УДК 343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).127-134
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Е. Е. Гаврина
Для цитирования
Гаврина, Е. Е. Профессиональная репутация сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. Е. Гаврина // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 4(49). - С. 127-134. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).127-134.
\ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative
Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлены результаты опроса курсантов и сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на предмет понимания термина «репутация», влияния персональной профессиональной репутации сотрудников и курсантов на имидж образовательной организации. Акцентировано внимание на проблемных моментах в области формирования профессиональной репутации курсантов и сотрудников образовательных организаций, предложены практические рекомендации по их решению.
Ключевые слова: персональная профессиональная репутация, сотрудники и курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, имидж.
© Гаврина Е. Е., 2019
Исторически так сложилось, что общество относится к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (УИС) с пренебрежением и недоверием. Работа в учреждениях и органах УИС не считается престижной и не пользуется популярностью у населения. Одной из причин такого отношения являются события, происходившие во времена ГУЛАГа, когда условиям проживания осужденных уделялось мало внимания, нарушались их права, отсутствовал профотбор сотрудников.
Несмотря на то что в настоящее время в пенитенциарных учреждениях созданы все условия для реализации прав и законных интересов осужденных, в СМИ продолжает попадать информация о противоправных поступках сотрудников в отношении осужденных. Отметим, что она не всегда бывает
правдивой и содержит много фейковых новостей с целью внести дисгармонию в работу исправительных учреждений. Именно поэтому является актуальной проработка вопроса об обучении сотрудников УИС приемам формирования и сохранения репутации. Особое внимание необходимо обратить на курсантов, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России, так как вопросами формирования и сохранения профессиональной репутации надо начинать заниматься на этапе вузовской подготовки.
Основной задачей нашего исследования было изучение особенностей понимания курсантами и сотрудниками образовательных организаций ФСИН России термина «репутация», необходимости формирования репутации и ее сохранения.
Исследование проводилось в 2019 г. на базе Академии ФСИН России, в нем приняли участие более 100 курсантов и 50 сотрудников.
Анализ опроса данных лиц по поводу понимания ими термина «репутация» показал, что четких представлений о нем ни у кого из них нет.
Следует отметить, что 91 % курсантов и 88 % сотрудников из числа принявших участие в обследовании указали, что персональная профессиональная репутация сотрудника (работника) УИС влияет на имидж образовательной организации. 3 % курсантов и 6 % сотрудников затруднились ответить на этот вопрос.
6 % курсантов и 6 % сотрудников отметили, что персональная профессиональная репутация сотрудника не влияет на имидж образовательной организации ФСИН России. Данный факт вызывает много вопросов. Следовательно, эта категория обсле-
дуемых считает, что их личная профессиональная репутация не оказывает никакого влияния на имидж образовательной организации, где они работают. В то же время известны случаи, когда противоправные деяния отдельных сотрудников образовательной организации становились известны широкому кругу людей благодаря освещению в СМИ. После появления каждого негативного факта об организации СМИ нередко мгновенно обобщали все отрицательные моменты, которые когда-либо имели к ней отношение. Безусловно, такие обстоятельства не прибавляют имиджа образовательной организации. К тому же за последние годы увеличилось количество негативной информации в СМИ и Интернете о противоправных поступках сотрудников исправительных учреждений. Общество, получая информацию из различных источников о том, что в образовательных организациях работают лица, которые причастны к обучению будущих специалистов для пенитенциарной системы, совершают порочащие достоинство и честь сотрудника УИС действия, начинает еще негативнее относиться к уголовно-исполнительной системе в целом. Появляются рассуждения о том, что если уж в образовательной организации такое творится, то что говорить о самих исправительных учреждениях.
Для нас также было важным узнать, есть ли потребность у обучающихся и работающих в образовательных организациях ФСИН России заботиться об имидже своего вуза (табл. 1). Отвечая на этот вопрос, 59 % курсантов и 63 % сотрудников отметили, что желают принимать участие в формировании имиджа своей образовательной организации.
Таблица 1
Варианты ответов на вопрос: «Есть ли у Вас потребность заботиться об имидже своей образовательной организации?», %
Категория обследуемых Варианты ответов
Есть Затрудняюсь ответить Нет Есть, но не знаю как
Курсанты 59 14 16 11
Сотрудники 63 18 0 19
Таблица 2
Результаты опроса по изучению влияния общественных институтов на репутацию сотрудников (работников) УИС, %
Варианты ответов Влияет положительно Затрудняюсь ответить Не влияет Влияет отрицательно
ты и к и ты и к и ты и к и ты и к и
со а со а со а со а
Общественные рс у тру рс у тру рс у тру рс у тру
институты К Со К Со К Со К Со
Наличие семьи 89 75 5 0 8 19 0 6
Принадлежность к политической партии 11 7 30 31 48 56 11 6
Религиозность 30 19 19 31 43 50 8 0
Непрерывность образования 89 69 7 19 2 12 2 0
Активность в СМИ 19 25 41 50 37 25 3 0
14 % курсантов и 18 % сотрудников указали, что они затрудняются ответить на данный вопрос. 16 % курсантов отметили, что они не готовы принимать участие в формировании имиджа вуза. О чем говорят данные факты? О безразличном отношении обучающихся и сотрудников к месту своей работы, нежелании принимать участие в поддержании и формировании имиджа образовательной организации. Конечно, это может быть и усталость, и эмоциональное выгорание. Тем не менее любая причина нежелания отдельных лиц
принимать участие в формировании имиджа своей образовательной организации может стать источником получения от них новых негативных фактов о ее деятельности. В данном случае необходимо проведение мероприятий воспитательного и психологического характера, направленных на формирование чувства сопричастности к деятельности вуза.
Есть и еще одна группа курсантов (11 %) и сотрудников (19 %), которые готовы принимать участие в формировании положительного имиджа об-
разовательной организации, но не знают, чем они могут помочь. Такую категорию людей лучше вовлекать в деятельность общественных организаций и направлять их силы и энергию на реализацию основных направлений деятельности образовательной организации с целью формирования ее положительного имиджа.
Изучая мнение обследуемых относительно влияния общественных институтов на репутацию сотрудников (работников) УИС, мы установили (табл. 2): большинство курсантов и сотрудников считают, что наличие семьи и непрерывность образования оказывают положительное влияние на формирование репутации сотрудников.
Вопросы о влиянии принадлежности к политической партии, религиозности, активности в СМИ на репутацию сотрудников вызвали больше всего затруднений у респондентов при ответе на них. Скорее всего, это связано с тем, что большинство из них не являются сторонниками каких-либо политических. Часть опрашиваемых указали, что религиозная принадлежность человека не оказывает влияния на формирование профессиональной репутации сотрудника УИС, а со СМИ они в основном не контактируют. В то же время многие обследуемые считают, что ни принадлежность к политической партии, ни религиозность не влияют на формирование репутации.
Мнение относительно активности в СМИ разделилось: одни считают, что взаимодействие со СМИ оказывает положительное влияние на формирование репутации, другие указывают, что не влияет.
Отвечая на вопрос: «Что для Вас является явными признаками наличия положительной профессиональной
репутации у сотрудника (работника) УИС?», курсанты и сотрудники обозначили как схожие, так и отличающиеся показатели.
Общими признаками положительной репутации, по мнению обследуемых, являются: качественное выполнение поручений руководства, наличие образования, отношение к коллегам, уважение со стороны коллег и курсантов, профессионализм, ответственность, честность, наличие поощрений, отсутствие взысканий, наличие наград.
Примечательным является тот факт, что обследуемые выделили в качестве наличия признаков положительной профессиональной репутации ежемесячную заработную плату (5 % курсантов и 12 % сотрудников) и социальные гарантии (3 и 12 % соответственно), стабильность (6 % сотрудников), хотя данные признаки относятся к деятельности организации и являются показателями ее репутации, а не показателями, характеризующими персональную профессиональную репутацию сотрудника УИС.
Курсанты выделили следующие признаки наличия положительной профессиональной репутации у сотрудника УИС: уважение, а не страх со стороны подчиненных; стрессоустой-чивость; справедливость; гуманность; борьба с коррупцией; гибкий подход к исполнению обязанностей по должности; опрятный внешний вид. 3 % курсантов указали, что они не знают, по каким признакам можно судить о наличии у сотрудника УИС положительной репутации.
Сотрудниками были выделены следующие признаки наличия положительной профессиональной репутации у сотрудника УИС: грамотная речь; до-
верие; отношение подчиненных к руководству; звание; включенность в профессиональную деятельность; мастерство, признанное в профессиональном обществе.
Как видно по результатам обследования, и курсанты, и сотрудники имеют представление об основных показателях, характеризующих наличие положительной репутации у сотрудника УИС. Отличительным моментом является то, что каждая категория обследуемых дополнительно выделяет признаки, характеризующие наличие положительной репутации у сотрудника УИС, соответствующие их профессиональным обязанностям и потребностям. На это стоит обратить внимание при организации воспитательной и психологической работы, направленной на формирование и сохранение профессиональной репутации.
Вызывает сожаление тот факт, что обследуемые не выделили такие показатели наличия положительной репутации у сотрудника УИС, как способ и стиль взаимодействия, сохранение достигнутого уровня профессионализма и его совершенствование, участие в профессиональных объединениях, наличие профессионально важных качеств, совершенствование знаний, умений, навыков (повышение квалификации, получение ученой степени и
ученого звания, участие в конференциях, семинарах, обучающих курсах и т. д.), успех в карьерном росте, наличие положительного опыта в решении проблемных вопросов и собственных проектов и т. д. Отдельно можно выделить также субъективные признаки положительной репутации, которые не были упомянуты обследуемыми: порядочность, честность, преданность, бесконфликтность, инициативность и др.
Вызывают много вопросов ответы опрашиваемых на наличие в настоящее время в их окружении людей, влияющих на формирование у них положительной репутации (табл. 3). Как видно по показателям, приведенным в таблице 3, больше 50 % опрошенных заявили, что в их окружении нет людей, которые могли бы оказать влияние на формирование у них положительной репутации. Данный факт говорит о том, что они дают своим коллегам невысокие оценки в области их профессиональной репутации. Почему они так оценивают своих коллег: не доверяют или считают, что они некачественно подходят к решению служебных задач? Если второй вариант, то в чем причина такой оценки: они халатно подходят к исполнению своих служебных обязанностей, или у них наблюдается эмоциональное выгорание и на этом фоне появляются усталость и безразличие к исполне-
Таблица 3
Результаты опроса по изучению наличия в окружении опрашиваемых людей, влияющих на формирование у них положительной репутации, %
Варианты ответов Категория опрошенных Таких людей нет Такие люди есть Отказались отвечать
Курсанты 57 38 5
Сотрудники 56 44 0
нию служебных обязанностей? Чтобы правильно интерпретировать данный факт, необходимо дополнительно изучить эту проблему, но оставлять ее без внимания нельзя.
Отвечая на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, способно разрушить положительную профессиональную репутацию сотрудника?», и курсанты, и сотрудники указали на такие факторы, как лицемерие; некомпетентность; вредные привычки; низкий уровень дисциплины; безалаберное отношение к выполнению служебных поручений.
Курсантами, кроме указанных факторов, были выделены и такие, как наличие ошибок в деятельности сотрудника; сплетни; сарафанное радио; двойные стандарты; коррумпированность; недобросовестные коллеги; негативное отношение со стороны близких; несправедливость в оценивании результатов; потеря уважения и авто-
ритета; профессиональная деформация; нарушение законодательства.
Сотрудники выделили дополнительно следующие факторы: чрезмерная, неуместная авторитарность; отсутствие грамотной профессиональной позиции; унижение личного достоинства подчиненных; некорректное общение с сотрудниками; нарушение субординации; безответственность сотрудников; нечистоплотность; использование жаргонных слов; недобросовестность.
Отвечая на вопрос о возможности восстановить положительную профессиональную репутацию сотрудника УИС в случае ее утраты, 40 % курсантов и 42 % сотрудников сошлись во мнении о том, что это очень сложно (табл. 4). 16 и 10 % соответственно считают, что это невозможно. 35 % курсантов и 42 % сотрудников указали, что все будет зависеть от степени утраты репутации. По сути, все опрашивае-
Таблица 4
Результаты опроса по изучению возможности восстановления положительной профессиональной репутации сотруднику УИС
ответа Категория опрашиваемых Возможно Сложно Невозможно Зависит от степени утраты Не ответили
Курсанты 5 40 16 35 4
Сотрудники 6 42 10 42 0
Таблица 5 Результаты опроса по изучению знания курсантами и сотрудниками конкретных способов и приемов саморазвития положительной профессиональной репутации
^~^\Вариант ответа Категория опрашиваемых Не знают Знают Указали способы и приемы
Курсанты 57 43 0
Сотрудники 64 36 0
мые согласились, что в случае потери репутации сотруднику УИС будет проблематично ее восстановить. Проблемы при восстановлении персональной профессиональной репутации сотрудника УИС связаны не только с необходимостью самому сотруднику предпринять все возможные усилия, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность в случае совершенной ошибки по службе, предоставить доказательства невиновности в случае оговора или совершенной ошибки руководством в оценивании каких-либо служебных обстоятельств, но и с отсутствием вуголовно-исполнительной системе социальных институтов, оказывающих помощь (юридическую, психологическую, воспитательную) сотрудникам в формировании, сохранении и восстановлении репутации.
Ответы второй части обследуемых по поводу знания ими способов и приемов саморазвития положительной профессиональной репутации тоже вызывают много вопросов, так как им было предложено в случае, если они выбирают ответ «если знаете», указать их. Однако никто из числа опрошенных не указал хотя бы один способ или прием по саморазвитию профессиональной репутации, что, в свою очередь, наводит на мысль о том, что они имеют слабые представления в этой области и не понимают, как можно самостоятельно формировать персональную положительную репутацию.
Представленные в статье материалы показывают актуальность проведения мероприятий в образовательных организациях ФСИН России по обучению курсантов и сотрудников приемам и способам формирования положительной профессиональной репутации.
В заключение хотелось бы привести в качестве примера несколько способов и приемов по формированию и сохранению персональной профессиональной репутации. Сотрудники и курсанты должны:
- помнить, что формирование персональной профессиональной репутации начинается с признания заслуг. Следовательно, первым этапом является качественное выполнение своих обязанностей по должности, когда необходимо не только демонстрировать умение качественно исполнять распоряжения руководителя или повседневные обязанности, но и прогнозировать возникновение различных проблемных ситуаций и их предупреждение, предлагать новые, более эффективные способы решения служебных задач;
- заботиться о внешнем виде не только на рабочем месте, но и в быту;
- заниматься самосовершенствованием, повышать квалификацию;
- уважительно относиться к коллегам, подчиненным и руководителям;
- поддерживать теплые, доверительные отношения с окружающими;
- поддерживать достигнутый уровень профессионализма, не допуская снижения качества выполнения обязанностей по должности;
- принимать участие в работе профессиональных объединений;
- участвовать в общественной жизни организации, в которой работаете;
- не участвовать в конфликтах и интригах, не распространять сплетни;
- знать приемы бесконфликтного выхода из проблемных ситуаций;
- проявлять инициативность и самостоятельность при выполнении обязанностей по должности;
- грамотно распределять выполнение обязанностей по должности в тече-
ние рабочего дня с целью повышения качества и объема выполняемых служебных задач;
- заботиться о формировании положительного мнения о себе у окружающих как о профессионале, человеке, семьянине. Имеющийся негативный опыт (хотя бы в одном из социальных статусов) может снизить восприятие окружающими профессиональной репутации человека;
- заботиться о поддержании профессиональной репутации в киберпро-странстве;
- соблюдать законодательство Российской Федерации;
- не допускать негативных поступков не только на службе, но и в быту;
- бережно относиться к своему здоровью;
- заботиться о репутации и имидже организации, в которой работаете. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, но если ваша организация характеризуется обществом с отрицательной стороны, то и ваша профессиональная репутация будет восприниматься негативно.