Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЧУВАШСКАЯ АССР / ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / СНК ЧУВАШСКОЙ АССР / НКВД ЧУВАШСКОЙ АССР / СЕКРЕТНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE CHUVASH ASSR / PROTECTION OF NATIONAL SECURITY INFORMATION / COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS OF THE CHUVASH ASSR / NKVD (PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR INTERNAL AFFAIRS) OF THE CHUVASH ASSR / CLASSIFIED DOCUMENT MANAGEMENT / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Николай Васильевич, Михайлова Светлана Юрьевна, Музякова Алина Леонидовна

В статье впервые в отечественной историографии проанализирован региональный опыт организации секретного делопроизводства в годы Великой Отечественной войны. Выявлено, что в рассматриваемый период произошли существенные изменения, обусловленные военной обстановкой - потребовалась переработка нормативной базы секретного делопроизводства, созданной еще до войны, появилось большое число новых разновидностей секретных документов (постановления СНК СССР и Совета по эвакуации, переписка по вопросу об эвакуации населения, переписка по вопросу об организации эвакогоспиталей, переписка по вопросу о размещении войсковых частей; указания по вопросу об организации местной противовоздушной обороны и др.). На основе архивных материалов авторам опосредованно удалось воссоздать содержание «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях Чувашской АССР»: требования к порядку ведения документации, регистрации документов, формированию дел, к помещениям, где велось секретное делопроизводство, условиям допуска лиц в них, к хранению документов и дел и т.д. В выводах авторами отмечено, что, несмотря на имевшиеся недостатки, вызванные объективными и субъективными факторами, уполномоченные органы государственной власти проводили целенаправленную, последовательную и кропотливую работу по решению вопросов организации секретного делопроизводства на территории Чувашской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов Николай Васильевич, Михайлова Светлана Юрьевна, Музякова Алина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CLASSIFIED DOCUMENT MANAGEMENT IN THE TERRITORY OF THE CHUVASH ASSR IN THE FIRST PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

For the first time in Russian historiography, the article analyzes the regional experience of organizing classified document management during the Great Patriotic war. It is revealed that during the period under study there were significant changes, caused by the military situation - it became necessary to revise the regulatory framework of classified document management, which had been created before the war, there appeared a large number of new varieties of secret documents (decision of Council of People's Commissars of the USSR and the Council for evacuation, correspondence concerning population evacuation, correspondence concerning the organization of evacuation hospitals, correspondence on the question of military units location; guidance on the issue of organizing local anti-aircraft security, etc.). On the basis of archival materials, the authors indirectly managed to restore the content of the "Instruction for conducting secret and mobilization work and records management in institutions and enterprises of the Chuvash ASSR": requirements for the procedure for maintaining documentation, registering documents, forming cases, to the premises where classified document management was conducted, the conditions for admitting persons to them, for storing documents and cases, etc. In the conclusions the authors note that, despite the shortcomings caused by objective and subjective factors, competent public authorities carried out a purposeful, consistent and painstaking work to address the issues on organizing the classified document management in the territory of the Chuvash ASSR.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 35.077::005.332.5(091)(470.344)"1941/1945" ББК С844г(2Рос.Чув)622

Н.В. ИВАНОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА, А.Л. МУЗЯКОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Чувашская АССР, охрана государственной тайны, СНК Чувашской АССР, НКВД Чувашской АССР, секретное делопроизводство, организация.

В статье впервые в отечественной историографии проанализирован региональный опыт организации секретного делопроизводства в годы Великой Отечественной войны. Выявлено, что в рассматриваемый период произошли существенные изменения, обусловленные военной обстановкой - потребовалась переработка нормативной базы секретного делопроизводства, созданной еще до войны, появилось большое число новых разновидностей секретных документов (постановления СНК СССР и Совета по эвакуации, переписка по вопросу об эвакуации населения, переписка по вопросу об организации эвакогоспиталей, переписка по вопросу о размещении войсковых частей; указания по вопросу об организации местной противовоздушной обороны и др.). На основе архивных материалов авторам опосредованно удалось воссоздать содержание «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях Чувашской АССР»: требования к порядку ведения документации, регистрации документов, формированию дел, к помещениям, где велось секретное делопроизводство, условиям допуска лиц в них, к хранению документов и дел и т.д. В выводах авторами отмечено, что, несмотря на имевшиеся недостатки, вызванные объективными и субъективными факторами, уполномоченные органы государственной власти проводили целенаправленную, последовательную и кропотливую работу по решению вопросов организации секретного делопроизводства на территории Чувашской АССР.

Одним из фундаментальных факторов развития современного российского социума является историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но и сегодня в ней имеется немало «белых страниц», проблем, к изучению которых приступили сравнительно недавно, среди них - защита государственной тайны: «открытая историография по данной теме практически отсутствует, так как в советский период, да и в настоящее время, многие документы по данной теме носили и носят гриф секретности, поэтому они были или являются малодоступными для исследователей. Практически только намечается ее серьезное осмысление с исторической и правовой точек зрения» [8. С. 51]. В этих условиях не может не вызывать исследовательский интерес опыт практической работы с непосредственными носителями государственной тайны - секретными документами, их составления, учета, хранения, пересылки, уничтожения, т.е. опыт организации секретного делопроизводства, в том числе его региональные аспекты.

Как отмечает Г.А. Куренков, «к началу нападения Германии на СССР уже имелась реальная нормативная база, созданная еще до войны, необходимо было ее соблюдать и перерабатывать в новых изменившихся условиях». В нее входили «основная общегосударственная «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях» от 2 января 1940 г. и утвержденная ЦК ВКП(б) 28 июня 1940 г., последняя предвоенная «Инструкция о постановке секретного делопроизвод-

ства в обкомах, крайкомах и ЦК республик», а также введенные с началом войны «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», кроме этого действовали множество военных и других ведомственных секретных нормативных документов» [7. С. 92]. «В день начала Великой Отечественной войны, 22.06.1941 г. были введены "Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну" (утвержден СМ СССР 02.01.1940), а также разосланные на места накануне войны "Дополнения к перечню на военное время"», - пишет М.В. Зе-ленов [5. С. 152]. Данный Перечень просуществовал до июня 1947 г.

В первый период Великой Отечественной войны в организации секретного делопроизводства на территории Чувашской АССР происходили существенные изменения под знаком того, что: «Война особо остро поставила вопрос о соблюдении секретности, о сохранении военной тайны, задачи сохранения которой в связи с войной усложнились» [7. С. 84]. Причем данное положение необходимо рассматривать в более широком контексте: «Особое внимание в советский период придавалось охране государственно значимой информации» [6. С. 340].

К августу 1941 г. в Спецчасти СНК Чувашской АССР велись дела с постановлениями и распоряжениями СНК СССР, СНК РСФСР и Экономического совета при СНК СССР, секретными постановлениями СНК Чувашской АССР, перепиской с НКВД-НКГБ Чувашской АССР и УРКМ Чувашской АССР, перепиской с наркоматами и центральными учреждениями Чувашской АССР, перепиской с другими областями и городом Москвой, перепиской с райисполкомами и горисполкомами, перепиской по мобилизационно-оборонным вопросам, постановлениями Чувашского ОК ВКП(б) и Чебоксарского ГК ВКП(б), материалами о нарушениях революционной законности, об эпидемических заболеваниях в районах Чувашской АССР, имелись «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ в делопроизводстве в учреждениях и на предприятиях» 1940 г., «Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну» 1940 г., «Список городов, пунктов и других населенных мест, обслуживаемых спецсвязью НКС СССР по состоянию на 1 сентября 1940 г.», «Наставление по забронированию рабсилы» 1933 г., «Временное положение об оборонно-массовой работе в райисполкомах и горисполкомах» 1933 г. и др. [1. Л. 68, 71].

В сентябре 1941 г. в делах Спецчасти правительства автономной республики появилось большое число новых разновидностей секретных документов, в том числе: постановления СНК СССР и Совета по эвакуации; переписка по вопросу об эвакуации населения; переписка по вопросу об организации эвакогоспиталей; переписка по вопросу о размещении войсковых частей; указания по вопросу об организации местной противовоздушной обороны; дело об изъятии земли у колхоза «Заря» Марпосадского района под спецстроительство; дело по изъятию земли под строительство аэродрома в Цивильском районе; дело об изъятии земли под спецстроительство в Чебоксарском районе; дело по изъятию земли под спецстроительство у колхозов «Перелом» и «Кукшум» Чебоксарского района; дело об изъятии земли под спецстроительство у колхозов «Самолет» и имени В.П. Чкалова Вурнарского района; удостоверения бронированных на военное время и др. [1. Л. 71, 71об.].

В апреле 1942 г. в Спецчасти СНК Чувашской АССР были журналы входящих секретных бумаг за 1936-1938 гг., 1939 г., 1940 г. и февраль 1941 г., 10 января - 14 октября 1941 г., 1941-1942 гг.; журналы исходящих секретных бумаг за 1936-1938 гг., 1939-1942 гг.; разносные книги за 1939-1940 гг., 1940-1941 гг., 1941 - 10 февраля 1942 гг., 1942 г. Приведенные данные наглядно демонстрируют тенденцию резкого увеличения количества секретных документов. Кроме того, в Спецчасти были дела за 1936, 1937, 1938, 1939, 1941, 1942 годы; журнал переходящих секретных документов СНК Чувашской АССР; секретные книги и брошюры, в том числе оригинал «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и предприятиях ЧАССР»; бланки специальных анкет по учету кадров; бланки постановлений Особого заседания СНК Чувашской АССР; конверты для секретной корреспонденции; папки с секретными документами (неподши-тыми), в том числе «Для доклада Председателю СНК», «Вопросы на СНК»; печати и штампы и т.д. [3. Л. 61-63].

Важное значение в организации секретного делопроизводства принадлежало созданию соответствующей нормативной базы. В августе-сентябре 1941 г. Спецчасть СНК Чувашской АССР разработала «Инструкцию по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и предприятиях ЧАССР». В ее основу была положена «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях» 1940 г., «разграничивающая сведения по степени их секретности. Кроме того, в данной инструкции устанавливался порядок разработки перечня сведений, требующих засекречивания, и порядок присвоения грифа секретности таким сведениям в соответствии с их степенью секретности» [4. С. 84]. В целом Инструкция «была направлена на правовое регулирование следующих правоотношений:

а) установление степеней секретности;

б) разработку перечней секретной информации;

в) порядок изменения степени секретности;

г) возложение ответственности на руководителей органов государственной власти, предприятий и учреждений за соблюдение режима конфиденциальности государственных секретов;

д) процедуру оформления допуска к государственной тайне и основания отказа в его получении;

е) порядок работы с секретной документацией в организациях и учреждениях, в которых нет шифровальных органов и др.» [9. С. 147].

В октябре 1941 г. «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и предприятиях ЧАССР» была разослана в республиканские наркоматы земледелия, финансов, легкой промышленности, пищевой промышленности, юстиции, торговли, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения, коммунального хозяйства; Госплан при СНК Чувашской АССР; управления кинофикации, местной топливной промышленности, искусств, трудовых резервов, издательства и полиграфии, статистики, автомобильного транспорта, трудовых резервов, дорожного хозяйства; комитеты по делам радиовещания, физкультуры и спорта; Чуваш-стройтрест, Чувашдревпромсоюз, Чувашпромсоюз, Чувашшвейпромсоюз, Чу-вашторг, а также в исполкомы райсоветов и горсоветов депутатов трудящихся [1. Л. 85-86].

В настоящее время содержание «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях Чувашской АССР» можно воссоздать лишь в опосредованном виде на основе разрозненных сведений из архивных документов.

Секретное делопроизводство должно было вестись в отдельном помещении. Окна должны были быть закрыты железной решеткой. Дверь должна была быть обита с внутренней стороны и запираться на английский и внутренний замки. В помещение не должны были допускаться лица, не оформленные допуском НКВД Чувашской АССР к секретным документам. Уборка помещения должна была производиться только в присутствии спецработника [2. Л. 21, 22, 28, 30].

Секретные документы и архивные секретные дела должны были храниться в несгораемом ящике или сейфе. На внутренней стороне дверцы должна была быть наклеена опись дел, находившихся в ящике или сейфе. После окончания рабочего дня ящик или сейф и помещение должны были опечатываться [2. Л. 18, 25об., 28].

Секретное делопроизводство должен был вести специальный работник, который получил допуск органов НКВД Чувашской АССР к выполнению секретной работы [2. Л. 2].

Секретные документы при поступлении должны были регистрироваться во входящем журнале с отметкой о том, в какое дело подшит документ с указанием номеров страниц. На каждом входящем документе должен был быть проставлен регистрационный номер. После регистрации секретные документы должны были передаваться руководителю учреждения или предприятия. Ознакомление с секретными документами других сотрудников, допущенных к секретной работе, должно было производиться по специальному указанию руководителя [2. Л. 6, 20об., 30об.].

Секретные документы должны были подшиваться в дело в порядке поступления [2. Л. 30об.].

В деле должна была быть внутренняя опись имевшихся в нем секретных и совершенно секретных документов. Записи в внутреннюю опись должны были вноситься в порядке подшивки документов [2. Л. 30об.].

Архивное секретное дело должно было быть прошито и опечатано сургучной печатью [2. Л. 30].

В учреждении или на предприятии ежегодно должна была составляться номенклатура должностей, связанных с ознакомлением с секретными документами по роду выполняемой работы, и оформлен их допуск к секретной работе [2. Л. 28об.].

В учреждении и на предприятии должны были быть оформлены личные дела отдельно на каждого допущенного к секретной работе и секретным документам. В личном деле должны были быть допуск от органов НКВД Чувашской АССР, анкетный лист, автобиография, фотокарточка [2. Л. 12, 28об.].

Ежемесячно должна была проводиться проверка наличия секретных документов [2. Л. 21].

Секретная корреспонденция должна была отправляться по разносной книге секретного делопроизводства [2. Л. 15, 17].

Соблюдение установленных правил работы с секретными документами в учреждениях и на предприятиях проверяли работники 5-го спецотделения НКВД Чувашской АССР. Они составляли акты обследования, в которых изла-

гались результаты проверки состояния секретного делопроизводства, формулировались выводы и предложения. С августа 1942 г. к акту обследования стали прилагаться «Выводы и предложения по акту обследования состояния секретного делопроизводства», которые должны были утверждаться заместителем наркома внутренних дел Чувашской АССР [2. Л. 30об.]. Информацию о результатах обследования 5-е спецотделение НКВД Чувашской АССР направляло председателю СНК Чувашской АССР для ознакомления и в случае необходимости - для принятия решения, в том числе 19 января 1942 г.: «Информировать Председателя СНК Чувашской АССР тов. Сомова о грубом нарушении инструкции по ведению секретного делопроизводства на предприятии торфоразработок, просить оказать воздействие на Управление местной топливной промышленности в вопросе обеспечения инструкцией по ведению секретного делопроизводства предприятия торфоразработок» [2. Л. 4об.]. На сопроводительное письмо глава правительства А.В. Сомов наложил резолюцию на имя начальника Управления местной топливной промышленности с предложением «наложить на т. Воронцова (директора предприятия торфоразработок. - Лет) административное взыскание и оказать помощь в устранении имевшихся недостатков» [2. Л. 3].

В ноябре 1941 г. был решен вопрос о секретной корреспонденции. СНК Чувашской АССР и Отделение спецсвязи Управления НКС СССР по Чувашской АССР заключили соглашение о секретной, литерной и грузовой корреспонденции. В нем были определены условия, в соответствии с которыми секретная и совершенно секретная корреспонденция, исходящая из СНК Чувашской АССР, могла быть принята к доставке, в частности:

«6. Корреспонденция отправителем оформляется порядком, установленным инструкцией службы связи НКСвязи, утвержденного НКВД СССР и НКС СССР. Сопроводительные реестра к корреспонденции составляются в двух экземплярах с обязательным указанием точного наименования, адреса и № соглашения. Корреспонденция принимается только по реестрам установленного образца, отпечатанного в типографии или на машинке, по реестрам произвольной формы приниматься не будет.

Неправильно оформленная корреспонденция к доставке не принимается, как-то:

а) с неясным, сокращенным названием адресата или отправителя;

б) с поврежденной упаковкой;

в) с поврежденными печатями;

г) не прошитые и не опечатанные пакеты;

д) в конвертах из газетной бумаги» [1. Л. 78, 79об.].

Под воздействием чрезвычайных обстоятельств первого периода Великой Отечественной войны в организации секретного делопроизводства на территории Чувашской АССР произошли серьезные сбои. В основном они были связаны с невыполнением тех или иных положений «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и предприятиях ЧАССР», что наглядно иллюстрируют следующие выдержки из актов обследований: «В Аптекоуправлении имеют место нарушения инструкции по ведению секретного делопроизводства ...» (14 января 1942 г.) [2. Л. 15]; «Ведение секретного делопроизводства в Республиканской конторе Заготзерно имеет место грубое нарушение инструкции секретного делопроизводства, что не гарантирует сохранность государственной тайны

от разглашения» (20 июля 1942 г.) [2. Л. 20об.]; «Секретное делопроизводство в Главлесосбыте имеет грубое нарушение инструкции по ведению секретно-мобилизационного делопроизводства и не гарантирует сохранность государственной тайны от разглашения» (7 августа 1942 г.) [2. Л. 30об.].

Особо следует отметить нехватку квалифицированных работников. Зачастую секретное делопроизводство были вынуждены вести руководители учреждения или предприятия («Секретное делопроизводство ведет директор Воронцов. Хранение секретных документов не обеспечено, нет несгораемого ящика, и все документы директор хранит у себя в кармане» [1. Л. 4]), начальники отделов кадров (например, на Чебоксарском заводе РТИ «секретное делопроизводство ведет работник, выполняющий работу начальника отдела кадров, допуск в помещение спецчасти имеют и работники завода, не имеющие допуска к секретным документам, и вновь принимаемые на работу, что не гарантирует сохранность секретных документов и хранения государственной тайны от разглашения» [1. Л. 2]). Свою роль сыграл и субъективный фактор («Для ведения секретного делопроизводства в соответствии с инструкцией при НКП Чувашской АССР условия созданы, но со стороны спецработника т. Стешовой проявлены исключительная небрежность и нежелание к выполнению своей работы, учитывая небольшой объем работы по входящим и исходящим секретным документам. С имеющейся инструкцией по ведению секретного делопроизводства спецработник не ознакомился, хотя время для ознакомления имелось достаточно» [2. Л. 28]).

Вместе с тем, уполномоченные органы государственной власти в лице СНК Чувашской АССР и НКВД Чувашской АССР проводили целенаправленную, последовательную и кропотливую работу по решению задач, связанных с организацией секретного делопроизводства в учреждениях и на предприятиях Чувашской АССР, используя различные средства - от административного взыскания до методической рекомендации. Благодаря ей была обеспечена защита государственной тайны от разглашения, что имело стратегическое значение в военных условиях.

Литература и источники

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 34.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 74.

3. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 75.

4. Давлетханова Н.А. Законодательство СССР и России в области защиты информации // Документ. Архив. История. Современность: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 84-88.

5. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1(27). С. 143-159.

6. Камалова Г.Г. История охраны конфиденциальности сведений в России // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 336-347.

7. Куренков Г.А. Защита военной и государственной тайны в первый период Великой Отечественной войны // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 1(10). С. 84-96.

8. Куренков Г.А. Защита государственной тайны в СССР как элемент системы обеспечения безопасности страны перед Великой Отечественной войной // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2018. Т. 4(70), № 3. С. 51-59.

9. Македонская В.А., Конев С.И. Институт государственной тайны в отечественном законодательстве в 20-х - 30-х годах ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (48). Ч. II. С. 144-148.

ИВАНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lvanov.N.V58@mail.ru).

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (svemikh1@rambler.ru).

МУЗЯКОВА АЛИНА ЛЕОНИДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alinasmirnova@list.ru).

Nikolay V. IVANOV, Svetlana Yu. MIKHAILOVA, Alina L. MUZYAKOVA

ORGANIZATION OF CLASSIFIED DOCUMENT MANAGEMENT IN THE TERRITORY OF THE CHUVASH ASSR IN THE FIRST PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Key words: the Great Patriotic war, the Chuvash ASSR, protection of national security information, Council of People's Commissars of the Chuvash ASSR, NKVD (People's Commissariat for Internal Affairs) of the Chuvash ASSR, classified document management, organization.

For the first time in Russian historiography, the article analyzes the regional experience of organizing classified document management during the Great Patriotic war. It is revealed that during the period under study there were significant changes, caused by the military situation - it became necessary to revise the regulatory framework of classified document management, which had been created before the war, there appeared a large number of new varieties of secret documents (decision of Council of People's Commissars of the USSR and the Council for evacuation, correspondence concerning population evacuation, correspondence concerning the organization of evacuation hospitals, correspondence on the question of military units location; guidance on the issue of organizing local anti-aircraft security, etc.). On the basis of archival materials, the authors indirectly managed to restore the content of the "Instruction for conducting secret and mobilization work and records management in institutions and enterprises of the Chuvash ASSR": requirements for the procedure for maintaining documentation, registering documents, forming cases, to the premises where classified document management was conducted, the conditions for admitting persons to them, for storing documents and cases, etc. In the conclusions the authors note that, despite the shortcomings caused by objective and subjective factors, competent public authorities carried out a purposeful, consistent and painstaking work to address the issues on organizing the classified document management in the territory of the Chuvash ASSR.

References

1. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-203. Opis' 11. Dokument 34 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 11. Document 34].

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-203. Opis' 11. Dokument

74 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 11. Document 74].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-203. Opis' 11. Dokument

75 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-203. Anagraph 11. Document 75].

4. Davletkhanova N.A. Zakonodatel'stvo SSSR i Rossii v oblasti zashchity informatsii [Legislation of the USSR and Russia in the field of information protection] Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost': Materialy VI Mezhdun. nauch.-prakt. konf. [Proc. of 6th Int. conf. «Document. Archive. History. Modernity»]. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 2016, pp. 84-88.

5. Zelenov M.V. Voennaya i gosudarstvennaya taina v RSFSR i SSSR i ikh pravovoe obespechenie (1917-1991 gg.) [Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917-1991)]. Leningradskii yuridicheskii zhurnal [Leningrad law journal], 2012, no. 1(27), pp. 143-159.

6. Kamalova G.G. Istoriya okhrany konfidentsial'nosti svedenii v Rossii [History of data privacy protection in Russia]. Dialog so vremenem [Dialogue with time], 2019, no. 66, pp. 336-347.

7. Kurenkov G.A. Zashchita voennoi i gosudarstvennoi tainy v pervyi period Velikoi Oteches-tvennoi voiny [Military and state secrets protection in the initial phase of the Great Patriotic War]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie, 2016, no. 1 (10), pp. 84-96.

8. Kurenkov G.A. Zashchita gosudarstvennoi tainy v SSSR kak element sistemy obespeche-niya bezopasnosti strany pered Velikoi Otechestvennoi voinoi [State secrets protection in the USSR as an element of the country's security system before the Great Patriotic War]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki, 2018, vol. 4 (70), no. 3, pp. 51-59.

9. Makedonskaya V.A., Konev S.I. Institut gosudarstvennoi tainy v otechestvennom zakono-datel'stve v 20-kh - 30-kh godakh XX veka [Institution of state secret in national legislation in the 20-30s of the century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2014, no. 10 (48), part 2, pp. 144-148.

NIKOLAY V. IVANOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Civil and Legal Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (lvanov.N.V58@mail.ru).

SVETLANA Yu. MIKHAILOVA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (svemikh1@rambler.ru).

ALINA L. MUZYAKOVA - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (alinasmirnova@list.ru).

Формат цитирования: Иванов Н.В., Михайлова С.Ю., Музякова А.Л. Организация секретного делопроизводства на территории Чувашской АССР в первый период Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.