Научная статья на тему 'Роль ораторского искусства в повышении культуры общения в современном российском обществе'

Роль ораторского искусства в повышении культуры общения в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2274
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РЕЧЬ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лощенкова Р. Х.

В статье рассматриваются сущность и своеобразие ораторского искусства, являющегося неотъемлемой частью культуры человечества, его роль в повышении культуры общения и речи в условиях демократизации современного российского общества, актуализирующей вопросы, связанные с развитием искусства оратории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ораторского искусства в повышении культуры общения в современном российском обществе»

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №2

553

УДК 1:316

РОЛЬ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Р. Х. Лощенкова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 93 1 7.

E-mail: rimmahl@gmail. сom

В статье рассматриваются сущность и своеобразие ораторского искусства, являющегося неотъемлемой частью культуры человечества, его роль в повышении культуры общения и речи в условиях демократизации современного российского общества, актуализирующей вопросы, связанные с развитием искусства оратории.

Ключевые слова: демократия, культура, общение, общество, ораторское искусство, речь, человек.

Общение - неотъемлемый компонент человеческого бытия, без которого невозможно достижение взаимопонимания людей, существование самого общества. Общение - необходимость и основа любого вида деятельности человека, проявление его активно-деятельной природы, направленной на установление межличностных и общественных отношений. Поскольку жизнь человека проходит в обществе, существование которого немыслимо без контактов между людьми, каждому, независимо от рода его деятельности, нужно думать не только о содержании своей речи, но и о ее форме, влияющей на качество общения. Конечно, это в большей степени относится к тем, чья производственная деятельность теснейшим образом связана с другими людьми, необходимостью говорить, выступать на сцене, кафедре, трибуне: актерам, учителям, преподавателям высших и средних учебных заведений, руководителям предприятий и организаций. Действительно, даже самая интересная мысль не достигнет цели, если форма ее проявления, то есть речь, не будет отточена.

В ХХ веке в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации в прогрессивных странах всего мира резко возрос интерес к проблемам риторики. Ей отводится особое место в социальной сфере и среди гуманитарных наук. Владение навыками ораторского искусства является важнейшим компонентом успеха современной личности в любой области деятельности. Риторика - самый действенный инструмент государственной идеологии и манипуляции общественным мнением, настроением, а также формированием мировоззрения.

Риторика в США является обязательным предметом практически во всех учебных программах, поскольку прагматичное стремление современной личности к жизненному успеху, достатку, известности, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументированно, грамотно, просто, четко, действенно и красиво. Мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в демократическом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни [1]. В технически и культурно развитой Японии,

например, особое значение придают речевому этикету, выраженному в повышенном внимании к собеседнику, уважении к его мнению, подчеркнутой тактичности в подборе слов и построении предложений. Во всех передовых странах мира важнейшим средством совершенствования общества считается развитие риторики, мастерства публичной речи, манеры говорить.

Урбанизация, автоматизация, компьютеризация в век информационных технологий привели к возрастанию опосредованного (через технику) контакта между людьми, замкнутости, закрытости и отчуждению личности от общества, к индивидуализму и дефициту живого, эмоционального общения, главным средством которого является устная речь.

Современные ученые, филологи, лингвисты, а также лекторы, деятели театрального и ораторского искусства, придавая речи огромное значение, разрабатывают новые концепции риторики, излагаемые в руководствах, рекомендациях, учебных пособиях. Переосмысление сущности дисциплины на основе современной реальности - одна из важнейших задач человечества, вошедшего в период глобальной компьютеризации, массовой коммуникации, направленной на эффективное воздействие на аудиторию, например, через компоненты: источник, адресат, канал, сообщение, обратная связь.

Становление рыночных отношений и гласности, процесс демократизации российского общества, направленный на «раскрепощение мысли», раскрытие «творческих потенций человека, увеличение возможностей и развитие его потребностей к социально-активной деятельности» [2, с. 159] радикально меняют содержание таких понятий, как авторитет, имидж, репутация, которые в новых условиях социальной действительности отражают не авторитарность, а степень компетентности и профессионализма, включающего в себя высокий уровень культуры общения и речи [3, с. 130-140]. «Современное понимание культурной социальной политики связано с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии» [4, с. 122].

Нужно отметить, что на современном этапе развития России имеются позитивные прорывы в

554

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

области экономики, социально-политической, правовой, научно-исследовательской деятельности, а также в сфере средств массовой информации, литературы и искусства (в том числе и ораторского), но все это, скорее, единичные явления, дающие надежду на возможность грядущего прогресса положительных тенденций. К сожалению, общая картина духовного состояния российского общества свидетельствует о кризисе культуры, что, в частности, выражается в разобщенности людей и межнациональных конфликтах. Очевидно, выход из этого социального кризиса кроется в построении духовно здорового общества: в воспитании продуктивного характера человека, ориентированного на высокие идеалы и нравственные ценности, направленного на самоуважение и самореализацию, общественное благосостояние и благополучие, межнациональную терпимость и толерантность, соучастие и сопереживание в процессе общения, что ведет к пониманию и единению [5, с. 189-234].

В современной России, ставшей на путь кардинальных цивилизационных преобразований, изменивших шкалу духовных ценностей, наблюдается доминирование «массовой культуры», которая обусловила падение уровня культуры общения [6, с. 99-118], стандартизацию и примитивизацию мышления, что выражается в пренебрежении к национальным культурным традициям и к этике поведения, в оскудне-нии словарного запаса, нарушении лексических норм и законов стилистики, небрежном произношении, засорении речи жаргонизмами, вульгаризмами, иностранной терминологией, часто употребляемой без знания истинного ее значения. «Пустословие» и многословие, отражающие путаницу в ходе рассуждений и нарушение логики изложения, агрессивность, отсутствие навыков публичного выступления и развитых речевых выразительных средств, особенно свойственны подросткам и молодежи, хотя подобного рода недостатки имеются также у представителей старшего поколения, у некоторых руководителей, политиков, должностных лиц.

В связи с этим остро встает проблема культивирования в современном российском обществе духовных ценностей, формирования культуры общения. В сегодняшней системе образования России предметы речевого цикла включены, в основном, в программы специальных (театральных, филологических и т. д.) учебных заведений. Думается, назрела необходимость введения риторики (ораторского искусства) в качестве обязательного предмета во все учебные программы начальных, средних и высших учебных заведений, так как социально-нравственное развитие, формирование и реализация личности происходят только в процессе общения.

С давних времен выдающиеся личности (писатели, ученые, государственные деятели) занимались вопросами ораторского искусства, искали пути к достижению высот красноречия. А. П. Чехов, проявлявший большой интерес не только к содержанию, но и к внешней форме устного высказывания, отмечал в статье «Хорошая новость» (написанной в 1893 г. по поводу введения в Московском университете преподавания декламации - «искусства говорить красиво и выразительно») то, что можно смело отнести и к нашим дням: «Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь, для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» [7, с. 267].

Кто желает быть услышанным и понятым, может и должен развивать имеющиеся голосовые данные, улучшать произношение, работать над культурой мышления и речи, межличностного и публичного общения, поскольку только через общение и его средства (в частности, речь) происходят приобщение к духовным ценностям друг друга, возникновение социальной общности и единение народа. Деятельность каждой личности в этом направлении, безусловно, благоприятно отразится на уровне духовной культуры нации, культуре всего российского народа, идущего по пути построения самого прогрессивного по своей социальной сути общественного строя - демократии. Как подчеркивал И. И. Кравченко, «демократия - это образ мысли, стиль жизни, способ общения и метод общественного развития - соревновательного, активного, творческого» [8, с. 29]. Демократия, как показывает социокультурная история, неразрывно связана с расцветом ораторского искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дафт Р. Л. Уроки лидерства. М.: Эксмо, 2006. -480 с.

2. Культура и личность в условиях перестройки: межвузовский сборник / Под ред. И. Л. Арончик. Куйбышев: изд-во Куйбышевского ун-та, 1989. -187 с.

3. Сальников Л. С. // Философские науки. 2007. №3. С. 130-140.

4. Ячменев В. Л // Философия права. 2007. .№4(24). С. 122-125.

5. Россия в пространстве и времени (история будущего) / Б. Н. Кудык, А. И. Агеев, О. В. Доброчеев, Б. В. Куроедов, Б. А. Мясоедов. М.: Ин-т экономических стратегий, 2004. -335 с.

6. Оганов А. А. // Философия и общество. 2007. №2(46). С. 99-118.

7. Чехов А. П. Полн. собр. сочинений и писем. В 30-ти т.

Т. 16. М.: Наука, 1987. -623 с.

8. Кравченко И. И. // Вопросы философии. 2007. №7. С. 19-35.

Поступила в редакцию 06.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.