Научная статья на тему 'Оценка рисков инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в регионе'

Оценка рисков инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ВЛАСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / РИСК / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И.Н.

В статье приводится системный анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур, которое осуществляется посредством частно-государственного партнерства. Предлагается для развития партнерства реализация мер как в органах государственной власти, так и в бизнесе. Для государства это внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат; для бизнеса это восстановление финансовой устойчивости предприятия за счет использования на практике методов, приемов и алгоритмов антикризисного управления. А для обеих сфер оценка рисков проектов частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квасов И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в регионе»

ОЦЕНКА рисков ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ

И.Н. КВАСОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Омский государственный технический университет

В статье приводится системный анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур, которое осуществляется посредством частно-государственного партнерства. Предлагается для развития партнерства реализация мер как в органах государственной власти, так и в бизнесе. Для государства - это внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат; для бизнеса - это восстановление финансовой устойчивости предприятия за счет использования на практике методов, приемов и алгоритмов антикризисного управления. А для обеих сфер - оценка рисков проектов частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: орган власти, предпринимательство, частно-государственное партнерство, риск, методика оценки.

Развитие предпринимательства в Омской области признано одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти региона. В рамках данного направления создаются условия, способствующие развитию системы поддержки предпринимательства, созданию инфраструктуры бизнеса, а также стимулирующие предпринимателей к осуществлению деятельности в реальном секторе экономики.

Целевые установки позволили в сравнительно короткие сроки (2005 — 2008 гг.) определить формат взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти и добиться определенного роста предпринимательской инициативы в экономике и социальной сфере области. Сегодня малый сектор демонстрирует возрастание собственной роли в хозяйственной системе Омской области: в нем занято свыше 16 % экономически активного населения, каждый седьмой рубль в областной бюджет приносят субъекты малого предпринимательства, порядка 20 % объема валового регионального продукта производится малыми предприятиями.

В 2008 г. министерством экономики области совместно с Омским государственным педагогическим университетом проведен мониторинг условий пред-

принимательской деятельности учреждений, работающих не менее трех лет. Анализ полученных данных показал, что основным сдерживающим фактором развития предпринимательства в настоящее время является дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов и отсутствие реальных условий и механизмов их привлечения в реальный сектор экономики. Причинами этого являются: сложная процедура получения банковских кредитов, высокие процентные ставки за пользование кредитом, неразвитость иных механизмов финансово-кредитной поддержки.

Таким образом, в условиях развивающегося мирового финансового кризиса проблематика частно-государственного партнерства становится все более и более актуальной. О необходимости развития партнерства бизнеса и государства в России достаточно много говорится на разных уровнях.

Партнерство бизнеса и государства способно обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации услуг), расширить возможности привлечения управленческих кадров, новой техники и технологий, повысить качество обслуживания конечных пользователей.

Частно-государственное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, развитие инновационной сферы с использованием особых экономических зон и технопарков.

Успешная реализация проектов частно-государственного партнерства зависит от целого ряда факторов и условий, надежности участников, особенностей среды, в которой это сотрудничество развивается. В связи с этим особую актуальность приобретает оценка возможных рисков реализации проектов частно-государственного партнерства для повышения успешности их осуществления.

Только анализ рисков позволяет выработать оптимальную систему управления ими. Управление рисками — это система организационных, политических, экономических и социокультурных мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль за событиями случайного и непредсказуемого характера. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений. Таким образом, алгоритм управления рисками представляет собой:

во-первых, выявление и оценку сравнительных преимуществ местного сообщества. Сильные стороны сообщества — это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества, делают его привлекательным и придают устойчивость развитию территории (например, географическая близость к важнейшим интеллектуальным и финансовым центрам, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы и др.). Слабые стороны — это те факторы или тенденции, которые создают препятствия для устойчивого развития территории и могут стать источником рисков (ограниченный доступ к капиталу, нераз-ветвленная инфраструктура, коррупция, высокая преступность и др.);

во-вторых, установление рискообразующих факторов на основе оценки сильных и слабых сторон региона. Тут особую роль могут сыграть внешние, т. е. экзогенные, факторы (например, неблагоприятные тенденции в политическом развитии региона или международной экономической конъюнктуре). На практике один и тот же внешний фактор может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. В качестве экзогенных факторов могут выступать демографические тенденции — процесс старения населения, инновации в области технологий и другие факторы.

Последовательность анализа риска включает, как правило, несколько этапов: 1) выявление совокупности объективных, субъективных, зависимых и независимых факторов, оказывающих влияние на уровень конкретного риска; 2) определение степени значимости этих показателей; 3) установка допустимого (предельного) уровня риска в зависимости от внешней конъюнктуры; 4) анализ рисковости отдельных традиционных и нетрадиционных решений, проводимых территориальным органом управления;

5) формирование предложений и мероприятий по оптимизации конкретного риска (или группы взаимосвязанных рисков) для конкретного проекта;

6) анализ потенциальной и реальной эффективности принимаемых мер по оптимизации уровня риска.

В нашем случае предлагаемая методика оценки рисков основана на сочетании проектного, систематического и форс-мажорного рисков в частно-государственном партнерстве и системном сочетании методов качественного и количественного анализа инвестиционных рисков с последующим выходом на расчет ставки дисконтирования.

Первым этапом анализа рисков конкретного проекта частно-государственного партнерства является проведение качественного анализа методом экспертных оценок проектного, систематического и форс-мажорного рисков проекта.

Для проведения анализа формируется экспертная группа, состоящая из специалистов по инвестициям, строительству и финансам. Размер группы и требования к ней определяются инвестором совместно с государственным органом, ответственным за данный проект. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных оценок по каждому виду риска и предлагается поставить свою оценку. Оценка проектных рисков проводится по следующим этапам:

• оценка технологических рисков и рисков строительства;

• анализ рыночной позиции проекта;

• определение рисков, которые контрагенты, такие как поставщики и заказчики, привносят в проект;

• оценка правовой структуры проекта;

• оценка движения денежных средств и финансовых рисков.

Оценка технологических рисков и рисков строительства. Проектные риски делятся на предкон-струкционные и постконструкционные. Первые состоят из рисков: технических характеристик, планирования, строительства, испытаний и ввода в эксплуатацию. Вторые состоят из рисков: эксплуатации и поддержания работоспособности, исторических данных по эксплуатации подобных объектов (если таковые есть).

Эксперты дают оценки проекта в диапазоне от 10 баллов (низкий риск) до 100 (самый высокий риск), то есть определяют коэффициент технологических рисков и рисков строительства R1.

Анализ рыночной позиции проекта. Рыночная позиция проекта является одной из главных детерминант проектного риска. Ее анализ включает в себя следующие факторы: изучение основ и перспектив отрасли, ценовых рисков, рисков роста стоимости поставок, прогноз спроса, влияние валютного курса, анализ источников конкурентных преимуществ, возможное появление новых конкурентов, возможное устаревание технологии.

Эксперты дают оценки проекта в диапазоне от 10 баллов (низкий риск) до 100 (самый высокий), определяя коэффициент рыночных рисков проекта Ю.

Определение рисков, которые контрагенты, такие как поставщики и заказчики, привносят в проект. Частно-государственное партнерство подразумевает оценку сильных и слабых сторон, надежности участников. Риски поставщиков вызваны вероятностью того, что они не поставят сырье и комплектующие в нужном объеме, необходимого качества и в установленные сроки. Кроме того, необходимо оценить не столько риски непоставки, сколько финансовые риски, связанные с поставщиками и другими сторонами, участвующими в проекте.

Эксперты дают оценки проекта в диапазоне от 10 баллов (низкий риск) до 100 (самый высокий), определяя коэффициент рисков контрагентов R3.

Оценка правовой структуры проекта может включать анализ выбранной юрисдикции, контрактных рисков, рисков потенциальных исков и др. В случае если для осуществления проекта создана специализированная фирма-оператор, необходимо также оценивать риски, связанные со структурой собственности, с платежеспособностью предприятий-учредителей. Кроме того, необходима оценка рисков, связанных с изменением правового поля, в котором функционирует фирма, так как государство вольно изменить «правила игры», что может сказаться на результатах реализации проекта.

Эксперты дают оценки проекта в диапазоне оценок от 10 баллов (низкий риск) до 100 баллов (самый высокий риск), определяя коэффициент правовых рисков R4.

Оценка движения денежных средств и финансовых рисков. В процессе реализации проекта частно-государственного партнерства компания-оператор сталкивается с множеством финансовых угроз. Проекты должны бороться с изменчивостью ставки процента и иностранной валюты, а также рисками: инфляционным, ликвидности и финансирования. Сама структура капитала проекта может создавать дополнительные риски, потому что крупные проекты частно-государственного партнерства всегда реализуются в условиях явной недостаточности собственных средств.

Для оценки финансовых рисков в качестве основного количественного показателя финансовой силы проекта предлагается использовать коэффициент покрытия долга, определяемый по формуле:

Кпд = CFO / DB, где CFO — чистый годовой денежный поток по проекту; DB — общая сумма годовых платежей по кредитам, включая проценты. CFO — разность полученных денежных доходов и числа издержек,

а также налогов, необходимых для поддержания текущей деятельности проекта. DB — сумма выплат по основному долгу и процентов по нему.

Коэффициент покрытия долга рассчитывается в двух вариантах:

среднее годовое значение Кпд на протяжении расчетной жизни проекта;

значение минимального Кпд, для определения максимально возможного годового риска проекта.

Эксперты дают оценки проекта в диапазоне от 10 баллов (низкий риск) до 100 баллов (самый высокий риск), определяя коэффициент финансовых рисков R5.

Таким образом, найдены экспертные оценки по всем видам проектных рисков.

Каждый проект частно-государственного партнерства является уникальным. Однако, опираясь на опыт международных рейтинговых агентств, таких как S&P, Moody's и Fitch, для упрощения анализа можно стандартизировать веса проектных рисков: R1 = 0,2; R2 = 0,25; R3 = 0,1; R4 = 0,1; R5 = 0,35. Тогда общий проектный риск определяется по формуле:

Rp = 0,2R1 + 0,25R2 + 0,1R3 + 0,1R4 + 0,35R5.

Следующим этапом эксперты оценивают систематические риски, которые формируют среду функционирования проекта. Это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово -экономических и социально -политических переменных.

На развивающихся рынках, к которым относят и Россию, проблемы прав собственности и коммерческого права являются одними из самых важных в практике инвесторов. В целом необходимо оценить общую правовую среду в стране (регионе) условия реализации проекта, уровень развития финансовой системы, а также уровень достоверности и открытости финансовой отчетности.

Предлагаемая система оценки систематического риска может быть использована для оценки систематических рисков проектов частно-государственного партнерства в условиях комплексной оценки рисков: диапазон оценок от 10 баллов (низкий риск) до 100 (самый высокий).

Следующим этапом эксперты оценивают форс-мажорныериски. Они могут возникнуть в случаях, когда стороны сталкиваются с обстоятельствами непреодолимой силы. Тщательный анализ форс-мажорных событий является критическим в проектном финансировании, потому что, если такие события не будут должным образом определены, могут сильно исказить оценку рисков, от которых зависит финансирование. Диапазон оценок по форс-мажорным рискам — от 10 баллов (низкий риск) до 100 (самый высокий).

Общий риск складывается из суммы проектного, систематического и форс-мажорного рисков. Допуская, что во многом инфраструктурные проекты частно-государственного партнерства являются схожими, можно предложить следующую формулу для определения рисков частно-государственного партнерства:

R = 0,7Rp + 0,2RS + MR^ где R — проектные риски; R — систематические

Р s

риски; Rm — форс-мажорные риски.

Оценки риска представлены для ранжирования последовательностью от 10 до 100. Наивысшие номера представляют наивысшие риски. Отметим, что оценки представляют собой только рекомендацию, а не инструкции того, что необходимо осуществлять в той или иной ситуации.

Проведенный качественный анализ рисков во многом основывается на субъективных суждениях экспертов. Но помимо качественного анализа необходим количественный анализ инвестиционных рисков с последующим выходом на расчет ставки дисконтирования.

Предлагается модернизировать расчет чистой приведенной стоимости проекта (NPV):

E (NPV) = -C„ )а,,

t=0

где E (NPV) — математическое ожидание чистой приведенной стоимости; С0 — инвестиционные затраты; E (OF) — средневзвешенное значение потенциально возможных потоков денежных поступлений; at = —1— — коэффициент дисконти-(1 + r)

рования; r — ставка дисконтирования.

Как правило, расчет чистой приведенной стоимости присутствует в любом инвестиционном проекте, данный процесс автоматизирован с использованием информационных технологий. Однако во многом неразрешенным вопросом является расчет коэффициента, а соответственно — и ставки дисконтирования с учетом риска проекта. Существующие подходы к расчету ставки дисконтирования учитывают риски проектов лишь опосредованно.

Предлагается для расчета ставки дисконтирования использовать модель CAPM (capital assets pricing model). Согласно CAPM ставка дисконтирования Re рассчитывается по формуле:

Re = R + в (Rm - f где, Rf — безрисковая ставкадохода; в—коэффициент,

определяющий изменение цены на акции компании

по сравнению с изменением цен на акции по всем

компаниям данного сегмента рынка; (Rm — R) —

премия за рыночный риск; Rm — среднерыночные

ставки доходности на фондовом рынке.

Применяемый в модели САРМ коэффициент в является заданной величиной для рассматриваемой ценной бумаги. Естественно, для реализуемых однократно уникальных проектов частно-государственного партнерства нет и не может быть заданных величин р. Тем не менее рассматриваемый коэффициент является мерой риска и, если допустить, что полученный результат качественного анализа риска отражает основные риски проекта, то можно предложить следующий расчет коэффициента р:

р = R / 100 + 1, где R — общий риск проекта, полученный в результате качественного анализа.

Таким образом, коэффициент риска определяется в диапазоне от 1 до 2, что соответствует ожиданиям модели САРМ. При этом под рыночной ставкой доходности Rm будет пониматься требуемая доходность по рассматриваемому проекту, и, следовательно, расчет чистой приведенной стоимости идет с учетом требуемой доходности и риска проекта, что соответствует идеальным положениям теории инвестиционного анализа.

Последовательность расчетов выглядит следующим образом.

1) С помощью качественного анализа проектных, систематических и форс-мажорных рисков определяется общий риск проекта R.

2) По формуле р = R/100 + 1 рассчитывается коэффициент р.

3) По формуле г = Я + р (Ят — Я) определяется ставка дисконтирования, которая учитывает риски и желаемую доходность проекта.

1

определяется ко-

4) По формуле а = -

' (1 + г)'

эффициент дисконтирования.

п

5) По формуле Е(МРУ) = -С0 + £Е(СЕ;)а, либо

'=0

при помощи использования компьютерных программ определяем чистую приведенную стоимость проекта.

6) Если чистая приведенная стоимость больше нуля, то проект частно-государственного партнерства может быть принят к исполнению.

Предлагаемая методика расчета рисков частно-государственного партнерства сочетает в себе особенности качественных и количественных методов оценки рисков, учитывает положения инвестиционной теории об определяющей роли риска и доходности при принятии инвестиционных решений и при достаточно простых расчетах (с возможностью автоматизации) позволяет судить о том, может быть проект частно-государственного партнерства принят или нет с учетом желаемой доходности и характерного риска проекта.

Практическая апробация предложенной методики оценки рисков проводилась на трех реально реализуемых в Омской области проектах частно-государственного партнерства.

Проект «Строительство ПС 110/10кВ «Весенняя». Подстанция будет основным источником электроснабжения новых потребителей в левобережной части города Омска. Район левого берега города Омска является наиболее динамично развивающимся. Уже в 2000 г. ОАО АК «Омскэнерго» столкнулось с проблемой энергоснабжения этого района.

При строительстве подстанции предполагается использование оборудования фирмы «Сименс». Комплектные распредустройства с элегазовой изоляцией данной фирмы обеспечивают компактность, обладая при этом высоким уровнем надежности и качества, и практически не требуют затрат на техническое обслуживание (первая ревизия необходима не ранее чем через 25 лет эксплуатации).

Общий объем затрат на реализацию проекта составляет 849,7 млн руб. Ввиду особой значимости объекта была достигнута договоренность с правительством Омской области о совместной реализации данного проекта.

Реализация исследуемого проекта осуществляется на условиях частно-государственного партнерства, поэтому можно использовать предлагаемую методику оценки рисков с дальнейшим расчетом модифицированной чистой приведенной стоимости.

Эксперты выставили следующие оценки по проектным рискам:

Шп риска оценка

Технологические риски и риски строительства 20

Рыночные риски проекта 20

Риски контрагентов 40

Риски правовой структуры проекта 40

Финансовые риски проекта 20

Определяем общий проектный риск: Rp= 0ДО + 0,25R2 + 0,№3 + 0,^4 + 0,35R5 = = 0,2-20 + 0,25-20 + 0,1-40 + 0,1-40 + 0,35-20 = = 4 + 5 + 4 + 4 + 7 = 24. Для систематических рисков получена оценка 50. Для форс-мажорных рисков получена оценка 50. Определяем общий риск проекта: R = 0^р + 0,2^ + 0,1£ = 0,7-24 + 0,2-50 + 0,1-50 = 16,8 + 10 + 5 = 31,8.

Далее определяем коэффициент р. р = R / 100 + 1 = 31,8 / 100 + 1 = 1,318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяем ставку дисконтирования, при этом R£= 0,1 (средняя доходность по государственным ценным бумагам), Rm = 0,13 (данные проекта). Re = И£ + р (Ят - Я£) = 0,1 + 1,318 (0,13 - 0,1) = 0,14.

Таким образом, получена ставка дисконтирования 14 %, которая учитывает риски проекта. Для расчета NPV других дисконтированных показателей используется компьютерная модель и данные по денежным потокам рассматриваемого проекта.

Чистая приведенная стоимость (NPV) — 303 534 тыс. руб.

Дисконтированный срок окупаемости (РВР) — 12,1 лет.

Внутренняя норма рентабельности — 19,3 %.

Таким образом, с учетом рисков проекта экономические результаты, хотя и ухудшаются, но, тем не менее, остаются привлекательными для участников частно-государственного партнерства. Проект может быть принят к исполнению.

Аналогичным образом был определен риск, ставка дисконтирования и NPV по проекту «Производство ваты медицинской из короткого льноволокна», который предусматривает создание промышленного предприятия по производству высококачественной медицинской ваты на основе использования в качестве сырья короткого льняного волокна, производимого на территории Омской области. Была получена ставка дисконтирования 20,4 %, чистая приведенная стоимость проекта ^РУ) при данной ставке составляет 15 238 тыс. руб.

Методика также была использована для определения рисков проекта при строительстве жилья по схеме частно-государственного партнерства. Проект «Строительство жилого комплекса «Ясная поляна» предусматривает строительство крупного жилого комплекса в Омском районе Омской области. Была получена ставка дисконтирования 15,8 %. Чистая приведенная стоимость ^РУ) по этому проекту составила 456 000 тыс. руб.

Проведенные расчеты свидетельствуют о практической применимости разработанной методики оценки рисков: исследованные проекты находятся в числе приоритетных, создают основу для ускорения экономического роста и социального благополучия

2.

3.

4.

в Омской области.

Список литературы

Квасов И. Н. Модель государственно-частного партнерства в регионе // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: Материалы междунар. науч. -практ. конф. / Отв. ред. Потуданская В. Ф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.

Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве». М.: Ассоциация менеджеров, 2007. Островская Э. Риск инвестиционных проектов М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М: ИФРА-М, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.