Научная статья на тему 'ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ОРАТОР / РЕЧЬ / МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранова Л. В.

Статья посвящена особенностям ораторского искусства. Автор отмечает, что мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ Шакирова А.С., Арасланбаев И.В В сборнике: Актуальные вопросы экономико- статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С.265-266.

Гимранова Л.В. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация: Статья посвящена особенностям ораторского искусства. Автор отмечает, что мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни.

Ключевые слова: ораторское искусство, оратор, речь, мастерство публичной речи, самореализация личности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире, в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации, резко возрос интерес к риторике. Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1, с. 4]. Во многих зарубежных странах риторика является обязательным предметом практически во всех учебных программах, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [2, с. 53-54].

Специфика цивилизационного развития современной России, ставшей на путь демократизации и открывающей возможности для самореализации,

самовыражения каждой личности, актуализировала проблему востребованности индивида, владеющего живым и действенным словом, способностью к диалогу, основами ораторского искусства, направленного на решение злободневных социально-политических задач [3, с.97].

Осмысление социальной природы, сущности и специфики ораторского искусства как социокультурного феномена, обоснование значения и роли ораторского искусства в социальных процессах, в формировании культуры общения и речи, являющейся отражением духовного состояния современного российского общества, представляют сегодня особый научный и практический интерес.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение работы состоит в том, что рассмотрение ораторского искусства как социокультурного феномена, неразрывно связанного с духовно-нравственными, политическими, правовыми, социальными процессами и глобальными цивилизационными изменениями, дает возможность выработки нового, отвечающего современным

требованиям, философского осмысления роли ораторского искусства в жизни современного российского общества [4, с. 241].

Практическое значение работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе: в практической работе при преподавании социально-гуманитарных дисциплин, при разработке вузовских курсов по философии, культурологии, этике, эстетике, риторике, политологии, педагогике, психологии, а также при практическом обучении методам эффективного взаимодействия в процессе межличностного общения и публичного выступления.

Ораторское искусство - особый вид творческой, духовно-практической деятельности. Оно представляет собой совокупность научных знаний, технологий и владения правилами и закономерностями эффективного воздействия на собеседника и аудиторию, а также практическими навыками художественной подачи содержания публичной речи, направленной на отражение и выражение социальных потребностей и интересов, общественно значимых задач. Ораторское искусство - часть общей культуры человечества, культуры общения и речи, социокультурный феномен [5, с.143].

Речь оратора (устная или письменная) - форма выражения его мышления, результат сложного творческого процесса, синтезирующего элементы научного и художественного подходов. Она является художественным произведением, в котором в чувственно-материальной форме воплощен художественно-содержательный замысел. Ораторское искусство выполняет побудительную, ориентировочную, направляющую роль в области общественной деятельности, ибо оно, как искусство словесного действия, призвано убеждать людей, управлять ими, вести за собой, доставлять эстетическое удовольствие воспринимающим его.

В отечественной философской литературе (прошлого и современности) можно выделить ряд исследований, освещающих этические,

эстетические, историко-культурологические аспекты ораторского искусства, в частности.

«Большинство преуспевающих людей, - пишет Х. Маккей, - хорошие ораторы. Наше общество является информационным, и поэтому умение довести до аудитории соответствующую информацию в доходчивой, краткой и убедительной форме - весьма ценный талант. «Блестящий оратор, но говорит невразумительно» - такая характеристика может годиться для специалиста. Для ораторской речи характерна сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий, как правило, опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы её поняли и приняли [6, с.187].

Резюмируя всё сказанное, можно сделать вывод: ораторское искусство - сложное общественное явление, обладающее множеством свойств. Оно -способ самореализации личности, средство социального взаимодействия и формирования системы жизненных ценностей, мировоззрения человека.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

2. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр -ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. / Б.Ц. Бадмаев. -М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. - 224 с.

4. Рахматуллина 3.Я. Культура общения и взаимопонимания. // 3.Я. Рахматуллина. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 162 с.

5. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

6. Сидоров, П.И. Деловое общение: учебник / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплёва.- 2-е изд., перераб. М.: - ИНФАРМ-М, 2013. - 383с. -(Высшее образование: Бакалавриат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.