Научная статья на тему 'Организационно-функциональная архитектоника механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур на региональном и муниципальном уровнях'

Организационно-функциональная архитектоника механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур на региональном и муниципальном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ENTREPRENEURSHIP / COOPERATION BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT / REGIONAL AND MUNICIPAL GOVERNMENTS / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусакина О. Н., Трухачев В. В.

В статье предложены научные положения по разработке оптимального организационнофункционального механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур как на муниципальном (районном), так и на региональном уровнях, ориентированного на согласование деятельности взаимодействующих субъектов, а также повышение эффективности их автономной и совместной деятельности. Предложенный подход позволяет реализовывать задачи дальнейшего развития государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and functional architectonic coordination mechanism of power and business structures interaction at the regional and municipal levels

This article contains scientific principles to develop optimal organizational and functional mechanism of coordinating the interaction of power and business structures at both the municipal (district) level and at the regional level, based on the coordination of the interacting agents, as well as improving the efficiency of their autonomous and collaborative activities. The proposed approach allows us to implement the task of further developing public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Организационно-функциональная архитектоника механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур на региональном и муниципальном уровнях»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТОНИКА МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

КУСАКИНА О.Н.,

доктор экономических наук, профессор, Ставропольский государственный аграрный университет,

e-mail: kusakina@list.ru;

ТРУХАЧЕВ В.В.,

соискатель,

Ставропольский государственный аграрный университет,

e-mail: vv_tru@gmail.com

В статье предложены научные положения по разработке оптимального организационнофункционального механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур как на муниципальном (районном), так и на региональном уровнях, ориентированного на согласование деятельности взаимодействующих субъектов, а также повышение эффективности их автономной и совместной деятельности. Предложенный подход позволяет реализовывать задачи дальнейшего развития государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: предпринимательство; взаимодействие власти и бизнеса; региональные и муниципальные органы власти; стратегия развития.

The summary: This article contains scientific principles to develop optimal organizational and functional mechanism of coordinating the interaction of power and business structures at both the municipal (district) level and at the regional level, based on the coordination of the interacting agents, as well as improving the efficiency of their autonomous and collaborative activities. The proposed approach allows us to implement the task of further developing public-private partnerships.

Keywords: entrepreneurship; cooperation between business and government; regional and municipal governments; development strategy.

Коды классификатора JEL: R11, R58.

На сегодняшний день в России отсутствуют реальные экономические и правовые стимулы для активизации взаимодействия властных и предпринимательских структур, равно как и нет в обществе однозначного подхода к исследуемой проблематике. Аксиоматично, что участие предпринимателей в решении социально-экономических проблем местного сообщества - один из индикаторов цивилизационного развития конкретного государства [2]. Сами же субъекты предпринимательства считают, что участие в подобном партнерстве - это верный признак определенной зрелости, расширения ареала их деятельности.

Неконструктивность позиции властных структур в данном вопросе проявляется, прежде всего, в отсутствии налоговых льгот и преференций по государственным и муниципальным заказам, ограничении доступа к льготному финансированию [4].

Мы считаем, что наряду с этим, эффективными стимулами для социально-экономического партнерства со стороны властных структур можно признать:

S публичное признание высокой репутации участников частно-государственных соглашений;

S разработку стандартов взаимодействия бизнеса и властных структур на конкретном уровне управления;

S внедрение добровольной социально-рефлексирующей отчетности субъектов предпринимательства перед местным сообществом;

S развитие рынка приоритетных проектов социального характера со стороны властных структур;

© О.Н. Кусакина, В.В. Трухачев, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

■/ рейтингование предпринимателей по параметрам участия в процессах взаимодействия с властными структурами.

Значимую роль для повышения эффективности и результативности функционирования организационноэкономического механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур выполняет организационная структура управления. На региональном уровне сложились достаточно устоявшиеся организационнофункциональные схемы управления развитием предпринимательства и его взаимодействием с властным аппаратом. Данные схемы выстраиваются на базе профильных министерств и комитетов с привлечением региональной инфраструктуры предпринимательства.

Сложившаяся в свою очередь структура органов местного самоуправления, в задачи которых входит работа с субъектами предпринимательской деятельности, в разных типах муниципальных образований различна. В городских муниципалитетах, обладающих значительными финансовыми ресурсами, существует довольно разветвленная система (департаменты, отделы, сектора, наблюдательные и попечительские советы, рабочие комиссии и т.д.). На уровне муниципальных районов организация подобной структуры хаотична, бессистемна, а порой и вовсе отсутствует. Подобные функции, как правило, лишь декларативно возлагаются на специалистов соответствующих отделов по экономическому развитию. Отсутствует система мониторинга развития и проблем предпринимательства, не проводится диагностика эффективности реализуемых мероприятий и программ поддержки бизнес-сектора. Кроме того, на муниципальном уровне фактически не работает принцип взаимоконтроля властей, что «подрывает» основы государственности на данном уровне управления.

Муниципальный уровень взаимодействия властных и предпринимательских структур в конце 1990-х и в середине 2000-х гг. охватила «волна» бизнес-инфраструктуризации, призванная нивелировать существующие дефициты в системе управления развитием предпринимательства [3]. Однако, мы считаем, что все же инфраструктурное обеспечение играет дополняющую роль в развитии и становлении полноценного класса предпринимателей. Исходя из того что инфраструктура предпринимательства - это совокупность государственных, общественных, коммерческих, образовательных учреждений, организаций, которые обеспечивают нормальные условия для эффективного функционирования субъектов предпринимательства, его воспроизводства, для полноценного замещения ею органов властного управления, необходимо создать более тесные связи, обеспечивающие:

■ более высокую информированность субъектов предпринимательства о потенциале организаций поддержки бизнеса;

■ более высокую информированность организаций инфраструктурной поддержки предпринимательства о конкретных проблемах предприятий.

На муниципальном уровне степень сотрудничества предпринимателей с учреждениями инфраструктурной поддержки бизнеса достаточно низкая. Наиболее востребованы среди предпринимателей организации, предоставляющие консалтинговые услуги. Слабая востребованность в обучающих структурах обусловливается тем, что они не являются необходимым условием успешного ведения бизнеса, а также малым количеством учебных учреждений, способных дать практическую отдачу субъектам предпринимательства.

Низок процент предпринимателей, имеющих взаимосвязи с общественными организациями предпринимателей, что в свою очередь свидетельствует о низкой степени самоорганизации, а также о практической неспособности представлять и защищать интересы малого предпринимательства. Таким образом, можно сделать следующий вывод: созданные на муниципальном уровне объекты инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности не способны оказать значительное влияние на общую предпринимательскую активность, тем более восполнять пробелы от налогового бремени и в какой-либо степени воздействовать на общий инвестиционный климат территории, вследствие низкого цивилизационного уровня своего развития и недостаточной степени экспансии.

На основе наших исследований мы предположили, что вопреки распространенному мнению о том, что назрела необходимость передачи отдельных управленческо-регулирующих функций власти по взаимодействию с предпринимательскими структурами общественным объединениям, управляющим компаниям, этот вариант представляется нам маловероятным на муниципальном уровне. Следовательно, функции по координации взаимодействия власти и бизнеса необходимо консолидировать в сфере полномочий органов местного самоуправления.

Кроме того следует отметить парадоксальную ситуацию: развитие сектора предпринимательства в целом оказалось в компетенции властных структур различного уровня - государственного и муниципального. Произошло нормативное разграничение объектов ведения. В итоге субъекты предпринимательства муниципального уровня остались фактически «оторванными» от внимания государственных органов власти. Это, по нашему мнению, стало еще одним негативным фактором, снизившим потенциальные возможности функционирования субъектов.

Современная деятельность органов местного самоуправления по отношению к предпринимательскому сектору заключается в разработке и реализации семи основных направлений деятельности:

1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

2. Развитие системы кредитного и финансового стимулирования предпринимательства.

3. Разработка и внедрение инструментов использования муниципального имущества для развития предпринимательских структур;

4. Совершенствование системы местного налогообложения;

5. Улучшение механизма информационной поддержки предпринимательства.

6. Развитие системы кадрового обеспечения субъектов бизнеса;

7. Совершенствование предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательства.

В качестве примера разработки механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур на муниципальном (районном) уровне мы предлагаем следующий вариант (рис. 1).

При создании подобного координирующего механизма необходимо обеспечить согласованность позиций взаимодействующих сторон, в нашем случае - властных и предпринимательских структур.

Постоянная комиссия при главе муниципального района по социальноэкономическому взаимодействию властных и предпринимательских структур

Предприни-

матели

района

Делегаты общественных объединений и союзов предпринимателей

Представители боагополучаеелей выгод от взаимодействия одзне са и власти

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ БИЗНЕС-СООБЩЕСДВА

СДРУКДУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

специалист в сфере нормативноправового регулирования

специалист в сфере развития стратегических направлений взаимодействия властных и предпринимательских структур

подготовка нормативно-правовых инициатив и документов

специалист в сфере регулирования споров в досудебном порядке

устррненне разногласий между субъектами туударствеино-частного паренереева

обоснование стратегически-приоритетных верт-оров безвиеия государственно-частного паренерсева

специалист в сфере текущей реализации проектов взаимодействия властных и пруедпряинимт-пельских структур

конертоо и координация реализующихся і государственно-частных программ и проекте®

Рис. 1. Схема механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур

на муниципальном (районном) уровне

Подобная согласованность может быть реализована посредством паритетного включения в постоянную комиссию при главе муниципального района по социально-экономическому взаимодействию властных и предпринимательских структур представителей взаимодействующих институтов.

При этом компонентный состав предлагаемой нами комиссии как центрального звена проектируемого координационного механизма представлен следующими элементами:

1. Со стороны властных структур:

Представители советов муниципального образования в составе района;

Члены рабочей группы районного совета депутатов;

Специалисты экономического профиля администрации;

Уполномоченные бизнес-кураторы, назначаемые специальным распоряжением главы администрации, в общественные обязанности которых входит административное патронирование бизнес-структур. При этом за одним куратором закрепляются субъекты предпринимательства по отраслевому признаку, а сам куратор выбирается из соответствующего профильного отдела администрации муниципального образования.

2. Со стороны предпринимательских структур:

♦ Предприниматели муниципального района;

♦ Делегаты общественных объединений и союзов предпринимателей;

♦ Представители благополучателей выгод от взаимодействия бизнеса и властных структур.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

По нашему мнению, только принцип равного представительства сторон позволит обеспечить интересы каждой из них, а структура и функциональные особенности деятельности предлагаемой комиссии будут строится исходя из планируемых задач проектируемого механизма:

■ нормативное обеспечение и правовые инициативы по развитию механизмов взаимодействия;

■ регулирование параметров функционирования механизмов властных и предпринимательских структур;

■ контроль и координация реализующихся государственно-частных программ и проектов;

■ устранение разногласий между субъектами государственно-частного партнерства;

■ обоснование стратегически-приоритетных векторов развития государственно-частного партнерства.

Сбалансированность, единый характер выстраиваемой политики по отношению к предпринимательскому сектору в рамках единого организационно-экономического взаимодействия с властными структурами невозможно обеспечить без создания координационного механизма на региональном уровне. При этом согласованность деятельности государственного регионального и муниципального районного уровней будет обеспечиваться на основе включения представителей предложенных районных комиссий в региональную межведомственную рабочую группу при Правительстве, координирующую взаимодействие властных и предпринимательских структур.

Подобная межведомственная координационная группа создается специальным постановлением главы региона с целью общей координации процессов и механизмов взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации масштабных региональных проектов. Ее примерная архитектоника определяется исходя из специфики и особенностей региональной бизнес-среды, но в обязательном порядке она должна включать следующие элементы:

представители корпоративного сектора; представители районных комиссий;

представители общественных объединений предпринимателей; субъекты финансовой инфраструктуры;

отдел регулирования и поддержки предпринимательства Министерства экономического развития региона, центральное звено, выполняющее инициирующе-контрольные функции (рис. 2).

Финансово-кредитные и страховые структуры региональной экономики

Отдел регулирования и поддержки предпринимательства Министерства экономического развития региона

Корпоративный

сектор

Предмет

деятельности

Объекты

координации

Методы

координации

Проектируемые

эффекты

Общественные объединения предпринимателей

Рабочая группа при Правительстве региона, координирующая государственно-частное взаимодействие

\

Районные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комиссии

Специализированные объекты инфраструктуры рынка социальных проектов

координация процессов и механизмов взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации масштабных региональных проектов

субъекты системы взаимодействия властных и предпринимательских структур, а также практика их деятельности

экономические і административные

льготы,

преференции,

субсидии

премии, гранты, конкурсы.

имиджево-

репутационные

рейтинг, публичное признание, репутация

1 для бизнеса ! для власти для общества

повышение клиентоо- | решение риенеированносее и | социальнообщественной миссии ! экономических | проблем улучшение качественных характеристик среды проживживя

Рис. 2. Схема механизма координации взаимодействия властных и предпринимательских структур на региональном уровне

Деятельность регионального координационного механизма должна быть ориентирована на решение стратегических задач взаимодействующих сторон:

1. Для предпринимательских структур - повышение клиентоориентированности и их общественной миссии.

2. Для властных структур - решение социально-экономических проблем посредством использования ресурсов бизнеса.

3. Для местного сообщества - улучшение качественных характеристик жизненной среды, повышение качества жизни населения.

При этом в качестве методов координации, предлагаемых для потенциального использования региональным механизмом, можно отметить достаточно широкий спектр инструментов [1]:

- экономические (льготы, субсидии, преференции по государственным и муниципальным заказам и т.д.);

- административные, т.е. входящие в компетенцию органов регионального менеджмента (премии, гранты, конкурсы и т.д.);

- имиджево-репутационные, не относящиеся к прямым полномочиям властных структур, но продуцируемые и используемые ими (рейтингование, публичное признание, общественная репутация и т.д.).

Сформированный и функционирующий таким образом региональный координационный механизм, регулирующий параметры функционирования организационно-экономического механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур, сосредоточенный на согласовании деятельности взаимодействующих субъектов, а также на практике их автономной и совместной деятельности, способен помочь реализовывать задачи дальнейшего развития государственно-частного партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорюкова Н.И. Взаимодействие предпринимательских бизнес-единиц и властных структур в строительном комплексе на основе концессионных соглашений // Вестник экономической интеграции. 2011. № 12. С. 80-86.

2. Козловский И.И. Может ли бизнес стать связующим звеном между местным самоуправлением и гражданским обществом в России? // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 4. С. 30-40.

3. Кусакина О.Н., Абросимова М.В. Закономерности эволюционного развития предпринимательства // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 4-3. С. 128-133.

4. ШуткинА.С. Малый бизнес и местные бюджеты // Финансы. 2005. № 5.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.