Научная статья на тему 'Организационные и методические аспекты повышения финансовых результатов инновационной деятельности в машиностроении'

Организационные и методические аспекты повышения финансовых результатов инновационной деятельности в машиностроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / модернизация машиностроения / финансовые результаты инновационных проектов / риски в инновационной деятельности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глущенко В. В., Глущенко И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и методические аспекты повышения финансовых результатов инновационной деятельности в машиностроении»

Глущенко В.В.

д.т.н., доцент, профессор МИИТ

[email protected]

Глущенко И.И.

д.э.н., профессор РГСУ

[email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация машиностроения, финансовые результаты инновационных проектов, риски в инновационной деятельности.

Несмотря на существенное увеличение финансирования научных исследований и опытно-конструкторских работ в России выйти на траекторию опережающего инновационного развития пока не удалось.

С организационной точки зрения важно, что в нашей стране стоит задача создания современных научных и инновационных школ по целому ряду направлений. Для формирования таких научных и инновационных школ может требоваться методика создания организационного и методического механизма повышения компетентности участников инновационной деятельности и улучшения финансовых результатов инноваций в нашей стране. Одновременно, в связи с глобализацией науки и инноваций кардинальным изменением условий деятельности нужно по-новому сформулировать квалификационные требования ко всем категориям участников инновационного проекта.

Важное место в правильном подборе участников, росте их компетентности и повышении финансовых результатов инновационной деятельности может занимать анализ работ, в частности методом наблюдения [1]. Процесс повышения компетентности участников инновационных проектов находится в тесной связи с финансами инновационной деятельности: финансовый результат инновационного проекта может быть признан интегральным показателем компетентности участников инновационного проекта [2; 3, с. 212-216].

Целью настоящей статьи является развитие организационных и методических аспектов повышения финансовых результатов инновационной деятельности за счет роста компетентности и формирования квалификационных требований к участникам инновационной деятельности на глобальном рынке с учетом присущих инновационному проекту рисков.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- формируется структура организационно-методического механизма повышения финансовых результатов инновационных проектов;

- определяется понятие и критерии компетентности участников инновационной деятельности;

- разрабатывается методика анализа компетентности различных категорий участников инновационной деятельности;

- формируются квалификационные требования к различным категориям участников инновационной деятельности. Гипотезой (и проблемой) настоящей статьи является утверждение о том, что для повышения финансовых результатов инновационной деятельности необходимо формирование организационно-методического механизма повышения финансовых результатов инновационных проектов.

Организационно-методическим механизмом повышения финансовых результатов инновационных проектов предлагается назвать системное единство организационных и методических методов реализации инновационных проектов. Организационный аспект такого механизма отвечает за правильные планирование, организацию работ, а также подбор и расстановку кадров, включая контроль компетентности участников инновационных проектов. Методический аспект этого механизма включает методы планирования, анализа содержания и анализа результатов и составляющих инновационной деятельности.

Структурой организационно-методического механизма повышения финансовых результатов инновационных проектов условимся называть совокупность элементов этого механизма и связи между ними.

Одной из ключевых проблем формирования организационно-методического механизма инновационной деятельности является формирование гармоничного коллектива участников инновационного проекта. Проблема формирования гармоничного коллектива участников инновационного проекта имеет компетентностную и психологическую составляющую. Обычно под компетентностью понимают обладание определённой компетенцией - знаниями и опытом собственной деятельности.

В настоящей статье под компетентностью участника инновационной деятельности предлагается понимать обладание определённой компетенцией как системой знаний и практического опыта, необходимых для создания коллективом участников конкурентоспособного инновационного товара или услуги.

Структурой компетентности участника инновационного проекта предлагается назвать системное единство его компетенций, позволяющих ему решать проблемы проекта, находящиеся в сфере его ответственности.

Квалификационными требованиями к участнику проекта предлагается назвать набор компетенций, которыми он должен обладать для успешного решения поставленных перед ним в рамках данного проекта задач проекта.

В инновационном проекте участвует определенный коллектив участников (команда проекта) которая решает всю совокупность возникающих в ходе инновационного проекта конструкторских, технологических, организационных и финансовых задач.

Инновационный проект будет успешным, если команда этого проекта сможет успешно решить ряд взаимосвязанных научных, технических, технологических, экономических проблем. Достижение необходимой надежности создаваемого инновационного товара - одна из ключевых проблем инновационного проекта. Для решения этой совокупности проблем коллектив участников инновационного проекта должен работать как единое целое и решать специфические проблемы инновационного проекта в контексте целей и задач всего инновационного проекта.

Методической основой анализа компетентности коллектива участников проекта можно назвать анализ работ. В настоящей статье под анализом работы в рамках инновационного проекта условимся понимать определение наиболее существенных этапов, решений и характеристик работ отдельных видов работ при проведении такого проекта.

Анализом компетентности участника инновационного проекта назовем установление логических связей между оценкой компетентности участника проекта и наблюдаемыми, полученными техническими, технологическими, финансовыми характеристиками проекта. Такой анализ целесообразно проводить с учетом иерархического положения участников проекта (специалист, руководитель технического направления, руководитель проекта), находящихся на различных функциональных и должностных позициях в проекте. При таком анализе нужно учитывать, что участники проекта находятся между собой в некоторых иерархических отношениях (руководители проекта; руководители направлений, подсистем; специалисты).

В настоящей статье предлагается признать критериями такой оценки:

- для специалистов по отдельным техническим и технологическим направлениям: вероятность успешного решения стоящих перед ними конструкторских или технологических задач в сфере ответственности данного специалиста;

- для руководителей технических направлений: вероятность успешного решения стоящих перед возглавляемой ими частью коллектива организационных, конструкторских или технологических задач в сфере ответственности данного специалиста;

- для руководителей проекта: формирование политики, стратегии и тактики реализации инновационного проекта, обеспечение достижения заданных финансовых показателей проекта (чистый приведенный эффект, индекс рентабельности инвестиций и др.).

В связи со сложностью и длительностью инновационного проекта в компетенцию руководителей таких проектов входит разработка политики, стратегии и тактики реализации инновационного проекта. Методической основой реализации такой компетенции руководителей проекта могут быть работы по развитию процедур формирования этих организационных компонент инновационного проекта [4, 5]. При реализации инновационных проектов руководство таких проектов должно уделять большое внимание управлению рисками инновационных проектов [6]. В связи с этим при анализе и прогнозировании финансовых рисков и результатов инновационных проектов в условиях глобального кризиса нужно учитывать данные зарубежной статистики. Эти данные подтверждают, что в начале 1990-х годов в Японии доля успешных инновационных проектов составляла 60%, а в Великобритании аналогичный показатель был на уровне 54%. В течение последних десятилетий общая доля неудачных в коммерческом отношении инновационных проектов остается устойчивой и высокой. Доля неуспешных проектов составляет от 40 до 60% [7].

Эксперты Европейского сообщества уделяют большое внимание управлению рисками при осуществлении инновационных проектов. Европейские эксперты формулируют концепции, которые объединяют теории управления инновациями и теории рисков [8].

Аналогичные концепции, которые объединяют теории управления инновациями и теории рисков развиваются и в нашей стране [6,9].

Существенной и для российской инновационной сферы оказывается связь методов идентификации рисков с особенностями коммерциализации инноваций. При типологизации рисков отмечают, что выбор таксономических признаков обусловлен особенностями реализуемого инновационного проекта. Отечественными учеными разрабатываются рекомендации по идентификации инновационных рисков для различных групп экономических агентов, вовлеченных в инновационный процесс. Обосновано, что рассмотрение рисков инновационных проектов в стратегическом контексте требует особого отношения к организационным аспектам процессов разработок и внедрения новых продуктов. Во многих случаях полезно разделить риски на внутренние и внешние для инновационно активной организации [9].

Финансовым риском инновационной деятельности организации условимся называть возможность неполучения планируемой прибыли при реализации инновационной деятельности по разработке, производству и реализации на глобальном рынке нового товара машиностроительной организации (предприятия). Это сложный многокомпонентный риск.

Для прогнозирования финансового результата и риска инновационного проекта или инновационной деятельности организации (НИИ, ОКБ и т.п.) может использоваться система их комплексного прогнозирования.

Нужно учитывать, что на глобальном рынке риск банкротства предприятия возрастает вследствие того, что, в частности, растет риск правильного определения:

- технических требований к перспективным товарам (в частности требований по надежности, ремонтопригодности и другим техническим характеристикам);

- емкости глобального рынка, длительности спроса на данный продукт машиностроения для глобального и национального рынка;

- рациональных каналов продвижения товара на глобальный и национальный рынок продуктов машиностроения.

Риски инновационной деятельности отрицательно влияют на ее финансовый результат. Поэтому эти риски и их

влияние должны изучаться и прогнозироваться при построении бизнес планов инновационных проектов.

В соответствии с рекомендациями [9], риски инновационного проекта в настоящей статье будут разделены на внешние и внутренние. В отличие от внешних рисков, внутренними рисками инновационного проекта организация может управлять [10].

В качестве исходной методической основы комплексной системы прогнозирования вероятности решения задач в ходе инновационной деятельности, инновационного проекта организации предлагается принять за основу известную в маркетинге трехуровневую интерпретация (модель) облика товара [11, с. 247-248]. Известно предложение выделять и оценивать товар на четвертом уровне, который отражает характеристики экономии экологических затрат, выгод в экологии и длительных социально-экономические последствия применения товара [4, с. 127]. Прогнозирование внешних рисков инновационного проекта может быть выполнено на основе анализа работ методом наблюдений в табл. 1. Представленные в табл. 1 рисковые факторы могут быть определены экспертным путем, например, известным методом Дельфи [12, с. 227].

Таблица 1

Прогнозирование внешних рисковых факторов инновационного проекта

№ Внешние рисковые факторы инновационного проекта

Источник рискового фактора Наименование рискового фактора Содержание рискового фактора Вероятность преодоления рискового фактора Вероятность реализации рискового фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

1. глобальный научно-технический прогресс (НТП) недоступность передовых технологий недостаточный уровень используемых в инновационном проекте технологий и технических решений Р 1 нтп? (1-Рнтп)

2. глобальный научно-технический прогресс (НТП) скачкообразное развитие НТП появление новых опережающих проект технологий и решений Р 1 ср? (1-Рср)

3. глобальный рынок изменения структуры рынка и классификации товара изменение и трансформация подхода и самого деления на торгуемые и не-торгуемые товары Р 1 кт (1-Ркт)

4. глобальный рынок неопределенность состава участников конкурентных отношений трудно заранее определить состав конкурирующих сторон Р 1 ор (1-Рор)

5. глобальный рынок унификация социальных стандартов потребления связанный с глобальным рынком риск неправильного определения потребностей покупателей Р 1 орг (1-Рорг)

6. глобальная конкуренция появление на рынке конкурирующих товаров опережающее появление на рынке аналогичного товара конкурентов Р кт (1-Ркт)

7. глобальная конкуренция появление на рынке товаров -заменителей создание конкурентами товаров - заменителей Р 1 тз (1-Ртз)

глобальная конкуренция

8. глобальная конкуренция участие в глобальной рыночной конкуренции государств недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности Р гп (1-Рш)

9. глобальная конкуренция субъектами конкуренции являются транснациональные корпорации риск недостаточного финансирования со стороны транснациональной корпорации Р тк (1-Ртк)

10. глобальная конкуренция субъектами конкуренции являются транснациональные корпорации риск недостаточной поддержки (менторства) со стороны транснациональной корпорации Р 1 м (1-Рм)

11. международные каналы продвижения товаров рост уровня канала продвижения товара увеличение затрат на продвижение товара Р кп (1-Ркп);

12. международные каналы продвижения товаров рост уровня канала продвижения товара увеличение риска утраты и порчи товара в процессе его продвижения к потребителям Р 1 ут (1-Рут)

13. международный контроль качества международная сертификация товаров и услуг несовпадение международных и национальных стандартов качества Р ск (1-Рск)

14. международные средства массовой информации недостаточная информационная поддержка продвижения товаров риск отсутствия достаточного международного информирования потенциальных покупателей о товаре Р 1 ми (1 -Рми)

15. международные валютно-кредит-ные отношения валютный риск риск неблагоприятного изменения курса национальной валюты Р 1 вр (1-Рвр)

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

16. межгосударственные отношения страновой риск возможность введения эмбарго, Р 1 сэ? (1-Рсэ)

17. межгосударственные отношения страновой риск возможность введения моратория платежа Р 1 мп (1- Рмп)

18. геополитические отношения риск введения товарных международных санкций ограничение на поставки определенных товаров и услуг Р 1 мс (1-Рмс)

19. геополитические отношения риск введения технологических международных санкций ограничение на передачу определенных видов технологий Р 1 мг? (1-Рмт)

20. геополитические отношения риск введения финансовых международных санкций ограничение возможности международного кредитования и финансирования инновационных проектов Рмф> (1-Рмф)

21. национальна кредитно-денежная политика валютный риск риск неблагоприятного для инновационной организации изменения курса национальной валюты Р 1 нв? (1-Рнв)

22. национальна кредитно-денежная политика риск недоступности кредитов из-за высоких процентных ставок кредиты недоступны инновационно активным организациям с длительным циклом разработки товара Р 1 нк (1-Рнк)

23 национальна политическая система риск революций, забастовок и т.п. дезорганизация общественной, социальной, экономической деятельности Р 1 рз? (1-Ррз)

24. мировая геополитическая система риск войн и геополитических потрясений дезорганизация общественной, социальной, экономической деятельности, падение валюты Р 1 гр? (1-Ргр)

Риск неблагоприятного фона (внешний риск) практически не управляется со стороны организации, реализующей инновационный проект. Структуризация и анализ влияния факторов риска на финансовый результат инновационного бизнес-проекта, с учетом результатов, полученных в табл. 1 работы [13]. Представленные в табл. 2 внутренние рисковые факторы инновационного проекта тоже могут быть определены экспертным путем, например, методом Дельфи [12, с. 227].

Таблица 2

Прогнозирование внутренних факторов риска инновационной деятельности (проекта)

№ Внутренние рисковые факторы инновационного проекта

Источник рискового фактора Наименование рискового фактора Содержание рискового фактора Вероятность преодоления рискового фактора Вероятность реализации рискового фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

1. Товар. Первый уровень определение облика потенциального покупателя правильное сегментирование рынка Р 1 оп- (1-Роп)

2. Товар. Первый уровень определение существа потребности покупателя определение существа и важности этой потребности в иерархии потребностей (физические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении) Р пп (1-Рпп)

3. Товар. Первый уровень определение емкости сегмента рынка правильное определение количества потенциальных покупателей по годам реализации маркетинговой стратегии Ре, (1 -Ре)

4. Товар. Второй уровень определение набора функций определенного набора функций для удовлетворения некоторого набора потребностей или реализации нескольких способов удовлетворения одной потребности Рмф (1-Рмф)

5. Товар. Второй уровень индикация состояния товара удобства индикации и технической диагностики состояния товара, своевременного предупреждения о возникновении опасных состояний товара Р 1 тд (1-Ртд);

6. Товар. Второй уровень ремонтопригодность удобства технического обслуживания и ремонта товара Р 1 то (1-Рто)

7. Товар. Второй уровень достоверность заявленных характеристик полнотой и достоверностью оценки качества товара в процессе испытаний Р 1 ди (1-Рди)

8. Товар. Второй уровень эргономические характеристики удобство расположения органов управления, контроля и эксплуатации товара Р орг (1-Рорг)

9. Товар. Второй уровень удачный дизайн выигрышный, то есть привлекательный, модный, узнаваемый дизайн Рд (1- Рд)

10. Товар. Второй уровень сохранность товара в упаковке защищенность товара в упаковке при транспортировке и хранении в процессе движения по каналу сбыта Рс, (1-Рс)

11. Товар. Второй уровень удобство упаковки удобство работы с товаром дилеров и торгового персонала при выбранных способах продвижения товара на рынок Р 1 уд (1-Руд)

12. Товар. Второй уровень узнаваемость упаковки узнаваемость товара покупателем Р 1 уз (1-Руз)

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

13. Товар. Второй уровень положительное восприятие товара покупателем у покупателя не должно возникать отрицательных ассоциаций Р вп (1-Рвп)

14. Товар. Второй уровень привлекательное марочное название марочное название (имя, термин, знак, символ рисунок или их сочетание) должно привлекать покупателей, хорошо запоминаться. Р мн (1-Рмн)

15. Товар. Третий уровень Условия поставки и кредитования должны обеспечить доступность товара для возможно большого числа покупателей (максимальную емкость рынка) включая разработку специальных схем поставки и кредитования, например, лизинг Р пк (1-Рпк)

16. Товар. Третий уровень правильная схема и реализации монтажа удобство, безопасность, сокращение сроков и затрат на монтаж и пусконаладочные работы Р м (1-Рм)

17. Товар. Третий уровень гарантийное обслуживание критерии, условия, доступность и практическая реализация гарантийного обслуживания и ремонта товара после его покупки Рг (1-Рг)

18. Товар. Третий уровень послепродажное обслуживание должно быть достаточным для обеспечения эффективного использования в течение всего периода эксплуатации товара, может включать тренаж и обучение персонала, консультации, проведение регламентных работ и т.п. Р по (1-Рпо)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Товар. Третий уровень тренаж и обучение для сложных товаров в целях безопасности и эффективности эксплуатации должна разрабатываться адекватная программа тренажа и обучения пользователей Р тр (1-Ртр)

20. Товар. Четвертый уровень Экологические затраты экологические затраты на производство и утилизацию товара Р 1 эз (1-Рэз)

21. Товар. Четвертый уровень вредное воздействие на окружающую среду Уровень вредного воздействия на внешнюю среду на протяжении жизненного цикла, необходимость реализации защитных и компенсирующе-восстановительных программ и мероприятий Р вв (1-Рвв)

22. Товар. Четвертый уровень возможности модификации товара Наличие предусмотренных в конструкции и схеме эксплуатации товара возможности его модификации в направлении снижения затрат и соответствия уровня научно-технического прогресса Р 1 мд (1-Рмд)

23. Товар. Четвертый уровень Экономические затраты на утилизацию Уровень экономических затрат на утилизацию Р ут (1- Рут)

24. Товар. Четвертый уровень Затраты времени на утилизацию Уровень временных и экологических затрат на утилизацию товара после окончания назначенного срока службы Р 1 утв (1 -Рутв)

Вероятность Ру рыночного успеха инновационного товара в машиностроении определяется как произведение вероятностей благоприятного внешнего фона Рвф (перечень событий из табл. 1) и вероятности успешного решения внутренних проблем организации Рвн (перечень событий из табл. 2): Ру = Рвф *Рвн.

В процессе прогнозирования финансового результата инновационной деятельности влияние риска можно учесть аналитически посредством использования вероятности Ру рыночного успеха.

Известно, что метод расчета чистого приведенного эффекта (КРУ) основан на сопоставлении объема исходных инвестиций (1С) в маркетинговую стратегию с общей суммой дисконтированных чистых поступлений (РУ), порождаемых этого инновационного проекта в течение прогнозируемого срока действия инвестиционного проекта. Оценка прогнозируемого срока действия инновационного (инвестиционного) проекта может быть сделана на основе сценария реализации проекта и прогноза развития рыночной ситуации.

Поскольку доход от инновационного проекта распределен во времени, для обеспечения сравнимости «веса» поступлений в различные моменты времени он дисконтируется с помощью коэффициента дисконтирования - г. Этот коэффициент может устанавливаться финансовым аналитиком или инвестором самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал.

Пусть делается прогноз, что инвестиция в инновационный проект будет генерировать в течение к=1,...п,..., N лет, годовые доходы в размере РьР2 ..., Рк. Определим чистый приведенный эффект с учетом вероятности рыночного успеха инновационного проекта по формуле:

к=К

№Ур = 3 Рк * Ру / (1+^ - 1С/ Ру

к=1

При принятие решений с использованием этого критерия:

КРУ р > 0, инновационный проект прибыльный, его следует принять;

КРУ р< 0, инновационный проект убыточный и его следует отвергнуть;

КРУ р= 0, инновационный проект не прибыльный и не убыточный. Такой проект может быть реализован из других соображений (престиж и др.).

Приведенные зависимости отражают тот факт, что риск одновременно снижает доход от инновационного проекта и приводит к росту затрат на проект, т.к. часть проектов в рамках инновационной деятельности заканчивается финансовой неудачей (убытком).

NPVj, является абсолютным показателем. Но может возникать необходимость в оценке относительного финансового результата инновационного проекта. В этом случае может быть использован для принятия решений метод расчета индекса рентабельности инвестиций с учетом вероятности рыночного успеха инновационного проекта PI р. С учетом риска формула для расчета этого показателя принимает вид:

k=N

Р1р = (S Pk / (1+r)k ) * Ру /(R х*1С/ Ру) = PI *Ру2,

k=1

где: Р1р - индекс рентабельности затрат на реализацию инновационного проекта (инвестиций) с учетом риска рыночного неуспеха;

Pk - доход, генерируемый проектом в k-тый год; r- коэффициент дисконтирования;

Ру - вероятность успешной реализации инновационного проекта (риск отказа от проекта - интегральный риск равен Ри = (1 - Ру);

IC - разовые инвестиции в проект;

R3 - коэффициент, отражающий относительный уровень расходов на момент установления невозможности реализации или обеспечения прибыльности проекта. Если: PIj, > 1, то проект следует принять; PIj, < 1, то проект следует отвергнуть; PIj, = 1, то проект не прибыльный и не убыточный.

Может быть использован и метод расчета нормы рентабельности инвестиций (IRR^.

С учетом того, что такую стратегию характеризует 24 внешних рисковых фактора и 24 внутренних рисковых событий инновационного проекта. Предположим, что для сбалансированности процесса реализации инновационного проекта все вероятности внутренних успешных решений должны быть приблизительно равны. Оценим допустимый уровень этих вероятностей. Вероятность внутреннего успеха инновационного проекта на глобальном рынке, равную 54,55%, обеспечивает вероятность успеха по отдельному инновационному решения (представлены в табл. 1), равная

0.98. т.е. 98% . При такой требуемой вероятности внутреннего успеха специалист - функциональный разработчик товара имеет право на две ошибки из ста случаев (из ста проектов). Таким образом, представленные в настоящей статье модели формализуют связь интеллектуальных и финансовых ресурсов в ходе инновационного проекта. Это позволяет формировать квалификационные требования к участникам инновационных проектов.

Список литературы

1. Одегов Ю.Г., Крашенинников В.М. Методы нормирования труда и научно-технический прогресс. - М., 1979.

2. Глущенко И.И. Финансы инновационной деятельности. - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2011. - 116 с.

3. Глущенко И.И. Методологические особенности финансов инновационной деятельности.- М.: Вестник ГУУ, 2014, № 9. - С. 212-

216

4. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. - Железнодорожный: Крылья, 2006. - 230 с.

5. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 128 с.

6. Глущенко В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. - Железнодорожный: Крылья,

2006. - 230 с.

7. Langlois R.N., Cosgel M.M. Frank Knight on risk, uncertainty, and the firm: A new interpretation // Economic Inquiry. 1993. - Vol. 31,

July. - P. 456-465.

8. Risk management in the procurement of innovation. Concepts and empirical evidence in the European Union. Expert Group Report. Euro-

pean commission. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.

9. Егоров А.Ю., Пилипенко П.П., Снитко Н.О. Методы идентификации рисков инновационного проекта // Инновации и инвести-

ции. - М., 2014. - № 4. - С. 2-6.

10.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Инновационное предпринимательство: рисковая теория фирмы как методическая основа управления рисками инновационных проектов в условиях глобального кризиса // Экономика и предпринимательство. - М., 2014. -№ 8. - С. 838-844.

11.Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Бизнес-книга; ИМА-Кросс. Плюс, 1995. - 702 с.

12.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческих решений. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный: Крылья, 1997. - 400 с.

13. Глущенко В. В., Глущенко И.И. Оценка финансовых результатов маркетинговой стратегии на глобальном рынке с учетом рисков

// Экономический анализ. - М.: 2007, № 6. - С. 16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.