УДК 351.741 (09) (470.344)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКВД ЧАССР ПО ОХРАНЕ ЗАКОННОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВОПОРЯДКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ
О. А. Надикова
В статье рассматривается исторический опыт организации НКВД в первые годы Чувашской автономии. Проанализирована деятельность НКВД ЧАССР по охране законности и общественного правопорядка.
Ключевые слова: Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), Чувашская АССР, законность, правопорядок, преступность.
В начале 1920-х годов Чувашская областная милиция находилась в непосредственном ведении НКВД РСФСР. Структура ее органов и основные функции, осуществлявшиеся ими, были определены Положением о Народном комиссариате внутренних дел, принятым ВЦИК и СНК РсФсР 24 мая 1922 г.1
С принятием Президиумом ВЦИК РСФСР постановления от 21 апреля 1925 г. «О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику» в Чувашии стала формироваться новая структура государственной власти и управления2.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 15 июня 1925 г. в составе СНК ЧАССР был
образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) ЧАССР3. Приказом НКВД ЧАССР от 3 октября 1925 г. № 3 был объявлен штат Комиссариата, включающий в себя следующие отделы: общий, милиции, уголовного розыска, финансово-хозяйственный, канцелярию, секретную часть, научно-регистрационный, административный с подотделом ЗАГС, главную инспекцию мест заключения, управление коммунального хозяйства (табл.)4.
В последующем, в соответствии с приказом НКВД ЧАССР от 1 октября 1926 г. № 1 в структуре Наркомата было образовано Центральное Административное Управление (ЦАУ) с отделом милиции6.
Таблица
Наличный состав работников милиции и уголовного розыска по полу, национальности, социальному положению, партийности и образовательному цензу на 1 октября 1925 г.5
Состоит на лицо В том числе Социальное происхождение Партийное состояние Образование
мужчин женщин чуваш прочих нац. рабочие служащие крестьяне прочие чл. партии 2 О т .т & п с е б среднее низшее .т о 5! а рг е К
Работники милиции 250 235 15 160 90 4 10 223 13 54 14 182 18 230 2
Работники уголовного розыска 49 48 1 21 28 - 1 43 4 15 5 28 10 38 -
1 Положение о Народном комиссариате внутренних дел: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 года // СУ и РКП. 1922. № 33. Ст. 386.
2 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 6, д. 6, л. 259-259 об.
3 Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987): Документы и материалы. Чебоксары, 1989. С. 43.
4 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8.
5 Отчет правительства Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики за 1925-1926 гг. Чебоксары: Издание ЦИК и СНК ЧАССР, 1927. С. 243.
6 ГИА ЧР. Ф. Р-599, оп. 1, д. 538, л. 2.
Приказом НКВД ЧАССР от 9 октября
1926 г. были утверждены штаты отдела милиции ЦАУ в составе заведующего, инспектора отдела, делопроизводителя7. На заведующего отделом было возложено общее руководство и контроль за деятельностью уездных управлений, частей милиции, подготовка докладов и отчетов о состоянии и деятельности милиции, разработка штатных расписаний, положений, должностных инструкций и представление их на утверждение в вышестоящие органы. В функции инспектора входило инспектирование уездных управлений, частей милиции, проведение работы по повышению квалификации работников милиции, составление проектов положений, правил, инструкций и представление их начальнику отдела. Делопроизводитель занимался составлением донесений по табелю «Срочные донесения», ведением приказов ЦАУ по милиции, учетом личного состава, перепиской и т.п.
На 1-м Всечувашском Съезде Советов, прошедшем 26-31 января 1926 г., в отчете Правительства Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики за 1925-1926 гг. по вопросу «Революционная законность и охрана общественного порядка» отмечалось, что НКВД ЧАССР как орган охраны общественного порядка имеет отделы милиции и уголовного розыска. Отдел милиции объединяет 5 уездных, 12 районных, 3 волостных и 2 городских управления; отдел уголовного розыска - 5 уездных отделений и 3 стола уголовного розыска (в Чебоксарах, Канаше и Вурнарах). Связь с работниками милиции и уголовного розыска поддерживалась путем вызовов волостных милиционеров в районные управления, а начальников районов - в уездные. При отделах милиции и уголовного розыска организовывались кружковые занятия с участием сотрудников органов юстиции. Однако вследствие разбросанности работников и их частых разъездов по делам службы они велись не регулярно8 . Необходимо отметить, что в 1926 г. каждый милиционер в ЧАССР в среднем обслуживал 16 тысяч населения, а агент уголовного розыска - около 35 тысяч9 .
Согласно приказу НКВД ЧАССР от 2 мая
1927 г. № 199 Центральное административное
7 ГИА ЧР. Ф. Р-599, оп. 1, д. 538. Л. 56.
8 Отчет правительства... С. 242.
9 Тимофеев В.Г. На страже правопорядка: становление, развитие и деятельность органов милиции Чувашии в предвоенные годы (1917-1941 гг.). Чебоксары: Б. и., 1996. С. 204.
управление было упразднено и организовано Административное управление НКВД. Этим же приказом были утверждены его структура и штат. Возглавлял новый аппарат НКВД ЧАССР начальник Административного управления - милиции. В структурном подразделении управления - инспекции милиции
- предусматривалось наличие всего двух должностей: инспектора милиции и делопро-изводителя10.
Приказом НКВД ЧАССР от 2 июля 1927 г. была создана Административная инспекция НКВД и утверждены ее структура и штат, в состав ее вошли старший инспектор - начальник милиции ЧАССР, инспекторы административного надзора, активной части, регистрационного бюро, мест заключения, делопроизводитель-регистратор11.
В результате проведения мероприятий по упрощению и удешевлению управленческого аппарата ЧАССР на заседании СНК ЧАССР 2 августа 1927 г. была введена новая структура НКВД ЧАССР и образована Административная инспектура12, заменившая Административное управление с подразделениями административной милиции и уголовного розыска. Штатным расписанием в Административной инспектуре были предусмотрены должности старшего инспектора - начальника милиции ЧАССР, инспектора административного надзора, инспектора активной части, инспектора секретной части, инспектора регистрационного бюро, инспектора мест заключения, дактилоскописта, дело-производителя-регистратора13.
1 октября 1927 г. в связи с упразднением уездов стала активно проводиться работа по реорганизации существующих административных отделов уездных исполкомов и районных управлений милиции, в результате чего были организованы 20 районных административных отделов. Штаты милиции и уголовного розыска ЧАССР состояли из 297 человек. Однако уже 1 апреля 1928 г. во время окончательного утверждения сметы прошло их сокращение и количество работников было доведено до 254 человек, что сразу же отрицательно сказалось на деятельности милиции, а со стороны населения стали поступать нарекания, что сотрудники милиции жалобы не принимают14.
По предложению партийных и советских
10 ГИА ЧР. Ф. Р-784, оп. 2, д. 1, л. 214-218.
11 ГИА ЧР. Ф. Р-599, оп. 1, д. 538, л. 333.
12 ГИА ЧР. Ф. Р-203, оп. 1, д. 18, л. 213-21.
13 ГИА ЧР. Ф. Р-599, оп. 1, д. 538, л. 326-327.
14 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8 об.
организаций, работники правоохранительных органов в эти годы значительно активизировали разъяснительную работу среди населения. Они регулярно выступали с лекциями и беседами на юридические темы на чувашском языке. В 1926 г., например, работники милиции республики перед населением сделали 110 отчетных докладов о своей работе, в 1927 г. народные заседатели выступили 60 раз, работники судебных и следственных органов - 506, прокурорских органов - 153, а в 1928 г. прокурорские работники выступили уже 320 раз15.
Прием в органы милиции стал производиться исключительно через специально созданную комиссию. Однако, несмотря на принятые меры, в правоохранительные органы все же попадали случайные люди и среди работников милиции стал замечаться рост преступлений. В основном это были взятки, растраты, бездействие, избиение арестованных. В 1925 г. зарегистрировано 26 случаев,
1926 г. - 16, 1927 г. - 2816. В то же время в эти годы в органах милиции и уголовного розыска наблюдается большая текучесть кадров, которая в 1925 г. доходит до 132%, в 1926 г. -56%, в 1927 г. - 40%, а, начиная с 1927 г. заметно возрастает и доходит до 200%17.
Высокий процент текучести кадров не давал возможности качественно улучшить состав работников правоохранительных органов. Испытывалась крайняя нужда в средствах передвижения, недостаточность которых лишала возможности поддерживать связь между уездными управлениями и местами в той степени, в какой это было бы необходимо по характеру работы милиции и уголовного розыска. В целях понижения и устранения текучести и улучшения качества личного состава практиковались прием на испытание, отбирание обязательств о годичной службе, повышение зарплаты, направление отдельных работников на милицейские курсы повышения квалификации.
Поступившие в народный суд за 1926 г. уголовные дела по родам преступления распределились следующим образом: преступления против порядка управления - 2247 (18,77%); должностные преступления - 557 (4,6%); хозяйственные преступления - 426 (3,5%); преступления против жизни и достоинства личности - 6245 (51,3%); об отделе-
15 Тимофеев В.Г. Осуществление политики коренизации аппарата правоохранительных органов Чувашии (19201936) // Из истории Чувашии советского периода: Сборник статей / НИИяз., лит., ист. и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1991. С. 74.
16 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8 об.
17 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8 об.
нии церкви от государства - 13 (0,1%); нарушение правил, охраняющих народное здравие - 164 (1,5%); имущественные преступления - 2402 (50,52%)18.
Из приведенных данных следует, что большое количество дел, поступающих в народные суды, возникало на почве преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности, что объяснялось усилением пьянства, некультурностью населения, отсутствием в деревне здоровых развлечений. Затем следовали имущественные преступления и преступления против порядка управления и, наконец, должностные и хозяйственные, другие же преступления занимали незначительное место.
В числе имущественных преступлений большой процент составляло конокрадство. В 1925-1927 гг. оно особенно сильно стало развиваться в пределах Батыревского (за два года зафиксировано 100 случаев похищения лошадей), Цивильского (200 случаев) уездов, а также в Чуваш-Сорминской и Тойсинской волостях Ядринского уезда, откуда конокрады переправляли лошадей в соседнюю Татарскую Республику. Силами милиции и уголовного розыска борьба с конокрадством велась систематически. Так, в 1925 г. из 188 угнанных лошадей найдено 19; в 1926 г. из 121 - 95; в
1927 г. из 26 случаев кражи - 16. С ликвидацией в 1927 г. шайки бандитов, организованной гражданином с. Шатьми И. Мясниковым, фиксирование случаев конокрадства значительно снизилось (со 188 в 1925 г. до 26 - в
1927 г.). В то же время заметно стала сокращаться преступность среди населения: в 1925 г. возбуждено 11791 дело, раскрыто - 8190 (68%); в 1926 г. - 10614, раскрыто 7318 (69%); 1927 г. -7733, раскрыто 4330 (56%), из них в 1927 г. преобладает 1045 случаев хулиганства, растраты - 446, убийств - 244, поджогов - 22119.
Требований о розыске в 1926 г. поступило на 1182 человека, найдено - 95, зарегистрировано по дактилоскопической системе 453 человека, сфотографирован - 71 чел., задержано - 599 человек. В административном порядке наложено штрафов за 9586 нарушений, на сумму 33851 руб. 18 коп. Число подвергнутых в административном порядке принудительным работам достигало 10720.
На III съезде работников юстиции Чувашской АССР, прошедшем с 27 сентября по 4 октября 1925 г. в Чебоксарах, вновь был поднят вопрос о необходимости активизации
18 Отчет правительства... С. 239.
19 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8 об.
20 Отчет правительства... С. 244.
работы по коренизации органов власти и управления21 . К моменту преобразования автономной области в автономную республику в центральных учреждениях Чувашии число служащих коренной национальности составляло 40,0%, а в уездных и волостных организациях - 65,0%. Следует отметить, что в местных органах государственной власти этот показатель был намного выше22 .
На 1 октября 1926 г. наивысший процент чувашей отмечался в штатах следующих учреждений: Чувашпроизводсоюз - 71,43%; Наркомвнутдел - 70,41%, Наркомпрос -68,8%, Чувашгиз - 66,25%, Теруправление
- 62,1%, Наркомздрав - 61,54%, ЦИК -59,4%, СНК - 46,66%23.
Постепенно увеличился удельный вес чувашей среди сотрудников правоохранительных органов. Так, если в 1925 г. в органах милиции республики чуваши составляли 59%, в 1926 г. - 63,9, в 1927 г. - 67, то в 1928 г. -уже 86%24. Что касается фактического перехода учреждений на чувашское делопроизводство, то НКВД ЧАССР вплоть до ликвидации не смог перейти на делопроизводство на чувашском языке, лишь районные административные отделы стали вести уголовные дела на чувашском языке25.
Следует отметить, что в эти годы среди работников правоохранительных органов общеобразовательный уровень был невысокий. Многие имели низкую профессиональную подготовку. Например, в органах милиции в 1925 г. 91,6% работников имели начальное образование. К тому же среди них в этот период была очень высокая текучесть кадров. Так, в 1925 г. в органах милиции республики 76,8% работников имели стаж работы по специальности менее 3 лет и только 23,2% работали более 3 лет26.
20 мая 1926 г. обком партии провел расширенное бюро, где был заслушан отчет народного комиссара внутренних дел Чувашской АССР И.Я. Морозова о борьбе органов милиции и уголовного розыска с преступностью. В ходе обсуждения этого вопроса было отмечено, что квалификация значительной части работников милиции и уголовного розыска очень слабая, что более 50% работников уголовного розыска не имеют никакой специальной подготовки. В то же время в
21 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 63, л. 112.
22 10 лет Чувашской АССР (1920-1930 гг.). Чебоксары, 1930. С. 30.
23 Отчет правительства... С. 25.
24 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 662, л. 49.
25 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 914, л. 8 об.
26 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 78, л. 45.
милиции и уголовном розыске сохранилась высокая текучесть кадров. В частности, только за 1 квартал 1926 г. из уголовного розыска республики по разным причинам уволилось 15 сотрудников. Участники совещания все до единого сошлись в том, что основными причинами текучести кадров являются низкая зарплата и неудовлетворительное материальное обеспечение сотрудников милиции и уголовного розыска, а основной причиной слабой раскрываемости преступлений -отсутствие средств передвижения27 .
Хотя органы власти республики принимали меры по укреплению кадров милиции и уголовного розыска, однако текучесть кадров в них оставалась высокой. В частности, в 1926 г. в органы милиции Чувашии вновь принято 264 сотрудника и уволен 303 человека, уголовного розыска - принято 57 и уволено 51 человек28. Учитывая, что органы милиции и уголовного розыска в этот период прежде всего страдали из-за отсутствия у работников милиции и уголовного розыска специальной подготовки, обучение национальных кадров для правоохранительных органов в основном осуществлялось через краткосрочные курсы, практикантство и направление молодежи на учебу за пределы республики. С этой же целью в мае 1925 г. в Чебоксарах была организована школа-резерв для подготовки кадров для органов милиции со сроком обучения 3 месяца. Однако из-за отсутствия материальной базы и средств после первого же выпуска в количестве 31 человека она была расформирована29.
Для подготовки работников милиции и уголовного розыска Чувашия была прикреплена к Свердловской школе, где ей по разнарядке НКВД РСФСР ежегодно выделялось по 15 мест30. С 1926 г. НКВД ЧАССР ежегодно стал направлять на обучение по 10-15 человек. После годичной учебы представители республики возвращались в Чувашию и назначались на руководящие должности. Так, в 1926 г. после окончания учебы вернулись в республику с ленинградских курсов среднего командного состава 2 человека, младшего командного состава 8 человек и из Свердловской школы милиции 8 выпускников, которые были назначены на различные руководящие должности31 .
27 Тимофеев В.Г. На страже правопорядка: становление, развитие и деятельность органов милиции Чувашии в предвоенные годы (1917-1941 гг.). Чебоксары: Б. и., 1996. С. 203.
28 ЦГА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 49, л. 60.
29 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 78, л. 94.
30 ГИА ЧР. Ф. Р-202, оп. 2, д. 78, л. 367.
31 Там же.
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) ЧАССР просуществовал до января 1931 г., так как 15 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации Народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных Республик».
С 1 января 1931 г. при СНК РСФСР было организовано Главное управление милиции и уголовного розыска, а при СНК автономных республик - Управления милиции и уголовного розыска, действующие на осно-
вании единого для всех органов милиции РСФСР Положения о рабоче-крестьянской милиции32 .
Таким образом, в связи с ликвидацией с 1 января 1931 г. Народного комиссариата внутренних дел ЧАССР при СНК ЧАССР было организовано Управление милиции и уголовного розыска, которому было передано руководство милицией, уголовным розыском, а также административный надзор33 .
O.A. Nadikova. ORGANIZATOIN AND ACTIVITY OF THE PEOPLE'S COMMISSARIAL OF INTERNAL AFFAIRS (NKVD) OF THE CHUVASH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC ON MAINTENANCE OF LEGALITY AND PUBLIC ORDER DURING THE FIRST YEARS OF THE CHUVASH AUTONOMY.
The historic experience of organizing NKVD during the first years of the Chuvash autonomy is considered in this article. The state and the character as well as the activity of NKVD of the Chuvash ASSR on maintenance of legality and public order have been analyzed.
Key words: THE PEOPLE'S COMMISSARIAL OF INTERNAL AFFAIRS (NKVD), the Chuvash ASSR, legality, law and order, criminality.
НАДИКОВА Ольга Анатольевна, родилась в 1969 г., окончила Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (1991), руководитель организационно-научной и редакционноиздательской группы Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Автор 14 работ.
УДК 930.470
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В МОРДОВСКОЙ АССР В 1937-1945 ГОДЫ
А. М. Пыков
В статье рассмотрено развитие пищевой промышленности в Мордовии в довоенные и военные годы. Несмотря на трудности военных лет, мукомольные мельницы и фабрики крахмала продолжали работать.
Ключевые слова: пищевая промышленность, продовольственные товары, предприятие, административно-командная система.
В апреле 1937 г. пищевые предприятия Мордовской АССР впервые были объединены в одну управленческую структуру - Управление Уполномоченного Народного комиссариата пищевой промышленности РСФСР по МАССР. До этого руководство их работой было сосредоточено в разных ведомствах и организациях, таких, как Наркомместпром РСФСР, Куйбышевский крахмальный трест и Куйбышевский трест «Техжиркорм». Данное решение было правильным, но запоздалым, что сказалось на работе предприятий. Период организации новой структуры усложнял
выполнение производственных заданий. Аппарат Уполномоченного НКПП по МАССР только формировался. В его штате насчитывалось всего четыре человека. В управленческой структуре не было инженера, техника, технолога, экономиста, кадровика.
Приёмка предприятий аппаратом Уполномоченного была проведена в апреле-августе 1937 г. формально, без знания дела, без обеспечения преемственности в работе. В пе-
32 Собрание законов и распоряжений РабочеКрестьянского Правительства СССР. 1930. № 60. С. 640.
33 ГИА ЧР. Ф. Р-354, оп. 1, д. 502, л. 56.