УДК 37.018
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма
Аннотация
Семье принадлежит важная роль в воспитании детей. Семья, как субъект воспитательной деятельности сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях. На сегодняшний день проблеме воспитания и обучения детей с задержкой психического развития уделяется большое внимание. Цель исследования - разработать педагогические компетенции для повышения уровня родительской компетентности в вопросах адаптивного физического воспитания детей 3-7 лет с ЗПР. Исследование проводилось на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма в течение 2018-2019 гг. При внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс родителей детей 3-7 лет с задержкой психического развития была вскрыта проблема отсутствия научно-обоснованной системы реализации данного подхода в адаптивном физическом воспитании, реализованном в домашних условиях. Разработана программа формирования педагогических компетенций, необходимых родителям для осуществления адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей 3-7 лет с ЗПР. В результате получена положительная динамика психического и физического развития ребенка в семье.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, семья, обучение, родители детей дошкольного возраста, задержка психического развития, занятия в домашних условиях, программа, педагогические компетенции.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p422-426
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN A FAMILY OF CHILDREN AGED 3-7 YEARS OLD WITH MENTAL RETARDATION
Natalya Igorevna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
The family plays the main role in the bring-up of children. The family, as a subject of educational activity, is focused on the role of the family in the formation of personality, on its educational potential and educational needs. Today, much attention is paid to the problem of bring-up and educating children with intellectual disabilities. The purpose of the research is to develop pedagogical competencies to increase the level of parental competence in the process of adaptive physical education of 3-7 years old children with intellectual disabilities. The research was conducted on the basis of the Smolensk State Academy of Physical Culture of Sports and Tourism (Smolensk) during a 2018-2019 year. Introducing the competency-based approach into the educational process of parents of 3-7 year old children with intellectual disabilities, the problem of the lack of the scientifically based system for implementing this approach in the process of adaptive physical education implemented at home was revealed. A program has been developed for the formation of pedagogical competencies necessary for parents to implement adaptive physical education at home for 3-7 years old children with intellectual disabilities. As a result, the positive dynamics of the child's mental and physical development in the family was obtained.
Keywords: adaptive physical education, family, training, education, parents of preschool children, mental retardation, home trainings, program, pedagogical competencies.
ВВЕДЕНИЕ
В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и
воспитания ребенка [5].
Семье принадлежит важная роль в воспитании детей, так как ребенок значительную часть своей жизни проводит в родительском доме, родители имеют возможность уделять его воспитанию гораздо больше времени, чем образовательные учреждения. Постоянный контакт с ребенком дает возможность родителям глубже изучить его индивидуальные психологические, интеллектуальные и физические возможности и в соответствии с этим воспитывать его, коррегируя недостатки и развивая положительные задатки личности ребенка [5, 7].
На сегодняшний день проблеме воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется большое внимание [1, 2]. Это обусловлено тем, что количество детей с проблемами интеллектуального развития увеличивается. Развитие двигательных способностей детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Преодоления двигательных нарушений у детей ЗПР в домашних условиях обуславливает не только позитивные изменения в их двигательной деятельности, но и в психофизическом развитии ребенка в целом [4].
Становление родительской компетентности - сложный процесс, который осуществляется не только в ходе семейного самообразования, но и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений [6].
Цель исследования - разработать педагогические компетенции для родителей, проверить их сформированность в процессе адаптивного физического воспитания в семье детей 3-7 лет с ЗПР.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма в течение 2018-2019 гг. На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по изучаемому вопросу. На втором этапе были разработаны педагогические компетенции для родителей. На третьем этапе проходила оценка сформированности педагогических компетенций у родителей (п=48), в процессе адаптивного физического воспитания детей с ЗПР.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Адаптивное физическое воспитание в семье детей 3-7 лет с ЗПР направлено на физическое и психическое развитие, а также совершенствование двигательных возможностей [2].
Специфика занятий адаптивной физической культурой для детей с ЗПР заключается в том, что помимо таких задач как гармоничное физическое развитие, формирование двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств добавляются коррекционные задачи, направленные на преодоление данного заболевания. Весь процесс занятий адаптивной физической культурой имеет коррекционную направленность и призван способствовать общему физическому и психическому развитию детей.
При внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс родителей детей 3-7 лет с ЗПР была вскрыта проблема отсутствия научно-обоснованной системы реализации данного подхода в адаптивном физическом воспитании, реализованном в семье [3]. Выявленная проблема предопределила изучение и анализ специальной научно-методической литературы с целью определения компетенций в системе обучения основам теории и методики адаптивного физического воспитания родителей детей 3-7 лет с ЗПР.
На наш взгляд, с помощью компетентностной модели можно спрогнозировать, как родители детей с ЗПР смогут осуществлять адаптивное физическое воспитание ребенка в
домашних условиях. Для этого необходимо определить набор компетенций, которые определяют эффективное выполнение данного процесса, а также выбрать соответствующую методику их отбора.
Разработка модели компетенций родителей включала следующие этапы:
1. Формулирование базовых целей (задач) адаптивного физического воспитания в семье детей с ЗПР;
2. Формулирование перечня педагогических компетенций, обеспечивающих эффективность результата осуществления адаптивного физического воспитания в семье детей с ЗПР;
3. Определение критериев оценивания результатов обучения.
В результате были предложены следующие педагогические компетенции:
ПК-1 - гностическая (способен развивать психические и физические качества детей с отклонениями в состоянии здоровья в домашних условиях);
ПК-2 - менторская (способен организовывать работу по проведению занятий адаптивной физической культуры в домашних условиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья);
ПК-3 - личностного самосовершенствования (способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического и психического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья в домашних условиях).
Программа обучения родителей, проведению адаптивного физического воспитания в домашних условиях с детьми 3-7 лет с ЗПР, включает использование индивидуальных и групповых форм работы.
Объем и виды педагогической работы: лекции (6 часов), семинары (10 часов), практические занятия (18 часов), круглый стол (4 часа), групповой тренинг (4 часа), индивидуальные консультации (6 часов), самостоятельная работа (20 часов), итоговый контроль (4 часа). Общая трудоемкость составила 72 часа.
Результатом сформированности педагогических компетенций в процессе обучения родителей являются знания, умения и владение опытом их применения на практике:
ПК-1: Знает: роль и место адаптивной физической культуры в абилитации и социальной интеграции детей 3-7 лет с ЗПР; психофизические особенности развития детей 37 лет с ЗПР. Умеет: использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для детей 3-7 лет с ЗПР; дифференцированно использовать известные методики с учетом особенностей детей 3-7 лет с ЗПР. Имеет опыт: теоретических знаний и практических умений по применению современных средств и методов двигательного развития детей 3-7 лет с ЗПР.
ПК-2: Знает: формы организации занятий адаптивной физической культурой; пути обогащения собственных знаний. Умеет: находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения занятий компенсирующего и коррекционно-развивающего образования детей 3-7 лет с ЗПР; использовать современные педагогические технологии по развитию психической и двигательной сферы детей 3-7 лет с ЗПР. Имеет опыт: использования различных методов и форм организации физкультурных занятий, строящихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей 3-7 лет с ЗПР; установления педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми 3-7 лет с ЗПР.
ПК-3: Знает: средства и методы адаптивной физической культуры; значимость занятий адаптивной физической культурой с детьми с ЗПР, и осознает свою роль в этом процессе. Умеет: применять методы качественной и количественной оценки уровня психосоматического состояния детей 3-7 лет с ЗПР. Имеет опыт: использования различных методов и форм организации физкультурных занятий, строящихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей 3-7 лет с ЗПР; установления педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми 3-7 лет с ЗПР.
Результатом сформированности педагогических компетенций служит оценка осуществления адаптивного физического воспитания в семье детей с ЗПР. В начале и по окончанию исследования родителям детей 3-7 лет с ЗПР была предложена диагностика психофизического развития ребенка, в виде тестов. Оценка качества выполнения тестов проводится в баллах: минимальный балл 0, максимальный - 3. Результаты представлены на рисунках 1, 2.
123456789 10
до эксперимента ■ после эксперимента Примечание: 1. Передвижение приставными шагами влево/вправо (расстояние 2-3 м.), 2. Ходьба, со сменой направления огибая конусы или другие предметы на полу (расстояние 2-3 м), 3. Удержание равновесия в положении стоя на линии одна нога за другой (пяточно-носочная поза), руки прямые, подняты вперёд на уровне плеч, 4. Ходьба вперед по обозначенной линии на полу длинной 2-3 м и шириной 2 см, 5. Умение поймать мяч двумя руками с расстояния 1-2 метра, 6. Бросок-передача мяча двумя руками от груди «партнеру» на расстояние 1-2 м, 7. Нанизывание бус разного диаметра на леску 0.8 см, 8. Рисование по точкам, 9. Найди отличия, 10. «Собери пазлы».
Рисунок 1 - Динамика показателей психофизического развития детей 3-4 лет с ЗПР
3,5
123456789 10
до эксперимента ■ после эксперимента Примечание: 1. Передвижение приставными шагами влево/вправо (расстояние 5-7м.), 2. Ходьба, со сменой направления огибая конусы или другие предметы на полу (расстояние 5-7м.), 3. Удержание равновесия в положении стоя на линии одна нога за другой (пяточно-носочная поза), руки прямые, подняты вперёд на уровне плеч, 4. Ходьба вперед по обозначенной линии на полу длинной 2-3 м и шириной 2 см, 5. Умение поймать мяч двумя руками с расстояния 1-2 метра, 6. Бросок-передача мяча двумя руками от груди «партнеру» на расстояние 1-2м, 7. Нанизывание бус разного диаметра на леску 0.5 см, 8. Рисование по точкам, 9. Найди отличия, 10. «Собери пазлы».
Рисунок 2 - Динамика показателей психофизического развития детей 5-7 лет с ЗПР
ВЫВОДЫ
В результате исследования обоснована целесообразность процесса обучения родителей детей 3-7 лет с ЗПР основам теории и методики адаптивного физического воспитания на основе компетентностного подхода. Разработана программа формирования педагогических компетенций, необходимых родителям для осуществления адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей 3-7 лет с ЗПР.
Эффективность адаптивного физического воспитания в семье детей 3-7 лет с ЗПР подтверждает положительная динамика результатов психофизического развития ребенка
с ЗПР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильмурзина, Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития / Л.М. Ильмурзина // Между народный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 2.- С. 32-35.
2. Исмаилов, Ш.О. Эффективность физкультурно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Ш.О. Исмаилов, М.Г. Магомедов, Г. Д. Абдулбасиров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 4 (11) - С. 73-78.
3. Лебедева, К.М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода / К.М. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 84-93.
4. Летова, Е.А. Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития / Е.А. Летова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017 - № 1 (143). - С. 112-115.
5. Сагилян, Э.М. Семья как важнейший институт социализации личности/ Э.М. Сагилян // Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 1. - С. 28-31.
6. Федорова, Н.И. Компетентностно-ориентированная технология физкультурного образования родителей, необходимого для участия в абилитации детей с нарушениями интеллекта / Н.И. Федорова, И.И. Бахрах // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 3 (20). - С. 78-82.
7. Шелехов, А.А. Вовлечение родителей в процесс физического воспитания детей с нарушением интеллекта, как фактор нормализации родительских установок / А.А. Шелехов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2017. - № 4 (146). - С. 311-315.
REFERENCES
1. Ilmurzina, L.M. (2016), "Modern aspects of the development of children with mental retardation", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 2, рр. 32-35.
2. Ismailov, Sh.O., Magomedov, M.G. and Abdulbasirov, G.D. (2017), "The effectiveness of physical culture and recreational program in the process of physical education of preschool children with mental retardation", News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences, No. 4 (11), рр. 73-78.
3. Lebedeva, K.M. (2014), "The pedagogical competence of parents of preschool children: the structure and methods of its measurement in the context of a personal approach", Preschool education, No.6, рр. 84-93.
4. Letova, E.A. (2017), "The effect of adaptive physical education classes aimed at the correction of cognitive sphere and physical fitness of children with mental retardation", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), рр. 112-115.
5. Sagilyan, E. M. (2018), "Family as the most important institution of personality socialization", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No. 1, рр. 28-31.
6. Fedorova, N.I., Bahrakh, I.I. (2018), "Competency-based technology of physical education of parents, which is necessary for participation in the habilitation of children with intellectual disabilities", Science and Sport: Modern Trends, No. 3 (20), рр.78-82.
7. Shelekhov, A.A. (2017), "The involvement of parents in the process of physical education of children with intellectual disabilities, as a factor of the normalization of parental attitudes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), рр. 311-315.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2020