Научная статья на тему 'Направления и факторы развития образования в условиях развития информационных технологий'

Направления и факторы развития образования в условиях развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / мотивация студентов / качество образования / компетентность / стратегия / работодатель. / education / student’s motivation / quality of education / competence / strategy / employer
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления и факторы развития образования в условиях развития информационных технологий»

Глущенко В.В. д.т.н., профессор МИИТ glu-valery@yandex.ru Глущенко И.И. д.э.н., профессор РГСУ prepodavatel-gii@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: образование, мотивация студентов, качество образования, компетентность, стратегия, работодатель.

Keywords: education, student's motivation, quality of education, competence, strategy, employer.

В высшем образовании России происходят серьезные концептуальные и структурные изменения, которые в частности отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном законе фактически отождествляются понятия квалификация и компетентность, которые в зарубежной практике управления персоналом различаются.

В Законе дано определение и качества образования (ст. 2 п. 29) [1]. Анализ показывает, что само определение качества образования зависит от ряда факторов:

- субъектов оценки качества образования (государство, общество, работодатель, работник);

- направленности образования (гуманитарные науки, экономика; технические направления и др.);

- концепций и технологий образования и т.п.

Например, с точки зрения государства качественным можно признать образование, которое обеспечивает геополитическую и экономическую конкурентоспособность государства. Для общества качественным может быть названо образование, обеспечивающее его инновационное и устойчивое развитие. С точки зрения работодателя качество образования - это соответствие компетентности и организационной культуры сотрудников (бывших студентов) целям и задачам деятельности организации-работодателя. С точки зрения сотрудника организации (бывшего студента) понятие качества образования можно определить как степень соответствия полученного образования ожиданиям студента в части социального статуса, материального обеспечения, социальной защищенности, содержания и привлекательно -сти работы в части самореализации после трудоустройства по полученной в вузе специальности.

При обосновании необходимости стратегического подхода к развитию и качеству образования нужно учитывать, что по числу занятых и масштабу деятельности система образования в нашей стране может рассматриваться как большая система [2].

При этом в современном образовании развиваются ценностный подход, концепции и технологии дистанционного образования [3]. Ценностный поход позволяет связать ценности организации-работодателя и ценности, полученные студентом в процессе образования. Необходимость соответствия ценностей организации-работодателя и ценностей, полученных студентом в процессе образования, может рассматриваться как важнейший фактор, мотивирующий студентов к повышению качества своего образования.

В настоящее время основной упор делается на развитие смарт-образования [5]. Многие эксперты и часть профессорско-преподавательского состава считают, что в смарт-образовании роль профессорско-преподавательского состава сведется к составлению неких методических материалов. Некоторые эксперты считают, что смарт- образование может привести к «закату» университетов [5].

Существенное влияние на методологию повышения качества образование может иметь перенос акцентов с предметно ориентированного образования на объектно ориентированное образование. Так, например, по сообщениям СМИ в 2016 г. переход на объектную систему образования будет осуществлен в Финляндии, имеющей одну из лучших систем образования, В рамках такой системы образования своего рода центром, вокруг которого строится процесс образования, выступает некий практически важный объект (устройство, станок, профессия и т.п.). Представителями объектно ориентированного образования в нашей стране можно считать отраслевые (железнодорожные, автомобильные и т.д.) технические вузы. Качество образования в таких вузах может оцениваться способностью выпускников развивать соответствующий объект - отрасль национальной экономики.

Предметно ориентированное образование реализуют факультеты математики, физики, химии классических университетов и т. п. Качество образования при предметной ориентированности образования может оцениваться способностью выпускников таких учебных заведений развивать фундаментальные и прикладные исследования по соответствующим предметным направлениям (математика, физика и др.). При этом фактически возникает своего рода

«матричная методология» образовательной деятельности и, соответственно, матричная система оценки качества образования.

Задача повышения качества образования эквивалентна задаче повышения уровня компетентности персонала. Достаточным уровнем компетентности персонала можно назвать такой уровень, который обеспечивает решение текущих и перспективных задач в деятельности организации.

Комплексным механизмом стратегического управления качеством образования можно назвать совокупность политических, законодательных, экономических, мотивационных, организационных способов целенаправленного воздействия субъектов образовательного процесса на процесс высшего образования, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления в интересах достижения определенного уровня качества образования. Стратегия повышения качества высшего образования предполагает и скоординирован-ность обучения и воспитания, методик, технологий, организационной культуры высшего образования, а также методов оценки уровня компетентности специалистов. Необходимо учесть и тот факт, что образование является элементом национальной инновационной системы [3].

Структурными элементами стратегии повышения качества образования можно считать и ряд других важных аспектов современного образования: расширение социальной доступности образования; развитие структуры и соотношения различных видов образования [6]. Одним из структурных элементов стратегии повышения качества образования может быть и подстратегия (частная стратегия), направленная и на совершенствование институциональных отношений в образовательной среде.

Методология разработки и реализации стратегии повышения качества образования должна создаваться коллективными усилиями профессиональных менеджеров процесса образования, практиками, работающими в сфере образования, практиками бизнеса. Очевидно, что стратегия повышения качества высшего образования одновременно является и стратегией инновационного развития образования. Инновациями в высшем образовании можно считать любые новшества, изменения в методике, технологии образования и воспитания обучающихся (студентов), а также изменения в методах оценки компетентности и организационной культуры выпускников вуза.

Основные методические инновации, которые ориентированы на повышение качества образования, связаны в настоящее время с использованием интерактивных методов обучения в высшем образовании, игровым подходом (геймификацией) в образовании.

Анализ показывает, что могут быть выделены такие формы образовательной деятельности: элитное образование в малых группах под руководством опытных высококвалифицированных ученных и профессоров с акцентом на самоактуализацию и развитие творческих способностей; традиционное образование; смарт-образование на основе развития информационных технологий.

Анализ преподавательской деятельности показывает, что целям повышения качества образования может служить научение студентов:

- определенной (предусмотренной образовательным стандартом) сумме знаний и умений, обеспечивающих их текущую профессиональную компетентность;

- методам наращивания знаний в процессе самостоятельных работы и обучения (в том числе путем дистанционного образования);

- профессиональной организационной культуре в соответствующей будущей профессии сфере деятельности;

- индивидуализации стиля ситуационного поведения будущего руководителя (студента), включая умение публичных выступлений, деловой дискуссии и т.п.;

- методам осуществления и оценки эффективности дальнейшей профессиональной самоориентации студентов;

- методам фундаментальных и прикладных научных исследований в будущей профессии;

- методам профессиональных коммуникаций;

- методам профессиональной самореализации и самоактуализации.

Все эти элементы процесса образования могут быть реализованы при очной форме образования при условии достаточного уровня профессионализма и мотивации профессорско-преподавательского состава и достаточно высокой мотивации студентов вузов. Однако, в рамках ряда форм образовательной деятельности по причинам краткого (заочное образование) или опосредованного техническими устройствами контакта (дистанционное образование) преподавателя и студента эффективная реализация всех названных элементов процесса образования в их системном единстве может быть затруднительной.

Необходимость дополнительного образования в условиях рыночной экономики может обусловливаться следующими факторами:

- необходимостью освоения в процессе предпринимательской деятельности новых знаний по праву, экономике, маркетингу и т.п.;

- карьерным ростом с расширением сферы ответственности;

- освоением новых видов продукции, видов деятельности, новых рынков;

- структурной перестройкой и безработицей в условиях рынка;

- самореализацией и самоактуализацией личности в рамках научной и педагогической деятельности.

Эксперты считают, что вне зависимости от формы образования оценка качества образования включает в себя

оценки:

- качества системы образования,

- качества образовательного процесса, с учетом учебной и производственной практики;

- качества результата образовательной деятельности.

Считают также, что качество образования зависит от эффективного управления учебным процессом в вузах [7].

Исследователи выделяют основные функции мотивации студентов в процессе обучения:

1) побуждающая формирует активность студента в процессе обучения;

2) направляющая заключается в выборе целей, форм, видов и направлений обучения;

3) регулирующая определяет иерархию в выборе видов образовательной деятельности;

4) смыслообразующая функция мотивации придает образовательной деятельности определенный личностный смысл [9].

Мотивация студентов к повышению качества образования может быть внешней и внутренней.

Внешняя мотивация включает в себя все стимулы, содействующие повышению качества образования, которые поступают от внешнего мира (работодателей, вуза, родителей и др.).

Внутренняя мотивация студента к повышению качества образования отражает совокупность позитивных эмоций, которые может испытывать успешно обучающийся студент от самого процесса высшего образования.

Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько сильна у студента вуза мотивация к овладению будущей профессией [10]. В этой статье будем исходить из того, что мотивация студента основывается на мотивах - конкретных побуждениях, стимулах, заставляющих студента (личность) действовать и совершать поступки в процессе образования в вузе.

Познавательные мотивы (приобретение новых знаний и желание стать более эрудированным) могут иметь материальную и нематериальную составляющую. Возможность управления материальной составляющей познавательного мотива основывается на том, что студент должен знать, что повышение компетентности специалиста приводит к повышению его оплаты труда, создает преимущества при служебном повышении, делает его наиболее конкурентоспособным на рынке труда.

Нематериальная составляющая познавательных мотивов отражает возможность получения позитивных эмоций в процессе приобретение новых знаний в процессе обучения.

К социальным мотивам относятся ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление принести пользу обществу.

Мотив достижения выражается в стремлении студента как личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение. Такой мотив может иметь материальную и нематериальную составляющую. Материальная составляющая мотива достижения определяется возможным вознаграждением, предусматриваемым за конкретное достижение.

Нематериальная составляющая мотива достижения основана на стремлении повысить свой социальный уровень за счет получения качественного образования. Управлять мотивом достижения в вузе можно путем проведения конкурсов, назначения именных стипендий и т.п.

Прагматический мотив студентов в образовании заключается в их стремлении иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд в результате приобретения в процессе образования более высокой квалификации. В условиях роста экономики, повышенного спроса на рабочую силу в качестве управляющего воздействия на прагматический мотив студента может использоваться повышение заработной платы.

В условиях экономического спада прагматический мотив студента может отражать желание студента в будущем сохранить свою работу и заработную плату за счет высокой компетентности.

Профессионально-ценностные мотивы студента могут заключаться в его стремлении расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу после обучения в вузе. Вуз может управлять этим мотивом, рекламируя карьерные достижения своих известных выпускников.

Эстетические мотивы студентов определяются позитивными эмоциями, получаемыми от обучения, раскрытия в процессе обучения своих способностей и талантов (самоактуализация способностей студента). Управление эстетическими мотивами студентов в вузе может осуществляться через привлечение студентов к научно-исследовательской работе, проведение научных конференций, рекомендации к обучению в магистратуре и аспирантуре и другие мероприятия схожей направленности. Для повышения эстетических мотивов студентов в вузе может вестись работа по созданию педагогических условий саморазвития личности [11].

Статусно-позиционные мотивы студентов отражают их стремление получить определенный статус в обществе через успешное обучение и/или общественную деятельность в определенном престижном вузе и таким образом, получить признание окружающих, занять в будущем определенную должность после обучения в вузе. Для повышения такого рода мотивов студентов вузы ведут работу по поддержанию собственного имиджа как «кузнецы высококвалифицированных кадров» для определенных отраслей экономики, рекламируют свои научно-педагогические школы, проводят встречи с выпускниками вузов, дни открытых дверей, используют возможности ассоциаций выпускников вузов для поддержания имиджа вуза и трудоустройства студентов-выпускников и т.п.

Коммуникативные мотивы студентов заключаются в расширении круга общения, в том числе путем повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств среди студентов и выпускников вуза. Коммуникативные мотивы студентов могут иметь материальную подоплеку, что выражается в попытках установления контактов с нужными и перспективными для их последующего служебного роста людьми. Нематериальная составляющая коммуникативного мотива студентов заключается в получении студентом (студенткой) позитивных эмоций от общения со своими коллегами определенного социального и интеллектуального уровня. Управлять коммуникативными мотивами студентов вуз может путем проведения публичных учебных и воспитательных мероприятий, праздников, юбилеев вуза, конференций, семинаров и др.

Традиционно-исторические мотивы студентов охватывают устоявшиеся стереотипы, которые возникли в обществе, семье (профессиональные династии) и укрепились с течением времени. Повышать традиционно-исторические мотивы студентов в вузе можно путем проведения с участием широкой общественности юбилеев вуза, известных ученных и педагогов вуза, известных выпускников вуза, юбилеев выпуска из вуза и других мероприятий, направленных на изучение истории и сохранение полезных для вуза и его выпускников традиций.

Утилитарно-практические мотивы студентов связаны с их текущими меркантильными вопросами, их стремлением научиться самообразованию, освоить определенную интересующую (актуальную) учебную дисциплину. Повышать утилитарно-практические мотивы студентов вуз и преподаватель могут, объясняя студентам практическую актуальность, важность для дальнейшего профессионального роста отдельных учебных дисциплин, развития навыков самообразования и/или дистанционного образования.

Учебно-познавательные мотивы заключаются в ориентации студентов на наиболее экономичные и ресурсосберегающие способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов, например, с применением интерактивных форм обучения и др.

Кроме того важно помнить, что студентом могут двигать неосознанные (латентные), еще не проявленные мотивы. Повышать мотивацию таких студентов можно только после проявления таких мотивов и осознания их самим студентом. Значительную роль в проявлении и осознании мотивов студентами может сыграть высококвалифицированный преподаватель, атмосфера доверия в вузе. Кроме того, для таких студентов в вузе желательно обеспечить возможность консультирования со стороны опытных педагогов, профессоров и/или профессионального психологического консультирования. Профессиональное психологическое консультирование может требоваться и студентам с некоторыми признаками зависимости от информационных технологий и гаджетов [12].

Для оценки эффективности системы мотивации студентов и разработки системы мероприятий по повышению мотивации (политики мотивации) студентов вуза в интересах повышения качества высшего образования должны формироваться и использоваться методики контроля и оценки уровня компетентности специалистов, влияния компетентности на финансовые результаты организаций-работодателей. Одна из таких методик контроля компетентности как ключевого профессионального результата образования в сфере инноваций представлена в работе [13].

Список литературы и источников

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3.

2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2011. -№ 5, Вып. 1 (183). - С. 151-154. - http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2015. - № 2. - С. 129-130. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.2.16233

4. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. - М., 2015. - № 4.

5. Нестеров А.В. Приведет ли смарт-образование к «закату» университетов? // Компетентность. 2015. - № 2. - С. 40-45; № 3. - С. 4.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Образованиелогия: культура, концепции образования и оптимизация компетентности персонала организации. - М.: Экономика и предпринимательство, 2015. - № 10. - С. 786.

7. Шитякова Н.С. Управление качеством практического обучения студентов в развитии профессиональных компетенций // Молодой ученый. 2015. - № 3. - С. 858-861.

8. Глущенко В.В. Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный (Моск. обл.): ООО НПЦ «Крылья», 2004. -С. 194.

9. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.

10. Романова М. В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета , 2006. - № 6. - С. 147.

11. Иконникова А.Н. Педагогические условия саморазвития личности (в учебной деятельности студентов языкового вуза) // Психология и Психотехника. 2010. - № 7. - C. 82-85.

12. Мартьянова Г.Ю. Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы // Психолог. 2015. - № 6. - C. 56 - 75. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.6.17099. - http://www.e-notabene.ru/psp/article_17099. html

13. Глущенко В.В., Глущенко И. И. Контроль и диагностика компетентности участников инновационной деятельности // Компетентность. 2014. - № 9-10. - С. 12-17.

14. Попов Е.А. Особенности социологического исследования качества высшего профессионального образования в оценках основных субъектов образовательного процесса // Политика и общество. 2012. - № 11. - C. 54-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.