Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
Организационно-методический аспект процесса обучения на факультете повышения квалификации
сотрудников ОВД
О. Ф. ВОСПЯКОВА,
старший преподаватель кафедры правовых дисциплин (Учреждение образования «Могилевский институт МВД Республики Беларусь»)
Organizational Methodical Aspect of the Training Process at the Faculty of Advanced Training of Internal Affairs Officers
0. F. VOSPYAKOVA,
Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines (Institution of Education "Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus")
УДК 355.232
The article is devoted to specific problems of organization and methods of conducting classes at the Faculty of Advanced Studies and Retraining of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus.
Advanced training, practical oriented training, employees of law enforcement bodies.
Статья посвящена отдельным проблемам организации и методики проведения занятий на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров Могилевского института МВД Республики Беларусь.
Повышение квалификации, практико-ориентированное обучение, сотрудники ОВД.
Успешное выполнение задач, стоящих перед органами внутренних дел, невозможно без постоянного повышения квалификации сотрудников. Современные условия требуют осуществления в системе МВД непрерывного профессионального образования.
В Могилевском институте МВД Республики Беларусь повышение квалификации сотрудников ОВД осуществляется в рамках факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. На факультете проходят обучение девять категорий сотрудников ОВД, в частности, оперуполномоченные подразделений уголовного розыска, участковые инспекторы милиции, участковые инспекторы ИДН, инспекторы ДПС ГАИ и т. д. Кроме того, повышение квалификации проходят и следователи Следственного комитета Республики Беларусь.
Факультет призван удовлетворять потребности сотрудников в получении новых знаний, передового опыта правоохранительных органов, умений и навыков по эффективному исполнению служебных обязанностей в реальных ситуациях. На пер-
ч
вый план выступает практико-ориентированное обучение. Практическая направленность образования является одним из фундаментальных дидактических принципов. Н. Ф. Гейжан и Р. А. Аджи-муллаева отмечают, что, реализуя этот принцип, преподаватель первостепенное внимание уделяет связи теории с практикой, максимально приближает условия обучения к условиям деятельности специалиста, учитывает возникающие проблемы, в ней возникающие, предлагает конструктивные пути их разрешения [ 1 ].
По мнению Е. И. Мещеряковой, практикоориентированное обучение в учебных заведениях системы МВД представляет собой последовательный ряд целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, в совокупности составляющих целостную дидактическую систему, реализация которой формирует профессионально-значимых качеств личности, а также умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень готовности обучаемых к осуществлению практической правоприменительной деятельности [2].
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1
С. И. Иванова выделяет следующие признаки практико-ориентированного обучения:
— общее количество часов, отведенных на практическое образование, составляет не менее 50 % времени обучения;
— использование в обучении креативных методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);
— ориентация обучения на работу в группе, команде;
— интеграция учебных дисциплин как «способ приближения» учебной (аудиторной) ситуации к реальной, способ создания целостного представления о будущей профессиональной деятельности;
— наличие у преподавателей значительного опыта практической работы и постоянное обращение в процессе преподавания к практической деятельности, которая рассматривается как источник повышения квалификации, профессионального мастерства [3].
Насколько возможно соблюдение вышеуказанного принципа в рамках факультета повышения квалификации?
Эффективность обучения на факультете зависит как от организационных мероприятий, так и от методики проведения занятий.
Можно выделить следующие особенности учебного процесса в рамках повышения квалификации.
Как уже отмечалось, повышение квалификации проходят сотрудники различных подразделений ОВД, а также Следственного комитета. Поэтому учебные планы и программы для этих категорий имеют принципиальные различия как по преподаваемым дисциплинам, количеству часов, так и по формам проведения занятий. В рамках каждой из дисциплин акцент делается на темы и вопросы, являющиеся наиболее актуальными с практической точки зрения. Так, по дисциплине «Уголовное право» для проведения занятий со следователями выбраны такие темы, как «Особенности уголовно-правовой борьбы с преступлениями против человека», «Актуальные вопросы применения уголовно-правовых норм о преступлениях против собственности и порядка осуществления экономической деятельности», «Вопросы квалификации отдельных преступлений против общественной безопасности, здоровья населения, общественного порядка и общественной нравственности» и т. д. Для сотрудников ГАИ предусмотрено всего две темы: «Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта» и «Преступление против интересов службы».
Еще одной проблемой является то, что продолжительность повышения квалификации на
факультете составляет всего 14 дней. За этот короткий период сотрудникам необходимо дать как можно больший объем интересующей их информации, необходимый для совершенствования профессиональной деятельности. В этой связи представляется целесообразным до начала занятий направлять в комплектующие органы задания на подготовку рефератов и обобщения практики с последующим их обсуждением на занятиях. Эти материалы представляют интерес не только для слушателей, но и для преподавателей, использующих их в учебном процессе с другими категориями обучаемых. С наиболее удачными рефератами и обобщениями сотрудники могут выступить перед курсантами.
Особенностью учебного процесса на факультете повышения квалификации является и то, что слушатели имеют различный стаж службы (от 1 года до 15—18 лет), возраст, специальные звания (от лейтенанта до подполковника). Их образование также может быть различным. Так, если в группе следователей у всех слушателей юридическое образование, то значительное число сотрудников ГАИ, участковых инспекторов милиции, участковых инспекторов ИДИ являются выпускниками технических, педагогических и других вузов. Это требует от преподавателей тщательной подготовки, необходимости адаптирования материала таким образом, чтобы он был интересен и полезен в профессиональном плане как для молодых, так и для опытных сотрудников. С этой целью уже на первом занятии по той или иной дисциплине целесообразно осуществлять входной контроль уровня знаний слушателей. По его результатам преподаватель определяет круг вопросов, на которые следует сделать акцент в ходе последующих занятий.
В ходе обучения главные усилия преподавательского состава сосредотачиваются на содержательной стороне занятий. Представляется, что наиболее эффективными формами проведения занятий на факультете повышения квалификации в институте являются проблемные лекции, реферативные семинары, деловые игры, в ходе которых анализируются конкретные ситуации как из практической деятельности слушателей, так и смоделированные преподавателем. Как показывает практика, хороший эффект в ходе практических занятий дает работа в малых группах из 3—4 человек. Группы формируются исходя из стажа работы слушателей в конкретной должности. Каждой из групп предлагаются свои ситуационные задачи, которые должны быть максимально приближены к условиям, в которых действуют сотрудники. Для сотрудников с небольшим опытом работы предлагаются
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
77
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
наиболее типичные ситуации. Для опытных сотрудников интерес представляют задачи, в которых затрагиваются проблемные вопросы правоприменительной практики. Обмен мнениями, дискуссии, возникающие в ходе совместного обсуждения итогов решения таких задач, полезны для всех участников занятия. Так, начинающие сотрудники получают от более опытных коллег алгоритм действий в ситуациях, с которыми они наиболее часто сталкиваются в своей профессиональной деятельности. В то же время эти сотрудники, являющиеся недавними выпускниками учебных заведений, более подготовлены с точки зрения теории.
Одним из методов практико-ориентированного обучения является разрешение так называемых провоцирующих задач. В фабуле задачи уже предлагается ее решение, которое основы-
Список литературы:
1. Гейжан Н.Ф., Аджимуллаева Р.А. Практико-ориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России / Н. Ф. Гейжан, Р. А. Аджимуллаева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3 (35). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/praktiko-orientirovannye-metody-obucheniya-v-protsesse-professionalnoy-podgo-tovki-sledovateley-v-vuze-mvd-rossii (дата обращения: 27.06.2017).
2. Мещерякова Е. И., Панферкина И. С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления / Е. И. Мещерякова, И. С. Панферкина // Психопедагогика в правоохрани-
вается на ошибочных действиях или расчетах, на нарушениях существующих законодательных норм, предписаниях. Задача может быть представлена в виде материалов, в которых содержится одна или несколько ошибок, которые слушатели должны найти и исправить. По результатам такого задания можно судить об уровне знаний и умении сотрудников. Провоцирующие задачи ставят обучаемых в условия, требующие от них не простого воспроизведения знаний, не повторения действий по известному образцу, а оценочного действия, опирающегося на собственное решение.
Таким образом, выбор методики проведения занятий со слушателями факультета повышения квалификации зависит прежде всего от преподавателя и является делом творческим и кропотливым.
тельных органах. 2013. № 2 (53). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/upravlenie -praktiko -orientirovannym-obucheniem-kursantov-kak-uslovie-povysheniya-effektivnosti-professional-no-lichnostnogo (дата обращения: 27.06.2017).
3. Иванова С. И. Практико-ориентированное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) / Иванова С. И. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. URL: http://e-koncept.ru/2014/64357.htm (дата обращения: 27.06.2017).
E-mail: [email protected]
78
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1