УДК 371.72+ 796.012
А. И. Шарафутдинова, Н. И. Гладкая, М. В. Питеркина
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
Ключевые слова: студенты, физическая культура, специальная медицинская группа, компетенции
поддержания здоровья.
В работе рассматриваются факторы, обуславливающие сохранение и укрепление здоровья студентов в вузе. Дано теоретическое обоснование формирования компетенций поддержания здоровья у будущих бакалавров техники и технологии на занятиях физической культурой.
Keywords: students, physical culture, special medical group, health-maintenance competences.
This article discusses the factors causing the preservation and promotion of student's health in higher education institutions. A theoretical and experimental study, the formation of general cultural competence offuture technological trends in the bachelor's course of development of the course "Physical culture"
Введение
Физическая культура как обязательная учебная дисциплина в высших учебных заведениях появилась в 1929 году и уже с 1994 года входит в качестве обязательной дисциплины в гуманитарный компонент федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [1]. Содержание ФГОС по дисциплине «Физическая культура» (400 часов) для студентов вузов предполагают формирование и саморазвитие компетенций для поддержания здоровья специальных медицинских групп (СМГ), которые были впервые выделены в Государственной учебной программе в 1963 году [2].
Данные ежегодных медицинских осмотров последних лет свидетельствуют, что уровень хронической заболеваемости девушек выше, чем у юношей, что представляет собой опасность для репродукционного потенциала и воспроизводства населения уже в ближайшем будущем [1-4].
Как правило, студенты СМГ не имеют необходимого опыта физической активности и недостаточно ориентированы на поддержание здоровья средствами физической культуры. В учебном процессе для студентов СМГ зачастую игнорируется практико-ориентированная
направленность формирования компетенций поддержания здоровья.
В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования является оценка эффективности занятий физической культурой в вузе, поиск путей их модернизации для успешного формирования компетенций поддержания здоровья у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.
Материалы и методы исследования
В исследовании, проводившемся с 2013 по 2014 годы на базе Казанского национального исследовательского технологического университета приняли участие студенты основной и специальной медицинских групп 1-3 курсов в количестве 216 человек. Физическое воспитание студентов основной (п=119) и специальной (п=97)
медицинских групп осуществлялось в рамках учебных занятий в соответствии с утвержденной рабочей программой по дисциплине «Физическая культура».
Изучение системы ценностей студентов проводилось по методике исследования ценностных ориентаций МИЦО (Николаев А.Н., 2000) [5]. Анкета представляет собой 60 утверждений по 3 пункта на каждую ценностную ориентацию, оценка проводится по 5-балльной шкале, таким образом, средние баллы по каждой ценности могут варьировать от 1 до 5, а рейтинг от 1 до 20.
Отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом исследовались по методике Николаева А.Н., (2000) [5]. По данной методике рассчитываются индексы потребности и реальной активности в различных средствах физической культуры и спорта, которые могут варьировать от 0 до 5 баллов, и индексы мотивов и помех занятиям физической культурой и спортом, которые могут варьировать от 1 до 4 баллов.
Исследование уровня соматического здоровья проводилось по методике Г.Л. Апанасенко [6]. В данной экспресс-методике используется ряд индексов (индекс массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, отношение динамометрии кисти к массе тела, индекс Робинсона, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд), которые проранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Сумма баллов определяет уровень соматического здоровья, который может быть оценен как низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий уровень здоровья.
Исследование уровня физической подготовленности студентов проводилось с помощью стандартных педагогических тестов.
Результаты и их обсуждение
Под компетенциями поддержания здоровья мы будем понимать результат обучения с передачей информации, усвоение и репродуцирование знаний в области здорового образа жизни, который студенты будут использовать в дальнейшей
профессиональной деятельности. Конечным результатом овладения компетенциями является компетентность. Общеизвестно, что высокий уровень физической подготовленности и здоровья успешность профессиональной деятельности будущего специалиста, поэтому необходимо формировать у студентов положительные установки.
Из данных, полученных по методике А.Н. Николаева (Таблица 1) видно, что оценки и рейтинги ценностей в группах практически совпадают. Здоровье, среди других общечеловеческих ценностей, студентками ставится на 2-е место.
Таблица 1 - Ценностные ориентации студенток основной и специальной медицинской группы
№ п/п Ценностные ориентации Баллы/ рейтинг
ОМГ (п=116) СМГ (п=23)
1 Привязанность и любовь 4,32/1 4,63/1
2 Здоровье 4,27/2 4,37/2
3 Личностный рост 4,21/3 4,16/4
4 Профессиональные качества 4,17/4 4,25/3
5 Автономность 4,12/5 4,04/5
6 Яркие впечатления от жизни 4,05/6 3,97/6-7
7 Материальный успех 3,97/7 3,94/8
8 Свобода, открытость, демократия в обществе 3,96/8 3,87/9-10
9 Нравственные качества 3,95/9 3,97/6-7
10 Межличностные качества и общение 3,74/10 3,87/9-10
11 Интересная работа 3,68/11 3,62/11
12 Безопасность и защищенность 3,54/12 3,51/12
13 Служение людям 3,46/13 3,39/13
14 Привлекательность 3,37/14 3,25/14-15
15 Власть и влияние 3,34/15 3,25/14-15
16 Богатство духовной культуры 3,26/16 2,87/16-17
17 Чувственные удовольствия и наслаждения 2,97/17 2,74/18
18 Известность 2,84/18 2,87/16-17
19 Богатая духовно-религиозная жизнь 2,51/19 2,21/20
20 Общественно-политическая деятельность (ОПД) 2,25/20 2,25/19
Вместе с тем, студенки СМГ «профессиональные качества» (3 место) ставят выше «личностного роста» - 4 место. Данное положение расценивается неоднозначно, поскольку может свидетельствовать, что еще до начала трудовой деятельности (до окончания образовательного учреждения) приводит к исчерпанию резервов организма у ослабленных [7]. Стоит отметить, что категорию «нравственные качества» у студенток СМГ на 7 месте (у студенток ОМГ - на 9 месте).
Анализ рейтингов потребностей в средствах физической культуры показал, что у девушек ОМГ приоритеты следующие: занятия аэробикой, занятия на тренажерах, плавание, спортивные игры, лёгкая атлетика. Рейтинги студенток СМГ: занятия на тренажерах, плавание, аэробика, спортивные игры, лёгкая атлетика (Таблица 2). При этом, потребности в плавании и в спортивных играх практически равны в обеих группах.
Оказалось, что показатели уровень соматического здоровья (УСЗ) студенток ОМГ и СМГ относятся к одному функциональному классу -«ниже среднего», хотя значения отличаются на 1,9 балла.
В Таблице 3 представлены результаты тестирования двигательной подготовленности студенток обеих групп.
Сравнительный анализ с расчетом Т-критерия Стьюдента показал, что в четырех двигательных тестах результаты студенток СМГ статистически значимо отличаются от результатов студенток ОМГ, различия достоверны при 5% уровне значимости (показатели 1крит. и 1расч.. представлены в табл. 3.4.). Студентки СМГ отличаются от студенток ОМГ по показателям теппинг-теста (быстрота), подтягивания в висе лежа (сила рук), сгибания туловища за 30 секунд (силовая выносливость) и пробе Руффье (общая работоспособность).
Полученные результаты позволяют сделать обобщения, что уровень физической подготовленности студенток СМГ ниже уровня физической подготовленности студенток ОМГ. Различия существенны по основным физическим качествам (быстрота, сила и выносливость), а используемые тесты позволяют эффективно оценивать уровень развития двигательных способностей студенток СМГ.
В целом можно сделать вывод, что образовательный процесс по физической культуре в СМГ, построен не достаточно эффективно и не приводит к изменению ценностей, отношения, двигательной активности, уровня здоровья и физической подготовленности студенток
Таблица 2 - Реальная активность и потребность в занятиях физической культурой и спортом у студенток ОМГ (п=119) и СМГ (п=97)
№ п/п Вид занятий Индекс/рейтинг активности Индекс/рейтинг потребности
ОМГ СМГ ОМГ СМГ
1 Утренняя гигиеническая гимнастика 1,35/2 1,67/2 2,29/5 2,86/3
2 Походы выходного дня 0,96/7 0,57/8 1,49/7 1,21/9
3 Дни здоровья 0,72/10 0,52/10 1,29/10 1,13/10
4 Спортивные игры 1,06/6 0,62/7 1,48/8 1,42/7
5 Аэробика 2,75/1 1,02/3 3,17/2 1,92/5
6 Легкая атлетика 0,96/7 0,69/6 1,37/9 1,08/11
7 Лыжная подготовка 0,55/12 0,32/11 1,09/12 0,98/12
8 Единоборства 0,21/13 0,19/13 0,50/13 0,49/13
9 Занятия на тренажерах 1,34/3 2,35/1 2,56/3 3,01/2
10 Плавание 1,14/5 0,92/5 2,44/4 2,48/4
11 Туризм, альпинизм 0,58/11 0,30/12 1,16/11 1,23/8
12 Массаж 1,15/4 0,94/4 3,30/1 3,35/1
13 Закаливание 0,76/9 0,53/9 1,70/6 1,54/6
Таблица 3 - Показатели физической подготовленности студенток
№ Двигательный тест XD±m T Акрит* Т Арасч
п/п ОМГ (n=119) СМГ (n=97)
1 Равновесие на одной ноге, с 13,6±12,5 13,6±13,5 1,98 -0,6
2 Бросок набивного мяча (т=2 кг), м 2,78±0,46 2,71±0,54 1,97 0,94
3 Подъем туловища, кол-во раз за 30 с 20,4±4,5 18,5±3,4 1,98 4,59
4 Наклон вперед, см 11,±7,6 13,2±8,7 1,98 2,14
5 Подтягивание в висе на низкой перекладине, кол-во раз 6,0±4,1 4,0±3,0 1,97 3,92
6 Теппинг-тест, с 8,4±0,9 9,3±1,7 1,98 9,4
7 Тест Руффье, у.е. 10,4±5,4 12,0±4,3 1,98 2,67
Данное обстоятельство обусловливает необходимость модернизации процесса физического воспитания студенток вуза.
Литература
1. Андриевский, А.А. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере : дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 169 с.
2. Вишневский, А.М. Физическое воспитание студентов специальной группы в высшей школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Вишневский. - Л., 1953. - 18 с.
3. Павлова А.С. Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2012. - т.15. - №8. - С. 213-216.
4. Павлова А.С., Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной
деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / Павлова А.С., А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - т. 16.- №6. - С. 323-325.
5. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте : учебное пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
6. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -248 с.
7. Ахметвалеева Э.Т. Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2013. -т. 16. - №24. - С. 192-194.
8. Осипова Л.Н. Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2013. Т.16. -№16. - С. 205-209.
9. Кудрявцев Ю.М. Казанская наука. - 2013. - №10. - С. 22-27.
© А. И. Шарафутдинова - студ. КНИТУ, [email protected]; Н. И. Гладкая - ст. преп. каф. ФВиС КНИТУ; М. В. Питеркина - ст. преп. каф. ФВиС КНИТУ
© A. 1 Sharafutdinova - the female students of KNRTU; N. I. Gladkaya - the senior teacher of the department "Physical education and sports"; M. V. Piterkina - the senior teacher of the same department