Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Светлана Леонидовна

В статье представлен опытно-экспериментальный этап исследования, посвященный изучению развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. На базе Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний разработана и апробирована программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, состоящая из трех блоков ( эмпирического, теоретического и развивающего), включающая в себя реализацию психолого-педагогических технологий. Участие курсантов в специальных мероприятиях обусловлено уровнем развития нравственных и волевых качеств, выявленным при помощи специальных технологий типом личности. По окончании реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - определение эффективности организованной опытно-экспериментальной работы.The article describes an experimental stage of research devoted to the study of the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. On the basis of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, a program for the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service has been developed and tested, consisting of three blocks: empirical, theoretical and developmental, includes the implementation of psychological and pedagogical technologies. The participation of cadets in special events is conditioned depending on the level of development of moral and volitional qualities, in accordance with the identified personality type with the help of special technologies. At the end of the implementation of the program for the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service, a control experiment was carried out, the purpose of which was to determine the effectiveness of organized experimental work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

УДК 159.9.072

DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).096-104

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

С. Л. Яковлева

Для цитирования

Яковлева, С. Л. Опытно-экспериментальный этап развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / С. Л. Яковлева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1(58). - С. 96-104. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).096-104.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлен опытно-экспериментальный этап исследования, посвященный изучению развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. На базе Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний разработана и апробирована программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, состоящая из трех блоков (эмпирического, теоретического и развивающего), включающая в себя реализацию психолого-педагогических технологий. Участие курсантов в специальных мероприятиях обусловлено уровнем развития нравственных и волевых качеств,

© Яковлева С. Л., 2022

выявленным при помощи специальных технологий типом личности. По окончании реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - определение эффективности организованной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: программа, курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, исследование, развитие, нравственные и волевые качества.

В рамках официального выступления 29 ноября 2021 г. директора Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) А. Гостева определены задачи, направленные на «укрепление... законности и дисципли-

ны среди личного состава, исключение коррупционных связей, укрепление порядка внутри системы...». По его мнению, «для реализации столь ответственных задач необходимы руководители и сотрудники, обладающие такими качествами, как профессионализм и компетентность, порядочность и добросовестность, дисциплинированность, требовательность к себе и подчиненным.» [3]. При подготовке сотрудников ФСИН России следует учитывать, что сегодня уголовно-исполнительная система требует от каждого сотрудника не только наличия знаний, но и прежде всего надлежащей компетенции и соответствующих личностных качеств [2, с. 140]. Современное состояние гражданского общества, социально-экономическая ситуация обусловливают необходимость развития нравственных и волевых качеств личности у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Анализ научной литературы по данной проблеме указывает на возможность активизации данного процесса в условиях образовательных организаций ФСИН России. Развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России может быть организовано в контексте реализации авторской программы, представленной синкретичностью базового и дополнительного компонентов образования. При этом сочетание базового и дополнительного компонентов в нравственном и волевом развитии курсантов образовательных организаций ФСИН России в рамках образовательного пространства дает возможность создания предпосылок для реализации индивидуально-творческого подхода, компенсируя

недостаток в учебных программах определенных ценностных ориентаций, необходимых в профессиональной деятельности сотрудника ФСИН России.

На базе Академии ФСИН России разработана и апробирована программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России (далее - Программа). Ее внедрение осуществлялось с учетом уровня развития нравственно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного, поведенческого, рефлексивного критериев и типа личности курсантов (неустойчивый, нравственный, волевой, критический).

Программа разрабатывалась с учетом следующих функциональных блоков: постановка целей и формулировка задач; выбор форм, методов и сроков психологического воздействия; подбор необходимых средств и материалов и др.

Цель программы - развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Программа реализовывана на базе психологического факультета Академии ФСИН России в экспериментальной группе (ЭГ) - 35 человек в рамках учебных занятий и во внеучебное время в форме лекций, семинарских, групповых занятий, дискуссий,чтения с обсуждением, круглых столов, психологической тренинговой работы, в том числе кинотренингов и т. д.

В контрольной группе (КГ) (35 курсантов) также проводилась диагностика на констатирующем и контрольном этапах исследования.

При реализации формирующего эксперимента решались следующие задачи: изучение психологических основ развития нравственных и воле-

вых качеств личности; формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке и развитию нравственных и волевых качеств как ее компоненту; обеспечение курсантов знаниями технологии саморазвития нравственных и волевых качеств, знаниями в области саморегуляции и самоконтроля; накопление курсантами опыта проявления нравственных и волевых качеств в профессиональной деятельности; коррекция процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов на основе результатов исходной и текущей диагностики.

С целью оптимизации процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России использованы психолого-педагогические технологии, с опорой на принципы диа-логичности, последовательности, преемственности; координации и интеграции нравственного развития личности; сознательности, самостоятельности и творческой активности, принципа целостности.

Психотехнология Программы основывалась на методологии когнитивно-поведенческого подхода, обеспечивающего развитие эмоциональных навыков и конструктивной поведенческой стратегии личности, гуманистического подхода, рассматривающего человека как активного субъекта, рефлексирующего и способного изменять себя и свою жизнь [1], а также на разных методах, техниках, психопрофилактических приемах и коррекционно-развивающей работе для воздействия на имеющиеся каналы восприятия информации.

Анализ научной литературы позво-лилдатьточноеопределениепсихолого-педагогической технологии, которым

руководствовались в дальнейшей работе. Психолого-педагогическая технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов, последовательно используемых для решения задач и достижения прогнозируемого образовательного результата.

Сущность психолого-педагогических технологий - расширение знаний с помощью углубленного исследования психологических, духовно-нравственных идей, организации тренингов, проведения диагностики нравственных и волевых качеств курсантов.

Программа базировалась на использовании психолого-педагогических технологий: активного усвоения нравственных категорий, развития коллективно поддерживаемых ценностных ориентаций, апробации духовно-нравственных знаний на практике с применением тренинговых занятий. Процесс активизации развития нравственных и волевых качеств личности курсантов осуществлялся в следующих аспектах: 1) освоение понятий и определений духовно-нравственной сферы личности; 2) активизация и развитие нравственных и волевых качеств личности.

Авторская программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России включает в себя реализацию психолого-педагогических технологий и состоит из трех блоков: эмпирического, направленного на создание, подбор и апробацию комплекса методик, предназначенных для исследования состояния развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, теоретического, рассматривающего вопросы профессиональной этики, нравственного характера

пенитенциарной деятельности, волевые качества сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), развивающего, связанного с формированием нравственных и волевых качеств личности.

Эмпирический блок представлен следующими методиками: опросники «Волевые качества личности» И. И. Купцова и Ю. Л. Еремкина, «Оценка уровня волевого самоконтроля» Е. В. Эйдмана и А. Г Зверкова; «Оценка нравственной надежности» Е. Ю. Стри-жова, Сокращенный многофакторный личностный опросник Р. Кеттел-ла 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) форма С, «Способы совладающего поведения» Р. Ла-заруса, С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire, WCQ, адаптирован Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. За-мышляевой), Опросник определения уровня развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; методика диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова; методика изучения уровня самооценки А. С. Будасси (в авторской модификации изучения нравственных и волевых качеств личности); авторская анкета. Данный комплекс методик наглядно упорядочивает процесс эмпирического исследования.

Теоретический блок подразумевал реализацию следующих мероприятий: 1) чтение лекций, направленных на получение знаний о специфике деятельности УИС, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке, изучения профессионально важных качеств и психологических основ развития; 2) проведение семинарских занятий по вопросам профессиональной этики,

фундаментальных принципов общечеловеческой морали, нравственно-волевого характера пенитенциарной деятельности; 3) повышение психологической грамотности в вопросах развития нравственных и волевых качеств личности; 4) организация и проведение круглых столов по вопросам нравственного характера пенитенциарной деятельности; 5) групповые дискуссии по вопросам нарушения служебной дисциплины; 6) организация встреч с ветеранами УИС, посвященных памяти о Великой Отечественной войне, вопросам нравственно-волевого воспитания сотрудника ФСИН России; 7) проведение воспитательных бесед и консультаций. Рассмотрим их подробно.

Чтение лекций, направленных на получение знаний о специфике профессиональной деятельности УИС, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке, изучение профессионально важных качеств и психологических основ развития, ориентировано на формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке и развитие нравственных и волевых качеств как ее компонента, обеспечение курсантов знаниями мотивационно-личностных аспектов профессиональной деятельности. Основной формой реализации теоретического блока являлись лекции по следующим темам: «Психология профессиональной деятельности ФСИН России», «Мораль в системе социальных факторов пенитенциарной деятельности», «Профессионально важные качества сотрудника ФСИН России», «Нравственные качества в структуре личности сотрудника УИС», «Моральный выбор и нравственные конфликты в деятельности

сотрудников УИС», «Толерантность как нравственный компонент деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений», «Эмпатические способности сотрудников УИС», «Нравственное отношение в коллективе сотрудников УИС», «Проблемы профессионально-нравственной деформации», «Общая характеристика волевой сферы личности», «Формирование и развитие волевой сферы», «Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников УИС и лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы», «Эмоциональная устойчивость и самоконтроль в общении с осужденными».

Проведение семинарских занятий по вопросам профессиональной этики, фундаментальных принципов общечеловеческой морали, нравственно-волевого характера пенитенциарной деятельности осуществлялось по темам: «Профессиональная этика сотрудника УИС», «Основные категории этики и их реализация в деятельности сотрудников УИС», «Нравственное содержание и нормативные основы правоохранительной деятельности», «Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности и как психологический феномен», «Подходы к изучению воли в истории наук», «Психологические механизмы волевой регуляции», «Воспитание и самовоспитание воли», «Целеустремленность как нравственно-волевое качество сотрудника УИС».

На семинарских занятиях обыгры-вались, моделировались различные ситуации, касающиеся морального выбора, например, вопросы профессиональной этики, морали и ее местоположение в системе нравственных ценностей, структура морали со-

трудников ФСИН России, механизмы усвоения, позитивизм нравственной направленности, самосознание личности и т. д. В развитии волевых качеств курсантов больше опирались на тре-нинговую работу.

В теоретическом блоке осуществлялись мероприятия с детальным и глубоким погружением в изучаемую нами проблему, а именно: организация круглых столов, ознакомление с обзорами нарушения служебной дисциплины сотрудниками ФСИН России, участие в мастер-классах, семинарах по вопросам развития нравственных и волевых качеств.

Организация круглых столов по вопросам нравственного характера пенитенциарной деятельности способствовала закреплению теоретических положений нравственного становления личности и развитию у курсантов профессионально-нравственного сознания.

Основываясь на принципе активности процесса обучения, мы способствовали формированию готовности к пониманию важности нравственного и волевого качества личности. Важное значение имело включение курсантов в процесс самоанализа своих взглядов на развитие нравственных и волевых качеств личности.

Метод обсуждения вопросов нарушения служебной дисциплины в форме групповых дискуссий реализовывался в целях обучения, развития, установления контактов и взаимоотношений в группе, а также для более глубокого осознания обозначенной проблемы. В соответствии с поставленными целями занятий использовались тематические групповые дискуссии: «Кто виноват в нарушении служебной дисциплины?», «Как сказать нет», «Ситу-

ации, способствующие нарушениям служебной дисциплины».

Основной целью организации встреч с ветеранами УИС, посвященных памяти о Великой Отечественной войне, вопросам нравственно-волевого воспитания сотрудника ФСИН России, являлось патриотическое воспитание, знакомство курсантов с особенностями службы в УИС прошлых лет, возможностями морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения.

Проведение воспитательных бесед и консультаций подразумевало оказание профессиональной помощи в поиске решений проблемной ситуации, применялось в случаях внутриличност-ных, межличностных конфликтов, профессиональном самоопределении и формировании устойчивой нравственной позиции. Наиболее значимыми элементами в данном направлении стали метод убеждения, который применялся в контексте групповых дискуссий, профилактических, воспитательных бесед и консультаций, а также путь логического упорядочивания решаемых вопросов с целью подведения курсантов к нужным выводам.

Развивающий блок включал в себя индивидуальные и групповые формы проведения занятий, носил мотива-ционно-ориентированный характер, способствуя формированию личностных ориентиров, установок на саморазвитие, самосовершенствование в области развития нравственных и активизации волевых качеств личности, разработке программ индивидуального сопровождения.

Развивающий блок включал в себя реализацию следующих мероприятий: 1) проведение индивидуальных и груп-

повых форм работы, направленных на развитие нравственных и волевых качеств личности; 2) применение психогимнастических упражнений; 3) обсуждение притч; 4) разработка и проведение деловых игр, моделирующих ситуаций в профессиональной сфере; 5) ролевые игры; 6) участие в поведенческих, социально-психологических тренингах, кинотренингах по вопросам развития нравственных и волевых качеств; 7) участие курсантов в специальных мероприятиях в зависимости от уровня развития нравственных и волевых качеств.

Рассмотрим специфику проведения индивидуальных и групповых форм работы, направленных на развитие нравственных и волевых качеств личности, а также их взаимосвязь.

Индивидуальная форма применялась с целью выявления индивидуальных особенностей личности курсанта, для активизации усвоения получаемой информации по развитию нравственных и волевых качеств, а также как средство обратной связи после проведения коррекционно-развивающей работы с возможностью вносить своевременные корректировки в программу. Данная форма работы позволила дополнить методы групповой работы, улучшить психологический контакт, уточнить данные о психологических особенностях курсантов.

Групповая форма работы способствовала динамическому отслеживанию качественных изменений отдельной личности и группы в целом, поиску проблемных моментов. Для проведения групповых занятий использовалось специально оборудованное помещение, где обеспечивались комфортные условия и отсутствие посторонних лиц.

Групповая форма коррекционно-развивающей работы реализовыва-лась в ходе групповых занятий с применением метода тренинга.

Психогимнастические упражнения игрового и коммуникативного плана использовались для создания доверительной атмосферы, уменьшения напряженности в группе, роста сплоченности. Это отразилось на работоспособности группы, повышении заинтересованности в желании участвовать в тренингах, позволило разобраться курсантам в своих чувствах относительно участников эксперимента.

Обсуждение притч как средство образного мышления эмоционально положительно воздействует на процесс понимания. Оно соотносится с функциями зеркала, модели, истории как носителя традиций, альтернативной концепции.

Разработка индивидуального сопровождения осуществлялась по мере необходимости, в случаях если у курсанта диагностировался ниже среднего уровень развития нравственных и волевых качеств личности. Программа индивидуального сопровождения ре-ализовывалась с курсантами, имеющими трудности в общении при установлении межличностных отношений в группе и при высказывании собственного мнения и эмоций.

Разработка и проведение деловых игр, моделирующих ситуаций в профессиональной сфере, представляла собой воспроизведение реальной ситуации в профессиональной деятельности.

В начале игры курсантам ставились задачи, аналогичные тем, которые ставятся в повседневной профессиональной деятельности: недостойное поведение; оставление службы без уважи-

тельной причины; потеря служебного удостоверения; уличение в получении взятки; формальное решение служебных задач; развитие умения и способности конструктивно разрешать сложившуюся ситуацию. По окончании проводился анализ ситуаций.

Участие и выполнение ролевых игр. Смысл данного метода в том, что участники выступают в различных ролях, дающих им возможность максимально полно выразить свои мысли, эмоции, чувства. Данный метод позволил позитивно работать с чувствами курсантов, контролировать их, не затрагивая личность (обсуждалось лишь поведение участника), получить быструю обратную связь относительно своих действий, а также способствовал повышению мотивации к изменениям.

Участие в поведенческих, социально-психологических тренингах, кинотренингах по вопросам развития нравственных и волевых качеств позволило укрепить знания в области развития нравственных и волевых качеств курсантов, а также учесть особенности их формирования.

Поведенческийтренинг осваивался для развития умений и навыков курсантов в предстоящей профессиональной деятельности: анализ ситуаций, связанных с моральным выбором, позиций «правильного» и «неправильного» нравственного поведения сотрудников ФСИН России, оценка ценностных ори-ентаций личности курсантов, приобретение знаний о формировании и развитии нравственно-волевой сферы личности и самовоспитании воли.

Социально-психологический тренинг представлял собой метод активного взаимодействия в группе, направленный на развитие саморефлексии и анализ поведения других участников.

Основной принцип данного метода -это качественное изменение процесса общения, активная позиция, обсуждение по принципу «здесь и сейчас», высокая степень эмоциональной включенности, межличностная обратная связь.

В рамках социально-психологического тренинга курсанты закрепили психологические знания, способы противостояния аморальным провокациям в сфере межличностного общения с учетом особенностей эффективного взаимодействия. Осуществлялось развитие навыков снятия эмоционального напряжения и формирования эмоциональной устойчивости и самоконтроля.

Использование кинотренинга позволило исследовать чувства, эмоции, научиться наполнять себя нужными состояниями, проверять свои версии и теории на примерах. Через кинотренинг глубоко осознавалось влияние на те или иные линии поведения, выявлялись способности анализировать, видеть и слышать, грамотно предусматривать возможные ситуации, находить достойный пример для изучения и перенимать что-то хорошее, улучшать свое состояние. Отсюда и личностный рост, и «оздоровление», развитие эм-патии,патриотизма,нравственной составляющей личности военнослужащего и стимуляция волевых усилий.

Участие курсантов в специальных мероприятиях осуществлялось в зависимости отуровня развития нравственных и волевых качеств и в соответствии с типом личности, выявленным при помощи специальных технологий. Комплекс упражнений подбирался с учетом выраженности типологических особенностей курсантов.

К курсантам «неустойчивого типа» применялись коррекционно-развива-

ющие упражнения, направленные на развитие самостоятельности, саморегуляции, настойчивости, выдержки, готовности к преодолению трудностей, а также на снижение уровня тревожности.

Коррекционно-развивающая работа с курсантами «критического типа» ориентирована на развитие эмпатии, саморегуляции, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, повышение мотивации усвоения профессиональной этики, принятие ответственности.

Таким образом, результативность предложенной психолого-педагогической технологии в изучаемом нами аспекте с учетом форм, методов, способов, приемов напрямую связана с четко структурированной последовательностью занятий, личностной ориентированностью, индивидуально-личностным подходом. Данная технология способствует развитию нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, направляет их на саморазвитие и самосовершенствование.

Авторская программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России представлена в виде специально организованного процесса создания психологических условий, активизирующих развитие нравственных и волевых качеств курсантов. Программа состоит из эмпирического, теоретического и развивающего блоков. Эмпирический блок включает в себя комплекс диагностических методик, направленных на изучение уровня развития нравственных и волевых качеств курсантов. Теоретический блок состоит из комплекса дисциплин психологического цикла,

направленных на получение знаний о специфике профессиональной деятельности УИС, нравственных, волевых качествах, психологических основах их развития, формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке. Развивающий блок - это комплекс мероприятий по активизации процесса развития нравственных и волевых качеств в ситуациях, приближенных к реальным условиям службы.

По окончании реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - определение эффек-

тивности организованной опытно-экспериментальной работы.

Библиографический список

1. Василюк Ф. Е. Психологические переживания. М. : МГУ, 1984. 240 с.

2. Яковлева С. Л., Аксенова Г. И. К вопросу о программе развития нравственных и волевых качеств курсантов // Психолог и современный мир : сб. науч. тр. по материалам XI Междунар. семинара молодых ученых и аспирантов (Тамбов, 26 апр. 2018 г.) / отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов : Принт-Сервис, 2018. С. 140-144.

3. Официальный сайт ФСИН России. URL: https://fsin.gov.ru/news/index. php?ELEMENT_ID=599917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.