Научная статья на тему 'Повышение эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов'

Повышение эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / практическое занятие / взрывоопасный предмет / поиск / обнаружение / локализация. / active teaching methods / practical lesson / explosive subject / search / detection / localization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Федорович Босомыкин

«В мировом сообществе вызывает особую тревогу тенденция количества совершаемых преступлений террористического и экстремистского характера. Безусловно, одними из наиболее опасных являются акты терроризма, которые совершаются в местах массового скопления людей и могут унести десятки жизней мирных граждан. Одна из важнейших задач стоящая перед МВД России, это обеспечение общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Спортивные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга граждан. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность для его охраны представляет проведение таких спортивных игр, как футбол. В период проведения крупных международных спортивных мероприятий особое внимание мировой общественности будет обращено на способность российских правоохранительных органов, обеспечить должный уровень безопасности при проведении спортивных состязаний. Особенно в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года. В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности профессионального обучения сотрудников МВД России к действиям по поиску, обнаружения и локализации взрывоопасных предметов. Описаны преимущества активных форм обучения основанных на моделировании ситуаций оперативно-служебной деятельности с использованием технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП. Приведен пример проведения практического занятия на специализированном полигоне с использованием технических средств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрей Федорович Босомыкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING EFFICIENCY TRAINING POLICE OFFICERS TO ACTION SEARCH, DETECTION AND LOCALIZATION OF EXPLOSIVE SUBJECTS

«In the world community, the tendency of the number of crimes of a terrorist and extremist nature is of particular concern. Of course, one of the most dangerous is the acts of terrorism that are committed in places of mass congestion and can carry dozens of lives of civilians. One of the most important tasks facing the Ministry of Internal Affairs of Russia is to ensure public safety during sports and other mass events. Sporting events are traditionally one of the popular forms of mass leisure of citizens. By mass visits and the degree of influence on the state of public order, the greatest difficulty for its protection is the holding of such sports games as football. During the period of major international sporting events, special attention will be paid to the ability of Russian law enforcement agencies to provide the necessary level of safety during sports competitions. Especially in the period of the 2018 World Cup in the Russian Federation. This article examines the methodology for increasing the effectiveness of professional training for Russian Ministry of Internal Affairs employees in the search, detection and localization of explosive items. Advantages of active forms of training based on modeling situations of operational and service activity are described with the use of technical means of search, detection and localization of GPs. An example of conducting a practical lesson at a specialized training ground with the use of technical means is given».

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов»

© А.Ф. Босомыкин, 2018 УДК 378 ББК 74

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ПОИСКУ, ОБНАРУЖЕНИЮ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Андрей Федорович Босомыкин,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, подполковник полиции

E-mail: bos55@yandex.ru.

Научный руководитель: С.Н. Тихомиров, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогика УНКПСД Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. «В мировом сообществе вызывает особую тревогу тенденция количества совершаемых преступлений террористического и экстремистского характера. Безусловно, одними из наиболее опасных являются акты терроризма, которые совершаются в местах массового скопления людей и могут унести десятки жизней мирных граждан. Одна из важнейших задач стоящая перед МВД России, это обеспечение общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Спортивные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга граждан. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность для его охраны представляет проведение таких спортивных игр, как футбол. В период проведения крупных международных спортивных мероприятий особое внимание мировой общественности будет обращено на способность российских правоохранительных органов, обеспечить должный уровень безопасности при проведении спортивных состязаний. Особенно в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года. В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности профессионального обучения сотрудников МВД России к действиям по поиску, обнаружения и локализации взрывоопасных предметов. Описаны преимущества активных форм обучения основанных на моделировании ситуаций оперативно-служебной деятельности с использованием технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП. Приведен пример проведения практического занятия на специализированном полигоне с использованием технических средств».

Ключевые слова: активные методы обучения, практическое занятие, взрывоопасный предмет, поиск, обнаружение, локализация.

Для цитирования: Босомыкин А.Ф. Повышение эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):280-4.

IMPROVING EFFICIENCY TRAINING POLICE OFFICERS TO ACTION SEARCH, DETECTION AND LOCALIZATION OF EXPLOSIVE SUBJECTS

Andrey F Bosomykin,

Adjunct of the faculty for the training of scientific and pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Senior Lecturer of the department of special disciplines Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, lieutenant colonel of the police

Abstract. «In the world community, the tendency of the number of crimes of a terrorist and extremist nature is of particular

concern. Of course, one of the most dangerous is the acts of terrorism that are committed in places of mass congestion and can carry dozens of lives of civilians. One of the most important tasks facing the Ministry of Internal Affairs of Russia is to ensure public safety during sports and other mass events. Sporting events are traditionally one of the popular forms of mass leisure of citizens. By mass visits and the degree of influence on the state of public order, the greatest difficulty for its protection is the holding of such sports games as football. During the period of major international sporting events, special attention will be paid to the ability of Russian

law enforcement agencies to provide the necessary level of safety during sports competitions. Especially in the period of the 2018 World Cup in the Russian Federation. This article examines the methodology for increasing the effectiveness of professional training for Russian Ministry of Internal Affairs employees in the search, detection and localization of explosive items. Advantages of active forms of training based on modeling situations of operational and service activity are described with the use of technical means of search, detection and localization of GPs. An example of conducting a practical lesson at a specialized training ground with the use of technical means is given».

Keywords: active teaching methods, practical lesson, explosive subject, search, detection, localization.

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Безусловно, совершаемые преступления террористического характера являются наиболее опасными, особенно когда они совершаются в местах массового скопления людей и могут унести десятки жизней мирных граждан.

Современные террористические акты — это далеко не случайные террористические акты, это специально организованная, часто почти профессиональная деятельность целенаправленно подготавливаемых в течение долгого времени боевиков и специальных агентов (разделение труда делает террористические группы малоуязвимыми как на этапе подготовки, так и после проведения террористического акта) [11, с. 78].

В связи с этим от правоохранительных органов требуются решительные меры и новые технологии, которые можно противопоставить угрозе совершения террористических актов.

В правоохранительной системе Российской Федерации одной из наиболее эффективных структур, являются органы внутренних дел. Их значимость заключается в многофункциональности и оперативности реагирования на изменения оперативной обстановки. Органы внутренних дел призваны ре-ализовывать разнообразные функции для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерация, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [1, с. 1].

Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации является необходимым условием стабильного и поступательного развития общества и государства.

Одной из наиболее актуальных сфер общественной безопасности на сегодняшний день является обеспечение порядка при проведении культурных, спортивных и иных массовых мероприятий. Проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года делает эту задачу еще более актуальной.

Крупные спортивные мероприятия, особенно мирового уровня, являются одной из главных мишеней для террористических организаций. Поэтому, министром внутренних дел Российской Федерации поставлена задача, организовать повышение квалификации сотрудников территориальных органов МВД России по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года. В обязанности, которых входит поиск, обнаружение и локализация взрывоопасных предметов (далее — ВОП).

Сущность подготовки сотрудников по обследованию объектов на предмет антитеррористической и противодиверсионной безопасности в период подготовки и проведения в Российской Федерации крупных спортивных международных соревнований заключается в приобретении знаний, умений, навыков и формировании компетенций, необходимых для самостоятельного исполнения служебных обязанностей, за короткий курс повышения квалификации.

Требования к сотрудникам данной категории, значительно повышены, что в свою очередь требует взвешенного научно-педагогического и психологического подходов, с учетом выбора эффективных, апробированных методов и методик. Это в свою очередь влияет на то, каким образом будут сформированы компетенции сотрудников.

Проблемы повышения эффективности и организации качества профессионального обучения работников ОВД РФ, освещались в научных работах и публикациях таких ученых как А.В. Буданова,

А.С. Батышева, И.В. Горлинского, А.Т. Иваниц-кого, В.Я. Кикотя, И.О. Котенева, В.Л. Кубышко, И.А. Латковой, В.Г. Михайловского, Ю.Н. Назарова, Е.Е. Тонкова и многих др. [10, с. 46].

В педагогической науке выявлены и экспериментально изучены отдельные аспекты повышения качества образования посредством использования инновационных педагогических технологий в учебном процессе, это нашло отражение в работах И.В. Галковской, Е.Ф. Глебовой, В.М. Монахова, Т.А. Суртаевой, И.А. Фроловой, Т.И. Шамовой, А.В. Шабанова и др.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Ее задачей является точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения [6, с. 126].

К числу инновационных технологий обучения относится технология имитационного моделирования, при использовании которой происходит формирование профессиональных компетенций сотрудников ОВД РФ через погружение в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях.

Главной особенностью имитационного моделирования является игровой характер, который в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей. В процессе ролевого взаимодействия происходит решение учебных и смоделированных практических задач, обмен ценностями, знаниями, умениями в ходе реализации конкретных педагогических задач.

Каждая роль в игре приобретает определенную личностную окраску, в ней фиксируются профессионально значимые или профессионально недопустимые черты личности. Разыгрывание действия происходит в ситуации, сопровождающейся возникновением различных реакций ее участников и требующей от них мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей [6, с. 127].

Поэтому, основная задача обучения сотрудников территориальных органов МВД России к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов (далее — ВОП) заключается в том, чтобы максимально приблизить условия обучения к условиям служебной деятельности сотрудников

[9, с. 283]. При обследовании объектов, где будут проходить культурные, спортивные и иные массовые мероприятия у сотрудников могут возникнуть и психологические трудности, в случае обнаружения ВОП, что приведет к снижению эффективности их деятельности. Пристальное внимание должно быть уделено и психологической подготовки, нацеленной на достижение высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к действиям в ситуациях связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Она призвана обеспечить эффективную деятельность сотрудника, а также успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач по поиску, обнаружению и локализации ВОП [5, с. 26].

В зависимости от того как будет обеспечен учебный процесс методическими материалами и техническими средствами поиска, обнаружения и локализации ВОП, зависит, успеет ли обучаемый приобрести за установленный срок обучения недостающие ему для служебной деятельности знания и навыки работы и в конечном счете повысить свой профессиональный уровень. Именно поэтому в подготовке сотрудников немаловажное значение приобретает применение активных форм обучения.

С 2015 по 2016 гг. в Брянском филиале Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (далее — БФ ВИПК МВД России) мной был проведен опрос более 400 сотрудников полиции в служебные обязанности, которых входит поиск, обнаружение и локализация ВОП [4, с. 40].

В ходе анализа результатов, было выявлено, что у данной категории сотрудников недостаточно теоретических знаний и практических умений по обследованию объектов на предмет антитеррористической и противодиверсионной безопасности.

По мнению большинства сотрудников, наиболее сложным является обследование таких объектов как: стадионы, вокзалы, площади.

Решение этих задач в учебном процессе будет более эффективным, если использовать метод моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности. На таком занятии проявляется мастерство преподавателя, его творческий подход, но есть важная особенность моделирования ситуаций — они должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности обучаемых, а не быть выду-

манными По понятным причинам полностью создавать такие ситуации на практических занятиях невозможно. Тем не менее, преподаватель должен создать ситуацию максимально приближенную к реальной.

Для повышения качества подготовки сотрудников с применением технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП, в процессе выполнения практических заданий, осуществляется изменение условий, связанное с различными участками местности, сооружений и т.д. Но при этом применяется индивидуальный подход, где учитываются их личностные качества.

Практические задания, обучаемые выполняют самостоятельно с соблюдением мер безопасности, под контролем преподавателя. По окончании выполнения каждого задания происходит объявление результатов, указываются совершенные ошибки и их правильное решение.

Активность обучаемых надо умело поддерживать тщательной подготовкой занятия, хорошим материально-техническим обеспечением, созданием проблемной ситуации в ходе его проведения, обучением самостоятельному поиску необходимой информации и оказанием им помощи в разрешении возникших проблем. Практические занятия выражают одну из качественных сторон учебного процесса, которая проявляется в том, что приобретение знаний умений и навыков, формирование компетенций осуществляется на основе конкретных образов и представлений, вызываемых у обучаемых применением технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП. Данные технические средства при правильном их применении позволяют моделировать различные условия оперативно-служебной деятельности ОВД. Следует отметить, что только одного обеспечения практического занятия техническими средствами будет недостаточно для приобретения умений и навыков, необходимо так организовать занятие, чтобы все обучаемые были активными его участниками, а не просто наблюдателями.

Для этого, нужно учитывать, что практическое занятие с применением технических средств проходит в малых группах, а это значит, что необходимо организовать несколько учебных мест.

Поэтому, преподаватель должен заранее определить состав учебных групп, последовательность смены учебных мест. Кроме того, он определяет ор-

ганизацию подготовки обучающихся и учебных мест к занятию, методику проверки знаний по мерам безопасности и соблюдению порядка работы с указанными техническими средствами. А также, должен подготовить задания на практическое занятие.

Для обеспечения безопасности на практических занятиях с применением технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП желательно группу поделить на подгруппы численностью не более 10 человек. При делении учебной группы на подгруппы необходимо учитывать особенности личностных характеристик обучаемых.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия.

Практические занятия с моделированием оперативно-служебной деятельности (с использование учебно-имитационных макетов ВОП) способствуют развитию оперативно-тактического мышления, которое выражается в быстром и правильном оценивании сложившейся ситуации, принятии и реализации решения с помощью тактико-технических действий. На таких занятиях обучающиеся приобретают устойчивость к психологическим стресс-факторам при работе с ВОП.

Поэтому, практические занятия должны проходить на специализированных полигонах с использованием специальных технических средств, применяемых в работе сотрудниками по поиску, обнаружению и локализации ВОП. И это не случайно, поскольку привить навыки, например, поиска ВОП в зданиях и сооружениях, а также применения различных технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП невозможно не выходя из учебных классов, не моделируя реальные жизненные ситуации. Обучение сотрудников поиску, обнаружению и локализации ВОП, это освоение данных тем не в аудитории, а в реальном деле, формирование профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время. На передний план, по сравнению с традиционными занятиями, должны быть поставлены занятия с использованием методов анализа конкретных ситуаций, моделируемых ситуаций и т.п. Моделирование ситуаций позволяет соотнести учебную информацию с профессиональной деятельностью сотрудника [2, с. 32].

Таким образом, для повышения эффективности обучения сотрудников полиции к действиям по поиску, обнаружению и локализации взрывоопасных предметов, на практических занятиях целесообразно использовать: активные методы обучения, основанные на моделировании ситуаций оперативно-служебной деятельности; проведение занятий на специализированных полигонах с использованием технических средств поиска, обнаружения и локализации ВОП; выездные занятия по обследованию стадионов, вокзалов на наличие ВОП с привлечение практических работников.

Литература

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ.

2. Астафьев Н.В. Повышение профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2.

3. Барабанова С.В. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации: правовое регулирование и технологии // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2011. Т. 6.

4. Босомыкин А.Ф. Актуальные вопросы подготовки сотрудников — взрывотехников спецподразделений МВД России // Научно-практический альманах МВД России «Профессионал». № 6 (134) 2016.

5. Возженикова О.С. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел:

состояние, проблемы и пути совершенствования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Краснодарский университет МВД России. 2016.

6. Гуляев В.Н. Оптимизации технологических подходов к обучению курсантов военных вузов // Мир образования — образование в мире. 2014. № 1.

7. Демидов Ю.Н., Груненков Ю.П., Рато-ва И.В. Подготовка и проведение учебных занятий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России [Текст]: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2015.

8. Дикарев В.Г., Григорьев В.Н. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Полицейская деятельность. 2013. № 1.

9. Иванова С.И. Практико-ориентированное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26.

10. Кубышко В.Л. (общ.ред.), авторский коллектив Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и др. «Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел». Учебник в 2 ч. М.: ДГСК МВД России, 2015.

11. Руденко А.А. Сущность определений «терроризм» и «международный терроризм» // Инновационный центр развития образования и науки. 2016.

Е

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.