Научная статья на тему 'Адаптация студентов специальных медицинских групп к учебной деятельности средствами адаптивного физического воспитания'

Адаптация студентов специальных медицинских групп к учебной деятельности средствами адаптивного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1413
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Зыков Илья Юрьевич

В статье дана оценка уровня физического развития и физической подготовленности студентов специальных медицинских групп, осуществлен анализ и сделаны предположения о возможных путях совершенствования процесса адаптивного физического воспитания в средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Зыков Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов специальных медицинских групп к учебной деятельности средствами адаптивного физического воспитания»

7. Поле жизни Альберта Лиханова [Текст] : сб. / В. Бахревский и др. М., 2005.

8. Лиханов, А. А. Русские мальчики [Текст] / А. А. Лиханов. М., 1995.

9. Галицких, Е. О. Подготовка студентов к воспитательной работе на практических занятиях [Текст] / Е. О. Галицких // Пути совершенствования подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися. Киров, 1991. С. 141-148.

10. Пеннак, Д. Как роман [Текст] : эссе / Д. Пен-нак. М., 2005.

11. Лиханов, А. А. Благие намерения [Текст] / А. А. Лиханов // Лиханов А. А. Собр. соч.: в 4 т. М., 1987. Т. 3.

12. Лиханов, А. А. Сломанная кукла [Текст] / А. А. Лиханов // Лиханов А. А. Собр. соч.: в 3 т. М., 2002. Т. 1.

13. Лиханов, А. А. Драматическая педагогика [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2002.

14. Лиханов, А. А. Письма в защиту детства [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2002.

15. Лиханов, А. А. Уроки нравственности [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2004.

16. Дудин, М. Песни моему времени [Текст] : стихотворения и поэмы в двух книгах / М. Дудин. М., 1986.

М. П. Бандаков, И. Ю. Зыков

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье дана оценка уровня физического развития и физической подготовленности студентов специальных медицинских групп, осуществлен анализ и сделаны предположения о возможных путях совершенствования процесса адаптивного физического воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных, экономических, политических и других факторов. Современное общество предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов для всех областей социальной практики. Перемены, происходящие в России, требуют «от большинства населения мобилизации имеющихся ресурсов, деятельности в экстремальных условиях в

БАНДАКОВ Михаил Петрович - доктор педагогических наук, профессор по кафедре адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ ЗЫКОВ Илья Юрьевич - старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ

© Бандаков М. П., Зыков И. Ю., 2007

течение ряда лет. В настоящее время, когда принципиально изменилась парадигма общественной жизни, а императивом, стимулирующим адаптационные процессы, как у общества, так и отдельно индивида являются рынок, демократические процессы, возникает острая необходимость не только в исследовании деятельности человека в экстремальных условиях, но и в подготовке к ним». По мнению С. В. Калмыкова, «интересна деятельность человека... способность его адаптации к рынку, конкуренции, соперничеству, риску, в целом относительно новым социально-экономическим реалиям» [1].

Профессиональное образование выполняет сегодня ряд социальных функций - дает профессиональные знания и умения, готовит к жизни, формирует мировоззрение. Однако главная его задача - становление человека, создание максимально благоприятных условий для развития личности. Принимая во внимание все вышесказанное, эта важнейшая функция может быть реализована только при наличии особой организации развивающей среды, в которой учащийся мог бы раскрыть и развить свои возможности.

Динамизм нашего времени, потребность в новых знаниях, усложнение системы социальных отношений приводят к качественным изменениям характера адаптации человека к современной действительности. Сущностными чертами адаптации к миру становится потребность к максимальной индивидуализации личности в контексте ее социокультурной интеграции. В основе решения данной проблемы, осмысления ее с точки зрения психолого-педагогических механизмов адаптации личности лежит потребность разработки и внедрения инновационных образовательных технологий. Идея создания образовательной среды как благоприятного социального окружения, актуализирующего интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающего ее комфортную интеграцию в социокультурную среду, сегодня очень актуальна.

В последние годы увеличилось количество научно-исследовательских и методических работ по решению задач адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ результатов теоретических исследований и практических рекомендаций свидетельствует о том, что вопросы, связанные с проблемами перехода школьников из общеобразовательной школы в средние профессиональные учебные заведения и обеспечения психолого-педагогических условий для их адаптации в новых социальных условиях, привлекают внимание все большего числа исследователей в разных областях научных знаний. Сегодня это актуально и

связано со значительным ухудшением здоровья как всего населения страны, так и студентов в частности [2, 3, 4, 5].

Может быть, этим объясняется то, что приобретение профессиональных знаний и умений в среднем профессиональном учебном заведении возможно только при создании особой образовательной среды и благоприятного социального окружения, что в конечном итоге обеспечит высокий уровень физической и умственной работоспособности студентов.

В широком смысле адаптация понимается:

- как изменения, сопровождающие процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности на уровне психической регуляции [6];

- процесс приспособления индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования [7];

- процесс активного взаимодействия личности и среды [8];

- процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды [9];

- аспект жизнедеятельности особи и вида (популяции), в котором реализуется фундаментальное свойство материи к самосохранению и развитию в конкретных условиях существования [10];

- сложный процесс приспособления первокурсников к новым условиям деятельности и общения [2];

- многомерные физические, психические и социальные приспособительные возможности личности к окружающей среде [11].

Таким образом, адаптацию следует рассматривать как процесс формирования состояния индивида, адекватного условиям обитаемости и осуществления необходимой деятельности.

Анализ научно-методической литературы, касающейся исследования адаптивных процессов человека, показал, что расширение функциональных возможностей организма и использование их в профессиональной подготовке возможно только при предъявлении организму значительных по воздействию факторов внешней среды, вызывающих срочную и в дальнейшем долговременную реакцию адаптации. Изменение условий жизни, работы, учебы и быта людей предъявляет новые требования к жизнедеятельности современного человека, которые немыслимы без напряжения нервной системы и отрицательных эмоций.

В то же время необходимо отметить, что профессиональная подготовка должна находиться в границах психофункциональных возможностей

человека и не вызывать патологические состояния и болезни [12].

За период обучения в среднем специальном учебном заведении (ссуз) студенты подвергаются воздействию ряда как неспецифических (кли-матогеографические, экологические), так и специфических факторов (возрастные, физиологические и психологические особенности, эмоциональные перегрузки, малоподвижный образ жизни), сказывающихся на их здоровье [13].

Труд студентов относится преимущественно к умственному, существенной чертой которого является уменьшение объема интенсивной двигательной активности. Для студентов, как и для людей умственного труда, это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой [14, 15].

Длительные наблюдения за учащейся молодежью показали, что в последнее время отмечается снижение объема двигательной активности, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей студентов, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития, неблагоприятно сказывается на их работоспособности [3, 5].

Отметим, что длительное и значительное ограничение двигательной активности человека приводит к отрицательным изменениям, к которым можно отнести ухудшение умственной работоспособности, снижение функций внимания, мышления, памяти.

Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [16].

Ряд авторов отмечают, что активный двигательный режим является эффективным средством устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья и обеспечения высокого уровня умственной и физической работоспособности. Кроме того, значительное снижение уровня двигательной активности в экзаменационные периоды отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья студентов, их физической и умственной работоспособности [3, 17].

В то же время Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, П. Холст [18] отмечают лучшую способность к мобилизации памяти, эмоциональную устойчивость, большую уверенность в своих действиях у студентов с более высоким уровнем двигательной активности.

Студенты с более высокой двигательной подготовленностью лучше адаптируются к новым условиям и различным негативным факторам окружающей среды (социально-бытовым условиям, эмоциональному стрессу, учебному процессу).

Физическая культура представляет собой важное средство развития и сохранения высокой психической активности человека, позволяет успешно снимать явления умственного утомления, выступая важным средством сохранения устойчивости умственной работоспособности при длительной напряженной деятельности [19].

Научными исследованиями установлено, что физическая подготовленность студентов, их физическая активность взаимосвязаны с продуктивностью учебной и общественной деятельности, успеваемость у физически активных студентов значительно выше. При этом физическая культура как основная, специально организованная форма двигательной активности может служить средством профилактики переутомления, сокращения периода адаптации студентов к условиям ссуза [4, 20].

В настоящее время численность студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными структурными и функциональными нарушениями в организме растет и уже составляет 18-25% от общего числа студентов. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 2003 г. их стало 1 млн 400 тыс. человек, что на 5% больше, чем 2002 г. С каждым годом этот показатель увеличивается в связи с возрастающим негативным влиянием социально-экономических факторов [21].

По данным Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга за 2003 г., заметно увеличились различия в выявляемой хронической патологии среди детей в зависимости от возраста. Так, соотношение выявленных заболеваний у школьников и студентов средних специальных учебных заведений следующее:

• болезни костно-мышечной системы: 55% -у школьников, 95% - у учащихся средних специальных учебных заведений;

• болезни глаза и его придатков: 48% - у школьников, 82% - у учащихся ссуз;

• болезни органов дыхания: 40% - у школьников, 46% - у учащихся ссуз;

• болезни органов пищеварения: 39% - у школьников, 72% - у учащихся ссуз;

• болезни мочеполовой системы: 25% - у школьников, 31% - у учащихся ссуз;

• болезни нервной системы: 20% - у школьников, 28% - у учащихся ссуз.

Изучение состояния здоровья студентов свидетельствует о том, что в среднем у каждого студента имеется от одного до двух заболеваний. В то же время отмечается рост заболеваний внутренних органов (42% студентов имеют заболевания желудочно-кишечного тракта, 27% - мочеполовой системы), более 50% девушек нуждаются во внимании врача-гинеколога, 93% из них уже

имели воспаление придатков, у 48% отмечается нарушение биологического цикла; заболевания органов дыхания (ЛОР-органов) отмечено у 16,1% студентов; отклонения в эндокринной системе -29%; в нервной системе - 11,3% [20, 22].

Значительная часть абитуриентов, поступающих в ссузы, уже имеет различные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. В свою очередь рост объема научной информации, повышение требований к подготовке специалистов неизбежно ведут к интенсификации процесса обучения. Это отрицательно сказывается на здоровье студентов: все чаще обнаруживается недостаточная физическая, функциональная и психологическая готовность студентов к поддержанию высокого уровня учебно-трудовой активности.

Кроме того, следует отметить, что процесс ухудшения состояния здоровья студентов в период их обучения в ссузе продолжается. Например, количество студентов, не имеющих заболеваний, на первом курсе больше, чем на втором. С каждым годом численность студентов в основной медицинской группе снижается (хорошее физическое развитие, нет заболеваний) и повышается их численность в подготовительной и в специальной медицинских группах (слабое физическое развитие, наличие заболеваний).

К специальной медицинской группе (СМГ) относят студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающихся по обычной учебной программе, но имеющих противопоказания к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах.

Вопросы организации занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы привлекают внимание многих исследователей. Анализ научно-методической литературы, которая попала в поле зрения нашего исследования, позволил выделить несколько подходов к организации занятий по физическому воспитанию с данной категорией студентов:

1) комплектование групп осуществляется из студентов, имеющих однородные заболевания, т. е. по нозологическому признаку [23, 24];

2) А. Г. Щедрина предлагает формировать специальные медицинские группы по уровню развития здоровья, определяемому по функциональному состоянию основных физиологических систем и резистентности организма к различным социальным и экологическим факторам[25];

3) И. П. Чабан предлагает формировать специальные медицинские группы по уровню физической подготовленности [26];

4) по мнению В. Д. Прошлякова, наиболее полную картину об уровне здоровья человека при решении вопроса о допуске его к занятиям фи-

зической культурой дает анализ уровня функционального состояния физического развития и физической подготовленности [27, 28];

5) ряд авторов считает возможным организовать учебный процесс в специальных медицинских группах на основе спортивных специализаций плавания, ритмической гимнастики, шейпинга, группы тенниса и бадминтона [3, 5].

Таким образом, установлено отсутствие единства мнений по вопросам комплектования и распределения студентов в специальные медицинские группы. Сегодня комплектование студентов по специальным медицинским группам проводится на основе результатов углубленного функционального обследования с определением величины общей физической работоспособности. Как правило, в специальную медицинскую группу зачисляются студенты и учащиеся с низкими показателями физической работоспособности.

Подтверждением этому заключению служат исследования ряда авторов, которые отмечают, что при организации занятий со студентами специальной медицинской группы необходимо обращать особое внимание на уровень физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма занимающихся [5, 29, 30].

На приемах в поликлиниках врачи редко дают конкретные рекомендации учащимся с отклонениями в состоянии здоровья, каким видом физических упражнений, в каком объеме и режиме им необходимо заниматься. Такие учащиеся часто необоснованно освобождаются от занятий физической культурой в тех случаях, когда именно дозированные физические нагрузки являются одним из наиболее эффективных средств повышения работоспособности и восстановления здоровья. Возможно, именно по этой причине во многих учебных заведениях не проводятся занятия по физическому воспитанию с лицами, имеющими ограниченные физические и функциональные возможности и отнесенными к специальной медицинской группе. Такое отношение к занятиям физическими упражнениями приводит к тому, что многие студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, не в полном объеме готовы к выполнению нагрузок, предусмотренных стандартной учебной программой. Отсюда очевидно, что такие студенты оказываются неприспособленными к специфическим нагрузкам, связанным с пребыванием длительное время на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях. Создаются дополнительные предпосылки для возникновения повторных и сопутствующих заболеваний [3, 5, 30, 31].

Студенты специальной медицинской группы характеризуются слабым физическим развитием и низким уровнем функциональной работоспо-

собности. Они имеют недостаточную физическую подготовленность и по этой причине не могут выполнять многие физические упражнения, участвовать в подвижных играх.

Организация и методика учебного процесса со студентами специальных медицинских групп имеет свои особенности. Это приводит к необходимости совершенствовать учебный процесс физического воспитания, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии работы со студентами, отнесенными по состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности к специальной медицинской группе [28, 30].

Эффективность применения физических упражнений на занятиях со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, во многом зависит от организации занятий, подбора адекватных средств и методов физического воспитания [5].

Авторы считают, что в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) при миопии необходимо сочетать общеразвивающие упражнения с гимнастикой для глаз. Для работы с этой категорией больных нужно учитывать, что в упражнениях силового характера степень прилагаемых усилий должна быть небольшой; нежелательны длительные и напряженные переходы из положения лежа в положение сидя и обратно; противопоказаны прыжки, резкие движения головы. В качестве разминки возможно использование ходьбы и бега в течение 5-7 минут. Рекомендуемая частота сердечных сокращений в занятиях - до 140 уд./мин [32, 33].

При заболеваниях органов пищеварения рекомендуется использовать ходьбу, общеразвива-ющие упражнения, ритмическую гимнастику. Установлено, что небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, а интенсивные - угнетают. В то же время при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите с повышенной секрецией целесообразно выполнение длительных упражнений в медленном темпе. При гипосекреции, напротив, полезны эмоциональные упражнения, возбуждающие нервную систему [34].

Основными задачами лечебной физической культуры при остеохондрозе являются увеличение подвижности позвоночного столба, создание «мышечного корсета» как естественного стабилизатора, укрепление мышц плечевого пояса, тазового дна и нижних конечностей, восстановление правильной осанки и походки. Для решения этих задач используются следующие специальные упражнения: разгрузка позвоночного столба; упражнения на вытяжение позвоночного столба; упражнения на развитие гибкости, укрепления мышц живота и спины, для выработки

правильной осанки и походки. Полезны плавание, ходьба на лыжах по равнине, пешие прогулки, а также волейбол, теннис, бадминтон, но без элементов соревнования.

Для студентов, имеющих нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, наибольшая эффективность занятий достигается при комплектовании различных средств в одном занятии. Рекомендуются основная, корригирующая, художественная гимнастика, дыхательные упражнения, бег, прыжковые упражнения, в том числе со скакалкой, элементы спортивных игр, лыжи, плавание.

Однако, по мнению Г. Л. Апанасенко с соавторами, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы нужно с большой осторожностью использовать упражнения, связанные с сотрясением корпуса (прыжки), с рывками рук (спортивные игры). Автор рекомендует упражнения глобального характера, вовлекающие в работу большие мышечные группы. Они в меньшей степени способствуют повышению артериального давления, чем упражнения с участием малых мышечных групп [35].

С учащимися, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), И. М. Николаичева рекомендует в занятиях использовать сочетание ритмической гимнастики (44% от времени занятий в учебном году), элементов спортивных игр (11%), координирующей гимнастики (13%) и силовых упражнений (12%). Автор отводит 4% от времени занятий на циклические упражнения, 3% - на дыхательные, 13% - на отдых. Предпочтение отдается нагрузкам, выполняемым в смешанном режиме энергообеспечения [31].

При пиелонефрите, учитывая высокий процент гипертонических реакций, предпочтительнее использовать циклические упражнения умеренной интенсивности. Нагрузки в зоне субмаксимальной и максимальной мощности противопоказаны [32].

О. Н. Токмакова предлагает использовать на занятиях со студентами специальных медицинских групп дозированную ходьбу и бег в сочетании с упражнениями на развитие силы; упражнениями на развитие координационных возможностей; упражнениями на развитие гибкости; скоро-стно-силовыми упражнениями; упражнениями на дыхание с отдыхом; контрольным разделом [36].

По мнению Т. Д. Ильницкой, в основной части занятия со студентами специальной медицинской группы следует использовать спортивные игры (бадминтон, волейбол, настольный теннис), гимнастику, легкую атлетику, специальные упражнения ЛФК [27].

Н. К. Новиков, А. М. Кочаров рекомендуют активно использовать в лечебно-профилактичес-

ких целях при самых различных заболеваниях физические упражнения системы Хатха-йога. По мнению авторов, разумное и целенаправленное сочетание таких упражнений (3 раза в неделю) с традиционными физическими упражнениями (дозированная ходьба или бег 3 раза в неделю) могут дать значительный оздоровительный эффект [37].

Вместе с тем необходимо отметить, что еще недостаточно освещены в научной литературе вопросы, касающиеся регламентации физических нагрузок в специальных медицинских группах.

Наличие большого разнообразия заболеваний у студентов специальной медицинской группы, постоянно меняющегося процентного соотношения студентов с различными заболеваниями в разных учебных заведениях и даже в одном учебном заведении на разных специальностях и в разные годы затрудняет выработку единых подходов в организации учебных занятий по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы [28].

Анализ и обобщение научно-методической литературы дает основание сделать вывод о том, что при разработке различных комплексов физических упражнений в оздоровительных целях должны ставиться и решаться такие задачи, как отбор упражнений, отличающихся простотой, доступностью, индивидуальной дозировкой; применение различных методик для повышения активности центральной нервной системы и коррекции двигательного аппарата; увеличение дееспособности мышечных групп.

Высокая эффективность занятий в СМГ достигается конкретным выбором методических приемов. Характерная черта занятий в СМГ - комплексное освоение материала программы, освоение основ знаний по заболеваниям, овладение двигательными действиями, связанными с ними, умениями и навыками самостоятельных занятий. Практикуется написание контрольной работы по своему заболеванию.

Анализ научно-методической литературы показал, что исследования в области совершенствования современной системы физического воспитания в ссузе посвящены, главным образом, методике занятий с группами основного и подготовительного отделений [5]. Работы, направленные на оптимизацию процесса физического воспитания в СМГ, отражают подходы к планированию занятий с группами студентов, имеющих сходные заболевания [27, 31]. В то же время СМГ, как правило, формируются без учета характера вторичных отклонений в состоянии здоровья студентов. В связи с этим возникает необходимость поиска нового подхода к планированию учебного процесса по физическому воспитанию, который будет способствовать адаптации студентов

к условиям обучения в ссузе, повышению оздоровительной эффективности занятий и в то же время обеспечит возможность индивидуализации нагрузок.

Установлено, что в средних специальных учебных заведениях меняется социальная ситуация для развития личности, происходит увеличение видов деятельности, которые человеку приходится осуществлять, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие, а также спектр решаемых проблем и возможностей для принятия решений.

Исследования показывают, что качество решения задач по адаптации на начальных этапах образования в среднем специальном учебном заведении, во многом зависит от умения правильно организовать эту работу с первокурсниками. К сожалению, при организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и по физическому воспитанию, не всегда учитывается степень психофизического и функционального состояния здоровья первокурсников, что в конечном итоге ведет к негативным последствиям в состоянии их здоровья и отражается на успешности обучения.

Вопросы адаптации выпускников общеобразовательных школ на начальном этапе обучения в рамках среднего профессионального образования рассмотрены на сегодняшний день недостаточно. Более того, комплексной методики адаптации студентов специальной медицинской группы средствами физического воспитания к обучению в ссузе, в доступной литературе выявить не удалось.

Анализ литературных источников по проблеме адаптации студентов ссузов к условиям учебы средствами физического воспитания позволил выявить следующие противоречия:

- между объективной необходимостью создания оптимальных условий для адаптации студентов первых курсов, с одной стороны, и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы в области физического воспитания - с другой;

- между наличием высоких интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок у первокурсников СМГ в период адаптации к условиям обучения в среднем профессиональном учебном заведении и отсутствием системы непрерывных оптимальных педагогических воздействий в рамках процесса физического воспитания;

- между общественной потребностью в подготовке социально и профессионально компетентных, физически и духовно развитых специалистов разных профессий и отсутствием в системе физического воспитания средних профессиональных учебных заведений продуктивных здоровье-сберегающих технологий, основанных на непрерывности и взаимовлиянии на учащихся различных форм занятий физическими упражнениями,

на знаниях состояния здоровья студентов, их физического развития и физической подготовленности.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в разработке таких педагогических условий, при которых процесс адаптации студентов специальной медицинской группы средних специальных учебных заведений к условиям их жизнедеятельности средствами физического воспитания станет процессом продуктивным и целенаправленным.

Примечания

1. Калмыков, С. В. Индивидуальная деятельность человека в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток-Запад» [Текст] / С. В. Калмыков // Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. Вып. 1. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Журбенко, Н. Б. Отбор и адаптация к обучению студентов колледжей физической культуры на основе учета профессионально значимых качеств личности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Журбенко. Краснодар, 2000. 163 с.

3. Батова, Е. А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Батова. М., 2003. 152 с.

4. Павлюк, Н. Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Павлюк. Ярославль, 2006. 20 с.

5. Перепелюкова, Е. В. Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурсниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Перепелюкова. Тюмень, 2005. 213 с.

6. Бушурова, В. Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза [Текст] / В. Г. Бушурова // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1985. № 27. С. 34-41.

7. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Сиомичев. Л., 1985. 17 с.

8. Ронгинская, Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов [Текст] : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Т. И. Ронгинская. Л., 1987. 16 с.

9. Мацкевич, А. Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Л. Мацкевич. Л., 1987. 17 с.

10. Мокиенко, Г. С. Роль двигательного режима в формировании исходного уровня физической подготовленности и состояния здоровья первокурсников [Текст] / Г. С. Мокиенко, Н. М. Полковников // Физкультура и здоровье студентов: сб. науч. тр. М.: МГУ, 1988. С. 63-68.

11. Шубин, Д. А. Совершенствование адаптационных возможностей студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2006. 24 с.

12. Основы психофизиологии экстремальной деятельности [Текст] : курс лекций / под ред. А. Н. Бле-ера. М., 2006. С. 61.

13. Воронина, Г. А. Валеологические подходы в оценке и решении проблемы здоровья учащихся в процессе обучения [Текст] / Г. А. Воронина, В. А. Демидов // Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга, 1998. С. 61-62.

14. Характеристика гигиенических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья [Текст] / С. Г. Ахмерова [и др.] // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С. 44-47.

15. Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма [Текст] / Н. А. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 1. С. 93-97.

16. Лившиц, О. Д. Влияние режима питания на показатели напряженности умственного труда студентов [Текст] / О. Д. Лившиц, Л. А. Меньшикова // Гигиена и санитария. 1992. № 1. С. 331-333.

17. Цветков, В. Н. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов [Текст] / В. Н. Цветков, Г. В. Буланова // Теория и практика физической культуры. 1990. № 2. С. 34.

18. Хомская, Е. Д. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным уровнем двигательной активности [Текст] / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, П. Холст // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 141-148.

19. Бандаков, М. П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников (на материале исследования учащихся 4-5 классов) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981. 18 с.

20. Богатырев, В. С. Образ жизни и здоровье студентов [Текст] / В. С. Богатырев; РАН, Ин-т социологии, Кировский региональный центр. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. 171 с.

21. Семенов, С. А. Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Семенов. СПб., 2004. 23 с.

22. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «ШКОЛА - ВУЗ» [Текст] : автореф. ... д-ра пед. наук / Н. П. Абаскалова. Барнаул, 2000. 40 с.

23. Ким, В. В. Изменение показателей здоровья и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркулятор-ная дистония под влиянием стато-динамических упражнений [Текст] / В. В. Ким, И. Э. Юденко // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 45.

24. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст] : учебное пособие / под ред. Л. В. Шап-ковой. М.: Сов. спорт, 2003. 464 с.

25. Щедрина, А. Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания [Текст] : дис. ... д-ра мед. наук / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1982. 443 с.

26. Чабан, И. П. Аспекты оптимального программирования занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения [Текст] / И. П. Чабан // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 6. С. 37-42.

27. Ильницкая, Т. Д. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальной медицинской группы как средство профессионально-прикладной физической подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т. Д. Ильницкая. М.: РГАФК, 1993. 152 с.

28. Прошляков, В. Д. Медико-биологическое обоснование физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья [Текст] : дис. ... д-ра мед. наук / В. Д. Прошляков. Рязань, 1997. С. 41-43.

29. Токмакова, О. Н. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Токмакова. М., 1999. 120 с.

30. Коваленко, Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Коваленко. Волгоград, 2000. 364 с.

31. Николаичева, И. М. Физическая подготовка девушек специальных медицинских групп среднего учебного заведения на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. М. Николаичева. Малаховка, 1997. 159 с.

32. Чоговадзе, А. В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Чо-говадзе, В. Д. Прошляков, М. Г. Мацук; под ред. А. В. Чоговадзе. М.: Высш. шк., 1986. 144 с.

33. Анфилатова, О. В. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / О. В. Анфилатова // Физическая культура. 2005. № 2. С. 50.

34. Козырева, О. В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения [Текст] : лекция / О. В. Козырева. М.: РГАФК, 1993. 13 с.

35. Апанасенко, Г. А. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы [Текст] / Г. Л. Апанасен-ко, В. В. Волков, Р. Г. Науменко. Киев: Здоровье, 1987. 120 с.

36. Токмакова, О. Н. Указ. соч.

37. Новиков, Н. К. Физические тренировки как средство немедикаментозной коррекции повышенного артериального давления [Текст] / Н. К. Новиков, А. М. Кочаров // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2. С. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.