Научная статья на тему 'Формы государственно-частного партнерства в туристско-рекреационном комплексе'

Формы государственно-частного партнерства в туристско-рекреационном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС / ТУРИЗМ / INVESTMENTS / GOVERNMENT REGULATION / BUSINESS / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башиева Д. Х., Кусов С. Б.

В статье рассмотрены проблемы развития туризма, формы государственночастного партнерства в туристско-рекреационном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of public-private partnership in tourism and recreational complex

In the article problems of the development of the tourism, the forms of statequotient partnership in tourist-recreational complex are considered.

Текст научной работы на тему «Формы государственно-частного партнерства в туристско-рекреационном комплексе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ

БАШИЕВА Д.Х.,

старший преподаватель кафедры технологий социально-культурного сервиса и туризма, Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова, 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173;

КУСОВ С.Б.,

аспирант кафедры экономической теории Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 362021, РСОА, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44

В статье рассмотрены проблемы развития туризма, формы государственночастного партнерства в туристско-рекреационном комплексе.

Ключевые слова: инвестиции; государственное регулирование; бизнес; туризм.

In the article problems of the development of the tourism, the forms of state-quotient partnership in tourist-recreational complex are considered.

Keywords: investments; government regulation; business; tourism.

Коды классификатора JEL: L83.

Одной из важнейших проблем России на современном этапе является повышение эффективности деятельности государства, его регулирующей роли в сфере финансирования и реализации социально значимых программ и проектов. Партнерство государства и частного капитала — это цивилизованный способ направить средства, заработанные бизнесом, на инвестиции в сектор рекреационных услуг. Внедрение концессии в туристско-рекреационной сфере позволит привлечь инвестиции для модернизации имущества, минимизировать бюджетные расходы на эти цели, обеспечить пополнение бюджетов за счет налоговых выплат.

Тема государственно-частного партнерства (ГЧП) в течение последних лет часто звучит на высоком государственном уровне, активно обсуждается среди политиков, чиновников, предпринимателей, экспертов, входит в тексты официальных программ и нормативных правовых актов. Вместе с тем отечественный опыт ГЧП мало систематизируется и исследуется.

В настоящее время в национальной экономике России имеются отрасли и сферы, в которых реализация частно-государственных партнерств еще не нашла достаточного распространения, но, на наш взгляд, уже назрели решения по реализации проектов в этих отраслях. Одной из таких отраслей является туристско-рекреационный комплекс.

В мировой практике идет активное применение ГЧП на объектах туристско-рекреационного комплекса. С помощью такого механизма в США были построены, например, «Соуз Си Музеум», «Джавитц Конвеншион Сентр», «Айланд Иммигрейшн

© Башиева Д.Х., Кусов С.Б., 2010

Музеум» [2], крупнейший туристский комплекс «Джунгмун» в Республике Корея, являющийся сегодня центром мирового уровня и принимающий 3 миллиона туристов в год [6]. Показателен и опыт передачи в 1990-е годы национальных парков Южной Африки в концессионное пользование, суммарный доход которых за 20 лет предполагается в размере около 90 млн долл. США, что станет основным вкладом в годовой доход предприятий, превышающим ежегодную субсидию, которую южноафриканские национальные парки получают от государства [6].

По экспертным оценкам, к 2012 году вложение средств в развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства составит порядка 780 миллиардов рублей, что, несомненно, скажется на увеличении бюджета регионов за счет развития туризма.

В научной литературе принято такое определение частно-государственного партнерства (ЧГП): это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях финансирования и реализации общественно значимых программ и проектов в широком спектре отраслей от промышленности и НИОКР до сферы услуг [4]. Одной из основных форм реализации ЧГП являются концессионные соглашения.

Основная проблема состоит в том, что любые реформы в этих отраслях требуют увеличения текущих расходов и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней. При этом использование механизмов приватизации (смены собственника) в данных отраслях в настоящее время невозможно.

Мировая практика показывает, что эффективным механизмом решения указанной проблемы является концессия. Использование концессионных соглашений является альтернативным способом, применяемым государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности. Преимущество данного варианта обусловлено тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в интересующую его сферу и, в конечном итоге, в ее развитии. Однако, с одной стороны, оно не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности. Фактически этот вариант может быть применен только для тех сфер деятельности, которые в краткосрочной перспективе требуют значительных финансовых вложений, но в будущем способны принести еще более значительную, покрывающую инвестиции прибыль.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р (далее — Программа), предусмотрено развитие механизмов ГЧП. Приоритетными направлениями ГЧП, согласно Программе, являются:

❖ производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов);

❖ жилищно-коммунальное хозяйство;

❖ финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;

❖ профессиональное образование и система переподготовки кадров;

❖ здравоохранение и социальные услуги;

❖ информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса, согласно Программе, должны стать:

❖ создание и функционирование ОЭЗ;

❖ формирование и использование Инвестиционного фонда РФ;

❖ реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;

❖ повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

❖ развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание техниковнедренческих парков, производственных кластеров;

❖ государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты;

❖ повышение результативности механизмов поддержки лизинга.

Рассмотрим формы частно-государственного партнерства более подробно на примере развития туристско-рекреационного комплекса.

1. Заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправ-

ных партнеров, каждый со своим вкладом в проект, участвуют: с одной стороны — структуры государственной (или муниципальной) власти, с другой — частные компании.

Такие проекты могут реализовываться на основании концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных, инвестиционных и иных форм договоров, в которые включаются особые условия об участии государственной (муниципальной) стороны со своим объемом обязательств и прав в рамках проекта и о распределении прав на создаваемые в ходе проекта объекты, продукцию и услуги.

Данная форма ГЧП сопоставима с английским термином «PublicPrivate Partnership», что означает дословно «общественно-частное партнерство» [3].

Концепция развития туристско-рекреационного комплекса КБР предполагает передачу на основе концессионных соглашений объектов курортно-рек-реационного комплекса, находящихся в госсобственности Кабардино-Балкарской Республики, в долгосрочное управление с обязательным условием сохранения их профильности. Целью внедрения законодательства о концессиях является создание необходимых условий привлечения инвестиций для использования, реконструкции, модернизации существующего или создания нового государственного и муниципального имущества (объекта концессии), имеющего большое общественное и социально-экономическое значение, при том что эксплуатация (использование) этого имущества характеризуется средней или низкой доходностью.

Отношения между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и частными коммерческими структурами (концессионерами), с другой стороны, возникающие на основе концессионного договора, позволят создавать новое имущество, существенно улучшать качество использования существующего, минимизировать бюджетные расходы и затраты административного характера на эти цели, а также обеспечить пополнение федерального и муниципального бюджетов за счет налоговых и других выплат в ходе реализации договора концессии.

Экономический смысл концессионных отношений заключается в следующем. Государство (концедент) предоставляет организации или индивидуальному предпринимателю (концессионеру) принадлежащий государству объект недвижимости (как правило, это некоторый земельный участок и подлежащее реконструкции здание). В свою очередь, концессионер реконструирует полученный объект (в том числе возводит на нем новые объекты) и использует его для осуществления заранее оговоренной в соглашении предпринимательской деятельности. При этом вся полученная прибыль поступает в распоряжение концессионера, который, в свою очередь, выплачивает периодические платежи государству за пользование объектом недвижимости. По истечении срока концессионного соглашения, который, как правило, рассчитывается исходя из предполагаемого срока окупаемости инвестиций концессионера, модернизированный объект недвижимости поступает в распоряжение государства.

2. Использование средств Инвестиционного фонда РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694, в ред. от 25.04.06, с изм. от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях.

3. Создание особых экономических зон (ОЭЗ): опытно-внедренческих, производственных, туристско-рекреационных, портовых, стимулирующих за счет мер государственной поддержки развитие бизнес-проектов.

В соответствии с законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» Правительством РФ созданы следующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

♦ на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 67);

♦ на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 68);

♦ на территории Алтайского района Алтайского края (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 69);

♦ на территории Краснодарского края (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 70);

♦ на территории Ставропольского края (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 71);

♦ на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 72);

♦ на территории Зеленоградского района Калининградской области (Постановление от 3 февраля 2007 г. № 73) [1].

Главной задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Достижение положительного эффекта предполагается путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот, прежде всего налоговых и таможенных. Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, создание новых рабочих мест и пополнение региональных бюджетов.

4. Создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных отраслей экономики, напрямую влияющих на состояние рекреационной сети.

ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 мая 2006 г. № 338) предусматривает в целях расширения финансовой базы строительства и реконструкции, образования дополнительных источников средств для государственного сектора отрасли реализацию ряда инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП.

К таким проектам отнесены развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта в аэропортах объектов наземной инфраструктуры в аэропортах Омск (Федоров-ка), Домодедово, Толмачево, Норильск и Внуково, строительство высокоскоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, развитие Московского транспортного узла, включающего строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры московского региона.

Одним из таких примеров является учреждение в целях совершенствования авиационных перевозок и повышения эффективности деятельности российских авиакомпаний ОАО «ЭйрЮнион» (согласно Указу Президента РФ от 28 апреля 2007 г. № 570). В формате ГЧП планируется создание Государственной судоходной компании. Данное направление примыкает к сфере государственного предпринимательства.

5. Сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы, при котором согласованно с государственной политикой бизнес самостоятельно и за свой счет реализует проекты в областях, приоритетных для государства и общества (строительство учебных заведений, больниц, разработка законопроектов, технических регламентов, стандартов, создание сетей юридических консультаций для граждан, содействие развитию отечественного кино и театра, книго-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

издания и литературы и т.д.). Данное направление близко к благотворительности. Такую форму ГЧП предусматривает, в частности, ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740.

Препятствием на пути успешной реализации проектов ГЧП могут стать: требования государства, связанные с расчетом издержек и экономических выгод; сложные схемы учета и налогообложения; сценарии «выхода» и «входа в проект», дающие государству возможность произвольно принимать решения; а также требования по экономической, социальной либо политической безопасности региона.

Для реализации задач эффективного использования ГЧП, и в частности туристских концессий, необходимо:

1. ГЧП реально включено в экономическую политику Российской Федерации как на

федеральном, так и на региональном уровне, поэтому для достижения конкретных результатов наряду с практической работой по конкретным проектам перспективно дальнейшее исследование экономических и правовых аспектов ГЧП, их согласование между собой, разработка методических материалов и акцент на подготовке кадров.

2. Решение вопросов теоретического и практического уровней концессионного и туристского законодательства в России. На основе изучения состояния современного нормативно-правового механизма, показана необходимость создания полной и замкнутой концессионной законодательной базы относительно туристских концессионных соглашений. Уровни иерархической туристско-рекреационной концессионной системы соподчинения законов и подзаконных актов должны при этом рассматриваться в комплексе.

3. Несовершенство концессионной нормативно-правовой составляющей на современном этапе может компенсироваться дополнительным региональным законодательством в этом направлении.

Для обеспечения координации работ целесообразно создать Совет по ГЧП при Правительстве РФ, включающий секции по основным направлениям развития ГЧП (экономическая политика, нормативно-законодательная база, продвижение конкретных проектов, привлечение и поддержка инвесторов, подготовка кадров и др.). Состав совета должен обеспечить участие в подготовке решений представителей всех уровней власти и всех уровней бизнеса, для чего необходимо также иметь соответствующие советы во всех субъектах РФ и в важнейших органах местного самоуправления, при общей координации Советом при Правительстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Консовский, А.А. Развитие организационно-экономических основ концессионных соглашений в сфере российского туризма: Автореф. дис... канд. экон. наук. / А.А. Консовский. — М., 2008.

2. Котлер, Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 912-913.

3. Максимов, В.В. Совершенствование критериев оценки концессионных проектов при строительстве платных дорог / В.В. Максимов // Рынок ценных бумаг. — 2008 — № 13.

4. Морозов, В.Н. Частно-государственное партнерство в инвестировании обороннопромышленного комплекса / В.Н. Морозов // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2006. — № 4 (28). — С. 34.

5. Emerton, L., Bishop, J., Thomas, L. Sustainable Financing of Protected Areas: A global review of challenges and options. IUCN, Gland, Switzerland and Cambridge, UK, 2006. — P. 58.

6. Public and Private Partnership for Facilitating Tourism Investment in the APEC Region. APEC Tourism Working Group (TWG) & Ministry of Culture and Tourism Republic of Korea, March, 2005. — P. 177-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.