ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3
913
УДК 1:316
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ © Р. Х. Лощенкова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 93 1 7.
E- mail: rimmahl@gmail. сom
Статья посвящена исследованию социальной природы ораторского искусства, его роли в жизни общества. Демократизация современного российского общества актуализирует вопросы, связанные с развитием искусства оратории.
Ключевые слова: деятельность, искусство, культура, общение, общество, оратор, речь, творчество, человек.
Проблема сущности человека (как единства материального и духовного, социального и природного) является центральной в философии. Человек, будучи частью природы, представляющей собой весь мир, все сущее, Вселенную, т.е. естественную окружающую среду, создает «вторую» (искусственную) природу и этим отличается от остальных живых существ. Сущность человека - это его способность к свободному выбору из ряда многочисленных возможностей, предоставляемых действительностью, к постановке задач и их решению, к творчеству: духовно-практической деятельности, направленной на создание нового в интересах социального прогресса [1, с. 18-415]. Как справедливо подчеркивал В. Г. Белинский, «способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство» [2, с. 144].
Предметно-практическая деятельность целесообразно преобразует окружающий мир, природу, являющуюся совокупностью естественных условий существования человека и социума. Если в первобытном («диком») состоянии человек был слит с природой, то с изменением образа жизни людей, разделением общества на классы человечество постепенно перешло в более высокую стадию («варварства»), а затем вступило в период цивилизации. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Главным ее достижением является культура [3, с. 12-45]. Культура - это природа, обработанная, измененная или искусственно созданная для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека (например, здания, дороги, техника, произведения искусства). Она - результат деятельности человека: «история культуры есть история творческой деятельности людей» [4, с. 31].
Ораторское искусство (как вид деятельности) возникает в связи с общественными потребностями. Истоки ораторского искусства, красноречия, также называемого риторикой, восходят к глубинам социокультурной истории человеческого общества. Родиной ораторского искусства считается Древняя Греция, где оно называлось «царицей искусств» из-за высокой эффективности его воздействия на общественное сознание и сильного влияния на решение вопросов социального и государственного значения. Человека, владеющего искусст-
вом красноречия, называли ритором, оратором, а позднее ритором (оратором, который произносит «влиятельные высказывания») стали называть
преподавателей практического красноречия в ораторской школе [5, с. 9-22].
Риторика (от греч. rhetor - оратор) - универсальный принцип словесной культуры, теория ораторского искусства (красноречия), наука об умении говорить красиво, хорошо, соответственно конкретной ситуации. Риторика как одна из древнейших наук в истории человечества имеет свое название не только на греческом («риторика»), но и на латинском языке: «элоквенция», что означает «ораторское искусство». М. В. Ломоносов, называвший искусство красноречия «сладкоречием», дал следующее определение теории «сладкоречия» и его мастеров: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать... Кто в сей науке искусен, тот называется ритор» [6, с. 155]. «Поскольку конечной целью риторического искусства является принятие решения» [7, с. 59],
то предметом ораторского искусства, можно сказать, являются общие закономерности эффективного воздействия на аудиторию в процессе общения. Искусство оратории (красноречия), представляя собой специфический вид человеческой деятельности, связанный с общением и речью, синтезирует в себе признаки науки и искусства: как наука, оно опирается на определенные правила и закономерности, отражающие мыслительно-речевую деятельность, как искусство, предполагает особый вид творчества, в котором главную роль играет личность оратора-исполнителя. Ораторское искусство -это совокупность знаний и навыков, требуемых для произнесения публичной речи, взаимодействия с аудиторией. Личность и знания оратора раскрываются, прежде всего, через его мышление и речь, представляющие собой ключ к пониманию природы человека, его сознания, которое «. отражает себя в слове, как солнце в малой капле воды», т. к. «осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания» [8, с. 336]. Поскольку публичная речь -это выступление (исполнение), своего рода зрелище, спектакль одного актера - оратора, партнером которого является аудитория - зрительный зал, то ораторское искусство неотделимо от сценического
914
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
искусства. Ораторское искусство - своеобразный вид художественного творчества, требующий воплощения в публичной речи (с использованием компонентов сценического мастерства) принципов театрального искусства. Искусство оратории имеет свои особенности хотя бы потому, что синтезирует в себе признаки науки и искусства. Оратор одновременно является и ученым, и художником-творцом, успех которого во многом зависит от уровня владения элементами актерского мастерства, от силы и красоты голоса, четкости дикции, умения существовать на сценической площадке. Нужно отметить, что точность языка деятеля искусства не в совпадении с реальной жизнью, а в нахождении адекватной формы выражения художественной мысли, отражающей отношение личности к социальной действительности. Точность языка ученого - это конкретность данных, формулировок, понятий, выводов, зачастую выраженных в цифрах, схемах, законах при отсутствии художественных излишеств. В этом противоречивом соединении в одном лице ученого и художника-творца кроется одна из особенностей деятельности оратора.
Обобщая, можно отметить следующее: деятельность - это форма, способ и суть человеческого бытия; ораторское искусство (как и главное средство общения - речь) родилось в недрах социальных потребностей, возникших в области коллективной (материальной и духовной) деятельности, и выявилось через слияние личностных, духовных и социальных интересов ярких представителей социума -ораторов, прекрасно владеющих мастерством словесного действия, умеющих наиболее точно, емко выражать суть общественных проблем и интересов; искусство оратории, рожденное объективными потребностями общества и предназначенное для него,
представляет собой особый вид творческой деятельности (включающий в себя и научное творчество), сходный по своим принципам реализации и средствам выразительности с театральным, чтецким, исполнительским (т. е. вторичным от первоосновы) и авторским искусством; в связи с этим достижение высот в ораторской деятельности невозможно без овладения элементами актерского мастерства, куда входят многие составляющие компоненты, в т. ч. приемы взаимодействия с аудиторией и партнерами в процессе межличностного общения, а также техника речи (речи - главного средства выражения мысли и воздействия на слушателей), ибо «... кто желает быть совершенным ритором, тот должен обучиться всем знаниям и наукам» [6, с. 155]. Итак, ораторское искусство - часть общей культуры человечества. Оно представляет собой совокупность научных знаний, технологий и владения практическими навыками художественной подачи содержания публичной речи, направленной на решение общественно значимых задач. Ораторское искусство - это социокультурный феномен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
2. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: в 2-х т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1959. 702 с.
3. Цивилизация. Культура. Личность / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 224 с.
4. Культура, творчество, человек. / Сост. Э. А. Баллер, Н. С. Злобин. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.
5. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М.: изд-во МГУ, 1969. 160 с.
6. Ломоносов М. В. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М.: Наука, 1986. 496 с.
7. Аристотель. Риторика. Поэтика / Под. ред. О. А. Сычева. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
Поступила в редакцию 16.02.2009 г.