Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс'

Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1388
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК / ТАРИФЫ / УСЛУГИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MARKET / TARIFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Андрей Робертович

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, возникающие в данной отрасли. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности, на основе проведения рациональной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Андрей Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS DIVERSIFIED COMPLEX

In the article the representation about a current state of housing and communal services of Russia is given; the basic problems arising in given branch are pointed. A number of perspective directions of increase of efficiency of development of sector of housing and communal services which will allow overcoming the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state policy is offered.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс»

УДК 332.8

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС

© Андрей Робертович ИВАНОВ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, аспирант кафедры труда и социальной политики , е-mail: gvmksu@mail.ru

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, возникающие в данной отрасли. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности, на основе проведения рациональной государственной политики.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; рынок; тарифы; услуги.

Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Жилищно-коммунальное хозяйство России - сложный народно-хозяйственный комплекс, включающий около 30 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. Физический износ элементов инфраструктуры составляет порядка 60-70 %. По отдельным муниципальным образованиям -70-80 % и продолжает увеличиваться на 2-3 % в год [1]. Около 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки.

На сегодняшний день в среднем по России физический износ котельных составляет

55 %, коммунальных сетей водопровода -65 %, канализации и тепловых сетей - 63 %, электрических сетей - 58 %, водопроводных насосных станций - 65 %, канализационных насосных станций - 57 %, очистных сооружений водопровода - 54 % и канализации -

56 %. Из-за неудовлетворительного состояния инженерной инфраструктуры, имеющей такие высокие показатели физического износа, высокую аварийность и сверхнормативные потери ресурсов, планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам.

Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития. Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 гг. [2]. Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, повышения их качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. По данным Минрегиона России на долю ЖКХ приходится 26 % основных фондов страны и более 20 % потребления энергетических ресурсов [3]. Отрасль аккумулирует немногим более 5 % общей численности занятых по стране и ее вклад в ВВП за последние годы составил порядка 5 % [4]. Таким образом, фондоемкость и энергоемкость отрасли соответственно в 5 раз и 4 раза выше аналогичных показателей в среднем по экономике страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство выполняет важнейшую функцию жизнеобеспечения граждан. Значителен вес этой сферы в экономике страны. Успешно решать важнейшую для населения страны функцию может только эффективно функционирующая и динамично развивающаяся отрасль. В этих условиях реализуемость социальных проектов в жилищной сфере сдерживается отсталостью жилищно-коммунальной инфра-

структуры [5].

В современных условиях актуальна такая реформа ЖКХ, которая была бы действительно направлена на благо людей. Реальный результат проводимой реформы - во многом

неоправданный и необоснованный рост размеров оплаты все ухудшающихся по качеству жилищно-коммунальных услуг. Ситуация усугубилась сохранением существовавшей прежде архаичной системы оплаты коммунальных услуг по условно установленным нормативам потребления с возложением на потребителей бремени оплаты издержек производства жилищно-коммунальных услуг, потерь энергоресурсов в требующих ремонта магистралях и сетях.

Рыночные принципы и правила, годные в секторах экономики, ориентированных на извлечение прибылей, мало приемлемые в такой социально значимой отрасли, как ЖКХ, обусловили формирование указанного выше курса. Главная цель и соответствующий ей критерий эффективности отрасли нужно напрямую связывать с основным предназначением отрасли по бесперебойному обеспечению необходимых условий благополучного проживания и жизнедеятельности населения, т. е. исходя из необходимости решения именно этой важнейшей социальной задачи.

Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана в большинстве случаев субъективными причинами, сложившимися в дорыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления. И сегодня отрасль остается непрозрачным, закрытым, коррупционным сектором экономики [6]. Попытки создания конкурентного рынка коммунальных услуг не увенчались успехом. На смену монополиям местного значения приходят новые монополии, аффилированные с крупными энергетическими компаниями и финансовыми структурами.

В отличие от российского рынок жилищно-коммунальных услуг в странах Западной Европы и США характеризуется наличием развитой конкурентной среды. Свои услуги предлагают фирмы различных видов собственности, что позволяет потребителям выбирать предприятия, обеспечивающие более высокое качество услуг и более выгодные тарифные схемы и условия платежей. В условиях конкуренции фирмы предлагают различные льготы, комплекс дополнительных услуг и т. д. Исключение составляют

рынки таких услуг, как обеспечение бытовой электроэнергией и газом, которые относятся к категории естественно монополизированных рынков, где уровень цен и тарифов регулируется государственными органами.

В современных условиях в системе финансового механизма ЖКХ России каждый элемент имеет очень весомое значение. Правовое и нормативное обеспечение - это самые важные и проблемные элементы, т. к. они «работают» в отношениях между различными финансовыми и производственно-коммунальными организациями и гражданами.

Правовое обеспечение в различных формах проявления и тарифная политика являются социально-экономической стороной этих отношений. Рекомендуется организовать эти отношения и заинтересовать квартиросъемщиков в неформальном, потребительском отношении к оказанию и формированию коммунальных услуг.

В Российской Федерации создание ТСЖ -одна из важнейших задач, решение которой укрепляет права собственности в обществе. В современных условиях однозначного ответа на вопрос о необходимости создания товарищества собственников жилья так и не существует [7]. До сих пор стороны, ведущие по этому поводу дискуссии, приводят различные аргументы «за» и «против». Необходимо и совершенствовать законодательство, и учитывать все факторы в комплексе.

Жилищный кодекс Российской Федерации возложил на собственников ответственность за содержание жилых домов. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства граждан, ставших собственниками после приватизации квартир, оказалась абсолютно неподъемной, в связи с чем активное желание жителей самостоятельно управлять многоквартирными домами отсутствует.

Ввиду общей пассивности населения в реализации своих прав в жилищной сфере сроки выбора жителями многоквартирных домов способа управления их домами несколько раз переносились с внесением необходимых поправок в действующее законодательство. Так, за 10-летний период существования института товарищества собственников жилья в Москве было зарегистрировано только около 1500 ТСЖ. При этом члены

только 1000 ТСЖ получили в общую долевую собственность земельный участок под жилым домом с придомовой территорией.

По оценкам Министерства регионального развития России, жилищный фонд страны составляет примерно 3 млрд м2, и пересчете на здания усредненной этажности это около 19 млн домов. Если учесть, что создаваемые товарищества собственников жилья не будут ограничиваться управлением лишь одним домом (в ряде случаев целесообразнее объединять в ТСЖ несколько домов и даже целые кварталы), то необходимо сформировать, как минимум, 2-2,5 млн ТСЖ. В настоящий момент приватизировано 77 % жилья и только 7 % этого объема объединено в товарищества собственников жилья. Частными управляющими компаниями обслуживаются жилища 12 млн граждан, или порядка 8 % населения страны [8].

Тарифная политика - важнейший элемент экономического механизма жилищнокоммунального сектора. Предельно ясно, что тарифы на коммунальные услуги должны быть «прозрачны» и отражать фактические расходы на содержание и ремонт жилого фонда.

Существующая система определения тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг на основании затрат на их производство заставляет руководителей предприятий ЖКХ увеличивать затратность производства и не способствует ресурсосбережению. Перечисление всех платежей, несмотря на реально предоставленные объемы коммунальных услуг и произведенные работы, рассматривается как обязательное условие отношений в ЖКХ.

Сейчас складывается ситуация, когда из бюджета перечисляется гораздо меньше финансов, чем требуется предприятиям ЖКХ, вследствие чего и возникает перед ними задолженность. При этом услуги и работы в полном объеме не производятся, т. к. существует задолженность, а все финансирование идет на выплату заработной платы и содержание аппарата. Результатом таких отношений является старение материально-технической базы жилищно-коммунального комплекса [9].

В сложившихся условиях необходимо изменение концептуальных подходов к управлению данной отраслью, в т. ч. разви-

тие инициативы собственников в управлении совместным имуществом; новая роль управляющих организаций в процессе управления; формирование рынка ЖКУ и рыночных цен, изменение нормативно-законодательной базы ЖКХ в соответствии с новыми задачами.

Разработка планов развития сектора жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе, а также доведение инновационных идей по созданию оптимальных условий функционирования жилищнокоммунального хозяйства до их реализации является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики.

Поэтому особенно важным является разработка комплекса мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, в т. ч. за счет совершенствования механизмов тарифного регулирования, расширения возможных форм взаимодействия сторон в рамках концессионного соглашения, заключения долгосрочных контрактов на строительство (реконструкцию), ремонт и содержание объектов коммунальной инфраструктуры.

Одним из новаторских системных решений проблемы привлечения частных инвестиций является комплекс инструментов развития рынка ЖКХ (КИР) - концессии, инвестиционной программы, ЯЛБ тарифа (тариф, рассчитанный методом доходности инвестированного капитала) [10]. КИР является уникальным в своем роде комплексным продуктом, инструменты которого дают возможность организациям коммунального комплекса достичь максимальной эффективности в развитии своего бизнеса, способного уже сейчас быть привлекательным для частных инвесторов.

Отечественный и зарубежный опыт демонстрирует, что устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства возможно только при консолидации усилий властных структур, частного бизнеса и потребителей; современное состояние российской экономики в сфере ЖКХ является следствием большого количества факторов, а потому для решения накопившегося комплекса проблем необходима разработка сложной комплексной государственной программы мероприятий, учитывающей территориальную неоднородность России, необходимость развития

конкуренции в некоторых секторах ЖКХ, охватывающую всю вертикаль власти; обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Проводимые организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений с целью обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций; создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций жилищно-коммунального хозяйства.

1. Коломейцев А.В. Сертификация - эффективный инструмент управления в современных условиях реформирования и модернизации

ЖКХ // Основные проблемы и механизмы реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»: материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2008.

2. Иванова Ю.В. Государственно-частное партнерство в ЖКХ: роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. 2008. № 11.

3. Назаренко М. И. Абсурды и парадоксы на пути создания ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. № 4.

4. Россия в цифрах. Российский статистический ежегодник. М., 2010.

5. Румянцева Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2003. № 2.

6. Гусев А.Б. Управление региональным жилищно-коммунальным комплексом. М., 2007.

7. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. М., 2007.

8. Назаренко М.И. Абсурды и парадоксы на пути создания ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. № 4.

9. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Концепция и практика коммунальной реформы // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2006. № 8.

10. Сорокан Ю.В. Долгосрочное инвестиционное планирование и инновационная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве. иКЬ: http://www.g-k-h.ru/directory. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

UDC 332.8

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS DIVERSIFIED COMPLEX

Andrey Robertovich IVANOV, Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student of Labor and Social Policy Department , е-mail: gvmksu@mail.ru

In the article the representation about a current state of housing and communal services of Russia is given; the basic problems arising in given branch are pointed. A number of perspective directions of increase of efficiency of development of sector of housing and communal services which will allow overcoming the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state policy is offered.

Key words: housing and communal services; market; tariffs; services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.