Научная статья на тему 'Организационная культура предпринимательства как фактор повышения конкурентоспособности экономики в кризисный период'

Организационная культура предпринимательства как фактор повышения конкурентоспособности экономики в кризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / предпринимательство / кризис / глобализация / функции / роль / управление / экономи-ка / геоэкономика / конкуренция. / culture / business / crisis / globalization / functions / role / management / economy / geoeconomy / competition
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная культура предпринимательства как фактор повышения конкурентоспособности экономики в кризисный период»

Глущенко В.В. д.т.н., профессор МИИТ [email protected] Глущенко И.И. д.э.н., профессор РГСУ prepodavatel-gii@mail. ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: культура, предпринимательство, кризис, глобализация, функции, роль, управление, экономика, геоэкономика, конкуренция.

Keywords: culture, business, crisis, globalization, functions, role, management, economy, geoeconomy, competition.

В ситуации глобального геополитического кризиса обнаруживается, что геополитика в большой степени влияет на предпринимательство и экономику в целом и, наоборот, предпринимательская культура влияет на конкурентоспособность экономики и, соответственно, на геополитические возможности государства. Поэтому перспективы развития национальной экономики и деятельность отдельных отраслей национальной экономики следует рассматривать и в культурологическом контексте.

Привлекательность национальной культуры является фактором, способствующим с одной стороны распространению образа жизни и его атрибутов - товаров в условиях глобализации; а с другой стороны - созданию благоприятной социальной среды для инновационной деятельности и др. В этом контексте продуктивная культура выступает как побуждающий (императивный) фактор культурного, инновационного, социально-экономического развития (1).

По причине важности культуры для международных экономических отношений Торгово-промышленная палата (IHK) города Дюссельдорфа проводит занятия по изучению предпринимательской культуры в России. Руководитель Центра компетенций по России Торгово-промышленной палаты отмечает, что культура является основным питательным элементом стратегии. Проекты часто срывались из-за непонимания деловой культуры и организационной культуры, включая культуру персонала (2).

Считают, что длительной динамике экономического роста страны может способствовать культура, поощряющая эксперименты и новаторство. При этом национальная культура уникальным образом благоприятствовала экономическому росту, служит необходимым предварительным условием для обеспечения конкурентоспособности в мире (3).

Эти аргументы могут рассматриваться как основа для вывода о том, что требуется развитие культурологии российского предпринимательства. Известно, что культурология исследует предмет, метод и функции культуры, дает представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрывает типы и формы культуры (4).

Логично, что такой экономически, общественно, культурно значимый элемент как предпринимательство (бизнес), наряду с государством и обществом должен иметь свою специфическую культуру и может быть объектом прикладных культурологических исследований.

Метод культурологии предпринимательства являет собой единство объяснения и понимания процессов в предпринимательстве как основе экономики страны. Под культурой предпринимательства будем понимать систему смыслов, имеющих свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения фактов и процессов бизнеса. Рациональное объяснение представляет собой мысленную реконструкцию культурно-исторического процесса развития предпринимательской деятельности, исходящую из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование в культурологии идей и методов философии, которую рассматривают как общую методологическую базу культурологии. При этом в качестве гуманитарной дисциплины культурология предпринимательства включает и элемент человеческой субъективности. Поэтому одного объяснения не достаточно для постижения сущности культуры предпринимательской деятельности.

Культурология предпринимательства исследует не только культуру предпринимательства в целом, но и отдельные, в определенной мере специфические сферы (субкультуры) культурной жизни. Культурология предпринимательства позволяет глубже постичь ее составляющие: культуру инвестиций и инноваций; культуру маркетинга; культуру менеджмента; культуру контроля деятельности и др.

Одним из ключевых принципов развития культуры предпринимательства предлагается признать принцип нахождения и поддержания в этой культуре ее правового характера, социальной и национальной ответственности.

Развитие культурологи предпринимательской деятельности становится все более важным еще и потому, что в системе предпринимательской деятельности (в частности в ее правом обеспечении) имеют место достаточно противоречивые процессы и отношения, гармонизировать которые можно на основе некоторого общего понимания смысла процесса и значимости результатов предпринимательской деятельности для государства, экономики, общества. Уско-

рение темпов научно-технического прогресса (НТП), развитие экономических, технологических и социальных инноваций порождают растущие требования к культуре предпринимательской деятельности. В процессе повышения культуры предпринимательства может определенную роль играть и профессиональное образование (далее просто - образование), которое рассматривается как часть национальной инновационной системы и часть культурной системы страны. Трансформация культуры предпринимательства должна быть направлена на повышение экономичности, безопасности, комфортности жизни общества и функционирования государства.

Культурология предпринимательства ориентирована на рассмотрение принципиальных проблем, которые связаны с социальными и экономическими целями человечества, призвана создавать методическую основу для определения степени справедливости экономического устройства общества, определять место повышения культуры предпринимательства в структуре элементов развития и устройства экономики и общества.

Культурология предпринимательства должна быть ориентирована на осмысление и достижение соответствующих перспектив развития национальной экономической системы, задач государства в сфере повышения качества культуры и эффективности предпринимательства, определять характер взаимосвязи культуры предпринимательства и характера, культуры развития национальной инновационной системы.

Культурология предпринимательства должна определить взаимосвязь и соотношение предпринимательства, науки и образования с точки зрения их влияния на темпы научно-технического прогресса (НТП) и темпы экономического развития нашей страны, развитие общества.

Культурология предпринимательства может исследовать и вопрос о том, как изменится культура отношений предпринимателей, государства, потребителей в процессе развития экономики.

В структуру культурологи предпринимательства входит также исследование проблем изменения субкультуры отношений внутри бизнес-сообщества, предпринимателей и наемных работников, предпринимателей и инвесторов, предпринимателей и инноваторов, предпринимателей и потребителей их товаров и услуг.

В структуру культурологии предпринимательства необходимо включить и философское осмысление того, каким может быть и будет культурный механизм, субкультура влияния работодателей на формирование учебных программ и методик, контроль качества высшего образования.

Структурным элементом культурологи предпринимательства должен стать и общий взгляд на содержание и роль субкультуры механизма контроля качества предлагаемых товаров или оказываемых услуг со стороны общества, государства, рынков.

Культурология предпринимательства как прикладное направление культурологи может формироваться коллективными усилиями как профессиональных культурологов, философов, так и практиками, работающими в сфере государственного управления, объединениями предпринимателей, потребителями, обществом в целом.

Культура предпринимательства должна быть направлена и на обеспечение свойства инклюзивности предпринимательства. Принципом инклюзивного предпринимательства должно стать обеспечение равного доступа к возможности предпринимательства для всех экономически активных членов общества с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных способностей к предпринимательству членов общества, например, путем снижения административных барьеров в бизнесе. Этот принцип имеет большое значение потому, что относительное (к численности населения) количество предпринимателей в нашей стране невелико.

Культура повышения эффективности предпринимательства одновременно является и культурой развития инноваций. Под инновациями в предпринимательстве условимся понимать любые изменения в принятых организации, методике, технологии предпринимательства, а также изменения в методах оценки эффективности предпринимательства, организационной культуры предпринимательства.

В процессе развития культуры предпринимательства нужно учитывать участие в этом процессе образования, которое выступает как структурный элемент национальной инновационной системы. Национальная инновационная система представляет собой комплекс взаимосвязанных институтов, который используется для создания, хранения и передачи знаний и навыков (6).

При развитии культуры предпринимательства, культуры инноваций в предпринимательстве нужно учитывать, что в начале XXI века при участии государств ЕС, государственных и частных корпораций, институтов гражданского общества для успешного развития инновационной предпринимательской деятельности формируются технологические платформы. Технологические платформы - это добровольное объединение государственных органов, корпораций, вузов, организаций малого бизнеса, отдельных специалистов, представителей научно-технической общественности в интересах выпуска определенной инновационной продукции (7).

Это меняет культуру национальной предпринимательской и инновационной систем в смысле их большей открытости и направленности на удовлетворение общественных потребностей, а не на достижение цели максимизации текущей прибыли бизнесом.

Кроме того возможно изменение акцентов в субкультуре предпринимательства и замещение императивного государственного управления процессом государственно-частного партнерства культурой коллективного (государственного, предпринимательского, общественного) регулирования процесса предпринимательства с участием общества.

При этом вузовское образование рассматривается как функциональный элемент национальной инновационной системы, который участвует во всех этапах функционирования национальной инновационной системы: создания, использования, хранения и передачи знаний и навыков. Следовательно, должна существовать субкультура интеграции науки, образования и практики в процессе повышения культуры предпринимательства, которая должна учитывать специфику современного этапа научно-технической революции и постиндустриальной глобализации. Повышение

уровня культуры студентов в процессе их высшего образования, придание образованию инновационного характера может положительно сказаться на культуре предпринимательства, темпах развития науки и, что особенно важно, на повышении социально-экономической эффективности предпринимательства, науки, образования.

Положительное влияние на культуру предпринимательства может оказать повышение качества образования, создание научных, технологических и образовательных платформ, интеграции в процессе вузовского образования практики, науки и образования. В рамках таких платформ и сообществ будет формироваться своя отрытая предпринимательская субкультура.

Субкультура интеграции практики, науки и образования в рамках культуры предпринимательства должна рассматриваться как важный элемент процесса повышения культуры предпринимательства. Несомненно, что интеграция науки-практики -образования в рамках культуры предпринимательства требует изменения в концепции и субкультуре деятельности как в инновационной, научной сферах, так и в сфере предпринимательства.

Культура предпринимательства, его стратегической национальной и социальной ответственности пред государством и гражданским обществом должна быть стратегически ориентированной, поощрять развитие свободной конкуренции предпринимательства, содержать маркетинговые предпринимательские элементы, в частности признавать необходимость более полного удовлетворения потребностей потребителей (покупателей).

Организационной культурой называют уникальную совокупность норм, ценностей убеждений, образцов поведения, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения организационных целей (9). По аналогии определим, что культура предпринимательства включает набор наиболее важных постулатов, которые принимаются предпринимателями, менеджментом, бизнес-сообществом, и находят свое отражение в заявленных политической и бизнес-элитой ценностях, которые задают сотрудникам государственных органов и акторам национальной экономики ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального вида внутри организационного общения.

Для понимания сущности организационной культуры (или субкультуры) в сфере предпринимательства нужно сформулировать ее функции и роли.

Охранная функция культуры предпринимательства включает национальную систему ценностей, норм и правил, принятых в национальной политике и экономике, которые являются барьером для имплементации нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из внешней среды, например, приоритет национальных геополитических интересов над стремлением к прибыли отдельных экономических субъектов (назовем это национальной ответственностью сообщества предпринимателей).

Интегрирующая функция культуры предпринимательства состоит в том, что единая система предпринимательства, его ценностей позволяет каждому актору (субъекту) предпринимательского процесса считать себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность, развивает чувство общности, помогает сплачивать акторов экономики, формирует оригинальный имидж национальной предпринимательской системы как части геоэкономики страны.

При этом под геополитической экономикой (геоэкономикой) можно понимать такую экономику, которая ориентирована на достижение определенных перспективных геополитических целей государства (10).

Регулирующая функция культуры предпринимательства заключается в том, что такая культура формирует и контролирует поведение членов предпринимательского сообщества, организаций с использованием норм, стандартов, правил (в том числе обычаев делового оборота - неписаных правил), задает однозначность и упорядоченность в процессах предпринимательской деятельности.

В культуре предпринимательства ее замещающая функция проявляется в том, что она способна замещать формальные механизмы и отношения в предпринимательской среде на неформальные механизмы, экономя тем самым на издержках управления и снижая риск процесса предпринимательства в национальной экономике.

Адаптивная функция культуры предпринимательства открывает возможность новым экономическим акторам усвоить и соблюдать правила поведения в области предпринимательства, снижает риск отторжения новых акторов по причинам нарушения этикета и правил поведения в предпринимательстве, усиливает преданность предпринимательских организаций национальным интересам в области экономики.

Образовательная и развивающая функции организационной культуры предпринимательства позволяют поднимать общий уровень культуры предпринимательства, тем самым повышая компетентность политических и экономических акторов в интересах повышения эффективности культуры предпринимательства.

Функция управления качеством культуры предпринимательства определяет качество условий работы, рабочей среды, микроклимата, которые в свою очередь определяют качество и результат предпринимательского процесса, рыночных отношений.

В культуре предпринимательства должна существовать и функция достижения баланса между корпоративными ценностями и ценностями внешней среды предпринимательства, приспособления организации к интересам государства, экономики и нуждам общества.

Современный подход к культуре предпринимательства должен ориентировать на внесение в процесс предпринимательства новизны, связанной с особенностями динамики развития соответствующей сферы предпринимательства, спецификой технологий и бизнес-процессов, потребностями личности, спецификой требований к персоналу работодателей, общества и государства. Все это нужно учитывать в процессе выработки у персонала организаций навыков научных исследований, эффективного использования знаний, отношений и опыта профессионального поведения предпринимателей.

Важнейшим элементом культуры предпринимательства может стать обратная связь предпринимателя с вузами, посредниками, потребителями товаров и услуг. Такая обратная связь позволяет предпринимателю выяснить потребности практики, реакцию участников рыночных отношений на факты экономической действительности, увидеть достоинства и недостатки организации и реализации бизнес-проектов.

Оценивая дальнейшие перспективы развития культуры предпринимательства как направления гуманизации в экономике, повышения эффективности функционирования научных и технологических платформ и качества образования необходимо учитывать, что существенное влияние на формирование характера современной интеграции практики, науки и образования может быть оказано со стороны:

- государственной философии, культуры, идеологии, политики в сферах предпринимательства, образования, инновационной промышленной, научной деятельности;

- изменяющихся потребностей практики, философии и культуры деловых кругов в сфере экономики в связи с развитием высоких технологий и инновационной деятельности на уровне инновационно-активных предприятий;

- изменений форм и культуры современного предпринимательства и труда, включая выполнение работ на дому (вне офиса) и частичная занятость персонала;

- развития в рамках культуры предпринимательства культуры инноваций, информационных и интеллектуальных технологий;

- культурных, социальных, экологических и технологических тенденций, влияющих на организационную культуру предпринимательства в условиях глобального развития, информационных технологий, развития клипового мышления у персонала и др.

В рамках культуры предпринимательства важное место должно принадлежать культуре измерения и объективной оценки компетенции персонала, культуре мотивации и стимулирования персонала организаций бизнеса. Такая оценка компетенции персонала имеет большое значение и в реализации образовательной и развивающей функции организационной культуры предпринимательства и организации реальной экономики (бизнеса), обеспечения социальной и экономической конкурентоспособности организации. Это положение отражает то, что в процессе функционирования организаций реальной экономики (включая инновационные проекты) происходит интеграция различных видов ресурсов, осуществляется материализация компетенции участников проекта в виде показателей конкурентоспособности получаемых в результате создания и производства инновационных проектов новых товаров и услуг. При этом культура предпринимательства прямо и непосредственно влияет на культуру ведения конкуренции организацией, темпы роста ВВП в условиях выхода из глобального кризиса.

Одним из направлений в культурологии предпринимательства является общественно-историческое направление, которое может рассматривать специфику культуры предпринимательства сквозь призму развития общественно-исторических экономических и общественных типов культуры.

В рамках общественно-исторического направления культурологии предпринимательства в современной культуре бизнеса нашей страны могут быть выделены управленческие субкультуры предпринимательства:

- Субкультура либерального предпринимательства;

- Субкультура социально ответственного предпринимательства;

- Субкультура финансового менеджмента, основным инструментом которой является финансовая политика как «совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия» (12). Частью субкультуры финансового менеджмента в предпринимательстве может быть налоговая субкультура предпринимательства (13), включая субкультуру ведения оффшорного бизнеса со специальными территориями с пониженным налогообложением.

По мнению ряда экспертов, в процессе выхода из глобального кризиса будет развиваться гуманистическое направление в экономике и, соответственно, в предпринимательстве как части экономики. В связи с этим крайне важно осуществить в рамках гуманистической культуры предпринимательства интеграцию названных трех видов субкультур в управлении бизнес-процессами в интересах дальнейшей гуманизации экономики, повышения степени направленности экономики на интересы человека.

Целью развития культуры предпринимательства можно признать повышение устойчивости и темпов социально-экономического развития страны, укрепление геоэкономических позиций государства и общества.

Список литературы

1. Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход. - М.: ИП Глущенко В.В., 2008. - С. 10-11.

2. Knitterscheidt K. Business-Knigge auf Russisch. - http://inosmi.ru/russia/20150401/227228091 .html

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные от-

ношения, 2003. - С. 34.

4. Кравченко А. Культурология: Учебник. - М.: Проспект, 2015. - С. 2.

5. Алексеева И.Ю. Научная философия как «культурная система» (О Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях) // Вопросы

философии. - М., 2012. - № 11. - С. 3-10.

6. Семенова А. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики. - М., 2005. - № 11. - С. 145-150.

7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Система инноваций: стратегия развития // Стратегия России. - М., 2015. - № 4. - С. 61-76.

8. Густап Н.Н. Европейские технологические платформы: понятие, история создания, характеристика // Известия Томского поли-

технического университета. 2012. - Т. 321, вып. 6.

9. Грошев И.В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по эко-

номическим специальностям. 2-е изд.перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 19-21.

10. Глущенко В.В. Стратегический подход к развитию национальной геополитической экономики // Тренды и управление. 2015. -№ 3. - С. 265.

11. Глущенко В. В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный (Моск. обл.): ООО НПЦ «Крылья», 2000. - С. 117-118.

12. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие. / Под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2008. - С. 5.

13. Надточий Е.В. О понятии налоговой культуры общества // Налоги и налогообложение. 2012. - № 4. - С 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.