Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / MODERNIZATION / EDUCATION IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / PARENTS / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / MODERN EDUCATIONAL MEANS / PEDAGOGICAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Федорова Наталья Игоревна

Известно, что семья для ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта - первая и иногда единственная среда, формирующая его личность и образ жизни. Применяемые в домашних условиях средства и методические приемы адаптивной физической культуры, увеличивая объем организованной двигательной активности, оптимизируют эффективность адаптивного физического воспитания больного ребенка. Цель исследования - определить целесообразность применения со временных средств и прогрессивных форм обучения для повышения педагогической компетентности родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в сфере адаптивного физического воспитания. Очевидно, что одним из важных условий повышения эффективности участия родителей в адаптивном физическом воспитании в домашних условиях детей 3-7 лет с нарушением интеллекта является модернизация педагогических технологий, предусматривающая использование в образовательном процессе современных высокотехнологичных средств и методических приемов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Федорова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PARENTS OF 3-7 YEARS OLD CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

It is known that for a preschool child with intellectual disabilities the family is the first and sometimes the only environment that forms his personality and lifestyle. Home means and methodological methods of adaptive physical education, increasing the organized physical activity, optimize the effectiveness of adaptive physical education of a sick child. The purpose of the research is to determine the feasibility of using of the modern means and progressive forms of education to increase the pedagogical competence of parents of 3-7 years old children with intellectual disabilities in the field of adaptive physical education. Obviously, one of the important conditions for increasing the effectiveness of parents' participation in adaptive physical education of 3-7 years old children with intellect disabilities is the modernization of pedagogical technologies. It includes the use of the modern high-tech educational means and methods in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

(91,07±1,45; 125,00±1,68; 98,00±3,01). В конце семестра (90,87±1,51; во время основной части занятия 124,20±1,74; заключительной части занятия 98,40±2,94).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты исследования позволяют констатировать, что занятия оздоровительной гимнастикой, проводимые в условиях Севера, имеют положительное влияние на физическое развитие студентов вуза, однако такие занятия носят только поддерживающий характер, т.е. кардинального улучшения не происходит. Результаты исследования весовых показателей и работы сердечно-сосудистой системы указывают на данный факт. Полученные данные исследования послужат для корректировки дозирования нагрузки на учебных занятиях в условиях Севера. Условия Севера требуют определенных условий для проведения учебных занятий по физической культуре, в частности занятий оздоровительной гимнастикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. -Москва : КНОРУС, 2016. - 214 с.

3. Глухова, М.Ю. Оптимизация психофизического состояния студенток средствами оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре : дис. ... канд. пед. наук / Глухова Марина Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2009. - 169 с.

4. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : дис. ... канд. пед. наук / Приходько Нина Кузьминична.- Хабаровск, 2000. - 144 с.

REFERENCES

1. Apanasenko, G. L. and Naumenko, R.G. (1988,) "Physical health and maximum aerobic capacity of an individual", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 29-31.

2. Vilensky, M.Ya. (2016), Physical culture: textbook, Knorus, Moscow.

3. Glukhova, M.Yu (2009), Optimization of the psychophysical state of students by means of improving gymnastics in physical culture classes, dissertation, St. Petersburg.

4. Prikhodko, N.K. (2000), Optimization of motor activity of students of humanitarian universities in the course of training sessions in physical education, dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2020

УДК 37.01

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма

Аннотация

Известно, что семья для ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта - первая и иногда единственная среда, формирующая его личность и образ жизни. Применяемые в домашних условиях средства и методические приемы адаптивной физической культуры, увеличивая объем организованной двигательной активности, оптимизируют эффективность адаптивного физического воспитания больного ребенка. Цель исследования - определить целесообразность применения со-

временных средств и прогрессивных форм обучения для повышения педагогической компетентности родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в сфере адаптивного физического воспитания. Очевидно, что одним из важных условий повышения эффективности участия родителей в адаптивном физическом воспитании в домашних условиях детей 3-7 лет с нарушением интеллекта является модернизация педагогических технологий, предусматривающая использование в образовательном процессе современных высокотехнологичных средств и методических приемов обучения.

Ключевые слова: модернизация, образование в сфере адаптивной физической культуры, родители, дети с нарушением интеллекта, современные средства обучения, педагогическая компетентность, программа обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p86-91

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PARENTS

OF 3-7 YEARS OLD CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Georgy Nikolaevich Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalya Igorevna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Smolensk State Academy

of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

It is known that for a preschool child with intellectual disabilities the family is the first and sometimes the only environment that forms his personality and lifestyle. Home means and methodological methods of adaptive physical education, increasing the organized physical activity, optimize the effectiveness of adaptive physical education of a sick child. The purpose of the research is to determine the feasibility of using of the modern means and progressive forms of education to increase the pedagogical competence of parents of 3-7 years old children with intellectual disabilities in the field of adaptive physical education. Obviously, one of the important conditions for increasing the effectiveness of parents' participation in adaptive physical education of 3-7 years old children with intellect disabilities is the modernization of pedagogical technologies. It includes the use of the modern high-tech educational means and methods in the educational process.

Keywords: modernization, education in the field of adaptive physical education, parents, children with intellectual disabilities, modern educational means, pedagogical competence, educational program.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в развитии отечественного образования многие авторы отмечают необходимость модернизации содержания и форм его реализации [4]. Потребность в модернизации, по их мнению, вызвана низкой эффективностью достижения качества подготовки обучающихся, реализуемой согласно положениям знаниевой парадигмы образования.

В ряде публикаций в специальной научной и учебно-методической литературе [1, 2] отмечается, что основой парадигмы современного образования является не только изменение содержания и подходов к реализации подготовки обучающихся, но и использование образовательных технологий с инновационными формами и методами обучения. Очевидно, что для модернизации технологий образования родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в сфере адаптивной физической культуры целесообразно применять активное обучение, в котором преобладают современные средства и методы, направленные на усвоение знаний и приобретение необходимых умений для проведения занятий физическими упражнениями в домашних условиях.

В структуре процесса образования родителей основам теории и методики адаптивной физической культуры одно из ведущих мест занимают средства обучения, ориентированные на повышение его эффективности и качества, подготовку родителей к проведению занятий коррекционными упражнениями с детьми 3-7 лет с нарушением интеллекта

в домашних условиях.

Цель исследования - определить целесообразность применения современных средств и прогрессивных форм обучения для повышения педагогической компетентности родителей детей 3-7 лет с нарушениями интеллекта в сфере адаптивного физического воспитания.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследование 123 родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта проведено с использованием теоретических (анализ, синтез, обобщение) и эмпирических (наблюдение, качественное сравнение) методов, на базе ФГБОУ ВО «СГАФКСТ», г. Смоленска.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обучение родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта проводилось с использованием современных средств, методов, форм занятий, что способствовало их активному включению в образовательно-воспитательный процесс (таблицы 1, 2).

Вид работы Всего часов

Контактная работа с родителями 48

Лекции 6

Семинары 10

Практические занятия 18

Круглый стол 4

Групповой тренинг 4

Индивидуальные консультации 6

Самостоятельная работа 20

Итоговый контроль 4

Общая трудоемкость 72

Таблица 2 - Современные средства обучения в образовательном процессе родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта_

Средства обучения Вид работы

Лекция Семинар Практические занятия Круглый стол Индивидуальные консультации Групповой тренинг

Видео лекция +

Интерактивная (проблемная) лекция +

Вебинар + +

Виртуальная консультация + +

Виртуальный тьютериал + +

Универсальные печатные раздаточные материалы + + + + + +

Установлено, что представленные в таблице 1 данные об объеме и видах педагогической работы и в таблице 2 применяемые современные средства обучения позволяют разработать концептуальные положения модернизации педагогического образования родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта:

1. Самостоятельная познавательная деятельность родителей находится в центре процесса обучения.

2. Формирование умения родителей самостоятельно получать знания, используя различные источники информации, различные способы познавательной деятельности, умение работать с информацией.

3. Обеспечение познавательной деятельности родителей, которая не ограничивает получение знаний, но предполагает их применение для решения разнообразных проблем в воспитании ребенка с нарушением интеллекта.

4. Активное взаимодействие как с педагогом - координатором образовательного процесса, так и с другими партнерами.

5. Систематичность системы контроля, на основе оперативной обратной связи (оперативное обращения к педагогу или консультанту в удобное для родителей время).

По мнению [5], средства обучения - это источники получения знаний и формирования умений. Средства обучения, используемые в настоящее время, можно разделить на две основные группы:

1. Традиционные средства (на печатной основе);

2. Инновационные средства (мультимедийные технологии).

Современные средства обучения выполняют следующие функции:

1. Информационную - является источником информации.

2. Дидактическую - способствует в доступном виде передаче учебной информации, формированию умений и навыков.

3. Мотивационную - способствует повышению эффективности учебно-познавательной деятельности родителей детей с нарушением интеллекта.

4. Контрольную - позволяет улучшить педагогическую диагностику результатов обучения родителей.

На основе изучения образовательных потребностей, запросов и ожиданий родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта нами были разработаны программы обучения родителей детей с аутизмом и ЗПР участию в адаптивном физическом воспитании в домашних условиях, учитывающие нарушения психосоматического статуса ребенка, особенности современной семьи, возраст родителей, потребность семьи и т.п., в которых ведущими современными средствами обучения являлись электронные образовательные ресурсы:

Видео-лекция. Разновидность лекций, реализуемых посредством видео съемки. Лекция имеет сокращенный вид, состоит из схем, таблиц, фотографий и видеофрагментов, которые демонстрируются в процессе изложения материала лекции. [6].

Следует отметить, что современные средства обучения не способны заменить традиционную лекцию, однако посредством интерактивных средств обучения лекция становится дифференцированной, учитывающей специфику аудитории, и территориальное нахождение обучающихся родителей.

Интерактивная (проблемная) лекция была основной формой в процессе обучения родителей, представляет собой выступление педагога перед аудиторией в течение 2 академических часов с применением различных активных форм обучения: дискуссия или беседа; модерация (наиболее полное вовлечение всех участников лекционного занятия в процесс изучаемого материала); демонстрация слайд-презентации или фрагментов учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь [6].

Вебинар является виртуальным семинаром, организованным с применением Шег-пй-технологий. Родители детей с нарушением интеллекта делали доклад, педагог задавал вопросы, родители на них отвечают.

Виртуальная консультация являлась одним из средств обучения родителей детей с нарушением интеллекта, наиболее часто применялась при организации самостоятельной работы при изучении разнообразных интерактивных учебных материалов.

Виртуальный тьюториал используется с целью закрепления и корректировки знаний и умений, полученных самостоятельно. Тьюториалы проводились в виде тренингов, групповых дискуссий, деловых игр, решения кейсов.

Нами также были разработаны различного рода средства, представленные как на бумажных носителях, так и в виде компьютерных файлов. В эту группу вошли универсальные печатные раздаточные материалы. Речь идет о тиражированных средствах обучения, которые выдавали каждому родителю, для регулярного использования в домашних условиях, предназначенных для занятий физическими упражнениями с детьми с наруше-

нием интеллекта. Раздаточные материалы родители использовали для работы на занятиях физическими упражнениями в домашних условиях, а также для контроля и самоконтроля учебных достижений. В качестве раздаточного материала использовались учебные пособия, различные задания; бланки тестового контроля; ситуационные материалы, используемые в деловых играх или в ходе выполнения самостоятельной работы, а также справочные и нормативные материалы.

Универсальные печатные раздаточные материалы выполняли различные функции:

1. Ориентирующую - в виде плана занятий физическими упражнениями, перечня рекомендуемой литературы и других сведений, предоставляющих информацию родителям о содержании занятий или предстоящей самостоятельной работы;

2. Дублирующую - предоставляются материалы, которые предъявляются родителям при помощи технических средств обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анализа специальной литературы и приведенных выше данных отражают целесообразность применения современных средств и прогрессивных форм обучения для повышения педагогической компетентности родителей детей 3-7 лет с нарушением интеллекта в сфере адаптивного физического воспитания на основе разработанных нами концептуальных положений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амет-Уста, З.Р. Современные образовательные технологии / З.Р. Амет-Уста, С.А. Вовк // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - № 6 (139). - С. 92-95.

2. Дистанционное обучение в вузе / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 1 (13). - С. 129-138. - URL : https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/259/ (дата обращения: 01.01.2020).

3. Маслова, А. А. Роль семьи в воспитании личности ребенка дошкольного возраста / А. А. Маслова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3 (6). - С. 21-23.

4. Оганнисян, Л.А. Инновационные педагогические технологии в современной школе / Л.А. Оганнисян, Ю.А. Мищенко // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 3 (1). - С. 47-50.

5. Родионова, А.В. Педагогический глоссарий : методическая разработка / А.В. Родионова. - Липецк : [б. и.], 2010. - 10 с.

6. Ручков, А.А. Информационные технологии в современной системе образования / А.А. Ручков // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 57-60.

7. Федорова, Н.И. Проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта / Н.И. Федорова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 4 (73). - С. 369-370.

REFERENCES

1. Amet-Usta, Z.R. and Vovk, S.A. (2019), "Modern educational technologies", Problems of modern science and education, No. 6 (139), pp. 92-95.

2. Vodolad, S.N., Zaykovskaya, M.P., Kovaleva, T.V. and Savelyeva, G.V. (2010), "Distance learning at a University", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk state University, No. 1 (13), pp. 129-138, available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/259/.

3. Maslova, A.A. (2016), "The role of the family in the upbringing of a preschool age childs personality", Tavrichesky scientific reviewer, No. 1-3 (6), рр. 21-23.

4. Hovhannisyan, L.A. and Mishchenko, YuA. (2015), "Innovative pedagogical technologies in modern schools", Tavrichesky scientific reviewer, No. 3 (1), рp. 47-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rodionova, A.V. (2010), Pedagogical Glossary. Methodological development, Lipetsk.

6. Rychkov, A.A. (2015), "Information technologies in the modern education system", Bulletin of the Penza state University, No. 1 (9), рp. 57-60.

7. Fedorova, N.I. (2016), "Problems of optimizing of adaptive physical education of preschool children with disabilities in family life", Scientific notes of the Orel state University. Series: Humanities

and social Sciences, No. 4 (73), рр. 369-370.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.06.2020

УДК 796.055.2

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С

ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ЙОГАЛАТЕСА НА ВЕСОРОСТОВЫЕ, АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И КАЛИПОМЕТРИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Анатольевна Живуцкая, старший преподаватель, Татьяна Михайловна Булко-

ва, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье представлена методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением комплексной методики йогалатеса с женщинами второго периода зрелого возраста. Отличительной особенностью методики является комбинирование методик йоги и пилатеса в сочетании с индивидуальной работой к занимающимся. Обоснована эффективность разработанной методики на коррекцию телосложения и снижение массы тела женщин второго зрелого возраста. В экспериментальной группе достигнуто достоверно большее улучшение весоростовых, ряда антропометрических и калипометрических показателей по сравнению с группами, занимающимися по классической программе Пилатеса и традиционной системе хатха-йоги.

Ключевые слова: комплексная методика йогалатеса, женщины второго периода зрелого возраста, весоростовые, антропометрические, калипометрические показатели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p91-95

INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL CLASSES WITH USE OF THE COMPREHENSIVE YOGALATES METHODOLOGY ON HEIGHT AND WEIGHT, ANTHROPOMETRIC AND CALIPOMETRIC INDICATORS OF THE

SECOND MATURE AGE WOMEN Irina Antonovna Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, the department chair, Irina Anatolyevna Zhivutskaya, the senior teacher, Tatyana Mikhaylovna Bulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture,

Sports and Tourism

Abstract

The article presents the methodology of physical culture and recreational trainings with the use of the comprehensive technique of yogalates with the second mature age women. The distinctive feature of the technique is the combination of yoga and Pilates techniques in combination with individual work with trainees. The effectiveness of the developed technique on body correction and loss of weight of the second mature age women was substantiated. In the experimental group, significantly greater improvement in the height and weight, number of anthropometric and calipometric indicators was achieved comparing with the groups going in for the classical pilates program and the traditional system of hatha-yoga.

Keywords: comprehensive methodology of yogalates, the second mature age women, height, and weight, anthropometric, calipometric indicators.

Одной из выраженных тенденций развития современных физкультурно-оздоровительных программ являются методики, построенные на основе двух и/или более известных систем оздоровления. Данные методики показывают большую, по сравнению с монометодиками, эффективность (Л.Д. Батищева, 2007, О.В. Сапожникова, 2011). Одним

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.