Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Особенности государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5549
820
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОБСТВЕННИК ЖИЛЬЯ / СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛИЩЕ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жмырко Ольга Викторовна

В статье обоснованы направления формирования экономической политики государства в современных условиях; рассмотрены институты и методы государственного регулирования экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлена система институтов определяющих реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период реформирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Особенности государственного регулирования в сфере жилищнокоммунального хозяйства.

Characteristics of state regulation in the housing and communal services.

Жмырко Ольга Викторовна

аспирантка

Ключевые слова: Государственное регулирование экономики,

экономическая политика, реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство, органы власти, собственник жилья, способ управления, жилище, жилищный фонд, жилищная политика.

Аннотация: в статье обоснованы направления формирования экономической политики государства в современных условиях; рассмотрены институты и методы государственного регулирования экономики в сфере жилищнокоммунального хозяйства, выявлена система институтов определяющих реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период реформирования отрасли.

Keywords: State regulation of the economy, economic policy, reform, housing, utilities, governments, homeowners, how to handle, house, housing, housing policy.

Abstract: In the article the direction of the formation of economic policy in modern conditions are discussed, institutions and methods of state regulation of the economy in the housing and communal services, found the system of institutions determining the state policy in the sphere of housing and communal services sector reform in the period.

Г осударственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты и конъюнктуру рынка для создания адекватных условий функционирования рынка.

Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку положений экономической политики и выбора методов ее проведения.

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, институтами которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

• информационную поддержку участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

• обоснование важнейших направлений экономической политики, проводимой государственными органами власти;

• реализацию мероприятий развития государственного сектора экономики страны.

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование. Опыт показывает, что на самом деле это условное деление, так как ни какие экономические методы не могут отдельно существовать от правовых. Это подтверждается практикой функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Основной сферой существования и жизнедеятельности гражданина является его главное жизненное пространство, а именно, его жилище. Конституция Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации свидетельствуют о том, что каждый человек имеет право на жилище. А чтобы обеспечить это право, должна проводиться санкционированная жилищная политика. Жилищная политика Российской Федерации - это мероприятия, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, направленные на обеспечение

соблюдения права гражданина Российской Федерации на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

• содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

• используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

• установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

• стимулируют жилищное строительство;

• обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

• обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

• обеспечивают контроль соблюдения установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства [1].

Неотъемлемой частью жилищной политики является система мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства. За десять лет в жилищнокоммунальной системе России накопилось огромное число противоречий. Одной из главных проблем, влияющих на эти противоречия, является

невозможность взаимодействия между организациями, предоставляющими услуги на рынке жилищно-коммунальных услуг. По мнению экспертов,[2] такому взаимодействию мешают следующие факторы:

• Разбалансированность тарифов, когда, например, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права.

• Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.

Неплатежи самого населения, которые, однако, за последние годы стали гораздо стабильнее, и в 2003 году составляли уже менее 10% [3]. Наконец,

• Долгосрочные соглашения в российских условиях пока крайне затруднительны. Спланировать договорные отношения на срок даже в 20 лет почти невозможно, поскольку это связано с большими рисками из-за трудно прогнозируемого развития отрасли. В Европе и США именно долгосрочные договорные отношения между государством и бизнесом приводят к наиболее заметным успехам в городском хозяйстве. Вот пример того, как подобное произошло в сфере водного хозяйства [4].

Для наиболее полноценного и эффективного функционирования жилищно-коммунальной системы, государству необходимо на всех уровнях понять, что удерживать бизнес на безопасном расстоянии от городского хозяйства - это такая же крайность, как и беспорядочная приватизация государственного имущества. Это приводит к ухудшению состояния городских служб. Преодолеть это может совместное государственно-частное управление системами городского хозяйства.

В современных условиях регулирования экономических отношений осуществляется посредством реализации мер государственного регулирования на разных уровнях экономики.

Система соответствующих институтов представлена на схеме.

Рисунок 1.- Система институтов, регулирующих деятельность субъектов.

Схема отражает институты определяющие реализацию экономической политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выстроенные по принципу вертикального взаимодействия. Вертикаль власти подразумевает под собой комплекс мер, предпринятых с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению управляемости и подотчетности органов

власти субъектов РФ федеральному центру, органов местного самоуправления (муниципальных образований) — субъектам РФ; повышению эффективности работы органов исполнительной власти. Говоря

о государственном регулировании, нельзя оставить в стороне понятие государственная власть. Итак, государственная власть - это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Что лишний раз указывает на главную составляющую нашего рисунка - собственника жилья. Конечным звеном является собственник потребляющий главный компонент изучаемой отрасли, на которого направлены, для которого и совершенствуются меры государственного управления.

Как видно из схемы, в жилищно-коммунальной сфере присутствует следующие субъекты рынка: государство, фирмы, домашнее хозяйство. В данном случае домашнее хозяйство представляет собой собственник жилья, являющийся главным субъектом рынка ЖКУ конечным звеном, главным его компонентом. При взаимодействии институтов на различных уровнях власти вырабатывается определенная система мер. Взаимодействие собственника жилья с властными структурами осуществляется посредством управления им многоквартирным домом (МКД) любым из законодательно возможных способов: управляющие компании, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы.

Все методы государственного регулирования в жилищнокоммунальной сфере направлены на повышение устойчивости функционирования, увеличение масштабов и темпов проведения капитального ремонта, на модернизацию инженерной инфраструктуры, на ликвидацию аварийного жилья. Важнейшим показателем этого процесса является снижение количества коммунальных аварий. За этой динамикой стоят инвестиции в капитальный ремонт домов и модернизацию инженерной инфраструктуры ЖКХ, усилия по переселению граждан из ветхого и

аварийного жилищного фонда. Показательно, что в тех регионах, где реформа ЖКХ идет эффективно аварийные и чрезвычайные ситуации вообще отсутствуют. Вся деятельность институтов, представленных властными структурами на разных уровнях, направлена на достижение максимального эффекта функционирования всей институциональной системы. [6]

Таким образом, в современных условиях сформирована организационная структура государственного управления развитием отрасли. Установлены полномочия участников процесса регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Функционирует необходимая рыночная инфраструктура и институты, определяющие развитие ЖКХ: институт саморегулирования, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд развития жилищного строительства, Агентство ипотечного страхования, Министерство Регионального развитие РФ, Государственная корпорация -Фонд содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что целью государственной жилищно-коммунальной политики в условиях современного развития экономики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, соответствия его комфортности потребностям населения.

Задачами развития отрасли являются:

- ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;

- модернизации сферы ЖКХ, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности;

- обеспечение социальной защиты отдельных групп граждан (пожилых людей, инвалидов, многодетных семей и т.д.) в части оплаты коммунальных услуг;

- совершенствование тарифной политики;

- завершение процесса финансового оздоровления предприятий ЖКХ;

- привлечение бизнеса (включая зарубежных инспекторов) к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, развитие частно-государственного партнерства в сфере представления коммунальных услуг.

Реализация столь масштабных общегосударственных задач, с одной стороны, предполагает объединение усилий всех ветвей и уровней власти, с другой, требует соответствующего экономического поведения самого гражданина. Многое зависит от организации дела, четкого распределения функциональной нагрузки, механизмов формирования и порядка распределения и использования ресурсов как на государственном и муниципальном уровне управления, так и на уровне конкретного человека.

Список литературы:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) // "Российская газета", №

1 от 12.01.2005.

2. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому.

- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Воронина Н.В. Экономика городского хозяйства. - М.: Инфра-М,

2005.

4. Консьерж. Еженедельная аналитическая газета о жилищном фонде. // http ://www.konserg.ru.

5. Федеральный закон от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (с изм. от 31 декабря 2001 года, 21 марта 2002 года).

6. Руководство по созданию Товарищества собственников жилья. -СПб, 2006.

References:

1. Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 № 188-FZ (as amended. The Federal Law of 31.12.2005 № 199-FZ) / / "Rossiyskaya Gazeta", № 1 of 12.01.2005.

2. Kamenev, EA The reform of public utilities, or now we live in a new way. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2006.

3. Voronina, NV Urban Economics. - M.: INFRA-M, 2005.

4. Concierge. Weekly analytical newspaper about housing. / /

Http ://www.konserg.ru.

5. Federal Law of June 15, 1996 № 72-FZ "On homeowners' (with amendments. December 31, 2001 March 21, 2002).

6. Guide to creating housing associations. - St. Petersburg, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.