Научная статья на тему 'РиторическиИ опыт России в области образования'

РиторическиИ опыт России в области образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
382
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ржанова С. А.

В данной статье ставится проблема формирования системы риторического образования в России. По мнению автора, историческим фундаментом современной риторики явились античные риторики, поучительные занятия риторикой в нашей стране. Знание традиций ораторского искусства, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру аудитории. В статье называются и анализируются наиболее популярные риторические сочинения XVII-XIX вв. Задача риторики видится автором во всестороннем изучении красоты, энергичности человеческого слова, соотношении свойств слова с чувствами, волей и разумом человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhetoric: Russian Experience in Education

The author argues for the formation of a system of rhetoric education. The traditional basis for that have always been classical books on rhetoric and a history of teaching rhetoric in Russia. Mastering rhetoric traditions and study of famed orators of the past could help improve students’ rhetoric culture. The article lists and analyses the most popular rhetoric texts of 17-19cc. The main task of rhetoric is seen as a means of comprehensive study of the beauty and power of human word and correlation of words with human emotions, volition, and intellect.

Текст научной работы на тему «РиторическиИ опыт России в области образования»

№ 1, 2003

РИТОРИЧЕСКИИ ОПЫТ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Ржанова, докторант кафедры современной журналистики и общественного мнения МГУ им. Н.П. Огарева

Среди современных профессий очень много профессий речевых. Профессиональные речевые действия невозможны без знания законов всех видов речи, всех форм речевого общения и речевого воздействия. Это знание необходимо прежде всего для того, чтобы уметь критически отнестись к тому, что говорят и пишут.

Сегодня принято судить как о факте о формировании глобального мира. Две версии складывания нового мира (см.: Панарин А.С. Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой перспективы // Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. М., 1999. С. 85—115) позволяют определить свободный выбор пути. Концепция глобализации однополюсного мира сводится к одностороннему преувеличению роли рыночной экономики, в соответствии с ней «экономический человек... должен заимствовать стандарты жизни избранных стран и наций и признавать их безраздельное лидирующее положение как основу движущей силы мира» (Сказа А. Культурология и преподавание русской литературы за рубежом в состоянии глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2002. № 4. С. 135—139). Сторонникам концепции гегемонистски настроенных экономоцентристов хотелось бы напомнить замечание профессора Ю.В. Рождественского относительно того, что японцы начали свой экономический рывок не с экономики, а с развития речевых отношений и создали свое риторическое учение — «языковое существование народа» (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997. С. 314).

Альтернативная версия глобализации — гуманистическая — исходит из убеждения, что основой действительных, качественно новых изменений, разрешающих накопившиеся роковые проблемы глобального мира, может быть только культура. Культура как память, культура

как «особого рода связь между знанием и творчеством, философией и эстетикой, религией и наукой» (Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема // Лотман Ю.М. Семиосфе-ра. СПб., 2000. С. 638), во все еще актуальном понимании Андрея Белого, есть возможность и умение одновременного бытия и диалогического общения различных — прошлых, настоящих и будущих — культур.

В указанном направлении нам видится и формирование системы риторического образования. Отрадно, что в школе стали учить риторике. В последнее время появляется много школьных учебников риторики, но все они фактически толкуют риторику как искусство элегантной, красивой речи, как внешнее проявление произносительной способности человека. Наконец, сам предмет речи, преподаваемый в этих риториках, охватывает в основном только устную речь.

Наши риторы цитируют «Риторику» Аристотеля, но не читают его же сочинения о государстве, этике, где, собственно, и истолковывается роль риторики. Мнения о том, что риторика — искусство мыслить и управлять, придерживался и Цицерон. Квинтилиан разработал, говоря современным языком, школу подготовки управленцев. Современные речевые коммуникации, помимо тех типов речи, которые упомянуты выше, содержат развитую систему документов, частную переписку, Священное Писание и прилагающиеся к нему тексты классической литературы, научную, художественную и журнальную литературу, массовую информацию и рекламу, информационные системы. В каждом из этих видов слова изобретенная мысль воплощается в словесный ряд, т.е. в предмет современного языкового воспитания. Отсутствие полноценного риторического образования и воспитания,

© С.А. Ржанова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

риторической этики порождает общую пассивность.

Изменения, произошедшие в области общетеоретических представлений о соотношении диалогической и монологической речи, оказали существенное влияние на практику обучения риторике в высших школах. Само это обучение было переориентировано с проблем литературной критики, стилистики и композиционного построения речи на проблемы риторического изобретения убеждающей речи по категориям Аристотеля. А потому обращение к прошлому, тому риторическому великолепию, что оставлено очень древним искусством — риторикой, позволит осмыслить сегодняшние процессы.

Родиной красноречия считается Древняя Греция. Родоначальниками риторики были классические софисты, высоко ценившие слово и его силу убеждения. На землях Эллады сложилось представление о том, что красноречие есть искусство. Вместе с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. О риторике говорили даже как о «царице искусств» — настолько сильно было ее влияние на различные сферы общественно-политической деятельности, настолько активно она воздействовала на умы и чувства людей, определяя и направляя общественное мнение по серьезнейшим вопросам действительности.

Всегда и везде риторическое искусство преследовало одну цель — воздействие на людей. И чем больше соответствовала эта цель общественным устремлениям, тем действеннее оно становилось.

В античных риториках сформулировано так много общих принципов, правил публичного выступления, ораторского мастерства, что до сего времени их наследие остается базисным. Авторы античной теории и практики красноречия — Аристотель, Платон, Цицерон и др., — прежде всего известные как представители классической риторики, заложили тот культурно-эстетический фундамент, который и ныне служит для нас источником простоты, гармонии и красоты.

Изучение истории развития риторической мысли в России, особенно на этапе появления первой русской «Риторики», весьма важно во многих отношениях. Во-первых, познать истоки развития русских традиций в области риторики — значит обогатить свою речевую культуру, речевую эрудицию пониманием исконно русских речевых правил, которые являются нашим национальным достоянием. Во-вторых, знание прошлого — это всегда знание, которое позволяет не только осмыслить традиции, но и понять основные стратегии развития риторики, которые могут быть для нее наиболее характерны в будущем.

Российская риторика, восприняв высокие традиции риторики античности, Византии и южнославянских стран, выработала свои интересные особенности. Со всей основательностью можно говорить о публицистическом характере ораторской речи. Лучшие ораторские сочинения отражали мысли и настроения целого общества или отдельных его групп, служили действенным способом пропаганды новых государственных идей, способствовали утверждению христианства как идеологии феодального государства. Ораторы активно вмешивались в общественную жизнь, давали советы и учили простых людей и «сильных мира сего».

Первые ставшие известными занятия риторикой в России проходили в монастырях — центрах древнерусской книжности. Выделяются четыре ареала, где создаются самые разные риторики. Первый охватывал северо-восток и центр страны (Кирилло-Белозерский монастырь). В границах ареала была написана «Риторика» вологодского епископа Макария. Второй — северо-западный, с Новгородом и монастырями, расположенными вокруг него. К этому ареалу относится созданная в конце XVII в. «Риторика» Михаила Усачева. Третий ареал — северный. Он сформировался к началу XVIII в.: старообрядцы из Выгов-ского монастыря («Выгорезлого общежи-тельства») переработали в соответствии со своими идейно-философскими и религиозными представлениями риторики, возникшие в двух других ареалах. Чет-

№ 1, 2003

вертый, юго-западный, ареал включал Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов. Самые ранние из появившихся здесь и дошедших до нас сочинений риторического содержания, относящиеся к 30-м гг. XVII в., написаны в основном на латинском и частично на польском языках.

«Риторика» Макария (1617 — 1619) — это небольшой, хорошо составленный учебник. В нем использована форма диалога: учитель задает ученику вопрос за вопросом, а ученик четко формулирует свои ответы. «Риторика» разбита на две книги: «О изобретении дел» и «Об украшении слова». В первой раскрываются очень многие положения красноречия: «последование» (порядок подготовки) всякого ритора, понятия о науке соединения слов, памяти, «родах речей». Есть параграф «О гласонерном выговорении», в котором рассматриваются вопросы произнесения речей. В заключение приводятся правила, с помощью которых можно найти лучшие способы аргументации в письменных сочинениях или устных выступлениях.

Во второй книге Макарий излагает свое учение о риторических тропах и фигурах. Наиболее интересны предлагаемые им определения и трактовка вопроса о трех родах речи: смиренной, высокой и мерной. Первая речь — разговорная, обиходная, вторая — украшенная различными образными средствами, третья, характерная в основном для письменной и деловой речи, предполагает сплав особенностей первой и второй.

В продолжение последующих ста лет «Риторика» Макария оставалась основополагающей работой и оказывала значительное влияние на развитие науки о красноречии в России.

В «Риторике» Усачева (1699) сохраняется тот же план, что и в произведении Макария, но она существенно расширена новыми наблюдениями и выводами.

Риторики XVII в. явились как бы прообразом будущих работ по практической стилистике, поскольку именно в них заложено настойчивое желание научить читателей выбору языковых средств. Очень важную роль они сыграли и в по-

полнении литературоведческой и лингвистической терминологии, немалая часть которой употребляется и в наше время.

Принципиальное значение в дальнейшей истории риторики как жанра специальных руководств по красноречию имела «Риторика» Феофана Прокоповича. Она по традиции делится на общую и прикладную. В общей раскрывается, что такое риторика, говорится о ее происхождении, достоинствах, необходимости и пользе, обязанностях и конечных устремлениях оратора. В прикладной части глубоко и обстоятельно, в сопровождении пространных рекомендаций рассматриваются пять видов красноречия: речи эпидейктические, церковные, судебные, письма, исторические трактаты («способ писания истории»).

Много внимания Прокопович уделяет вопросам стиля. Следуя учению о трех стилях, он выдвигает основное требование соответствия стиля предмету изложения, но при этом связывает применение стилей не столько с жанром, сколько с тематикой.

Работы Феофана Прокоповича развили традиционную форму русских риторик XVII в. (многоаспектность теоретического материала, обращение к широкому кругу вопросов стилистики). Вместе с тем он своими трудами поднял на новую ступень теорию русского красноречия: увеличил число жанров, использовал для теоретических построений и обобщений собственный писательский опыт. Принципиально новым в его «Риторике» стало привлечение для иллюстрирования литературных произведений того периода.

Современники Феофана Прокоповича, так же как и деятели последующих веков, считали его «великим ритором» и отдавали ему пальму первенства в области российского духовного красноречия.

Риторика как одна из словесных наук развивалась крайне неравномерно. Особенно интенсивно она формировалась на переломных этапах нашей истории. Специально предпринятое историко-филологическое исследование В.И. Аннушкина показало, что, например, «эпоха петровских преобразований вызывает к жизни

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

серию блестящих руководств по ораторскому искусству» (Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998. С. 3). Перечислим наиболее популярные: «О силе риторичестей» Софро-на Лихуда, основателя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии, «Риторика» Михаила Усачева (конец XVII в.), «Наука проповедей» и «Книга сия философская» (краткая риторика) Андрея Белобоцкого (начало XVIII в.), «Риторическая рука» Стефана Яворского (1705), переведенная с латинского языка Федором Поликарповым, «Книга все-красного златословия» грека Козьмы Афоноиверского (1710) и многие другие. Характерно, что книги по риторике, как правило, неоднократно переписывались, при этом каждый учитель разрабатывал свою программу, свой курс, который вновь переписывался. Поэтому в библиотеках Москвы, Петербурга, других городов в отделе редких книг можно найти не один вариант рукописных учебников одного и того же автора. Однако характерно, что практически все рукописные книги по риторике наряду с проблемами «слова», проповеди имели наставления «о добродетелях», «о похвале философии», о том, что «изучение философии надо соединять с обучением красноречию».

Исследователи отмечают, что до 1747 г., т.е. до издания М.В. Ломоносовым учебника «Краткое руководство по красноречию», фундаментального научного труда по курсу риторики не было. Вместе с тем было бы неправильно считать вышеназванный учебник первой русской риторикой. Действительно, если мы обратимся к исследованиям по истории риторической мысли на Руси, то увидим, что начиная с XI в. в рукописях активно используются такие слова, как «ри-тория», «ритор», «витийство» (вития — оратор).

Перенос достижений античной риторики в средневековые риторические правила в Древней Руси имеет вполне обоснованные исторические корни. Греко-латино-византийская культура знания в области философии, диалектики и риторики и другим наукам особенно активно перерабатывалась христианскими ораторами, «отцами церкви», которые знали им цену.

Русская риторика уже на этапе ее зарождения понималась как синтетическая наука и искусство речевой деятельности. Человек, в совершенстве владеющий ею, становился источником мудрости и добрых дел, обладателем неоскудевающего богатства. Нетрудно заметить, что риторика Древней Руси как научное знание и практическое умение включала в себя и устную речь, и фольклор, и различные формы ораторских речей, и письмо, и виды литературного творчества, и многое другое.

Но, конечно, особое место среди русских ученых, внесших значительный вклад в развитие риторики, по праву принадлежит М.В. Ломоносову. Ученый-энциклопедист совмещал в себе редкий дар теоретика, экспериментатора, педагога, оратора. Постоянно заботясь о могуществе Российского государства, М.В. Ломоносов уделял много внимания проблемам образования и подготовки молодой научной смены.

Изучая язык церковных книг, а также классические и западноевропейские языки и сравнивая их с русским, он пришел к заключению о его преимуществах и «превосходных качествах». Взгляды Ломоносова на литературный язык во многом предопределили написание «Краткого руководства по красноречию». Учебник дает подробное представление о красноречии как науке. Красноречие определяется в нем как «искусство красно говорить и писать о всякой материи и тем преклонять к своему об оной мнению». «Кто в сей науке искусен, тот называется ритор», — писал Ломоносов.

Ученый называет пять средств, необходимых для достижения успеха в искусстве красноречия: природные дарования, науку, подражание лучшим образцам, упражнение голоса, знание других наук. Природные дарования бывают «душевные» и «телесные». К первым Ломоносов относит остроумие и память, ко вторым — громкий и приятный голос, «долгий дух» (дыхание), «крепкую грудь», правильную осанку. Наука — это познание нужных правил, которые показывают путь к красноречию. Они должны быть кратки, чтобы не отягощать память большой информацией, «порядочны», т.е. вразумительны, и иллюстрированы примерами.

№ 1, 2003

Одним из важнейших принципов в системе обучения Ломоносов выдвигал принцип природосообразности. Он считал, что педагог в своей практической деятельности должен опираться на естественные, природные дарования своих воспитанников: «...чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Вместе с тем ученый не умалял роли и значения воспитания и воспитателя в развитии личности, так как «молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Идеалом личности Ломоносов видел человека-патриота, человека высокой нравственности и общей культуры, особое внимание уделял развитию у юношества нравственных начал, или, как он их часто называл, «добродетелей», к которым относил мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, пра-водушие, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность.

Для нас и сегодня исключительный интерес представляют наставления юношеству по красноречию, которые изложены в руководстве Ломоносова по ораторскому искусству. Новаторство в разработке «Риторики» заключалось в том, что она была написана не на латинском (как это было принято в то время), а на русском языке, а также в сочетании правил из античной риторики с использованием книжной речевой культуры и живого, разговорного русского языка.

Ломоносов выделяет четыре части риторики: изобретение (собирание разных идей), украшение, расположение, произношение. В психологическом плане он использует учение Платона о воздействии на душу слушателей. По его мнению, огромное влияние на чувства оказывает создаваемый зрительный образ. В работе проводится мысль о важности уместного (функционального) использования фигур ораторской речи.

Проблемы красноречия рассматривались в послеломоносовский период в нескольких направлениях. Продолжал существовать и совершенствовался тип

теоретических руководств. Риторика как теория словесности и стилистики представлена в «Письмовнике» Н.Г. Курганова. С другой стороны, она выступает как теория ораторской речи (наиболее популярной и влиятельной в этом плане была «Риторика» Амвросия). Особую группу составляют пособия, в которых риторика трактуется как научно-воспитательная дисциплина (любопытна в этом отношении и «Детская риторика», написанная в 1786 г.).

Золотым веком риторической науки можно назвать XIX в. в России. Это время, особенно первая половина века, — самое богатое по созданию учебных руководств.

Теория красноречия в XIX в. считалась наукой, которая занимается канонами ораторства как искусства. Каноны относились к устным и письменным сообщениям вообще или к каждому роду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую законы, присущие всем произведениям, и частную, исследующую особенности отдельного рода произведений, в том числе устных.

Первым фундаментальным трудом на рубеже XVIII — XIX вв. стал «Опыт риторики» преподавателя Санкт-Петербургского горного кадетского корпуса И.С. Рижского (1805), в котором на видное место ставится воздействие на ум и чувства слушателей силой слова, достигаемое выразительностью и изобретательностью речи. Открывающая книгу часть освещает проблемы и качества речи. Рижский останавливается на ее нормативном и изобразительном аспектах, особенно подробно пишет о структуре периода и изобразительно-выразительных средствах (тропах и фигурах). Во второй части говорится о совершенстве мыслей, выражающих материальные свойства, действия, обстоятельства и т.д. В третьей речь ведется о различных родах прозаических сочинений и выделяются наряду с письмами, «разговорами», историческими описаниями большие речи разного характера, имеющие единую форму выступления, — панегирик (похвальное слово). Последняя, четвертая, часть посвящена стилю («слогу»). Рижский много рассуждает о языковом вкусе оратора, проводит градации

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

слога: правильный — неправильный, нежный — грубый.

Исследователи XIX в. обычно относили красноречие к изящным искусствам, которые требуют «великого» образования, ума и душевных способностей, видели в нем искусство выражать свои мысли на письме или устно правильно, ясно и сообразно с целью пишущего или говорящего. Риторики того времени требовали единства формы и содержания речи, так как только в этом случае можно создать настоящие произведения искусства. Появление многих теоретических работ, изучение законов речи способствовали развитию практического красноречия.

История ораторского искусства, несомненно, составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотношения свойств слова с чувствами, волей и разумом человека.

Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, что сегодня стало насущной необходимостью.

Поступила 25.02.03.

ШКОЛА ИМЕНИ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО: УРОКИ САМОПОЗНАНИЯ

Н.М. Инюшкин, зав. кафедрой мировой и отечественной культуры Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, профессор

Предоставление регионам права выбора своей образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, природно-географическими, культурноисторическими, национально-демографическими и другими условиями при сохранении и развитии единства образовательного пространства России побуждает к инновационному поиску новых моделей образовательной деятельности. Ученые Пензенского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предложили свой ответ на вопрос, каким образом учет региональных культурно-исторических традиций может способствовать развитию личности учащихся. Решение этой проблемы они видят в разработке модели «именной» школы, ключевой идеей которой является создание в ряде образовательных учреждений области условий для воспитания и развития личности в ее соприкосновении с именем другой, выросшей на той же земле, но опередившей свое время, личности, оставившей яркий след в культуре не

только Пензенской области, но и России и мира в целом.

В начале XXI в. в региональной системе образования есть семнадцать школ, где имя стало своеобразным символом, знаком, следуя которому школа ведет поиск оригинального содержания образования, оригинальных педагогических технологий, форм внеурочного взаимодействия, стилей педагогического общения.

Наиболее удачной «наблюдательной площадкой» в плане единства концептуальных замыслов и практики их воплощения является Воскресеновская средняя школа им. В.О. Ключевского Пензенского района. Аргументов в пользу такого выбора несколько, и они взаимосвязаны.

1. Село Воскресеновка является родиной В.О. Ключевского. Здесь в храме, где служил его отец, Осип Васильевич, будущий ученый был крещен. В Воскре-сеновке прошли его младенческие годы. В столетний юбилей ученого в селе были открыты первый и единственный в России памятник и филиал Пензенского музея великого историка.

2. Воскресеновская школа расположена в особой историко-культурной сре-

© Н.М. Инюшкин, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.