ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 796:613
С. В. Колтан, Е. В. Конеева
КОРПОРАТИВНЫЙ СПОРТ И ЕГО МИССИЯ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ
Рассмотрены проблемы развития спорта как социального феномена, средства межкультурной коммуникации и развития международного бизнеса. Представлены данные об экспериментальной проверке разработанной модели корпоративного спорта.
This article considers the problems of development of sports as a social phenomenon and a means of cross-cultural communication and international business development. The authors present data on the experimental testing of the developed corporate sport model.
Ключевые слова: спорт, корпоративный спорт, межкультурная коммуникация, межкультурные компетенции.
Key words: sport, corporate sport, cross-cultural communication, cross-cultural competences.
Как показывает практика, хорошо работать побуждают сотрудников самые простые вещи: социальный пакет, возможность дополнительного образования, спорт. Поддержка здорового образа жизни сегодня более чем актуальна: занятия спортом — это залог хорошего самочувствия и настроения сотрудников, а значит, их высокой работоспособности и эффективности труда. В одних компаниях сотрудникам выдают сертификаты в фитнес-клубы, в других открывают у себя корпоративные секции по теннису, футболу, баскетболу и другим видам спорта, в третьих организовывают корпоративный тренажерный зал.
Тем не менее остается неизученным опыт использования корпоративного спорта в международном сотрудничестве.
Объектом нашего исследования стал спорт как социальный феномен, предметом — корпоративный спорт как направпление развития спорта. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная модель использования корпоративного спорта окажется эффективной и будет способствовать повышению уровня физической подготовленности, здоровья, межкультурной коммуникации сотрудников и членов их семей, а следовательно, развитию и капитализации внутренних отношений в компаниях международного бизнеса.
75
© Колтан С. В., Конеева Е. В., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 75 — 79.
Целью исследования мы определили обоснование модели использования корпоративного спорта для развития и капитализации внутренних отношений в компаниях международного бизнеса. Для достижения этой цели решались следующие задачи.
1. Изучить современное состояние проблемы развития корпоративного спорта и его место в решении социально-экономических задач.
2. Изучить мнение специалистов (российских и зарубежных предприятий) и членов их семей о возможностях корпоративного спорта для решения социально-экономических задач.
3. Разработать и экспериментально проверить модель корпоративного спорта как средства развития и капитализации внутренних отно-
76 шений в международных компаниях.
В качестве методов исследования в соответствии с поставленными: задачами были избраны теоретический анализ и обобщение, статистический анализ, анализ практического опыта международной компании по внедрению корпоративного спорта, опрос экспертов (руководящий состав ведущих российских компаний), сотрудников компаний и членов их семей, тестирование, наблюдения.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития корпоративного спорта как элемента корпоративной культуры, а также материалы периодической печати по теме работы и собственных исследований.
Аналитической базой стали статистические данные, публикации, личные наблюдения и выводы авторов, полученные в ходе проведения исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучено: состояние проблемы использования корпоративного спорта для решения социально-экономических задач; мнение специалистов в сфере бизнеса по использованию корпоративного спорта; мнение сотрудников международных компаний о корпоративном спорте; а также разработана и экспериментально проверена модель использования корпоративного спорта в таких компаниях.
Результаты исследования могут использоваться при проведении занятий со студентами и магистрантами — будущими менеджерами.
Для изучения современного состояния проблемы использования корпоративного спорта в решении социально-экономических задач было проанализировано более 100 источников психологической, управленческой, философской и педагогической литературы, посвященной исследованию особенностей организации культурно-досуговой деятельности на предприятиях, фирмах, в организациях как в России, так и в зарубежных странах — Норвегии, Голландии.
В результате анализа специальной литературы установлено, что корпоративный спорт — это одна из форм реализации социальной ответственности бизнес-сообщества, элемент управления сотрудниками, важная составляющая имиджа, способствующая расширению границ бизнеса и установлению новых деловых контактов. Корпоративный спорт нацелен не только на улучшение здоровья и физической подготовленности сотрудников, но и на формирование компетенций меж-культурной коммуникации.
При помощи метода теоретического анализа и обобщения изучались методики опроса, направленные на исследование образа жизни и культурно-досуговой деятельности отдельных категорий населения.
В ходе анализа литературы установлено, что объективная потребность научного осмысления феномена корпоративного спорта является основанием для изучения его потенциала в развитии межкультурной коммуникации, оздоровлении и повышении уровня физической подготовленности современных людей в условиях общественных перемен.
Для решения задач исследования нами была разработана анкета и проведен опрос сотрудников в организациях, фирмах, предприятиях Москвы (Россия), Калининграда (Россия), Бергена (Норвегия) и Роттердама (Голландия).
В результате опроса установлено, что в компаниях проводится очень мало мероприятий, позволяющих стимулировать служащих компании к высокопроизводительному труду и межкультурной коммуникации.
Так, в международной компании «Воге шип менеджмент ас.» (Vaage Ship Management Ass.), основанной в мае 2006 г. и владеющей 17 морскими судами, с головным офисом в Бергене, имеющей два филиала — один в Роттердаме, другой в Калининграде, в опросе участвовали 223 моряка: из комсостава — 132 человека (34 капитана, 34 старших помощников, 10 вторых помощников, 34 старших механика, 2 электромеханика); а также офисные сотрудники: в Бергене — 10 человек (из них 5 женщин), в Калининграде — 3 (из них 1 женщина), в Роттердаме — 4 (все мужчины) и члены их семей.
В результате опроса установлено, что стаж работников компании: более 5 лет — 125 моряков (в основном комсостав); от 3 до 5 лет — 60 человек; от 3 лет до 1 года — 25 (в основном рядовой состав); до 1 года — 13.
В компании, как указали сотрудники, практикуется проведение лишь нескольких ежегодных мероприятий, в число которых входят: встреча с капитанами и их женами (2 раза в год, принимают участие приблизительно 40 человек); рождественские банкеты (1 раз в год) для 60 человек персонала офисов компании; курсы английского языка для жен капитанов (2 раза в неделю, 12 человек); выезд всего персонала на природу (1 раз в 2 года, принимают участие более 200 человек, из них 40 — дети разного возраста), — а корпоративному спорту не придается серьезного значения.
Таким образом, в ходе опроса респондентов, работающих в международной компании «Воге шип менеджмент ас.» и членов их семей, установлено, что все они, как англоговорящие, так и русскоговорящие, имеют представление о корпоративном спорте, его роли в развитии международного бизнеса, тем не менее не всегда принимают участие в спортивных мероприятиях.
Нами была разработана и экспериментально проверена модель корпоративного спорта как средства развития и капитализации внутренних отношений в международных компаниях. Данная модель включает следующие компоненты:
— цель: способствовать развитию корпоративного спорта в международном предприятии;
77
— задачи: изучить влияние занятий корпоративным спортом на здоровье, компетенции межкультурной коммуникации сотрудников и создать условия для повышения их эффективности;
— принципы: единство социально-нравственного и общекультурного развития личности; демократизация спортивной деятельности, предполагающая добровольность участия в ней, учет интересов и потребностей, развитие активности, творчества и инициативности; изучение и внедрение оздоровительных технологий; методическое обеспечение формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности; систематичность, преемственность и поэтапность формирования межкультурных компетенций; включение в содержание различных направлений занятий корпоративным спортом — развлекательное, туристическое, оздоровительное, теоретическое и т. д.;
— технологии — игровые, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, психологические тренинги, ролевые игры и др.;
— педагогические условия — организационные, нормативно-правовые, научно-методические.
Для экспериментальной проверки эффективности модели нами было составлено две экспериментальные группы: в первую (ЭГ-1) вошли англоговорящие представители компании и члены их семей — 90 человек (30 мужчин, 30 женщин и 30 детей), во вторую (ЭГ-2) — все русскоговорящие сотрудники — также 90 человек (30 мужчин, 30 женщин и 30 детей).
Перед началом эксперимента и по его окончании проводилось исследование уровня физической подготовленности респондентов.
В результате экспериментальной проверки модели корпоративного спорта как средства развития и капитализации внутренних отношений в международных компаниях была выявлена ее эффективность, так как в экспериментальных группах были зафиксированы более высокие результаты, по сравнению с исходными, по всем показателям в обеих экспериментальных группах (табл.).
Среднегрупповые результаты тестирования физической подготовленности в экспериментальных группах до и после эксперимента
Показатель ЭГ-1 ЭГ-2
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1 Женщины і Женщины і Женщины Мужчины Ж
Тест Купера, м 1950,8 ± ± 99,7 1500,2 ± ± 102,1 2180,9 ± ± 79,6 1780,9 ± ± 66,7 1899,9 ± ± 89,9 1550,8 ± ± 89,1 2006,7 ± ± 76,9 1900,1 ± ± 70,9
Поднимание туловища, раз 17,8 ± ± 0,8 14,9 ± ± 1,2 22,4 ± ± 0,3 16,9 ± ± 0,6 21,8 ± ± 1,8 16,9 ± ± 1,2 25,2 ± ± 1,8 18,9 ± ± 0,9
Прыжок в длину, см 183,4 ± ± 9,2 155,5 ± ± 10,7 198,2 ± ± 2,1 160,7 ± ± 8,9 185,2 ± ± 11,3 150,2 ± ± 11,2 193,8 ± ± 8,97 157,6 ± ± 9,9
Из таблицы видно, что до эксперимента в обеих группах уровень физической подготовленности был ниже. Рассмотрим подробнее на примере результатов женщин. По тесту Купера результат в обеих группах был очень плохим и составлял в ЭГ-1 1500,2 ±102,1 м, в ЭГ-2 результат на 50 м лучше, чем в первой группе, но тоже очень низкий — 1550,8 ±89,1 м. По окончании эксперимента в обеих группах мы видим не очень значительные, но все же достоверные (Р < 0,01) данные, свидетельствующие о переходе показателя на удовлетворительный уровень. В ЭГ-1 прирост составил 280 м, и средний результат в группе женщин стал 1780,9 ±66,7 м; в ЭГ-2 прирост составил 350 м, а результат оказался 1900,1 ± 70,9 м.
Объяснение факту повышения уровня общей выносливости мы находим в привлечении сотрудников к систематическим занятиям корпоративным спортом и создании условий для этого.
Об авторах
Светлана Владимировна Колтан — ведущий документовед, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: SKoltan@kantiana.ru
Елена Владимировна Конеева — д-р пед. наук, проф., Московский институт психологии.
E-mail: Elena_koneeva@mail.ru
About the authors
Svetlana Koltan, Leading Record Manager, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: SKoltan@kantiana.ru
Prof. Elena Koneeva, Moscow Institute of Psychology.
E-mail: Elena_koneeva@mail.ru