Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГОДОВ)'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГОДОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гвоздев В.А.

Введение. В статье рассматривается нормативно-правовая база деятельности Совета Министров Чувашской АССР в период после принятия Конституции Чувашской АССР 1978 года. Выделяются основные нормативно-правовые акты, определявшие структуру, функции и полномочия правительства республики. Цель: установление юридически закрепленных правил, лежавших в основе деятельности Совета Министров Чувашской АССР как высшего органа исполнительной власти республики . Материалы и методы. Ключевым источником фактических данных для проведения исследования явились законы и подзаконные акты государственных органов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, в наибольшей степени регламентировавшие основные аспекты организации и деятельности Совета Министров Чувашской АССР. Автор руководствовался в первую очередь историко-генетическим, историко-типологическим и историко-сравнительными методами исторических исследований, исходя из принципов объективности, историзма и системности. Результаты исследования, обсуждение. Правовые основы деятельности Совета Министров Чувашской АССР определялись с разной степенью конкретизации в тысячах нормативно-правовых актов, исходящих от органов законодательной и исполнительной власти СССР, РСФСР и Чувашской АССР. В наиболее полной форме главные вопросы организации и деятельности республиканского правительства прописывались в Законе Чувашской АССР «О Совете Министров Чувашской АССР», действовавшем с середины декабря 1979 г. до конца июля 1992 года. Заключение. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод, что основу нормативно-правовой базы деятельности Совета Министров Чувашской АССР в конце 1970-х - начале 1990-х гг. составляли главным образом Конституция Чувашской АССР, законы Верховного Совета Чувашской АССР, указы и постановления его Президиума, постановления и распоряжения Совета Министров, которые в большинстве случаев воспроизводили (дублировали) общероссийское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР (КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО 1990-Х ГОДОВ)»

УДК 323.329(470.344)« 1946/1991» DOI 10.30914/2411 -3522-2020-6-4-332-338

Правовая основа деятельности Совета Министров Чувашской АССР (конец 1970-х - начало 1990-х годов)

В. А. Гвоздев

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

Аннотация. Введение. В статье рассматривается нормативно-правовая база деятельности Совета Министров Чувашской АССР в период после принятия Конституции Чувашской АССР 1978 года. Выделяются основные нормативно-правовые акты, определявшие структуру, функции и полномочия правительства республики. Цель: установление юридически закрепленных правил, лежавших в основе деятельности Совета Министров Чувашской АССР как высшего органа исполнительной власти республики. Материалы и методы. Ключевым источником фактических данных для проведения исследования явились законы и подзаконные акты государственных органов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, в наибольшей степени регламентировавшие основные аспекты организации и деятельности Совета Министров Чувашской АССР. Автор руководствовался в первую очередь историко-генетическим, историко-типологическим и исто-рико-сравнительными методами исторических исследований, исходя из принципов объективности, историзма и системности. Результаты исследования, обсуждение. Правовые основы деятельности Совета Министров Чувашской АССР определялись с разной степенью конкретизации в тысячах нормативно-правовых актов, исходящих от органов законодательной и исполнительной власти СССР, РСФСР и Чувашской АССР. В наиболее полной форме главные вопросы организации и деятельности республиканского правительства прописывались в Законе Чувашской АССР «О Совете Министров Чувашской АССР», действовавшем с середины декабря 1979 г. до конца июля 1992 года. Заключение. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод, что основу нормативно-правовой базы деятельности Совета Министров Чувашской АССР в конце 1970-х - начале 1990-х гг. составляли главным образом Конституция Чувашской АССР, законы Верховного Совета Чувашской АССР, указы и постановления его Президиума, постановления и распоряжения Совета Министров, которые в большинстве случаев воспроизводили (дублировали) общероссийское законодательство.

Ключевые слова: Чувашская Республика, Совет Министров Чувашской АССР, нормативно-правовая база

Для цитирования: Гвоздев В.А. Правовая основа деятельности совета министров Чувашской АССР (конец 1970-х - начало 1990-х годов) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 4. С. 332-338. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-332-338

Legal basis for the activities of the Council of Ministers of the Chuvash ASSR (late 1970s - early 1990s)

V. A. Gvozdev

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

Abstract. Introduction. The article discusses the regulatory framework of the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic in the period after the adoption of the Constitution of the Chuvash ASSR in 1978. The main regulatory acts that determine the structure, functions and powers of the government of the republic are highlighted. The purpose of the article is the establishment of legally established rules that underlie the activities of the Council of Ministers of the Chuvash ASSR as the highest executive body of the republic. Materials and methods. The key source of evidence for the study was the laws and regulations of state bodies of the USSR, the RSFSR and the Chuvash ASSR, which regulated to the greatest extent the main aspects of the organization and activities of the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic. The author was guided primarily by the historical-genetic, historical-typological and historical-comparative methods of historical research, based on the principles of objectivity, historicism and systematicity. Research results, discussion. The legal foundations of the activities of the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic were determined with varying degrees of concretization in thousands of regulatory legal acts emanating from the legislative and

© Гвоздев В. А., 2020

executive authorities of the USSR, the RSFSR and the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic. In the most complete form, the main issues of the organization and activities of the republican government were prescribed in the Law of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic "On the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic", which ran from mid-December 1979 until the end of July 1992. Conclusion. Based on the results of the study, it was concluded that the basis of the regulatory framework of the Council of Ministers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic in the late 1970s and early 1990s was mainly the Constitution of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic, the laws of the Supreme Council of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic, the decrees and resolutions of its Presidium, the decrees and orders of the Council of Ministers, which in most cases reproduced (duplicated) all-Russian legislation.

Keywords: Chuvash Republic, Council of Ministers of the Chuvash ASSR, regulatory framework

For citation: Gvozdev V.A. Legal basis for the activities of the Council of Ministers of the Chuvash ASSR (late 1970s - early 1990s). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 4, pp. 332-338. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-332-338

Совет Министров Чувашской АССР (далее -Совет Министров) - высший исполнительный и распорядительный орган Чувашии с 1946 г.; в 1990-1992 гг. назывался Советом Министров Чувашской ССР, в 1992-1993 гг. - Советом Министров Чувашской Республики. Несмотря на его большую роль в социально-экономическом развитии республики, многие аспекты истории Совета Министров до настоящего времени совершенно не изучены [1, с. 329-337]. Как уже отмечалось в историографии, основное внимание исследователей обращено к истории становления чувашской государственности в первой половине 1920-х гг. или к современным процессам национально-государственного строительства [4, с. 66-71], а вторая половина ХХ в. в истории государственного управления Чувашии изучена гораздо меньше - она представлена прежде всего трудами И. В. Муравьевой (Титовой) по истории Верховного Совета Чувашской АССР, в которых при характеристике правового статуса парламента республики затрагиваются вопросы его взаимодействия с Советом Министров [5; 6].

Нельзя не отметить, что аналогичная ситуация сложилась и в других автономных республиках, за исключением Мордовии, где в последнее десятилетие появились специальные исследования П.С. Учватова о деятельности Совета Министров Мордовской АССР, в том числе касающиеся вопросов правового статуса республиканского правительства в разные периоды времени [8; 9; 10].

В настоящей работе ставится цель выделить ключевые нормативно-правовые акты, определявшие структуру Совета Министров и основные направления его деятельности в конце 1970-х -

начале 1990-х годов. Данные хронологические рамки исследования определяются как существенным обновлением конституционного законодательства советского государства в целом, так и большими изменениями в нормативно-правовой базе, посвященной функционированию правительства Чувашии: 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в следующем году вступили в силу Конституции РСФСР и Чувашской АССР, в 1979 г. появились специальные законы о Советах Министров РСФСР и Чувашской АССР.

Сразу следует подчеркнуть, что правовые основы деятельности правительства Чувашии были широки и разнообразны. В законе Чувашской АССР «О Совете Министров Чувашской АССР» от 18 декабря 1979 г. отмечалось, что «в своей деятельности Совет Министров Чувашской АССР руководствуется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Чувашской АССР, законами СССР, РСФСР и Чувашской АССР, решениями Правительства СССР и Правительства РСФСР»1.

В тысячах нормативных актов разного уровня прописывались те или иные вопросы, связанные с составом, полномочиями и непосредственной деятельностью Совета Министров. Например, во вроде бы далеком от темы исследования Лесном кодексе РСФСР, вступившем в силу с 1 января 1979 г., была статья 111 «Обязанности Советов Министров автономных республик...

1 Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики о Совете Министров Чувашской АССР: Принят на двенадцатой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 18 декабря 1979 г. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. С. 3.

по борьбе с лесными пожарами», а еще почти в десятке статей назывались полномочия местных правительств в деле охраны лесов1. Советы Министров СССР и РСФСР, союзные министерства и ведомства выносили многочисленные предписания, нацеленные на обеспечение выполнения решений партийных и вышестоящих государственных органов в области экономического развития, социального обеспечения населения, образования и здравоохранения, проведения переписей населения и тому подобного. Принималось множество нормативно-правовых актов, наделявших правительства автономных республик определенными полномочиями в той или иной сфере.

В разных нормативных актах состав и полномочия Совета Министров описывались с различной степенью конкретизации. В Конституции РСФСР правительствам автономных республик посвящалась лишь небольшая глава (статьи 133-136), кратко определявшая их функции, полномочия и подотчетность; несколько раз местные правительства упоминаются в других статьях конституционного акта2.

В Конституции Чувашской АССР Совету Министров уделялось немногим больше внимания: шесть из девяти статей почти дословно дублировали общероссийское законодательство (статьи 110, 112, 115, 116, 117, 118). Различия заключались в определении состава правительства и его президиума (статьи 111, 114), перечислении основных функций Совета Министров (статья 113)3. В новой Конституции, по сравнению с принятой в 1937 г., «более точно и полно были определены полномочия республики в сфере организации республиканских и местных органов власти и управления» [3, с. 204].

Наиболее подробно статус Совета Министров, его полномочия регламентировались законом «О Совете Министров Чувашской АССР», который был принят 18 декабря 1979 г. в ходе двенадцатой сессии Верховного Совета Чувашской АССР. Закон включал 30 статей, разделенных на пять

1 Лесной кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 10 августа 1978 г. № 32. Ст. 846.

2 Конституция (Основной Закон) РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 13 апреля 1978. № 15. Ст. 407.

3 Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета ЧАССР девятого созыва 31 мая 1978 года. Чебоксары : Чувашкнигоиздат,

1978. С. 43-47.

глав4. В «Общих положениях» (статьи 1-5) конкретизировался правовой статус Совета Министров - Правительства Чувашской АССР как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти Чувашии, определялись его основные направления и принципы деятельности, ответственность и подотчетность, описывались порядок образования и состав руководящего органа.

Вторая глава (статьи 6-16) очертила компетенцию Совета Министров, в том числе отдельно детализировались полномочия правительства по следующим областям: развитие экономики; социальное развитие и культура; планирование экономического и социального развития; финансы, кредит и цены; труд и заработная плата; наука и техника; обеспечение социалистической законности; обеспечение безопасности и обороноспособности страны. Также разграничивались вопросы, подлежавшие рассмотрению на заседаниях Совета Министров и на заседаниях его Президиума, определялся состав последнего.

Третья глава (статьи 17-22) регулировала отношения Совета Министров с другими государственными органами Чувашской АССР, РСФСР и СССР. Наиболее тщательно были прописаны отношения правительства с исполкомами местных Советов, министерствами и государственными комитетами республики, поскольку именно Совет Министров Чувашской АССР руководил их деятельностью и осуществлял повседневный контроль за их работой. В этой же главе определялся правовой статус министерств и государственных комитетов в системе властных органов автономии.

В четвертой части закона (статьи 23-25) давался перечень министерств и государственных комитетов Чувашской АССР, а также назывались иные органы, подведомственные Совету Министров.

Пятая глава (статьи 26-30) посвящалась различным аспектам организации работы Совета Министров Чувашской АССР: определялся порядок созыва заседаний правительства и принятия решения на них, перечислялись полномочия председателя и заместителей председателя Совета Министров, регулировались вопросы создания постоянных комиссий, определялось целевое

4 Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики о Совете Министров Чувашской АССР... С. 3-20.

назначение аппарата правительства, конкретизировались правовые различия между постановлениями и распоряжениями Совета Министров1.

Данный закон действовал вплоть до 31 июля 1992 г., когда Верховный Совет Чувашской Республики принял постановление «О порядке введения в действие Закона Чувашской Республики "О Совете Министров Чувашской Республики"»2.

Анализ содержания вышеназванного законодательного акта показывает, что в его основу почти без изменений лег Закон РСФСР от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР», состоявший из 34 статей: дословно совпадают названия глав и почти всех статей. Из наиболее заметных отличий было отсутствие в региональном законе, в силу понятных причин, статьи 15 о полномочиях «в области внешнеполитической деятельности», статей 18-19 об отношениях с государственными органами СССР и союзных республик и с Советами Министров автономных республик; различались также перечни министерств и государственных комитетов, тем более что на уровне РСФСР их выделялось два вида: союзно-республиканские и республиканские3. В содержании текста статей различие проявлялось лишь в замене РСФСР на Чувашскую АССР. Аналогичные законы-близнецы были приняты в 1979 г. и в остальных автономных республиках: Башкирской АССР (10 августа), Мордовской АССР (17 августа), Марийской АССР (23 августа), Татарской АССР (23 августа) и других.

Подобное, во многом избыточное, дублирование (воспроизведение) нормативных предписаний являлось одной из наиболее характерных черт советского законодательства. А.И. Ухти-яров по этому поводу отмечал, что у автономных республик «формальное право на принятие законов, регулирующих их жизнедеятельность, было, но фактически воспользоваться предоставленным правом было нельзя... В итоге получалось воспроизведение в законодательных актах Чувашии лишь текста законов РСФСР с указанием наименования республики» [7, с. 185].

1 Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики о Совете Министров Чувашской АССР. С. 3-20.

2 Закон Чувашской Республики от 31 июля 1992 г. «О Совете Министров Чувашской Республики» // Советская Чувашия. 11 августа 1992 г. № 159.

3 Закон РСФСР от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 9 августа 1979 г. № 32. Ст. 783.

Наряду с законом «О Совете Министров Чувашской АССР» большая роль в организации работы правительства автономии в 1970-1980-е гг. принадлежала постановлениям самого Совета Министров, среди которых в первую очередь следует выделить постановления от 30 июня 1972 г. «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в аппарате Совета Министров Чувашской АССР» (действовало до февраля 1993 г.), от 18 августа 1983 г. «Об утверждении Положения об Управлении Делами Совета Министров Чувашской АССР» (имело силу до марта 1990 г.), от 28 декабря 1984 г. «О распределении обязанностей в Совете Министров Чувашской АССР между Председателем и его заместителями», от 11 сентября 1986 г. «О проведении аттестации ответственных работников аппарата Совета Министров Чувашской АССР» и другие4.

Целый ряд важнейших постановлений Совета Министров был принят на рубеже 1980-1990-х годов, когда в стране происходило углубление перестроечных процессов. Постановлением от 14 февраля 1989 г. «О совершенствовании работы Совета Министров Чувашской АССР и структуры его аппарата» были утверждены новая структура аппарата правительства республики и новое штатное расписание работников аппарата, поставлена задача по составлению Положения об Управлении Делами, общего положения об отделах Управления Делами и о регламенте работы аппарата Совета Министров Чувашской АССР5.

Три важных постановления, касающихся деятельности аппарата правительства автономии, увидели свет 5 марта 1990 г.: «О регламенте работы аппарата Совета Министров Чувашской АССР», «О Положении об аппарате Совета Министров Чувашской АССР» и «О должностных инструкциях работникам аппарата Совета Министров Чувашской АССР». В Положении прописывались функции отделов и секторов Совета Министров, права и обязанности их руководства. Разработка должностных инструкций по примерно трем десяткам категорий работников должна была способствовать совершенствованию организации труда в аппарате правительства республики6.

4 Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 1452; Д. 2233; Д. 2265; Д. 2417.

5 ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2628.

6 ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2695.

Среди других решений Совета Министров начала 1990-х гг., непосредственно связанных с его деятельностью, можно отметить постановления от 10 октября 1990 г. «Об отделе по работе исполнительных органов Советов Совета Министров Чувашской АССР» (предусматривал создание организационного отдела Управления Делами Совета Министров с целью «оказания методической и практической помощи Советам всех уровней в их повседневной деятельности»), от 29 ноября 1990 года. «Об учреждении Почетной грамоты Совета Министров Чувашской ССР»1.

В качестве отдельной группы представляются целесообразным выделить многочисленные нормативно-правовые акты о реорганизации республиканских органов управления, подчиненных Совету Министров. Так, указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 6 декабря 1979 года. «О преобразовании некоторых органов государственного управления Чувашской АССР» четыре управления и один отдел Совета Министров были преобразованы в государственные комитеты. Аналогичными указами от 21 декабря 1981 г. и 24 сентября 1982 г. вместо двух управлений Совета Министров появились Государственный комитет Чувашской АССР по кинофикации и Министерство топливной промышленности Чувашской АССР. Названные указы Президиума Верховного Совета Чувашской АССР были утверждены в дальнейшем специальными законами Чувашской АССР от 18 декабря 1979 г. и 8 декабря 1982 года2. Таким образом, это подтверждает выводы исследователей, что «инициатива о принятии нормативных актов Верховного Совета Чувашии исходила в основном от Президиума Верховного Совета и Совета Министров республики» [6, с. 21].

Радикальные изменения в структуре органов управления произошли после принятия постановления Совета Министров Чувашской АССР от 7 сентября 1988 г. «О мерах по совершенствованию системы управления народным хозяйст-

1 ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2711; Д. 2715.

2 Справочно-правовая система «Гарант». URL: ivo.garant.ru/

(дата обращения: 30.06.2020).

вом Чувашской АССР». Оно было издано во исполнение постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР» и Совета Министров РСФСР от 20 июля 1988 г. по этому же вопросу. В частности, согласно постановлению, аппарат республиканских министерств и ведомств сокращался на 356 человек; вместо упраздненных шести министерств создавались территориальные производственные объединения; полностью ликвидировались отдел Совета Министров по комплексному экономическому развитию и управление общественного питания при Совете Министров3.

Следует подчеркнуть, что постановления Совета Министров и указы Президиума Верховного Совета Чувашской АССР о реорганизации органов управления являлись главным образом реакцией на изменения в структуре государственного управления на федеральном уровне власти, то есть и в последние десятилетия существования Советского государства наблюдалась картина, которую отмечали исследователи становления чувашской государственности, когда «трансформация структуры государственных органов власти Чувашской автономной области. определялась главным образом перманентными изменениями общероссийского, а затем общесоюзного законодательства» [1, с. 85].

Таким образом, хотя нормативно-правовая база деятельности Совета Министров в конце 1970-х -начале 1990-х гг. определялась главным образом Конституцией Чувашской АССР, законами Верховного Совета Чувашской АССР, указами и постановлениями его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров, в большинстве случаев вышеперечисленные нормативно-правовые акты воспроизводили общероссийское законодательство. Это объяснялось тем, что органы автономии не могли осуществлять на своей территории всю полноту государственной власти, которая принадлежала союзной республике и Союзу ССР в целом.

3 ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 21. Д. 2614.

Литература

1. Васильева О.Н., Минеева Е.К. Областные органы власти Чувашской автономной области (1920-1925 гг.): в поисках оптимальной структуры государственного аппарата // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 4 (52). С. 79-87. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=42429851 (дата обращения: 30.06.2020).

2. Гвоздев В.А. Совет министров Чувашской АССР (1946-1991 гг.) «в зеркале» отечественной историографии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 329-337. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-329-337

3. История Чувашии новейшего времени. Кн. 2. 1945-2005 / И.И. Бойко и др. Чебоксары : ЧГИГН, 2009. 398 с.

4. Минеев А.И., Минеева Е.К. Исследовательская литература конца XX - начала XXI века о национально-государственном строительстве в Чувашии: к историографии проблемы // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов IV Междунар. научно-практич. конф.: в 2 т. / редколл.: О. Н. Широков и др. Чебоксары : Интерактив плюс, 2017. Т. 1. С. 66-71. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=32258732 (дата обращения: 30.06.2020).

5. Муравьева И.В. Верховный Совет Чувашии (1938-1994). Формирование, состав, основные направления деятельности. Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2018. 184 с.

6. Муравьева И.В. История формирования и деятельности законодательного органа власти Чувашии (к 80-летию создания Верховного Совета Чувашии) // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 1 (16). С. 9-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37199362 (дата обращения: 30.06.2020).

7. Ухтияров А.И. Вопросы национально-государственного строительства в Основных законах Российской Федерации и Чувашии // Чувашская Республика: проблемы национально-государственного строительства (история и современность). Чебоксары : ЧГИГН, 2005. С. 178-191. URL: http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0001673.pdf (дата обращения: 30.06.2020).

8. Учватов П.С. Взаимодействие Совета Министров МАССР с Верховным Советом МАССР и депутатами (на примере сессий второго и третьего созыва Верховного Совета) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 28. № 4. С. 77-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023206 (дата обращения: 30.06.2020).

9. Учватов П.С. Взаимодействие Совета Министров МАССР с районными и городскими исполкомами советов депутатов // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 153-156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22805758 (дата обращения: 30.06.2020).

10. Учватов П.С. Трансформация региональной элиты в 1970-х - первой половине 1980-х гг.: Совет Министров Мордовской АССР // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 1 (37). С. 49-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25751147 (дата обращения: 30.06.2020).

References

1. Vasilyeva O.N., Mineeva E.K. Oblastnye organy vlasti Chuvashskoi avtonomnoi oblasti (1920 - 1925 gg.): v poiskakh optimal'noi struktury gosudarstvennogo apparata [Regional authorities of the Chuvash autonomous oblast (1920-1925): in search for the optimal structure of the state apparatus]. Vestnik NII gumanitarnykh naukpri Pravitel 'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2019, no. 4 (52), pp. 79-87. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42429851 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

2. Gvozdev V.A. Sovet ministrov Chuvashskoi ASSR (1946-1991 gg.) "v zerkale" otechestvennoi istoriografii [СоипсП of Ministers of the ^uvash ASSR (1946-1991) "in the mirror" of national historiography]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2019, vol. 5, no. 4, pp. 329-337. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-4-329-337

3. Istoriya Chuvashii noveishego vremeni [Modern Chuvash History]. Book 2. 1945-2005, I.I. Boyko et al., Cheboksary, CHGING Publ. house, 2009, 398 p. (In Russ.).

4. Mineev A.I., Mineeva E.K. Issledovatel'skaya literatura kontsa XX - nachala XXI veka o natsional'no-gosudarstvennom stroitel'stve v Chuvashii: k istoriografii problemy [Research literature of the late XX - early XXI centuries on national-state construction in Chuvashia: to the historiography of the problem]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanii: perspektivy razvitiya: sbornik ma-terialov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Actual areas of scientific research: development prospects: a collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. In 2 vol., ed. by: O. N. Shirokov et al. Cheboksary, Interaktiv plus Publ., 2017, vol. 1, pp. 66-71. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32258732 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

5. Muravyeva I.V. Verkhovnyi Sovet Chuvashii (1938-1994). Formirovanie, sostav, osnovnye napravleniya deyatel'nosti [Supreme Council of Chuvashia (1938-1994). Formation, composition, main directions of activity]. Cheboksary, Chuvash Un-ty Publ. House, 2018, 184 p. (In Russ.).

6. Muravyeva I.V. Istoriya formirovaniya i deyatel'nosti zakonodatel'nogo organa vlasti Chuvashii (k 80-letiyu sozdaniya Verkhovnogo Soveta Chuvashii) [History of the formation and activity of the legislative body of Chuvashia (to the 80th anniversary of creation of the Supreme Council of Chuvashia)]. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii = Vestnik of the Cheboksary Branch of RANEPA, 2019, no. 1 (16), pp. 9-25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37199362 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

7. Ukhtiyarov A.I. Voprosy natsional'no-gosudarstvennogo stroitel'stva v Osnovnykh zakonakh Rossiiskoi Federatsii i Chuvashii [Issues of national-state construction in the Basic Laws of the Russian Federation and Chuvashia]. Chuvashskaya Respublika: problemy natsional'no-gosudarstvennogo stroitel'stva (istoriya i sovremennost') = Chuvash Republic: problems of national-state construction (history and modernity). Cheboksary, CHGIGN Publ. house, 2005, pp. 178-191. Available at: http://elbib.nbchr.ru/ lib_files/0/kkni_0_0001673.pdf (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

8. Uchvatov P.S. Vzaimodeistvie Soveta Ministrov MASSR s Verkhovnym Sovetom MASSR i deputatami (na primere sessii vtorogo i tret'ego sozyva Verkhovnogo Soveta) [Interaction of the Council of Ministers of the Mordovian ASSR with the Supreme Soviet of the Mordovian ASSR and deputies (By the example of sessions of the second and third convocations of the Supreme Soviet)]. Vestnik NII gumanitarnyh naukpri Pravitel'stve Respubliki Mordovija = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2013, vol. 28, no. 4, pp. 77-84. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023206 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

9. Uchvatov P.S. Vzaimodeistvie Soveta Ministrov MASSR s raionnymi i gorodskimi ispolkomami sovetov deputatov [The interaction of the Council of Ministers of the Mordovian ASSR with district and town executive committees of the Soviets of Deputies]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanities and Education, 2014, no. 3 (19), pp. 153-156. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22805758 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

10. Uchvatov P.S. Transformatsiya regional'noi elity v 1970-kh - pervoi polovine 1980-kh gg.: Sovet Ministrov Mordovskoi ASSR [Transformation of the regional elite in 1970s - the first half of 1980s: the Soviet of Ministers of the Mordovian ASSR]. Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordovija = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2016, no. 1 (37), pp. 49-60. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25751147 (accessed 30.06.2020). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 2.07.2020 г.; принята к публикации 21.09.2020 г.

Submitted 2.07.2020; revised 21.09.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Гвоздев Василий Анатольевич

аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, v.gvozdev@bk.ru

About the author Vasiliy A. Gvozdev

Postgraduate student, Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia, v.gvozdev@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.