Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты материально-технического обеспечения мвд России в современных условиях'

Организационно-экономические аспекты материально-технического обеспечения мвд России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты материально-технического обеспечения мвд России в современных условиях»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ВВ. АБИРКИН

Научный руководитель - доктор экономических наук,

профессор В.Ф. ГАПОНЕНКО

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.

МВД России осуществляет в рамках данного исследования следующие полномочия1:

Ф определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и руководит их деятельностью;

Ф обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России2.

Согласно положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации последнее организует материально-техническое и финансовое обеспечение подразделений центрального аппарата Министерства и подчиненных подразделений, расквартирование личного состава системы Министерства и капитальное строительство объектов, возводимых за счет лимитов капитальных вложений Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, проведение проектно-изыскательских работ; осуществляет контроль за эксплуатацией зданий, коммунальных сооружений, их оборудованием и ремонтом; принимает меры по улучшению размещения и бытового обеспечения личного состава органов внутренних дел; осуществляет централизованное обеспечение органов внутренних дел боевой и специальной техникой, средствами связи и шифровальной техникой, специальными средствами, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими ресурсами, а также финансовыми ресурсами за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и поступающих из других источников финансирования; развивает и укрепляет материальную базу органов внутренних дел, организует учет материальных и денежных средств,

контроль за их использованием; реализует право владения, пользования и распоряжения (оперативного управления) недвижимым и движимым имуществом, находящимся в федеральной собственности; арендует недвижимое и движимое имущество, осуществляет в установленном порядке отчуждение подведомственных Министерству объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета и находящихся в оперативном управлении Министерства, а также сдачу в аренду закрепленного за ним имущества; обеспечивает эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану закрепленного за ним имущества в пределах выделенных на эти цели средств. Все это можно назвать финансовой и хозяйственной деятельностью3.

Это, конечно, не исчерпывает все экономические аспекты деятельности ОВД. Они значительно шире. Так, сотрудники Министерства внутренних дел через свою правоохранительную функцию воздействуют на более эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и природных ресурсов страны. Борясь с преступностью, они способствуют снижению различного рода потерь в обществе. Охраняя общественный порядок, ОВД способствуют нормализации социально-экономической и политической обстановки в стране. Любое правонарушение причиняет, как известно, обществу или отдельным гражданам ущерб (материальный или моральный). Следовательно, борьба с правонарушениями в конечном итоге предотвращает или сокращает этот ущерб4. Органы внутренних дел содействуют экономической безопасности государства в целом и субъектов предпринимательской деятельности в частности, разрабатывают криминологические прогнозы современной маркетинговой среды в различных сигментах товарного рынка как на макро-, так и на микроуровне, помогают налоговой инспекции и аудиторским структурам, содействуют эффективной и справедливой приватизации, борьбе с нечестной конкуренцией и т.п.5

Постоянно возникают экономические отношения и в деятельности самих подразделений ОВД. Так. перманентно возникают проблемы экономической оценки деятельности той или иной службы, научной организации труда сотрудников, экономического и морального стимулирования эффективности их работы. Без экономической проработки практически невозможно решить ни одну проблему социально-культурного и бытового характера, материально-технического, вещевого и продовольственного обеспечения6.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, в деятельности практически любой службы системы МВД России имеют место экономические отношения. Понимание этого факта и осознанное использование сотрудниками ОВД объективных экономических законов, методов экономического анализа и экономических методов управления будут способствовать не только более эффективному использованию материальных и денежных средств, выделяемых федеральными и местными органами власти, а также пожертвований граждан на борьбу с преступностью, но и повышению боевой готовности сотрудников милиции.

Следует отметить, что в деятельности правоохранительных органов всегда присутствовали экономические аспекты. Более того, специфика проявления экономических отношений в деятельности различных подразделений системы МВД России непосредственно зависит от характера социально-экономических отношений в обществе. Все эти вопросы неоднократно исследовались учеными-экономистами. Так, профессор А.А. Крылов в одной из своих работ отмечает, что даже поверхностный анализ деятельности органов внутренних дел свидетельствует о «глубокой связи... с экономическими процессами в стране, о наличии в этой деятельности экономических аспектов, а следовательно, и о необходимости постоянного учета этой стороны деятельности»7.

Столь широкое толкование финансовой и хозяйственной деятельности в системе МВД России нам потребовалось исключительно для того, чтобы показать, на какой базе основывается и развивается тыловая деятельность вообще и материально-техническое обеспечение ОВД в частности.

Учитывая, что объектом данного исследования является материальное обеспечение ОВД, следует прежде всего ответить на вопрос: насколько правомерно исследовать материальное обеспечение ОВД в рамках экономической науки?

Дело в том, что материально-техническое обеспечение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по своей сущности и формам является экономической деятельностью. Оно очень близко к материально-техническому снабжению в производственной деятельности. Поэтому, исследуя организацию материально-технического обеспечения в различных условиях действия органов внутренних дел, а также проблему совершенствования этой деятельности, необходимо опираться на методологию и достижения общей теории социального управления и экономической науки и, в частности, такого ее раздела, как теория управления материальными ресурсами8.

Известно, что любая производственная деятельность требует материальных и денежных затрат. В этом смысле материально-техническое снабжение (далее — МТС) играет большую и неоднозначную роль. Прежде всего без МТС невозможно простое и тем более расширенное воспроизводство. От уровня организации МТС зависит качество и характер

самого производства. Неслучайно во многих странах службы, занимающиеся снабжением производства, нередко называют службами качества. Вместе с тем снабженческая деятельность ведет к тому, что часть средств и сил общества отвлекается от производственного процесса. Более того, обслуживание многочисленных потребителей и само продвижение продукции от производителя к потребителю требуют специальных затрат живого и овеществленного труда. Теоретическая сторона этой проблемы подробно была исследована советскими экономистами еще в 70-е годы9. Позже, на этапе подготовки рыночных реформ в России, появилось немало работ, освещающих цели и содержание МТС в условиях рыночных отношений10.

В дореформенный период управление МТС носило характер административной деятельности с очень высокой степенью централизации. От четкой и своевременной работы снабженческих органов зависело выполнение плановых заданий предприятия. Управление движением материальных ресурсов осуществляли специальные органы: на народнохозяйственном уровне — Госплан и Госснаб страны; на уровне министерств и ведомств — специальные самостоятельные подразделения (управления и отделы); на уровне предприятия — службы материально-технического снабжения и сбыта. Кроме того, на уровне предприятия функции снабжения выполняли диспетчерская служба, служба подготовки производства, вспомогательное производство.

В странах с традиционными рыночными отношениями МТС и сбыт осуществляются в рамках двух направлений деятельности — маркетинга и менеджмента.

Маркетинг — это деятельность, связанная со сбытом продукции и продвижением ее на рынке. В последние годы этой проблеме стали уделять большое внимание и в России. Издано немало интересной научной и учебной литературы11, проводятся серьезные научные исследования, в том числе и в органах внутренних дел12. Не вдаваясь серьезно в проблемы организации и управления маркетинговой деятельности, следует лишь отметить, что для российской действительности постперестроечного периода достаточно новой формой работы по снабжению и сбыту является так называемое продвижение товаров (продукции). Суть этой деятельности сводится к изучению рынка и потенциальных потребителей продукции с точки зрения поиска путей расширения сферы и масштабов сбыта продукции.

Второе направление современной классификации деятельности по МТС и сбыту — менеджмент — сводится к так называемому операционному менеджменту. Дело в том, что в широком смысле менеджмент — это управление13. А деятельность, связанная собственно со снабжением, называется operation management (дословный перевод — операционный менеджмент). Научное определение этого вида деятельности представляется как учение о принятии решений в функциях операции.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Основными субъектами операционного менеджмента могут быть, в зависимости от сферы деятельности, управляющие компаниями и фирмами, их заместители, ответственные за обеспечение производства, управляющие по сырью и материалам, ответственные за закупки, качество, технологию, производственное планирование.

Функционально операционный менеджмент можно разделить на три направления деятельности: управление складом, управление поставками и материальное обеспечение производством. В зарубежной экономической науке и науке управления подробно исследованы все три направления операционного менеджмента. Особенно большое внимание уделяется проблемам управления складом. И это не случайно, ибо в последние десятилетия удельный вес затрат на обслуживание складских операций в структуре себестоимости различных видов продукции постоянно растет14.

Минимизация складских расходов как основной принцип операционного менеджмента может достигаться различными путями. При этом можно однозначно сказать, что между складскими расходами и размерами склада существует прямо пропорциональная зависимость. Поэтому склад должен иметь минимально доступные размеры, обеспечивающие бесперебойное снабжение производства. Если придерживаться этого принципа, то чрезвычайно важно точно определить величину резервов сырья и материалов на складе.

Для органов внутренних дел, которые должны находиться в состоянии постоянной боевой готовности, наличие резервов материальных и технических ресурсов является обязательным требованием. Размеры их рассчитываются при помощи специальных методик и определяются рядом специальных приказов.

Некоторые подразделения МВД России уже создали у себя отделы маркетинга и операционного менеджмента. Изучение положения дел в хозяйственных и финансовых службах управлений внутренних дел различных регионов России и отраслях экономики показало, что некоторые из них перестраивают свои службы МТС, но процесс этот идет сложно и зачастую противоречиво.

Другая форма МТС, которая присутствует в ряде ведомств, — это традиционная централизованная служба материально-технического снабжения, основанная на административных методах управления. Подобные службы имеют, прежде всего, все силовые ведомства (Минобороны, МВД, ФПС, ФСБ, Федеральная служба внешней разведки и др.).

Известно, что структура тылового и материально-технического обеспечения может меняться в зависимости от региональных особенностей, в которых действуют подразделения ОВД, в зависимости от задач, которые перед ними ставят в данный момент. Но особенно сильна зависимость материально-технического обеспечения от общей социально-экономической характеристики системы, в которой

функционируют органы внутренних дел. Когда в стране превалировали обобществленные социально-экономические отношения и действовали принципы централизованного, планового управления всеми сферами жизни общества, тыловое обеспечение и материально-техническое снабжение в Министерстве внутренних дел носило фактически натуральный характер. Все необходимое имущество, техника, продовольствие и т.п. направлялось в Министерство внутренних дел в централизованном порядке, в нужном ассортименте и количестве, в первоочередном порядке по сравнению с другими объектами народнохозяйственного комплекса. Стоимостные параметры этих поставок фактически не имели значения. Точно просчитывалось лишь денежное содержание сотрудников органов внутренних дел, и то лишь в той степени, в которой это нужно было для обеспечения принятой правительством дифференциации доходов различных социальных слоев общества.

С переходом общества к рыночной социально-экономической системе отношений значение стоимостных параметров в материальном обеспечении ОВД стало доминирующим. Бюджет страны, в котором имеется позиция государственных расходов на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации, получил статус Закона Российской Федерации. Поэтому без специального решения высшего законодательного органа страны изменить бюджет МВД России невозможно.

В принципе, подобная система финансирования правоохранительных органов существует во многих странах мира. Однако в России в 90-е годы положение осложнялось тем, что высокий уровень инфляции, кризис неплатежей, низкий уровень соблюдения обязательств в экономической сфере не позволяли точно учесть все возможные расходы в будущем, планируемом году. Поэтому в 1992—1995 гг. МВД России работало в условиях постоянного дефицита финансовых и, следовательно, материальных средств.

В этих условиях актуальной стала экономия денежных и материальных ресурсов, нередко в ущерб решению основных задач, особенно перспективных. В МВД России резко сократилось капитальное строительство (в 5 раз), обновление техники (в 1995 г. обеспеченность вооружением, боеприпасами и средствами защиты составила лишь 30% от положенных норм, закупки автобронетехники сократились в 9 раз, не выделялось денег на военно-инженерное и военно-химическое имущество), появились перебои с вещевым снабжением (в 1995 г. вместо положенных 1735 млрд руб. было выделено лишь 675 млрд руб., при этом 30% ушло на вещевое обеспечение подразделений, действующих в Чеченской Республике), ухудшилось питание личного состава (в 1995 г. расходы на продукты питания были профинансированы лишь на 15%).

Недостатки и перебои бюджетного финансирования ОВД привели к тому, что руководители подразделений, особенно региональных, стали искать

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

........................................................... .............................................................

дополнительные источники финансирования и материально-технического обеспечения. Формальные условия для этого были15. Однако реально это вылилось в многочисленные нарушения и даже отношения коррупции между работниками ОВД и представителями различных хозяйственных структур. Количество ежегодно выявляемых в системе МВД России нарушений финансовой и хозяйственной деятельности исчисляется многими десятками (в УВД Пермской области только за первое полугодие 1996 г. было выявлено незаконных выплат и непроизводственных расходов на сумму 114,81 млн руб.).

Другая тенденция, которую породили систематические перебои и недостатки бюджетного финансирования ОВД, — массовая занятость сотрудников милиции вне основной своей деятельности. Социологические исследования16 показали, что до 80% сотрудников милиции в крупных городах страны работают после основной работы в различных структурах. В основном это работа в качестве охранников, сопровождающих грузы, консультантов. Некоторые сотрудники ОВД выполняют функции так называемой красной крыши для предпринимателей, т.е. функции прикрытия тех или иных предпринимательских структур как от чиновников контролирующих органов, так и от рэкетиров. Некоторые сотрудники ОВД приторговывают на «черном рынке» оружием и боеприпасами. Кто-то занимается мелкой торговлей (одежда, бытовая техника, продукты питания, автомобили и т.п.). Доходы от второй работы сотрудников ОВД нередко превышают их доходы по месту основной работы. Соответственно меняется и отношение к той и другой деятельности, что в конечном счете отрицательно сказывается на эффективности работы всей системы Министерства внутренних дел.

Развитие в стране рыночных экономических отношений неизбежно привело к более широкому использованию в системе МВД России товарно-денежных отношений и экономических методов управления. Это, в свою очередь, принципиально повлияло на работу обеспечивающих служб министерства. Вместо гарантированной поставки материальных и денежных средств им сегодня приходится сталкиваться с недостаточным бюджетным финансированием, невыполнением государственных поставок военного имущества и техники, недостаточным финансированием капитального строительства и целым рядом других трудноразрешимых традиционными методами проблем.

Даже самый поверхностный анализ организаций материального обеспечения ОВД и передового опыта в этой сфере свидетельствует о том, что последнее непосредственно зависит от социально-экономических отношений, доминирующих в данный момент в стране17.

Наконец, исследования показали возможность и необходимость широкого использования современных методов управления социальными и экономическими системами в организации и совершенствовании материального обеспечения ОВД.

1 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 (с изменениями от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 20 сентября 2006 г., 21 марта 2007 г.) // СЗ РФ. - 2004. -№ 30. — Ст. 3149; Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730.

2 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г, 27 июля 2006 г., 20 апреля, 24 июля, 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. — 2005. — № 27.

3 См.: Сикерин В.Г. Совершенствование организации и принципов материально-технического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск, действующих в особых условиях: Дис... канд. экон. наук. — М.: Академия управления МВД России, 1998. — С. 35.

4 См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа: Дис. докт. экон. наук. — М: Академия управления МВД России, 1993. — С. 73.

5 См.: Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. — М.: Академия управления МВД России, 1995. — С. 81; Барышев С.Л. Экономическая безопасность и деятельность ОВД. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел России: Статья. — М.: Академия управления МВД России, 2002. — С. 32; Га-поненко В.Ф., Беспалько А.А., Власов А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. — М.: Ось-83, 2007; Григорьев Ю.П. Способы обоснования организационно-экономического механизма маркетинга территориальных органов тыла в условиях рыночных отношений: Дис. ... канд. экон. наук. — СПб.: ВАТТ, 1995. — С. 204.

6 См.: Крылов A.A. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа: Дис. докт. экон. наук. — М: Академия управления МВД России, 1993. — С. 67.

7 Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. — М.: Академия управления МВД России, 1994. — С. 26.

8 См.: Яковенко В.Г., Гапоненко В.Ф., Карабасов Ю.С., Горбунов А.В. Экономическая эффективность управленческих и хозяйственных решений. — М.: Знание, 1984. — С. 44.

9 См.: Рабинович И.А. Эффективность общественных затрат в материально-техническом снабжении. — М.: Экономика, 1977. — С. 223.

10 См.: Новиков Д.Т., Нестеров Н.А. Перестройка управления материально-техническим обеспечением. — М.: Знание, 1989. — С. 32 и др.

11 См.: Багичев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л. Багичева. — М.: Экономика, 1999. — С. 703; Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. Е.М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. — С. 736.

12 См.: Панфилова А.В. Товарооборот и его анализ в снаб-женческо-сбытовых организациях системы МВД СССР: Учеб. пособие. — Рязань: Рязанская высшая школа МВД СССР, 1987. — С. 47 и др.

13 См.: Мескан М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1995. — С. 38.

14 См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. — М.: Академия управления МВД России, 1994. — С. 74.

15 Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе: приказ МВД России от 24.11.94 г. № 319; Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 и др.

16 См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. — М.: Академия управления МВД России, 1994. — С. 92.

17 Там же. — С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.