Научная статья на тему 'Модель построения индивидуальных маршрутов по дисциплине «Физическое воспитание»'

Модель построения индивидуальных маршрутов по дисциплине «Физическое воспитание» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / PHYSICAL TRAINING / SPECIAL MEDICAL GROUP / INDIVIDUAL ROUTES / TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чадова Наталья Васильевна, Лебединский Владислав Юрьевич

В статье описывается экспериментальный опыт индивидуализации педагогического процесса на основе построения маршрутов по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чадова Наталья Васильевна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of developing 'individual routes' in physical training

An experiment in individualizing educational process by means of singling out particular routes for physical training of special medical group students is described in the article.

Текст научной работы на тему «Модель построения индивидуальных маршрутов по дисциплине «Физическое воспитание»»

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Физическое воспитание, специальная медицинская группа, индивидуальные маршруты,

технология индивидуализации.

В последние годы первостепенным вопросом стала забота о здоровье подрастающего поколения, чему свидетельствуют исследования многих учёных, которые отмечают постоянное снижение уровней физического развития и физической подготовленности молодёжи [Бальсевич, 2002; Евсеев, 2006; Изаак, 2005]. Проведённый анализ состояния здоровья студентов Иркутского педагогического колледжа так же показывает, что последние 10 лет наблюдается увеличение количества студентов с отклонениями в состоянии здоровья на 20 %. При этом продолжают сохраняться устойчивая тенденция дальнейшего снижения этих показателей в процессе обучения и рост числа студентов, отнесённых к специальной медицинской группе (СМГ) [Лебединский и др., 2008; Трушкин, 2000].

Для диагностики в физическом воспитании всегда измеряются и оцениваются уровни физического развития и физической подготовленности. Однако существующая система диагностики для студентов СМГ не адаптирована и имеет слабые места. Данная методика тестирования не содержит чётких критериев оценки и индивидуализированного подхода к данной категории студентов, что является значимым недостатком.

Решение вопроса о совершенствовании системы диагностики и её оценивания стало начальным этапом педагогического эксперимента по использованию технологии индивидуализации физического воспитания, проведенного на базе Иркутского педагогического колледжа № 2 со студентами основной медицинской группы (ОМГ) и СМГ.

В эксперименте приняли участие 859 студенток в возрасте от 17 до 19 лет: 180 студенток СМГ и 679 - ОМГ; из них: 228 - первого года обучения, 227 - второго года обучения и 224 - третьего года обучения. Для этого учащимся ОМГ было предложено пройти комплексное тестирование по 36 тестам на основные физические качества: силовые способности - 9 тестов, скоростные способности - 8 тестов, выносливость - 5 тестов, координация - 7 тестов, гибкость - 7 тестов.

Из-за трудоёмкости процесса тестирование проводилось один раз в год на протяжении трёх лет. В результате были выявлены критерии оценки двигательных качеств по всем тестам с учётом возраста и пола студента. Студентам СМГ из предложенного арсенала тестов нужно было выбрать индивидуальные тесты (по три из каждого блока физических качеств), которые выполнялись в начале и в конце учебного года без изменения в течение трех лет обучения в колледже. У них появились выбор и возможность в соответствии с отклонением в состоянии своего здоровья выбрать то, что им нравится и подходит по медицинским показаниям.

Изучение уровня физической подготовленности студентов нового набора (ОМГ и СМГ) показало, что они имели следующие характеристики. Распределение их по уровню физической подготовленности (ОМГ) составило: высокий уровень - 11 %, средний - 53 %, низкий - 36 %, а у студентов СМГ высокий уровень - 0 %, средний - 31 %, низкий - 69 %. Средние значения показателей физической подготовленности студентов СМГ соответствуют низкому уровню их характеристик в ОМГ. В результате выявлено, что

студенты СМГ значительно отстают по всем показателям от студентов ОМГ, поэтому к данной категории нецелесообразно применять те же требования и критерии оценки, что и к студентам ОМГ. На основе разработанных критериев оценки тестирования двигательных качеств студентов ОМГ и СМГ было выявлено, что критерии их оценки у последних снижены на один балл по всем изученным показателям.

Также были определены критерии оценки определения уровня физического развития, и в данном случае они были одинаковы как для студентов ОМГ, так и СМГ, но в соответствии с возрастом: I курс - 17 лет, II курс - 18 лет, III курс - 19 лет. Студенты, имеющие другую возрастную категорию (15, 16 и более 20 лет), составили 6 % от общего количества студентов, обучающихся в колледже, и, соответственно, они не были включены в эксперимент. В эксперименте были задействованы только учащиеся, поступившие в колледж на базе 11 классов.

При сравнении уровней физического развития студентов ОМГ и СМГ определено, что показатели роста, веса и окружности грудной клетки отличаются недостоверно Р > 0,05, а в остальных случаях показатели в СМГ были значительно ниже, чем в ОМГ. Помимо этого, большинство учёных и педагогов приходят к заключению о дидактической беспомощности традиционных технологий физического воспитания студентов СМГ, которые не обеспечивают свободного выбора форм занятий в связи с наличием жёстких норм и стандартов в учебном процессе [Кирсанов, 1985; Юдин, 1990].

Отсюда вытекает актуальность проблемы: разработка таких педагогических технологий физического воспитания студентов СМГ ссузов, при реализации которых на основе разрешения объективных противоречий традиционной практики существенно повысятся роль и значимость физической культуры, интерес к систематическим занятиям ею и динамика уровня физического развития и физической подготовленности. Как следствие этого - укрепление их здоровья и приобщение к здоровому образу жизни.

В настоящее время одним из перспективных подходов осуществления физического воспитания выступает технология индивидуализации, которая представляет собой динамическую систему, охватывающую все звенья учебного процесса; цели, содержание, методы и средства, акцент целей - сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности студента, его потенциальных возможностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся, улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; повышение успеваемости; формирование личностных качеств - самостоятельности, трудолюбия, творчества [Кирсанов, 1985; Шлыков, 2002]. В результате этого студент может выбрать индивидуализированную программу или маршрут образования по физическому воспитанию с учётом состояния здоровья, медицинских рекомендаций, уровня физической подготовленности, физического развития и личностных интересов.

С учётом содержания проблемы цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективного применения индивидуализации обучения в физическом воспитании студенток СМГ в ссузах. Для реализации данной технологии с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса студентов СМГ для экспериментальной группы (ЭГ) была разработана модель (рис. 1) построения индивидуальных маршрутов образования по физической культуре на основе Государственного образовательного стандарта СПО (среднего профессионального образования) и разработанной учебной программы ИПК № 2, которая позволила каждой из студенток данной категории провести планирование своей деятельности на каждый учебный год. Студенты контрольной группы (КГ) занимались по традиционной программе для ссузов.

Модель включает 6 разделов программы: лёгкая атлетика, волейбол, лыжная подготовка, баскетбол, гимнастика, туризм. По каждому разделу студентам было предложено 5 уровней сложности. Уровень 1 включает в себя обязательную сдачу пяти контрольных нормативов

(по каждому разделу программы), уровень 2 - четырех контрольных нормативов, 3 и 4 -соответственно трех и двух, 5 - теоретическое прохождение данного раздела со сдачей теоретического зачёта. При этом учитывается обязательное посещение факультативов по оздоровительным видам физической культуры 2 раза в неделю, которые включают в себя дыхательную гимнастику, оздоровительные виды аэробики, общефизическую подготовку, плавание и комплексы лечебной физической культуры.

Рис. 1. Модель для построения индивидуальных маршрутов образования по физическому воспитанию. Примерный маршрут одной из студенток СМГ

При предоставлении студентам возможности свободного проектирования содержания обучения учитывалось, что самый слабый из них будет довольствоваться малым, а сильный постарается выбрать максимум, поэтому выбор осуществлялся под контролем преподавателя. В связи с этим нужно было создать такие условия, чтобы каждый студент в равной степени использовал свои возможности: выбирал свой темп, маршрут и по мере усвоения каждый год его усложнял.

Исследование показало, что студенты первого курса выбирают наиболее лёгкие уровни прохождения программы, так как 19 % от общего количества испытуемых никогда не занимались физкультурой в школе (имели освобождение по состоянию здоровья). Но уже ко второму, а тем более к третьему курсу ситуация значительно меняется в положительную сторону, и самые сложные уровни, соответствующие ОМГ, выбирают уже 35,7 % студентов СМГ ЭГ, в то время как на первом - всего 6,3 % (табл. 1).

Таблица 1

Уровни прохождения образовательной программы студентами

Курс I курс II курс II курс

Уровни программы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Разделы программы кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ.

Лёгкая атлетика 3 15 17 43 12 15 23 28 19 5 27 39 12 7 5

Волейбол 7 15 40 19 9 19 26 25 14 6 39 31 11 5 4

Лыжная подготовка 3 13 32 27 15 7 25 28 20 10 22 31 19 10 8

Баскетбол 4 12 30 31 13 12 28 29 12 9 28 22 21 12 7

Гимнастика 5 19 35 23 8 18 27 33 10 2 41 26 18 3 2

Туризм 12 24 27 17 10 29 26 19 16 0 36 32 17 5 0

Итого 34 98 181 160 67 100 155 162 91 32 193 181 98 42 26

Динамика выбора студентами уровней прохождения программы по физическому воспитанию представлена на рис. 2.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

1 курс 2 курс 3 курс

Я уровень № 1 ЕЗ уровень № 2 0 уровень № 3 □ уровень № 4 0 уровень № 5

Рис. 2. Динамика выбора уровней программы

Для повышения двигательного режима учащимся ЭГ было предложено в обязательном порядке выбрать и посещать один из видов дополнительных занятий физическими упражнениями во внеурочное время. В результате чего студенты первого курса старались выбрать наиболее лёгкие виды занятий, но уже на втором, а тем более на третьем курсе выбирали дополнительные занятия в соответствии с собственными интересами, динамика выбора представлена в табл. 2 и на рис. 3.

Таблица 2

Динамика выбора учебных занятий студентами

№ п/п Оздоровительные виды физической культуры I курс II курс III курс

кол-во студентов % кло-во студентов % кол-во студентов %

1 ОФП 12 13,3 % 10 11,1 % 12 13,3 %

2 Плавание 20 22,2 % 35 39,9 % 42 46,7 %

3 Озд. виды аэробики 18 20 % 5 27,8 % 30 33,3 %

4 Дыхательная гимнастика 32 35,6 % 17 18,9 % 6 6,7 %

5 Комплексы ЛФК 8 8,9 % 3 3,3 % 0 0 %

На основе показателей физического здоровья, медицинских рекомендаций и совместно с преподавателем физической культуры они планировали и строили индивидуальный образовательный маршрут, прохождение которого фиксируется в дневнике самоконтроля. В

итоге каждый студент СМГ может самостоятельно отслеживать динамику своего физического здоровья.

Рис. 3. Динамика выбора студентами ЭГ дополнительных занятий по физическому воспитанию

В дневник самоконтроля заносились: диагноз, группа (А, Б, В), жизненная ёмкость лёгких, вес, рост, артериальное давление в покое, медицинские рекомендации, самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, болевые ощущения, желание заниматься, частота пульса (утром, после сна в положении лёжа, до занятий физическими упражнениями, сразу после окончания занятия, через 5 минут после окончания), уровень физического развития, уровень физической подготовленности, номера уровней по разделам программы, а также модель с построенным маршрутом на каждый год обучения. Результаты тестирования заносились и в базу данных.

Оценка эффективности методики индивидуализированного физического воспитания студентов СМГ проводилась на основе анализа динамики показателей физического развития и физической подготовленности, на рис. 4 и 5 показаны результаты на конец эксперимента в ЭГ и КГ.

Рис. 4. Уровень физического развития студентов ЭГ и КГ на конец эксперимента

При диагностике физического развития студентов ЭГ и КГ определено, что результаты входящих данных находятся у них на одном уровне (Р > 0,05). В результате трёхлетнего эксперимента показатели веса, роста и окружности грудной клетки в КГ и ЭГ изменились незначительно и между собой не различны (Р > 0,05). В то же время в ЭГ прослеживается положительная динамика ряда показателей: увеличилась жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) на 100-400 мл, снизилась частота сердечных сокращений (ЧСС), уменьшилось время восстановления пульса после физической нагрузки, нормализовалось артериальное давление (АД) у 37 % студентов и увеличились данные динамометрии правой и левой кисти соответственно на 17 и 14 кг (Р < 0,05). В КГ динамика этих показателей составила увеличение ЖЁЛ на 100-150 мл, АД - 19 %, динамометрии - на 8 и 6 кг соответственно и была менее значима.

В результате эксперимента можно проследить наибольший прирост значений по всем характеристикам физической подготовленности у студентов ЭГ. На начало эксперимента в ЭГ и КГ уровень физической подготовленности составил: высокий уровень - 1 %; выше среднего в ЭГ -15 %, в КГ - 12 %; средний - соответственно 37 и 39 %; низкий - 20 и 25 %; очень низкий - 27 и 23 %. На конец эксперимента результаты физической подготовленности распределились следующим образом: высокий уровень в ЭГ составил 14 %, в КГ - 3 %; выше среднего - соответственно 25 и 13 %; средний - 33 и 37 %; низкий - 18 и 22 %; очень низкий - 10 и 23 %. Если в начале эксперимента студенты КГ и ЭГ имели примерно одинаковый уровень физической подготовленности, то в конце обследования наблюдается большая динамика показателей в ЭГ студентов СМГ.

Рис. 5. Уровень физической подготовленности ЭГ и КГ на конец эксперимента

Следовательно, индивидуализация обучения способствует активизации физкультурной деятельности студентов СМГ, интеграции теоретических знаний и практических умений,

активной компенсации недостающих знаний, а также направленно дифференцирует и адаптирует полученную информацию к качественному своеобразию их индивидуальных потребностей в присвоении ценностей физической культуры. Созданная модель для построения индивидуальных маршрутов образования по физическому воспитанию способствует особому подходу к нему с учётом отклонений в состоянии здоровья, медицинских рекомендаций и личностной заинтересованности студента.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 3-7.

2. Евсеев А.В., Тропинина Л.К. Социальные проблемы студенчества и физическое воспитание в вузе // Актуальные проблемы укрепления и сохранения здоровья молодёжи Сибирского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-23 июня 2006 г., Иркутск). Иркутск, 2006. С. 36-37.

3. Изаак С.И. мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.

4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности // Советская педагогика. 1985. № 9. С. 48-51.

5. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

6. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2000. 39 с.

7. Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 159 с.

8. Юдин А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.