Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел'

Практико-ориентированный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практический подход / сотрудники ОВД / обучение / методы / опыт / practical approach / ATS Staff / training / methods / experience.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

Практический подход при обучении сотрудников ОВД является важной составляющей при формировании и организации учебного процесса. Такое положение объясняется тем фактом, что правоохранительная деятельность любого сотрудника связана с частым возникновением ситуаций, теоретические механизмы решения которых не проработаны либо отсутствуют. Существует масса ситуаций, когда нет практического опыта их решения, поскольку ранее такие ситуации не возникали. Решение подобных ситуаций зачастую осуществляется на основе сочетания теоретического и практического опыта. В связи с этим степень успешного решения возникшей ситуации или проблемы стоит в прямой зависимости от накопленного практического опыта, а также качества и актуальности теоретических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-Oriented Approach in Training Employees of Internal Affairs Bodies

The practical approach in the training of ATS is a very important component in the formation and organization of the educational process. This situation is explained by the fact that law enforcement activity of any employee is connected with frequent occurrence of situations theoretical mechanisms of the decision, which are not worked, out or are absent. However, there are many situations where there is no practical experience of their solution because previously such situations did not arise. The solution of such situations is often based on a combination of theoretical and practical experience. In this regard, the degree of successful solution of the situation or problem is directly dependent on the amount of accumulated practical experience, as well as the quality and relevance of theoretical knowledge.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел»

УДК 37 ББК 74.04

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10165

Пракгико-ориентированный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел

Practice-Oriented Approach in Training Employees of Internal Affairs Bodies

Ольга Юрьевна СЕНАТОРОВА,

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

E-mail: pchela-fly@yandex.ru

Аннотация. Практический подход при обучении сотрудников ОВД является важной составляющей при формировании и организации учебного процесса. Такое положение объясняется тем фактом, что правоохранительная деятельность любого сотрудника связана с частым возникновением ситуаций, теоретические механизмы решения которых не проработаны либо отсутствуют. Существует масса ситуаций, когда нет практического опыта их решения, поскольку ранее такие ситуации не возникали. Решение подобных ситуаций зачастую осуществляется на основе сочетания теоретического и практического опыта. В связи с этим степень успешного решения возникшей ситуации или проблемы стоит в прямой зависимости от накопленного практического опыта, а также качества и актуальности теоретических знаний.

Ключевые слова: практический подход, сотрудники ОВД, обучение, методы, опыт

Практико-ориентированный подход к обучению сотрудников ОВД как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается сравнительно недавно. Смысл такого форматирования учебного процесса заключается в постепенном переходе от знания как основной цели обучения к понятию «компетентность». Смысл данного перехода заключается в том, что познавательное начало в процессе обучения не формируется лишь из традиционных понятий, таких как «навыки», «умения» и «знания». Эти понятия выступают своеобразными «кирпичиками», из которых выстраивается компетентность. При этом главную основу в формировании компетентности формируют практико-ориентированные подходы в обучении.

Abstract. The practical approach in the training of ATS is a very important component in the formation and organization of the educational process. This situation is explained by the fact that law enforcement activity of any employee is connected with frequent occurrence of situations theoretical mechanisms of the decision, which are not worked, out or are absent. However, there are many situations where there is no practical experience of their solution because previously such situations did not arise. The solution of such situations is often based on a combination of theoretical and practical experience. In this regard, the degree of successful solution of the situation or problem is directly dependent on the amount of accumulated practical experience, as well as the quality and relevance of theoretical knowledge.

Key words: practical approach, ATS Staff, training, methods, experience.

Практикующие педагоги и ученые в настоящее время выделяют несколько определений такого вида обучения. К примеру, П. Образцов и Т. Дмитриенко считают наиболее эффективным применение профессионально-ориентированных технологий обучения, которые способны сформировать у обучающегося наиболее значимые для его профессиональной деятельности качества личности, а также обеспечат получение им необходимых знаний и навыков, способных помочь грамотному и эффективному выполнению профессиональных обязанностей. Указанные авторы также отмечают, что изменение содержательной основы образования при условии его сдвижения к практической направленности не дол-

жно затрагивать фундаментальные основы не менее важной теоретической части1.

Автор и разработчик практико-ориентирован-ных методов обучения, педагог Р.А. Аджимул-лаева немного не согласна с мнением своих коллег, поскольку считает, что практическая направленность обучения является фундаментальным дидактическим принципом. Реализация данного принципа априори убирает традиционные противоречия между теоретическим и практическим обучением, способствует определению наиболее эффективного механизма образования и воспитания. Такую точку зрения при ближайшем рассмотрении можно назвать достаточно спорной, поскольку предложенный Р.А. Аджи-муллаевой образовательный подход исходит из того, что практика должна определять теорию. Очевидно, что это сильно обедняет процесс обучения, создавая условия, когда получивший на этой основе образования сотрудник ОВД будет иметь в своем арсенале лишь узкий набор навыков, знаний и умений, полученных им на основе существующего практического опыта2.

Однако очевидно, что подобный образовательный багаж будет очень сильно устаревать, поскольку изменения в современном обществе происходят очень быстро, порождая новые ситуации и проблемы, практического опыта решения по которым нет. В такой ситуации без теоретических разработок попросту не обойтись ввиду того, что именно теоретическая часть обучения должна создавать и моделировать те ситуации, возникновение которых возможно в будущем, и предлагать вероятные пути их решения. В то же время, по мнению Р.А. Аджимуллаевой, преподаватель должен уделять максимальное значение взаимосвязи теории и практики, привязывать обучение к будущим условиям деятельности. Такой подход, очевидно, имеет плюсы, поскольку позволяет с максимальной эффективностью подготовить будущего сотрудника к решению большого ряда практических задач. Данный сотрудник сможет эффективно функционировать в своей сфере деятельности, однако степень его адаптации и приспособление в условиях быстро меняющейся обстановки и возникновения не просчитанных даже теоретически нештатных ситуаций создает массу вопросов. С высокой долей вероятности можно предположить, что такой сотрудник, оказавшийся в условиях внештатной ситуации, не сможет с ней справиться3.

Детальное рассмотрение и анализ научных трудов другого автора Е.И. Мещеряковой показывает, что в целом она солидарна с мнением своих коллег. Под практико-ориентированным

методом обучения Е.И. Мещерякова понимает последовательность педагогических действий и процедур, способных в комплексе составить цельную дидактическую систему, способную обеспечить формирование значимых в профессии качеств личности, знаний, навыков и умений. По мнению Е.И. Мещеряковой, применительно к сотрудникам ОВД практико-ориентированный подход в обучении является сложной и многомерной задачей, в решении которой педагог должен становиться автором проекта обучения, результатом которого должно быть формирование наиболее важных в профессии качеств личности4.

Приведем признаки, характеризующие прак-тико-ориентированный подход в обучении:

■ практическое обучение занимает не менее 50% общеобразовательного времени;

■ применение в обучении творческих подходов и методов (проектная деятельность, проблемно-ориентированный метод);

■ общий вектор обучения, направленный на командную и групповую работу;

■ построение учебных занятий по дисциплинам с целью максимального приближения создаваемой на занятии ситуации к реальной;

■ апелляция преподавателя при рассмотрении теоретической ситуации к практическому опыту.

По мнению названных выше ученых-педагогов, немаловажное значение в практико-ориен-тированном обучении сотрудников ОВД имеют те формы обучения, которые способны наиболее эффективно сформировать профессиональные навыки и компетенции. В частности, П. Образцов и Т. Дмитриенко среди таких форм обучения называют тренинги, мастер-классы, практикумы, различные проектные и проблемные методики, а также деловые игры.

Подготовка педагогов и методического комплекса для практико-ориентированного обучения должна осуществляться с учетом опыта коллег из других регионов и стран. При этом практические занятия, такие как отработка навыков командной работы, должны осуществляться в реальных, а не в аудиторных условиях. Примером внедрения подобной практики может служить опыт такого учебного заведения, как ВИПК МВД России. В данном учебном заведении навыки работы в команде для молодых специалистов и сотрудников, проходящих переподготовку, отрабатываются в ходе участия в мероприятиях по охране общественного порядка на различных объектах Москвы и Московской области. Успешность подобной практи-

182

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3

ки достигается еще благодаря тому, что слушатели отрабатывают свои навыки под руководством специалистов высокого профессионального уровня. Здесь стоит отметить, что в ходе подобной практики обучающиеся лишены возможности в полной мере отработать многие правоприменительные практики самостоятельно, поскольку это противоречит действующему законодательству. Однако им доступна отработка многих административных действий, таких как сопровождение правонарушителей в отделы управления МВД, проверка документов, работа по пресечению правонарушений5.

Анализ применения подобных подходов к обучению сотрудников ОВД на базе ВИПК МВД России показывает высокую эффективность выбранной методики. Данный факт подтверждает то, что правоохранительные структуры активно сотрудничают и проявляют заинтересованность к деятельности данного учебного заведения, формируя постоянный запрос на привлечение к работе прибывающих туда сотрудников. Стоит отметить, что при формировании практико-ориен-тированной методики обучения на базе рассматриваемого учебного заведения большая роль отводится самостоятельному обучению сотрудников. Самостоятельное обучение как таковое имеет огромное значение для слушателей. Без полноценного усвоения полученного на занятиях материала высокие результаты практической деятельности достигнуть невозможно6.

Таким образом, практико-ориентированный метод обучения сотрудников ОВД является актуальным педагогическим приемом, демонстрирующим высокую эффективность при обучении сотрудников. Приведенный пример с обучением сотрудников органов внутренних дел на базе институтов повышения квалификации городов федерального значения, а также российских областных и краевых центров является наглядным тому подтверждением. Однако при всей своей эффективности, полезности данный метод обучения таит в себе ряд опасностей, связанных с подготовкой узконаправленных специалистов, не способных трудиться в условиях многозадачности. Такой специалист может эффективно функционировать только в пределах своей компетенции, что замыкает его в рамках одной профессии и специальности. Решением данной пробле-

мы могут стать гармоничное сочетание теоретических и практических начал в обучении и недопущение перекосов в ту или иную сторону.

1 Мещерякова И.С. Профессионально-личностное становление студентов — будущих юристов в условиях практико-ориентированного обучения: Автореф. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008. С. 7—8.

2 Аджимуллаева P.A. Становление практико-ориенти-рованных методов обучения в высшей школе // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-praktiko-orientirovannyh-metodov-obucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 9.07.2019).

3 Иоголевич ВА., Иоголевич НИ. Компетентностный подход в образовании и прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1(53). С. 233—237.

4 Кудин ВА О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 4.

5 Петрова И.В. Компетентностная модель практико-ориентированного обучения студентов строительного профиля: анализ результатов экспериментальной про-бации // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3 (95). С. 127—130.

6 Власюк И.В., Черниговский В.Н. Профессионально-нравственное воспитание в вузе МВД России в системе подготовки курсанта к преодолению экстремальных ситуаций // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/ 120-15951 (дата обращения: 12.12.2014).

Список литературы

1. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 21—24.

2. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. № 2. С. 23—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.