MODEL OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS IN ECOLOGICALLY ADVERSE REGIONS (ON THE EXAMPLE OF SCHEKINO TULA’S REGION)
V.P. Aksenov, A.P. Ryzhkov
The paper substantiates the need for regional programs of physical education students living in environmentally disadvantaged areas. The results of the implementation of the experimental model of the physical education process ninth small industrial town Schekino Tula region. Given model psychophysical status indicators for this contingent.
Key words: living conditions , psychophysical state students , the regional program of physical training, physical condition model characteristics of basic school graduates .
Aksenov Vladimir Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected]., Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Ryzhkov Alexei Petrovich, post-graduate student, [email protected]., Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
УДК 796.011.3
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЧЕТАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
М.В. Байбурина, Е.О. Кашмина, Т.А. Симонова
Увеличение количества студентов специальной медицинской группы, особенно с сочетанными заболеваниями и недостаточное методическое обеспечение данного направления являются предпосылками для разработки методики физического воспитания с использованием средств плавания в вузе.
Ключевые слова: методика физического воспитания, оздоровительно-лечебное плавание, студенты специальной медицинской группы, сочетанные заболевания.
Трудности в экономической, социальной, экологической сферах российской жизни выдвинули ряд проблем перед социальными институтами, в том числе и перед системой профессионального образования. Одной из немаловажных проблем современного общества является здоровье учащейся молодежи. Здоровье - самая большая ценность, стремление его сохранить должно занимать ведущее место среди прочих потребностей человека.
В настоящий момент результаты статистических исследований состояния здоровья подрастающего поколения [1] показывают, что только десятая часть выпускников школ признаётся практически здоровой, а более 40 % учащихся имеют хронические заболевания.
По официальным данным Минздрава России из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте от 15 до 17 лет, у
94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30 %.
Проведенный анализ медицинского осмотра студентов первых курсов различных вузов России, показал увеличение студентов специальной медицинской группы (СМГ) в арифметической прогрессии.
Одной из основных причин роста заболеваемости среди учащейся молодежи является прогрессирующий дефицит двигательной активности, обусловленный учебными нормативами в образовательных учреждениях на протяжении всего периода обучения. Это отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, уровне физического развития и двигательной подготовленности. Эта проблема обостряется еще больше для учащихся с отклонением в состоянии здоровья, отнесенных к СМГ.
Исследователи [2] говорят, что студенты СМГ оказываются неприспособленными к физическим и эмоциональным нагрузкам. Длительное пребывание на лекциях, семинарских и лабораторнопрактических занятиях значительно затормаживает двигательную активность студентов. Возникший дефицит проприоцептивных раздражителей снижает способность внутренних органов и систем приспосабливать свою реактивность к внешним раздражителям окружающей жизни, создает дополнительные предпосылки для повторных и сопутствующих заболеваний [3].
Кроме того, у данного контингента студентов отмечается низкий уровень развития основных двигательных качеств: выносливости,
быстроты, силы, гибкости и ловкости. Серьезные отклонения в состоянии их здоровья и слабая физическая подготовленность требуют углубленной разработки современных методик и форм организаций по физическому воспитанию.
Исследования авторов [4] свидетельствуют, что более 50 % студентов СМГ имеют низкий уровень кондиционной физической подготовленности, при этом у подавляющего большинства студентов данной категории нет какого-либо интереса к занятиям физической культурой.
Основная причина такого положения заключается не только в отсутствии федеральной программы, предусматривающей дифференциацию характера упражнений и нагрузок, предлагаемых для студентов с различными заболеваниями. Так, многие авторы [5, 6] отмечают отсутствие должного оздоровительного эффекта типовой государственной программы. В настоящее время разработка такого рода программ предусматривается на кафедрах физического воспитания высших учебных заведений.
Система проведения занятий физическими упражнениями со студентами СМГ включает в себя различные принципы и методы,
рекомендованные как педагогами-практиками, так и врачами. Попытки решения задач, стоящих перед физическим воспитанием студентов СМГ говорят о многогранности данной проблемы, о необходимости проведения специальных научных исследований по вопросу совершенствования учебно-тренировочного процесса у этих студентов.
В то же время, арсенал оздоровительной физической культуры в настоящее время очень обширен и выбор средств зависит от материальной базы вуза, профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. Методика лечебной и оздоровительной физической культуры зависит от стадии болезни, преобладания тех или иных ее проявлений и общего состояния здоровья. Занятия лечебной и оздоровительной физкультурой - прекрасное средство тренировки организма и повышения работоспособности.
В настоящее время гидрокинезотерапия - одно из средств физической реабилитации, пользуется широкой популярностью у людей с различными физическими возможностями и потребностями [7, 8]. Под гидрокинезотерапией понимают раздел дисциплины «плавание», изучающий её влияние на организм человека и использующийся как средство лечения и профилактики различных заболеваний.
Двигательная деятельность в воде способствует закаливанию, укреплению иммунитета. Затрудненный вдох (давление воды на грудную клетку) и усиленное дыхание при правильном сочетании с движениями укрепляют и тренируют дыхательные мышцы, способствуя функционированию всех участков лёгких. Это исключают застойные явления, что является прекрасным средством профилактики и лечения лёгочных заболеваний. Давление воды также способствует массированию кожи, нервных окончаний в ней, сосудов, подкожно-жировой клетчатки. Такой массаж улучшает питание кожи, снимает напряжение и физический стресс.
Гимнастика в воде эффективно применяется для людей с ослабленным здоровьем.
Оздоровительный эффект занятий плаванием (гидрокинезотерапия) заключается в повышении уровня функционального состояния сердечно -сосудистой и дыхательной систем, а также в закаливающем воздействии водной среды на организм.
Корригирующее воздействие плавательных упражнений базируется на ослаблении действия гравитационных сил, в результате чего происходит рефлекторное расслабление мышечно-связочного аппарата, что очень важно, поскольку при сколиотической деформации отдельные мышцы находятся в состоянии контрактуры. Индивидуальный подбор корригирующих упражнений еще больше усиливает данный эффект [9].
Существуют различные методики оздоровительно-лечебного плавания на занятиях физическим воспитанием студентов СМГ в
зависимости от типов телосложения [10], и патологии опорно-двигательного аппарата [9].
Плавание и гидрокинезотерапия также используются для повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза
[9].
В связи с увеличением числа студентов с отклонениями в состоянии здоровья проблема подбора средств и методов индивидуализации физических нагрузок у студентов, занимающихся плаванием, приобретает большую социальную значимость.
Некоторые авторы [11] отмечают, что на первом месте находятся заболевания опорно-двигательного аппарата. Второе место в структуре хронических заболеваний занимают патологические изменения нервной системы и органов чувств, в первую очередь, патология органов зрения. На третьем месте - заболевания органов пищеварения.
По мнению других ученых [12, 13], к наиболее распространённым заболеваниям относятся нарушения сердечно-сосудистой системы, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, и, как правило, слабая физическая подготовленность.
Эффективность физического воспитания студентов СМГ определяется методикой проведения занятий, основу которой составляет соответствие применяемых физических нагрузок функциональному состоянию организма занимающихся с учетом основного заболевания [13,
14].
Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, а также время года (биоритмы). Оптимальные физические нагрузки способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и т. д.
Рекомендовано организовать занятия физической культурой для СМГ с использованием общеразвивающих, дыхательных, релаксирующих упражнений, а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем - средств циклических видов спорта.
Известно [15], что студенты с различными отклонениями в состоянии здоровья не одинаково переносят физическую нагрузку. На основании проведенных исследований было выявлено, что характер реакции у студентов с патологией опорно-двигательного аппарата в большей степени приближался к астеническому типу, чем у студентов с патологиями сердечно-сосудистой и нервной систем. У студентов с патологией органов пищеварения сразу после нагрузки достоверно возрастало диастолическое артериальное давление, что свидетельствует о склонности к спастическим реакциям и нарушении адаптации к физической нагрузке.
Таким образом, на студентов с патологией зрения воздействие тренировочной нагрузки на занятиях физическим воспитанием, оказалась
малым, а с патологиями сердечно-сосудистой системы, опорнодвигательного аппарата и дыхательной системы - средней. Хуже всего переносили нагрузку лица с патологией пищеварительной системы и, особенно, мочевыделительной, для которых она была соответственно сильной и очень сильной.
С целью изучения медико-статистических показателей нами были проведены обработка и анализ более 600 личных медицинских карт студентов 1 и 2 курсов Тульского государственного университета, прошедшие медицинский осмотр на базе МУЗ «Городская поликлиника №1».
Рассмотрев медико-статистические показатели, как данные совокупности заболеваний в отдельно взятой социальной группе с ограничением по территориальному признаку, можно констатировать, что, практически у каждого второго студента имеются болезни опорнодвигательного аппарата, у каждого восьмого - системы кровообращения и психические расстройства. Не редкостью являются заболевания глаз, мочеполовой системы, органов дыхания и пищеварения.
В процессе изучения на предмет сочетанности заболеваний, выявлено, что у 40 % студентов наблюдалось наличие двух и более заболеваний. В основном это остеохондроз, пролапс митрального клапана, плоскостопие, миопия и сколиоз.
В меньшей степени сочетанность просматривалась при болезнях органов дыхания (бронхиальная астма) и мочеполовой системы (пиелонефрит).
Изучив научную и методическую литературу, мы пришли к мнению, что на настоящий момент в содержании, организации и технологии учебного процесса по физическому воспитанию в СМГ в вузах имеются отдельные нерешенные вопросы, а проблема поиска рациональных подходов к оздоровлению студентов, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности в условиях учебной деятельности, является чрезвычайно актуальной.
Список литературы
1. Утегов Г.Н. Болезни опорно-двигательного аппарата. СПб.: ДИЛА, 2001. 225 с.
2. Артамонов В.Н. Специальные двигательные режимы в оздоровительной массовой физкультуре: метод. рекомендации для студентов РГУФКа. М., 2004. 39 с.
3. Коваленко Т.Г. Социально-биологические основы физической культуры и спорта. Волгоград: ВолГУ, 2000. 124 с.
4. Прапор С.С., Бабенкова Р.Д., Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе - проблема государственной важности: мат. V Межунивер. науч.-метод. конф. М.: МГУ, 1998. С. 5-7.
5. Николаичева И.М. Физическая подготовка девушек спецгрупп среднего учебного заведения на основе учета их оздоровительной эффективности нагрузок: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 1997. 18 с.
6. Верушкин Н.Г. Методы и средства управления физической подготовкой студентов технических ВУЗов: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
7. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Морозов С.Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 432 с.
8. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования. Ч. II: учебник для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт». Одесса: Друк, 2006. 696 с.
8. Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. Лечебно-оздоровительное плавание в специальной медицинской группе у студенток с остеохондрозом шейного отдела позвоночника // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 8-11.
9. Крамской С.И. Физическая культура в вузе на современном этапе с позиции интегративного подхода // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. науч. -метод. мат. конф. кафедр физического воспитания и спорта Ассоциации строительных вузов. Вып. 2; под ред. Л.М. Крыловой. М.: МГСУ, 2009. С. 171-173.
10. Алексеев С.В., Янушанец О.И., Валенго С.А. Здоровье детей и состояние учебно-педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге: тез. докл. науч.-практ. конф. Мурманск: МГПИ, 1997. С. 5052.
11. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 21-26, 39-40.
12. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 240 с.
13. Аронов Д.М., Лупанов В.П. Функциональные пробы в кардиологии: 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: МЕД-пресс-информ, 2007. 328 с.
14. Кашмина Е.О. Дифференцированная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы на основе учета сезона года: автореф. дис. .канд. пед. наук. Тула, 2012. 24 с.
Байбурина Мария Валерьевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Симонова Татьяна Александровна, ст. преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE COMBINED DISEASES
M.V. Bayburina, E.O. Kashmina, T.A. Simonovа
Increase in number of students of special medical group, especially with the combined diseases and insufficient methodical providing this direction are preconditions for development of a technique of physical training with use of means of swimming in higher education institution.
Key words: technique of physical training, improving and medical swimming, students of special medical group, combined diseases.
Bayburina Maria Valerievna., teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Simonova Tatiana Aleksandrovna, senior teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 792.012
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ВУЗА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ
Т.В. Василистова
Дано теоретическое обоснование и наполнение содержанием вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов. Экспериментально обоснована эффективность авторской фитес-технологии в педагогическом эксперименте.
Ключевые слова: проектирование, фитнес-технологии, физическое воспитание студентов, неблагоприятные климатогеографические условия.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии и формировании человеческого потенциала страны. Одной из приоритетных задач государственной политики в нашей стране является оздоровление населения средствами физической культуры и спорта. В «Концепции охраны здоровья населения