Научная статья на тему 'Роль предпринимательских бизнес-единиц и властных структур в строительном комплексе'

Роль предпринимательских бизнес-единиц и властных структур в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / THE ENTREPRENEURIAL BUSINESS UNIT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONSTRUCTION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорюкова Наталья Ивановна

В работе расширено существующее определение бизнес-единицы на основе введения понятия «предпринимательская бизнес-единица». Исследованы различные формы взаимодействия государства и предпринимательских бизнес-единиц. Выявлены условия успешной реализации совместных проектов государственно-частного партнерства для строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of the business units and the authorities in construction business

The author develops the concept of business unit by introducing the concept of «entrepreneurial business unit». The author examines various forms of the interaction between the authorities and the entrepreneurial business units. The conditions for successful public-private partnership in the construction sector are shown.

Текст научной работы на тему «Роль предпринимательских бизнес-единиц и властных структур в строительном комплексе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

коттеджной застройки. Они утверждаются на рынке недвижимости явочным путем и вынуждены доказывать свои преимущества в конкурентной борьбе с традиционными участниками инвестиционно-строительного комплекса. Это актуализирует значение анализа современного состояния, проблем и перспектив использования девелопмента в России как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Библиографический список

1. Каганова, О. 3. Рыночно ориентированные застройщики Санкт-Петербурга: их деятельность и проблемы / О. 3. Каганова // Рынки недвижимости и развитие городов: российская реформа и международная практика. — СПб., 1994. — С. 172 — 179.

2. Каганова, О. 3. Развитие рыночного жилищного строительства: опыт С.-Петербурга и других городов / О. Каганова,

А. Катханова // Вопросы экономики. — 1994. — № 10. — С. 131-144.

3. Ивасенко, А. Г. Формирование и функционирование рынка недвижимости в условиях нестабильной экономической среды / А Г. Ивасенко, Н. В. Алтухова, И. В. Горбунова. — Новосибирск, 2001. — 190 с.

4. Максимов, С. Н. Девелопмент (развитие недвижимости) / С. Н. Максимов. — СПб. : Питер, 2003. — 256 с.

5. Ястребов, А. В. Стратегия девелопера: формирование и реализация / А. В. Ястребов. — СПб. : СПбГИЭУ, 2008. —151 с.

ДРЕБУШЕВСКИЙ Роман Сергеевич, аспирант кафедры экономики, налогов и налогообложения экономического факультета.

Адрес для переписки: drebushevskayaga@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2011 г.

© Р. С. Дребушевский

УДК 334.722.1 н. ». ЗОРЮКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ__________________________________________

В работе расширено существующее определение бизнес-единицы на основе введения понятия «предпринимательская бизнес-единица». Исследованы различные формы взаимодействия государства и предпринимательских бизнес-единиц. Выявлены условия успешной реализации совместных проектов государственно-частного партнерства для строительного комплекса.

Ключевые слова: предпринимательская бизнес-единица, государственно-частное партнерство, строительный комплекс.

Строительный комплекс органически связан с отраслями экономики не только непосредственным участием в их развитии, но также и потреблением продукции практически всех отраслей. Так, строительные организации потребляют в процессе возведения зданий и сооружений более 30 % всех перевозимых грузов, значительную часть продукции машиностроения, сельского хозяйства, практически в полном объеме продукцию промышленности строительных материалов, в значительной мере — черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, химической и других отраслей промышленности.

Роль строительных организаций в экономике муниципалитета, региона, страны в целом определяется такими их функциями, как бюджетная (поступление средств в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды), градообразующая (создание предприятий, объектов и архитектурных комплексов, благоустройство территории), институциональная, консолидирующая и стабилизирующая.

По данным Росстата, доля валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федера-

ции в 2009 г. составила 5,5 % (в 2008 г. — 6,3 % ) [1], что свидетельствует о важном месте отрасли в экономике страны в целом, и территориальных образований в частности.

При этом в структуре строительных организаций частные предпринимательские структуры составляют значительную долю, которая за период с 1993 по 2009 годы увеличилась почти в 4 раза с 24 % до 89 % (рис. 1) [1], что явилось результатом рыночных преобразований и бурным развитием отрасли до мирового финансового кризиса 2008 года. Указанная структура сохраняет свои пропорции и в разрезе территориальных образований.

Роль предпринимательских структур в экономике, как и самого понятия «предпринимательская деятельность», многогранна, а его сущность многофункциональна. С одной стороны, основное ее назначение — служить источником дохода для собственников (акционеров); с другой — суть предпринимательства состоит в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества. Автор относит себя к сторонникам комплексного подхода, которые отмечают целый ряд дополнительных сущест-

□ государственная □частная помешанная российская □ прочее

Рис. 1. Распределение строительных организаций в РФ по формам собственности

венных функций предпринимательских структур в современном обществе, продиктованных взаимными ожиданиями.

Предпринимательскую деятельность нельзя рассматривать опосредованно, без взаимосвязи с внешним миром, так как сущность предпринимательства состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров (оказания услуг или выполнения работ), предназначенных для продажи другим экономическим агентам — предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным, что связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами. Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или предпринимательская структура, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, что, по мнению автора, наиболее полно характеризуется понятием «бизнес-единица». Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

В экономической литературе бизнес-единицы обычно трактуются как «производственно-хозяйственные подразделения», «бизнес-подразделения», «центры ответственности», «целевые экономические объекты» и т.п. Определение, охватывающее все многообразие вариантов статуса бизнес-единиц, дают И. Мазур и В. Шапиро: «Бизнес-единица — отдельно управляемое подразделение компании, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе» [2].

Необходимо отметить, что любая бизнес-единица в процессе своего эволюционного развития рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда давление внешней среды становится невыносимым. Далее процесс самоорганизации либо оставляет ее за бортом рынка, либо она переходит на новый уровень управления и вза-имодействия с внешней средой, прежде всего, с государством.

Необходимость сотрудничества бизнес-единиц с государством, партнером по бизнесу и потребителем в процессе коммерческого и некоммерческого

взаимодействия объясняется тем, что отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет предприниматель наряду с материальными, финансовыми, информационными и человеческими ресурсами.

Учитывая вышеизложенное, по мнению автора, необходимо расширить существующее определение бизнес-единицы, введя понятие «предпринимательской бизнес-единицы» (далее «ПБЕ»), как отдельно управляемой, юридически самостоятельной или несамостоятельной предпринимательской структуры, полностью или частично экономически обособленной, ответственной за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на нее собственником и властными структурами, а также иными экономическими агентами, с целью наиболее эффективного удовлетворения взаимных ожиданий.

Значение ПБЕ в экономике России, в отличие от развитых стран Запада, дифференцировано по отраслям. В строительном комплексе ПБЕ занимают значительную долю рынка, что наглядно представлено на рис. 1. Кроме того, доля инвестиций малых ПБЕ в общем объеме инвестиций в строительство по всем территориальным образованиям в 2009 году составила 24,6 %, средних и крупных ПБЕ — 51,4 %, в то время как на организации государственной формы собственности пришлось только 24 % инвестиций в отрасль. Отсюда значение «Инвестиционных ПБЕ», как частных коммерческих организаций, совершающих связанные с риском вложения капитала в строительные проекты, направленные на последующее получение прибыли, является отраслеобразующим.

Кроме того, из всей совокупности ПБЕ, входящих в состав строительного комплекса: подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и конструкций, механизации и транспорта, строительные биржи, инжиниринговые, консалтинговые, управленческие и другие организации, специализирующиеся на выполнении работ и услуг в области строительства, важную роль автор отводит проектным и научно-исследовательским институтам, разрабатывающим стратегические планы развития территорий, которые создают инвестиционную привлекательность и обеспечивают работой всех участников отрасли. Учитывая преобразование проектных институтов в коммерческие организации в период

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Распределение предпринимательских бизнес-единиц по уровню обеспеченности финансированием во II квартале 2011 года

Наименование показателя Строительные организации с численностью работников, человек В среднем по всем строительным организациям

до 50 51-100 101-250 свыше 250

Уровень обеспеченности финансированием, месяцев: менее 1 37 26 21 7 20

1-3 39 36 34 26 32

4-6 11 16 20 25 19

7-9 5 11 12 18 13

10-12 6 8 9 18 12

13-15 1 2 2 3 2

16 и более 1 1 2 3 2

Средний уровень, месяцев 3 4 4 6 5

осуществления рыночных реформ, к ним допустимо применять понятие «проектные ПБЕ».

Мониторинг условий деятельности ПБЕ показал, что основным сдерживающим фактором развития предпринимательства в строительном комплексе в настоящее время является дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов и отсутствие эффективного механизма их привлечения. Причинами этого являются сложная процедура получения банковских кредитов, высокие процентные ставки за пользование кредитом, неразвитость иных механизмов финансовокредитной поддержки в условиях мирового финансового кризиса.

По данным Росстата, средний уровень обеспеченности финансированием строительных ПБЕ во втором квартале 2011 года составил 5 месяцев [3]. Хуже обеспечены финансовыми ресурсами малые ПБЕ с численностью до 50 человек (3 месяца), наиболее обеспечены — крупные строительные ПБЕ (6 месяцев). При этом наиболее уязвимые, с финансовой точки зрения, малые ПБЕ, составляют в среднем 95 % от общего числа строительных организаций [ 1].

В условиях изношенности инфраструктуры и ограниченности финансовых ресурсов, обеспечение массового возобновления основных фондов представляется возможным только путем развития государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в строительном комплексе.

ГЧП имеет широкий спектр различных форм [4], к которым можно отнести:

— разнообразные контракты государства с предпринимательскими структурами: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, инвестиционных контрактов на строительство и т.д.;

— арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду ПБЕ своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования;

— соглашения о разделе продукции, представляющие собой договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору — ПБЕ «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерально-

го сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск»;

— частно-государственные структуры, где участие частного сектора в капитале государственной структуры может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных структур;

— концессии, экономический смысл которых заключается в том, что государство (концедент) предоставляет организации или индивидуальному предпринимателю (концессионеру) принадлежащий государству объект недвижимости. В свою очередь, концессионер реконструирует полученный объект и использует его для осуществления заранее оговоренной в соглашении предпринимательской деятельности (табл. 1).

Из приведенных выше форм концессионное соглашение, как форма ГЧП ПБЕ и властных структур, наиболее применима в строительной отрасли, так как учитывает отраслевую специфику и обладает большим разнообразием способов получения дохода на вложенные средства, что является приоритетным фактором в современных условиях недостатка инвестиционных ресурсов и изношенностью государственных объектов инфраструктуры.

В мировой практике принята следующая классификация концессионных соглашений [5]: BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача»; BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление»; ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление»; ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача»; BBO (Buy — Build — Operate) — «покупка — строительство — управление».

В России применение концессионных соглашений, как формы ГЧП ПБЕ и властных структур, пока находится на начальном этапе. Правительством РФ в 2005 году был принят Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» и разработаны следующие типовые концессионные соглашения по ряду объектов [6] : автомобильным дорогам; объектам железнодорожного транспорта; метрополитену и другому транспорту общего пользова-

ния; аэропортам; морским и речным судам и портам, гидротехническим сооружениям портов, паромным переправам, объектам производственной и инженерной инфраструктуре портов; трубопроводам; гидротехническим сооружениям; системам коммунальной инфраструктуры и иным объектам коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий; объектам по производству, передаче, распределению электрической и тепловой энергии.

Однако, несмотря на внесение дополнений в законодательство и наличие явных предпосылок к развитию, широкого распространения концессионные соглашения в России не получили. Важнейшими причинами такой ситуации, с точки зрения автора, являются:

1) недостаток бюджетных средств для обеспечения расширенного воспроизводства инфраструктуры;

2) институциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче определенных прав на инфраструктуру бизнесу;

3) высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства.

Анализ опыта реализации проектов ГЧП ПБЕ и властных структур в зарубежных странах позволил выявить корреляцию между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социальноэкономическим развитием. Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением строительства автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на первое место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью механизмов ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др. Россия в данной классификации занимает промежуточное положение, так как Правительство РФ в качестве приоритетных областей для ГЧП рассматривает следующие: развитие производственной и транспортной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение и социальные услуги; финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации; развитие инновационной инфраструктуры.

В качестве основной причины убыточности проектов ГЧП выявлены просчеты государственных органов в части построения неэффективных финансовых структур управления конкретными проектами. Отсюда, обосновано применение двух основных схем государственного финансирования: во-первых, напрямую — для крупных проектов (по реконструкции автобанов и аэропортов); во-вторых, опосредованно — через государственный фонд развития инфраструктуры. Примером последнего в России является создание Инвестиционного фонда РФ.

Учитывая значительные риски предпринимательской деятельности в России, продиктованные несовершенством законодательства, судебной системы и рыночных механизмов, привлечение частных инве-

сторов в проекты ГЧП в необходимом объеме невозможно без предоставления государственных гарантий возврата вложенного капитала, дифференциации рисков с участием властных структур или предоставления дополнительных налоговых льгот. Примером может служить паушалирование (от немецкого слова «рашЬаЬ) — взятый вместе) налогов, которое нашло свое применение еще в 1920-е годы прошлого века в период НЭПа иностранными концессиями в сфере городской инфраструктуры, когда вместо 26 различных налогов взимался только один. В свою очередь, в обмен на предоставленные правовые гарантии стабильности государство может настаивать на новых формах контроля, на прозрачности отчетности и т.д.

Таким образом, исследовав зарубежный и отечественный опыт реализации проектов ГЧП на основе концессионных соглашений [7, 8], автор выявил следующие условия успешной реализации совместных проектов ГЧП:

— связь стратегического планирования развития территорий и отбора направлений разработки проектов ГЧП, с учетом обеспечения единства принципов на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов;

— учет социально-экономических, финансовобюджетных и политических факторов (критериев) при отборе проектов ГЧП;

— оценка экономической целесообразности реализации проекта на принципах партнерства;

— обеспечение оптимального распределения рисков между частным сектором (ПБЕ) и государством (властные структуры);

— установление четких требований к участникам и реалистичных сроков проведения тендеров со стороны властных структур;

— выбор единого центра управления проектом с четким разграничением полномочий и ответственности, а также использованием системы обратной связи;

— соответствие алгоритма реализации проектов ГЧП этапам разработки и осуществления инвестиционных проектов в строительном комплексе, с учетом применения идеологии комплексного инжиниринга;

— методическая проработка процессов производственного планирования проектов ГЧП;

— построение оптимальной финансовой структуры проектов, позволяющей эффективно сочетать государственное финансирование с другими источниками.

Таким образом, развитие строительного комплекса в России в условиях усложнения социальноэкономической жизни государства и недотстатка инвестиционных ресурсов для возобновления значимых объектов инфраструктуры, объективно связано с необходимостью интеграции ПБЕ и властных структур на принципах ГЧП. При этом в качестве наиболее эффективной формы ГЧП обосновано применение концессионных соглашений, имеющих контрактную основу и не требующих серьезных организационных изменений с обеих сторон, а также обладающих большим разнообразием способов получения дохода на вложенные средства. Однако эффективность реализации проектов ГЧП в строительном комплексе зависит от выполнения ряда условий, выявленных автором на основе анализа зарубежного и отечественного опыта применения концессионных соглашений в строительстве объектов инфраструктуры.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Библиографический список

1. Строительный комплекс России в 2009 году. Статистический бюллетень №8(169) 2009 года и 2010 года // Федеральная служба государственной статистики [Электронныш ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 25.07.2011).

2. Мазур, И. И. Реструктуризация предприятий и компаний : учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — М. : Экономика, 2001. — 453 с.

3. О деловой активности в строительстве во втором квартале 2011 года. Статистический бюллетень 2011 года // Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 18.04.2011).

4. Исправникова, Н. Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Н. Р. Исправникова // Глобализация и социальные изменения : матер. науч. конф. — М., 2006. - 365 с.

5. Дерябина, М. А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://inecon.ru (дата обращения: 17.05.2011).

6. Российская Федерация. Законы. О концессионных соглашениях : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 июля 2005 г. № 115 — ФЗ] // Система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consu1tant.ru (дата обращения: 16.06.2011).

7. Кунин, В. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства / В. Кунин, Е. Александрова // Российское предпринимательство : всероссийский науч.-практ. журнал по экономике. — 2011. — № 1. — Вып. 2. — С. 36 — 44.

8. Тарасенко, Н. Некоторые аспекты формирования государственно-частного и муниципального партнерства / Н. Тарасенко, А Турченко // Предпринимательство. — 2010. — № 1. — С. 77-82.

ЗОРЮКОВА Наталья Ивановна, аспирантка кафедры «Экономика и управление предприятиями». Адрес для переписки: е-шаД: nzoryukova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2011 г.

© Н. И. Зорюкова

Книжная полка

ББК 65.01/П64

Потуданская, В. Ф. Экономика отрасли [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Потуданская, С. Л. Жаркова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 55 с.

Рассмотрены основные вопросы функционирования отраслей экономики, при этом учитывается специфика функционирования торговли. Анализируются структура рынка, барьеры входа на рынок, экономические теории олигопольного ценообразования. Раскрыта ценовая дискриминация и ее виды. Отражена промышленная политика государства в отношении рыночных структур.

Предназначено для студентов специальности 080502.65 дистанционной формы обучения при изучении дисциплины «Экономика отрасли».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

658.012/К78

Кравченко, А. И. История менеджмента [Текст] : учеб. для вузов по направлению 080507 «Менеджмент организации» / А. И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2010. - 430 с. - 1БВЫ 978-5-40600011-3.

Рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Никколо Макиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мэйо, Фредерика Херцберга, Дугласа Макгрегора, зарождение менеджмента в СССР в 1920-е гг. и др.

658.012/К19

Канке, В. А.Философия менеджмента [Текст] : учеб. для вузов по направлению 080100 «Экономика» и экон. специальностям / В. А. Канке. - М. : КНОРУС, 2010. - 388 с. - 1БВЫ 978-5-406-00243-8.

В учебнике изложен курс философии менеджмента. Рассматриваются основания философии менеджмента, ориентиры для менеджмента в рамках основных философских направлений, в частности в аналитической философии, критической герменевтике и структурализме. Развита теория концептуальной трансдукции. Особое внимание уделено анализу рядов менеджериальных теорий. Рассматриваются перспективы философии менеджмента.

657/Р59

Рогуленко, Т. М. Аудит [Текст] : учеб. для вузов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подгот. бакалавров по направлению «Экономика» / Т. М. Рогуленко, С. В. Пономарева. - М. : КНОРУС, 2010. - 415 с. - 1БВЫ 978-5-406-00170-7.

Состоит из двух разделов. В первом разделе «Основы аудита» изложен курс аудита, рассмотрены содержание и сущность аудита, его цель и задачи, субъекты и объекты, способы организации, профессиональные особенности, правовое обеспечение. Раздел «Практический аудит» посвящен методике и технологии аудита. Завершает учебник методическая часть, содержащая вопросы к зачету и экзамену, методические указания к выполнению курсовых и дипломных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.