Психологические науки
УДК 34:159.9
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.В. Глущенко, Российский университет транспорта (МИИТ), профессор кафедры менеджмента и управления персоналом организации, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
И.И. Глущенко, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры бухгалтерский учет и статистика, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Резюме. Авторы исследования высказывают гипотезу о необходимости развития методологии практической психологии высшего образования как ключевого инструмента повышения качества образования в условиях информационных технологий, предметом статьи является методические аспекты развития практической психологии обучения, задачи повышения эффективности системы и качества высшего образования, объектом статьи является практическая психология высшего образования, для достижения цели работы-повышения качества высшего образования исследованы и уточнены понятия психологии высшего образования, структура психологии высшего образования, описано влияние клипового мышления на психологию высшей школы, предложены психологические приемы снижения влияния клипового мышления на качество образования, исследована специфика психологии мотивации субъектов системы высшего образования, исследована психология усвоения знаний и психологические аспекты самоактуализации субъектов психологии обучения в процессе и интересах синтеза новых знаний в учебном процессе, исследована специфика, по результатам проведенного экспресс-исследования экспериментально подтвержден тезис о том, что лектор, научно-педагогический работник уже не воспринимается исключительно как источник базовых знаний для студентов, разнообразие интересов обучающихся может быть истолковано как подтверждение роста значимости психологического фактора в современном высшем образовании, показано, что информационные технологии привели к усложнению структуры психологической системы высшего образования, которая согласно проведенному опросу включает семь элементов, в состав структуры психологической системы входят такие элементы как усвоение базовых знаний; овладение методами приращения (увеличения) знаний; овладение творческими приемами, включая приемы творческой самоактуализации; овладение навыками и приемами составления документации и презентаций; овладение приемами публичных профессиональных докладов; усвоение и совершенствование навыков и приемов аргументации позиции в деловом общении; совершенствование навыков личного общения в профессиональной среде с целью расширения социальных связей
Ключевые слова: психология, обучение, система, высшее, образование, качество, субъект, метод, процесс, структура
METHODOLOGICAL ASPECTS OF HIGHER EDUCATION PRACTICAL PSYCHOLOGY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES
V.V. Glushchenko, Russian University of Transport (MIIT), Professor of Department of Management and Human Resources, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
№ 9. - 2017
I.I. Glushchenko, Russian State Social University, Professor of Department Accounting and Statistics, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract. The authors consider development of higher education practical psychology methodology to be a key instrument of education quality improvement in conditions of information technologies. A subject of the article is methodological aspects of education practical psychology development, a problem of increase of higher education system and quality effectiveness. An object of the article is the higher education practical psychology. Improvement of the higher education quality is investigated. concepts of psychology of the higher education, structure of the higher education psychology are specified. Influence of clip thinking on psychology of the higher school is described, psychological methods of decrease in influence of clip thinking on quality of education are offered, the specifics of psychology of subjects' motivation within the higher education system is investigated. Psychology of knowledge assimilation and psychological aspects of subjects' self-improvement are investigated. The authors consider a lecturer and a scientific-pedagogical worker not to be perceived only as a source of basic knowledge for students any more. A variety of 'students interests can be interpreted as confirmation of growth of the importance of a psychological factor in modern higher education. Information technologies is stated to have led to complication the higher education psychological system structure which, according to the conducted survey, includes seven elements, such as assimilation of basic knowledge as a part of psychological system structure; mastering methods of increase of knowledge; mastering creative receptions, including methods of creative self-improvement; mastering skills and methods of drawing up documentation and presentations; mastering receptions of public professional reports; assimilation and improvement of skills and receptions of the argument of a position in business communication; improvement of skills of personal contact in the professional environment for the purpose of expansion of social communications.
Keywords: psychology, education, system, higher, education, quality, subject, method, process, structure
Актуальность статьи определяется тем, что значительное число акторов российской экономики высказывают мнение о необходимости повышения качества образования. При этом интенсивность нагрузки в учебном процессе на научно-педагогических сотрудников и студентов вряд ли может быть повышена, поэтому рост уровня качества образования возможен при более эффективном использовании психологических инструментов и приемов в обучении, основанном на распространении информационных технологий.
Гипотезой настоящей статьи выступает утверждение о том, что развитие практической психологии высшего образования может стать одним их ключевых условий и факторов повышения качества высшего образования в нашей стране в условиях информационных технологий.
Целью статьи является формирование методических аспектов развития практической психологии высшего образования в условиях развития информационных технологий.
Для достижения поставленной цели в статье решаются такие задачи:
- исследуется содержание практической психологии обучения и ее задачи в рамках адаптации к развитию информационных технологий;
- исследуются факторы, влияющие на практическую психологию системы высшего образования и мотивацию субъектов образовательного процесса к повышению качества образования;
- исследуется структура психологической системы высшего образования и ее влияние на повышение качества образования в условиях развития информационных технологий.
Объектом статьи является практическая психология обучения в высшей школе в условиях расширения использования информационных технологий.
Предметом статьи выступает методика исследования и развития практической психологии повышения качества образования в условиях развития информационных технологий.
Исследователи считают, что в нашей стране практическая психология состоялась [1], а следовательно, состоялась и практическая психология обучения и воспитания (образования). При этом отмечается наличие противоречий между теоретической и практической психологией образования [1]. Одним из направлений преодоления этого противоречия может стать интеграция теории и практики психологии высшего образования, а так же более тесная интеграция методики, педагогики и психологии высшего образования. По существу речь идет о том, что каждый научно-педагогический работник высшей школы должен быть при этом и одновременно еще и профессиональным психологом при решении стоящих перед ним задач обучения и воспитания студентов.
Отмечают [2], что в отечественной психологии обучения вопрос о содержании и методах обучения разрабатывали многие психологи — Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, М.А. Степанова и другие. Это крайне важный вопрос, так, как именно образование ведет за собой развитие всего общества [2-6] и экономики. Следует учитывать и то, что само образование в современной России является одной их наиболее значимых по числу занятых, влиянию на экономику и общество отраслей экономики [7]. Поэтому развитие практической и теоретической психологии образования, их интеграциях в процессе функционирования и происходящих в высшей школе изменений крайне актуальны.
При этом начало 21 века характеризуется активным внедрением в повседневную жизнь и образование информационных технологий, что привело к формированию клипового мышления обучающихся. Такое мышление заключается в том, что обучаемый воспринимает мир как последовательность сменяющих друг друга картинок. Наблюдается снижение влияния логики на познавательное поведение обучающихся. Распространение клипового мышления влияет на все элементы процесса и эффективность обучения, положение и перспективы развития традиционных вузов [8,с. 40-45; 9]. Высказывается точка зрения, что профессия лектора в скором будущем может исчезнуть [9].
Эти изменения влияют на философию, педагогику, технологии повышения качества образования [10,с. 107-120] и общую психологию вообще [11] и психологию обучения в частности [3].
В этой ситуации высказывается мнение, что психологические исследования могут быть ресурсом формирования эффективной системы обучения персонала [12, с. 111-128].
Развитие клипового мышления обучающихся влияет на процесс коммуникаций и восприятие знаний в процессе обучения. Поэтому распространение клипового мышления обучающихся (вплоть до риска возникновения зависимости обучающихся от гаджетов) порождает необходимость анализа применимости ранее полученных в психологии обучения
результатов на приемлемость и адекватность в условиях новых информационных технологий в обучении и жизнедеятельности.
Отмечают, что обучение студентов методам исследования в психологии может положительно отражаться на качестве образования [13, с. 17-21], что дополнительно подтверждает актуальность настоящей статьи. Важными элементами современной психологии обучения могут быть признаны психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности [14, с. 117].
Зарубежные специалисты полагают, что необходим новый взгляд на сущность и развитие современной психологии обучения [15, с. 123-128].
Поэтому логично вкратце остановиться на ключевых понятиях психологии обучения и уточнить их значение в рамках настоящей статьи.
Как известно, термин «психология» может нести как научный, так и житейский смысл, а именно, этот термин может использоваться для обозначения соответствующей научной дисциплины и, одновременно данный термин может применяться для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей [11, с.4].
Психологию в образовании в данной работе предлагается определять как науку о закономерностях развития и функционирования психики субъектов и объектов процесса обучения и воспитания, как специфическую форму жизнедеятельности в обучении и воспитании, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объектов обучения, влияющую на качество образования.
Исследование психологии обучения в настоящей работе условимся проводить в рамках деятельностного подхода, который изначально был предложен Л.С. Выгодским как психолого-педагогическая концепция с ориентацией на практическое применение знаний (овладение компетенциями) в рамках психологии обучения [3].
Под психологическими фактами (процесса обучения) будет пониматься гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе, их объективные формы, отраженные в виде актов поведения, физиологических телесных процессов в научно-педагогических работниках и обучающихся, продукты образовательной деятельности индивидуума, социально-культурные явления в рамках процесса обучения. Психологические факты исследуются в психологии для определения свойств, функций, закономерностей психики и ее детерминирующего влияния на поведение субъектов процесса обучения.
Психическим состоянием субъекта (и/или объекта) процесса обучения будем считать психическую характеристику личности за некоторый отрезок времени ее деятельности в рамках системы высшего образования. Эти состояния продуцируются самочувствием участника процесса обучения и персонала системы высшего образования, его настроением, складывающейся внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении акторов (субъектов) процесса обучения и связанных с этим действиях. В частности, самочувствие участников процесса образования может определяться степенью их учебной (аудиторной) и методической нагрузки. В свою очередь эти состояния и действия субъектов процесса обучения определяют последствия, результаты, качество образования.
Психология образования представляет собой структурный элемент психологии, исследующий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические
аспекты преподавания и другое. Под обучением будет пониматься деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками в процессе активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение представляет собой сложный многосторонний процесс. Психологическая составляющая обучения отражается: в структуре обучения, его психологических механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.
Поэтому психологию обучения определяют и как научное направление в психологии, которое исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Ключевой утилитарной (практической) целью психологии обучения признают поиск и анализ эффективности использования психологического фактора в менеджменте процесса учения в интересах повышения качества образования. При этом со структурной точки зрения психология учения (как специфической деятельности) может охватывать психологию постановки целей, психологию мотивации, психологию учебных действий, психологию учебных коммуникаций и др.
При этом для психологии обучения важно, что учение выступает как универсальная деятельность, которая представляет собой базовую основу овладения любой другой деятельностью.
Будем исходить из того, что психическое состояние участников процесса обучения формируют пять основных процессов, а именно, ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Это основные процессы, благодаря которым человек познаёт окружающее пространство. Эти процессы могут рассматриваться и как основные психологические инструменты взаимодействия научно-педагогического работника и обучаемого. Умение правильно использовать психологические инструменты может рассматриваться как подтверждение профессионализма преподавателя (научно-педагогического работника) и важное условие обеспечения высокого уровня качества высшего образования.
При этом важно учитывать, что передаваемые в процессе обучения знания имеют явный и неявный характер, а передача знаний в процессе коммуникаций может иметь вербальный и невербальный характер.
Методология исследования психологии обучения должна базироваться или, наоборот, порождает в своей практической реализации определенную философию исследования психологии обучения.
Философию исследования психологии обучения можно определить как наиболее общий взгляд на сущность и место психологии обучения в процессе повышения качества образования в условиях информационных технологий.
В своей практической функции философия исследования психологии обучения позволяет определить такие принципы исследования психологии обучения:
1) гуманность как уважение личности и прав субъектов и объектов образовательного процесса, включая, в частности, признание права участников исследований на открытость, а в некоторых случаях и конфиденциальность полученной в исследованиях информации, определение повышения качества образования, личностного развития в виде основного приоритета и основной цели исследований психологии обучения;
2) экологичность таких исследований, которая включает признание неприемлемыми любые формы экспансии, применение неманипулятивных, ненасильственных способов исследования, создание безопасной и творческой атмосферы общения в процессе наблюдений и проведения психологических экспериментов в обучении;
3) демократичность как принцип исследования психологии обучения означает ориентацию на равноправное сотрудничество всех сторон процесса обучения, исследователей и заказчиков исследования, понятность и приемлемость для субъектов обучения методов, используемых в процессе исследования психологии обучения;
4) результативность, выступая как принцип исследования психологии обучения, ориентирует на выявление возможных недочетов, ошибок, получение в процессе исследования психологии обучения значимых научных и практических результатов исследования, способных повысить уровень образования в условиях расширения влияния информационных технологий;
5) принцип экономической эффективности подразумевает, что затраты на психологические исследования в обучении должны приносить положительный экономический результат в экономике путем повышения качества обучения.
В процессе исследования психологии обучения в высшей школе нужно учитывать, что центральной задачей этой части психологии обучения является анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой научно-педагогическими работниками, студентами в педагогическом процессе высшей школы.
В качестве объектов исследований в психологии обучения в высшей школе могут выступать такие задачи:
- исследование и оптимальное использование связи обучения, уровня психического развития и психического состояния, разработка мер оптимизации психологического воздействий на педагогический процесс;
- выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на уровень психического развития обучаемого;
- структурный анализ психологии процесса обучения;
- исследование и раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития научно-педагогических работников и обучаемых, обусловленных характером и условиями процесса обучения в высшей школе.
Считают, что в психологии обучения еще не сложился научный базис (фундамент), позволяющий проводить исследование и классификацию психолого-педагогических ситуаций, психологических условий и психологических требований, предъявляемых к процессу обучения.
Психологический анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений.
Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.
Организация учебной деятельности предусматривает ее соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития.
Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности.
При исследовании психологии следует учитывать, что учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Систему можно определить как единство компонентов и их взаимосвязей.
Под психологической структурой образования можно понимать строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.
Под психологической системой образовательной деятельности условимся понимать единство психических свойств, обслуживающих образовательную деятельность и связи между ними. В рамках психологической системы образовательной деятельности происходит перестройка индивидуальных качеств личности обучаемого посредством их построения,
V V V 1—4
реструктуризации, исходя из мотивов, целей, условий этой деятельности. В результате процесса образования в составе таких его элементов как обучение и воспитание на основе накопления знаний, умений, индивидуального практического опыта, формирования базы знаний и развития личности обучаемого синтезируется его новое психическое состояние, позволяющее выпускнику вуза выполнять определенные роли в процессах общественного производства с заданными показателями качества.
Психологическая структура образования может быть представлена с ряда точек зрения. С точки зрения субъектов образования его психологическую структуру можно представить состоящей из психологий администраций вузов, психологии научно-педагогических работников (преподавателей), психологии обучающихся (студентов), психологии работодателей (бизнеса), психологии работников органов государственного управления в образовании, психологии общества и др.
По уровню творчества в учебном процессе психологию обучения можно структурировать на психологию усвоения накопленных знаний, умений (компетенций) и психологию синтеза новых знаний с использованием психологии и приемов самоактуализации.
В рамках психологии обучения к функциям психики субъектов обучения в данной статье можно отнести:
1. отражение субъектами системы образования своего места в окружающем мире, социально-экономическом процессе, обеспечении устойчивости процессов развития экономики и общества, антикризисном государственном и корпоративном управлении, в рамках этой функции обеспечивается адекватная ориентация этого персонала в процессах обучения и воспитания, как части социально-экономического развития;
2. регулирование поведения и деятельности субъектов системы образования в процессах обучения и воспитания в интересах бизнеса, развития населения страны, в рамках этой функции участники системы образования осознает и определяют свои мотивы и потребности, осознает свою социальную и национальную ответственность ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата;
3. отражение воздействий окружающей действительности на участников системы образования, в процессе познания человеком объективного мира в процессе образования и социально-экономической действительности, когда возникающие в образовательном процессе образы материального мира рассматриваются как своего рода «слепки», снимками, копии существующих предметов техносферы, явлений, событий в системе образования, постижение сущности которых осуществляется при путем познавательных
психических процессов с учетом ряда условий (уровня подготовки, характера, темперамента, знаний, возраста, интересов и др.);
4. формирования стереотипов поведения участников системы образования в рамках которой психика отражает мотивы и стимулы в акты поведения субъектов образовательной деятельности;
5. отражения воздействий поведения участников образовательной системы на окружающую правовую и социально-экономическую действительность, темпы социально-экономического развития, геополитическую конкурентоспособность государства и другое.
По аналогии с [16, с.22] определим задачи, которые будут и могут решаться психологией системы образования как одним из отраслевых направлений психологии:
- разработка психологических основ законодательной и нормативной базы системы образования и ее реформы;
- исследование психологических аспектов поведения субъектов процессов высшего профессионального образования;
- изучение социально-психологических факторов, которые способствуют формированию определенного типа поведения субъектов процессов высшего образования;
- разработка воспитательно-профилактических и мотивационных мер для формирования определенного типа поведения субъектов образования;
- разработка профессиограмм различных категорий участников процесса образования с учетом универсального характера или отраслевой специфики вузов (администрации вузов, научно-педагогических работников, выпускников вузов и др.);
- предоставление психокоррекционной помощи участников процесса высшего образования в ситуациях нервно-, психических перегрузок;
- разработка психокоррекционных рекомендаций и помощи участникам процесса высшего образования в ситуациях самоактуализации творческого потенциала, в том числе в ситуациях предельных переживаний связанных с переосмыслением научных доктрин и другие.
По причине наблюдаемых практиками быстрых изменений в психологии обучающихся студентов возникает необходимость оперативного осмысления научно-педагогическим работниками структуры и составляющих психологической системы образования в условиях все более глубокого влияния на психику информационных технологий. Правильная диагностика происходящих в психике обучаемых изменений позволяет осуществлять учебные и воспитательные коммуникации, повышать качество образования. Например, в ходе практических наблюдений установлено, что по причине клипового характера мышления обучающийся может глубоко не осмыслив одну тему, переходить к рассмотрению другой темы [10, с. 115-120]. Практики должны своевременно и адекватно реагировать на эти изменения в психике обучаемых в условиях информационных технологий. Им следует учитывать объективные свойства, преимущества и недостатки клипового мышления и психики его носителей, предлагать новые (инновационные) психолого-педагогические приемы, применять их в процессе проведения занятий. Фактически речь идет о проведении психолого-педагогических экспериментов в практических целях поддержания дисциплины и обеспечения высокого качества образования.
Авторами настоящей статьи на практике были предложены и использованы такие психолого-педагогические приемы повышения качества образования в условиях распространения клипового мышления и информационных технологий.
1. Обучающемуся с клиповым мышлением в процессе занятий трудно продолжительное время концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу этой информации. Психолого-педагогическим приемом противодействия данному свойству клипового мышления является проведение в процессе занятий анализа информации (объекта обучения) со всех сторон, а также практическое проведение в процессе занятий логического и сравнительного анализа свойств объекта.
2. У студентов с клиповым мышлением может снижаться уровень успеваемости и становится меньше коэффициент усвоения знаний обучающимся. Психолого-педагогическим приемом, направленным на обеспечение качества образования в этих условиях может быть системный подход при освещении объекта обучения в контексте его разнородных связей с другими объектами изучения, неоднократное изучение информации об объекте обручения в различных контекстах;
3. Студенты с клиповым мышлением становятся более податливыми к манипуляциям и влиянию со стороны нерадивых коллег (если они присутствуют) в связи с их восприятием информации на эмоциональном уровне, по причине чего обучаемый в значительной степени теряет способность анализировать информацию.. Психолого-педагогическим противодействием этому свойству клипового сознания может быть создание в процессе занятий атмосферы заинтересованности, интриги, игры и состязаний (геймификации занятий) в овладении функционалом компетентности.
4. Обучающие с клиповым мышлением в значительной мере склонны активному отвлечению в процессе занятий на выполнение манипуляций с личным гаджетом. Психолого-педагогическим приемом минимизации отвлечения обучающихся от темы занятий является максимальное включение личных гаджетов студентов в процесс исследования объекта обучения на практических занятиях.
5. Для студентов с клиповым сознанием характерно пониженный уровень чувства сопереживания, что может снижать эффективность процесса воспитания обучаемых и уровень гуманизации образования. Психолого-педагогическим приемом нивелирования этого свойства клипового мышления становится использование приема оппонирования студентов друг другу в процессе занятий по очереди. По существу оппонент должен находиться в соответствующем психологическом состоянии и опровергнуть тезисы докладчика, но на практике при занятиях в группах часто (в большинстве случаев) у отечественных студентов, выступающих в роли оппонента возникает чувство солидарности с докладчиком и они стремятся поддержать своих коллег.
В образовательном процессе предметом обучения выступают знания, умения и навыки (компетенции), которые необходимо усвоить. Обучающийся как индивидуум, личность, на которую направлено воздействие по освоению компетенций и которая может обладать определенными психологическими предпосылками для такого усвоения и синтеза новых знаний. Учебная деятельность (обучение) может рассматриваться как средство, с помощью которого накапливаются, передаются и синтезируются в процессе обучения новые синергетические знания, умения и навыки (компетенции).
Научно-педагогический работник - это человек, являющийся носителем определенной образовательной парадигмы, суммы научных знаний, методов их синтеза, владеющий
основами психологии обучения который дополнительно к этому выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая коммуникации и координацию деятельности обучающегося и создающий условия для его самоактуализации в учебном процессе. Известно, что А. Маслоу дает определение самоактуализации как процесса обеспечения более полного, глубокого использование талантов, способностей, возможностей субъектов деятельности, в данном случае в образовании. Часто синтез новых знаний связан с нахождением в процессе образовательных коммуникаций преподавателя и обучаемого в сопряженных психологических состояниях, состоянии самоактуализации и коллективной генерации идей в процессе обучения.
Психологическим условием или результатом самоактуализации в процессе усвоения знаний и/или синтезе новых знаний может быть состояние предельных переживаний (по А.Маслоу), в частности выражающееся в получения удовольствия обучаемым от процесса и осознания усвоения новых знаний (результата обучения).
В свою очередь психологическое состояние удовольствия у студента в процессе обучения относится к внутренней мотивации студентов.
Поэтому, учитывая специфику рассмотрения технологий учебной деятельности с точки зрения психологии обучения, нужно проанализировать теории и философские концепции, которые раскрывают личностно-психологический аспект обучения известным знаниям и самоактуализацию субъектов образования при синтезе новых знаний. При этом нужно учитывать, что психика человека отражает свойство головного мозга, состоящее способности к отражению окружающего мира.
Опираясь на положения юридической психологии [16, с.22], как части психологии находящегося в правовом поле образования, следует отметить, что субъект, находящийся в экономическом пространстве, ориентирующийся на общественные нормы и заботящийся о полезности для него происходящего (в частности, в системе образования), конечно, будет включен и в решение проблемы повышения эффективности системы образования, ее правовой, психологический и экономический контекст.
При исследовании психологии образования нужно учитывать, что многие проблемы психологии образования, поведения и проявления субъектов образования в области образовательного права и его влияния на экономику образования могут быть разрешены только на пересечении экономики, психологии, права [16,с.22] и управления в образовании.
На этом основании допустимо отметить, что управленческая, экономическая и юридическая психология может иметь общий объект исследования - проблему реформирования системы образования и повышения качества образования в направлении повышения ее социально-экономической эффективности.
При этом многие проблемы психологии обучения находятся на пересечении не только с юридической основой обучения, но и с философией, биологией, математикой, психиатрией, сексопатологией и другими науками [16,с.22]. В контексте системно-управленческого подхода в психологии образования необходимо определить образовательную деятельность, включающую обучение и воспитание, и ее психологию как системно связанные между собой объекты управления и исследования.
На психологию обучения и психологию системы образования в целом влияет сущность образовательной деятельности как одного из ключевых социально-экономических процессов.
Одним из перспективных направлений развития практической психологии обучения может стать исследование психологии мотивации в интересах повышения качества образования. При этом должно учитываться, что физиология мотивации состоит в возбуждении нервных структур организма человека (нервной системы, головного мозга) побуждающем человека совершать действия (акты поведения) направленные на удовлетворение своих потребностей [17, с. 4], в данном случае в повышении качества образования.
Проектирование мотивации обучающихся студентов позволяет осуществлять активное воздействие на психологию субъектов системы образования и посредством такого влияния на психическое состояние и на психологию воздействовать на эффективность системы образования и качество образования [18].
При исследовании и анализе психологического аспекта решения задачи повышения качества образования можно решать эту задачу путем формирования и анализа функционирование смысловой сферы самосознания субъектов системы образования.
Признание смысла и устремление к повышению качества образования являются результатом влияния следующих психологических факторов:
- когда вклад системы образования оценивается налогоплательщиками и обществом как критически важный элемент, вклад в устойчивое инновационное развитие государства, страны, экономики, общества;
- когда выгода субъектов от вклада в повышение качества образования участниками системы образования оценивается больше, чем затраты на свое участия в этом процессе;
- когда в системе мотивации научно-педагогических работников существует возможность получения обратной связи в виде информации об эффективности работы каждого преподавателя каждого вуза и др.
Ослабление этих факторов снижает личностный смысл процесса, акции (повышения качества образования), а их отсутствие генерировать отрицательную личностную позицию в этом вопросе всех и/или части субъектов образования.
В этом случае единственным психологическим стимулом и мотивом участия в процессе повышения качества образования может быть стремление избежать негативного стимулирования в виде различных санкций.
При исследовании и формировании эффективной с точки зрения общества психологии обучения могут применяться известные в психологии методы, основанные на традиционном делении методических подходов в психологии на неэкспериментальные и экспериментальные.
В рамках методики исследования психологии обучения следует учитывать, что детерминирующее влияние на психологию системы образования могут оказывать:
- рассмотрение образовательной деятельности как одного из видов стратегически важных для развития государства и общества услуг [18];
- развитие критериальной основы объективной оценки эффективности деятельности системы образования и качества образовательной услуги;
- повышение степени акцентированности политики и системы мотивации субъектов образования на уровень эффективности системы и качество образования, что, в частности, может достигаться путем закрепления определенных норм в законодательстве об
образовании и/или развития методологии исследования системной связи психологии и эффективности системы, качества образования.
Социальной (или экономической) эффективность системы предлагается называть оценку влияния системы образования на устойчивость и темпы социального (или экономического) развития государства, благосостояния и благополучия общества.
Будем полагать, что эффективность системы образования является функцией таких переменных непосредственно определяемых психологией ее субъектов:
- психологического, мотивированного состояния научно-педагогических кадров, обеспечивающих сбор, селекцию (релевантные/нерелевантные) знаний, хранение и передачу знаний в процессе обучения студентам;
психологического, мотивированного состояния обучающихся обеспечивающих дисциплину в учебном процессе и остроту восприятия передаваемых им в процессе обучения знаний;
- психологического, мотивированного состояния администраций вузов влияющих на условия обучения, качество организации учебного процесса, эффективность использования информационных технологий в процессе обучения и т.п.
К неэкспериментальным методам исследования личности научно-педагогических работников и показателей качества образовательных услуг можно отнести методы: наблюдения, самонаблюдения, биографический и автобиографический, беседу, анализ продуктов образовательной деятельности, метод экспертных оценок и др.
К неэкспериментальным методам относятся методы мониторинга (наблюдения), а также самонаблюдения, позволяющие подвергнуть анализу комплекс эмпирически выделенных признаков вовне и внутри процесса обучения и оценки качества образования.
При этом наблюдаемые признаки, свойства процесса обучения подвергаются трактовке (толкованию, объяснению). Важно понять и возможную скрытую причину наблюдаемого показателя как функции психологии и поведения субъектов образования.
Причина психологического состояния и продуцируемого им поведения субъектов системы образования и качество образования в вузе в целом или отдельного преподавателя может быть: внутренней или внешней; осознаваемой или неосознаваемой; намеренной или случайной; ожидаемой или непредсказуемой; ситуационной или связанной с личностными свойствами и позициями.
Важным при трактовке психологии и поведения наблюдаемого субъекта образовательного процесса и человека в нем выступает учет возможностей проецирования на этот процесс общих свойств и собственных индивидуальных особенностей, приписывания наблюдателем своих мотивов и причин поведения. Такое отыскание и обнаружение причин поведения имеет в психологии название «каузальная атрибуция».
При неэкспериментальном подходе в исследовании психологии и оценке качества системы образования может использоваться и опрос. Такой опрос может быть реализован в форме беседы и анкетирования. Опрос может быть связан с объяснением субъектом образования причины своего поведения и/или поступка, обоснованием поведения этих субъектов или их импульса к активности в процессе обучения.
Может быть рекомендовано результат исследования, полученный неэкспериментальным путем верифицировать (проверить на истинность) на практике в проблемной мотивирующей ситуации. Достоверное понимание содержания или иерархии мотивов, установок и позиций субъектов образования может позволить в дальнейшем
прогнозировать характер их поведения и качество их участия в процессе оказания услуг в сфере образования, эффективность системы образования.
Проведенные авторами настоящей статьи исследования показывают, что происходят глубокие изменения в психологии в связи с изменением содержания обучения. В период до активного внедрения информационных технологий отмечали, что результаты П.Я. Гальперина [4], [5] позволили Н.Ф. Талызиной [6] сформулировать такие принципиальные положения содержания обучения: основу обучения должны составлять базовые знания; в содержание обучения было рекомендовано включать способы работы с базовыми знаниями, что является условием самостоятельного изучения материала в той или иной предметной области; усвоение знаний осуществляется в форме решения учебных задач, что проводить обучение без заучивания, а запоминание знаний рассматривается как закономерный итог, а не самостоятельная цель.
Утверждается, что выполнение данных принципов позволяет решить самую главную проблему высшего образования, связанную с формированием познавательной мотивации. Проявлением познавательной мотивации можно считать возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса [4; с. 382].
Проведенный авторами в декабре 2017 года экспресс-исследование в виде опрос студентов показал, что их познавательная мотивация в условиях информационных технологий структурирована следующим образом. А именно их интеллектуальные усилия студентов в некоторой пропорции распределены между решением нескольких задач обучения одновременно.
В число тех задач, которые признаются студентами актуальными и на которые они готовы тратить определенную существенную долю своего потенциала (отражена в весовом коэффициенте задачи) в процессе образования в высшей школе в условиях распространения информационных технологий входят:
- усвоение базовых знаний (с весовым коэффициентом около 19%);
- овладение методами приращения (увеличения) знаний (с весовым коэффициентом около 12%);
- овладение творческими приемами, включая приемы творческой самоактуализации (с весовым коэффициентом около 13%);
- овладение навыками и приемами составления документации и презентаций (с весовым коэффициентом около 13 %);
- овладение приемами публичных профессиональных докладов (с весовым коэффициентом около 12%);
- усвоение и совершенствование навыков и приемов аргументации позиции в деловом общении (с весовым коэффициентом около 16 %);
- совершенствование навыков личного общения в профессиональной среде с целью расширения социальных связей (с весовым коэффициентом около 15 %).
Эти результаты экспресс-исследование показывают серьезные изменения в структуре психологии образования в высшей школе в условиях информационных технологий:
- экспериментально подтвержден тезис о том, что лектор, научно-педагогический работник уже не воспринимается исключительно как источник базовых знаний для студентов;
- разнообразие интересов обучающихся может быть истолковано как подтверждение роста значимости психологического фактора в современном высшем образовании;
- происходит усложнение психологической структуры высшего образования, которая в начале 21 века включает как минимум семь выделенных обучающимися как существенные факторов и др.
Как отмечалось, это было экспресс-исследование и носило оно инициативный характер. Повышение степени достоверности и точности результатов этого экспресс-исследование в психологии обучения может быть обеспечено путем продолжения такого рода исследований, в том числе с обеспечением сочетания нескольких методов (объединить метод беседы с наблюдением и анализом продуктов деятельности и др.). Такой подход может рассматриваться как косвенная верификация результата другим методом. Однако, это приведет к удорожанию исследования.
В статье изложены методические развития практической психологии высшего образования в условиях информационных технологий, показано, что порожденное информационными технологиями клиповое мышление обучающихся требует индивидуального подхода к студентам с целью экспресс-анализа его психологической сферы и выработки корректирующих практических психологических воздействий, описаны результаты экспресс-исследования структуры психологии в условиях влияния информационных технологий на практическую психологию и качество образования в вышей школе.
Литература:
1. Алексеева Л. В. Юридическая психология: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010,
-312 с.
2. Балацкий Е. В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. 2015.
№ 4.
3. Безумова Л.Г. Обучение студентов методам исследования в психологии//В сборнике: Качество образования в условиях реформы высшего профессионального образования сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Самарская гуманитарная академия; ответственный редактор: С.И. Голенков. 2008. С. 17-21.
4. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
6. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»,
2000.
7. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Педагогика высшей школы в условиях информационных технологий // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2016. №2. С. 107120. Режим доступа: (дата обращения 15.01.2017). DOI: 10.5281/zenodo.53912.
8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Роль мотивации обучающихся в повышении качества образования в сельскохозяйственных вузах // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. №1 (13). URL:http://aeconomy.ru/science/economy/rol-motivatsii-obuchayushchikhsya-v/(дата обращения 13.02.2017).
9. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5 Вып. 1 (183). - c. 151-154. -http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/.
10. Иванова НЛ, Зверев Д.А., Торопова А.Н. Подбор, оценка и обучение персонала как предмет исследований в психологии бизнеса//Психология обучения. 2014. № 5. С. 111-128.
11. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие/Под ред. А.Я. Кибанова.-Москва.: Проспект, 2012.- 64 с.
12. Лобанов А.П. Новый взгляд на обучение и развитие в современной психологии: понятийные способности и концептуальное обучение// Веснк Брэсцкага умвератэта. Серыя 3: Фталопя, педагопка, пахалопя. 2014. № 1. С. 123-128.
13. Маклаков А.Г. Общая психология.: Питер, 2016. - 592 с.
14. Нестеров А.В. Приведет ли смарт-образование к «закату» университетов?//Компетентность, 2015, № 2, с. 40-45.
15. Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы// Вопросы психологии,2002, № 7, Режим доступа: http://www.voppsy.ru/044091.htm
16. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие//Вопросы психологии,2002, № 6, Режим доступа: http://www.voppsy.ru/034076.htm.
17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издат. центр «Академия», 1998.
18. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности: педагогическая инноватика // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-1. С. 117.
References:
1. Alekseeva L. V. Juridicheskaja psihologija: -uchebnoe-- posobie. - M.: Prospekt, 2010, - 312 p.
2. Balackij E. V. Novye trendy v razvitii universitetskogo sektora // Mir Rossii. 2015. № 4.
3. Bezumova L.G. Obuchenie studentov metodam issledovanija v psihologii//V sbornike: Kachestvo obrazovanija v uslovijah reformy vysshego professional'nogo obrazovanija sbornik ma-terialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Samarskaja gumanitarnaja akademija; otvetstvennyj redaktor: S.I. Golenkov. 2008. P. 17-21.
4. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Pedagogika, 1991.
5. Gal'perin P.Ja. Psihologija kak ob#ektivnaja nauka / Pod red. A.I. Podol'skogo. M.: Izd-vo «In-t prakt. psihol.»; Voronezh: NPO «MODJeK», 1998.
6. Gal'perin P.Ja. Chetyre lekcii po psihologii. M.: Knizhnyj dom «Universitet», 2000.
7. Glushhenko V. V., Glushhenko I. I. Pedagogika vysshej shkoly v uslovijah infor-macionnyh tehnologij // Bjulleten' nauki i praktiki. Jelektron. zhurn. 2016. №2. S. 107-120. Rezhim dostupa: (data obrashhenija 15.01.2017). DOI: 10.5281/zenodo.53912.
8. Glushhenko V.V., Glushhenko I.I. Rol' motivacii obuchajushhihsja v povyshenii kachest-va obrazovanija v sel'skohozjajstvennyh vuzah // Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo,
2017. №1 (13). URLhttp://aeconomy.ru/science/economy/rol-motivatsii-obuchayushchikhsya-v/(data obrashhenija 13.02.2017).
9. Efimova I.A. Povyshenie kachestva vysshego obrazovanija v Rossijskoj Federacii // Ros-sijskoe predprinimatel'stvo. — 2011. — № 5 Vyp. 1 (183). — P. 151-154. — http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/.
10. Ivanova N.L., Zverev D.A., Toropova A.N. Podbor, ocenka i obuchenie personala kak predmet issledovanij v psihologii bizne-sa//Psihologija obuchenija. 2014. № 5. P. 111-128.
11. Kibanov A.Ja., Batkaeva I.A., Mitrofanov E.A. Upravlenie personalom: Teorija i praktika. Motivacija i stimulirovanie trudovoj dejatel'nosti: uchebno-prakticheskoe posobie/Pod red. A.Ja. Kibanova.-Moskva.: Prospekt, 2012.- 64 p.
12. LobanovA.P. Novyj vzgljad na obuchenie i razvitie v sovremennoj psihologii: ponjatijnye sposobnosti i konceptual'noe obuchenie // Vesnik Brjesckaga universitjeta. Seryja 3: Filalogija, pedagogika, psihalogija. 2014. № 1. P. 123-128.
13. MaklakovA.G. Obshhaja psihologija.: Piter, 2016. - 592 p.
14. NesterovA.V. Privedet li smart-obrazovanie k «zakatu» universite-tov?//Kompetentnost', 2015, № 2, P. 40-45.
15. Stepanova M.A. Prakticheskaja psihologija obrazovanija: protivorechija, paradoksy, per-spektivy// Voprosy psihologii,2002, № 7, Rezhim dostupa: http://www.voppsy.ru/044091.htm
16. Stepanova M.A. Psihologija v obrazovanii: psihologo-pedagogicheskoe vzaimodejst-vie//Voprosy psihologii,2002, № 6, Rezhim dostupa: http://www.voppsy.ru/034076.htm.
17 Talyzina N.F. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Izdat. centr «Akademija», 1998.
18. Sharipov F.V.Psihologija i pedagogika tvorchestva i obuchenie issledovatel'skoj dejatel'nosti: pedagogicheskaja innovatika // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2016. № 6-1. P. 117.
— • —
Сведения об авторах:
Валерий Владимирович Глущенко, д-р,техн.наук, Российский университет транспорта (МИИТ), профессор кафедры менеджмента и управления персоналом организации, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Ирина Ивановна Глущенко, д-р экон. наук, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры бухгалтерский учет и статистика, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
— • —