Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм частно-государственного взаимодействия в строительном комплексе'

Организационно-экономический механизм частно-государственного взаимодействия в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорюкова Наталья Ивановна

В статье рассматривается организационно-экономический механизм частно-государственного взаимодействия в строительном комплексе, позволяющий успешно реализовывать совместные проекты. Приводится авторская трактовка понятия предпринимательской бизнес-единицы, предназначенной для эффективного осуществления функций, возложенных на нее собственником и властью. Предложена структура коммуникаций проектной предпринимательской бизнес-единицы в процессе частно-государственного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм частно-государственного взаимодействия в строительном комплексе»

УДК 334.722.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Н.И. Зорюкова

Аннотация. В статье рассматривается организационно-экономический механизм частногосударственного взаимодействия в строительном комплексе, позволяющий успешно реализовывать совместные проекты. Приводится авторская трактовка понятия предпринимательской бизнес-единицы, предназначенной для эффективного осуществления функций, возложенных на нее собственником и властью. Предложена структура коммуникаций проектной предпринимательской бизнес-единицы в процессе частно-государственного взаимодействия.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, предпринимательская бизнес-единица, частно-государственное взаимодействие, строительный комплекс.

Введение

Отличительной особенностью современного периода развития мировой и российской макроэкономики является нестабильность динамично меняющейся экономической среды. Кризис на западных финансовых рынках активизировал развитие неопределенности в российской экономике, что особенно сказалось на строительном комплексе, как наиболее чувствительном к сокращению инвестиционных ресурсов и снижению платежеспособного спроса населения, заказчиков и инвесторов. Многие инвестиционные проекты строительства объектов по всей России заморожены. При этом, изношенность зданий и сооружений при условии сохранения действующих темпов строительства будет только нарастать и приводить к новым техногенным авариям и катастрофам, что будет отрицательно сказываться на имидже властных структур и увеличивать, в конечном счете, нагрузку на бюджет, который придется использовать на устранение возможных последствий. Все это свидетельствует об актуальности поиска современных механизмов взаимодействия предпринимательских и властных структур в строительном комплексе, как на федеральном, так и на территориальном уровнях. При этом, территориальный уровень взаимодействия является наиболее востребованным, так как размеры и наполняемость бюджетов территориальных образований существенно ограничены действующим налоговым законодательством, а количество социально-экономических проблем, требующих безотлагательного решения, достаточно велико.

Основная часть

В целях более полного описания роли предпринимательских структур в обществе в целом и, строительном комплексе в частности, автор предлагает использовать понятие «предпринимательской бизнес-единицы» (ПБЕ), как отдельно управляемой, юридически самостоятельной или несамостоятельной предпринимательской структуры, полностью или частично экономически обособленной, ответственной за всю свою деятельность, необхо-

димую для осуществления функций, возложенных на нее собственником и властными структурами, а также иными экономическими агентами, с целью наиболее эффективного удовлетворения взаимных ожиданий.

Исследовав зарубежный и отечественный опыт реализации проектов частно-государственного взаимодействия (ЧГВ) на основе концессионных соглашений [1, 2, 3, 4, 6, 7], а также изучив законодательно установленные в России формы концессионных соглашений между ПБЕ и властными структурами [5], автор выявил следующие условия успешной реализации совместных проектов ЧГВ:

- связь стратегического планирования развития территорий и отбора направлений разработки проектов ЧГВ, с учетом обеспечения единства принципов на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов;

- учет социально-экономических, финансовобюджетных и политических факторов (критериев) при отборе проектов ЧГВ;

- оценка экономической целесообразности реализации проекта на принципах партнерства;

- обеспечение оптимального распределения рисков между частным сектором (ПБЕ) и государством (властные структуры);

- установление четких требований к участникам и реалистичных сроков проведения тендеров со стороны властных структур;

- выбор единого центра управления проектом с четким разграничением полномочий и ответственности, а также использованием системы обратной связи;

- соответствие алгоритма реализации проектов ЧГВ этапам разработки и осуществления инвестиционных проектов в строительном комплексе, с учетом применения идеологии комплексного инжиниринга;

- построение оптимальной финансовой структуры проектов, позволяющей эффективно сочетать государственное финансирование с другими источниками.

Реализацией указанных условий эффективного ЧГВ является разработанный автором организационно-экономический механизм (ОЭМ) ЧГВ ПБЕ и властных структур в строительном комплексе.

Под ОЭМ ЧГВ ПБЕ и властных структур автор понимает разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т.п.), а также способов их интеграции, под влиянием которых гармонизируются организационные, финансовые и социальноэкономические отношения предпринимателей, государства и общества. При этом, в качестве наиболее эффективной формы реализации ОЭМ взаимодействия ПБЕ и органов власти предлагается

применение концессионных соглашений ЧГВ, имеющих контрактную основу и не требующих серьезных организационных изменений с обеих сторон

[5].

На рисунке 1 наглядно представлен предлагаемый автором ОЭМ ЧГВ в строительном комплексе, с учетом разделения инвестиционного проекта на подготовительный этап, курируемый государственными органами власти, и коммерческий этап, курируемый инвестиционной ПБЕ, а также определения сферы деятельности проектной ПБЕ. При этом, в зависимости от масштаба проекта ЧГВ от лица государства может участвовать орган власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Сфера деятельности проектной ПБЕ Правовая база: Договор капстроительства и (или) Государственный контракт

Подготовительны

Правовая база: Госу КУРАТОР: Гос. орган

й этап проекта ЧГВ дарственный заказ власти РФ, субъекта РФ, МО

Рис. 1. Организационно-экономический механизм частно-государственного взаимодействия в строительстве

Правовой базой для осуществления подготовительных мероприятий на первом этапе будет являться государственный заказ, а на втором - концессионное соглашение органов власти с инвестиционной ПБЕ.

Под инвестиционной ПБЕ автор понимает частную организацию, совершающую связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли.

Подготовительный этап проекта включает в себя разработку обоснования инвестиций, разработку инженерного проекта и подготовку территории (землеотвод), что лежит в компетенции государственных органов власти, обладающих необходимой информацией и полномочиями для организации выполнения перечисленных мероприятий.

Коммерческий этап, состоящий из концессионного тендера, строительства и коммерческой эксплуатации, предлагается передать в ведение инвестиционной ПБЕ, которая в силу наличия соответствующего управленческого опыта, человеческих ресурсов и производственных активов способна

обеспечить квалифицированную и эффективную реализацию проекта.

Однако, на практике инвестиционная ПБЕ не всегда может располагать необходимой материально-производственной и научно-технической базой для реализации проекта. Поэтому, в рамках методологии комплексного инжиниринга, для выполнения работ на подготовительном и коммерческом этапах ОЭМ ЧГВ может и должна привлекаться проектная ПБЕ.

Необходимо отметить, что из всей совокупности ПБЕ, входящих в состав строительного комплекса: подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и конструкций, механизации и транспорта, строительные биржи, инжиниринговые, консалтинговые, управленческие и другие организации, специализирующиеся на выполнении работ и услуг в области строительства, основную роль автор отводит проектным и научно-исследовательским институтам, разрабатывающим стратегические планы развития территорий, которые создают инвестиционную привлекательность и обеспечивают рабо-

той всех участников отрасли. Учитывая преобразование проектных институтов в коммерческие организации в период осуществления рыночных реформ, к ним допустимо применять понятие «проектные ПБЕ».

Правовой базой для участия проектной ПБЕ в строительстве (реконструкции, техническом перевооружении и т.д.) объекта будет являться договор на капитальное строительство (реконструкцию, техническом перевооружении и т.д.) и (или) государственный контракт в соответствии с законодательством РФ. При этом, недостаток материальнопроизводственных активов в ПБЕ может быть решен на первом этапе привлечением субподрядных организаций, т.е. строительных ПБЕ, для выполнения общестроительных или специализированных работ, что является достаточно распространенной мировой практикой в деятельности крупных инжиниринговых компаний. Впоследствии, используя сметную прибыль, проектная ПБЕ может нарастить активную часть основных фондов исходя из принципов рыночной специализации и экономической целесообразности.

Так как ключевую роль в привлечении инвестиций играет этап обоснования проекта, представляется целесообразным остановится подробнее на первом этапе ОЭМ ЧГВ ПБЕ и властных структур.

Во первых, в целях обоснования инвестиционного проекта органам власти необходимо убедиться в том, что был выбран правильный проект для реализации. В качестве критериев обоснования автор предлагает рассматривать экономическую эффективность и политическую приемлемость проекта.

Для сравнения альтернативных инвестиционных проектов предлагается использовать общеизвестные дисконтированные критерии оценки эффективности, как-то: чистая приведенная стоимость (net present value) NPV и внутренняя ставка дохода (internal rate of return) IRR. Эти два критерия взаимно дополняют друг друга: внутренняя ставка дохода показывает доходность проекта, а чистая приведенная стоимость - размер дохода с учетом реальной стоимости денег.

В целях установления политической приемлемости проектов в рамках ОЭМ ЧГВ автор предлагает государственным органам провести ряд мероприятий:

1. Выбор наиболее актуального и приоритетного для территориального образования инвестиционного проекта. При этом, следует продумать, как он будет взаимодействовать с окружающей инфраструктурой.

2. Выбор между традиционным методом госзакупок и реализацией проекта на основе ЧГВ.

3. Распределение риска не получения дохода от проекта между инвестиционной ПБЕ, проектной ПБЕ и госсектором в случае реализации проекта на принципах ЧГВ и идеологии комплексного инжиниринга.

4. Тестирование рынка на предмет готовности ПБЕ участвовать в проекте, а также условий их участия.

5. Привлечение в качестве консультанта или исполнителя работ проектной ПБЕ на условиях конкурса.

Анализ накопленного опыта реализации инвестиционных проектов в строительной отрасли России свидетельствует о том, что проекты ЧГВ должны разрабатываться отраслевыми министерствами, а контроль за их реализацией должен быть возложен на единый правительственный орган. В случае реализации крупных проектов ЧГВ, поддерживаемых Инвестиционным фондом РФ, таким органом является Минэкономразвития России. При этом, допускается привлечение Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами для подготовки отчетов о ходе реализации инвестиционных проектов. На территориальном уровне контроль целесообразно возложить на соответствующие министерства субъекта РФ или департаменты муниципального образования.

Несмотря на то, что в настоящее время ни один из крупных проектов ЧГВ в России еще не завершен, но анализ развития проектов уже свидетельствует об их значительном удорожании по сравнению с зарубежными аналогами. В качестве основной причины удорожания проектов ЧГВ эксперты отмечают отсутствие отработанной схемы по их реализации и наличие большого количества рисков. Кроме того, недостатки российского законодательства приводят к тому, что для получения необходимого уровня обеспечения кредитов, сопоставимых со странами, успешно реализующими проекты ЧГВ, необходима более глубокая вовлеченность юридических консультантов, что также приводит к значительным затратам.

Заключение

Применение описанного организационноэкономического механизма и стандартизация проектов ЧГВ в строительном комплексе, по мнению автора, позволит в дальнейшем снизить издержки на реализацию инвестиционных проектов до среднемирового уровня, а также сократить сроки подготовки проектов ЧГВ к вынесению на тендер. Последнее позволит увеличить число проектов ЧГВ в России, довести объем инвестиций ПБЕ до 4 - 5% ВВП, а пропорции государственного и частного финансирования - приблизить к оптимальному общемировому соотношению - 35% к 65% соответственно.

Библиографический список

1. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства. http://inecon.ru

2. Исправникова Н.Р. Государственночастное партнерство в России: проблемы становления. Глобализация и социальные изменения: матер. науч. конф. - М., 2006. - 365с.

3. Кунин В., Александрова Е. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Всероссийский научно-практический журнал по экономике «Российское предпринимательство». -2011. - №1. - Выпуск 2. - С.36-44.

4. Тарасенко Н., Турченко А. Некоторые аспекты формирования государственно-частного и муниципального партнерства. // Предпринимательство. - 2010. - №1. - С.77-82.

5. Федеральный Закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Система «КонсультантПлюс» - www.consultant.ru.

6. Частно-государственное партнерство в

России: финансирование проектов в условиях

международной конкуренции. Матер. междунар. конф. - М.: ЗАО "КПМГ", 2007. - 98 с.

7. Шелгунов А.И., Фомичев Ю.И.. Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства, науки и бизнеса. www.ifti.ru.

THE MECHANISM OF THE PUBLIC-PRIVATE COOPERATION IN THE CONSTRUCTION SECTOR

N.I. Zoryukova

The article deals with the organizational and economic mechanism of public-private cooperation in the construction sector. The author gives the interpretation of the concept of the business unit, designed to effectively carry out the functions entrusted to it by the owner and the authorities. The author describes the business communications structure in terms of the private-public cooperation.

Зорюкова Наталья Ивановна - аспирантка Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАДИ). Основное направления научной деятельности: экономика и управление предприятиями. Общее количество опубликованных работ: 6

УДК 005:656.01

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПУНКТОВ ОБМЕНА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Иванов, Г.К. Салихова

Аннотация. На сегодняшний день ведущие мировые лидеры автопрома, такие как General Motors Corp., Chevrolet, BMW, Audi, Nissan Motor Co и другие, работают над решением некоторых технических и оптимизационных задач, снимающих препятствия внедрению в массовую эксплуатацию электромобилей. Актуальность этому вопросу придает развитие экологической культуры общества и рост цен на нефть.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; организация; рентабельность; электромобиль.

Введение

На данном этапе социально-экономического развития общества одной из важнейших проблем является снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду. С целью снижения этого влияния предлагается множество решений, одно из них: применение и внедрение в массовую эксплуатацию электромобилей. Для этого необходимо создать целостно функционирующую систему заправки (замены) аккумуляторных батарей. Такая система должна быть удобна для потребителя, составлять достойную конкуренцию заправочным комплексам автомобилей и по уровню обслуживания, и по цене.

Существующие на сегодня заправочные пункты не могут справиться с этой задачей, так как они не удовлетворяют потребительским качествам сервисного продукта. Решению этой проблемы и посвящена данная статья.

Основная часть

Впервые электромобиль был создан в Лондоне в 1838 году, ещё до появления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Он обладал многими преимуществами: простота конструкции, экологичность, низкий уровень шума в эксплуатации. Но серьёзным препятствием оказалась проблема источника питания: очень большая масса аккумуляторных батарей, долгое время заправки. И электромобили уступили место на дорогах автомобилям с карбюраторным двигателем. Хотя, в начале XX века в Чикаго численность электромобилей на дорогах в два раза превышала число автомобилей с бензиновым двигателем, были даже штаты, где использовались только электромобили.

Спустя почти 150 лет интерес к электрическим машинам возрастает. Учёные всего мира пытаются вывести формулу идеального источника питания, а инженеры работают над вопросом облегчения конструкции [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.