Глущенко В.В. д.т.н., профессор МИИТ glu-valery@yandex.ru Глущенко И.И. д.э.н., профессор РГСУ prepodavatel-gii@mail. ги
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО И НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: место, цели, задачи, информация, стратегия, развитие, наукометрия, оценка, компетентность, результат.
Для исследования проблем информационного и наукометрического обеспечения стратегии России необходимо определить цель и задачи стратегии научно-технологического развития, а также ее роль и место в социально-экономическом развитии нашей страны.
Искусство стратегии состоит в том, чтобы результаты мыслительной работы воплотились в конкретные действия, которые на этапе реализации замыслов позволили бы добиться высокой эффективности.
Стратегией развития России условимся называть систему долгосрочных мероприятий, направленных на адаптацию социально-экономического развития страны к изменению внешних геополитических и геоэкономических условий, отношений и тенденций их изменения. Частью стратегии развития России является ее стратегия научно -технологического развития.
Информационное обеспечение стратегии развития России может быть определено как система поиска и структурирования информации, позволяющей адекватно решать задачи стратегического развития и наукометрической оценки процессов и элементов стратегии научно-технологического развития страны.
При разработке информационного обеспечения стратегии развития России полезность информации оценивается по таким признакам, как ценность (значимость) и надежность (достоверность).
Значимость (ценность) - это возможность для информации оказать влияние на принятие тех или иных управленческих решений. Факторами, которые определяют ценность информации, являются:
- своевременность, которая предполагает, что информация должна поступить пользователю вовремя, иначе она перестанет отражать реальное состояние финансово-хозяйственной деятельности организации;
- прогностичность, которая позволяет отражать тенденции развития и тем самым служить основой для прогнозирования развития на перспективу;
- наличие обратной связи с источником информации призвано обеспечить реализацию оперативных управленческих решений.
Достоверность (надежность) информации заключается в предоставлении пользователю правдивых, полных и объективных данных. Для этого информация должна обладать: прозрачностью, позволяющей проверить и подтвердить факты совершенных операций; нейтральностью, что означает, что информация не должна нести в себе элементов преднамеренного искажения данных в интересах внутренних или внешних пользователей [3, с. 86-87; 15, с. 17].
В целом информационное обеспечение стратегии развития России должно позволять регистрировать и проводить стратегический анализ, отражать адекватность стратегической программы социально-экономического и научно-технического развития складывающейся геополитической и геоэкономической глобальной ситуации.
Место научно-технологической стратегии развития России в ее социально-экономическом развитии определяется тем, что она выступает как адаптационный механизм социальной и экономической среды к условиям современной глобализации и научно-технического прогресса.
Информационное и наукометрическое обеспечение стратегии развития России должно отражать место стратегии страны в ее социально-экономическом развитии и динамику положения страны в глобальном мире, например, путем мониторинга соответствующих показателей. При этом наукометрическое обеспечение должно отражать вклад науки и образования в складывающуюся ситуацию и достигнутые результаты.
Информационное и наукометрическое обеспечение стратегии развития страны должно иметь как минимум два уровня (национальный и организаций-участников стратегии).
Миссия стратегии развития России заключается в поддержании конкурентоспособности государства и общества в условиях глобализации и научно-технического прогресса (НТП).
Информационное и наукометрическое обеспечение стратегии научно-технологического развития России призвано отразить количественные и качественные характеристики влияния такой стратегии на социально-экономи-
ческую практику, в том числе наукометрическую оценку вклада науки и образования в научно-технический и социально-экономический прогресс общества.
Видение в рамках стратегии развития России - это вдохновляющий сценарий стратегического социально-экономического развития государства и общества, мотивирующий членов общества участвовать в реализации стратегической программы развития государства и общества.
Видение стратегии может быть выражено в программном заявлении стратегии инновационного научно-технологического развития. Такое программное заявление данной стратегии призвано информировать общество, потребителей и деятелей рынка относительно целей и выгод данной стратегии и составляющих ее проектов для общества, а также методов достижения целей стратегии в целом и на уровнях отдельных стратегических инновационных проектов. Разработчикам стратегии, персоналу участвующих в стратегии организаций, реализующих стратегические инновационные проекты такое заявление должно дать представление относительно философии реализации и формирования организационной структуры системы стратегического управления реализацией стратегии научно -технологического развития.
Цели стратегии развития России отражают желаемое будущее состояние социальной и экономической сфер нашей страны.
Задачи стратегии развития России включают шаги по развитию социальной и экономической среды государства в процессе реализации стратегии научно-технологического развития страны. Содержание задач в составе стратегии может быть определено после принятия решения о виде и целях стратегии.
Наукометрическим обеспечением стратегии развития России условимся называть систему наукометрических методов, приемов и исследования, которая позволяет максимизировать финансовый и/или научно-технические результаты программ стратегического развития.
Подсистема наукометрической поддержки стратегии России может включать не только статистические оценки объемов научной информации, но и оценки (например, рейтинги) стратегической научной и инновационной значимости, экономической эффективности этой информации для социально-экономического развития корпораций, государства, общества.
Для системной наукометрической оценки практической полезности компетентности, научных и инновационных результатов участников стратегии развития (персонала) необходимо количественные оценки дополнить оценками качества и степени полезности использования научных и инновационных результатов компетентности персонала. Это могут быть финансовые результаты и/или научно-технологические показатели инновационных товаров и услуг.
При этом могут быть сделаны следующие наукометрические оценки: уровня научной новизны, перспективности развития в новых технологиях и практической полезности научных результатов в процессе их внедрения в ходе опытно -конструкторских работ в образцы товаров [18, с. 39-41].
Кроме того предлагается в рамках наукометрической оценки инновационной научно-технической стратегии формализовать зависимость финансового результата организации от компетентности и организационной культуры персонала организации.
Список литературы
1. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 2. - 724 с.
2. Глущенко В.В. Государство как геополитическая публичная корпорация в условиях постиндустриального глобального мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2007. - № 7 (16).
3. Глущенко В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. - Железнодорожный (М.О.): ООО НПЦ Крылья, 2006. - 230 с.
4. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельности. - Железнодорожный (М.О.): ООО НПЦ Крылья, 2006. - 356 с.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 704 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополнительное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2000. - 296с.
8. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991. - 139 с.
9. Юданов А. Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Тандем, 2000. - 303с.
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.
11. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.
12. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 768 с.
13. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 567 с.
15. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 476 с.
16. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 128 с.
17. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Компетенциология как составляющая современной науки, социальной и экономической практики // Компетентность. 2015. - № 3. - С. 36-41.
18. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Прогнозирование финансовых результатов инновационной деятельности организации // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 февраля 2016 г., Курган). В 3 ч., Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 39-41.