Научная статья на тему 'Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи'

Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафошкин В.Н.

В статье приводятся данные о процессе формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды учреждений разного уровня образования, от дошкольного до высшего профессионального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафошкин В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF STUDENTS VALUE SYSTEM FORMATION

This article presents the data concerning the formation process of students value systems focused on healthimproving in terms of socio-cultural environment of institutions of different levels starting from preschool education and up to higher professional one.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF STUDENTS' VALUE SYSTEM FORMATION

В. Н. Агафошкин

В статье приводятся данные о процессе формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды учреждений разного уровня образования, от дошкольного до высшего профессионального.

Ключевые слова: социально-культурная среда образовательного учреждения, ценностные ориентации.

Молодежь, как особая социально-демографическая группа, постоянно находится в фокусе многочисленных исследований, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал его развития. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв среды, в которой живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. От того, каковы ценности сегодняшней молодежи, зависит ее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать молодым людям такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.

Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни обучающихся.

Цель исследования: обоснование модели социально-культурной среды образовательного учреждения, способствующей формированию ценностных ориентаций оздоровительной направленности учащейся молодежи.

Объект исследования: культурно-досуговая деятельность в образовательном учреждении.

Предмет исследования: социально-культурная среда образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы социально-культурной среды образовательного учреждения как фактора формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи.

V. N. Agаfoshkin

This article presents the data concerning the formation process of students' value systems focused on health-improving in terms of socio-cultural environment of institutions of different levels starting from preschool education and up to higher professional one.

Keywords: socio-cultural environment of educational institutions, value systems.

2. Разработать критерии и оценить уровень сформи-рованности ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели социально-культурной среды образовательного учреждения при формировании ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились философские идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; теории социальной и педагогической интеграции; ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, ее взаимодействия с окружающей средой; формирования ценностных ориентаций, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений; концепция модернизации российского образования; программа международного сотрудничества «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (НВБС), реализуемая под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро - ВОЗ-ЕВРО.

Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. К ним относятся: теоретические - анализ и обобщение философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, монографических и диссертационных работ, изучение опыта по проблеме исследования; изучение международных документов, задающих мировые стандарты подходов к исследуемой проблеме, документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования, сохранения и развития здоровья учащейся молодежи; эмпирические - анкетиро-

вание, тестирование, наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы; диагностические - автоматизированные программно-технические средства индивидуального мониторинга; педагогический эксперимент; методы статистической обработки и графического анализа экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились образовательные учреждения:

• дошкольные: прогимназия № 73 г. Владимира, д/с № 113, № 47 г. Калининграда, д/с № 2552 г. Москвы, № 100 г. Люберцы Московской области;

• общеобразовательные: школа № 598, гимназия № 1596 г. Москвы, лицей № 17 г. Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира;

• высшего профессионального образования: Федеральный государственный университет им. И. Канта г. Калининграда, Московский педагогический государственный университет, Социально-спортивный институт г. Подольска.

Всего на различных этапах исследования приняло участие 1600 человек. В опытно-экспериментальной работе было задействовано более 150 человек.

В рамках первой задачи исследования в результате анализа и обобщения философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, монографических и диссертационных работ нами установлено, что использованию сре-дового подхода в воспитании посвящены работы Б. Н. Ал-мазова, В. Г. Бочаровой, Ю. С. Бродского, Р. Б. Вендровской, О. Б. Ершовой, В. А. Караковского, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенова, А. М. Сидоркина, Е. Н. Степанова, П. П. Терехова.

Педагогические преимущества методологии средо-вого подхода состоят в приоритете принципов мягкого, «нелинейного управления» системой (И. Пригожин, Д. В. Шамсутдинова), ориентированного на поиск «резонансных зон» и технологий «топологически выверенного укалывания среды в нужное время и в нужном месте» (Е. Н. Князева, Д. В. Шамсутдинова).

Социокультурная среда, по мнению О. Б. Ершовой (2007) и Д. В. Шамсутдиновой (2011), формируя личность, одновременно является продуктом усилий коллективного субъекта, представляя собой органическое единство социально-психологических, духовно-нравственных, событийно-поведенческих и предметно-пространственных условий его жизнедеятельности.

При изучении международных документов, задающих мировые стандарты подходов к исследуемой проблеме, документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования, сохранения и развития здоровья учащейся молодежи, нами установлено, что в формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи ведущая роль принадлежит социально-культурной среде образовательного учреждения.

Предваряя основной педагогический эксперимент, в рамках решения второй задачи исследования нами разработаны критерии и оценен уровень сформированности

ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащихся и студентов разных городов страны в количестве 1600 человек. Исследование проводилось по опроснику терминальных ценностей (ОТЕЦ).

Общие тенденции ценностных ориентаций, сложившиеся в начале XXI в. у опрошенных нами обучающихся, обнаружили соответствие с тенденциями, выявленными в работах других авторов. Общим является ориентация на материальные ценности, и несколько меньше - стремление к получению образования и к высоким личным достижениям, сохранению и укреплению здоровья.

При решении третьей задачи исследования, для разработки модели социально-культурной деятельности образовательного учреждения, нами был проведен опрос участников образовательного процесса в учреждениях разного уровня, а также родителей обучающихся.

На основе анализа литературы, собственного опыта работы, а также мнения педагогов, обучающихся и их родителей была разработана модель социально-культурной деятельности образовательного учреждения, способствующая формированию ценностных ориентаций оздоровительной направленности у обучающихся.

Разработанная модель включает в себя следующие компоненты:

1. Инфраструктура образовательного учреждения, включающая современное состояние учебных помещений (соблюдение гигиенических требований в подборе цветовой гаммы стен, потолка; освещения; покрытие пола современными материалами с учетом гигиенических требований и единой цветовой гаммы); оснащенность кабинетов, спортивных сооружений современным оборудованием; организация питания; вспомогательные помещения (состояние коридоров, туалетов, душевых, раздевалок в соответствии с общим дизайном); наличие необходимого состава специалистов.

2. Рациональная организация учебного процесса, включающая соблюдение норм и требований организации учебного процесса; адекватность методов и методик обучения; наличие инноваций; соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; рациональная организация занятий культурно-досуговой деятельности; индивидуальный подход в культурно-досуговой деятельности.

3. Организация культурно-досуговой деятельности: полноценная работа с обучающимися различных возрастных групп; организация активного отдыха; организация динамических перемен, пауз; организация кружков по интересам, спортивных секций; регулярное проведение физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

4. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, их родителями и преподавателями, направленная на формирование ценностных ориентаций оздоровительной направленности: модульные обучающие программы; лекции, беседы, консультации; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п., создание общественного совета по здоровью.

5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации.

В ходе экспериментальной проверки разработанной модели социально-культурной среды образовательного учреждения была выявлена ее эффективность, так как у обучающихся во всех учебных заведениях, принимавших участие в эксперименте, было выявлено повышение уровня сформированности ценностных ориентаций оздоровительной направленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ершова О. Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

2. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2011.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

CURRENT STATE OF THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WOMEN, LEADING A SEDENTARY LIFESTYLE

Н. А. Поляничко, С. В. Колтан

В статье приводятся данные, полученные в ходе теоретического анализа и обобщения современной психолого-педагогической литературы, посвященной организации культурно-досуговой деятельности со взрослым работающим населением России и зарубежных стран.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, малоподвижный образ жизни.

Огромная роль в жизни современного общества принадлежит женщинам, берущим на себя выполнение огромного многообразия общественных, политических, производственных, семейных, воспитательных и других функций. По мнению С. В. Савина (2008), «одним из решающих условий продуктивного выполнения перечисленных функций является наличие общей высокой работоспособности, базирующейся на крепком соматическом и психическом здоровье и нормальном физическом развитии женщин».

Исследователями П. И. Анохиным, Н. А. Бернштейном, Л. П. Матвеевым, Ю. Ф. Курамшиным, В. М. Выдриным, Н. И. Пономаревым, Л. И. Лубышевой, В. В. Приходько, Е. Б. Сологуб, Л. П. Федоровым, Ж. К. Холодовым, В. С. Кузнецовым и другими установлено, что одним из факторов здоровья и нормального функционирования организма женщин является образ жизни и регулярная двигательная активность.

В результате анализа литературы нами установлено, что под «образом жизни» Н. И. Ефимов (1982) понимает устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особен-

N. A. Polyanichko, S. V. Koltan

This article presents data obtained during the theoretical analysis and synthesis of contemporary psychological and educational literature on the organization of cultural and leisure activities with an adult working population of Russia and foreign countries.

Keywords: cultural and leisure activities, a sedentary lifestyle.

ности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни - способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни, разработанного И. В. Бестужевым-Ладой и другими, выделяет в образе жизни четыре категории: «...экономическую - "уровень жизни", социологическую - "качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую - "уклад жизни"».

Образ жизни современного человека в индустриально развитых странах в XXI в., большинство зарубежных и российских ученых характеризует как малоподвижный (Г. Л. Апанасенко, И. А. Аршавский, Р. М. Баевский, В. К. Баль-севич, Г. К. Зайцев, В. Н. Касаткин, В. А. Лищук, Е. А. Овчаров, О. Л. Трещева). Это обусловлено развитием информационных технологий, различной оргтехники, работа с которой требует немалой усидчивости, и это проблема не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.