Научная статья на тему 'Влияние современной экономической политики России на развитие ЖКХ'

Влияние современной экономической политики России на развитие ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОБСТВЕННИК ЖИЛЬЯ / СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛИЩЕ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / REFORMATION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / STATE CONTROL / AUTHORITY / PARTNERSHIP OF OWNERS OF HOUSING / WAY TO CONTROL / HABITATION / AMOUNT OF HOUSING / HOUSING POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусакина О. Н., Жмырко О. В.

В статье обоснованы направления формирования экономической политики государства в современных условиях; рассмотрены проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе экономической политики государства, выявлены условия эффективного формирования жилищно-коммунальной политики в период реформирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of modern economic development of Russia's policy on housing

In article directions of formation of economic policy of the state in modern conditions are proved; problems of reforming of housing and communal services at the present stage of economic policy of the state are considered, Conditions of effective formation of housing-and-municipal policy during reforming branch are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние современной экономической политики России на развитие ЖКХ»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РАЗВИТИЕ ЖКХ

КУСАКИНА О.Н.,

доктор экономических наук, профессор, Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: kusakina@list.ru;

ЖМЫРКО О.В.,

аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, е-mail: zhmyrko_ov@narod.ru

В статье обоснованы направления формирования экономической политики государства в современных условиях; рассмотрены проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе экономической политики государства, выявлены условия эффективного формирования жилищно-коммунальной политики в период реформирования отрасли.

Ключевые слова: экономическая политика; реформирование; жилищно-коммунальное хозяйство; государственный контроль; органы власти; собственник жилья; способ управления; жилище; жилищный фонд; жилищная политика.

In article directions of formation of economic policy of the state in modern conditions are proved; problems of reforming of housing and communal services at the present stage of economic policy of the state are considered, Conditions of effective formation of housing-and-municipal policy during reforming branch are revealed.

Keywords: economic policy; reformation; housing and communal services; state control; authority; partnership of owners of housing; way to control; habitation; amount of housing; housing policies.

Коды классификатора JEL: L80, L88.

Экономическая политика - проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике государства находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение его интересы, позиции, взгляды [2].

Во многом экономическая политика обусловлена унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена вну-тристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Одним из базовых направлений экономической политики государства является в настоящее время реформирование жилищно-коммунального хозяйства, так как это одна из крупнейших отраслей российской экономики. Современное жилищно-коммунальное хозяйство — это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы, сектор экономики, который напрямую удовлетворяет потребности населения в создании комфортных условий для проживания и жизнедеятельности [4].

Политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства не может базироваться только на отраслевом подходе, она должна учитывать макроэкономические особенности сегодняшнего состояния страны, а именно, наличие структурных и ценовых диспропорций в экономике, а также доходы населения.

На современном этапе экономические и финансовые отношения в ЖКХ возникают между организациями-участниками процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными домами, населением и бюджетными организациями. В целом по отрасли существуют встречные денежные потоки — доходы и затраты жилищно-

© О.Н. Кусакина, О.В. Жмырко, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

коммунального хозяйства, кроме того имеет принципиальное значение определение размера средств, находящихся в распоряжении жилищно-коммунального хозяйства. Важную роль в повышении эффективности функционирования жилищнокоммунального хозяйства играет совокупность средств, аккумулированных в отрасли, и их дальнейшее перераспределение, в котором определяющая роль принадлежит отраслевому бюджету и тарифной политике [3].

Система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. За предшествующие десять лет в жилищно-коммунальной системе России накопилось огромное число противоречий. Одной из главных проблем, влияющих на эти противоречия, является невозможность взаимодействия между организациями, пребывающими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Такое взаимодействие затрудняют следующие факторы:

♦ разбалансированность тарифов, когда, например, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;

♦ неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемые населению;

♦ неплатежи самого населения, которые, однако, за последние годы стали гораздо стабильнее [2].

Экономическая политика, проводимая государством в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется

посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные решения [2]. Государственное регулирование рынка жилищно-коммунальных услуг — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания адекватных условий функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Государственное регулирование жилищно-коммунальной системы является сложным процессом, который включает в себя разработку положений, методов проведения жилищной, тарифной, жилищно-коммунальной политики.

Содержание государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства определено целями, стоящими перед государством, а также средствами, инструментами, институтами, которыми располагает государство [3].

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование [7]. В реальной деятельности никакие экономические методы не могут отдельно существовать от правовых. Более четко и ясно это можно рассмотреть на конкретных результатах нашего исследования. В современных условиях жилищная политика реализуется посредством мер государственного регулирования на разных уровнях экономики. Система соответствующих институтов представлена на схеме (рис. 1).

Схема отражает институты, определяющие реализацию экономической политики государства в сфере жилищнокоммунального хозяйства, выстроенные по принципу вертикального взаимодействия.

Рис. 1. Система институтов, регулирующих деятельность субъектов

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РАЗВИТИЕ ЖКХ

41

Федеральные органы исполнительной власти, наделенные Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, проводят комплексный анализ и обобщение тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляют формирование государственной политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, осуществляет разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне субъектов Российской Федерации государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координация деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство, комитет, департамент и др.). Для эффективного развития отрасли, государством заложены основы в части как нормативно-правового обеспечения, создания организационной структуры управления реформой, так и финансового обеспечения.

Органы государственной власти, региональные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, т. к. основной сферой существования и жизнедеятельности гражданина является его главное жизненное пространство, а именно, его жилище. Жилищная политика Российской Федерации - это мероприятия, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, направленные на обеспечение соблюдения права гражданина Российской Федерации на жилище. Конституция Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации свидетельствуют о том, что каждый человек имеет право на жилище. Чтобы обеспечить это право, должна проводиться санкционированная жилищная политика, а именно:

■ содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

■ использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

■ в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

■ стимулирование жилищного строительства;

■ обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

■ обеспечение контроля над исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

■ обеспечение контроля над соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства [6].

Как видно из схемы, в жилищно-коммунальной сфере присутствуют следующие субъекты рынка: государство, фирмы, домашнее хозяйство. В данном случае домашнее хозяйство представляет собой собственник жилья, являющийся главным субъектом рынка ЖКУ, конечным звеном, главным его компонентом. При взаимодействии институтов на различных уровнях власти вырабатывается определенная система мер. Взаимодействие собственника жилья с властными структурами осуществляется посредством управления им многоквартирным домом (МКД) любым из законодательно возможных способов: управляющие компании, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы.

Все методы государственного регулирования в жилищно-коммунальной сфере направлены на повышение устойчивости функционирования, увеличение масштабов и темпов проведения капитального ремонта, на модернизацию инженерной инфраструктуры, на ликвидацию аварийного жилья. Важнейшим показателем этого процесса является снижение количества коммунальных аварий. За этой динамикой стоят инвестиции в капитальный ремонт домов и модернизацию инженерной инфраструктуры ЖКХ, усилия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Показательно, что в тех регионах, где реформа ЖКХ идет эффективно, аварийные и чрезвычайные ситуации вообще отсутствуют. Вся деятельность институтов, представленных властными структурами на разных уровнях, направлена на достижение максимального эффекта функционирования всей институциональной системы [5].

В современных условиях в Ставропольском крае сформирована организационная структура государственного управления развитием отрасли. Установлены полномочия участников процесса регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Функционируют необходимая рыночная инфраструктура и институты, определяющие развитие ЖКХ: институт саморегулирования, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд развития жилищного строительства, Агентство ипотечного страхования, Министерство регионального развития РФ, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что целью государственной жилищно-коммунальной политики в условиях современного развития экономики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, соответствия его комфортности потребностям населения.

Задачами развития отрасли являются:

• ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

• содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

• модернизации сферы ЖКХ, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности;

• обеспечение социальной защиты отдельных групп граждан (пожилых людей, инвалидов, многодетных семей и т.д.) в части оплаты коммунальных услуг;

• совершенствование тарифной политики;

• завершение процесса финансового оздоровления предприятий ЖКХ;

• привлечение бизнеса (включая зарубежных инспекторов) к управлению и инвестированию в жилищнокоммунальную инфраструктуру, развитие частно-государственного партнерства в сфере представления коммунальных услуг.

Реализация столь масштабных общегосударственных задач, с одной стороны, предполагает объединение усилий всех ветвей и уровней власти, с другой, требует соответствующего экономического поведения самого гражданина. Многое зависит от организации дела, четкого распределения функциональной нагрузки, механизмов формирования и порядка распределения и использования ресурсов как на государственном и муниципальном уровне управления, так и на уровне конкретного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 13.05.2008).

2. Курс экономики: Учебник. 2-е изд., доп. / Под ред. Б.А.Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1999. 716 с.

3. Некоторые актуальные вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства // В.И. Морозов, С.В. Бовтеев. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

4. Приказ Госстроя РФ от 26.06.1998 № 17-125/1 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

5. Рыночно-экономические основы становления предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // О.Н. Ку-сакина, Е.А. Бондаренко. Региональная экономика, 2008. № 30.

6. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с измен. от 13.05.2008 № 69-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ).

7. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России // «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. М., 1996. С. 16-55.

8. http://council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/iau.htm.

9. http://www.mirpress.ru/msi_05.phtml?arg=arh&bas=ms&st=8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.