Научная статья на тему 'Организационная культура как фактор конкурентоспособности современного предприятия'

Организационная культура как фактор конкурентоспособности современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амбарцумян Карен Аркадьевич, Лымарева Ольга Александровна

Обзор публикации посвящен теоретическим вопросам, связанным с определением понятия «организационная культура предприятия» и анализом его содержания. При этом данная категория исследуется в условиях реальной жизни анализируются пути совершенствования системы общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами современных отечественных предприятий. Также в статье описывается влияние оргкультуры на формирование конкурентных преимуществ компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная культура как фактор конкурентоспособности современного предприятия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

страхования.

Список использованной литературы:

1. А. Иванов - Развитие страховых принципов пенсионной системы Российской Федерации //Финансы и Кредит. 2011. № 3. С. 66-71.

2. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. и др. / Экономическая безопасность в бюджетно-налоговой сфере экономики / монография / 2016г. / 315 стр.

3. Приходченко О.С. / Программное бюджетирование как механизм управления бюджетными расходами региона / Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2016г. / С. 167-170

4. Приходченко О.С. / Налоговые органы в системе обеспечения финансовой безопасности региона / Приоритеты системной модернизации России и ее регионов. 2014г. / С. 224-227

© Алябьева Т.С., 2017

УДК 338

Амбарцумян Карен Аркадьевич

студент КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: karen24037@mail.ru Лымарева Ольга Александровна к.э.н., доцент кафедры ЭП, Р и КМ КубГУ E-mail: olga.lymarewa@yandex.ru г. Краснодар, РФ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Обзор публикации посвящен теоретическим вопросам, связанным с определением понятия «организационная культура предприятия» и анализом его содержания. При этом данная категория исследуется в условиях реальной жизни - анализируются пути совершенствования системы общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами современных отечественных предприятий. Также в статье описывается влияние оргкультуры на формирование конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова Конкурентоспособность предприятия, организационная культура, организационная структура, развитие, рост.

В современном мире все большими темпами создаются и развиваются экономические отношения между субъектами всех уровней экономической системы (глобального, макро- и микроуровня). Поддержание стабильности и расширение своих позиций на рынке в нынешних условиях острого влияния политических факторов на экономические отношения, являются наиболее актуальными проблемами для любой организации, в том числе и для предприятий России. Учитывая данные факторы и специфику условий хозяйствования, сложившихся в РФ, следует отметить особо важную роль повышения конкурентоспособности российских компаний и организационной культуры их сотрудников.

Новый этап социально - экономического развития России обусловлен пересмотром ряда устаревших подходов к оценке роли организационной культуры не просто как «статусного» инструмента управления персоналом и позиционирования компании на рынке, а как необходимого условия эффективного развития самой системы управления предприятием, ориентированной, прежде всего, на формирование конкурентных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

преимуществ для последующей реализации потенциала компании на мировом рынке. Современная практика управления показывает, что, организационная культура, определяя позиции менеджмента, оказывает непосредственное влияние на деятельность всей организации, во многом предопределяя стратегию ее развития. В свою очередь эффективность функционирования и уровень развития компании определяют инвестиционную привлекательность компании и востребованность в конкурентной бизнес - среде. Таким образом оргркультура, наряду с традиционными элементами системы управления, оказывает непосредственное влияние на функционирование предприятия.

Понятие организационной культуры применительно к экономическим субъектам стало применяться сравнительно недавно, со второй половины XX века. В настоящее время относительно категории «организационная культура», ее смысла и содержания существует немалое количество взглядов. Наиболее объективными представляются следующие:

1) Организационная культура - это система принятых в организации и разделяемых ее работниками ценностей, убеждений, принципов, норм поведения. [1, с.17]

2) Организационная культура — это представленная в явном виде совокупность основополагающих производственных явлений, к которым относятся дисциплина труда, правила внутреннего трудового распорядка, организация и оплата труда на предприятии, кодекс корпоративной этики, и ряд других, закрепленных в соответствующих локальных нормативно - правовых актах и предписывающих правила организационного взаимодействия сотрудникам, для достижения поставленных целей. [2, с.13]

3) Организационная культура — это система ценностей и норм, разделяемых большинством членов организации, обеспечивающая мотивацию и регуляцию их деятельности, а также являющаяся средством адаптации организации к внешней среде. [3, с.8]

На наш взгляд, перечисленные трактовки имеют схожие черты, объединив которые, мы вывели собственное понятие данной категории. Под организационной культурой компании будем понимать совокупность разделяемых членами организации представлений, установок, ценностей, убеждений, предопределяющих организационное поведение членов организации.

В условиях возрастания роли нематериальных факторов в обеспечении конкурентоспособности экономических субъектов, организационная культура становится одним из важнейших стимулирующих факторов. Она объединяет в себе традиционные и приобретенные в процессе развития фирмы элементы управления, ориентированные на систематизацию и реализацию ее внутреннего потенциала развития. При этом можно утверждать об универсальности данного инструмента, который: с одной стороны, обусловливает внутрифирменную систему формирования конкурентных преимуществ, базируясь на определенных нормах, правилах, корпоративном кодексе и традициях фирмы, а с другой стороны - позиционирует фирму на рынке, характеризуя ее имидж и брэнд, статус и стиль управления, то есть формирует систему ее внешних конкурентных преимуществ. Достичь подобного баланса возможно лишь путем постоянной модернизации и обновления системы норм и ценностей, разделяемых членами организации.

На российских предприятиях необходимо преодолеть негативные факторы, оказывающие негативное воздействие на совершенствование организационной культуры большинства из них. Это, прежде всего:

1) социальная уязвимость рабочих, что способствует бюрократической жесткости руководителей отечественных организаций;

2) низкий уровень правовой и экономической культуры населения, что является прямым следствием многолетнего существования административно - командной системы

Вышеприведенные меры, направленные на развитие организационной культуры могут быть использованы и реализованы посредством таких базовых механизмов, как обучение и наставничество, стандартизация и унификация процессов и процедур, создание интерактивных информационных и аналитических корпоративных порталов, дающих возможность каждому члену организации участвовать в процессе принятия оперативных и стратегических управленческих решений, обеспечивающих на всех уровнях системы управления и во всех сферах деятельности конкурентные преимущества корпорации и, как следствие, ее общее развитие и процветание.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. В. Г. Смирнова Организационная культура : учебник для академического бакалавриата / под ред. В. Г. Смирновой. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 306 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

2. Шапиро С.А. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2016. — 256 с. — Серия: Бакалавр.

3. Грошев И.В. Организационная культура / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 535 с.

© Амбарцумян К.А., Лымарева О.А., 2017

УДК 2964

А.В.Антохина

г.Брянск,РФ E-mail antoxina1993@mail.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее часто используемые методики оценки конкурентоспособности региона. Используя достоинства вышеперечисленных методик, а также методы расчета частных показателей, представлена авторская методику оценки конкурентоспособности, учитывающую специфику региона. Результаты анализа могут быть использованы в процессах разработки и реализации политики по повышению конкурентоспобности региона

Ключевые слова

Конкурентоспособность региона, система показателей региона, методика оценки конкурентоспособности региона, интегральные показатели конкурентоспособности региона.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности региона обеспечивается эффективным управлением социально-экономического развития. На основе результатов оценки конкурентоспособности регионов исследователи, эксперты анализируют эффективность осуществления стратегии социально-экономического развития региона, пути повышения его конкурентоспособности.

В настоящее время существует большое разнообразие авторских методик оценки конкурентоспособности регионов, обусловленное различными целями, поставленными при оценке. Авторы различных методик сходятся во мнении, что показатель оценки конкурентоспособности региона является комплексным показателем. В каждой методике принимаются различные системы показателей наиболее часто используемыми являются:

- система показателей уровня экономического развития региона;

- система показателей инвестиционной привлекательности региона;

- система показателей конкурентных преимуществ;

- система показателей региональной эффективности;

- система показателей уровня и качества жизни населения региона и другие.

Наиболее популярные методики представлены в таблице 1, в которой отражены преимущества и недостатки каждой из них. Данный анализ подходов представленных в таблице 1 проведен А.С. Барабановым. [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.