УДК 378.147
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Глущенко, Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС
МИИТ), e-mail:[email protected] И. И. Глущенко. Российского государственного социального университета (РГСУ), e-mail:
Резюме: обсуждаются понятие, содержание, функции, роли, структура философии и культуры повышения качества образования, рассмотрены вопросы и технологические аспекты повышения качества образования, обсуждается влияние гражданского общества на процесс повышения качества образования.
Ключевые слова: философия, культура, образование, качество, работодатель, работник, государство, общества, профессор, студент.
Актуальность статьи определяется тем, что в настоящее время руководством страны поставлена задача повышения качества образования, начала действовать новая редакция Закона «Об образовании» [1], что, несомненно, должно привести к изменению структуры системы образования, новому этапу развития философии образования.
Целью настоящей статьи является развитие философии и культуры повышения качества высшего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
- исследуется содержание, функции и специфика философии повышения качества образования, как части философии национальной инновационной системы в экономике;
- определяются и исследуются функции культуры повышения качества образования;
- исследуются структурные элементы и влияние философии и культуры повышения качества образования на инновационное развитие государства;
Объект статьи - философия и культура повышения качества высшего профессионального образования.
Предмет статьи - философские и культурологические аспекты, функции философии и культуры повышения качества высшего профессионального образования.
По числу занятых и масштабу влияния система образования может рассматриваться как один из ключевых секторов экономики. В 2011 году в сфере российского образования непосредственно было занято 22% населения России. В стране работало 68,6 тыс. образовательных учреждений. При этом только численность преподавательского состава составляла более 1,9 млн. человек. Общая численность учащихся составляла более 26 млн. человек. А ежегодный выпуск образовательных учреждений составлял боле 4,4 млн. человек. Студенты вузов в России составляли свыше 7 млн. человек. В 2011 году в нашей стране функционировало 1868 государственных и 1026 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений [2]. Естественно, что такой общественно значимый сектор экономики как образование должен иметь свою философию деятельности.
Поэтому философия повышения качества образования может рассматриваться как «методическое ядро» целенаправленного воздействия государства и общества, профессорско-преподавательского сообщества на процесс развития и закрепления в социальной среде и экономике организационной культуры повышения качества образования.
Одним из ключевых принципов развития философии повышения качества образования предлагается признать принцип нахождения и поддержания в этой философии ее правового характера. Соблюдение этого принципа требует обратиться к законодательству.
В Законе «Об образовании» ст.2 п.1 дано определение «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым бл а-гом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
На этом основании под философией повышения качества образования можно понимать и общий взгляд на сочетание в таком образовании обучения и воспитания, методику, технологии, систему, организационную культуру такого высшего образования, а так же методы оценки уровня компетентности специалистов, получивших образование определенного качества.
В законодательном определении в качестве элементов процесса образования рассматриваются воспитание и обучение. Определения этих понятий даны в Законе «Об образовании» ст.2 в п.2 сказано: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1 ].
Поэтому в качестве неотъемлемого структурного элемента философии повышения качества образования должна рассматриваться философия повышения качества воспитания.
Философией повышения качества воспитания в образовательном процессе условимся называть наиболее общий взгляд на методы, инструменты и результаты воспитательного процесса в образовании.
Далее в п. 3 этой же статьи Закона сказано: «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [1 ].
В п.5 ст.2 этого Закона определено: «квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [1]. Необходимо заметить, что при таком определении понятие «квалификация» и «компетенция» фактически рассматриваются как синонимы. Это не всегда оправдано с точки зрения работодателей и работников, фактической сложности, специфики, условий работ.
Рассматривая проблему развития философии повышения качества образования необходимо, прежде всего исходить из нормативного определения этого понятия. В Законе ст.2 п.29 дано определение: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
При такой трактовки понятия качества образования в нем присутствуют несколько составляющих одновременно, но ориентированных на потребности работника (носителя компетенций) и потребности работодателя. Однако, на практике эти потребности часто не совпадают. Работодатель хочет при минимуме затрат на рабочую силу максимизировать свою прибыль. Работник заинтересован в максимизации заработной платы при минимуме затрат квалификации и энергии. Кроме того, такое определение прямо не отражает то, что задача повышения качества образования - одна из важных государственных задач. Это связано с тем, что в развитых странах 70-80% прироста экономики дают наука и образование. Поэтому от степени успешности повышения качества высшего профессионального образования в стране зависят темпы роста экономики и благосостояния граждан, общества, государства. Именно это и позволяет считать задачу повышения качества образования одной из важнейших государственных задач.
Развитие философии повышения качества образования становится все более важных еще и потому, что в системе образования имеют место достаточно противоречивые процессе и отношений, гармонизировать которые можно на основе некоторого общего взгляда на процесс и результаты образования. Таким общим взглядом на процесс, возникающие в процессе обучения общественные отношения и результаты образования может быть только философия образования. Частью философии образования является философия повышения качества образования. Необходимость развития философии повышения качества образования (как части философии образования), в частности связана с тем, что наблюдается снижение уровня подготовки выпускников средних школ. Исследователи отмечают, что «к начальным, простейшим формам научной работы под руководством педагога оказываются готовы всего примерно 30% старшеклассников. Остальные 70% в лучшем случае могут пересказать информацию, полученную от учителя или из учебника. Они легко заимствуют тексты из Интернета, но не способны подвергать их простейшему анализу. Тесты психологов показывают резкое падение мотивации школьников к труду, к соблюдению дисциплины. Коллективизм уступает место индивидуализму» [3].
Одновременно с этим ускорение темпов научно-технического прогресса (НТП), развитие экономических, технологических и социальных инноваций и их непрерывный характер рождаю требования повышения качества высшего профессионального образованию. При этом высшее профессиональное образование (далее просто - образование) рассматривается как часть национальной инновационной системы, направленной на повышение экономичности, безопасности, комфортности жизни общества и функционирования государства.
Философия качества образования в рамках системного подхода должна давать ответ как на общие вопросы и тенденции развития образования, так и давать ответы на теоретически и практически важные вопросы в рамках своих структурных элементов, а так же ответ на ряд актуальных вопросов развития и повышения качества образования в будущем.
Философия повышения качества образования направлена на рассмотрение принципиальных проблем, которые связаны с гуманными целями человечества, призвана создавать методическую основу для анализа степени справедливого устройства общества, определять место процесса повышения качества образования в структуре, развитии и устройстве общества.
Философия повышения качества образования должна быть ориентирована на осмысление и достижение соответствующих перспектив развития национальной системы образования, задач государства в сфере образования, определять характер взаимосвязи повышения качества образования и характера развития национальной инновационной системы. На основе формирования философии повышения качества образования можно сформулировать миссию и видение развития национальной системы образования в направлении повышения качества образования.
Миссией повышения качества образования в национальной системе образования предлагается называть положительный эффект, который получат государство, бизнес, общество, человек. Видением повышения качества образования можно назвать вдохновляющий участников такого направления развития образования сценарий перехода отечественного образования в желаемое будущее состояние повышенного качества образования.
Опишем функции философии качества образования. Мировоззренческая функция философии повышения качества образования включает целостную устойчивую систему взглядов на необходимость всемерного повышения качества образования, представление о закономерностях его функционирования, о явлениях и процессах повышения качества образования, имеющих значение для обеспечения развития инноваций, экономики, общества и человека. Мировоззрение личности в сфере повышения качества образования проявляется в виде совокупности чувств, знаний и убеждений относительно существующего положения вещей в качестве образовании, направленности и уровне образовательной деятельности.
Гносеологическая функция заключается в способности философии повышения качества образования обеспечивать теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления существования причинно-следственных связей, механизмов, приемов и методов познания действительности. Методологическая функция философии повышения качества образования отражается в определении подходов к формированию принципов человеческого отношения к такой образовательной деятельности, обеспечивает сохранение знаний об принципах повышения качества образования.
Информационно-коммуникативная функция философии повышения качества образования отражается в специфике процесса обработки и усвоения знаний в сфере повышения качества образования. Ценностно-ориентирующая (аксиологическая) функция философии повышения качества образования направлена на формирование системы показателей и критериев оценочной деятельности, определяет принципы полезности, выступает в качестве средства ориентации людей в области процессов повышения качества в образовании.
Критическая функция философии повышения качества образования охватывает оценку фактов и процессов, происходящих в таком образовании, может проявляться в плане стимулирования развития знаний о необходимости повышения качества образовании и управлении процессами повышения качества образования, направлении развития и усовершенствования содержания самой философии повышения качества образования.
В философии повышения качества образования ее интегрирующая функция сохраняет, представляет, интегрирует накапливаемое знание в этой сфере, формирует критерии соподчиненности такого знания, что открывает возможность говорить об интегративной функции этой философии по отношению к знанию о повышении качества образования. Философия повышения качества образования предоставляет и достаточно общие принципы такого образования, устройства процессов повышения качества образования, а также требования к качеству образования, человеку, миру, обществу.
Философия повышения качества образования имеет и идеологическую функцию, которая заключается в том, что такая философия может определять основные идеи повышения качества образования, принципы распределения власти в процессе такого повышения качества образования, фиксировать и пропагандировать интересы государств, корпораций, социальных слоев и групп общества, общества в вопросе необходимости дальнейшего повышения качества образовании, ценности качественного образования.
В философии повышения качества образования в ее воспитательной функции отражает возможность такой философии оказывать, по мере усвоения знаний о качестве образования, формирующее воздействие на интеллект человека, побуждать человека к активной, творческой и полезной для повышения качества в государстве и обществе деятельности.
Прогностическая функция философии повышения качества образования заключается в ее способности на основе накопленных знаний, определенной методологии формировать вероятностное суждение о будущем уровне качества образования, эффективности методов, приемов, инструментов управления процессом повышения качества образования в складывающейся ситуации.
Проектировочная функция философии повышения качества образования нацелена на превращение этой философии в методическую базу для синтеза облика будущего уровня качества образования, создание методов и инструментов управления повышения качества образования, отражает влияние качества образования на инновации и национальной экономике. В более узком аспекте проектировочная функция философии повышения качества образования проявляется в создании образцов познавательной и практической деятельности в процессе повышения качества образовании, его связи с национальной инновационной системой, национальной экономикой.
Роль философии повышения качества образования заключается в координации усилий субъектов процесса повышения качества образования.
Структурными элементами философии повышения качества образования могут быть названы: философия развития экономики, национальной инновационной системы, образования; философия развития видов образования; философия социального развития профессорско-преподавательского сообщества; философия и механизм влияния бизнеса на процесс повышения качества образования; философия государственного и общественного контроля качества образования; философия институциональных взаимоотношений адми-
нистраций вузов, профессорско-преподавательского сообщества, студенческого сообщества в процессе повышения качества образования и другое. Структурными элементами философии качества образования можно признать и общий взгляд на ряд других важных аспектов современного образования. В структуру философии образования можно включить такие ее составляющие.
Философия социальной доступности образования для широких слоев населения с учетом географии нашей страны, которая должна определять социальные требования и ограничения по доступности высшего профессионального образования с учетом влияния этой доступности на качество высшего профессионального образования и возможность девальвации высшего образования при фактическом снижении его качества.
Философия развития структуры и соотношения различных видов образования должна ответить на вопросы о том, как изменяться структура образовательной деятельности и чем будут характеризоваться методики такого обучения и высшего образования.
Философия качества образования должна определить взаимосвязь и соотношение науки и образования, в какую сторону и как повлияет, например, дистанционное высшее образование на темпы НТП и экономического развития нашей страны.
Философия образования должна решать вопрос и о том, как изменятся отношения студентов и профессорско-преподавательского состава в процессе обучения и последующей профессиональной жизни студентов.
Структурным элементом философии качества образования может быть и философия институциональных отношений, в рамках которой центральным может стать вопрос о том: как изменятся отношение администрации вузов к профессорско-преподавательскому составу, особенно учитывая тенденции все большей коммерциализации всех ступеней образования?
В структуру философии качества образования входит и исследование проблем изменения отношений внутри профессорско-преподавательского состава в связи с предполагаемым изменением условий личностной конкуренции преподавателей, повышением роли публикационной активности и др.
В структуру философии качества образования следует включить и философское осмысление того- каким может быть и будет механизм влияния работодателей на формирование учебных программ и методик такого образования.
Структурным элементом философии качества образования должен стать и общий взгляд на содержание и роль механизма контроля качества образования со стороны администраций вузов, работодателей, общества.
Философия образования и ее часть- философия повышения качества образования должны формироваться коллективными усилиями, как профессиональных философов, так и практиками, работающими в сфере образования, практиками бизнеса. Это соответствует подходу в современной философии, когда часть специалистов отмечает, что помимо философии, разрабатываемой специально подготовленной частью общества, профессионалами, существуют еще философии разных социальных слоев общества, формируемые в повседневной жизни. И часто философия именно этой части субъектов (акторов) современного социального и экономического развития оказывает глубокое воздействие на состояние общества и ход реформ, в том числе в образовании [3].
Нужно учитывать и то, что активно развивающиеся в образовании России в настоящее время новые методики, технологии и системы непрерывного интерактивного дистанционного высшего образования, которые являются сложными гуманистическими системами. Поэтому современное образование, его состояние и развитие, требуют от профессорско-преподавательского состава вузов своего философского осмысления и философского прогнозирования. Это требует повышения квалификации профессорско -преподавательского состава, в частности, в области философии, в том числе через изучение публикаций и участие в общественной дискуссии о путях повышения качества образования в России.
Научную философскую основу для такой творческой работы и дискуссии создает то, что научную философию отличают такие особенности: научная философия является такой же теоретической дисциплиной, как и другие отдельные частные науки; научная философия формируется с использованием научных методов; эта философия считается со спецификой, положениями и выводами частных наук, при этом она (философия) делает пол о-жения частных наук своим исходным пунктом и объектом своего анализа; научная философия использует историю науки и философии как материал для общей теории научно -философского мышления. Важно, что предмет изучения научной философии включает не только науку, но и всю культура. Научную философию характеризуют как осознание человеком основ той культуры, которой он живет, и более того как «самосознание культуры в человеке» [4].
Философия качества образования должна быть направлена на обеспечение свойства инклюзивности качества образования.
Принципом инклюзивного качественного образования является «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст.2 п.27 Закона) [1].
Пока в этой связи больше вопросов, чем ответов. И это может рассматриваться как свидетельство того, что философия качества высшего образования находится на ранней стадии своего развития.
Пока понятно, что философия качественного высшего образования одновременно будет в значительной степени философией инноваций в образовании. Под инновациями в высшем образовании условимся понимать любые изменения в принятых организации, методике, технологии образования и воспитания обучающихся (студентов), а так же изменения в методах оценки компетентности и организационной культуры выпускников вуза, как результата научения студентов в таком образовательном процессе.
В процессе развития философии качества образования нужно учитывать и то, что образование выступает как структурный элемент национальной инновационной системы. Такая система представляет собой комплекс взаимосвязанных институтов, который используется для создания, хранения и передачи знаний и навыков [5]. В интересах повышения эффективности использования знаний национальной инновационной системой предложено назвать совокупность взаимосвязанных организаций (институтов), которая предназначена для создания, эффективного использования в ходе инновационной деятельности, хранения и передачи знаний и навыков [6].
При инновациях в образовании нужно учитывать, что в начале 21 века при участии государств ЕС, государственных и частных корпораций, институтов гражданского общества формируют для успешного развития инновационной деятельности технологические платформы. Технологические платформы - это добровольное объединение государственных органов, корпораций, вузов, организаций малого бизнеса, отдельных специалистов, представителей научно-технической общественности в интересах выпуска определенной инновационной продукции [7].
Это меняет философию национальной инновационной системы в смысле большей ее направленности на удовлетворение общественных потребностей, а не, например, удовлетворение групповых интересов или достижение цели максимизации текущей прибыли таким бизнесом.
Кроме того возможно изменение акцентов в управлении качеством образования и замещение императивного государственного управления процессом повышения качества образования на коллективное регулирование этого процесса с участием общества и профессорско-преподавательского состава. В рамках такой философии качества образования вузы могут рассматриваться как часть научных и/или технологических платформ, важные элементы национальной инновационной системы в экономике и социальной системе. При осуществлении инноваций в сфере качества высшего образования нужно учитывать то, что в условиях постиндустриальной глобализации в развитии экономики на первый план вышли финансовые и интеллектуальные ресурсы и качество управления ими, в том числе в образовательных методиках, технологиях и процессе. При этом вузовское образование рассматривается как функциональный элемент национальной инновационной системы, который участвует во всех этапах функционирования национальной инновационной системы: создания, использования, хранения и передачи знаний и навыков. Поэтому интеграция науки, образования и практики в процессе повышения качества образования в вузе должна учитывать специфику современного этапа научно-технической революции и постиндустриальной глобализации. И, наоборот, повышение уровня (качества) образования, придание образованию инновационного характера может положительно сказаться на темпах развития науки и, что особенно важно, на повышении социально-экономической эффективности образования, практики, науки.
В связи с этими изменениями важно сформировать некий единый подход (концепцию) к повышению качества высшего образования как одного из направлений инноваций в образовании в вузе.
Большое значение для обеспечения образования и постоянного повышения компетентности специалистов в экономике и отдаленных регионах имеет возможность их дистанционного обучения в ведущем вузе.
При этом повышение качества образования в процессе интеграция практики, науки и образования в ходе реализации концепции непрерывного интерактивного дистанционного высшего образования может оказаться очень значимой для выхода страны и отдельных экономических субъектов на инновационный путь развития, сокращения расходов на внедрение передовых технологий и др.
Можно предположить, что в результате повышения качества образования, создания научных, технологических и образовательных платформ, интеграции в процессе вузовского
образования практики, науки и образования в России могут произойти изменения в деятельности новые научно-образовательные сообщества [8].
В силу того, что практика, наука и образование проникают и взаимосвязаны со всеми элементами функционирования современной экономики и общества необходим системный подход к интеграции практики, науки и образования в рамках интерактивного непрерывного дополнительного образования в условиях переходной экономики и посткризисных структурных реформ в экономике и образовании России.
Интеграция практики, науки и образования в рамках повышения качества высшего профессионального высшего образования должна рассматриваться как важный элемент процесса повышения качества образования. В рассматриваемой интеграции науки -практики- образования в рамках интерактивного непрерывного дополнительного высшего образования могут быть выделены ряд аспектов. Можно предложить рассматривать следующие аспекты такой интеграции: философский, политический, социальный, экономический и технологический аспекты [10].
Несомненно, что интеграция науки-практики -образования в рамках программ повышения качества высшего образования в вузах тесно связана и требует изменения в концепции деятельности как в инновационной, научной сферах, так и на рынке образовательных услуг. Требуется дальнейший переход к концепции социально-ответственной интегрированной рыночной инновационной образовательной деятельности вузов. Такая философия стратегической национальной и социальной ответственности научного и образовательного сообществ пред государством и гражданским обществом должна обладать таким чертами: быть стратегически ориентированной концепцией разрешения научных проблем развития оптимальным для государства и общества способами; поощрять развитие свободной конкуренции научно-образовательных школ; направлена на реализацию конституционно закрепленных за гражданами России свобод передавать информацию и обучать; содержать маркетинговые элементы, в частности признавать необходимость более полного удовлетворения потребностей в самовыражении студентов и преподавателей, являющихся участниками научного и образовательного процесса [8].
Будем учитывать, что организационная национальная образовательная культура основывается на философии повышения качества образования.
Организационной культурой называют уникальную совокупность норм, ценностей убеждений, образцов поведения, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения организационных целей [9]. По аналогии определим, что культура повышения качества образования включает набор наиболее важных постулатов, которые принимаются руководствам образованием, вузов, бизнес -сообщеставом, профессорско-преподавательским составом страны и находят свое отражение в заявленных политической и бизнес-элитой как организацией ценностях образования, которые задают сотрудникам государственных органов и акторам национальной экономики, вузам ориентиры их поведения и действий по повышению качества образования, которые передаются через символические средства духовного и материального вида внутри организационного общения.
Для понимания сущности национальной организационной культуры в сфере повышения качества образования нужно сформулировать ее функции и роли.
Охранная функция культуры повышения качества образования включает национальную систему ценностей, норм и правил, принятых в национальной политике и экономике, которые являются барьером для имплементации нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из внешней среды, например, приоритет национальных геополитических интересов над стремлением к прибыли отдельных экономических субъектов (назовем это положение гипотезой национальной ответственности образовательного сообщества);
Культура повышения качества образования в своей интегрирующей функции состоит в том, что единая система образовательных ценностей позволяет каждому актору процесса повышения качества образования считать себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность, развивает чувство общности, помогает сплачивать акторов, формирует оригинальный имидж национальной системы образования как части геоэкономики;
Регулирующая функция культуры повышения качества образования состоит в том, что такая культура формирует и контролирует поведение членов образовательных организаций с использованием норм, стандартов, правил ( в том числе неписаных правил), задает однозначность и упорядоченность в процессах образовательной деятельности.
В культуре повышения качества образования ее замещающая функция проявляется в том, что она способна замещать формальные механизмы и отношения на неформальные механизмы, экономя тем самым на издержках управления и снижая риск процесса повышения качества образования в национальной экономике.
Адаптивная функция культуры повышения качества образования позволяет новым политическим и экономическим акторам усвоить и соблюдать правила поведения в области повышения качества образования, снижает риск отторжения новых акторов по причинам нарушения этикета и правил поведения в образовании, усиливает преданность таких организаций национальным интересам в области повышения качества образования.
Образовательная и развивающая функции организационной культуры повышения качества образования позволяют поднимать общий уровень образования в этой области, тем самым повышая компетентность политических и экономических акторов в интересах повышения качества образования.
Функция управления качеством образования организационной культуры определяет качество условий работы, рабочей среды, микроклимата, которые в свою очередь определяют качество процесса образования и качество самого образования.
В культуре повышения качества образования должна существовать и функция достижения баланса между корпоративными ценностями и ценностями внешней образовательной среды, приспособления организации к интересам государства, экономики и нуждам общества.
Современный подход в философии и культуре повышения качества образования должен ориентировать на внесение в процесс высшего образования новизны, связанной с особенностями динамики развития соответствующей сферы последующей за обучением деятельности, спецификой этой технологии обучения и потребностями личности, спецификой требований к персоналу работодателей, общества и государства. Все это нужно учитывать в процессе выработки у обучаемых навыков научных исследований, эффективного использования знаний, отношений и опыта профессионального поведения. Философия качества образования должна учитывать, что интерактивная методика образования базиру-
ется на способности участников процесса обучения взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с преподавателем непосредственно или посредством компьютера.
Философия и культура такого образования отражает то, что преподаватель в ходе интерактивного высшего образования не только даёт определенные знания, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску этих знаний, научному исследованию. Поэтому интерактивные методы способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки исследовательского поведения у студентов. С учетом этого в вузах формируется организационная культура непрерывного интерактивного высшего образования, которая влияет и на организацию и на психологию такого обучения.
Важнейшим элементом философии повышения качества образования должна стать обратная связь вуза и студентов-выпускников. Такая обратная связь с выпускниками позволяет выяснить потребности практики, реакцию участников такого обучения на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат (компетентность выпускников).
Философия повышения качества образования в ходе интерактивного обучения должна быть направлена на решение одновременно несколько задач, среди которых является развитие коммуникативных умений и навыков, научение работать в команде, прислушиваться к мнению своих коллег.
Существенное значение для философии и культуры повышения качества образования имеет внедрение результатов научных разработок преподавателей, аспирантов и студентов в учебный процесс. Поэтому важно при формировании вузом философии и политики учебной нагрузки преподавателей оставить им время и обеспечить организационную и неформальную возможность участвовать в научных исследованиях, способствовать повышению реальной возможности получения грантов, т.п.
Оценивая дальнейшие перспективы развития философии и культуры повышения качества образование как направления гуманизации образования, повышения эффективности функционирования научных и технологических платформ и качества образования необходимо учитывать, что существенное влияние на формирование характера современной интеграции практики, науки и образования могут быть оказаны со стороны:
- государственной философии, культуры, идеологии, политики в сферах качества образования, инновационной промышленной, научной и образовательной сферах, сфере интерактивного непрерывного дополнительного, в том числе, и дистанционного высшего образования;
-изменяющихся потребностей практики, философии и культуры деловых кругов в сфераз образования, запросом на высококвалифицированных специалистов в связи с развитием высоких технологий и инновационной деятельности на уровне инновационно активных предприятий;
-изменение форм современного образования и труда, включая интерактивное непрерывное дополнительное образование, прежде всего дистанционное обучение, выполнение работ на дому (вне офиса) и частичная занятость персонала;
- развитие в рамках концепции непрерывного интерактивного, в том числе, и дистанционного высшего образование информационных и интеллектуальных технологий в дея-
тельности научных, технологических платформ, вузов и корпораций в сфере высоких технологий;
- технологические, социальные, экологические и культурные тенденции, влияющие на организационную культуру образования в условиях глобального развития, информационных технологий, др.
В сфере образовательной политики интеграция науки и образования в рамках интерактивного непрерывного дополнительного высшего образования состоит в наличии у руководящего состава администрации вузов выбора в пользу повышения качества образования как одного из условий реализации в стране инновационной высокотехнологичной модели развития экономики и общества. Субъектами выработки такой инновационно-, научно-, образовательно- , практически активной государственной философии, идеологии и политики повышения качества образования могут быть такие органы: Госдума, Минобрнау-ки РФ, руководство УМО, ассоциация ректоров вузов, ключевые отраслевые вузы, факультеты, кафедры [10].
При этом на формирование философии и организационной культуры повышения качества образования помимо философии такого образования должна влиять и национальная образовательная культура, традиции, обычаи делового оборота в бизнесе и другие факторы. Это влияние может осуществляться и через институты гражданского общества.
Как уже отмечалось, за рубежом при формировании технологических платформ активную роль играют организации гражданского общества [7,8], интеграция науки и образования [10], В процессах повышения качества образования принципиально возрастает роль гражданского общества и таких его структурных элементов как общественные организации в научно-образовательном сообществе, ассоциации ректоров вузов, ассоциации и общественные организации бизнеса, ассоциации выпускников вузов.
В рамках философии и культуры повышения качества высшего образования важное место должны занимать измерение и объективная оценка компетенции выпускников вузов. Важность этого элемента философии качества образования определяется увеличением диапазона начальных знаний участников образовательных программ, различной способностью студентов к усвоению суммы знаний и получению навыков непрерывного образования. Такая оценка качества образования путем оценки компетенции выпускников вузов и программ дополнительного образования имеет большое значение и в реализации образовательной и развивающей функции организационной культуры вузов и организации реальной экономики, обеспечения социальной и экономической конкурентоспособности организации и вузов. Такое положение является следствием того, что в процессе функционирования организаций реальной экономики (включая инновационные проекты) происходит интеграция различных видов ресурсов, осуществляется материализация компетенции участников проекта в виде показателей конкурентоспособности получаемых в результате создания и производства инновационных проектов новых товаров и услуг. Таким образом качество образования прямо и непосредственно влияет на конкурентоспособность организаций, темпы роста ВВП в условиях выхода из глобального кризиса.
В статье обсуждаются понятие, содержание философии и культуры повышения качества образования, рассматриваются структурные аспекты этой философии, результаты статьи могут быть полезны в процессе развития философии и организационной культуры
повышения качества образования с учетом влияния на этот процесс научно-технического прогресса и гражданского общества.
Литература:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-Ф3, вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2011. — № 5 Вып. 1 (183). — c. 151-154. — http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/.
3. Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ// Вопросы философии, №1, 2013, с. 24-35
4. Алексеева И.Ю. Научная философия как «культурная система» (О Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях)// Вопросы философии, №11, 2012, с. 3-10
5. Семенова А. Проблемы инновационной системы России. // Вопросы экономики, № 11, 2005, с. 145-150.
6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Система инноваций: стратегия развития//Стратегия России, 2015, № 4, С.61-76 .
7. Густап Н.Н. Европейские технологические платформы: понятие, история создания, характеристикам/Известия Томского политехнического университета, Выпуск № 6, том 321, 2012.
8. Глущенко В.В. Научно-педагогическое сообщество России как элемент в системе реализации национальных интересов в условиях постиндустриальной глобализации//Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 1(10), 2007.
9. Грошев И.В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям- 2-е изд.перераб и доп.-М.ЮНИТИ-ДАНА, 2013, С.19-21.
10. Глущенко В.В. Системно-управленческий подход к интеграции науки и образования// Статья деп. в ВИНИТИ, № 208-В2004 от 09.02.2004.- 6 с.
Glushhenko V. V., Glushhenko I. I. Filosofija i kul'tura povyshenija kachestva vysshego profes-sional'nogo ЩГ obrazovanija N. V. Glushhenko, 1.1. Glushhenko II Nauka. Mysl'. - № 3. - 2015.
© В. В. Глущенко, 2015.
© И. И. Глущенко, 2015.
© «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract: the concept, the contents, functions, roles, structure of philosophy and culture of improvement of quality of education are discussed, questions and technological aspects of improvement of quality of education are considered, influence of civil society on process of improvement of quality of education is discussed. The purpose of the present article is development of philosophy and culture of improvement of quality of higher education. Object of article - philosophy and culture of improvement of quality of higher education. Subject of article - philosophical
and culturological aspects, functions of philosophy and culture of improvement of quality of higher education.
Keywords: philosophy, culture, education, quality, employer, worker, state, societies, professor, student.
— • —
Сведения об авторах
Валерий Владимирович Глущенко, профессор кафедры менеджмента и управления персоналом организации Московского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук
Ирина Ивановна Глущенко, профессор кафедры бухгалтерского учета и статистики
Российского государственного социального университета, доктор экономических наук.
— • —
Подписано в печать 04.12.2015.
© Наука. Мысль, 2015.