Научная статья на тему 'Коучинг как инструмент адаптации персонала'

Коучинг как инструмент адаптации персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2634
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА / МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова В. С., Лымарева О. А.

Данная статья, рассматривает пути решения проблем с адаптацией персонала с помощью коуч технологий. Проанализированы основные элементы адаптации персонала, а так же рассмотрены проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и пути их решения. Предложена инновационная и эффективная методика совершенствования системы адаптации персонала с помощью коуч технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг как инструмент адаптации персонала»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 331.108.26

В.С.Чернышова

студентка магистратуры кафедры прикладной экономики и управления персоналом, КубГУ

г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected] О.А.Лымарева Канд.эконом.наук,доцент КубГУ Г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

Данная статья, рассматривает пути решения проблем с адаптацией персонала с помощью коуч технологий. Проанализированы основные элементы адаптации персонала, а так же рассмотрены проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и пути их решения. Предложена инновационная и эффективная методика совершенствования системы адаптации персонала с помощью коуч технологий.

Ключевые слова

Система адаптации персонала, процесс адаптации, технологии коучинга, методика адаптации.

В условиях рыночной экономики одним из важных направлений работы организации является подготовка и проведение адаптационных мероприятий. Конкурентоспособными оказываются те предприятия, которые, большое внимание уделяют развитию персонала.

Адаптация один из главных элементов системы управления персоналом предприятия. Обучение персонала, освоение новых методов необходимо для раскрытия потенциала каждого сотрудника, так как будущее любого предприятия зависит от эффективной производительности труда его персонала.

Адаптация это взаимный процесс знакомства работника и организации, усвоение сотрудником требований и норм компании, а также изучение правил корпоративной культуры. Адаптация персонала один из главных аспектов кадрового менеджмента, но, к сожалению, не все компании уделяют достаточно вниманию адаптационному периоду.

Адаптация персонала - это приспособление сотрудников к условиям трудовой деятельности и непосредственно социальной среде в организации. Адаптация необходима, чтобы сократить время, которое нужно новому работнику, чтобы ознакомиться с новым местом и начать эффективно работать. Основной целью адаптации новых работников является уменьшение издержек, снижение стресса, сокращение текучести кадров, экономия времени менеджеров и коллег. Адаптация - процесс обоюдный, работник приспосабливается к новой компании, а организация приспосабливается к новому работнику.

Использование грамотной системы адаптации позволяет новому сотруднику чувствовать себя более комфортно, а организация получает от него максимальную отдачу в работе. Смена рабочего места сопровождается не только изменением условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением сферы деятельности, профессии, что является наиболее сложным адаптационным этапом.

В каждой организации существует совокупность определенных требований, норм, правил поведения, которые определяют социально значимую роль человека в коллективе, как коллеги, подчиненного, руководителя. Приступая к новой работе, человек должен включиться в систему внутриорганизационных отношений, и занять в ней свое место. Сотрудник, который устраивается на новую работу, должен обладать определенными целями и потребностями. В соответствие с ними новый сотрудник ожидает определенных требований от компании, а именно к выполнению обязанностей, стилю работы, мотивации и т.п.

При рациональном взаимодействии и грамотно разработанной системе адаптации персонала процесс взаимной адаптации сотрудника и организации будет более успешным.

Прием на работу и отбор сотрудников довольно трудоемкий и затратный процесс. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы сотрудник не уволился через несколько месяцев. Как показывает

практика, наибольший процент работников покидает компанию в течение первых месяцев работы. Основной причиной их ухода является несовпадение реальности с ожиданиями и сложности с адаптацией в новой организации.

Создание квалифицированной службы адаптации персонала поможет решить основные проблемы, возникающие после трудоустройства новых сотрудников.

Основными инструментами адаптации персонала на современных предприятиях является наставничество и коучинг. Коучинг отличается от традиционного наставничества. Отличие заключается в том, что наставничество это работа под руководством опытного коллеги, а коучинг - это индивидуальный тренинг, цель которого повышение эффективности, выявления сильных сторон сотрудника, помощь по устранению препятствий в трудовой деятельности. Данные методы не исключают, а наоборот дополняют друг друга.

Коучинг уже зарекомендовал себя как инновационный и развивающий метод в адаптации персонала на предприятии. На предприятиях России эта методика стала применяться относительно недавно.

В отличие от популярного наставничества, коучинг направлен не на обучение работника, а на раскрытие потенциала нового сотрудника. Коучинг исходит из того, что каждый человек обладает большими способностями, чем он обычно проявляют. Коуч или менеджер, владеющий навыками коучинга, не столько даёт указания и инструктирует, сколько задаёт вопросы. Вопросы, задаваемые коучем, позволяют новичку по-новому посмотреть на свою работу и на свои возможности. С другой стороны, руководителю коучинг прекрасно показывает реальный профессиональный уровень нового сотрудника на данный момент и позволяет спланировать свою работу по его развитию.

Задача коучинга решить проблемы при помощи специальных техник, бесед, вопросов. Возможно, использование специальных игровых упражнений, которые позволят раскрепостить сознание, а так же снять барьер, который блокируют эффективность в достижении целей. Применяя коуч-методику можно повысить производительность труда в несколько раз. Сотрудники под руководством коучера работают с большим интересом и более высокой отдачей.

Коучинг является, прежде всего, инструментом для повышения личной эффективности сотрудника. Как известно, коуч помогает разобраться, в чем человек неэффективен, и вместе с ним находит возможности развития.

Цель коучинга научить сотрудника самостоятельно находить решение в поставленных перед ним задачах, а так же самостоятельно принимать решения, отказаться от шаблонного мышления, научиться смотреть на проблему по-новому и находить нестандартные решения в стандартных ситуациях.

У коучинга есть ещё одно важное преимущество - экономия времени. Сам процесс коучинга занимает совсем немного времени. Вполне достаточно ставить своевременно задачи сотруднику, задавать наводящие вопросы, периодически контролировать процесс работника. Это занимает гораздо меньше времени, чем бесконечные инструкции и указания. А результативность такого метода значительно выше. Но, к сожалению, еще не все компании готовы принять новый стиль управления, поэтому он встречается крайне редко.

Коучинг можно применять, как для эффективной адаптации персонала, так и для основного стиля управления компанией. В таком случае использование коучинга помогает наиболее эффективно раскрыть потенциал каждого сотрудника, решается проблема мотивации персонала, растет лояльность сотрудников к компании, повышается продуктивность работы каждого подразделения.

Особенность применения коучинга состоит в том, что он ориентирован на позитивно направленные изменения, способствующие переходу к новому стилю управления, внедрению на предприятии инновационных методов работы, повышению личной заинтересованности, ответственности и творческой активности сотрудников.

Таким образом, можно сделать вывод, что коучинг, как элемент адаптации является одним из основных компонентов системы управления персоналом, что требует огромных организационных усилий, поэтому необходимо создавать структурные подразделения, которые будут заниматься решением данных проблем.

Преимущество коучинга в том, что он позволяет сотруднику использовать все богатство его опыта, навыков, знаний которыми он обладает. Особенность использования коучинга в адаптации персонала, состоит в том, что он ориентирован на позитивные, направленные изменения не только нового сотрудника, но и всего коллектива в целом.

Список использованной литературы:

1. Грайченко В. От новичка к коллеге: четыре шага к адаптации / Грайченко В., Пашигорова О. // Управление персоналом. - 2014. - № 12. - С. 14-17.

2. Дедкова И.Ф., Прокофьев Е.В., Дедков В.Н., Коваленок А.В. Исследование механизма рекрутинга в работе с персоналом Экономика устойчивого развития 2016 № 1 (25) С. 121-124

3. Дедкова И.Ф., Филоненко А.А., Лымарева О.А. Применение ко-учинга в професиональном развитии: новые возможности раскрытия человеческого потенциала Экономика устойчивого развития. 2015. № 3 (23). С. 128-132.

4. Кибанов А. Управление персонала организации: отбор и оценка при найме, адаптация : учебн. пособ. для вузов / Кибалов А. Я., Дуракова И. Б. - М. : Изд. "Экзамен", 2006. - С. 144.

© Чернышова В.С.., Лымарева О.А., 2017

УДК 331.108.26

В.С.Чернышова

студентка магистратуры кафедры прикладной экономики и управления персоналом, КубГУ

г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected] О.А.Лымарева Канд.эконом.наук,доцент КубГУ г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ КОУЧИНГА В СИСТЕМЕ НАЙМА ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В данной статье рассмотрен инновационный подход в системе найма персонала с использование коучинг методики. Коучинг в системе найма персонала помогает проанализировать и устранить проблемы, с которым сталкиваются специалисты HR отдела.

Ключевые слова

Найм персонала, коучинг, потенциал, компетенция, адаптация, методы

Условия рыночной экономики диктуют предприятиям жесткие требования конкурентоспособности, повышения эффективности, использования инновационных форм и способов управления, современных методов найма и отбора персонала. На практике многие компании часто испытывают дефицит хороших менеджеров, специалистов, особенно таких, которые могли бы решать задачи, брать ответственность, эффективно трудиться. Сложность при подборе и найме персонала заключается в том, что квалифицированные специалисты, как правило, трудоустроены, а те, кто ищет работу, не имеет нужной компетенции или опыта. Возникают трудности с выбором подходящего, мотивированного, лояльного сотрудника. Вакансия закрывается любым кандидатом, из тех, кто пришел на собеседование. В дальнейшем становится понятно, что данный сотрудник не справляется с порученными ему задачами, не показывает результатов, не эффективен. В итоге, организация несет колоссальные издержки, недополучает прибыль, имеет низкую производительность персонала.

Чтобы компании обеспечить себя качественными кадрами, нужно постоянно решать одни и те же задачи: поиск кандидатов, обладающих необходимыми компетенциями; удержание вновь нанятых и старых сотрудников; повышение мотивации и увеличение эффективности труда.

Одним из наиболее эффективных методов в системе отбора персонала является коучинг. Коучинг в системе найма персонала позволит оценить насколько кандидат способен анализировать и решать новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.