Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАДРОВАЯ СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / СЛУЖБА СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИЦИЯ / АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ / СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ СОТРУДНИКОВ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеплухов Евгений Викторович, Гостев Александр Николаевич, Демченко Максим Владимирович

В статье на основе результатов конкретного социологического исследования раскрываются: современные особенности организации управления органом внутренних дел Российской Федерации; сложность, неопределенность российских общественных отношений в правоохранительной сфере; структура и функции органов внутренних дел; теоретические основы управления органами внутренних дел; современная статистика преступности; факторы, обусловливающие необходимость повышения уровня качества организации управления органом внутренних дел; актуальные пути совершенствования организации управления органом внутренних дел Российской Федерации (рационализация организационной структуры управления; оптимизация нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел; обеспечение общественного контроля процесса организации управления органом внутренних дел; повышение эффективности деятельности кадровых служб); значение, функции, особенности и трудности деятельности, эффективность службы собственной безопасности - структуры в системе внутренних дел, обеспечивающей повышение уровня законности при организации управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чеплухов Евгений Викторович, Гостев Александр Николаевич, Демченко Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MANAGEMENT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODY OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOCIOLOGICAL ASPECT

The article on the basis of the results of a specific sociological study reveals: modern features of the organization of management by the internal affairs body of the Russian Federation; complexity, uncertainty of Russian public relations in the law enforcement sphere; structure and functions of internal affairs bodies; Theoretical foundations for the management of internal affairs bodies; current crime statistics; Factors that make it necessary to improve the quality of management of the internal affairs body; current ways to improve the organization of management of the internal affairs body of the Russian Federation (rationalization of the organizational structure of management; optimization of the regulatory framework governing the activities of internal affairs bodies; ensuring public control over the organization of management by the internal affairs body; improving the efficiency of human resources services); the importance, functions, peculiarities and difficulties of activities, the effectiveness of the internal security service - a structure in the internal affairs system that ensures an increase in the level of legality in the organization of management.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»



УДК 334.025, 316.4.051.2

DOI 10.47629/2074-9201_2020_20_12_13

Чеплухов Евгений Викторович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУСБ МВД России, слушатель Академии управления МВД России, Москва, yrist7777777@gmail.com

Гостев Александр Николаевич,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры Теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД РФ, Москва,

Gostevan@inbox.ru

Демченко Максим Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва,

demchenkomv@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье на основе результатов конкретного социологического исследования раскрываются: современные особенности организации управления органом внутренних дел Российской Федерации; сложность, неопределенность российских общественных отношений в правоохранительной сфере; структура и функции органов внутренних дел; теоретические основы управления органами внутренних дел; современная статистика преступности; факторы, обусловливающие необходимость повышения уровня качества организации управления органом внутренних дел; актуальные пути совершенствования организации управления органом внутренних дел Российской Федерации (рационализация организационной структуры управления; оптимизация нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел; обеспечение общественного контроля процесса организации управления органом внутренних дел; повышение эффективности деятельности кадровых служб); значение, функции, особенности и трудности деятельности, эффективность службы собственной безопасности - структуры в системе внутренних дел, обеспечивающей повышение уровня законности при организации управления.

Ключевые слова: организация, управление, орган внутренних дел, социология, общественные отношения в правоохранительной сфере, правоохранительная практика, преступность, организационная структура, нормативная правовая база, теоретические основы, общественный контроль, кадровая служба, кадровый резерв, служба собственной безопасности, полиция, аттестация кадров, служебная проверка, правовая защищённость сотрудников, результативность деятельности, институты гражданского общества, политические партии, религиозные организации, контроль, общественное мнение, информация, традиции

Evgeny V. Cheplukhov,

senior operative for especially important cases of the Main Directorate of Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, yrist7777777@gmail.com

Alexander N. Gostev,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow,

Gostevan@inbox.ru

Maxim V. Demchenko,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Financial University

under the Government of the Russian Federation", Moscow, demchenkomv@mail.ru

ORGANIZATION OF MANAGEMENT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODY OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOCIOLOGICAL ASPECT

un

Abstract. The article on the basis of the results of a specific sociological study reveals: modern features of the organization of management by the internal affairs body of the Russian Federation; complexity, uncertainty of Russian public relations in the law enforcement sphere; structure and functions of internal affairs bodies; Theoretical foundations for the management of internal affairs bodies; current crime statistics; Factors that make it necessary to improve the quality of management of the internal affairs body; current ways to improve the organization of management of the internal affairs body of the Russian Federation (rationalization of the organizational structure of management; optimization of the regulatory framework governing the activities of internal affairs bodies; ensuring public control over the organization of management by the internal affairs body; improving the efficiency of human resources services); the importance, functions, peculiarities and difficulties of activities, the effectiveness of the internal security service - a structure in the internal affairs system that ensures an increase in the level of legality in the organization of management.

Keywords: organization, management, internal affairs body, sociology, public relations in law enforcement, law enforcement practice, crime, organizational structure, normative legal framework, theoretical foundations, public control, personnel service, personnel reserve, own security service, police, personnel certification, official audit, legal protection of employees, performance, civil society institutions, political parties, religious organizations, control, public opinion, information, traditions

Введение. Результаты наблюдения показывают, что российские общественные отношения, которые в границах установленной законодательством ответственности регулируются органами внутренних дел, становятся все более сложными, трудными для прогнозирования и противоречивыми. Априори, от этого начинает значительно не дорабатывать один из основных институтов гражданского общества - система прав и свобод человека, что создает, как показывают события в Украине, Белоруссии, США, Франции и во многих других странах, сложнейшие проблемы в обеспечении национальной безопасности государства. В этих условиях политическое руководство нашей страны с целью обеспечения устойчивого развития государства, защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей инициировало изменения в Конституции России. Нависшая опасность международного социального катаклизма заметна и в общественном сознании населения [13], о чем свидетельствует интерпретация (объяснение) результатов голосования по поправкам в основном законе страны, которое завершилось 1 июля 2020 года. Как известно, за изменения части положений Конституции России проголосовало 77,92% имеющих право выбора участвующих в голосовании граждан [16]. Этот факт обусловливает необходимость для всех структур федеральной исполнительной власти повышать уровень качества выполнения своей работы. Безусловно, обеспечение общественного порядка, безопасности, защиты прав и свобод граждан, их жизни, здоровья и других условий комфортной, благоприятной жизни - сфера ответственности полиции, как основной части единой централизованной системы МВД России [2,3], которая включает центральный аппарат, территориальные органы, образовательные, научные, медицинские организации, окружные управления материально-

технического снабжения, заграничный аппарат, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел [3, п. 14]. Очевидно, что органы внутренних дел остаются важнейшим социальным институтом общества, поэтому нуждаются в совершенствовании организации управления адекватном изменяющимся общественным условиям. Полиция же - составная часть федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Ее работу организует в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [2].

Очевидно, что управление - это наука и искусство, а потому сложнейший вид деятельности, которым должны заниматься не случайные люди, а личности с психологической ориентированностью на подобный труд, обученные теории и имеющие большой опыт практической деятельности. Общественный опыт свидетельствует, что любая неточность в организации управления становится системной ошибкой, которая неминуемо приводит к поражению (крупному ущербу), а в перспективе к снижению уровня социально-экономического состояния населения [9, с. 46]. Хорошо организованное управление сопряжено с такими показателями, как: культура, цивилизованность,

DO

безопасность, защищенность, перспективность прогрессивного развития человека, общества, государства [11, с. 87].

Как показывают результаты анализа документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только за 7 месяцев 2020 года в России зарегистрировано 1 189 457 преступлений, в том числе 327 628 тяжких и особо тяжких. Из указанного количества сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1 116 271 (93,85%) и 311 655 (95,12%) преступлений соответственно. К сожалению, за указанный период времени остались нераскрытыми 476 138 преступлений [14].

Результаты опроса экспертов показали рейтинг факторов, обусловливающих необходимость повышения уровня качества организации управления органов внутренних дел:

1. Цифровизация (роботизация), электронная информатизация и, обусловленное ими, появление новых видов сложных в раскрытии преступлений;

2. Интенсивное разрушение традиционной общественной культуры (нравственности, патриотизма, солидарности);

3. Несовершенство правовых и ограниченность материально-технических, кадровых и иных ресурсов органов внутренних дел (например, либерализация ответственности за экономические преступления и другое);

4. Пассивность деятельности, низкий уровень мотивации участия институтов гражданского общества в работе структур внутренних дел;

5. Быстрота, широта и радикальность социально-экономических перемен (см. Рисунок 1).

Публичная деятельность становится все более «прозрачной», открытой, гласной. Сегодня общество за двое суток получает такой же объем информации, каким оно обменивалась ранее за 1000 лет. В этой связи, системы управления всех институтов общества подвергаются новым опасностям и угрозам, связанными с развитием цифровых технологий. Результаты опроса респондентов показывают, что, например, будут множиться различного вида преступления, в том числе экономические (см. Рисунок 2).

Прогнозируется, что будет расти число людей, пострадавших от преступлений, связанных с информационными технологиями, что, априори, повысит уровень недоверия к власти, подорвет мотивацию населения на созидательный труд. В этой связи, актуальным становится создание новых и совершенствование имеющихся структур в территориальных органах внутренних дел, специализирующихся на раскрытии правонарушений с применением цифровых технологиях (роботизации).

Цель статьи - разработка и обоснование предложений по совершенствованию организации управления органом внутренних дел Российской Федерации в современных условиях.

Задачи - раскрыть понятие организации управления органом внутренних дел Российской Федерации, определить проблемные вопросы в управленческой деятельности, привести аргументы о необходимости совершенствования организации управления органом внутренних дел.

Гипотеза - эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Рос-

Рисунок 1. Рейтинг факторов, обусловливающий необходимость повышения уровня качества организации управления органов внутренних дел

па

Рисунок 2. Мнение респондентов о видах преступлений, число которые будет увеличиваться

с развитием цифровых технологий

сийской Федерации повысится при оптимизации нормативно-правовой базы, рационализации организационной структуры и обеспечении общественного контроля процесса организации управления.

Технология и методы исследования. Исследование проведено на эмпирической базе подразделений собственной безопасности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне, дислоцирующихся в Приволжском федеральном округе, Академии управления МВД России. Выборка - 398 человек, ошибка выборки - 5%. Теоретическо-прикладную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, научная правовая литература, статистические данные. В исследовании сущности, содержания и практики организации управления органом внутренних дел Российской Федерации применялся комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, идеализация, моделирование) и эмпирических методов (наблюдение, экспертный опрос, вторичный анализ социологических исследований).

Теоретическое обсуждение проблемы и результаты исследования. В настоящее время МВД России самый многочисленный правоохранительный институт государства. Его предельная штатная численность 894 869 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - 746 859 человек, федеральных государственных гражданских служащих - 17 197 человек, работников - 130 813 человек [4, п. 1].

Результаты анализа научных трудов показывают, что хорошо организованное управление сопряжено с такими показателями, как: культура, цивилизо-

ванность, безопасность, защищенность, перспективность прогрессивного развития человека, общества, государства. Россия имеет богатейшие научные традиции по разработке проблем управления, что доказывается очевидной практикой (геополитическими показателями). России занимает большую часть суши Земли (1866 год - 23 700 000 кв.км; 1914 год - 21 799 825 кв.км; 1945 год - 22 420 200 кв.км; 1991 год - 17 125 000 кв.км. Она имеет прямой выход в три океана и 12 (1) морей. На ее территории проживает около 180 наций и народностей (перепись населения 2010 года), население разговаривает на 150 языках, мирно сосуществуют более 70 религиозных конфессий. Российская наука, управление всегда были передовыми в мире. Очевидно, что управлять территорией в 23 700 000 кв. км без лучшей в мире организации управления было бы невозможно. Интерпретация этого положения позволяет утверждать, что на высоком уровне качества всегда было и управление правоохранительной деятельностью, что обусловливает изучение, обобщение и использование всего отечественного ретроспективного опыта.

Результаты анализа научной литературы показали, что российская наука имеет приоритет в создании теоретических основ эффективного управления общественными институтами, в том числе правоохранительными.

Еще в XIX веке стратегические проблемы совершенствования власти разрабатывал А.И. Галич (1783-1848); Н.И. Надеждин (1804-1856) формировал знания научного управления государством, предлагал технологии прогнозирования и проектирования будущего России на основе историзма; П.И. Пестель

(1793-1826) создал теорию революционного преобразования общества как способа его прогресса; В.Н. Майков (1823-1847) в труде «Общественные науки в России» (1845) предложил обществу систему законов социальной жизни людей и народов (их учет в социальном планировании осуществляется и в настоящее время); П.Я. Чаадаев (1794-1856) разработал проект путей улучшения управления в России, где предлагал учитывать мнения и настроения народных масс; К.Д. Кавелин (1818-1885) разрабатывал проекты социальных форм существования, где органично сочетались общечеловеческое и национально-самобытное в этносе (предупреждал о недопустимости пересадки «общечеловеческих идеалов, которые могут быть только продуктом самодеятельного народного гения, результатом народной жизни» из одной страны в другую); М.А. Бакунин (1814 - 1876) стал классиком теории анархизма, на принципах которой создана демократия США (Его тезисы: «все, что служит увеличению индивидуальной свободы, оправдано и прогрессивно», «для формирования справедливого государство необходима организация социума не «сверху вниз», а «снизу вверх». Учение эволюционного управления обществом создал Н.К. Михайловский, ознакомившись с которым Теннис, Дюркгейм и другие западные классики общественных наук обнаружили, что они во многом повторили нашего ученого. Предложил и обосновал идеи стратегической централизации российской власти в условиях обширной территории, малой заселенности, однообразии и простоты занятий населения, постоянной угрозы внешних нападений Б.Н. Чичерин (1828-1904) — русский правовед, философ, историк и публицист. Классик геополитики Н.Я. Данилевский (1822-1885) разработал, обосновал стратегии: всеславянского союза; отвержения европоцентристского эволюционного принципа; общественного развития, структурно-функционального анализа социальных систем. В научной школе славянофильства (И.В. Киреевский, 1806—1856; А.С. Хомяков, 1804-1860; К.С. Аксаков, 1817-1860 и другие) разрабатывались проекты (модели) развития общества на самобытности культурных типов; общины, как социокультурной формы социального бытия; соборности, как принципе организации и идеала социальной жизни; ограничении власти государства в экономике (рыночная экономика); основе духовной (религиозной) основе поведения людей (идеологическая стратегия). Положения теории управления системно и приоритетно в России разрабатывались по следующим направлениям:

1) Социально-политической активности населения. (Ю.Е. Волков, В.И. Мухачев, А.С. Капто и другие);

2) Социально-экономической и духовной жизни (социальные резервы труда, общественная дисциплина, быт, семья, отдых и т.д.);

3) Партийной работы, механизмов ее реализации, организационные и идеологические основы, пропагандистской деятельности (В.Г. Байкова, Н.Н. Бо-карев, В.П. Васильев, Г.Т. Журавлев, Д.М. Гилязитдинов, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчев и другие);

4) Устройства власти (В.Г. Афанасьев, Г.А. Белов, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин, Д.А. Керимов, Ю.А. Тихомиров и другие);

5) Формирования политической культуры (Н.М. Кейзеров, Н.М. Блинов, Ю.П. Ожегов, Э.Н. Ожиганов, В.А. Щегорцов и другие).

В российской науке есть ученые с мировым признанием, которые обосновывали проблемы управления различными организациями, институтами и процессами: В.В. Разуваев, Э.А. Поздняков, И.Л. Солоневич, А.С. Панарин, Л.И. Мечников, В.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.С. Трубецкой, И.А Ильин, Г.В. Вернадский, Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев, Н.В. Устрялов, Д.М. Гвишиани, К. В. Плешакова, К.Э. Сорокин, К.С. Гаджиев, А.Г. Дугин, В.С. Пирумов, В.А. Колосов и многие другие.

Результаты трудов российских ученых прошлого и настоящего должны использоваться для совершенствования организации управления всеми институтами общества, в том числе органами внутренних дел.

Анализ научных трудов [7-12], наблюдения правоохранительной практики, изучение мнения населения позволяет сделать вывод о том, что лучшими путями совершенствования организации управления органом внутренних дел Российской Федерации должны стать: рационализация организационной структуры управления; оптимизация нормативно-правовой базы деятельности, регулирующей деятельность органов внутренних дел; обеспечение общественного контроля процесса организации управления органом внутренних дел; повышение эффективности деятельности кадровых служб.

Априори, совершенствование организации управления органом внутренних дел не может быть без оптимизации его структуры в соответствии с изменяющимися общественными условиями. В этом состоит следование основному общественному закону управления - актуализированная общественная проблема обусловливает создание специализированной структуры для ее разрешения. Как показывают результаты наблюдения практики, оптимальными подходами к совершенствованию организации управления органом внутренних дел являются системный и структурно-функциональный. Очевидно, что на обоих подходах следует развивать, преобразовать, оптимизировать каждый элемент организации, назначать им (поручать, распределять) новые функции. Безусловно, такие изменения в сложных условиях общественной обстановки могут нарушить дееспособность органа внутренних дел. Поэтому рациональным будет

U93

совершенствовать несколько системообразующих структур. Известно, что по закону систем изменение одного элемента будет способствовать совершенствованию всех или части остальных.

Исследование показало, что структурой в системе внутренних дел, деятельность которой ускоренно повысит уровень законности в организации управления, является служба собственной безопасности.

Главное управление собственной безопасности - подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата. Ее задачи: обеспечение собственной безопасности; противодействие коррупции в системе МВД России; государственная защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких [5]. Координирует и контролирует эту службу непосредственно Министр внутренних дел. Безусловно, противодействию коррупции, как одному из опаснейших общественных феноменов, снижающих уровень устойчивости управления организацией, разрушающих авторитет органов власти, отдается приоритет. Коррупция - это объективное социальное явление, имеющее основу в личной и общественной психологии людей, знания о которых имеет еще много белых пятен. В этой связи, противодействие этому явлению всегда затруднено и требует лучшей организации и высокопрофессиональных кадров.

Анализ данных Главного информационно-аналитического центра МВД России показывает, что среднее значение удельного веса выявленных подразделениями собственной безопасности (далее ПСБ) фактов совершения сотрудниками ОВД преступлений должностного характера составило 70,7% (2017 - 70,5%; 2018 - 68,3%; 2019 - 73,4%). Т.е., в настоящее время эти подразделения в системе МВД необходимы, но, учитывая динамику развития негативных общественных явлений, в их управлении требуется процессуальное и организационное совершенствование. Так, на региональном уровне территориальные ПСБ подчиняются руководителям ОВД субъектов Российской Федерации. Их сотрудники реализуют полномочия по противодействию коррупции непосредственно в органах внутренних дел, что требует особой организации управления, правовой защищённости этой категории кадров полиции. Вместе с тем, в отличие от Главного управления собственной безопасности, вмешательство в деятельность которого иных лиц полностью исключена, работа территориальных подразделений имеет ряд проблемных моментов. Так, назначение на должность начальника регионального подразделения собственной безопасности осуществляется приказом руководителя территориального органа внутренних дел по согласованию с Главным управлением собственной безопасности.

Но аттестацию руководители ПСБ и личный состав Службы проходят в общем порядке, как и другие сотрудники регионального органа внутренних дел. Априори, в состав аттестационных комиссий включены должностные лица ОВД, которые проверялись службой собственной безопасности, подвергались дисциплинарной ответственности по материалам, представленным ПСБ. При проведении аттестации они имеют возможность по личным мотивам оказать влияние на решение комиссии в отношении сотрудников Службы. В таких условиях уровень объективности деятельности подразделений снижается.

Необходимость повышения правовой защищённости сотрудников Службы также обусловливается произошедшими в 2017 году изменениями в структуре Главного управления собственной безопасности, когда было упразднено Региональное управление собственной безопасности ГУСБ МВД России. Структурные отделы данного подразделения Главка дислоцировались в регионах Российской Федерации по окружному принципу и имели возможность параллельно осуществлять оперативное обслуживание территориальных органов внутренних дел, обеспечивать своевременное реагирование Министерства внутренних дел на изменение оперативной обстановки в самих ОВД, в том числе в рядах руководящего состава. Из-за произошедшей реорганизации соответствующие задачи возложены на территориальные ПСБ, которые, зачастую, не имеют объективной возможности обеспечивать полноценный оперативный контроль.

В настоящее время нормативными правовыми актами МВД России определён особый правовой статус сотрудников подразделений собственной безопасности. Так, в соответствии с п.п. 6, 7 Порядка проведения служебной проверки в структурах органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161, решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности, заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России. При этом служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности проводится ГУСБ МВД России либо по поручению начальника ГУСБ МВД России или его заместителя подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России [6].

Таким образом, при решении вопроса о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности, Главное

СЖ]

управление собственной безопасности изучает достаточность оснований и согласовывает либо отказывает в её проведении. Пункт о проведении служебной проверки непосредственно ГУСБ МВД России или по его поручению территориальным подразделением собственной безопасности, также призван обеспечить объективность и непредвзятость к сотруднику подразделения СБ, в отношении которого проводится служебная проверка.

Поскольку для МВД России, как организованной системы, характерно стремление улучшить (оптимизировать) эффективность своей деятельности по достижению определенных целей, этому в значительной степени может способствовать совершенствование организации управления подразделений собственной безопасности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне.

В частности, возможно рассмотреть вопрос об изменении существующего порядка назначения на должность начальника регионального подразделения СБ, которое целесообразно осуществлять приказом Министра внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Главного управления собственной безопасности. Такое решение позволит повысить статус руководителя Службы и подразделения в целом, обеспечит повышенную правовую защищённость.

Подлежит изменению организация аттестации сотрудников территориальных подразделений собственной безопасности. Она должна проводиться отдельной комиссией, с включением в её состав представителей Главного управления собственной безопасности. А с целью исключения возможности оказания влияния со стороны руководства региональных ОВД на ход оперативно-розыскных мероприятий, проводимых подразделением собственной безопасности, целесообразно функцию ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельность оставить исключительно за ГУСБ МВД России.

В ходе исследования выявлено, что при оценке результативности деятельности Службы, зачастую данные ведомственной статистики и отчетов территориальных органов внутренних дел на региональном уровне не совпадают. Причина здесь в том, что в состоянии законности учитывается индекс криминальной поражённости, который представляет собой количество выявленных правонарушителей в расчёте на тысячу единиц штатной численности ОВД. Он напрямую зависит от активности подразделений собственной безопасности в выявлении преступлений. Вместе с тем, в случае превышения среднего индекса криминальной поражённости, деятельность руководства соответствующего территориального органа внутренних дел на региональном уровне по обеспечению законности вызывает критическую оценку.

В таких условиях руководители региональных ОВД ограничивают гласность в работе по противодействию коррупции в своих подразделениях. Более того, они могут не утвердить решение о документировании противоправной деятельности своих подчинённых, ограничиться мерами профилактического характера, которые будут не соответствовать требованиям законодательства.

В этой связи, вышеуказанные предложения по совершенствованию организации управления подразделениями собственной безопасности, наряду с пересмотром подхода к показателю индекса криминальной поражённости, позволит повысить уровень эффективности противодействия правонарушениям, допускаемым сотрудниками системы Министерства внутренних дел.

Как известно, система управления - это двухуровневый социальный феномен:

1) Общественный (неформальный);

2) Административный (формальный, бюрократический).

На первом уровне напрямую реализуется положения статьи 3 Конституции РФ: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В России впервые в ее тысячелетней истории в 2014 году для совершенствования государственного управления был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». А в Федеральном законе «О полиции» [2, ст. 9] этому элементу управления посвящена отдельная статья, которая предполагает образование общественных советов, одна из функций которых - осуществление общественного контроля за деятельностью полиции. Безусловно, этой структурой общественный контроль системы управления органом внутренних дел Российской Федерации не должен быть ограничен.

Контролировать (наблюдать, отслеживать) -значит обеспечивать законность, порядок, ответственность; обнаруживать и устранять проблемы в управлении. Эту функцию можно успешно реализовать, если в систему контроля будут включены институты гражданского общества - система неформального государственного управления, включающая в себя, как показали результаты конкретного исследования, 34 относительно автономных структуры [8, с.56-58]: система прав и свобод человека и гражданина; политические партии; общественные объединения и движения; профсоюзы; кооперации; религиозные объединения; благотворительные организации ... и другие.

Безусловно, необходима организация взаимодействия с политическими партиями, как политической

□Л

силой гражданского общества. Они связующие звенья между гражданским обществом и властью. В России, как демократическом государстве, на определенных этапах Министерством юстиции РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрировалось до 150 различных партий, организаций, движений [8, с. 76]. Кроме того, регистрировались десятки религиозных организаций. В настоящее время их перечень включает 57 конфессий: Русская православная церковь, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, ислам, буддизм, иудаизм, ..., лютеране, Английская церковь, молокане, духоборы ... и другие.

Все эти организации нельзя исключать из сил, являющихся источниками информации, которая будет использоваться для обеспечения правопорядка, контроля власти, деятельности подразделений МВД. Безусловно, с целью координации их деятельности в интересах совершенствования организации управления органами внутренних дел в штате подразделений должна реализовываться функция «взаимодействия с институтами неформального управления», которая будет соответствовать положению Федерального закона «О полиции» в контексте формирования общественных советов в структурах МВД [2, ст. 9].

В процессе совершенствования организации управления органом внутренних дел, априори, особо важной является оптимизация кадровой работы. Результаты опроса респондентов показали, что часть из них высказались за реформирование работы кадровой системы (см. Рисунок 3).

Бесспорно, что от эффективности работы полицейских во многом формируется мнение населения о

работе государственных органов. Граждане, институты гражданского общества в зависимости от симпатий к правоохранителям, качества их работы будут либо сотрудничать, помогать работе органов внутренних дел, либо противостоять, критиковать, митинговать. Результаты исследования показали, что в деятельности полиции есть достижения, но остаются и проблемы, разрешение которых обусловлено личностными, кадровыми факторами. Так, по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России» в период с 2016 по 2019 годы проводились трендовые социологические исследования общественного мнения о деятельности полиции Российской Федерации [15]. Выборка репрезентативная. Например, в 2019 году было опрошено 47 200 человек в 85 субъектах Российской Федерации. Результаты исследования показали, что количество граждан, позитивно оценивающих деятельность полиции, начиная с 2017 года увеличивается. (см. Рисунок 4).

А Фонд «Общественное мнение» (данные от 7 июля 2019 года) констатирует такие факты: «стало больше контроля за порядком на улицах и других общественных местах», «уменьшились число преступлений и правонарушений, возросла безопасность». В то же время, по мнению респондентов, в работе полиции негативными факторами остаются бездействие, неэффективность работы. Показательно, что 47% граждан считают сотрудников полиции хорошими профессионалами, а у 31% противоположное мнение [15].

Безусловно, сомнение 31% населения в профессионализме сотрудников полиции - это тревожный сигнал для кадровых служб внутренних дел. Ведь в настоящее время на законодательном уровне закреплено, что одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых феде-

Считаете ли Вы необходимым реформировать кадровую систему органа внутренних дел?

1. Скорее да - 20,4 %

2. Нет-59,8%

3. Скорее да- 8,0 %

4. Затрудняюсь с ответом - 11,8%

Частота Проценты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 81 20,4

2 238 59,8

3 32 8,0

4 I 47 11,8 1 Всего 398 100,0

Рисунок 3. Мнение респондентов о необходимости реформирования кадровой системы органа

внутренних дел

®

Рисунок 4. Динамика показателей оценки работы полиции России

ральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, является общественное мнение [2, п. 6].

В настоящее время специальные органы, воспитательные, социологические, социально-психологические структуры исполнительной власти используя цифровые технологии могут, в пределах, установленных законодательством, предоставлять относительно точную информацию о каждом сотруднике, соискателе новой должности в органах МВД [5, с. 33]. В этой связи, для решения проблемы совершенствования организации управления органов внутренних дел в кадровых подразделениях необходимо усилить работу по созданию базы кадрового резерва с персонифицированными данными об эффективности деятельности сотрудников. Следует организовать работу так, чтобы каждый сотрудник, знал стратегические перспективы своей службы вплоть до выхода на пенсию. И такой опыт в отечественной практике есть. Как показали результаты исследования, такая работа была организована, например, в кадровом управлении Военного отдела ЦК КПСС. Там, каждый человек, положительно проявивший себя в ходе обучения в военном училище, брался на кадровый резервный учет и ему обеспечивалось контролируемое продвижение по службе. Одновременно отслеживалась динамика служебного роста всех офицеров Советской Армии. Безусловно, использование современных цифровых технологий позволяет без значительных затрат возродить и реализовывать лучшие образцы советского опыта изучения, подготовки и продвижения кадров в системы управления органов внутренних дел.

Кроме того, в ходе реализации функции «взаимодействия с институтами неформального управле-

ния» необходимо организовать, как это было в советской правоохранительной практике, отбор, обучение, переобучение добросовестных, честных, патриотически настроенных кадров из числа гражданского населения и назначать их на должности в соответствии с профессиональной подготовкой и достигнутыми результатами деятельности по прежнему месту работы.

Заключение. Таким образом, результаты исследования показали, что гипотеза о том, что эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации повысится при оптимизации нормативно-правовой базы, рационализации организационной структуры и обеспечении общественного контроля процесса организации управления, подтвердилась.

Общественные отношения, регулируемые органами внутренних дел, остаются противоречивыми, что мотивирует политическое руководство страны на деятельность по улучшение качества работы органов внутренних дел, что нельзя сделать без совершенствования их управления.

Хорошо организованное управление сопряжено с такими показателями, как: культура, цивилизованность, безопасность, защищенность, перспективность прогрессивного развития человека, общества, государства.

Россия имеет долговременные, устойчивые научные традиции по разработке проблем управления и международный приоритет в создании его теоретических основ, которые должны использоваться для совершенствования организации управления всеми институтами общества, в том числе органами внутренних дел.

шз

Лучшими путями совершенствования организации управления органом внутренних дел Российской Федерации должны стать: рационализация организационной структуры управления; оптимизация нормативно-правовой базы деятельности, регулирующей деятельность органов внутренних дел; обеспечение общественного контроля процесса организации управления органом внутренних дел; повышение эффективности деятельности кадровых служб.

Структурой в системе внутренних дел, деятельность которой ускоренно повысит уровень законности в организации управления, является служба

собственной безопасности, являющейся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата и имеющей задачи: обеспечение собственной безопасности; противодействие коррупции в системе МВД России; государственная защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Совершенствование организации управления органами внутренних дел должно основываться на взаимодействии, сотрудничестве с силами и средствами общественного контроля, представляющими собой институты гражданского общества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета, № 144 (8198), 4 июля 2020 года.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 6 февраля 2020 г.) // http://www. consultant.ru/.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (ред. от 25 декабря 2019 г.) // http://www.consultant.ru/.

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 1 октября 2018 г.) // http://www.consultant.ru/.

5. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 30 марта 2017 г.) // http:// www.consultant.ru.

6. Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 12 ноября 2018 г.) // http://www.consultant.ru.

7. GostevA.N. Corruption in the system of higher education: Problems and ways to prevent them // Russian education and society, 2015, № 3, Т. 57, с. 163-188.

8. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография. -М.: Изд-во СГУ, 2011. - 193 с.

9. Gostev A.N. Traditions and innovations in higher education management: the conflictological aspect // Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 12, 03-Special Issue, 798-806 (DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201320 ISSN 1943-023X).

10. Демченко Т.С., Гостев А.Н. Социальный контроль над качеством обучения в высших учебных заведениях: монография. - М.: СГУ, 2011. 268 с.

11. Демченко Т.С., Гостев А.Н. Управление информационно-психологической защитой социальной организации: монография М.: СГА, 2013 М.: СГА, 2013. 178 с.

12. Демченко Т.С., ГостевА.Н. Коррупция в системе высшего образования: перспективы социального контроля: монография. - СГУ, 2014. - 214 с.

13. Малинина А. «Выверять всё до запятой. Владимир Путин провёл первое заседание рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию» // Российская газета, № 8 (8062), 16 января 2020 г.

14. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Состояние преступности в России за январь-июль 2020 года // http://genproc.gov.ru/.

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Общественное мнение. Оценка деятельности полиции в 2019 г. // https://мвд.рф/publicopinion.

16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации // http://www.cikrf.ru/.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) //Rossiyskaya Gazeta, No. 144 (8198), July 4, 2020

2. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-ФЗ «On the Police» (ed. February 6, 2020)// http://www.consultant.ru/.

U43

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 «On Approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulation on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation» (ed. December 25, 2019)// http://www.consultant.ru/.

4. Decree of the President of the Russian Federation of May 5, 2014 No. 300 «On some issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (ed. October 1, 2018)// http://www.consultant.ru/.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 16, 2011 No. 679 «On Approval of the Regulation on the Main Directorate of Internal Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (ed. March 30, 2017)// http://www.consultant.ru.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 26, 2013 No. 161 «On Approval of the Procedure for Conducting an Official Audit in Bodies, Organizations and Units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (ed. November 12, 2018)// http://www.consultant.ru.

7. GostevA.N. Corruption in the system of higher education: Problems and ways to prevent them // Russian education and society, 2015, № 3, T. 57, c. 163-188.

8. Gostev A.N., Demchenko T.S. Civil society: control over the activities of the state: monograph. - M.: Publishing House of SSU, 2011. - 193 p.

9. Gostev A.N. Traditions and innovations in higher education management: the conflictological aspect//Jour of Nav Research in Dynamic & Control Systems, Vol. 12, 03-Special Issue, 798-806 (DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201320 ISSN 1943-023X).

10. Demchenko T.S., Gostev A.N. Social control over the quality of education in higher educational institutions: monograph. - M.: SSU, 2011. 268 s.

11. Demchenko T.S., Gostev A.N. Department of Information and Psychological Protection of a Social Organization: monograph M.: SGA, 2013 M.: SGA, 2013. 178 s.

12. Demchenko T.S., Gostev A.N. Corruption in the higher education system: prospects for social control: monograph. - SSU, 2014. - 214 p.

13. Malinina A. «Reconcile everything to a comma. Vladimir Putin held the first meeting of the working group on the preparation of amendments to the Constitution «//Rossiyskaya Gazeta, No. 8 (8062), January 16, 2020

14. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. The state of crime in Russia for January-July 2020// http:// genproc.gov.ru/.

15. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Public opinion. Assessment of police activities in 2019// https://MBfl.p^/publicopinion.

16. Central Election Commission of the Russian Federation// http://www.cikrf.ru/.

U53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.