УДК 159.9.072
DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).096-104
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
С. Л. Яковлева
Для цитирования
Яковлева, С. Л. Опытно-экспериментальный этап развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / С. Л. Яковлева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1(58). - С. 96-104. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).096-104.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлен опытно-экспериментальный этап исследования, посвященный изучению развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. На базе Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний разработана и апробирована программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, состоящая из трех блоков (эмпирического, теоретического и развивающего), включающая в себя реализацию психолого-педагогических технологий. Участие курсантов в специальных мероприятиях обусловлено уровнем развития нравственных и волевых качеств,
© Яковлева С. Л., 2022
выявленным при помощи специальных технологий типом личности. По окончании реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - определение эффективности организованной опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: программа, курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, исследование, развитие, нравственные и волевые качества.
В рамках официального выступления 29 ноября 2021 г. директора Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) А. Гостева определены задачи, направленные на «укрепление... законности и дисципли-
ны среди личного состава, исключение коррупционных связей, укрепление порядка внутри системы...». По его мнению, «для реализации столь ответственных задач необходимы руководители и сотрудники, обладающие такими качествами, как профессионализм и компетентность, порядочность и добросовестность, дисциплинированность, требовательность к себе и подчиненным.» [3]. При подготовке сотрудников ФСИН России следует учитывать, что сегодня уголовно-исполнительная система требует от каждого сотрудника не только наличия знаний, но и прежде всего надлежащей компетенции и соответствующих личностных качеств [2, с. 140]. Современное состояние гражданского общества, социально-экономическая ситуация обусловливают необходимость развития нравственных и волевых качеств личности у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Анализ научной литературы по данной проблеме указывает на возможность активизации данного процесса в условиях образовательных организаций ФСИН России. Развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России может быть организовано в контексте реализации авторской программы, представленной синкретичностью базового и дополнительного компонентов образования. При этом сочетание базового и дополнительного компонентов в нравственном и волевом развитии курсантов образовательных организаций ФСИН России в рамках образовательного пространства дает возможность создания предпосылок для реализации индивидуально-творческого подхода, компенсируя
недостаток в учебных программах определенных ценностных ориентаций, необходимых в профессиональной деятельности сотрудника ФСИН России.
На базе Академии ФСИН России разработана и апробирована программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России (далее - Программа). Ее внедрение осуществлялось с учетом уровня развития нравственно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного, поведенческого, рефлексивного критериев и типа личности курсантов (неустойчивый, нравственный, волевой, критический).
Программа разрабатывалась с учетом следующих функциональных блоков: постановка целей и формулировка задач; выбор форм, методов и сроков психологического воздействия; подбор необходимых средств и материалов и др.
Цель программы - развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Программа реализовывана на базе психологического факультета Академии ФСИН России в экспериментальной группе (ЭГ) - 35 человек в рамках учебных занятий и во внеучебное время в форме лекций, семинарских, групповых занятий, дискуссий,чтения с обсуждением, круглых столов, психологической тренинговой работы, в том числе кинотренингов и т. д.
В контрольной группе (КГ) (35 курсантов) также проводилась диагностика на констатирующем и контрольном этапах исследования.
При реализации формирующего эксперимента решались следующие задачи: изучение психологических основ развития нравственных и воле-
вых качеств личности; формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке и развитию нравственных и волевых качеств как ее компоненту; обеспечение курсантов знаниями технологии саморазвития нравственных и волевых качеств, знаниями в области саморегуляции и самоконтроля; накопление курсантами опыта проявления нравственных и волевых качеств в профессиональной деятельности; коррекция процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов на основе результатов исходной и текущей диагностики.
С целью оптимизации процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России использованы психолого-педагогические технологии, с опорой на принципы диа-логичности, последовательности, преемственности; координации и интеграции нравственного развития личности; сознательности, самостоятельности и творческой активности, принципа целостности.
Психотехнология Программы основывалась на методологии когнитивно-поведенческого подхода, обеспечивающего развитие эмоциональных навыков и конструктивной поведенческой стратегии личности, гуманистического подхода, рассматривающего человека как активного субъекта, рефлексирующего и способного изменять себя и свою жизнь [1], а также на разных методах, техниках, психопрофилактических приемах и коррекционно-развивающей работе для воздействия на имеющиеся каналы восприятия информации.
Анализ научной литературы позво-лилдатьточноеопределениепсихолого-педагогической технологии, которым
руководствовались в дальнейшей работе. Психолого-педагогическая технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов, последовательно используемых для решения задач и достижения прогнозируемого образовательного результата.
Сущность психолого-педагогических технологий - расширение знаний с помощью углубленного исследования психологических, духовно-нравственных идей, организации тренингов, проведения диагностики нравственных и волевых качеств курсантов.
Программа базировалась на использовании психолого-педагогических технологий: активного усвоения нравственных категорий, развития коллективно поддерживаемых ценностных ориентаций, апробации духовно-нравственных знаний на практике с применением тренинговых занятий. Процесс активизации развития нравственных и волевых качеств личности курсантов осуществлялся в следующих аспектах: 1) освоение понятий и определений духовно-нравственной сферы личности; 2) активизация и развитие нравственных и волевых качеств личности.
Авторская программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России включает в себя реализацию психолого-педагогических технологий и состоит из трех блоков: эмпирического, направленного на создание, подбор и апробацию комплекса методик, предназначенных для исследования состояния развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, теоретического, рассматривающего вопросы профессиональной этики, нравственного характера
пенитенциарной деятельности, волевые качества сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), развивающего, связанного с формированием нравственных и волевых качеств личности.
Эмпирический блок представлен следующими методиками: опросники «Волевые качества личности» И. И. Купцова и Ю. Л. Еремкина, «Оценка уровня волевого самоконтроля» Е. В. Эйдмана и А. Г Зверкова; «Оценка нравственной надежности» Е. Ю. Стри-жова, Сокращенный многофакторный личностный опросник Р. Кеттел-ла 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) форма С, «Способы совладающего поведения» Р. Ла-заруса, С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire, WCQ, адаптирован Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. За-мышляевой), Опросник определения уровня развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; методика диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова; методика изучения уровня самооценки А. С. Будасси (в авторской модификации изучения нравственных и волевых качеств личности); авторская анкета. Данный комплекс методик наглядно упорядочивает процесс эмпирического исследования.
Теоретический блок подразумевал реализацию следующих мероприятий: 1) чтение лекций, направленных на получение знаний о специфике деятельности УИС, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке, изучения профессионально важных качеств и психологических основ развития; 2) проведение семинарских занятий по вопросам профессиональной этики,
фундаментальных принципов общечеловеческой морали, нравственно-волевого характера пенитенциарной деятельности; 3) повышение психологической грамотности в вопросах развития нравственных и волевых качеств личности; 4) организация и проведение круглых столов по вопросам нравственного характера пенитенциарной деятельности; 5) групповые дискуссии по вопросам нарушения служебной дисциплины; 6) организация встреч с ветеранами УИС, посвященных памяти о Великой Отечественной войне, вопросам нравственно-волевого воспитания сотрудника ФСИН России; 7) проведение воспитательных бесед и консультаций. Рассмотрим их подробно.
Чтение лекций, направленных на получение знаний о специфике профессиональной деятельности УИС, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке, изучение профессионально важных качеств и психологических основ развития, ориентировано на формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке и развитие нравственных и волевых качеств как ее компонента, обеспечение курсантов знаниями мотивационно-личностных аспектов профессиональной деятельности. Основной формой реализации теоретического блока являлись лекции по следующим темам: «Психология профессиональной деятельности ФСИН России», «Мораль в системе социальных факторов пенитенциарной деятельности», «Профессионально важные качества сотрудника ФСИН России», «Нравственные качества в структуре личности сотрудника УИС», «Моральный выбор и нравственные конфликты в деятельности
сотрудников УИС», «Толерантность как нравственный компонент деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений», «Эмпатические способности сотрудников УИС», «Нравственное отношение в коллективе сотрудников УИС», «Проблемы профессионально-нравственной деформации», «Общая характеристика волевой сферы личности», «Формирование и развитие волевой сферы», «Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников УИС и лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы», «Эмоциональная устойчивость и самоконтроль в общении с осужденными».
Проведение семинарских занятий по вопросам профессиональной этики, фундаментальных принципов общечеловеческой морали, нравственно-волевого характера пенитенциарной деятельности осуществлялось по темам: «Профессиональная этика сотрудника УИС», «Основные категории этики и их реализация в деятельности сотрудников УИС», «Нравственное содержание и нормативные основы правоохранительной деятельности», «Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности и как психологический феномен», «Подходы к изучению воли в истории наук», «Психологические механизмы волевой регуляции», «Воспитание и самовоспитание воли», «Целеустремленность как нравственно-волевое качество сотрудника УИС».
На семинарских занятиях обыгры-вались, моделировались различные ситуации, касающиеся морального выбора, например, вопросы профессиональной этики, морали и ее местоположение в системе нравственных ценностей, структура морали со-
трудников ФСИН России, механизмы усвоения, позитивизм нравственной направленности, самосознание личности и т. д. В развитии волевых качеств курсантов больше опирались на тре-нинговую работу.
В теоретическом блоке осуществлялись мероприятия с детальным и глубоким погружением в изучаемую нами проблему, а именно: организация круглых столов, ознакомление с обзорами нарушения служебной дисциплины сотрудниками ФСИН России, участие в мастер-классах, семинарах по вопросам развития нравственных и волевых качеств.
Организация круглых столов по вопросам нравственного характера пенитенциарной деятельности способствовала закреплению теоретических положений нравственного становления личности и развитию у курсантов профессионально-нравственного сознания.
Основываясь на принципе активности процесса обучения, мы способствовали формированию готовности к пониманию важности нравственного и волевого качества личности. Важное значение имело включение курсантов в процесс самоанализа своих взглядов на развитие нравственных и волевых качеств личности.
Метод обсуждения вопросов нарушения служебной дисциплины в форме групповых дискуссий реализовывался в целях обучения, развития, установления контактов и взаимоотношений в группе, а также для более глубокого осознания обозначенной проблемы. В соответствии с поставленными целями занятий использовались тематические групповые дискуссии: «Кто виноват в нарушении служебной дисциплины?», «Как сказать нет», «Ситу-
ации, способствующие нарушениям служебной дисциплины».
Основной целью организации встреч с ветеранами УИС, посвященных памяти о Великой Отечественной войне, вопросам нравственно-волевого воспитания сотрудника ФСИН России, являлось патриотическое воспитание, знакомство курсантов с особенностями службы в УИС прошлых лет, возможностями морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения.
Проведение воспитательных бесед и консультаций подразумевало оказание профессиональной помощи в поиске решений проблемной ситуации, применялось в случаях внутриличност-ных, межличностных конфликтов, профессиональном самоопределении и формировании устойчивой нравственной позиции. Наиболее значимыми элементами в данном направлении стали метод убеждения, который применялся в контексте групповых дискуссий, профилактических, воспитательных бесед и консультаций, а также путь логического упорядочивания решаемых вопросов с целью подведения курсантов к нужным выводам.
Развивающий блок включал в себя индивидуальные и групповые формы проведения занятий, носил мотива-ционно-ориентированный характер, способствуя формированию личностных ориентиров, установок на саморазвитие, самосовершенствование в области развития нравственных и активизации волевых качеств личности, разработке программ индивидуального сопровождения.
Развивающий блок включал в себя реализацию следующих мероприятий: 1) проведение индивидуальных и груп-
повых форм работы, направленных на развитие нравственных и волевых качеств личности; 2) применение психогимнастических упражнений; 3) обсуждение притч; 4) разработка и проведение деловых игр, моделирующих ситуаций в профессиональной сфере; 5) ролевые игры; 6) участие в поведенческих, социально-психологических тренингах, кинотренингах по вопросам развития нравственных и волевых качеств; 7) участие курсантов в специальных мероприятиях в зависимости от уровня развития нравственных и волевых качеств.
Рассмотрим специфику проведения индивидуальных и групповых форм работы, направленных на развитие нравственных и волевых качеств личности, а также их взаимосвязь.
Индивидуальная форма применялась с целью выявления индивидуальных особенностей личности курсанта, для активизации усвоения получаемой информации по развитию нравственных и волевых качеств, а также как средство обратной связи после проведения коррекционно-развивающей работы с возможностью вносить своевременные корректировки в программу. Данная форма работы позволила дополнить методы групповой работы, улучшить психологический контакт, уточнить данные о психологических особенностях курсантов.
Групповая форма работы способствовала динамическому отслеживанию качественных изменений отдельной личности и группы в целом, поиску проблемных моментов. Для проведения групповых занятий использовалось специально оборудованное помещение, где обеспечивались комфортные условия и отсутствие посторонних лиц.
Групповая форма коррекционно-развивающей работы реализовыва-лась в ходе групповых занятий с применением метода тренинга.
Психогимнастические упражнения игрового и коммуникативного плана использовались для создания доверительной атмосферы, уменьшения напряженности в группе, роста сплоченности. Это отразилось на работоспособности группы, повышении заинтересованности в желании участвовать в тренингах, позволило разобраться курсантам в своих чувствах относительно участников эксперимента.
Обсуждение притч как средство образного мышления эмоционально положительно воздействует на процесс понимания. Оно соотносится с функциями зеркала, модели, истории как носителя традиций, альтернативной концепции.
Разработка индивидуального сопровождения осуществлялась по мере необходимости, в случаях если у курсанта диагностировался ниже среднего уровень развития нравственных и волевых качеств личности. Программа индивидуального сопровождения ре-ализовывалась с курсантами, имеющими трудности в общении при установлении межличностных отношений в группе и при высказывании собственного мнения и эмоций.
Разработка и проведение деловых игр, моделирующих ситуаций в профессиональной сфере, представляла собой воспроизведение реальной ситуации в профессиональной деятельности.
В начале игры курсантам ставились задачи, аналогичные тем, которые ставятся в повседневной профессиональной деятельности: недостойное поведение; оставление службы без уважи-
тельной причины; потеря служебного удостоверения; уличение в получении взятки; формальное решение служебных задач; развитие умения и способности конструктивно разрешать сложившуюся ситуацию. По окончании проводился анализ ситуаций.
Участие и выполнение ролевых игр. Смысл данного метода в том, что участники выступают в различных ролях, дающих им возможность максимально полно выразить свои мысли, эмоции, чувства. Данный метод позволил позитивно работать с чувствами курсантов, контролировать их, не затрагивая личность (обсуждалось лишь поведение участника), получить быструю обратную связь относительно своих действий, а также способствовал повышению мотивации к изменениям.
Участие в поведенческих, социально-психологических тренингах, кинотренингах по вопросам развития нравственных и волевых качеств позволило укрепить знания в области развития нравственных и волевых качеств курсантов, а также учесть особенности их формирования.
Поведенческийтренинг осваивался для развития умений и навыков курсантов в предстоящей профессиональной деятельности: анализ ситуаций, связанных с моральным выбором, позиций «правильного» и «неправильного» нравственного поведения сотрудников ФСИН России, оценка ценностных ори-ентаций личности курсантов, приобретение знаний о формировании и развитии нравственно-волевой сферы личности и самовоспитании воли.
Социально-психологический тренинг представлял собой метод активного взаимодействия в группе, направленный на развитие саморефлексии и анализ поведения других участников.
Основной принцип данного метода -это качественное изменение процесса общения, активная позиция, обсуждение по принципу «здесь и сейчас», высокая степень эмоциональной включенности, межличностная обратная связь.
В рамках социально-психологического тренинга курсанты закрепили психологические знания, способы противостояния аморальным провокациям в сфере межличностного общения с учетом особенностей эффективного взаимодействия. Осуществлялось развитие навыков снятия эмоционального напряжения и формирования эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Использование кинотренинга позволило исследовать чувства, эмоции, научиться наполнять себя нужными состояниями, проверять свои версии и теории на примерах. Через кинотренинг глубоко осознавалось влияние на те или иные линии поведения, выявлялись способности анализировать, видеть и слышать, грамотно предусматривать возможные ситуации, находить достойный пример для изучения и перенимать что-то хорошее, улучшать свое состояние. Отсюда и личностный рост, и «оздоровление», развитие эм-патии,патриотизма,нравственной составляющей личности военнослужащего и стимуляция волевых усилий.
Участие курсантов в специальных мероприятиях осуществлялось в зависимости отуровня развития нравственных и волевых качеств и в соответствии с типом личности, выявленным при помощи специальных технологий. Комплекс упражнений подбирался с учетом выраженности типологических особенностей курсантов.
К курсантам «неустойчивого типа» применялись коррекционно-развива-
ющие упражнения, направленные на развитие самостоятельности, саморегуляции, настойчивости, выдержки, готовности к преодолению трудностей, а также на снижение уровня тревожности.
Коррекционно-развивающая работа с курсантами «критического типа» ориентирована на развитие эмпатии, саморегуляции, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, повышение мотивации усвоения профессиональной этики, принятие ответственности.
Таким образом, результативность предложенной психолого-педагогической технологии в изучаемом нами аспекте с учетом форм, методов, способов, приемов напрямую связана с четко структурированной последовательностью занятий, личностной ориентированностью, индивидуально-личностным подходом. Данная технология способствует развитию нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, направляет их на саморазвитие и самосовершенствование.
Авторская программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России представлена в виде специально организованного процесса создания психологических условий, активизирующих развитие нравственных и волевых качеств курсантов. Программа состоит из эмпирического, теоретического и развивающего блоков. Эмпирический блок включает в себя комплекс диагностических методик, направленных на изучение уровня развития нравственных и волевых качеств курсантов. Теоретический блок состоит из комплекса дисциплин психологического цикла,
направленных на получение знаний о специфике профессиональной деятельности УИС, нравственных, волевых качествах, психологических основах их развития, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке. Развивающий блок - это комплекс мероприятий по активизации процесса развития нравственных и волевых качеств в ситуациях, приближенных к реальным условиям службы.
По окончании реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - определение эффек-
тивности организованной опытно-экспериментальной работы.
Библиографический список
1. Василюк Ф. Е. Психологические переживания. М. : МГУ, 1984. 240 с.
2. Яковлева С. Л., Аксенова Г. И. К вопросу о программе развития нравственных и волевых качеств курсантов // Психолог и современный мир : сб. науч. тр. по материалам XI Междунар. семинара молодых ученых и аспирантов (Тамбов, 26 апр. 2018 г.) / отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов : Принт-Сервис, 2018. С. 140-144.
3. Официальный сайт ФСИН России. URL: https://fsin.gov.ru/news/index. php?ELEMENT_ID=599917.