1S9
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
С.И. Крыжевская, магистр
Научный руководитель: М.Е. Змиенко, канд. военных наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10246
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «бизнес-единица», рассматриваются основные формы взаимодействия предпринимательских бизнес-единиц и властных структур. Проведен анализ наиболее распространенной формы взаимодействия в строительном комплексе «концессионное соглашение». Выявлены основные условия успешной реализации совместных проектов властных структур и бизнес-единиц.
Ключевые слова: предпринимательская бизнес-единица, государственно-частное партнерство, строительный комплекс, властные структуры.
Далеко не все проблемы предпринимательской деятельности способны решать властные структуры. Даже не смотря на наличие у государства органов контроля в таких сферах как: налоговая и финансовая, оно зачастую не в состоянии контролировать отношение предпринимательских бизнес-единиц к обществу и его благополучию в целом. В силах органов властных структур только стимулирование предприятий создавать корпоративную культуру, внедрять основы социальной этики, разрабатывать социально ответственное поведение. И в свою очередь, властные структуры должны создавать подходящие условия для успешного функционирования, эффективного развития бизнес-единиц, путем формирования благоприятного инвестиционного климата, адекватной налоговой системы, характеризующихся устойчивостью [1].
Взаимодействие властных структур и бизнес-единиц является показателем состояния современного общества. Их взаимоотношения оказывают влияние на характер власти, стиль и технологию управления.
Перед тем как приступить к описанию основных форм взаимодействия предпринимательских бизнес-единиц и властных структур, необходимо более подробно рассмотреть понятие «предпринимательской бизнес-единицы» (далее - ПБЕ). ПБЕ - от-
дельная структура, которая может быть как самостоятельной, так и несамостоятельной юридически, как полностью экономически обособленной, так и частично. Помимо этого ПБЕ несет ответственность за свою деятельность, необходимую для выполнения задач, поставленных собственником и властными структурами, а также другими экономическими агентами, с целью наиболее эффективного удовлетворения ожиданий всех участников отношений.
Большое разнообразие способов и форм взаимодействия органов государственной власти и бизнес-единиц потребовало их классификации. Согласно этой классификации выделяют четыре основные модели:
1. "Подавление и принуждение" -характерным признаком данной модели является присутствие административного давления со стороны государства. В рамках данной модели властные структуры требуют от бизнеса инвестировать и создавать социально ориентированные проекты, где контроль за деятельностью осуществляет административный аппарат.
2. "Патронаж"-включает в себя компенсацию всех расходов бизнес-единицы, необходимых для создания и реализации социально ориентированных проектов. При данном взаимодействии бизнес-единице предоставляется определенный доступ к
ресурсам, находящимся под наблюдением органов власти.
3. "Невмешательство" властных структур. В основе данной модели лежит самостоятельное ведение социальной политики, социальных проектов предпринимателями на территории присутствия компании, без активного участия властных структур.
4. "Партнерство"-данная модель предусматривает возможность при взаимодействии найти компромисс (общее согласие). В настоящее время в России именно данная модель является более предпочтительной, она работает по принципу "выгодно каж-дому-выгодно всем" [2].
Термин государственно-частное партнерство (Далее-ГЧП) наполнен «широким смыслом», в основе которого лежит объединение государственных и частных ресурсов, основанное на взаимном соблюдении интересов и получении максимальной выгоды обеими сторонами взаимодействия, с целью наиболее эффективного использования ресурсов в рамках решения социально-экономических задач, реализации общественно значимых проектов в различных отраслях [3].
Основными признаками, характеризующими государственно-частное партнерство являются:
1. Партнеры ГЧП - это государственный и предпринимательский (частный) сектор;
2. Бизнес-единицы и властные структуры выступают равноправными партнерами, взаимно дополняя друг друга;
3. Партнеры преследуют общие цели и общий государственный интерес;
4. Достижение целей происходит путем объединения ресурсов партнеров;
5. Взаимоотношения между участниками ГЧП фиксируются в официальных документах (контрактах, соглашениях и т.д.)
6. Между партнерами осуществляется распределение расходов и рисков, а так же полученного итогового результата деятельности [4].
Взаимодействие бизнес-единиц и властных структур отличается многообразием форм:
1. Различные контракты государства и предпринимательских бизнес-единиц. Примером которых могут быть: контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на поставку продукции для государственных нужд, инвестиционные контракты на строительство и др.
2. Лизинговые (арендные) отношения. Суть данных отношений заключается в передаче государственной собственности в аренду ПБЕ, например: зданий, сооружений, промышленного оборудования.
3. Соглашения о разделе продукции. Данное соглашение имеет форму договора на передачу на возмездной основе и на определенный срок исключительного права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении между партнерами, а также на осуществление связанных с этим работ. В свою очередь инвестор проводит работы за свой счет и на свой риск.
4. Частно-государственные структуры. В данном случае происходит создание совместных структур для решения общественно-значимых задач на выгодных условиях для обоих участников взаимоотношений.
5. Концессии. При данной форме взаимодействия государство предоставляет предпринимательской бизнес-единице объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. В свою очередь ПБЕ использует данный объект для осуществления предпринимательской деятельности (ремонт, реконструкция и т.п.), указанной в соглашении сторон [5].
Исследовав данные формы взаимодействия ПБЕ и властных структур, можно сделать вывод, что наиболее часто встречающейся формой в строительном комплексе является концессионное соглашение. Концессионное соглашение учитывает отраслевую специфику, отличается многочисленным разнообразием способов получение дохода на инвестируемые средства, что является наиболее значимым фактором в современных условиях в связи с нехваткой ресурсов и изношенностью объектов государственной собственности.
В 2005 году Правительством РФ был принят ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005г. и разработаны типовые концессионные соглашения по ряду объектов. Но несмотря на предпосылки к развитию данная форма взаимодействия не получила широкого распространения в России. Основными причинами этого являются: нехватка бюджетных средств, отсутствие гарантий государства, высокие риски инвестирования, неготовность собственника к передаче определенных прав на строительство бизнес-единице.
На основе проведенного анализа зарубежного и отечественного опыта осуществления проектов государственно-частного партнерства путем концессионного соглашения [6,7,8], были выявлены условия благополучной реализации проектов бизнес-единицами совместно с властными структурами:
- при выборе проектов ГЧП необходимо учитывать социально-экономические, финансово-бюджетные и политические факторы;
- должна обеспечиваться связь между стратегическим планированием развития территорий и выбором направлений разработки партнерства бизнес-единиц и властных структур, а также учитываться единство принципов на этапах реализации объектов строительства;
- следует производить экономическую оценку и целесообразность исполнения проекта частно-государственного взаимодействия;
- требуется обеспечить наиболее оптимальное распределение рисков между предпринимательской бизнес-единицей и государством (властными структурами);
- необходимо установить конкретные требования к ПБЕ и реалистические сроки проведения тендеров со стороны государства;
- во главе проекта следует выбрать орган управления, который будет обладать
наделенными полномочиями и ответственностью за свои действия, а так же должна производится система обратной связи данного органа с властными структурами;
- алгоритм выполнения проектов ГЧП должен соответствовать этапам подготовки и осуществления инвестиционных проектов в строительстве, с учетом использования идеологии комплексного инжиниринга;
- должна проводиться последовательная проработка процессов производственного планирования проектов государственно-частного партнерства;
- необходимо создание рациональной финансовой структуры проектов, которая позволит результативно сочетать государственное финансирование с иными источниками.
В заключение, хотелось бы отметить, что развитие строительного комплекса в РФ связано с необходимостью объединения предпринимательских бизнес-единиц и властных структур на основе государственно-частного партнерства, в связи с сложившимися условиями социально-экономической обстановки в стране и недостатками финансовых ресурсов для возобновления значимых объектов инфраструктуры. Наиболее эффективной формой взаимодействия бизнеса и власти является применение концессионного соглашения, в основе которого лежит заключение контракта между партнерами, без значительных организационных изменений с обеих сторон, а также обладающего многочисленным разнообразием методов получения дохода на инвестируемые средства. Тем не менее, эффективность реализации проектов ГЧП в строительном комплексе зависит от исполнения ряда условий, раскрытых автором при анализе зарубежного и отечественного опыта осуществления проектов на основе концессионных соглашений.
Библиографический список
1. Максимов Д.А. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России / Д.А. Максимов [и др.]. - М.: Изд-во Ленанд, 2010.
2. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография. - М.: КУРС, 2012.
3. Халимовский, Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: Блуждание в темноте / Ю.А. Халимовский // «Налоги» (газета). - 2011.
4. Уколов, В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
5. Мельков С.А., Карелина И.М. Может ли современное государство существовать без регулирования и политики? // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2011. - №2.
6. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения : материалы науч. конф. - М., 2006
7. Кунин В., Александрова Е. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2011. - №1. - Вып. 2
8. О концессионных соглашениях: Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ // Система «КонсультантПлюс». - URL: www.consultant.ru
MAIN FORMS OF INTERACTION OF ENTREPRENEURSHIP BUSINESS UNITS AND POWER STRUCTURES IN THE CONSTRUCTION COMPLEX
S.I. Kryzhevskaya, graduate student
Scientific adviser: M.E. Zmiyenko, candidate of military sciences, professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article reveals the essence of the "business unit" concept, discusses the main forms of interaction between entrepreneurial business units and government structures. The article analyzes the most common form of interaction in the construction complex - «concession agreement». The main conditions for the successful implementation of joint projects of government agencies and business units have been identified.
Keywords: entrepreneurial business unit, public-private partnership, building complex, power structures.