Научная статья на тему 'Особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе'

Особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3745
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРИНЦИПЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES / ADMINISTRATIVE REFORM / PUBLIC SERVICE / THE STATE CIVIL SERVICE / LAW-ENFORCEMENT SERVICE / SERVICE PRINCIPLES IN LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карагодин А. В., Николаенко Е. А.

В статье указываются особенности организации службы в органах внутренних дел на современном этапе в условиях реформирования государственной службы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the features of the organisation of service in law-enforcement bodies at the present stage in the conditions of public service reforming in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе»

особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе

features of the organization of public service in law-enforcement bodies at the present stage

УДК 351.74

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

A.V. KARAGODIN,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Е.А. НИКОЛАЕНКО,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России)

E.A. NIKOLAENKO,

the post-graduate (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье указываются особенности организации службы в органах внутренних дел на современном этапе в условиях реформирования государственной службы в России.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, административная реформа, государственная служба, государственная гражданская служба, правоохранительная служба, принципы службы в органах внутренних дел.

Abstract: The article deals with the features of the organisation of service in law-enforcement bodies at the present stage in the conditions of public service reforming in Russia.

Keywords: service in law-enforcement bodies, administrative reform, public service, the state civil service, law-enforcement service, service principles in law-enforcement bodies.

Весьма актуальной и значимой, в рамках проводимой административной реформы, является институализация основ государственной службы в России, в том числе и в системе внутренних дел.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации по-прежнему актуальны оперативно-служебные задачи органов внутренних дел, связанные с оптимизаци-

ей подразделений в соответствии с новой структурой. В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261, среди других определены задачи формирования современной правовой основы службы;

совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности. Модернизация системы управления государственной службы не может быть проведена без соответствующей государственной политики, направленной на формирование высокопрофессионального кадрового корпуса государственных служащих, в том числе и в системе органов внутренних дел. Квалифицированное обучение кадров, документальное сопровождение процесса службы в органах внутренних дел и других правоохранительных органах - необходимые направления деятельности служб, связанные с реализацией административной реформы и модернизацией государственной службы [1, с. 12].

Вопросы совершенствования правовых и организационных основ государственной службы в целом являются предметом научного анализа многих ученых. В частности, Ю.Н. Старилов и К.В. Давыдов определили, что надлежащее государственное управление достигается, как правило, проведением административных реформ в стране, а также планомерными нововведениями в области административного законодательства управленческого процесса (законодательства об административных процедурах) и административного процесса (административного судопроизводства) [2, с. 125].

На сегодняшний день Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено прохождение всех видов федеральной государственной службы: правоохранительной, военной и государственной гражданской.

Следует отметить, что до 2011 года государственная гражданская служба как отдельный самостоятельный вид федеральной государственной службы была предусмотрена только в центральном аппарате МВД России. Отличительной особенностью, с точки зрения организации государственной гражданской службы в территориальных

органах системы МВД России, является то, что государственная гражданская служба вводится в территориальных органах впервые и штатная численность федеральных государственных гражданских служащих органов внутренних дел Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации установлена в количестве 5 000 человек [3]. Особенностью организации государственной гражданской службы в соответствующих государственных органах, в том числе в МВД России и его территориальных органах, является то, что она может осуществляться только после издания приказа МВД России о наделении их руководителей полномочиями представителя нанимателя. Такие полномочия делегируются приказом МВД России не персонифицировано, а по должности всем без исключения руководителям территориальных органов, в которых штатными расписаниями предусмотрены должности государственной гражданской службы и финансирование которых может быть предусмотрено только за счёт средств федерального бюджета [4, с. 13-14].

Правовые, организационные и финансово-экономические основы службы в органах внутренних дел как федеральной государственной службы установлены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом определено понятие службы в органах внутренних дел, как федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В связи с чем служба в органах внутренних дел представлена такими признаками, как: это федеральная государственная служба, профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, граждане замещают должности в органах внутренних дел Российской Федерации, а также должности, не являющиеся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами.

Интересным по данному вопросу будет мнение ученого В.Б. Гайдова, который предлагает рассматривать понятие государственной службы в органах внутренних дел в более широком смысле: государственная служба в органах внутренних дел - разновидность общественно-полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, носящая специальный, публичный характер, функционирующая в единой системе органов внутренних дел как органов исполнительной власти, за денежное вознаграждение сотрудниками как государственными служащими, замещающими соответствующие должности и осуществляющими профессиональную деятельность (выполнение должностных обязанностей) по обеспечению исполнения МВД России своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, создания гарантий общественной безопасности, борьбы с правонарушениями [5].

Ю.Н. Старилов предложил свою версию понятия государственной службы в органах внутренних дел, а именно: «правоохранительным органам нужна правоохранительная служба». Далее он определяет выдвинутый тезис: «правоохранительной службой, в широком смысле слова, можно считать любую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, т.к. вся их деятельность направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Государственная деятельность российских граждан служащих традиционно не считается правоохранительной, несмотря на то, что, в известном смысле, всякая государственная гражданская служба является правоохранительной» [6, с. 19].

Службе в органах внутренних дел присущи все основные черты государственной службы. Так, служба в органах внутренних дел строится в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы, которыми являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и

свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Принципы есть основные руководящие положения, идеи, которые пронизывают всю государственно-служебную деятельность и выполняют в ней направляющую и руководящую роль. Ю.Н. Старилов отмечает, что основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы [7, с. 332].

В то же время, Федеральный закон определил специальные принципы построения и функционирования службы в органах внутренних дел: единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

Исходя из характера осуществляемых органами внутренних дел задач и функций, служба в органах внутренних дел на современном этапе имеет свои особенности. По мнению И.В. Кулешова, особенностью

службы в органах внутренних дел как конституционно-правовой категории является то обстоятельство, что она организована исключительно в федеральных органах государственной исполнительной власти, а также и в различных службах, учреждениях, подведомственных этим органам [8, с. 35].

Анализируя действующее законодательство, к особенностям службы в органах внутренних дел следует отнести:

1. Особый порядок правового регулирования службы. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел впервые на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом Российской Федерации (от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Вопросы прохождения службы также регулируются иными нормативными актами, в том числе актами МВД России и контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел, который заключается с каждым поступающим на службу.

2. Каждый сотрудник органов внутренних дел в индивидуальном порядке принимает Присягу на верность Российской Федерации и ее народу.

3. Наличие у субъектов данного вида деятельности статутного элемента - присвоенного специального звания (полиции, внутренней службы, юстиции).

4. Сотрудники органов внутренних дел имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Для выполнения служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел наделены специальными государственновластными полномочиями. Они обладают правом применения отдельных мер административного принуждения вплоть до применения огнестрельного оружия в порядке, установленном законом.

6. Сотрудникам органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, несоблюдение этого положения влечет за собой расторжение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел.

Работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной

и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел.

7. Для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, установлены возрастные ограничения. Лица, достигшие предельного возраста, установленного Федеральным законом, подлежат увольнению.

8. Для сотрудников органов внутренних дел законодательством установлены (помимо общих) дополнительные правовые и социальные гарантии.

Служба в органах внутренних дел требует от сотрудников чувства высокого служебного долга и ответственности, дисциплинированности, работоспособности, инициативы, самообладания и выдержки. Важное значение в их служебной деятельности имеет соблюдение законности. «Беспрекословное и скрупулезное следование всем нормам закона при общении с гражданами, задержании, проведении следственных мероприятий и допросов. Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны. Это же, кстати, является показателем профессионализма. Так что повышение профессионализма и качества кадрового состава полиции — приоритетная задача» [9].

В настоящее время высокие требования предъявляются и к культуре работы сотрудника, безупречному поведению его на работе и вне службы. Причем обновление кадрового потенциала полицейских и иных подразделений органов внутренних дел напрямую связано с формированием нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. «В правовом и демократическом обществе структуры, стоящие на страже Закона, должны быть образцом и в морально-нравственном плане. То есть не плыть в общем потоке социальных проблем и изъянов, прикрываясь общими словами о несовершенстве всего земного, а противостоять «социальному злу» и помогать людям, которых они защищают» [10, с. 7].

Органы внутренних дел представляют единую многофункциональную систему, которая призвана защищать права, интересы и безопасность каждого конкретного человека, не утрачивая при этом своей общественной роли и значимости. Выполняя свои

функции, задачи в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами, с органами исполнительной и представительной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, органы внутренних дел информируют их и средства массовой информации о своей

деятельности по обеспечению общественной безопасности.

Залогом успешной работы по становлению и развитию федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел является системная организация работы по всем её направлениям со стороны руководителей всех уровней.

Литература —

1. Матвеев С.П. Проблемы государственной службы: стимулирования служебной деятельности сотрудников полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2(18). С. 12-15.

2. Старилов Ю.Н., Давыдов К.В. Административная реформа в Российской Федерации на современном этапе: основные достижения, проблемы и перспективы // Правовая наука и реформа юридического образования. 2011. № 1 (24). С. 125-151.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 352 «О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации» //Собрание законодательства. 2013. № 16. Ст. 1920.

4. Лукьянчук Г.М. Об отдельных вопросах организации федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 4(16). С. 13-21.

5. Гайдов В.Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2001.

6. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом Российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 11-25.

7. РоссинскийБ.В., СтариловЮ.Н. Административное право: учебник для вузов: - 4-е изд., пересмотр. и доп. (учебник с грифом о допущении Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»). - М.: Норма, 2009. 330 с.

8. Кулешов И.В. Правоохранительная государственная служба России // Чиновник. 2003. № 6 (28). С. 34-39.

9. Владимир Колокольцев: “Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны”. (Интервью газете «Известия» от 24 мая 2012 года № 93/28600) // http://mvd.ru/news/item/153938/

10. Полицейский, как эталон профессионализма и высокой нравственности // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2(18). С. 7-11.

References

1. Matveev S.P. Problems of public service: stimulations in office activity of police officers // The Bulletin of personnel selection of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2(18). P. 12-15.

2. Starilov Ju.N, Davidov K.V Administrative reform in the Russian Federation at the present stage: the basic achievements, problems and prospects. // The Legal science and juridical education reform. 2011. № 1 (24). P. 125-151.

3. The Decree of the President of the Russian Federation from April, 12th, 2013 № 352 «About the staff number in the Office of Public Prosecutor bodies of the Russian Federation and law-enforcement bodies of the Russian Federation». Legislation collection. 4/22/2013, № 16, item 1920.

4. Lukyanchuk G.M. About particular questions of the organisation of federal state civil service in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Bulletin of personnel selection of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2011. № 4(16). P. 13-21.

5. Gajdov V.B. Service in law-enforcement bodies as a version of federal public service. The dissertation author’s abstract ... of the candidate of jurisprudence. - Omsk, 2001.

6. Starilov U.N. What occurs to institute of the Russian public service? // Magazine of the Russian law. 2004. № 9.

P. 11-25.

7. Rossinsky B.V., Starilov U.N. Administrative law: The textbook for higher educational institutions. - the 4th edition, revised and added (the textbook with a signature stamp about an assumption by the Ministry of Education of the Russian Federation as the textbook for students of the higher educational institutions training on a speciality “Jurisprudence”). - М: Norma. 2009. P.330.

8. Kuleshov 1.V Law-enforcement public service of Russia // The Chinovnik. 2003. № 6 (28). P. 34-39.

9. Vladimir Kolokoltsev: “If we demand observance of legality from citizens, we should be faultless”. (Interview to the “Izvestiya” newspaper) the “Izvestiya” newspaper from May, 24th, 2012 № 93/28600) http://mvd.ru/news/ item/153938/

10. The policeman, as the standard of professionalism and high morals // The Bulletin of personnel selection of the

Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2(18). P. 7-11.

------------------ Проблемы правоохранительной деятельности 1’13

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.