Научная статья на тему 'Профессиональная репутация сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Профессиональная репутация сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ / СОТРУДНИКИ И КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ИМИДЖ / PERSONAL PROFESSIONAL REPUTATION / EMPLOYEES AND CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA / IMAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврина Елена Евгеньевна

В статье представлены результаты опроса курсантов и сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на предмет понимания термина «репутация», влияния персональной профессиональной репутации сотрудников и курсантов на имидж образовательной организации. Акцентировано внимание на проблемных моментах в области формирования профессиональной репутации курсантов и сотрудников образовательных организаций, предложены практические рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a survey of cadets and employees of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia on understanding of the term “reputation”, the need for its formation and preservation, the impact of personal professional reputation of employees and cadets on image of an educational organization. Attention is focused on the problematic moments in the field of formation of professional reputation of cadets and employees of educational organizations; practical recommendations for their solution are offered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная репутация сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).127-134

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Е. Е. Гаврина

Для цитирования

Гаврина, Е. Е. Профессиональная репутация сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. Е. Гаврина // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 4(49). - С. 127-134. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).127-134.

\ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены результаты опроса курсантов и сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на предмет понимания термина «репутация», влияния персональной профессиональной репутации сотрудников и курсантов на имидж образовательной организации. Акцентировано внимание на проблемных моментах в области формирования профессиональной репутации курсантов и сотрудников образовательных организаций, предложены практические рекомендации по их решению.

Ключевые слова: персональная профессиональная репутация, сотрудники и курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, имидж.

© Гаврина Е. Е., 2019

Исторически так сложилось, что общество относится к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (УИС) с пренебрежением и недоверием. Работа в учреждениях и органах УИС не считается престижной и не пользуется популярностью у населения. Одной из причин такого отношения являются события, происходившие во времена ГУЛАГа, когда условиям проживания осужденных уделялось мало внимания, нарушались их права, отсутствовал профотбор сотрудников.

Несмотря на то что в настоящее время в пенитенциарных учреждениях созданы все условия для реализации прав и законных интересов осужденных, в СМИ продолжает попадать информация о противоправных поступках сотрудников в отношении осужденных. Отметим, что она не всегда бывает

правдивой и содержит много фейковых новостей с целью внести дисгармонию в работу исправительных учреждений. Именно поэтому является актуальной проработка вопроса об обучении сотрудников УИС приемам формирования и сохранения репутации. Особое внимание необходимо обратить на курсантов, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России, так как вопросами формирования и сохранения профессиональной репутации надо начинать заниматься на этапе вузовской подготовки.

Основной задачей нашего исследования было изучение особенностей понимания курсантами и сотрудниками образовательных организаций ФСИН России термина «репутация», необходимости формирования репутации и ее сохранения.

Исследование проводилось в 2019 г. на базе Академии ФСИН России, в нем приняли участие более 100 курсантов и 50 сотрудников.

Анализ опроса данных лиц по поводу понимания ими термина «репутация» показал, что четких представлений о нем ни у кого из них нет.

Следует отметить, что 91 % курсантов и 88 % сотрудников из числа принявших участие в обследовании указали, что персональная профессиональная репутация сотрудника (работника) УИС влияет на имидж образовательной организации. 3 % курсантов и 6 % сотрудников затруднились ответить на этот вопрос.

6 % курсантов и 6 % сотрудников отметили, что персональная профессиональная репутация сотрудника не влияет на имидж образовательной организации ФСИН России. Данный факт вызывает много вопросов. Следовательно, эта категория обсле-

дуемых считает, что их личная профессиональная репутация не оказывает никакого влияния на имидж образовательной организации, где они работают. В то же время известны случаи, когда противоправные деяния отдельных сотрудников образовательной организации становились известны широкому кругу людей благодаря освещению в СМИ. После появления каждого негативного факта об организации СМИ нередко мгновенно обобщали все отрицательные моменты, которые когда-либо имели к ней отношение. Безусловно, такие обстоятельства не прибавляют имиджа образовательной организации. К тому же за последние годы увеличилось количество негативной информации в СМИ и Интернете о противоправных поступках сотрудников исправительных учреждений. Общество, получая информацию из различных источников о том, что в образовательных организациях работают лица, которые причастны к обучению будущих специалистов для пенитенциарной системы, совершают порочащие достоинство и честь сотрудника УИС действия, начинает еще негативнее относиться к уголовно-исполнительной системе в целом. Появляются рассуждения о том, что если уж в образовательной организации такое творится, то что говорить о самих исправительных учреждениях.

Для нас также было важным узнать, есть ли потребность у обучающихся и работающих в образовательных организациях ФСИН России заботиться об имидже своего вуза (табл. 1). Отвечая на этот вопрос, 59 % курсантов и 63 % сотрудников отметили, что желают принимать участие в формировании имиджа своей образовательной организации.

Таблица 1

Варианты ответов на вопрос: «Есть ли у Вас потребность заботиться об имидже своей образовательной организации?», %

Категория обследуемых Варианты ответов

Есть Затрудняюсь ответить Нет Есть, но не знаю как

Курсанты 59 14 16 11

Сотрудники 63 18 0 19

Таблица 2

Результаты опроса по изучению влияния общественных институтов на репутацию сотрудников (работников) УИС, %

Варианты ответов Влияет положительно Затрудняюсь ответить Не влияет Влияет отрицательно

ты и к и ты и к и ты и к и ты и к и

со а со а со а со а

Общественные рс у тру рс у тру рс у тру рс у тру

институты К Со К Со К Со К Со

Наличие семьи 89 75 5 0 8 19 0 6

Принадлежность к политической партии 11 7 30 31 48 56 11 6

Религиозность 30 19 19 31 43 50 8 0

Непрерывность образования 89 69 7 19 2 12 2 0

Активность в СМИ 19 25 41 50 37 25 3 0

14 % курсантов и 18 % сотрудников указали, что они затрудняются ответить на данный вопрос. 16 % курсантов отметили, что они не готовы принимать участие в формировании имиджа вуза. О чем говорят данные факты? О безразличном отношении обучающихся и сотрудников к месту своей работы, нежелании принимать участие в поддержании и формировании имиджа образовательной организации. Конечно, это может быть и усталость, и эмоциональное выгорание. Тем не менее любая причина нежелания отдельных лиц

принимать участие в формировании имиджа своей образовательной организации может стать источником получения от них новых негативных фактов о ее деятельности. В данном случае необходимо проведение мероприятий воспитательного и психологического характера, направленных на формирование чувства сопричастности к деятельности вуза.

Есть и еще одна группа курсантов (11 %) и сотрудников (19 %), которые готовы принимать участие в формировании положительного имиджа об-

разовательной организации, но не знают, чем они могут помочь. Такую категорию людей лучше вовлекать в деятельность общественных организаций и направлять их силы и энергию на реализацию основных направлений деятельности образовательной организации с целью формирования ее положительного имиджа.

Изучая мнение обследуемых относительно влияния общественных институтов на репутацию сотрудников (работников) УИС, мы установили (табл. 2): большинство курсантов и сотрудников считают, что наличие семьи и непрерывность образования оказывают положительное влияние на формирование репутации сотрудников.

Вопросы о влиянии принадлежности к политической партии, религиозности, активности в СМИ на репутацию сотрудников вызвали больше всего затруднений у респондентов при ответе на них. Скорее всего, это связано с тем, что большинство из них не являются сторонниками каких-либо политических. Часть опрашиваемых указали, что религиозная принадлежность человека не оказывает влияния на формирование профессиональной репутации сотрудника УИС, а со СМИ они в основном не контактируют. В то же время многие обследуемые считают, что ни принадлежность к политической партии, ни религиозность не влияют на формирование репутации.

Мнение относительно активности в СМИ разделилось: одни считают, что взаимодействие со СМИ оказывает положительное влияние на формирование репутации, другие указывают, что не влияет.

Отвечая на вопрос: «Что для Вас является явными признаками наличия положительной профессиональной

репутации у сотрудника (работника) УИС?», курсанты и сотрудники обозначили как схожие, так и отличающиеся показатели.

Общими признаками положительной репутации, по мнению обследуемых, являются: качественное выполнение поручений руководства, наличие образования, отношение к коллегам, уважение со стороны коллег и курсантов, профессионализм, ответственность, честность, наличие поощрений, отсутствие взысканий, наличие наград.

Примечательным является тот факт, что обследуемые выделили в качестве наличия признаков положительной профессиональной репутации ежемесячную заработную плату (5 % курсантов и 12 % сотрудников) и социальные гарантии (3 и 12 % соответственно), стабильность (6 % сотрудников), хотя данные признаки относятся к деятельности организации и являются показателями ее репутации, а не показателями, характеризующими персональную профессиональную репутацию сотрудника УИС.

Курсанты выделили следующие признаки наличия положительной профессиональной репутации у сотрудника УИС: уважение, а не страх со стороны подчиненных; стрессоустой-чивость; справедливость; гуманность; борьба с коррупцией; гибкий подход к исполнению обязанностей по должности; опрятный внешний вид. 3 % курсантов указали, что они не знают, по каким признакам можно судить о наличии у сотрудника УИС положительной репутации.

Сотрудниками были выделены следующие признаки наличия положительной профессиональной репутации у сотрудника УИС: грамотная речь; до-

верие; отношение подчиненных к руководству; звание; включенность в профессиональную деятельность; мастерство, признанное в профессиональном обществе.

Как видно по результатам обследования, и курсанты, и сотрудники имеют представление об основных показателях, характеризующих наличие положительной репутации у сотрудника УИС. Отличительным моментом является то, что каждая категория обследуемых дополнительно выделяет признаки, характеризующие наличие положительной репутации у сотрудника УИС, соответствующие их профессиональным обязанностям и потребностям. На это стоит обратить внимание при организации воспитательной и психологической работы, направленной на формирование и сохранение профессиональной репутации.

Вызывает сожаление тот факт, что обследуемые не выделили такие показатели наличия положительной репутации у сотрудника УИС, как способ и стиль взаимодействия, сохранение достигнутого уровня профессионализма и его совершенствование, участие в профессиональных объединениях, наличие профессионально важных качеств, совершенствование знаний, умений, навыков (повышение квалификации, получение ученой степени и

ученого звания, участие в конференциях, семинарах, обучающих курсах и т. д.), успех в карьерном росте, наличие положительного опыта в решении проблемных вопросов и собственных проектов и т. д. Отдельно можно выделить также субъективные признаки положительной репутации, которые не были упомянуты обследуемыми: порядочность, честность, преданность, бесконфликтность, инициативность и др.

Вызывают много вопросов ответы опрашиваемых на наличие в настоящее время в их окружении людей, влияющих на формирование у них положительной репутации (табл. 3). Как видно по показателям, приведенным в таблице 3, больше 50 % опрошенных заявили, что в их окружении нет людей, которые могли бы оказать влияние на формирование у них положительной репутации. Данный факт говорит о том, что они дают своим коллегам невысокие оценки в области их профессиональной репутации. Почему они так оценивают своих коллег: не доверяют или считают, что они некачественно подходят к решению служебных задач? Если второй вариант, то в чем причина такой оценки: они халатно подходят к исполнению своих служебных обязанностей, или у них наблюдается эмоциональное выгорание и на этом фоне появляются усталость и безразличие к исполне-

Таблица 3

Результаты опроса по изучению наличия в окружении опрашиваемых людей, влияющих на формирование у них положительной репутации, %

Варианты ответов Категория опрошенных Таких людей нет Такие люди есть Отказались отвечать

Курсанты 57 38 5

Сотрудники 56 44 0

нию служебных обязанностей? Чтобы правильно интерпретировать данный факт, необходимо дополнительно изучить эту проблему, но оставлять ее без внимания нельзя.

Отвечая на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, способно разрушить положительную профессиональную репутацию сотрудника?», и курсанты, и сотрудники указали на такие факторы, как лицемерие; некомпетентность; вредные привычки; низкий уровень дисциплины; безалаберное отношение к выполнению служебных поручений.

Курсантами, кроме указанных факторов, были выделены и такие, как наличие ошибок в деятельности сотрудника; сплетни; сарафанное радио; двойные стандарты; коррумпированность; недобросовестные коллеги; негативное отношение со стороны близких; несправедливость в оценивании результатов; потеря уважения и авто-

ритета; профессиональная деформация; нарушение законодательства.

Сотрудники выделили дополнительно следующие факторы: чрезмерная, неуместная авторитарность; отсутствие грамотной профессиональной позиции; унижение личного достоинства подчиненных; некорректное общение с сотрудниками; нарушение субординации; безответственность сотрудников; нечистоплотность; использование жаргонных слов; недобросовестность.

Отвечая на вопрос о возможности восстановить положительную профессиональную репутацию сотрудника УИС в случае ее утраты, 40 % курсантов и 42 % сотрудников сошлись во мнении о том, что это очень сложно (табл. 4). 16 и 10 % соответственно считают, что это невозможно. 35 % курсантов и 42 % сотрудников указали, что все будет зависеть от степени утраты репутации. По сути, все опрашивае-

Таблица 4

Результаты опроса по изучению возможности восстановления положительной профессиональной репутации сотруднику УИС

ответа Категория опрашиваемых Возможно Сложно Невозможно Зависит от степени утраты Не ответили

Курсанты 5 40 16 35 4

Сотрудники 6 42 10 42 0

Таблица 5 Результаты опроса по изучению знания курсантами и сотрудниками конкретных способов и приемов саморазвития положительной профессиональной репутации

^~^\Вариант ответа Категория опрашиваемых Не знают Знают Указали способы и приемы

Курсанты 57 43 0

Сотрудники 64 36 0

мые согласились, что в случае потери репутации сотруднику УИС будет проблематично ее восстановить. Проблемы при восстановлении персональной профессиональной репутации сотрудника УИС связаны не только с необходимостью самому сотруднику предпринять все возможные усилия, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность в случае совершенной ошибки по службе, предоставить доказательства невиновности в случае оговора или совершенной ошибки руководством в оценивании каких-либо служебных обстоятельств, но и с отсутствием вуголовно-исполнительной системе социальных институтов, оказывающих помощь (юридическую, психологическую, воспитательную) сотрудникам в формировании, сохранении и восстановлении репутации.

Ответы второй части обследуемых по поводу знания ими способов и приемов саморазвития положительной профессиональной репутации тоже вызывают много вопросов, так как им было предложено в случае, если они выбирают ответ «если знаете», указать их. Однако никто из числа опрошенных не указал хотя бы один способ или прием по саморазвитию профессиональной репутации, что, в свою очередь, наводит на мысль о том, что они имеют слабые представления в этой области и не понимают, как можно самостоятельно формировать персональную положительную репутацию.

Представленные в статье материалы показывают актуальность проведения мероприятий в образовательных организациях ФСИН России по обучению курсантов и сотрудников приемам и способам формирования положительной профессиональной репутации.

В заключение хотелось бы привести в качестве примера несколько способов и приемов по формированию и сохранению персональной профессиональной репутации. Сотрудники и курсанты должны:

- помнить, что формирование персональной профессиональной репутации начинается с признания заслуг. Следовательно, первым этапом является качественное выполнение своих обязанностей по должности, когда необходимо не только демонстрировать умение качественно исполнять распоряжения руководителя или повседневные обязанности, но и прогнозировать возникновение различных проблемных ситуаций и их предупреждение, предлагать новые, более эффективные способы решения служебных задач;

- заботиться о внешнем виде не только на рабочем месте, но и в быту;

- заниматься самосовершенствованием, повышать квалификацию;

- уважительно относиться к коллегам, подчиненным и руководителям;

- поддерживать теплые, доверительные отношения с окружающими;

- поддерживать достигнутый уровень профессионализма, не допуская снижения качества выполнения обязанностей по должности;

- принимать участие в работе профессиональных объединений;

- участвовать в общественной жизни организации, в которой работаете;

- не участвовать в конфликтах и интригах, не распространять сплетни;

- знать приемы бесконфликтного выхода из проблемных ситуаций;

- проявлять инициативность и самостоятельность при выполнении обязанностей по должности;

- грамотно распределять выполнение обязанностей по должности в тече-

ние рабочего дня с целью повышения качества и объема выполняемых служебных задач;

- заботиться о формировании положительного мнения о себе у окружающих как о профессионале, человеке, семьянине. Имеющийся негативный опыт (хотя бы в одном из социальных статусов) может снизить восприятие окружающими профессиональной репутации человека;

- заботиться о поддержании профессиональной репутации в киберпро-странстве;

- соблюдать законодательство Российской Федерации;

- не допускать негативных поступков не только на службе, но и в быту;

- бережно относиться к своему здоровью;

- заботиться о репутации и имидже организации, в которой работаете. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, но если ваша организация характеризуется обществом с отрицательной стороны, то и ваша профессиональная репутация будет восприниматься негативно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.