5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации.
В ходе экспериментальной проверки разработанной модели социально-культурной среды образовательного учреждения была выявлена ее эффективность, так как у обучающихся во всех учебных заведениях, принимавших участие в эксперименте, было выявлено повышение уровня сформированности ценностных ориентаций оздоровительной направленности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ершова О. Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
2. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2011.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
CURRENT STATE OF THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WOMEN, LEADING A SEDENTARY LIFESTYLE
Н. А. Поляничко, С. В. Колтан
В статье приводятся данные, полученные в ходе теоретического анализа и обобщения современной психолого-педагогической литературы, посвященной организации культурно-досуговой деятельности со взрослым работающим населением России и зарубежных стран.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, малоподвижный образ жизни.
Огромная роль в жизни современного общества принадлежит женщинам, берущим на себя выполнение огромного многообразия общественных, политических, производственных, семейных, воспитательных и других функций. По мнению С. В. Савина (2008), «одним из решающих условий продуктивного выполнения перечисленных функций является наличие общей высокой работоспособности, базирующейся на крепком соматическом и психическом здоровье и нормальном физическом развитии женщин».
Исследователями П. И. Анохиным, Н. А. Бернштейном, Л. П. Матвеевым, Ю. Ф. Курамшиным, В. М. Выдриным, Н. И. Пономаревым, Л. И. Лубышевой, В. В. Приходько, Е. Б. Сологуб, Л. П. Федоровым, Ж. К. Холодовым, В. С. Кузнецовым и другими установлено, что одним из факторов здоровья и нормального функционирования организма женщин является образ жизни и регулярная двигательная активность.
В результате анализа литературы нами установлено, что под «образом жизни» Н. И. Ефимов (1982) понимает устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особен-
N. A. Polyanichko, S. V. Koltan
This article presents data obtained during the theoretical analysis and synthesis of contemporary psychological and educational literature on the organization of cultural and leisure activities with an adult working population of Russia and foreign countries.
Keywords: cultural and leisure activities, a sedentary lifestyle.
ности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.
Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни - способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни, разработанного И. В. Бестужевым-Ладой и другими, выделяет в образе жизни четыре категории: «...экономическую - "уровень жизни", социологическую - "качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую - "уклад жизни"».
Образ жизни современного человека в индустриально развитых странах в XXI в., большинство зарубежных и российских ученых характеризует как малоподвижный (Г. Л. Апанасенко, И. А. Аршавский, Р. М. Баевский, В. К. Баль-севич, Г. К. Зайцев, В. Н. Касаткин, В. А. Лищук, Е. А. Овчаров, О. Л. Трещева). Это обусловлено развитием информационных технологий, различной оргтехники, работа с которой требует немалой усидчивости, и это проблема не только
офисных работников, но и всех тех людей, которые по роду своей деятельности большую часть времени проводят в сидячем положении. В эту категорию людей попадает каждый, кто преимущественно в положении сидя находится на работе, в транспорте, а приходя домой уставшим сидит весь остаток дня на диване перед телевизором.
Малоподвижный образ жизни приводит к возникновению хронических заболеваний, появление некоторых из них может сказаться на репродуктивной функции женского организма. Именно этим обстоятельством и обусловлен первый аспект актуальности нашего исследования - поиск путей преодоления малоподвижного образа жизни.
Второй аспект актуальности связан с поиском новых средств преодоления малоподвижного образа жизни. Специалисты по физической культуре считают, что повышению уровня функциональной и физической подготовленности женского организма способствует использование арсенала средств и методов физической культуры, в максимальной степени соответствующих особенностям, потребностям и индивидуальным склонностям данного контингента.
По мнению С. В. Савина (2008), в число таких средств и методов входят современные системы оздоровительной (кондиционной или фитнес) тренировки, с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, упражнения на кардиотренажерах), различные направления фитнеса (аэробика, шейпинг, стретчинг, пилатес, слай-динг, атлетическая гимнастика, аквааэробика).
О. Е. Лихачев (2012) считает, что спортивные игры (баскетбол, теннис, волейбол, пляжный волейбол, бадминтон, настольный теннис и др.) также обладают большим оздоровительным потенциалом в занятиях с женщинами. Л. П. Морозова, П. В. Но-чевнова (2006) считают, что занятия эстетической гимнастикой также благотворно влияют на женщин любого возраста.
Основными формами занятий указанными и другими многочисленными видами физических упражнений и спорта, по мнению В. М. Выдрина (2007), являются: «гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячом (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (бильярд) и т. п.
Все виды и формы занятий осуществляются на дому, в спортивных залах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения».
Несмотря на такое огромное количество разнообразных средств, методов и форм занятий физическими упражнениями, только 10% граждан РФ занимаются физическими упражнениями, в числе которых и женщины в возрасте от 25 до 55 лет (С. В. Савин, 2008).
Таким образом, несмотря на прекрасные возможности, предоставляемые женщинам для повышения уровня физической подготовленности, преодоления малоподвижного образа жизни, практически большинство из них не использует их.
Понимание актуальности данной проблемы определило цель исследования - выявить ресурсы культурно-досуговой деятельности в преодолении работающими женщинами малоподвижного образа жизни. Поставленную цель можно до-
стичь посредством решения определенных задач. Первой задачей нашего исследования является раскрытие сущности культурно-досуговой деятельности и характеристика культурологических и педагогических аспектов данного феномена. Второй задачей будет являться изучение степени вовлеченности работающих женщин в культурно-досуговую деятельность, их отношения к этой деятельности. Третьей - разработать рекомендации по привлечению работающих женщин к культурно-досуговой деятельности, способствующей профилактике малоподвижного образа жизни.
При решении первой задачи исследования, в ходе анализа психологической, философской и педагогической литературы, нами установлено, что значительный ресурс социально-культурной деятельности заключается в возможности компенсировать недостающие условия личностного развития, независимо от их характера (Л. Г. Брылева, М. А. Арианский), создать дополнительное пространство личностного развития, помочь человеку решить актуальные жизненные проблемы.
В настоящее время, по мнению Т. В. Мостовой (2003), утверждается новый подход к культурно-досуговой деятельности. Большое внимание уделяется специфике ее содержания, позволяющей сориентировать формирующуюся личность во всем многообразии существующих в обществе связей, ценностных отношений и культурных норм. Неизменными остаются добровольные основы выбора вида деятельности и способов ее реализации.
В контексте нашего исследования особый интерес представляют следующие работы: М. В. Истоминой, посвященной организации социально-педагогической поддержки матерей - выпускниц детских домов; А. П. Васильева, исследовавшего влияние конформизма на формирование ценностных ориентаций в процессе социокультурной адаптации женщин; Н. А. Коняевой, решавшей проблему формирования материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности; Д. В. Шам-сутдиновой, использующей досуговую деятельность как средство социально-культурной интеграции личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев А. П. Влияние конформизма на формирование ценностных ориентаций в процессе социокультурной адаптации женщин: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 189 с.
2. Истомина М. В. Социально-педагогическая поддержка матерей - выпускниц детских домов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 18 с.
3. Коняева Н. А. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 20 с.
4. Савин С. В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
5. Шамсутдинова Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2002. 497 с.