Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР В 1980-Е ГОДЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР В 1980-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР / АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / ПЕРЕСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гвоздев Василий Анатольевич

В статье рассматриваются изменения, которые произошли в организационной структуре аппарата Совета Министров Чувашской АССР в 1980-е гг. Совет Министров как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики играл значительную роль во всех сферах жизни общества, и от его аппарата во многом зависели качество принимаемых решений и их последующая реализация в это непростое для страны время. Источниковой базой исследования послужили в первую очередь ранее не опубликованные постановления правитель­ства республики, в которых утверждались измененные штатные расписания аппарата Совета Министров Чувашской АССР. Центральную роль в аппарате республиканского правительства занимало Управление делами, включавшее в себя отраслевые отделы и другие структурные подразделения. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод, что на протяжении большей части 1980-х гг. изменения в организационной структуре аппарата Совета Министров Чувашской АССР были небольшими, ограничивались передачей отдельных функций от одного отраслевого отдела Управления делами другому с соответствующим переименованием отделов. Однако в годы перестройки в условиях нараставших политических и экономических реформ аппарат Совета Министров Чувашской АССР подвергся значительной трансформации, что нашло отражение в принятии на рубеже 1980-х - 1990-х гг. новых нормативно-правовых актов - Положения об аппарате Совета Министров Чувашской АССР, штатного расписания аппарата Совета Министров и должностных инструкций работников аппарата Совета Министров. Тем самым руководство страны и республики демонстрировало готовность к значительным переменам, хотя и в рамках плановой социалистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE CHUVASH ASSR COUNCIL OF MINISTERS’ APPARATUS IN THE 1980S

The article examines the changes that occurred in the organizational structure of the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers in the 1980s. The Council of Ministers, as the supreme executive and administrative body of the state power of the republic, played a significant role in all spheres of public life, and the quality of decisions made and their subsequent implementation in this difficult time for the country largely depended on its apparatus. The source base of the study was primarily previously unpublished resolutions of the Republican government, which approved the changed staffing structure of the Chuvash ASSR Council of Ministers’ apparatus. The central role in the apparatus of the republican government was occupied by the General Affairs Department, which included branch departments and other structural subdivisions. According to the results of the study, it was concluded that during most of the 1980s, changes in the organizational structure of the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers were minor, they were limited to the transfer of individual functions from one branch department of the General Affairs Department to another with the corresponding renaming of departments. However, in the years of perestroika, under the conditions of growing political and economic reforms, the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers underwent a significant transformation, which was reflected in the adoption at the turn of the 1980s-1990s of new normative legal acts - the Regulations on the Apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers, the staffing structure of the Council of Ministers’ Apparatus and job descriptions for employees of the Council of Ministers’ apparatus. In so doing, the leadership of the country and the republic demonstrated their readiness for significant changes, albeit within the framework of a centrally planned socialist system.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР В 1980-Е ГОДЫ»

РСН: 10.47026/1810-1909-2021-2-27-35

УДК 323.329(470.344)«1980/1990» ББК 63.3(2Рос.Чув)61

В .А. ГВОЗДЕВ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР В 1980-е ГОДЫ

Ключевые слова: Чувашская Республика, Совет Министров Чувашской АССР, аппарат правительства, штатное расписание, перестройка.

В статье рассматриваются изменения, которые произошли в организационной структуре аппарата Совета Министров Чувашской АССР в 1980-е гг. Совет Министров как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики играл значительную роль во всех сферах жизни общества, и от его аппарата во многом зависели качество принимаемых решений и их последующая реализация в это непростое для страны время. Источниковой базой исследования послужили в первую очередь ранее не опубликованные постановления правительства республики, в которых утверждались измененные штатные расписания аппарата Совета Министров Чувашской АССР. Центральную роль в аппарате республиканского правительства занимало Управление делами, включавшее в себя отраслевые отделы и другие структурные подразделения. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод, что на протяжении большей части 1980-х гг. изменения в организационной структуре аппарата Совета Министров Чувашской АССР были небольшими, ограничивались передачей отдельных функций от одного отраслевого отдела Управления делами другому с соответствующим переименованием отделов. Однако в годы перестройки в условиях нараставших политических и экономических реформ аппарат Совета Министров Чувашской АССР подвергся значительной трансформации, что нашло отражение в принятии на рубеже 1980-х - 1990-х гг. новых нормативно-правовых актов - Положения об аппарате Совета Министров Чувашской АССР, штатного расписания аппарата Совета Министров и должностных инструкций работников аппарата Совета Министров. Тем самым руководство страны и республики демонстрировало готовность к значительным переменам, хотя и в рамках плановой социалистической системы.

1980-е годы вошли в историю нашей страны как эпоха, серьезно изменившая жизнь советского общества. Ведь всего за одно десятилетие СССР прошел путь от великой сверхдержавы до разваливавшегося на глазах государства. Вследствие проводившихся во второй половине 1980-х гг. реформ значительные изменения произошли в общественном сознании, политической и экономической сферах. Огромная роль в реализации всех этих преобразований принадлежала государственному аппарату, как центральному, так и местному. Поэтому в настоящей статье ставится цель проследить трансформацию внутренней структуры аппарата Совета Министров Чувашской АССР - высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти, отвечавшего практически за все стороны жизни Чувашии того времени. Изучение данных изменений позволит ответить на вопрос, как руководство страны и республики реагировало на веяния времени. При этом следует отметить, что на настоящий момент история правительства Чувашии изучена слабо: лишь в последние годы появились исследования по правовой основе деятельности и правовому статусу Совета Министров Чувашской АССР [2, 3], основным направлениям деятельности Совета Министров в середине 1980-х гг. [1].

Высшим законодательным актом в Чувашии в рассматриваемый период времени являлась Конституция Чувашской АССР, принятая 31 мая 1978 г. Именно в ней определялся состав правительства республики (ст. 111): Пред-

седатель Совета Министров Чувашской АССР, первый заместитель и заместители Председателя, министры, председатели государственных комитетов и руководители других органов государственного управления, образованных Верховным Советом Чувашской АССР [11. С. 43]. При этом Верховный Совет по представлению Председателя Совета Министров Чувашской АССР имел право включить в состав правительства руководителей других органов и организаций республики. Также Конституцией регламентировался состав Президиума Совета Министров Чувашской АССР (ст. 114), в который по должности входили не только Председатель Совета Министров Чувашской АССР, Первый заместитель и заместители Председателя Совета Министров Чувашской АССР, но и «другие члены правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Чувашской АССР» [11. С. 45].

Названные положения были продублированы в принятом 18 декабря 1979 г. Законе «О Совете Министров Чувашской АССР» (ст. 4 и 16). По сравнению с Конституцией детальнее освещался процесс изменения персонального состава правительства: право назначения, как и освобождения от должности, принадлежало Верховному Совету Чувашской АССР или, в период между его сессиями, Президиуму Верховного Совета. В последнем случае назначение на должность осуществлялось по представлению Председателя Совета Министров и предусматривало утверждение произведенных изменений на ближайшей сессии Верховного Совета Чувашской АССР [10. С. 5].

Согласно статье 28, Совету Министров Чувашской АССР предоставлялось право создавать временные комиссии и другие рабочие органы для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей народного хозяйства или сфер управления, для разработки проектов решений правительства и рассмотрения разногласий по проектам решений, для выполнения отдельных поручений Совета Министров Чувашской АССР и его Президиума. Президиум Совета Министров Чувашской АССР мог иметь постоянные комиссии, функции и порядок деятельности которых определялись Советом Министров Чувашской АССР [10. С. 22].

Для рассмотрения нашей темы наибольшее значение имеет последняя статья Закона «О Совете Министров Чувашской АССР», посвященная аппарату Правительства Чувашской АССР (ст. 30). В ней прописывались функции аппарата: осуществление подготовки вопросов для рассмотрения в Совете Министров Чувашской АССР и обеспечение систематической проверки исполнения «решений партии и правительства». Указывалось, что во главе аппарата Правительства Чувашской АССР стоит Управляющий делами Совета Министров Чувашской АССР, который должен был включаться в состав Совета Министров Чувашской АССР. Согласно закону, Положение об аппарате Совета Министров Чувашской АССР и его структуре утверждались самим Советом Министров Чувашской АССР [10. С. 23].

Именно ввиду необходимости принятия подобного Положения в самом законе об аппарате Совета Министров говорилось очень кратко. Положение об Управлении делами Совета Министров Чувашской АССР было утверждено 18 августа 1983 г. и действовало вплоть до марта 1990 г., когда Совет Министров Чувашской АССР принял новое Положение. В данных документах развернуто прописывались задачи аппарата Совета Министров в целом, а также основные функции и направления деятельности отдельных структурных подразделений; конкретизировался порядок формирования руководящего соста-

ва Совет Министров; определялись полномочия, права и обязанности различных руководящих работников аппарата - Управляющего делами Совета Министров, его заместителя, заведующих отраслевыми отделами Управлении делами [5, 9].

На протяжении большей части 1980-х гг. структура аппарата Совета Министров Чувашской АССР в целом была стабильной, однако в отдельные годы, особенно в самом конце десятилетия, в нее были внесены некоторые изменения.

Так, Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 30 января 1980 г. № 68 «Об изменениях в структуре Управления делами Совета Министров Чувашской АССР» в составе Управления делами был образован отдел строительства и коммунального хозяйства в составе 4 должностных единиц. В силу этого несколько отраслевых отделов сменили свои названия: отдел промышленности и капитального строительства стал отделом промышленности; отдел торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта и связи - отделом торговли, бытового обслуживания населения, транспорта и связи; отдел сельского хозяйства - отделом сельского хозяйства и заготовок [4].

В связи с названными изменениями тем же самым Постановлением Совета Министров было утверждено новое штатное расписание аппарата Совета Министров Чувашской АССР. Оно в наилучшей степени позволяет судить о структуре аппарата республиканского правительства в начале 1980-х гг. В его составе выделялись следующие структурные подразделения:

- руководство Совета Министров Чувашской АССР, насчитывавшее вместе со вспомогательным персоналом 16 человек: Председатель Совета Министров, первый заместитель Председателя Совета Министров, четыре заместителя Председателя Совета Министров, два помощника и два секретаря Председателя Совета Министров, заведующие особой частью и приемной Совета Министров, старший референт, Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Чувашской АССР, ответственный секретарь Комиссии при Совете Министров Чувашской АССР по делам несовершеннолетних;

- организационно-инструкторский отдел в составе 12 должностных единиц: заведующий отделом, его заместитель, секретарь-машинистка и девять инструкторов;

- Управление Делами в составе 4 должностных единиц (без учета его отраслевых отделов, которые перечислены ниже): управляющий, два заместителя и секретарь-машинистка;

- отдел сельского хозяйства и заготовок в составе 5 должностных единиц: начальник отдела, помощник первого заместителя Председателя Совета Министров, старший референт, секретарь-стенографистка и секретарь-машинистка;

- отдел промышленности в составе 4 должностных единиц: начальник отдела, старший референт, референт, секретарь-стенографистка (аналогичное кадровое наполнение предусматривалось и в трех других нижеперечисленных отделах);

- отдел строительства и коммунального хозяйства;

- отдел торговли, бытового обслуживания населения, транспорта и связи;

- отдел социально-культурных учреждений;

- 2-й отдел в составе 2 должностных единиц: начальник отдела и экономист;

- канцелярия в составе 4 должностных единиц: заведующий канцелярией, заведующий экспедицией, архивариус и курьер;

- протокольная часть в составе 4 должностных единиц: заведующий, референт, юрисконсульт и корректор;

- бухгалтерия в составе 3 должностных единиц: главный и старший бухгалтеры, бухгалтер;

- машинописное бюро в составе 3 должностных единиц: заведующий, оператор копировальных машин, машинистка 1-й категории;

- хозяйственная служба в составе 21 должностной единицы: два старших инженера, заведующий складом, референт, четыре техника, восемь уборщиц, три гардеробщицы и два дворника [4].

Таким образом, штат аппарата Совета Министров Чувашской АССР в первой половине 1980-х гг. насчитывал 90 человек с месячным фондом оплаты в 14 225 руб. Должностной оклад Председателя Министров Чувашской АССР составлял 550 руб., его заместителей - 440 руб., Управляющего делами -330 руб., начальников отделов и инструкторов - 170 руб., референтов - 130 руб., секретарей-стенографисток - 85 руб., уборщиц и дворников - 75 руб. [4].

В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 28 декабря 1984 г. № 690 «О распределении обязанностей в Совете Министров Чувашской АССР между Председателем и его заместителями» [6], Совет Министров Чувашской АССР 9 января 1985 г. принял распоряжение № 11-р «О переименовании отделов Управления делами». С этого момента отдел социально-культурных учреждений Управления делами стал называться отделом транспорта, связи, народного образования и культуры, а отдел торговли, бытового обслуживания, транспорта и связи - отделом торговли и социально-бытовых учреждений [7].

После Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в июне 1987 г., был взят курс на перестройку всей системы управления, особенно экономикой. Этим изменениям придавалось важнейшее значение в осуществлении стратегического курса Коммунистической партии на ускорение социально-экономического развития страны и качественное обновление всех сфер жизни советского общества. Одним из первых шагов в названном направлении стало принятие 20 августа 1987 г. Постановления Совета Министров СССР № 984 «О совершенствовании работы в Совете Министров СССР и структуре его аппарата» [12. С. 144-1-144-9], что, как видно уже из названия документа, станет ориентиром для последующих изменений в аппарате правительства Чувашской АССР, так как в республике будет принято постановление с почти аналогичным названием.

В Чувашии коренные изменения структуры аппарата Совета Министров Чувашской АССР были реализованы позже, в самом конце 1980-х гг. В принятом 14 февраля 1989 г. Постановлении Совета Министров Чувашской АССР № 41 «О совершенствовании работы Совета Министров Чувашской АССР и структуры его аппарата» отмечалось, что в условиях перехода объединений, предприятий и организаций на новые формы управления и хозяйствования необходимо: существенно улучшить работу аппарата правительства Чувашской АССР; изменить стиль и методы его деятельности, придав ей более оперативный и деловой характер; повысить ответственность за проведение глубокого анализа развития отраслей народного хозяйства, территорий районов и городов, за качественную подготовку вносимых в Совет Министров

Чувашской АССР вопросов, осуществление действенного контроля за выполнением постановлений Коммунистической партии, руководства страны и республики; не допускать фактов формализма, бюрократизма, ведомственности и местничества как явлений, неприемлемых в работе органов государственного управления [8]. Многие из этих положений ранее нашли отражение в названном выше Постановлении Совета Министров СССР.

За счет проводимой реорганизации планировалось значительно повысить роль и ответственность отраслевых отделов Управления делами в выполнении возложенных на них задач. Особенно Совет Министров ратовал за глубокий анализ принципиальных вопросов, возникавших на стыках работы отдельных отраслей, что обусловило переименование ряда отделов с соответствующим перераспределением их функций. В целом реорганизация сводилась к следующему:

1) в составе Управления делами был образован сектор по административным органам;

2) второй отдел был объединен с особой частью, сохранив свое название;

3) переименованные в 1985 г. два отдела Управления делами снова сменили название: отдел торговли и социально-бытовых учреждений стал отделом народного образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, а отдел транспорта, связи, народного образования и культуры -отделом торговли, бытового обслуживания, транспорта и связи.

В итоге структура аппарата Совета Министров Чувашской АССР приобрела следующий вид:

- руководящий состав из 6 человек: Председатель Совета Министров, два первых заместителя Председателя и три заместителя Председателя Совета Министров;

- организационно-инструкторский отдел Совета Министров в составе 8 должностных единиц: заведующий отделом, его заместитель, старший референт по кадрам, инспектор по контролю и четыре инструктора.

- Управление делами. Помимо Управляющего делами, его заместителя и старшего референта, управление включало в себя следующие структурные подразделения:

а) Приемная Совета Министров в составе 7 должностных единиц: заведующий и старший инспектор приемной, два помощника и два секретаря Председателя Совета Министров, старший референт;

б) сектор по административным органам в составе 4 должностных единиц: заведующий сектором, референт, старший юрисконсульт, ответственный секретарь Комиссии при Совете Министров Чувашской АССР по делам несовершеннолетних;

в) отдел агропромышленного комплекса в составе 5 должностных единиц: начальник отдела, старший референт, референт и два инспектора по контролю;

г) отдел промышленности в составе 4 должностных единиц: начальник отдела, старший референт, референт и инспектор по контролю (аналогичные должности существовали в трех отраслевых отделах, указанных далее);

д) отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

е) отдел народного образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения;

ж) отдел торговли, бытового обслуживания, транспорта и связи;

з) второй отдел в составе 3 должностных единиц: начальник отдела, заведующий особой частью и инспектор по контролю;

и) бухгалтерия в составе 2 человек: главный бухгалтер и бухгалтер;

к) протокольная часть в составе 4 должностных единиц: заведующий, референт, редактор и инспектор по контролю;

л) канцелярия в составе 2 человек: заведующий канцелярией и заведующий экспедицией;

м) печатно-множительное бюро в составе 4 должностных единиц: главный инспектор, инспектор по делопроизводству и два техника множительной аппаратуры;

н) хозяйственный отдел в составе 3 должностных единиц: начальник отдела (одновременно он являлся заместителем Управляющего делами), главный инженер, заведующий хозяйством.

В штат работников, не включенных в аппарат управления, входили: Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР, архивариус и шесть уборщиц.

Всего без учета штатов охраны и шоферов штатное расписание Совета Министров Чувашской АССР включало 75 человек с месячным фондом заработной платы 16 222 руб. При этом, если должностной оклад Председателя Совета Министров и его заместителей остался на том же уровне, что и в 1980 г., то оклад начальников отдела вырос до 230 руб., а с учетом надбавки за квалификацию - до 320 руб.; оклад референтов с учетом данной надбавки увеличился до 225 руб.; инспекторы по контролю получали по 110 руб. в месяц (с учетом надбавки - 120 руб.) [8].

Попытки совершенствования организационной структуры аппарата Совета Министров Чувашской АССР с учетом новейшего общесоюзного и российского законодательства активно продолжались, поэтому уже через год, 5 марта 1990 г., было принято новое Положение об аппарате Совета Министров Чувашской АССР, вносившее очередные изменения. Перечислим основные из них:

1. В структуре аппарата вместо организационно-инструкторского отдела появился отдел по работе исполнительных органов Советов Совета Министров, осуществлявший в первую очередь контроль за исполнением нормативно-правовых актов об органах государственной власти и управления по вопросам советского строительства и организационно-массовой работы в министерствах, ведомствах, исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов.

2. В очередной раз сменились названия отраслевых отделов Управления делами, теперь в его составе были следующие отделы: промышленности, транспорта и связи; агропромышленного комплекса; капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства; народного образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения; торговли, платных услуг и товаров народного потребления [9].

3. В системе Управления делами появились два новых структурных подразделения: государственно-правовой сектор и сектор по контролю. В их создании в наиболее зримой форме проявились попытки сформировать структуру аппарата, более соответствующую веяниям времени. Так, государственно-правовой сектор ведал вопросами деятельности правоохранительных органов, подчиненных Совету Министров Чувашской АССР (как известно, уже в конце 1980-х гг. преступность в РСФСР резко выросла, достаточно вспомнить «под-

ростковые войны» в Чебоксарах). В задачи сектора в том числе входило оказание практической помощи комиссиям по борьбе с пьянством (здесь вспоминается знаменитая антиалкогольная компания второй половины 1980-х гг.), административным и наблюдательным комиссиям, штабам добровольных народных дружин. Сектор должен был организовывать и постоянно вести систематизацию вновь принимаемых нормативно-правовых актов, проводить справочно-консультационную работу по законодательству и практике его применения, что в условиях быстро менявшегося правового поля было очень важно.

С последним обстоятельством можно связать и появление сектора контроля. Перед ним ставилась задача организовать работу по оформлению, учету и хранению в течение установленного срока постановлений и распоряжений вышестоящих органов, обеспечить своевременное ознакомление членов республиканского правительства и работников аппарата с этими документами, осуществлять контроль за своевременным их исполнением, а также за выполнением постановлений и распоряжений Совета Министров Чувашской АССР.

4. Сменились названия работников аппарата, приобретшие вместо референтов, инспекторов по контролю и т.п. более современный и привычный нам вид: теперь в состав отдела Совета Министров входили заведующий отделом, его заместитель, главные специалисты и секретарь-машинистка, в состав отделов Управления делами, помимо заведующих, - главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты I категории и секретари руководителей [9].

Одновременно с Положением 5 марта 1990 г. специальным постановлением Совета Министров Чувашской АССР были утверждены разработанные Управлением делами правительства должностные инструкции работников аппарата Совета Министров. Они касались более трех десятков должностей, каждая инструкция состояла из пяти частей: общие положения, основные задачи и обязанности, права, ответственность, требования к работнику [9]. Важность принятых в марте 1990 г. документов подчеркивает тот факт, что, несмотря на распад Советского Союза, данные нормативно-правовые акты сохраняли свою юридическую значимость более десяти лет, до февраля 2002 г. [13].

Таким образом, на протяжении первой половины 1980-х гг. изменения в организационной структуре аппарата Совета Министров Чувашской АССР были небольшими, ограничивались передачей отдельных функций от одного отраслевого отдела Управления делами другому с соответствующим переименованием структурных подразделений. Однако в годы перестройки в условиях нараставших политических и экономических реформ аппарат Совета Министров Чувашской АССР подвергся значительной трансформации, что нашло отражение в принятии на рубеже 1980-х - 1990-х гг. новых нормативно-правовых актов - Положения об аппарате Совета Министров Чувашской АССР, штатного расписания аппарата Совета Министров и должностных инструкций работников аппарата Совета Министров. Тем самым руководство страны и республики демонстрировало готовность к значительным переменам, хотя и в рамках плановой социалистической системы.

Литература

1. Гвоздев В.А. Основные направления деятельности Совета Министров Чувашской АССР в середине 1980-х годов // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогу-манитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары: Среда, 2020. С. 125-130.

2. Гвоздев В.А. Правовая основа деятельности Совета Министров Чувашской АССР (конец 1970-х - начало 1990-х годов) // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2020. № 4, т. 6. С. 332-338.

3. Гвоздев В.А. Правовой статус Совета Министров Чувашской АССР в системе органов государственной власти (середина 1940-х - начало 1990-х гг.) // Исторический поиск. 2020. Т. 1, № 2. С. 5-15.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 1971.

5. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2233.

6. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2265.

7. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2339.

8. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2628.

9. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2695.

10. Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики о Совете Министров Чувашской АССР: Принят на двенадцатой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 18 декабря 1979 г. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. 24 с.

11. Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета ЧАССР девятого созыва 31 мая 1978 года. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1978. 125 с.

12. Свод законов СССР. Москва: Известия, 1990. Т. 1. 788 с.

13. Собрание законодательства Чувашской Республики. 2002. № 4-5. Ст. 189.

ГВОЗДЕВ ВАСИЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедра истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Россия, Ульяновск ([email protected]).

Vasily A. GVOZDEV

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE CHUVASH ASSR COUNCIL OF MINISTERS' APPARATUS IN THE 1980s

Key words: the Chuvash Republic, the Chuvash ASSR Council of Ministers, government apparatus, staffing structure, perestroika.

The article examines the changes that occurred in the organizational structure of the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers in the 1980s. The Council of Ministers, as the supreme executive and administrative body of the state power of the republic, played a significant role in all spheres of public life, and the quality of decisions made and their subsequent implementation in this difficult time for the country largely depended on its apparatus. The source base of the study was primarily previously unpublished resolutions of the Republican government, which approved the changed staffing structure of the Chuvash ASSR Council of Ministers' apparatus. The central role in the apparatus of the republican government was occupied by the General Affairs Department, which included branch departments and other structural subdivisions. According to the results of the study, it was concluded that during most of the 1980s, changes in the organizational structure of the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers were minor, they were limited to the transfer of individual functions from one branch department of the General Affairs Department to another with the corresponding renaming of departments. However, in the years of perestroika, under the conditions of growing political and economic reforms, the apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers underwent a significant transformation, which was reflected in the adoption at the turn of the 1980s-1990s of new normative legal acts - the Regulations on the Apparatus of the Chuvash ASSR Council of Ministers, the staffing structure of the Council of Ministers' Apparatus and job descriptions for employees of the Council of Ministers' apparatus. In so doing, the leadership of the country and the republic demonstrated their readiness for significant changes, albeit within the framework of a centrally planned socialist system.

References

1. Gvozdev V.A. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Soveta Ministrov Chuvashskoi ASSR v seredine 1980-kh godov [The main aspects of the activities of the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic in the mid-1980s]. Problemy vysshego obrazovaniya i

sovremennye tendentsii sotsiogumanitarnogo znaniya (VIII Arsent'evskie chteniya): sbornik materialov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Problems of higher education and modern trends of sociohumanitary knowledge (VIII Arsentyev readings)»]. Cheboksary, Sreda Publ., 2020, pp. 125-130.

2. Gvozdev V.A. Pravovaya osnova deyatel'nosti Soveta Ministrov Chuvashskoi ASSR (konets 1970-kh - nachalo 1990-kh godov) [Legal framework for activities the Council of Ministers of the Chuvash ASSR (end of 1970^ - beginning of 1990^)]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki, 2020, no. 4, vol. 6, pp. 332-338.

3. Gvozdev V.A. Pravovoi status Soveta Ministrov Chuvashskoi ASSR v sisteme organov gosudarstvennoi vlasti (seredina 1940-kh - nachalo 1990-kh gg.) [The legal status of the Council of Ministers of the Chuvash ASSR in the system of state authorities (mid-1940s - early 1990s)]. Historical search, 2020, vol. 1, no. 2, pp. 5-15.

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 1971 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 1971].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 2233 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 2233].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 2265 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 2265].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 2339 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 2339].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 2628 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 2628].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. R-203. Op. 21. D. 2695 [The State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 21. Document 2695].

10. Zakon Chuvashskoi Avtonomnoi Sovetskoi Sotsialisticheskoi Respubliki o Sovete Ministrov Chuvashskoi ASSR: Prinyat na dvenadtsatoi sessii Verkhovnogo Soveta Chuvashskoi ASSR devyatogo sozyva 18 dekabrya 1979 g. [Law of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic on the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic: Adopted at the twelfth session of the Supreme Council of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic of the ninth convocation on December 18, 1979]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1980, 24 p.

11. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Chuvashskoi Avtonomnoi Sovetskoi Sotsialisticheskoi Respubliki. Prinyata na vneocherednoi vos'moi sessii Verkhovnogo Soveta ChASSR devyatogo sozyva 31 maya 1978 goda [Constitution (Basic Law) of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic. Adopted at the extraordinary eighth session of the Supreme Council of the Chuvash ASSR of the ninth convocation on May 31, 1978]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1978, 125 p.

12. Svod zakonov SSSR [Code of Laws of the USSR]. Moscow, Izvestiya Publ., 1990, vol. 1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

788 p.

13. Sobranie zakonodatel'stva Chuvashskoi Respubliki [Compendium of legislation of the Chuvash Republic]. 2002, no. 4-5, Art. 189.

VASILY A. GVOZDEV - Post-Graduate Student, History Department, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Russia, Ulyanovsk ([email protected]).

Формат цитирования: Гвоздев В.А. Организационная структура аппарата Совета Министров Чувашской АССР в 1980-е годы // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 27-35. ЭО!: 10.47026/1810-1909-2021-2-27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.