Научная статья на тему 'Организационно-методический инструментарий исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни'

Организационно-методический инструментарий исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL RESEARCH METHODS / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ORGANIZATION OF RESEARCH / КУЛЬТУР НО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЖЕНЩИН / ESPECIALLY THE IMAGE OF WOMEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляничко Н. А., Колтан С. В.

В статье описаны методы и организация исследования проблемы культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH TOOLS FOR THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WOMEN WITH A SEDENTARY LIFESTYLE

The paper describes the methods and organization studies the problem of cultural and leisure activities of women workers, leading a sedentary lifestyle.

Текст научной работы на тему «Организационно-методический инструментарий исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни»

щиться родителям и, как следствие, детям к фитнесу, то есть к здоровому образу жизни. Программа рассчитана на 15 занятий в течение года (7 занятий в I полугодии и 8 занятий во II полугодии).

В настоящее время проводится экспериментальная работа по изучению возможности использования физкультурно-оздоровительных технологий в дошкольном образовательном учреждении, а также поиск оптимальных направлений в физическом развитии и совершенствовании ребенка на основе работы семейного клуба.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и методика физической культуры дошкольников / под. ред. С. О. Филипповой, Г. П. Пономарева. СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2008. 656 с.

2. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.

3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006. 368 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH TOOLS FOR THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WOMEN WITH A SEDENTARY LIFESTYLE

Н. А. Поляничко, С. В. Колтан

В статье описаны методы и организация исследования проблемы культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Ключевые слова: психолого-педагогические методы исследования, организация исследования, куль-турно-досуговая деятельность, особенности образа жизни женщин.

N. A. Polyanichko, S. V. Koltan

The paper describes the methods and organization studies the problem of cultural and leisure activities of women workers, leading a sedentary lifestyle.

Keywords: psychological and educational research methods, organization of research, cultural and leisure activities, especially the image of women.

Понимание актуальности проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, определило цель исследования - выявить ресурсы куль-турно-досуговой деятельности в преодолении работающими женщинами малоподвижного образа жизни. Поставленная в исследовании цель достигалась посредством решения задач:

1. Раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности и охарактеризовать культурологические и педагогические аспекты этого феномена.

2. Изучить степень вовлеченности работающих женщин в культурно-досуговую деятельность, их отношение к этой деятельности.

3. Разработать рекомендации по привлечению работающих женщин к культурно-досуговой деятельности, способствующей профилактике малоподвижного образа жизни.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:

• теоретического анализа и обобщения;

• опроса;

• педагогических наблюдений;

• тестирования;

• педагогического эксперимента;

• математической статистики.

Исследование проводилось в период с 2009 по 2012 г. в три этапа.

На первом этапе (2009-2010 гг.) исследовались труды теоретиков в области социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, М. Б. Зацепи-ной, Ю. Д. Красильникова, Т. С. Комаровой, Е. В. Литовкина, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. В. Туева, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.

В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы: М. В. Истоминой (2008), посвященной организации социально-педагогической поддержки матерей - выпускниц детских домов; А. П. Васильева (2000), исследовавшего влияние конформизма на формирование ценностных ориентаций в процессе социокультурной адаптации женщин; Н. А. Коняевой (2005), решавшей проблему формирования материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности; Д. В. Шамсутдиновой (2002), использующей досуго-вую деятельность как средство социально-культурной интеграции личности.

На основе изучения современного состояния проблемы организации культурно-досуговой деятельности в научно-педагогической и специальной литературе были сформулированы гипотеза, объект и предмет, цель и задачи исследования. На этом же этапе подбирались адекватные задачам методы исследования. При помощи методов теоретического анализа и обобщения изучалась психологическая, философская и педагогическая литература, посвященная изучению особенностей организации куль-турно-досуговой деятельности на предприятиях, фирмах, в организациях как в России, так и зарубежных странах - в Норвегии, Голландии.

При помощи метода теоретического анализа и обобщения изучались методики опроса, направленные на исследование образа жизни и культурно-досуговой деятельности отдельных категорий населения.

На основе данных, полученных в ходе анализа литературы, на этом же этапе для проведения опроса респондентов были разработаны бланки анкет по теме «Образ жизни», «Отношение к организации культурно-досуговой деятельности» и проведен опрос более 1000 специалистов, а также членов их семей в России, Норвегии и Голландии. Результаты опроса об образе жизни людей и времени, отводимого на культурно-досуговую деятельность, были внесены в протоколы и обработаны при помощи методов математической статистики.

На основе данных, полученных на первом этапе исследования, разрабатывалась программа проведения опытно-экспериментальной работы и сформированы экспериментальные и контрольные группы.

На втором этапе (2010-2011 гг.) проводилось тестирование уровня физического развития и двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах в г. Москве (Россия) и г. Калининграде (Россия), а также в г. Бергене (Норвегия) и г. Роттердаме (Голландия). Полученные результаты заносились в соответствующие протоколы и обрабатывались при помощи методов математической статистики.

В этот период проводилось педагогическое наблюдение за организацией культурно-досуговой деятельности на фирмах и в организациях в г. Москве (Россия) и г. Калининграде (Россия), а также в г. Бергене (Норвегия) и г. Роттердаме (Голландия).

В ходе исследования установлено, что организации культурно-досуговой деятельности в организациях, фир-

мах, предприятиях в г. Москве (Россия) и г. Калининграде (Россия), а также в г. Бергене (Норвегия) и г. Роттердаме (Голландия) не придается серьезного значения. Так, к примеру, в международной компании VAAGE SHIP MANAGEMENT AS (ВОГЕ ШИП МЕНЕДЖМЕНТ АС) практикуется проведение лишь нескольких мероприятий, в число которых входят:

• встреча с капитанами и их женами (2 раза в год, принимают участие приблизительно 40 человек);

• рождественские банкеты (проводящиеся 1 раз в год) для б0 человек персонала офисов компании;

• курсы английского языка для жен капитанов (2 раза в неделю, 12 человек);

• выезд всего персонала на природу (1 раз в 2 года, принимают участие более 200 человек, из них 40 детей разного возраста).

Таким образом, нами установлено, что на указанных выше предприятиях, организациях и фирмах культурно-досуговая деятельность проводится от случая к случаю.

На втором этапе продолжался анализ научно-педагогической литературы, и на основе полученных результатов разработана модель и педагогические условия куль-турно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Проведен педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности модели культурно-досуговой деятельности работающих женщин, и обобщены его результаты.

На третьем этапе (2010-2012 гг.) по окончании педагогического эксперимента было вновь проведено тестирование и опрос в контрольной и экспериментальной группах, произведены систематизация и обобщение научных результатов, их качественно-количественный анализ, сформулированы выводы. Результаты, полученные в ходе исследования, оформлены в виде кандидатской диссертации. На завершающей стадии были выявлены тенденции и перспективные направления проведения дальнейших исследований.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев А. П. Влияние конформизма на формирование ценностных ориентаций в процессе социокультурной адаптации женщин: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 189 с.

2. Истомина М. В. Социально-педагогическая поддержка матерей - выпускниц детских домов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 18 с.

3. Коняева Н. А. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 20 с.

4. Шамсутдинова Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2002. 497 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.