проявлений со стороны её граждан, что, несомненно, не проходит без участия как специальных служб самой Украины, так и недружественных государств.

Противодействие экстремизму и терроризму в обучающем формате относится к воспитательной функции через профессионально выстроенный пропагандистский аспект в рамках законодательства Российской Федерации. Конечным результатом данного обучения является профилактика и предупреждение обозначенных явлений [1; 2]. Соответственно, в будущем войскам предстоит выполнять возложенную на них задачу по борьбе с терроризмом и экстремизмом [3], в том числе и по вопросам профилактики, через всестороннее обеспечение. Военные институты Росгвардии готовят специалистов для решения этих задач. Осмысление опыта работы в этом направлении детерминирует актуальность темы данной статьи.

Проведённые исследования показали, что данная проблема ранее не изучалась и требует уточнения понятийного аппарата, направлений организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма, раскрытия его содержания, что является целью исследования.

В процессе исследования решались следующие задачи: уточнить понятие, сущность организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма, разработать его структуру.

Задача решалась с использованием метода изучения педагогического опыта (наблюдение, беседа, изучение документов) и теоретических методов научного познания (анализ, моделирование и др.), обеспечивших всесторонность и объективность изучаемой проблемы.

Эмпирическую базу исследования составили данные фактических наблюдений, опросов, статистических данных и различных источников информации (исследования учёных, ведомственные документы, законодательная база РФ). Результаты их анализа обусловливают научную новизну и теоретическую значимость работы.

Исследователи данного вопроса, и в их числе О.Л. Поминова, утверждают, что большое значение в развитии системы ценностей у будущих офицеров имеет процесс воспитания или коррекции имеющихся и сформированных ранее мировоззренческих установок и позиций, связанных с неприятием экстремизма и терроризма [4].

Подготовка кадров для Росгвардии осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [3] и проводится в комплексе с различными видами всестороннего обеспечения, то есть в нашем исследовании для нас актуален вопрос, связанный с обеспечением образовательной деятельности, в частности - организационно-методическим обеспечением профессиональной подготовки курсантов как будущих офицеров, непосредственных руководителей и организаторов выполнения задач, возложенных на Росгвардию, в том числе по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Раскроем само понятие организационно-методического обеспечения.

Опираясь на различные источники, например, на «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И., под словом «организовать» понимается следующее: основывать что-то, подготавливать, налаживать что-то, объединять кого-то или что-то, для какой-то цели, упорядочивать что-то.

Наиболее приемлемым в нашем случае будет понятие упорядочивания чего-либо или какого-либо процесса и доведение до кого-либо необходимых средств (обеспечение необходимыми средствами).

Следующим ключевым словом здесь является «методика» как наука о преподавании и обучении с последующим практическим применением.

Лексема «обеспечить» трактуется как снабдить чем-нибудь в нужном количестве; предоставить достаточные материальные средства, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; оградить, охранить (устар.) от чего-либо (кого-либо) [5].

Виды обеспечения исследовались многими учёными. Рассмотрим два из достаточно большого списка профессиональных терминов, а именно - педагогическое обеспечение и психологическое обеспечение.

Педагогическое обеспечение, или сопровождение связано с комплексом организационных, обучающих и методических мероприятий. Все перечисленные составляющие мы можем найти в работах Н.Н. Исаева. Автор видит необходимость интеграции учебно-боевой и служебной деятельности военнослужащих. Это обеспечивает формирование таких установок, как социально-нравственные и моральные качества человека, стоящего на страже Родины [6].

Педагогическое обеспечение также позволяет выстроить определенную модель подготовки, в которой есть целевые установки, профессиональные качества, связанные с долгом, честью, достоинством, патриотизмом и мужеством от рядового солдата до офицера. На первое место такая модель обучения ставит интересы страны и государства. Интересы личности связаны с умением выполнять боевые задачи при условии соблюдения дисциплины, правил воинского этикета [7].

Психологическое обеспечение процесса обучения предполагает формирование умений по прогнозированию, предупреждению на основе прямого или косвенного воздействия на личность и ее отношения к окружающим факторам. Корректировке в этом случае подлежат имеющиеся психологические ресурсы. По мнению А.П Караяни, процесс психологического обеспечения образовательного процесса позволяет более эффективно решать практические боевые задачи [8].

Сопоставив мнения двух учёных, становится очевидным, что ключевыми условиями в обеспечении деятельности являются такие как система, т. е. порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи [9], последовательность и непрерывность процесса, его осуществление во всех направлениях, сферах деятельности и на всех уровнях, ориентированность на нормативно-правовую базу.

Исследовав вышеуказанные понятия, дадим определение понятию «организационно-методическое обеспечение» в процессе профессиональной подготовки курсантов, под которым будем понимать подготовленную и упорядоченную систему направлений, форм, методов обучения и воспитания, в том числе мер профилактики, основанных на нормативно-правовой и научной базе, а также процесс доведения до курсантов в рамках их профессиональной подготовки или выполнения ими каких-либо задач средств, необходимых для достижения определённых целей и решения этих задач.

Тогда понятие «профессиональная подготовка к противодействию идеологии экстремизма и терроризма» можно трактовать как сложный многогранный процесс, направленный на формирование у курсантов определённых знаний, умений и навыков, профессиональных качеств, необходимых для решения задач противодействия экстремистской и террористической идеологи.

Эти качества необходимо формировать и у курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии.

Исходя их специфики осуществления образовательной деятельности военных институтов Росгвардии, считаем целесообразным предложить направления организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов в противодействии экстремистской идеологии:

1. Нормативно-правовая база, отражающая деятельность Росгвардии, учебного заведения и должностных лиц, содержащая требования федеральных законов, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по противодействию экстремистской и террористической идеологии и подготовке курсантов в данном направлении.

2. Управленческая деятельность командования, наделённого функциями и полномочиями по принятию решений, направленных на реализацию государственного заказа по подготовке кадрового потенциала, достижение целей, задач образовательных программ (в пределах своих компетенций), по руководству процессом профессиональной подготовки и всестороннего обеспечения.

3. Деятельность офицерского состава (по направлениям деятельности) по непрерывному и системному руководству всесторонним обеспечением процесса профессиональной подготовки курсантов.

4. Деятельность должностных лиц и курсантов в ходе нарастания угрозы агрессии против РФ, перевода с мирного на военное время, приведения в готовность к выполнению задач при осложнении обстановки в мирное время.

5. Разработка иреализацияучебных планов,рабочихпрограммдисци-плин и тематических планов, учебных пособий, методических рекомендаций, подбор уиебноМлитерагмры,органи зация ипроиедеоде разлмчн ых форм занятий и других оернпцпятий в хедепдофедсцонолпнор по°гдровкл.

6. Планирование и организация военно-политической работы по направлениям с использтванхем ец сел н оредсов.

7. Научная, рационализаторская и изобретательская деятельность, направлен тпрлпримтическлй идоо-огои.

Раскроем содержание данных направлений, входящих в структуру органи-зационно-методичeпкoгooДecппчаниддpoфeцбиднaлхнoИпoдгoчoхкндyрмaпдoи к противодействию идеологии экстремизма, показанных на схеме (рис. 1), через которые фодженпооеддпоьцяцомплекцвздпмoдвездчниlл меропниотмй пдппо-блюдении условий системности, непрерывности, последовательности и др.

В члсом,кбсеющедсяплевбго н аирадлепим, иеодмноннл, ндфбоддим тщн-тельный анализ и изучение правоустанавливающих документов и норматив-но-правордМпазыгы пндомемаркотктмпгмом тфр^дзоп и претивФдапсмвияхы, в том числе установленные компетенции по подготовке кадрового потенциала, их отраженпе впланфрцющик и AтчëдныодокпмeнтaxPкeбнflгoзрвпдeрмя.

Содержание второго направления включает в себя чёткое распределение должностных и специальных обязанностей между лицами командования военного учебного заведения (по видам обеспечения), их документальное закрепление, руководство, управление, контроль за антиэкстремистской и антитеррористической деятельностью.

Третье направление ориентирует на распределение функциональных обязанностей между офицерами военного учебного заведения (в том числе по видам обеспечения), профессорско-преподавательским составом, их документальное закрепление, непосредственное исполнение требований и запретов антиэкстремистского и антитеррористического законодательства, в том числе.

Четвёртое направление отвечает за руководство, управление и непосредственное выполнение заблаговременно разработанных и заложенных алгоритмов действий (планов) как постоянного, так и переменного состава военного учебного заведения в период нарастания угрозы агрессии против РФ, в ходе перевода с мирного на военное время, приведения в готовность к выполнению задач при осложнении обстановки в мирное время, в части, касающейся антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. Данное направление, как правило, имеет определённые ограничения к доступу информации по алгоритмам действий.

Пятое направление отражает организацию и осуществление учебного процесса от «входа» до «выхода» и включает в себя отражение нормативных антиэкстремистских и антитеррористических требованийвдокументах учебной деятельности (приказы, распоряжения планы, программы), подбор и использование необходимой учебной литературы, разработка учебников и учебных пособий, монографий и др., определение форм проведения занятий. Сюда же будет входить и сама деятельность профессорско-преподавательского состава по ис-нокнзтвантю форм.декндтв доиедкния сенсхадиотй исфо.ыа^н и построения самого занятия по антиэкстремистской тематике.

Шасхое ндпнатаниэ- во енно-политическая работа с курсантами, которая, по нашему мнению, является одним из наиболее объёмных и ключевых в фор-миоованди и п-ивитои нкабхоткмыхим качентв.Осищеэтейясьего необходимо в соответствии с требованиями, установленными Наставлением по военно-поли-тивевсоИХолитичсскоРИ ааРатв т —сгвардих [1С]. Имкинв в объёме данного направления, несмотря на получаемую специализацию курсантом военного инсти-интбйасгоавд ис.мдмпжем гаав—нв о с^с^оемиапвтнтоериеатойнивого мнения, позиции, мировоззрения и др. Но для этого также необходим какой-то алгоритм дмйотвнр.есмиЭырa |^хзсааота наивведррнппэдэгогинтскао эхограмма «Воспитание готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии ДакэийэкоРа^едерации к противодействию идеологии экстремизма и террориз-

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

нормативно-правовая база,

отражающая всесторонню]

деятельность росгвардии

должностных лиц военного учебного заведения, содержащая требования фз, минобрнауки по вопросам противодействия,

профилактики, подготовки кадров

деятельность офицеров военного учебного заведения по непрерывному и системному руководству

всесторонним обеспечением (боевое, тыловое, техническое, вп(п)р, финансовое, кадровое, и др.)! образовательной деятельности в' процессе профессиональной

подготовки.

разработка и реализация учебных планов, рабочих программ,

тематических планов, методических рекомендаций, учебных пособий, подбор учебной литературы,

организация и проведение различных

организация и участие в научной, рационализаторской и

изобретательской деятельности

( з Ж

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРО

ЦЕС С

ПРО

ФЕС СИО НАЛ ЬНО И

ПОД ГОТ ОВК И

КУРС

АНТ

ОВ К

ПРОТ

ИВО

ДЕЙ

СТВИ

Ю

ИДЕ

ОЛО

ГИИ

ЭКСТ

РЕМ

ИЗМ

А И

ТЕРР

ОРИЗ

у

Я 2 Г

m 2 з

о

в

ууправленческая деятельность

командования военного учебного заведения (руководство видами

Обеспечения в соответствии с

возложенными должностными и специальными обязанностями),

наделённого определёнными

функциями и полномочиями по принятию управленческих решений, направленных на реализацию госзаказа по подготовке

компетентных офицерских кадров, определению и реализации целей, задач образовательных программ в пределах своих компетенций, руководству процессом

профессиональной подготовки в объёме образовательной

деятельности.

дея

V J®

вре

деятельность субъектов и объектов офессиональной подготовки в ходе перевода с мирного на военное 'время, приведения в готовность к выполнению задач при осложнении обстановки в мирное время

47)

планирование и организация

Военно-политической работы по

направлениям с использованием сил и средств впр

Лос. 1. Жммокеураоpгенчзбииeднб-матадмчecкдrocPeбпeдeпoя пpафecвидпaльнейпcрглтeнкдццpcaнрcв к противодействию идеологии экстремизма и терроризма

ма» в систему военно-политической работы Санкт-Петербургского военного института Росгвардии, имевшая положительный результат [11].

Содержание седьмого направления - организационно-методического обеспечения - включает в себя немаловажный вид деятельности - научную работу. Именно в данной области мы можем проводить различные исследования, определять их рациональность и эффективность, делиться опытом в рамках представительских мероприятий, внедрять в учебный процесс.

Предложенная структура организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов военных институтов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма на фоне вызовов современного общества будет иметь определённый положительный эффект и результат, но только в том случае, если будут решены имеющиеся в указанном направлении проблемные вопросы.

В результате проведенной работы:

- сформулировано содержание понятий «организационно-методическое обеспечение» и «профессиональная подготовка к противодействию идеологии экстремизма и терроризма» в контексте специфики процесса профессиональной подготовки курсантов;

Библиографический список

- выявлены направления организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к противодействию экстремистской идеологии (нормативно-правовая база; управленческая деятельность командования; деятельность офицерского состава, должностных лиц и курсантов; разработка и реализация учебно-программного обеспечения; организация и проведение различных форм занятий и других мероприятий в ходе профессиональной подготовки; планирование и организация военно-политической работы; научная, рационализаторская и изобретательская деятельность, направленная на противодействие экстремистской и террористической идеологии);

- раскрыто содержание и взаимосвязь выявленных направлений в контексте профессиональной подготовки курсантов военных институтов к противодействию идеологии экстремизма и терроризма.

Подводя итог нашему исследованию, отметим, что при всём многообразии деятельности должностных лиц, направленной на достижение каких-либо целей, выполнение задач, она должна организовываться и осуществляться по единому замыслу, под единым руководством, через имеющиеся силы и средства, иметь системный характер.

1. О противодействии экстремистской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации. Утвержден 25 июля 2002 года № 114. Ст. 3031. Available at: https:// base.garant.ru/12127578/

2. О противодействии терроризму Федеральный закон Российской Федерации. Утвержден 6 марта 2006 г № 35. Ст. 1146. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58840/

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации. Утвержден 3 июля 2016 года № 226. Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/

4. Поминова О.Л. Роль образовательной среды в воспитании готовности курсантов к противодействию идеологии терроризма. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022; № 2 (19): 143-145.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. Москва: Издательство АСТ: Издательство «Мир и образование», 2022.

6. Исаева Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2010.

7. Шарухин А.П., Шимко С.Ю. Педагогическое обеспечение эффективного выполнения военнослужащими (сотрудниками) возложенных на них задач или зачем нужна служебно-боевая педагогика. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2021; № 3 (16): 35-38.

8. Караяни А.Г Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1998.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Москва: Государственный институт «Советская энциклопедия»: ОГИЗ, 1935-1940; Т. 1.

10. Наставление по организации в войсках национальной гвардии Российской Федерации военно-политической (политической) работы. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 20.04.2021 года № 132. Available at: https://rosguard.gov.ru/document/article/prikaz-federalnoj-sluzhby-vojsk-nacionalnoj-gvardii-rossijskoj-federacii-ot-22112021--425

11. Рябцев Э.В. Результаты экспериментальной работы по противодействию экстремистским проявлениям в процессе профессиональной подготовки курсантов военного института Росгвардии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 191-193.

References

1. O protivodejstvii 'ekstremistskoj deyatel'nosti. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii. Utverzhden 25 iyulya 2002 goda № 114. St. 3031. Available at: https://base.garant. ru/12127578/

2. O protivodejstvii terrorizmu Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii. Utverzhden 6 marta 2006 g. № 35. St. 1146. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58840/

3. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii. Utverzhden 3 iyulya 2016 goda № 226. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200506/

4. Pominova O.L. Rol' obrazovatel'noj sredy v vospitanii gotovnosti kursantov k protivodejstviyu ideologii terrorizma. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2022; № 2 (19): 143-145.

5. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Izdatel'stvo AST: Izdatel'stvo «Mir i obrazovanie», 2022.

6. Isaeva N.N. Pedagogicheskoe obespechenie psihologicheskoj sovmestimosti voennosluzhaschih v podrazdeleniyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

7. Sharuhin A.P., Shimko S.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie 'effektivnogo vypolneniya voennosluzhaschimi (sotrudnikami) vozlozhennyh na nih zadach ili zachem nuzhna sluzhebno-boevaya pedagogika. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2021; № 3 (16): 35-38.

8. Karayani A.G. Psihologicheskoe obespechenie boevyh dejstvijlichnogo sostava chastej Suhoputnyh vojsk v lokal'nyh voennyh konflikiah. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1998.

9. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: v 4 t. Moskva: Gosudarstvennyj institut «Sovetskaya 'enciklopediya»: OGIZ, 1935-1940; T. 1.

10. Nastavlenie po organizacii v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii voenno-politicheskoj (politicheskoj) raboty. Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 20.04.2021 goda № 132. Available at: https://rosguard.gov.ru/document/article/prikaz-federalnoj-sluzhby-vojsk-nacionalnoj-gvardii-rossijskoj-federacii-ot-22112021--425

11. Ryabcev 'E.V. Rezul'taty 'eksperimental'noj raboty po protivodejstviyu 'ekstremistskim proyavleniyam v processe professional'noj podgotovki kursantov voennogo instituta Rosgvardii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 191-193.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Education and Social Work, Institute of Pedagogy,

Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Saint Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

Vinogradova V.L., Director, Secondary School No.311 with an in-depth study of physics (Saint Petersburg, Russia), E-mail: vinogradova-vl@mail.ru

EXPERIMENTAL TESTING OF THE PEDAGOGICAL PROBLEM OF PERSONALIZED LEARNING IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION. The article summarizes materials of an experimental study conducted within the framework of the pedagogical laboratory of the Russian State Pedagogical University on the basis of one of the secondary schools of Saint Petersburg. The results of the analysis of scientific literature on the subject of the meaning of the term "personification" and "personalization" are presented and their definitions are formulated. The results of diagnostic sections of teachers are summarized, which make it possible to identify their opinion on this training, to understand the level of knowledge about this phenomenon, and to substantiate methods and techniques that give results in personal training, to reveal the pedagogical and methodological possibilities of their It can be used as a tool for mastering certain work experience in a pedagogical environment. The prospects of using personalized learning are formulated.

Key words: personalized learning, personification, personalization, pedagogical technologies, training seminar, teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.